Научная статья на тему 'Повышение долговечности и эксплуатационной надежности деталей гусеничного движителя сельхозтехники и специальных машин'

Повышение долговечности и эксплуатационной надежности деталей гусеничного движителя сельхозтехники и специальных машин Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
877
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / ЛЕГИРОВАНИЕ / ГУСЕНИЧНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ / ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКИ / СЕЛЬХОЗМАШИНЫ / СПЕЦИАЛЬНАЯ (ВОЕННАЯ) ТЕХНИКА / SPECIAL (MILITARY) MACHINERY / SERVICE LIFE / RELIABILITY / ALLOYING / CATERPILLAR DRIVE / TRACK SHOE / AGRICULTURAL MACHINERY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Цуркан Денис Александрович, Леонтьев Анатолий Николаевич, Ишков Алексей Владимирович

Гусеничные движители (ГД) традиционно находят широкое применение в конструкции ходовой части сельскохозяйственной техники и специальных машин (вездеходы, тягачи, танки, бронетранспортеры и пр.). Наибольшее количество отказов ГД и выхода его из строя у гусеничных тракторов вызваны износом проушины и пальца трака с последующим обрывом гусеницы, в то время как у специальных машин главными причинами отказов ГД является излом траков вследствие усталостного разрушения, образования трещин и коррозии, а также экстремальные ударные нагрузки и поражающие элементы при эксплуатации машины в боевых условиях. Целью настоящей работы являлось повышение долговечности и эксплуатационной надежности траков, опорных катков, ведущих колес ГД путем улучшения физико-механических свойств материала при легировании и управление его структурой при высокоэнергетическом поверхностном воздействии. Для повышения долговечности и эксплуатационной надежности деталей ГД проведено легирование литой стали 110Г13Л Ni и Mo, а также плазменная и лазерная обработка поверхности штампованных сталей 38ХС и 45ХН. Установлено, что оптимальными интервалами легирования высокомарганцовистой стали для Ni является диапазон 3,40-3,72%, а для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Цуркан Денис Александрович, Леонтьев Анатолий Николаевич, Ишков Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mo 0,60-1,40%. Легирование и высокоэнергетическое плазменное и лазерное воздействие позволяют повышать долговечность литых гусеничных траков в 1,2-1,7 раза, а их эксплуатационную надежность в 1,2-1,3 раза.Caterpillar drives (CD) traditionally find wide application in the undercarriage design of agricultural machinery and special (military) machinery. Most of CD failures in crawler tractors are caused by the wear of a track pin hole and a track link pin with further track chain breakage, while in special machinery the main CD failure causes are track shoe fractures due to fatigue failure, cracking and corrosion, and due to extreme impulsive load and strike elements at combat conditions operation. The research purpose was the improvement of the service life and operational reliability of track shoes, track rollers and CD sprocket wheels by improving the physical and mechanical properties of the material at alloying and by the management of its structure at high-energy surface action. To improve the service life and operational reliability of CD parts, the alloying of cast steel 110G13L (in Russian) by Ni and Mo, and also plasma and laser surfacing of die steels 38KhS and 45KhN (in Russian) was carried out. It is revealed that optimal alloying interval of high-manganese steel for Ni is the range of 3.40-3.72%, and for Mo 0.60-1.40%. Alloying, high-energy plasma and laser action enable improving the service life of cast caterpillar track shoes by 1.2-1.7 times, and their operational reliability by 1.2-1.3 times.

Текст научной работы на тему «Повышение долговечности и эксплуатационной надежности деталей гусеничного движителя сельхозтехники и специальных машин»

При скорости движения от 55 км/ч до 80 км/ч автомобиль выполнит уже три ездки, расход топлива составит от 38,5 до 69,75 л на 100 км, прямые энергозатраты —

1 А С *№>« то С

соответственно, от 14,5 ----- до 28,5 -----.

Г Г

На данном интервале скоростей оптимальной среднетехническая скорость движения будет являться скорость 60 км/ч.

При увеличении скорости движения от 80 км/ч и выше автомобиль совершает 4 ездки. Расход топлива и прямые энергозатраты на выбранном интервале скоростей возрастают. Так, при скорости движения 90 км/ч расход топлива возрастает на 107%, прямые энергозатраты — на 68% по сравнению со скоростью движения 60 км/ч.

Результаты и их обсуждение

Таким образом, расчеты показали, что на выбранном маршруте оптимальной скоростью движения с наименьшими энергозатратами является среднетехническая скорость 60 км/ч.

Выявленные закономерности соответствуют реальным транспортным процессам. Использование их при планировании дает возможность получить строго обоснованный план работы транспортных средств, что по-

зволит наиболее точно определить пути снижения энергетических затраты.

Библиографический список

1. Никифоров А.Н., Токарев В.А., Борзенков В.А. и др. Методика энергетического анализа технологических процессов в сельскохозяйственном производстве / под ред. А.Н. Никифорова. — М.: ВИМ, 1995. — 96 с.

2. Николин В.И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. — М.: Транспорт, 1990. — 192 с.

3. Николин, В.И., Шевченко В.Н. Обоснование маршрутного расхода топлива // Опыт экономического расходования топливно-энергетических ресурсов и рационального использования подвижного состава на автомобильном транспорте республики: тез. докл. респ. семинара-совещ. — Ташкент, 1983. — 108 с.

4. Гришкевич А.И. Автомобили: теория.

— Минск: Высшая школа, 1986. — 208 с.

5. Николин В.И. Исследование расхода

топлива на международных перевозках / СибАДИ. Омск, 1985. 9 с. Деп. В

ЦБНТИ Минавтотранса РСФСР 12.04.85. № 319ат-Д85.

+ + +

УДК 621.81; 631.3; 623.438.3

Д.А. Цуркан, А.Н. Леонтьев, А.В. Ишков

ПОВЫШЕНИЕ ДОЛГОВЕЧНОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ

ДЕТАЛЕЙ ГУСЕНИЧНОГО ДВИЖИТЕЛЯ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ И СПЕЦИАЛЬНЫХ МАШИН

Ключевые слова: долговечность, на-

дежность, легирование, гусеничный движитель, гусеничные траки, сельхозмашины, специальная (военная) техника.

Введение

Гусеничные движители (ГД) традиционно находят широкое применение в конструкции ходовой части сельскохозяйственной техники

и специальных машин (вездеходы, тягачи, танки, бронетранспортеры и пр.) [1, 2]. Главным достоинством этого типа движителя, несмотря на его высокую металлоемкость, является чрезвычайно низкое давление, оказываемое оснащенной им машиной на грунт (0,03-0,07 Мн/м2), а также высокая проходимость и сцепляемость, позволяющие, например, гусеничным тракторам эффективно распределять нагрузку и полезную мощность между опорными точками машины и сцепным устройством, а специальным машинами — обеспечивать их устойчивость при стрельбе, высокую маневренность и возможность движения по пересеченной местности. В последнем случае немаловажным является и обстоятельство низкой чувствительности этого типа движителя, и его элементов к поражению стрелковым оружием [3].

Проведенные более чем за 80 лет усовершенствования конструкции ГД, блокировка катков, использование независимой подвески и новых типов амортизирующих элементов, применение закрытых и резинометаллических сочленений позволили повысить ресурс этого узла машины с 1,5-2,0 до 6,0-8,0 тыс. ч, увеличили максимальную скорость движения с 6-8 до 50-70 км/ч, а также улучшили его ремонтопригодность. Однако эффективность эксплуатация этого типа движителя на гражданских и военных машинах по-прежнему зависит от долговечности и эксплуатационной надежности основных деталей гусеничного движителя (ДГД) : гусеничных траков, опорных катков и ведущих колес, пальцев сочленения и др. [4, 5].

Так, наибольшее количество отказов ГД и выхода его из строя у гусеничных тракторов вызваны износом проушины и пальца трака с последующим обрывом гусеницы, в то время как у специальных машин главными причинами отказов ГД является излом траков вследствие усталостного разрушения, образования трещин и коррозии, а также экстремальные ударные нагрузки и поражающие элементы при эксплуатации машины в боевых условиях [3]. В обоих случаях долговечность и надежность ДГД могут быть значительно улучшены путем целенаправленного изменения физико-механических свойств и структуры его материала.

Целью настоящей работы являлось повышение долговечности и эксплуатационной надежности основных деталей гусеничного движителя (траков, опорных катков, ведущих колес) сельхозтехники и специальных машин путем улучшения физико-механических свойств материала при легировании и управлении его структурой при высокоэнергетическом поверхностном воздействии.

Экспериментальная часть

Объектами исследования выступили стали, наиболее часто используемые в отечественной сельхозтехнике и спецмашинах при изготовлении ДГД, 110Г13Л (ГОСТ 977-88), 38ХС, 45ХН (ГОСТ 4543-71).

Легирование стали 110Г13Л, применяемой при изготовлении литых траков ГД, осуществляли никелем и молибденом, вводя их в шихту в виде ферросплавов (ФМо60 по ГОСТ 4759-91, ФН-12Х по ТУ 48-3500-9-94). Опытные плавки осуществляли в индукционной печи ИСТ-0,25/0,32И1 емкостью 200 кг с хромомагнезитовой (основной) футеровкой под флюсом состава, мас.%: известь негашеная - 80, магнезит металлургический

— 15, плавиковый шпат — 5 (оборудование ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», г. Омск).

Для дополнительного улучшения структуры и свойств стали 110Г13Л и сталей 38ХС и 45ХН, применяемых для изготовления штампованных траков, катков и колес ГД, использовали высокоэнергетическую поверхностную обработку. Плазменную термическую обработку осуществляли на установке ОКС-11192 с параметрами: 2000-

500 имп/с, ток импульса 10-300 А, напряжение импульса 0,5-50 В, расход газа (Ar-техн.) 1-5 л/мин. Лазерную термическую обработку осуществляли на установке Квант-16 с параметрами: мощность излучения — 40-250 МВт/м2, дефокусировка луча

— 2-10 мм, длительность импульса — 1-10 мс.

Химический состав опытных плавок легированной стали 110Г13Л определяли эмиссионным спектральным анализом на приборе FOUNDRY MASTER UV (оборудование ОАО «Алтайвагон», г. Новоалтайск). Исследование структуры материала проводили на микрошлифах по известным методикам [6], наличие отдельных фаз устанавливали рентгенофазовым анализом (ДРОН-6, излучение Fe,Co-Ka), размер и характеристики зерна аустенита определяли по фотографиям микрошлифов по ГОСТ 5639-82.

Физико-механические свойства материалов определяли по ГОСТ 1497-84, 9454-78, 2860-65 на испытательной машине INSTRON 33600 и маятниковом копре JB-300 (оборудование АлтГТУ им. И.И. Ползунова, г. Барнаул). Параметры долговечности и надежности готовых деталей определяли с применением специальной оснастки, установленной на испытательной машине МУИ-6000 по оригинальной методике [7].

Результаты и их обсуждение

Управление характеристиками высокомарганцовистой стали 110Г13Л, влияющими на долговечность и надежность ДГД изго-

тавливаемых из нее литьем, оправдано экономически и наиболее легко реализуется технически при легировании этого материала различными элементами. Выбор нами в качестве легирующих элементов Мо и N обусловлен различными механизмами их влияния на структуру аустенитной стали [8].

Так, легирование карбидообразующим молибденом большинства аустенитных и ферритных сталей повышает температуру рекристаллизации у-твердых растворов, тормозит их разупрочнение, суживает границы существования аустенита. У многих сплавов легирование Мо, подобно действию более дорогого W, но наряду с повышением жаропрочности, дает также увеличение пластичности при кратковременных и длительных испытаниях, повышает устойчивость стали к образованию закалочных трещин и образованию карбидной сетки, прокаливае-мость и вязкость уже закаленной стали, а также является менее дорогим компонентом. Максимальное влияние Мо оказывает на дисперсно-твердеющие сплавы с эффектом карбидного и интерметаллидного упрочнения. Описанные эффекты от легирования аустенитных сталей до 0,5% Мо связывают с влиянием его на распад/рост ау-стенита и получением бейнитной структуры уже при охлаждении стали на воздухе [9].

Никель не является карбидообразующим элементом и при легировании до 5-10% мало влияет на жаропрочность и разупрочнение аустенитных сталей. Известно, что введение до 1-3% N в аустенитные стали позволяет улучшать физико-механические свойства материала за счет расширения температурных границ существования и стабилизации аустенитной фазы, поэтому легирование никелем повышает прочность, твердость, вязкость при низких температурах, прокаливаемость и коррозионную стойкость стали, однако при этом незначительно снижается пластичность материала [10].

N и Мо в печной ванне практически не окисляются, поэтому основную часть этих легирующих элементов определяли из расчета получения их содержания в стали на нижнем уровне и давали в завалку, а корректировку содержания проводили в окислительный период плавки. Составы образ-

цов стали 110Г13Л, совместно легированных N и Мо, полученные в опытных плавках, приведены в таблице 1.

Влияющая на долговечность и надежность ДГД конструкционная прочность стали 110Г13Л также возрастет с увеличением количества элементов, стабилизирующих мартенситную структуру, которая образуется в поверхностном слое материала в период эксплуатации. Увеличение твердости стали 110Г13Л в 2-2,5 раз происходит при деформации детали на 50-60%, что объясняется большими искажениями кристаллической решетки первичного аустенита, дроблением блоков мозаики, наклепом, а также суммарным количеством растворенных атомов в элементарной ячейке у^е при комплексном легировании [11].

Ранее для исследования свойств сложнолегированного марганцовистого аустенита был предложен оригинальный метод оценки эффективности влияния отдельных элементов по их концентрациям, эквивалентным определенному количеству Мо [12]. Так, 1% Мо в стали 110Г13Л эквивалентен: 2,8% М, 1,5% V, 0,6% Сг или 0,55% Мп. Поэтому в 4-опытных плавках нами были получены образцы стали 110Г13Л (В-Е) с близким фазовым составом, содержащие различные количества выбранных легирующих элементов, эквивалентные 1% Мо (табл. 1).

В качестве критериев для оценки эффективности легирования стали 110Г13Л нами были приняты эффективный коэффициент концентрации напряжений Ка и показатель

чувствительности материала к надрезам д (табл. 2), рассчитываемые по формулам (1-2):

4 /к-1)’

(1)

(2)

где а_1 — предел выносливости гладкого образца;

а1к — предел выносливости напряженного образца;

аа — теоретический коэффициент концентрации напряжений.

Состав образцов опытных плавок стали 110Г13Л

Таблица 1

Образец Содержание элемента, %

С Мп Si Сг Мо S Р

А 0,65 13,3 0,32 - - - 0,01 0,02

В 1,15 13,4 0,54 0,57 3,40-3,45 0,60-0,65 0,02 0,02

С 1,15 13,3 0,55 0,57 3,64-3,72 1,35-1,40 0,01 0,02

D 0,74 13,2 0,38 0,63 1,39-1,42 0,38-0,42 0,01 0,02

Е 0,95 13,3 0,42 0,60 0,93-0,99 0,48-0,53 0,01 0,01

Таблица 2

Прочностные характеристики образцов, полученных из опытных плавок стали 110Г13Л (п=5; Р=0,95)

Образец Параметр

ав а а 8 ¥ кси а К а Я

А 623 386 17,2 38,4 510 263 0,74 2,3

В 851 684 17,5 38,7 840 350 0,69 1,0

С 847 680 18,4 40,6 1070 345 0,75 1,1

D 792 639 17,6 39,2 792 322 0,72 1,2

Е 685 645 17,2 38,5 775 335 0,75 1,3

Примечание. о в — временное сопротивление разрыву, МПа; о а — предел текучести, МПа; 3 — относительное сужение, %; щ — относительное удлинение после разрыва, %; КСи — ударная вязкость, кДж/м2 (измерена при 20оС); о — модуль упругости (условный), МПа.

Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о более высоком уровне конструкционной прочности и выносливости комплекснолегированной N и Мо стали 110Г13Л по сравнению с серийными образцами. Из данных таблицы 2 также следует, что легирование высокомарганцовистого аустенита стали 110Г13Л Мо и N снижает ее чувствительность к концентраторам напряжений. Напротив, при испытании гладких образцов усталостная прочность обычной и модифицированной сталей практически одинакова.

Полученные результаты могут быть обусловлены характером формирующихся при литье ДГД неметаллических включений, их формой и расположением в материале (рис. 1).

Рис. 1. Микроструктура образца А из стали 110Г13Л (100х)

Структура большинства остальных образцов комплекснолегированной N и Мо литой стали 110Г13Л после улучшения (закалка 860-880°С, отпуск 590-6ш°С) для всех вариантов плавок оказалась идентичной и была представлена структурой первичного и вторичного аустенита.

Дополнительное улучшение физикомеханических свойств комплекснолегированной стали 110Г13Л, влияющих на долговечность и надежность ДГД, а также управление структурой и свойствам сталей 38ХС, 45ХН, из которых изготавливаются катки,

ведущие колеса и траки ГД спецмашин, эксплуатирующихся в тяжелых условиях и на повышенных скоростях, может быть осуществлено при высокоэнергетическом поверхностном воздействии методами плазменной закалки (ПЗ) и лазерной закалки (ЛЗ).

На рисунке 2а приведена микроструктура поверхности образца В из стали 110Г13Л, подвергнутого ПЗ на технологической установке ОКС-11192 при 350-450 импульсах в секунду токе импульса до 300А, напряжении 40-50 В и расходе газа

5 л/мин.

б

Рис. 2. Микроструктура образца В из стали 110Г13Л: а — увеличение 100х; б — увеличение 750х

а

Как видно из рисунка 2, в результате высокоэнергетического воздействия на поверхности образца образуется закаленная структура, содержащая вторичный аустенит с включениями карбидов, причем последние подвергаются значительному оплавлению (рис. 2б).

При ПЗ стали 110Г13Л происходит оплавление ее поверхности, сопровождаемое перекристаллизацией, формированием

средних зерен, практически не содержащих в своем объеме неметаллических включений с оптимальным сочетанием насыщенности твердого у-раствора углеродом и легирующими элементами при частичном растворении исходных карбидов.

На рисунке 3 приведена микроструктура поверхности образцов сталей 38ХС и 45ХН, подвергнутых ЛЗ на технологической установке Квант-16 при мощности излучения 80100 МВт/м2, дефокусировке луча 3-6 мм и

Причем протяженность закаленной зоны в случае стали 38ХС (рис. 3а) почти в три раза выше, чем у стали 45ХН (рис. 3б), однако микротвердость поверхностного слоя в первом случае составляет величину 60506200 МПа, а во втором — 9000-9100 МПа, в то время как твердость сердцевины обеих сталей составила величину 2500-3000 МПа.

В качестве параметров, непосредственно связанных с эксплуатационной надежностью и долговечностью ДГД, нами были исследованы величина разрушающей нагрузки (Р, т) и количество циклов (Ы, тыс. шт.) до разрушения звена гусеницы трактора ДТ-75 (деталь 7434501) при его испытании нагрузкой, равной 0,3 от разрушающей [13]. Результаты стендовых испытаний литых траков ГД, выполненных из материала опытных плавок стали 110Г13Л, приведены на рисунке 4.

41

“ 38 37 39

32 “

-

а

б

Рис. 3. Микроструктура образцов из стали 38ХС (а) и 45ХН (б), увеличение 300х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно из рисунка 3, упрочнение этих сталей вызвано формированием в их поверхностном слое (200-300 мкм) структуры закаленного зернистого мартенсита с располагающимися под ней зонами неполной закалки и зоны основного металла, структура которой характерна сорбиту отпуска.

А В С й Е

Образцы

а

N. шт------------------------------------------------------

1000 -------------------------------------------------

800

А В С О Е

Образцы

б

Рис. 4. Испытания литой детали 7434501 трактора ДТ-75, выполненной из опытных образцов стали 110Г13Л на: а — эксплуатационную надежность (по величине разрушающей нагрузки);

б — долговечность (по количеству циклов до разрушения)

Как следует из рисунка 4 и данных таблиц 1, 2, наилучшими показателями, обеспечивающими увеличение долговечности ДГД типа литых траков в 1,2-1,7 раза и эксплуатационной надежности в 1,2-1,3 раза по сравнению с серийным материалом, обеспечивает легирование стали 110Г13Л 3,403,72% N и 0,60-1,40% Мо.

Таким образом, долговечность и эксплуатационная надежность основных деталей гусеничного движителя сельхозтехники и специальных машин могут быть увеличены: для литых деталей из стали 110Г13Л типа траков и грунтозацепов — путем комплексного легирования материала N и Мо, а для штампованных и сварных деталей из сталей 38ХС, 45ХН типа катков, колес, пальцев — путем высокоэнергетического поверхностного плазменного и лазерного воздействия.

Выводы

1. Показано, что повышение долговечности и эксплуатационной надежности деталей гусеничного движителя может быть осуществлено путем управления составом и свойствами широко используемых для их изготовления сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН.

2. Получены опытные образцы стали 110Г13Л легированной Мо, N и установлено, что введение в состав высокомарганцовистого аустенита до 3,72% N и до 1,40% Мо повышает прочностные характеристики материала от 1,22 до 1,32 раза, а его ударную вязкость — от 1,55 до 2,09 раз.

3. Установлено, что высокоэнергетическое плазменное и лазерное воздействие позволяет изменять поверхностную структуру сталей 110Г13Л, 38ХС, 45ХН и увеличивать микротвердость стали 38ХС в 2,4, а 45ХН — в 3 раза.

4. Легирование N и Мо стали 110Г13Л в оптимальных пределах позволяет повышать долговечность литых гусеничных траков в

1,2-1,7 раза, а их эксплуатационную надежность — в 1,2-1,3 раза.

Библиографический список

1. Бердов Е.И. Гусеничные движители сельскохозяйственных тракторов. — Челябинск: РИО ЧГАУ, 2007.

2. Чобиток В.А. Основы теории и история развития компоновки танка // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — 2004. — № 4. — С. 37-40.

3. Растопшин М.М. Пути повышения па-

раметров защиты танков и эффективности противотанковых средств // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. —

2002. — № 9. — С. 18-21.

4. Гуськов В.В., Велев Н.Н., Атаманов Ю.Е. и др. Тракторы. Теория / под общ. ред. В.В. Гуськова. — М.: Машиностроение, 1988.

5. Васильев В.А. Колеса и гусеницы российской армии // Автомобильный транспорт. — 2003. — № 1. — С. 50-54.

6. Богомолова Н.А. Практическая металлография. — М.: Высшая школа, 1982.

7. Цуркан Д.А., Корзунин Ю.К., Рас-щупкин В.И. Повышение эксплуатационной надёжности машин // Омский научный вестник. — 2010. — № 2. — С. 113-115.

8. Меськин В.С. Основы легирования стали. — СПб.: Изд-во СПб ГИТМО, 2002.

9. Качанов Н.Н. Прокаливаемость стали.

— М.: Металлургия, 1978.

10. Арзамасов Б.Н., Сидорин И.И., Ко-солапов Г.Ф. и др. Материаловедение / под общ. ред. Б.Н. Арзамасова. — М.: Машиностроение, 2002.

11. Мулявко Н.М. Анализ эксплуатационной стойкости отливок из стали 110Г13Л. // Известия Челябинского научного центра.

— 2001. — Вып. 4(13). — С. 28-30.

12. Филиппов М.А. Разработка новых и немагнитных сталей на основе исследования фазовых превращений в марганцовистом аустените: дис. ... докт. техн. наук. — Екатеринбург: УПИ, 1993.

13. Рябинин И.А. Надежность и безопасность структурно-сложных систем. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.