ББК Ч30/49.Я7
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ В АСПЕКТЕ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К СЕМЬЕ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*
Ю.В. Тягу нова ЮУрГУ
Статья посвящена описанию инновационной деятельности как формы повышения квалификации учителей в аспекте воспитания ценностного отношения учащихся к семье.
Анализ методической литературы, участие в научно-методических и практических конференциях различного уровня показали, что успех воспитания ценностного отношения учащихся к семье зависит от целенаправленной и эффективной деятельности педагога, понимания им его роли в воспитании ценностного отношения к семье у учащихся, его готовности к осуществлению этой роли. Однако констатирующий эксперимент, проведенный в трех школах Челябинской области, позволяет говорить, что практикующие учителя школ не готовы к осуществлению функции воспитания ценностного отношения в рамках решения проблемы повышения уровня воспитанности ценностного отношения учащихся к семье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение квалификации учителя в воспитании ценностного отношения к семье у учащихся есть необходимость современной педагогической практики. В нашем исследовании инновационная деятельность предстает как один из наиболее эффективных форм повышения квалификации.
Особенностью повышения квалификации в инновационной деятельности является интенсификация процесса повышения квалификации учителя вообще и становления готовности к воспитанию ценностного отношения к семье у учащихся в частности, а также осуществление инновационной деятельности без отрыва от профессиональной деятельности. Инновационная деятельность в процессе повышения квалификации учителя стимулирует самостоятельную деятельность учителя по созиданию, освоению, апробации и внедрению системы воспитания ценностного отношения учащихся к семье. То есть в инновационной деятельности учителя акцент необхо-
димо делать скорее на стимуляцию внедрения собственных инновационных воспитательных систем, чём на внедрение готовых воспитательных систем. Этот факт указывает на эффективность данной формы повышения квалификации по отношению к другим, так как учитель не вообще учится воспитывать ценностное отношение к семье, а делает это для данного классного коллектива.
Каким бы не был вид инновационной деятельности: созидание, освоение, апробация или внедрение инновационной воспитательной системы учитель вынужден выполнять несвойственные ему ранее функции, использовать новые средства, новые формы взаимодействия (с родителями, с коллегами, с администрацией, с учащимися) [4]. Противоречие между поставленной задачей воспитания ценностного отношения учащихся к семье и способностью ее разрешения приводит педагога к пониманию им того факта, что его квалификации уже не достаточно для выполнения профессиональной деятельности на достаточном уровне. Квалификацию надо повышать. В основе гуманно-ориентированного подхода, лежащего в основании модели повышения квалификации учителя в воспитании ценностного отношения учащихся к семье, заложено представление того факта, что становление готовности учителя, как личности, идет через реализацию внутренних резервов, через личностно-значимую деятельность при учете индивидуальных особенностей [6]. И действительно, наша модель повышения квалификации предполагает, что любые полученные знания о социальной ценности семьи преломляются через призму субъективных представлений и личных ценностей учителя и преобразуют личность учителя в соответствии с его
*При финансовой поддержке Правительства Челябинской области
природными задатками и личными предпочтениями. Таким образом, внедряя даже готовую систему воспитания ценностного отношения к семье, учитель привносит в нее что-то новое, в соответствии с его представлениями о процессе воспитания ценностей. Инновационная деятельность позволяет реализовать учителю свои внутренние задатки в модели воспитания ценностного отношения учащихся к семье. Таким образом, очевидно, что участие в инновационной деятельности стимулирует учителя к повышению квалификации.
Применить готовую модель в конкретном классном коллективе, не привнося ничего нового, достаточно проблематично и малоэффективно, так как каждый классный коллектив обладает своей спецификой, начальным уровнем воспитанности ценностного отношения к семье, воспитательным потенциалом семей учащихся и другими особенностями, которые необходимо учитывать при моделировании и внедрении воспитательной системы. Поэтому, так или иначе, учителю необходимо адаптировать готовую систему или вновь разрабатывать свою, то есть заниматься инновацией. Выполняя инновационную деятельность, учитель приобретает новые представления о содержании воспитания ценностного отношения к семье, о новых методиках воспитания ценностного отношения к семье, о особенностях моделирования системы воспитания ценностного отношения к семье, о методах диагностики ценностного отношения к семье. Таким образом, обогащается его образованность в сфере воспитания ценностного отношения к семье, а значит, инновационная деятельность влияет на профессиональную компетентность учителя в данной сфере [3, 4]. В процессе приобретения новых знаний и умений о воспитании ценностного отношения к семье неминуемо меняются личные взгляды, позиции, отношение учителя к проблеме воспитания ценностного отношения учащихся к семье. Все это сказывается на взаимоотношениях между субъектами модели: родителями, учащимися, учителями, администрацией. Все они, вовлекаясь в инновационную деятельность вместе с учителем, должны придерживаться особых норм поведения, требуемых данной воспитательной системой. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что вовлечение в инновационную деятельность субъектов системы повышения квалификации содействует становлению их нравственной
позиции по данной проблеме. Относительно учителей можно говорить о становлении и развитии профессиональной нравственности [4]. Отражение влияния инновационной деятельности по созданию, освоению, апробации и внедрению системы воспитания ценностного отношения к семье на компоненты профессиональной квалификации, выявленные Г.Н. Сериковым (инициативность, профессиональная нравственность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство), позволяет говорить о полноправном отнесении инновационной деятельности к наиболее эффективным формам повышения квалификации.
Средством осуществления инновационной деятельности является новация. В данном исследовании новацией является система воспитания ценностного отношения учащихся к семье.
Содержание деятельности субъектов инновационной системы (учащихся родителей и учителей) направлено на освоение учащимися общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек», «Здоровье», «Общение» - с акцентом на ценность семьи, ее значимость для человека; содержание согласовано с образовательной программой по предметам гуманитарного цикла. Таким образом, абстрактный социальный опыт, полученный на уроке, посредством воспитательного мероприятия превращается в личный опыт учащегося, а социальные ценности - в личные ценности. Специфическая особенность данной воспитательной системы - интеграция содержания воспитательных мероприятий с содержанием учебных предметов.
Совместная деятельность в данной системе организована в форме коммуникативных игр, тренингов общения, внеклассных мероприятий, экскурсий, походов, различных по форме классных часов: организационных, плановых, информационно-познавательных, бесед по психолого-педагогическим проблемам учащихся, родительских собраний - и других практико-ориентирующих форм, имитирующие социальные аспекты семейной жизни. Реализация на этих занятиях разнообразных методов организации деятельности, педагогического воздействия, убеждения и практического воспитания позволяют учесть индивидуальные особенности учащихся. Вариативное использование форм воспитатель-
Тягу нова Ю.В. Повышение квалификации учителя в аспекте
_____________________________________________воспитания ценностного отношения учащихся...
лее разнообразными будут предложенные ад-
ных мероприятии - отличительныи признак данной системы воспитания.
Освоение новации реализуется на поисково-познавательном этапе повышения квалификации. Задача учителя - поиск информации, способной устранить пробелы и пополнить багаж теоретических знаний учителя в данной проблеме и ее освоение. Уже в процессе поиска источников информации, а затем и в процессе их изучения, происходит формирование представления учителя о состоянии проблемы воспитания ценностного отношения учащихся к семье в теории и практике педагогики, о различных подходах к решению данной проблемы. Повышение квалификации при освоении новации проявляется в повышении компетентности учителя в теории и практике воспитания ценностного отношения учащихся к семье и может уже проявляться в его профессиональной деятельности в отдельных освоенных приемах и методах воспитания ценностей или в отработке отдельных заимствованных (или своих) фрагментов мероприятий.
На этапе созидания новации учителем зарождается замысел реализовать систему воспитания ценностного отношения учащихся к семье. На данном этапе учитель, осознает актуальность внедрения такой системы именно в данном классном коллективе. Такая деятельность приводит к становлению собственной нравственной позиции учителя по отношению к воспитанию ценностного отношения к семье.
Этап апробации и внедрения инновации предполагает - внедрение собственных инновационных методических разработок в практику образовательного процесса или готовой адаптированной системы. На данном, технологическом этапе повышения квалификации осуществляется проявление профессиональной компетентности учителя в воспитании ценностного отношения к семье в практике, а также проявляется его инициативность в этом аспекте, как составляющая квалификации.
Таким образом, все виды инновационной деятельности способствуют повышению квалификации учителя в воспитании ценностного отношения учащихся к семье.
Для более эффективного повышения квалификации на этапе внедрения инновационных воспитательных систем необходимо вовлечение учителей в как можно более разнообразные формы представления результатов, для чего необходима их организация. Чем бо-
министрацией и учителями формы представления результатов инновационной деятельности, тем больше у учителя возможностей в апробации и внедрении своих результатов [5]. Стимулирование учителей к открытому представлению результатов своей деятельности, к открытым формам демонстрации результатов внедрения может проявляться в совмещении открытых мероприятий, связанных с аттестацией учителей, и открытых мероприятий по внедрению и апробации результатов работы.
При вовлечении педагога в инновационную деятельность необходимо объяснить ему, что каждую новацию надо тестировать по признакам новации и инновации [4]. В случае низкого уровня готовности учителя к воспитанию ценностного отношения к семье инновация может нанести вред учащемуся или педагогу, поэтому в данной модели предусмотрено создание цензурного механизма, позволяющего отсеять «сомнительные» новации. На данном этапе также важно помнить, что если учитель находится в начале своей инновационной деятельности, то он выполняет действия, которыми владеет не совсем искусно. Т.е. уровень его педагогического мастерства на данном этапе еще невысок. Но со временем, когда действия станут для него традиционными, произойдет рост уровня педагогической техники.
Передача теоретических знаний и профессиональных практических умений должна осуществляться на основе их органической интерпретации без разрыва во времени, на основе глубокого взаимодействия всех способов и форм повышения квалификации. Поэтому, помимо инновационной деятельности предлагаются следующие организационные формы повышения квалификации в аспекте воспитания ценностного отношения учащихся к семье.
1. Тематический спецкурс «Воспитание ценностного отношения к семье у учащегося» организуется в школе для всех учителей и предполагает освоение основ воспитания ценностного отношения к семье в короткие сроки, концентрированно. Он обеспечивает изложение минимального объема информации по данной проблеме. В его основе лежит образовательная программа, содержание которой тесно связано с содержанием воспитания ценностного отношения к семье. В данной форме наиболее явно представлен такой вид инновационной деятельности как освое-
ние новации. Эта форма достаточно эффективна, так как, во-первых, позволяет охватить весь педагогический коллектив, во-вторых, адаптивна к конкретным условиям школы, в-третьих, может быть реализована силами самой школы.
2. Методическая работа по разработке воспитательных мероприятий, направленных на воспитание ценностного отношения к семье учащегося, по разработке психологопедагогических лекториев для родителей по проблеме воспитания ценностного отношения к семье у учащегося и др.. Такая работа предполагает обмен опытом, своеобразную учебу учителей при обсуждении узких, конкретных, задач воспитания ценностного отношения к семье средствами предмета или воспитательного мероприятия. На заседаниях обсуждаются результаты внедрения новаций по данной тематике. Приоритетной эта форма становится при реализации такого вида инновационной деятельности, как созидание и внедрение новации.
3. Научно-методическая работа. Она
осуществляется и учителями, и администрацией. В нее входит: разработка методик проведения занятий и методических материалов для них, разработка учебных планов и программ, исследовательская деятельность, участие в научно-практических конференциях по теме воспитания ценностного отношения учащихся к семье, т.е. созидание новации.
4. Самообразование. Предполагает вовлечение всех педагогов школы по их интересам в соответствии с возможностями. Инновационная деятельность в форме самообразования проявляется в освоении нового содержания, новых технологий воспитания ценностного отношения к семье.
5. Соискательство. Эта форма повышения квалификации хотя и более продуктивная в плане формирования готовности к воспитанию ценностного отношения к семье, если тематика исследования совпадает, однако менее реализуема, т.к. в основном доступна учителям молодым, инициативным и несет с собой дополнительную нагрузку на учителя, кроме того она не позволяет в короткие сроки повысить квалификацию большинства учителей и рассчитана на единичные случаи. Тем не менее, нельзя сбрасывать возможности
этой формы со счетов, т.к. именно она принесет наиболее существенные и серьезные результаты в научно-методическом плане.
Очевидно, что все перечисленные организационные формы повышения квалификации объединяет то, что посредством их учителя вовлечены в инновационную деятельность по созданию, освоению, апробации и внедрению собственной воспитательной системы [1, 2]. Различные формы организации инновационной деятельности: тематический спецкурс, научно-методическая работа, методическая работа, самообразование, соискательство вполне гармонично могут быть использованы вместе. Все они содействуют более эффективному вовлечению учителя в инновационную деятельность, посредством которой повышается квалификация учителя в аспекте воспитания ценностного отношения учащихся к семье.
Литература
1. Биктагирова, Г.Ф. Дидактические условия развития педагогической рефлексии учителя в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук / Г.Ф. Биктагирова. -Казань: 2004. -170 с.
2. Зенкина, С.А. Педагогические условия развития мотивации профессиональной деятельности педагога в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Зенкина. - М. : 2003. -194 с.
3. Инновации как фактор модернизации образования взрослых: теория и практика // Материалы всерос. конф. молодых ученых, 20-21 апр. 2004 г.; науч. ред.: В.И Подобед, В.В. Горшкова. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. -170 с.
4. Котлярова, И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с профессионально-педагогической квалификацией: монография / И.О. Котлярова. - Челябинск: Факел, 1998.-182 с.
5. Протасова, И.А. Социально-педагогиче-ские условия формирования теоретической готовности учителя к инновационной деятельности (В процессе обучения студентов педагогического вуза): дис.... канд. пед. наук / И.А. Протасова. - Екатеринбург, 1999. - 204 с.
6. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека: монография / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 414 с.