Научная статья на тему 'Повышение квалификации как фактор творческого саморазвития сельского учителя'

Повышение квалификации как фактор творческого саморазвития сельского учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Г. А.

Автором рассматриваются общие идеи и тенденции творческого саморазвития личности, выявляется специфика деятельности сельского учителя, связанная с особенностями не только социально-экономических условий села, но и сельского ребенка. Представлена модель «проживания» сельских учителей на курсах повышения квалификации, в рамках которой педагог проходит следующие этапы: функционирование, развитие, творческое саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualification Improvement as a Way of Raising Creative Potential of a Teacher in Rural Areas

The paper presents general ideas and tendencies of creative self-development of the person, reveales eatures of activity of the rural teacher, connected not only with specific social and economic conditions of countryside but with typical features of the rural child. The paper introduces a model of rural teachers’ improving of professional skills at qualification improvement courses. Within the framework of the model the teacher passes stages of functioning, development, creative self-development.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации как фактор творческого саморазвития сельского учителя»

СТОШШШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙШЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ФАКТОР ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ

Г.А. Федотова, докторант Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, доцент

Автором рассматриваются общие идеи и тенденции творческого саморазвития личности, выявляется специфика деятельности сельского учителя, связанная с особенностями не только социально-экономических условий села, но и сельского ребенка. Представлена модель «проживания» сельских учителей на курсах повышения квалификации, в рамках которой педагог проходит следующие этапы: функционирование, развитие, творческое саморазвитие.

The paper presents general ideas and tendencies of creative self-development of the person, reveales eatures of activity of the rural teacher, connected not only with specific social and economic conditions of countryside but with typical features of the rural child. The paper introduces a model of rural teachers’ improving of professional skills at qualification improvement courses. Within the framework of the model the teacher passes stages of functioning, development, creative self-development.

Наиболее общие идеи и тенденции творческого саморазвития личности состоят в следующем: это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации; индивидуально-личностное саморазвитие, направленное на разрешение противоречий и постоянно усложняющихся творческих задач; изменение структуры личности, возрастание роли внутренних источников развития; процесс видения жизненных перспектив; сознательное управление своим развитием; повышение собственной продуктивности; духовное самоукрепление; развитие умственного мира; стремление выразить неизвестное, превратить его в известное; прохождение личностью множества точек бифуркации (кризисов); интенсификация и повышение эффективности процессов «самости»: самопознания, самооценки, творческого самоопределе-

Ценностными ориентирами любой современной школы могут выступать слова П.Ф. Каптерева: «Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу... Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать».

Саморазвитие относится к основным категориям педагогической науки, определяется как внутренняя активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала и является обязательной составляющей современного образования (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.С. Выготский, М.С. Каган, М.В. Кларин, А. Маслоу, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.).

Анализ множества исследований позволяет нам выделить как наиболее существенную характеристику саморазвития основной внутренний механизм развития личности в сознательном, качественном изменении самого себя, связанный со становлением субъектности. Иными словами, субъектность выступает качественным показателем саморазвития личности.

ния, творческой самореализации и самосовершенствования личности1.

Анализ работ, затрагивающих проблемы творческого саморазвития и самосовершенствования, показывает, что в основном они посвящены индивидуальным субъектам (педагогу, воспитателю, руководителю образовательного учреждения, учащемуся). Несмотря на то что в последнее время появились достаточно серьезные разработки в области творческого саморазвития педагога (Л.П. Кваш-ко, А.С. Косогова, Ю.А. Лебейко, Н.Ш. Чинкина), проблема творческого саморазвития сельского учителя остает-© Г.А. Федотова, 2004

№ 1, 2004

ся недостаточно изученной. Это объясняется рядом причин: спецификой сельской школы и ее социокультурного пространства (восприятия ее как социального феномена), а также полифункциональ-ной деятельностью педагога.

Специфические социальные условия функционирования сельской школы (сла-боразвитость социальной инфраструктуры, изолированность, отдаленность, потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей и взрослого населения) ставят ее перед необходимостью выполнения многочисленных социально-педагогических и культурных функций. Современная сельская школа выступает селообразующим и культурно-образовательным фактором, имея целью оздоровление социальной среды обитания ребенка, преодоление отчужденности детей и родителей, восстановление вековой крестьянской традиции воспитывать «всем миром»2.

Особенности личностного развития сельского ребенка во многом обусловливаются окружающей его социокультурной средой, воздействие которой имеет как позитивные, так и негативные последствия. Педагогическому коллективу, чтобы правильно строить стратегию социально-педагогического сопровождения сельского ребенка, необходимо учитывать наиболее типичные его особенности, которые формируются под влиянием следующих факторов.

Пространственная ограниченность сельской среды, узость и однообразие поведенческих, нравственных и культурных образцов имеют следствием повышенный уровень монотомии (психологического пресыщения) сельского ребенка, медленный темп культурного развития, коммуникативных навыков, речевой культуры и общей образованности. Сельский школьник младшего возраста по сравнению с городским дольше овладевает речевыми навыками родного языка; бедность его словаря обусловлена бедностью стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов, своеобразием говора той или иной местности.

Однообразие сельской средыг способствует выработке статического внимания, статического типа поведения, медленно переключающегося на новые раздражители, но обладающего общей устойчивостью. Внимание носит сравнительно пассивный характер. Раннее включение ребенка в трудовую жизнь, с одной стороны, формирует ценностноцелевую установку на практический результат, а с другой — подавляет и ослабляет целый ряд других функций, способствующих его раннему развитию (игровой деятельности, художественного творчества, интеллектуальной работы, физкультурно-оздоровительной деятельности).

Постоянное пребыгвание взрослыгх на глазах ребенка приводит к тому, что сельские дети не только быстро овладевают несложными трудовыми навыками взрослых, но и усваивают нормы поведения старших, их нравственные ценности. Ассоциативное поведение взрослых служит мощным стимулом для подражания.

Близкое знакомство с природой позволяет сельскому школьнику иметь обширный запас предметных представлений о явлениях природы и животном мире, наблюдательность, устойчивость внимания, особый характер мышления (недоразвитие анализирующего, логического мышления). Отличительными свойствами живых, ярких представлений ребенка являются наглядность, предметность (городскому ребенку свойственны более сильно выраженная вербальность, сравнительно меньшая наглядность). Здесь, видимо, и кроются причины затруднения сельского школьника в восприятии отвлеченных, абстрактных, понятий. Его ум обладает большей ясностью, полнотой, наглядностью, образностью. Для сельского ребенка характерны созерцательность, отсутствие торопливости и сентиментальности, сдержанность в выражении своих чувств, непосредственность, открытость, отзывчивость, самостоятельность в быту, склонность к чувственному восприятию окружающего мира.

Вышеперечисленное определяет высокие требования к личности сельского учителя. Он должен быстро адаптиро-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ваться к изменяющимися социально-экономическим и культурным условиям сельского образования, овладевать обновляющимися содержанием и технологиями обучения, природосообразующи-мися с личностью сельского ребенка, определять свое место в социокультурной жизни села, быть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли. Становится очевидной необходимость непрерывного образования учителя, в рамках которого он смог бы развивать свой интеллектуальный потенциал, овладевать способами и приемами творческого саморазвития.

Когда ставится проблема изменения, роста, развития и саморазвития личности, ее эволюции (или инновации), то неизбежно возникает вопрос о способности человека к развитию, о потенциалах этого развития. Творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностносмысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их. Имеется основание полагать, что такая база (такой потенциал развития) есть системное образование личности, которое отличается мотивационныгми, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно: богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения, уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, высокой работоспособностью человека, его физическими силами и энергией, уровнем развития психофизиологических возможностей. Только на такой психологической базе может осуществляться постоянный рост, продвижение и развитие взрослого человека3.

Анализ образовательной практики по формированию творческой саморазвива-

ющейся личности сельского педагога выявил ряд противоречий:

— между возросшими требованиями обновляющегося общества к педагогу, способному к творческому саморазвитию, и неготовностью основной массы учителей к работе в режиме творческого саморазвития;

— возможностями социокультурной среды в творческом саморазвитии и неразработанностью организационно-педагогических условий, стимулирующих сельского учителя к творческому саморазвитию;

— наличием широкой сети научнометодического сопровождения и недостаточной его эффективностью в удовлетворении индивидуальных потребностей и запросов сельского учителя в овладении технологиями саморазвития субъектов образовательного процесса;

— существующим потенциалом педагогического коллектива как коллективного субъекта и неспособностью управленцев создать педагогический коллектив как полиролевую и профессиональную полифункциональную общность педагогов образовательного учреждения, находящуюся в постоянном развитии и саморазвитии.

Недостаточное реагирование педагогических вузов на подготовку будущих учителей к работе в сельской школе предопределяет кардинальные изменения в системе повышения квалификации учителей. Это касается всех структурных подразделений методической службы: сельской школы, районных методических объединений, курсов повышения квалификации.

Основной целью методической службы школы выступает создание условий для творческого самовыражения, саморазвития каждого члена педагогического коллектива как коллективного субъекта. Под коллективным субъектом будем понимать всякую совместно действующую или ведущую себя группу людей. При этом всякая совокупность людей, проявляющая себя через любые формы поведения, отношения, деятельности, общения, взаимодействия и т.п., есть коллективный субъект. К признакам, счита-

№ 1, 2004

ющимся необходимыми и критериальными в описании коллективного субъекта, относятся: совместная продуктивная деятельность на основе осознания конкретной цели как существенно важной с практической и социальной точек зрения и признания ее выполняемости; взаимосвязь и взаимозависимость членов группы; способность к групповой самореф-лексии. Установлено, что развиваться объект может только при условии приобретения им субъективных функций.

Чем выше уровень развития и саморазвития педагогического коллектива, тем более благоприятные условия и возможности для саморазвития и самосовершенствования создаются для педагогов и учащихся. В этом случае педагогический коллектив представляет собой «поле» для самосовершенствования, самоутверждения, саморазвития личности всех индивидуальных субъектов.

Вся методическая служба школы направлена на инициирование педагогических инноваций, разработку индивидуальных «Я-концепций творческого саморазвития педагога». В рамках школьного методического объединения педагог овладевает способами и приемами организации поисково-исследовательской, опытно-экспериментальной, культурнопросветительной деятельности совместно с учащимися, родителями, взрослым населением села. С одной стороны, это позволяет школе стать сельским социокультурным центром, а с другой — создает благоприятные условия для инициирования и реализации творческого потенциала сельского учителя, формирования «заказа» на курсы повышения квалификации.

Происходят изменения и в организации и содержании курсов повышения квалификации сельских учителей. Основными принципами проектирования программы повышения квалификации выступают:

— диагностика, направленная на уточнение, коррекцию профессиональных затруднений педагога и составление индивидуального образовательного маршрута в рамках свободы выбора содержания, форм и способов повышения квалификации;

— модульная организация обучения, гибкость, вариативность, позволяющие реагировать на возникающие проблемы в практике образования, социально-экономической среде, общественных отношениях;

— «выращивание» способностей учителя к самоорганизации социально-педагогической деятельности и мышления как ценностно-целевой ориентир повышения квалификации;

— субъектность позиции обучаемого, проектность и проблемность обучения, реализующая деятельностный подход в образовании.

Вариативность повышения квалификации заключается в «проживании» сельским учителем следующих стадий: функционирование, развитие, творческое саморазвитие.

Цель первого этапа — снятие затруднений педагога и овладение им способами и приемами развития личности. Особо выделяются запросы сельского учителя на информационную поддержку по методическим аспектам (проведение интегрированных и однопредметных уроков в классах-комплектах; изучение динамики учебных достижений и личностного развития школьников; психологические особенности деятельности разновозрастных групп в сельских малочисленных школах и т.д.), что составляет ядро, инвариантную часть, программы курсов. Вариативная часть направлена на развитие основного, на наш взгляд, качества педагога — инновационного потенциала, заключающегося в его способности к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий. Один из результатов этапа — индивидуальный (групповой) проект профессиональной деятельности по актуальной проблеме. Тематика проектов весьма разнообразна: «Самостоятельная работа школьников как фактор личностного развития», «Образовательные технологии обучения в классах с малой наполняемостью», «Социальное партнерство как необходимое условие жизнедеятельности в сельском сообществе» и др. В межкурсовой период осуществляются реализация данного проекта, рефлексия собственной деятельности, вносятся корректировки в «Я-концеп-

';:В1Шша ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ цию», формулируется «заказ» на содер

жание следующего этапа курсов повышения квалификации — этапа развития.

Особенность второго этапа — погружение участников в рефлексивную деятельность. Постоянное соотнесение (интеграция) индивидуального опыта с опытом социальным (сконцентрированным в науке) определяет личностный смысл непрерывного образования взрослого человека. Опыт + рефлексия этого опыта = развитие. Интенсивно осуществляется синтез познавательных интересов и мотивов достижения личности, что лежит в основе творческой активности познающего субъекта. Это достигается в рамках организационнодеятельностных и организационно-мыслительных игр, моделирования и разбора проблемных педагогических ситуаций и т.д. Процесс поиска некоторого познавательного результата приносит слушателю курсов особое эмоциональное удовлетворение, позволяя воплотить свои творческие силы. У учителя возникает потребность в создании таких условий, которые позволяли бы ему проявлять свои способности; ориентировка как простая ответная реакция на новизну превращается в систему устойчивых познавательных запросов, в интерес к постановке проблемы, в активный поиск информации. Этап заканчивается составлением плана индивидуальной работы в межкурсовой период.

Третий этап — творческое саморазвитие — осуществляется в рамках системологического подхода, который дает возможность осознать не только меха-

низмы, внутреннюю структуру и основные компоненты творческого саморазвития личности, но и условия или факторы, оказывающие влияние на динамику и направленность саморазвития. Исходя из того что творческое саморазвитие — сложное личностное образование, включающее в себя мотивационный, ценностный, когнитивный, деятельностный, эмоционально-волевой, рефлексивный компоненты, вся учебнопознавательная деятельность слушателей курсов направлена на осознание, формирование и развитие вышеназванных компонентов. Использование на занятиях эвристических технологий, технологий развития критического мышления, синергетических форм, методов и приемов позволит повысить эффективность результатов.

Таким образом, мы рассматриваем творческое саморазвитие сельского учителя как процесс, качественную интегральную характеристику личности и результат индивидуальной самоорганизуе-мой деятельности, одним из факторов содействия которой выступает повышение квалификации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань, 1996.

2 См.: Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. Минск, 2000.

3 См.: Кулюткин Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности: Ценностно-смысловой анализ. СПб., 2001.

Поступила 14.08.03.

АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В.В. Кольга, проректор по довузовской и воспитательной работе Сибирского государственного аэрокосмического университета, доцент

Важнейшим фактором будущего развития Красноярского края является стабильное воспроизводство кадров для аэрокосмической отрасли. В системе непрерывного аэрокосмического образования, созданной на базе Сибирского государственного аэрокосмического университета, значительное место занимает дополнительное образование школьников. В статье рассматриваются особенности профильного образования на довузовской ступени в Аэрокосмической школе, построенного на технологиях

педагогической интеграции.

к © В.В. Кольга, 2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.