Научная статья на тему 'Повышение конструктивной прочности машин на основе создания оптимального структурного состояния сплава'

Повышение конструктивной прочности машин на основе создания оптимального структурного состояния сплава Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
108
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАЛЬ 110 Г 13Л / ПРОЧНОСТЬ / ВЯЗКОСТЬ / ХРУПКОСТЬ / STEEL 110G13L / DURABILITY / VISCOSITY / FRAGILITY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Гарибян Гарегин Сережович, Корзунин Юрий Константинович, Расщупкин Валерий Павлович, Громовик Анатолий Иванович

Рассматриваются вопросы повышения эксплуатационных характеристик литой стали 110 Г13Л путём комплексного легирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Гарибян Гарегин Сережович, Корзунин Юрий Константинович, Расщупкин Валерий Павлович, Громовик Анатолий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increase of construction strength of machines using optimal structure alloy

The article analyses improvement of operational characteristics of manganese ferroalloys 110G13L by complex inoculation

Текст научной работы на тему «Повышение конструктивной прочности машин на основе создания оптимального структурного состояния сплава»

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (93) 2010

Вавилов А.Д.; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма «Промтех-НН». — № 2000132655/06; заявл. 27.12.00 ; опубл. 27.11.02 , Бюл. № 33 . - 2-4 с.

3. СНиП 2.05.06-85. Магистральные трубопроводы — Москва: Минстрой России, 1997.

КИСЕЛЁВА Лариса Николаевна, аспирантка кафедры «Дорожные машины».

Адрес для переписки: e-mail: sibadiorg.@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 07.06.2010 г.

© Л. Н. Киселёва

Краткие сообщения

УДК 621.74 : 669.14 Г. С. ГАРИБЯН

Ю. К. КОРЗУНИН В. П. РАСЩУПКИН А. И. ГРОМОВИК

Омский государственный технический университет

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

ПОВЫШЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОЧНОСТИ МАШИН НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО СТРУКТУРНОГО СОСТОЯНИЯ СПЛАВА

Рассматриваются вопросы повышения эксплуатационных характеристик литой стали 110 Г13 Л путём комплексного легирования.

Ключевые слова: сталь 110 Г 13 Л, прочность, вязкость, хрупкость.

В связи с совершенствованием конструкции и повышением технико-тактических характеристик многоцелевых гусеничных машин, для которых характерно применение сложных конструкций, высоких напряжений и скоростей, комбинированных схем нагружения при сохранении высокой удельной прочности, встала задача создания высокопрочного структурного состояния металлических сплавов.

Основным конструкционным материалом в машиностроении являются металлические сплавы, наиболее ценным свойством которых является способность выдерживать большую нагрузку без разрушения. Доля производства их в общем балансе составляет около 90 % и тенденция развития в ближайшие десятилетия свидетельствует о том, что производство и применение неметаллических и других материалов не превысит 10 %.

Важной особенностью стали в высокопрочном состоянии является повышенная склонность к хрупкому разрушению. Это определяет пониженную конструктивную прочность, недостаточную надежность работы гусеничных машин в сложных условиях эксплуатации и накладывает определенное ограничение при использование высокопрочных сталей. Иногда

приходится поступиться высокими абсолютными значениями прочности в характерном структурном состоянии и ограничиться ее значениями для предотвращения возможного хрупкого разрушения. Однако все ужесточающиеся условия службы объектов новой техники настойчиво требуют, чтобы металловеды и конструкторы все же вернулись к высокопрочным сталям. При этом следовало решить задачу: при высоких показателях сопротивления пластической деформации обеспечить и высокое сопротивления хрупкому разрушению.

Мнение о том, что существующие методы определения механических свойств высокопрочных сталей должны быть заменены испытаниями образцов с трещинами так же неправомерно, как и взгляды прошлых лет, в соответствии с которыми традиционные методы испытания механических свойств должны использоваться для характеристики механического поведения стали, находящейся в высокопрочном состоянии. Только комплексный подход к этой сложной проблеме — оценке работоспособности стали в многообразных условиях эксплуатации — может способствовать решению задачи о прогнозировании поведения материалов, повышение на-

Таблица 1

Статистические и усталостные испытания стали ПОП ЗА с различными добавками

№ плавки к1с, н/мм3/2 1А, мкм 5К, мм Дополнительное легирование

1 1680 716 0,12 0,1 % комплекса РЗМ

2 2150 236 0,11 1,03 % N1, 0,8 % Мо

3 2750 497 0,31 —

дежности и долговечности их при работе в машинах и механизмах.

Проблема получения высокопрочных материалов заключается в создании эффективных препятствий, тормозящих движущиеся дислокации, и в обеспечении либо частого их распределения в объеме (чтобы между ними не могли разместиться опасные скопления дислокаций), либо создания определенной подвижности скапливающихся у этих барьеров дислокаций, которые обеспечивают релаксации опасных пиковых напряжений.

Такая структура в металлических сплавах, находящихся в высокопрочном состоянии, создается лишь при использовании комбинированных способов обработки.

Перспективным для получения высоких механических свойств является их рациональное легирование. Оно должно определить оптимальное сочетание структурных и концентрационных неоднородностей, обеспечивающих эффективное торможение дислокаций.

Изделия из высокомарганцовистых сталей, в частности, траки, выходят из строя из-за развития в них трещин. Легирование этих сталей и исследование их прочности на основе механики разрушения и анализа микроструктуры показывает на возможность повышения эксплуатационных характеристик и срока службы деталей из данной стали [ 1 ].

Исследования проводились на образцах из высокомарганцовистой стали без легирующих добавок (сталь 110 Г13Л по ГОСТ 2176-77) и образцах стали 110 Г1ЗЛ с введением легирующих элементов N1, Сг, Т1, №>, Мо и редкоземельных металлов. Стали выплавляли электродуговым способом в печи ДСП 1,5—12. Отливки подвергали закалке в воде при температуре 1050 °С. Механические характеристики сталей определялись на стандартных образцах по ГОСТ 1497-77. Вязкость разрушения К1с определяли на образцах для внецентренного растяжения толщиной 25 мм. Запись диаграмм, по которым рассчитывались величины К, и критическое раскрытие трещины проводилось на двухкоординатном потенциометре ПДС-021М, состоящем из датчиков сопротивления. Усталостное разрушение образцов (ГОСТ 23026-78) при пульсирующем цикле в области растяжения исследовали на пресс-пульсаторе. Рост трещины в процессе нагружения контролировали с помощью оптического микроскопа с ценой деления 0,05 мм. Нагрузку цикла рассчитывали таким образом, чтобы напряжение в сечении — нетто не превышало 0,2 — 0,3 аот

Микроструктура сталей исследовалась после многократной полировки с целью снятия наклепа, возникающего в результате механической обработки и последующего травления. Электролитическое травление выполнялось в 10 % водном растворе хромового ангидрида при напряжении 12 В, силе тока 1 — 1,5 А и времени выдержки 100 с для выявления границ зерен и 150 с для выявления дендритной структуры. Для идентификации карбидов, кроме окрашивания различными реактивами, использовалось термическое травление.

Данные усталостных, металлографических и фрак-тографических исследований стали 110 Г13Л с добавками приведены в табл. 1.

Данные статических и усталостных испытаний показали, что лучшими свойствами, с точки зрения сопротивления распространению трещины, обладает сталь с добавками молибдена и никеля. Наблюдается повышение стойкости хрупкому разрушению К1г Изучение микроструктуры в непосредственной близости от зоны разрушения показывает, что зарождение микротрещин происходит у границ зерен вблизи карбидных включений путем распространения полос скольжения. Локализация скольжения в отдельных полосах вызывает локальное повышение деформации у границ зерен, что может приводить к внезапному хрупкому разрушению изделия. Комплексное легирование (плавка 2) привод ит к измельчению зерна аустенита (1А) и к уменьшению доли нераство-ренных карбидов, а это благоприятно сказывается на усталостной прочности стали, при этом критическое раскрытие трещины <тк сохраняется почти одинаковым.

Библиографический список

1. Трухов, А.П. Литейные сплавы и плавка: учебник для студ. высш.учеб. заведений / А.П. Трухов, А.И. Маляров. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336с. - БВЫ5-7695-1276-8.

ГАРИБЯН Гарегин Сережович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Машины и технология литейного производства Омского государственного технического университета (ОмГТУ). КОРЗУНИН Юрий Константинович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Материаловедение и технология конструкционных материалов» ОмГТУ. РАСЩУПКИН Валерий Павлович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Конструкционные материалы и специальные технологии» Сибирской государственной атомобильно-дорожной академии (СибАДИ).

ГРОМОВИК Анатолий Иванович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Конструкционные материалы и специальные технологии» СибАДИ.

Адрес для переписки: 644050, г. Омск, пр. Мира, 11.

Статья поступила в редакцию 09.03.2010 г.

© Г. С. Гарибян, Ю. К. Корзунин, В. П. Расщупкин,

А. И. Громовик

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (93) 2010 МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.