Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг'

Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1321
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Оксана Петровна

Статья посвящена анализу особенностей и составляющих конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Автором рассмотрены специфические особенности управления образовательными услугами и разработаны основные направления повышения конкурентоспособности вуза с учетом ключевых тенденций развития рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improving of the university competitiveness at the educational market

The author analyzes the characteristics and components of the university competitiveness at the educational market. The author examined the specific features of management of educational services and developed the main directions of improving the university competitiveness using the key trends of the educational market.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг»

РАЗДЕЛ IV

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.46

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

О. П. Ковалева

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей и составляющих конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Автором рассмотрены специфические особенности управления образовательными услугами и разработаны основные направления повышения конкурентоспособности вуза с учетом ключевых тенденций развития рынка образовательных услуг.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, открытое образование, эффективное управление вузом.

Введение

Одной из важнейших характеристик функционирования любого вуза является конкурентоспособность, которая отражается занимаемой долей на рынке образовательных услуг и тенденциями ее изменения. Рассматривая и анализируя позиции вуза на рынке образовательных услуг, следует выделить две составляющих:

1) конкурентоспособность услуг -способность образовательных услуг, предлагаемых вузом, быть проданными на образовательном рынке в присутствии аналогов. Определяется, в основном, характеристиками образовательных услуг и продуктов (ценой, качеством, сервисом);

2) конкурентоспособность вуза - уровень потенциала, обеспечивающий возможность удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Определяется как совокупность конкурентоспособности образовательных продуктов и услуг, а также управленческого, кадрового, технического и других потенциалов вуза.

Основная часть

Предлагаемые в сфере высшего профессионального образования услуги для поддержания конкурентоспособности

учитывают следующие основные элементы: знания, умения, навыки, потребности личности, потребности общества, потребности государства, а также структуру и состав производителей и потребителей образовательных услуг. Таким образом, главная задача конкурентоспособного вуза -

определять нужды, потребности и интересы своих потребителей, приспосабливать организацию к тому, чтобы в полной мере удовлетворять их, что позволит сохранять или увеличивать благополучие, как отдельных потребителей, так и общества в целом и обеспечивать долгосрочные выгоды. Кроме того, решая поставленные задачи необходимо продумывать и выстраивать управленческий процесс.

В свою очередь, при осуществлении процесса управления образовательными услугами необходимо учитывать их специфические особенности:

- сотворчество преподавателя и студента, следовательно, конечный потребитель играет активную роль в процессе оказания образовательных услуг;

- открытость образовательных услуг для информационного, кадрового и других видов обмена;

- многоуровневость услуг по содержанию, причем каждый из уровней ориентирован либо на рынок в целом, либо на определенный сегмент и устаревает с разной скоростью;

- совпадение временных рамок выполнения образовательной услуги и ее потребления;

- отсроченный характер проявления результатов образовательного процесса;

- высокую степень значимости для потребителей и необходимость участия государства;

- участие большого количества специалистов в оказании услуг;

длительность образовательных услуг во времени. [1]

Учет специфики образовательных услуг позволит осуществлять процесс управления в сфере высшего профессионального образования наиболее эффективно, что положительно отразиться на

конкурентоспособности вуза. На наш взгляд, помимо учета специфических особенностей следует более пристальное внимание уделять стратегическим направлениям развития рынка образовательных услуг. В настоящее время к ключевым тенденциям на рынке образовательных услуг можно отнести следующие:

1. Демографический спад.

2. Переход к открытому образованию.

3. Возрастание роли информационных технологий.

В России рождаемость в девяностые годы имела тенденцию к снижению (вплоть до 1999 года). Таким образом, вузы уже несколько лет сталкиваются с проблемой набора студентов. Следовательно, серьезные проблемы с обеспеченностью трудовыми ресурсами на предприятиях и в организациях возникнут уже в ближайшие годы. Об этом убедительно свидетельствует возрастная структура населения России.

Минэкономразвития ставит под сомнение экономическое будущее страны из-за ухудшающейся демографической ситуации. По прогнозу министерства, к 2020 году трудоспособное население России сократится на 8-9% и составит 79-80 млн. человек против сегодняшних 87 млн. человек. Особо остро данная проблема стоит в небольших городах. По мнению экспертов, для городов, в которых нет своих учебных заведений, самым лучшим выходом будет подготовка специалистов непосредственно на предприятиях. [2]

В этой связи, предложены к внедрению два подхода. Первый - специальная подготовка должна вестись максимально приближенно к тем местам, где эти кадры востребованы. Вторым подходом к решению кадрового вопроса является разработка системы стимулов для профессорско-преподавательского состава. Кроме того, рассматривается вопрос о предоставлении бюджетных мест для студентов, которые будут обучаться в учебных заведениях, приближенных к предприятиям. Развитие данного направления подготовки

специалистов может создать серьезную конкуренцию существующим вузам с учетом проблем демографического характера.

Не подлежит сомнению, что вузам необходима поддержка государства, причем не только финансовая, но и направленная на поднятие авторитета высшей школы. В этой связи, наиболее важными аспектами управления, направленными на повышение конкурентоспособности вузов являются следующие:

- целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образовательных услуг в целом;

- основополагающая роль государства, которое, являясь одним их основных потребителей образовательных услуг, обеспечивает условия для доступности образования всем категориям населения и обеспечивает процесс управления образовательными услугами, путем создания и функционирования соответствующих структур;

- принимаемые управленческие решения, нацеленные на формирование и развитие способности к совместной, эффективной деятельности, постоянному развитию производителей и потребителей образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования;

- осуществляемые управленческие воздействия, направленные не только на достижение финансово-коммерческого результата, но и учитывающие социальный эффект, который зависит от признания обществом значимости конкретного вуза;

- эффективное управление и достижение желаемой конкурентной позиции в сфере образовательных услуг наиболее успешно осуществляемые за счет формирования высокого уровня лояльности производителей и потребителей образовательных услуг.

Кроме того, необходимо выделить основные факторы эффективного управления вузом, обеспечивающие

конкурентоспособность:

- гибкое руководство: оперативное реагирование на изменяющиеся потребности рынка образовательных услуг;

- стратегическое планирование: исходит из наличия у вуза нескольких сфер деятельности, и задачей его является оценка эффективности различных направлений с учетом состояния и перспектив развития рынка образовательных услуг;

- организационная структура: ориентация на развитие не отдельно взятых элементов, а системы в целом, с учетом необходимости постоянного обновления структуры, в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий;

- информационное обеспечение: предоставление возможностей производителям и потребителям образовательных услуг для наиболее полного владения постоянно обновляющейся информацией;

- контроллинг: создание механизма по координации и оптимизации деятельности в условиях интернационализации и глобализации в сфере образовательных услуг, направленного на достижение целей вуза, повышение его экономической и социальной эффективности;

социальная среда: составляющие социальную среду материальные и социальные компоненты способны обладать системными качествами и оказывать воздействие на поведение и эффективное взаимодействие производителей и потребителей образовательных услуг. [1]

Формирование конкурентных

преимуществ целесообразно осуществлять, опираясь на те качественные перемены в сфере высшего профессионального образования, которые вызваны

расширяющимся процессом глобализации. Развитие процессов глобализации и интернационализации обострило внутренние проблемы функционирования российского рынка образовательных услуг такие как:

- учет постоянных изменений в управлении образовательными услугами, которое должно стать менее дорогостоящим, более эффективным, более предпринимательским и более ответственным;

- расширение автономии образовательных учреждений при сохранении гарантий обеспечения качества обучения;

- изменение в управлении ресурсами, направленными в сферу образовательных услуг, а также преодоление дипломной болезни как массовой установки на получение высшего образования;

- повышение качества образовательных услуг, исходя не только из внутренних, но и мировых критериев его оценки;

- приобретение российским образованием европейского измерения, формирование европейского сознания

молодежи, поддержка общечеловеческих ценностей, воспитание поведения, совместимого с политическим плюрализмом, законопослушностью и экономическим развитием, оказание помощи молодым людям в понимании глобальных процессов;

- модернизация кадров высшего образования, включая подготовку профессорско-преподавательского состава в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий, глобальных коммуникаций, изменение статуса преподавателей в меняющемся мире, расширение свободы выбора методов преподавания;

- обеспечение гибкости процесса обучения, а также свободы индивидуума в выборе направлений обучения, курсов и преподавателей, создание условий для ответственности каждого студента за формирование и исполнение своего индивидуального учебного плана.

Следовательно, основной задачей, стоящей перед вузами в условиях глобализации образования, является подготовка конкурентоспособного поколения специалистов к управлению не просто изменившимся миром, а изменениями, происходящими в современном мире. В этой связи особую актуальность приобретает открытое образование, которое является системой обучения, доступной любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующей технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном студенту.

Система открытого образования позволяет практически реализовать ряд свобод:

- поступление в высшее учебное заведение без анализа исходного уровня знаний, без вступительных испытаний;

- составление индивидуальной последовательности модулей из системы учебных курсов соответствующей программы;

- свобода выбора преподавателя;

- прием на обучение в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения;

- самостоятельный выбор территории обучения.

При подготовке и реализации обучения в системе открытого образования у каждого обучающегося появляется возможность выбирать цели, содержание, способ, место и время обучения, а у вузов — возможность идти разными путями в предоставлении

образовательных услуг, соответствующих требованиям рынка труда и социальным потребностям.

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности

характеризуются процессами

совершенствования и массового

распространения современных

информационных и коммуникационных технологий. Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию студентов и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:

- обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;

- развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;

- создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний студентов и преподавателей с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.

Заключение

Таким образом, повышение

конкурентоспособности вуза возможно, во-первых, при учете стратегических направлений развития рынка

образовательных услуг и специфических

особенностей процесса управления образовательными услугами; во-вторых, при учете основных факторов эффективного управления вузом и правильной расстановке приоритетов; в-третьих, при разработке адаптационных мероприятий к процессам глобализации и интернационализации в высшем образовании.

Библиографический список

1. Дятлов С. А., Чекмарев В. В., Ковалева О. П. Формирование лояльности и мотиваций в системе управления образовательными услугами. Монография. - Кострома. - 2009. - 226 с.

2. Башкатова А. Демография загоняет Россию в экономический тупик. // Независимая газета. - № 042 (5806). 01.03.2013.

THE IMPROVING OF THE UNIVERSITY COMPETITIVENESS AT THE EDUCATIONAL MARKET

O. P. Kovaleva

The author analyzes the characteristics and components of the university competitiveness at the educational market. The author examined the specific features of management of educational services and developed the main directions of improving the university competitiveness using the key trends of the educational market.

Keywords: competitiveness, education market, open education, effective university management

Bibliographic list

1. Dyatlov, S. A., Chekmarev, V. V., Kovaleva, O.P. (2009) "The formation of loyalty and motivation in the educational services management", Kostroma.

2. Bashkatova, A. (2013) "Demography drives Russia's economic impasse", The Independent newspaper, March 01, Vol. 042 (5806).

Ковалева Оксана Петровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». Основное направление научных исследований: менеджмент и маркетинг образовательных услуг. Общее количество публикаций: 13. opkovaleva@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.