Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности услуг дистанционного зондирования Земли на основе комплексного подхода к развитию компетенций АО "Российские космические системы"'

Повышение конкурентоспособности услуг дистанционного зондирования Земли на основе комплексного подхода к развитию компетенций АО "Российские космические системы" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОСМИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюлин Андрей Евгеньевич

В статье отмечена проблема необходимости совершенствования существующих подходов к корпоративному управлению инновационным развитием высокотехнологичных компаний с учетом мировых тенденций. Компетенции рассматриваются как основной фактор повышения конкурентоспособности. В частности, изучены компетенции АО «Российские космические системы» в области предоставления услуг дистанционного зондирования Земли. Представлена схема реализации стратегии управления конкурентоспособностью для активного выхода на мировой рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тюлин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS OF REMOTE SENSING SERVICES BASED ON COMPREHENSIVE APPROACH TO COMPETENCE DEVELOPMENT OF JSC "RUSSIAN SPACE SYSTEMS"

The article is dedicated to solving the problem to improve existing approaches to corporate management and innovative development of high-tech companies, taking into account global trends. Competencies are considered as the main factor of competitiveness. In particular, author studies the competence of JSC «Russian space systems» in the field of providing remote sensing services. The scheme of implementation of competitiveness management strategy is developed. It is necessary for breakthrough into the world market.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности услуг дистанционного зондирования Земли на основе комплексного подхода к развитию компетенций АО "Российские космические системы"»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

1.2. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ АО «РОССИЙСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»

Тюлин Андрей Евгеньевич, канд. техн. наук, генеральный директор АО «Российские космические системы» Место работы: АО «Российские космические системы»

contact@spacecorp.ru

Аннотация: В статье отмечена проблема необходимости совершенствования существующих подходов к корпоративному управлению инновационным развитием высокотехнологичных компаний с учетом мировых тенденций. Компетенции рассматриваются как основной фактор повышения конкурентоспособности. В частности, изучены компетенции АО «Российские космические системы» в области предоставления услуг дистанционного зондирования Земли. Представлена схема реализации стратегии управления конкурентоспособностью для активного выхода на мировой рынок.

Ключевые слова: дистанционное зондирование Земли, компетенции, конкурентоспособность, космические услуги, стратегия.

COMPETITIVENESS OF REMOTE SENSING SERVICES BASED ON COMPREHENSIVE APPROACH TO COMPETENCE DEVELOPMENT OF JSC «RUSSIAN SPACE SYSTEMS»

Tyulin Andrey E., PhD in Technical Sciences, CEO of JSC «Russian Space Systems»

Work place: JSC «Russian Space Systems»

contact@spacecorp.ru

Annotation: The article is dedicated to solving the problem to improve existing approaches to corporate management and innovative development of high-tech companies, taking into account global trends. Competencies ат considered as the main factor of competitiveness. In particular, author studies the competence of JSC «Russian space systems» in the field of providing remote sensing services. The scheme of implementation of competitiveness management strategy is developed. It is necessary for breakthrough into the world market. Keywords: remote sensing, competence, competitiveness, space services, strategy.

Стратегический курс Российской Федерации на развитие высокотехнологичных производств, обеспечивающих диверсификацию экономики, вызовы, поставленные XXI веком, обусловливают острую необходимость в совершенствовании существующих подходов к корпоративному управлению инновационным развитием с учетом мировых тенденций, опираясь на мировую практику ведущих компаний.

Отечественный и мировой опыт позволяет сделать вывод о том, что увеличение расходов на инновационные исследования и разработки, а также активное внедрение инноваций в производственный процесс способствует поддержанию и наращиванию уровня конкурентоспособности продукции и компаний на мировых рынках, обеспечивает получение стабильной прибыли с ежегодным увеличением ее объемов.

В настоящее время АО «Российские космические системы» наращивает активность, прежде всего, в инновационных исследованиях и разработках в области предоставления данных и услуг КА дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Отечественная орбитальная группировка включает 8 КА: «Ресурс-П», «Ресурс-ДК», «Канопус-В», «Метеор-М1», «Метеор-М2», а также «Электро-Л1», «Электро-Л2».

Данные и услуги ДЗЗ широко используются в различных видах экономической деятельности страны. Это сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, строительство, производство и распределение электроэнергии, газа, воды, добыча полезных ископаемых, транспорт и связь, рыболовство и рыбоводство, операции с недвижимым имуществом и многое другое.

Научный центр оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) - подразделение АО «РКС» - является в стране и оператором космических средств ДЗЗ, осуществляющим: планирование космических съемок; прием; обработку; хранение и распространение данных дистанционного зондирования. НЦ ОМЗ в перспективе должен превратиться в оператора данных ДЗЗ с широким доступом к базе геопространственных данных на основе открытой геоплатформы и клиентскими приложениями и сервисами, использующими данные ДЗЗ.

Как известно, основными мировыми тенденциями развития систем ДЗЗ являются:

- увеличение доли радиолокационных спутников различного назначения;

- возрастание числа оптико-электронных и радиолокационных космических систем высокого и сверхвысокого разрешения;

- отказ от дорогостоящих многофункциональных спутников в коммерческом сегменте;

- широкое использование кластеров малых спутников;

- отказ от фотографических космических систем;

- создание орбитальных группировок КА ДЗЗ.

Мировые космические системы представлены на (рис.1), а основные космические агентства-операторы систем ДЗЗ -на рис.2.

Тюлин А. Е. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ДИСТАНЦИОННОГО

ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМЛИ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ АО «РОССИЙСКИЕ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»

Рис. 1. Рынок космических услуг.

Основные космические агентства-операторы систем ДЗЗ

35

m 30

5 25

2D

s 12

3 3 ■J1 I — I t

МХА Е5А|ЕС| НА5А(ША) СМ5А 15(Ю КАШ [Корея) роскосмос |ЯП°"") ■а.М.СТмЫРК* '""".^ОбсйД'кА_"""

Рис. 2. Мировой рынок ДЗЗ.

По данным за 2015 г. общемировая доходность рынка ДЗЗ составила 2,47 млрд. долл. По оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе наметился тренд на его рост до годовых объемов в 4.5 млрд $ (к 2024 году). Основным драйвером роста станет так называемый «информационный кластер», т.е. реализация спутниковых снимков с высоким разрешением и качеством, а также возможностью комплексной обработки как в рамках частных заказов, так и в рамках комплексных программ в интересах частного бизнеса и государственных структур. При этом следует учесть, что немаловажным является и заинтересованность в развитии этого сегмента со стороны государственных органов многих стран, что объясняет существенный рост вложений в разработки и существующие проекты в этой области за последние 10 лет.

На современном этапе для мирового рынка дистанционного зондирования Земли характерны следующие особенности:

- более 70% выручки на рынке космического ДЗЗ обеспечивается за счет государственных заказчиков;

- неудовлетворенный спрос на высокодетальные спутниковые снимки оценивается в 1,5-3 млрд. $. Неудовлетворенная потребность в высокоточных данных фактически формирует рынок космических аппаратов и сервисов дистанционного зондирования Земли на их основе;

Стратегии управления конкурентоспособностью корпораций на основе создания и применения ключевых компетенций

- объем рынка сервисов ДЗЗ на 95% связан со странами Северной Америки и Западной Европы;

- рынок ДЗЗ контролируется небольшим количеством операторов: крупнейшие игроки - Airbus D&S, Black Bridge, Digital Globe, DMCii, Image Sat, MDA, Skybox.

- используются преимущественно средние или большие спутники с индивидуально разработанной полезной оптоэлектронной нагрузкой;

- сохраняется сложность бортовых спутниковых систем: энергозатратные алгоритмы выгрузки снимков.

- ключевым фактором развития остается рост разрешения снимков.

Российский рынок данных ДЗЗ характеризуется высоким

уровнем концентрации. По данным GIS MARKET SUPPORT ASSOCIATION, лидеры рынка - НЦ ОМЗ, ИТЦ «Сканэкс», ЗАО «Совзонд», ООО «ГИА «Иннотер» - занимают совокупно 87% рынка. В целом рынок ДЗЗ демонстрирует стабильный рост, обусловленный увеличивающейся потребностью различных отраслей экономики в широком диапазоне данных о земной поверхности. В Российской Федерации пока не получила должного развития услуга непосредственного подвижного спутникового вещания, в нашей орбитальной группировке нет пока космических аппаратов такого назначения. Соответственно, не развит и рынок терминального оборудования. В полной мере услуги в данном сегменте предоставляет ЗАО «ГлобалТел» (использует спутниковую группировку американской компании Globalstar). Что касается доли России на мировом рынке ДЗЗ, то она ничтожно мала и составляет 0,2 %, в то время как доля США - 61%, доля Франции -18%, доля Канады - 6%.

В сегодняшних условиях российская активность оказания услуг ДЗЗ на мировом рынке сдерживается ограничениями орбитальной группировки и инфраструктуры обслуживания, а также существующим в стране законодательством.

В настоящее время нами разработана стратегия управления конкурентоспособностью для активного выхода на мировой рынок. Для того чтобы осуществить эффективную ее реализацию и внедрение механизмов, направленных на повышение конкурентоспособности организаций корпорации, необходимо, для начала, выстроить организационную структуру (см. рис. 3) как совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Разработка поправок в нормативно-правовые и методические документы на уровне Корпораций.

Разработка новых нормативно-методических документов

Формирование сети центров компетенций

Разработка и апробирование плана мероприятий, которые обеспечат внедрение в практику инструментов и экономических методов

Вовлечение в рассмотрение механизмов аутсорсинга и консорциумов при проектировании и планировании производств

Создание базы знаний и сети компетенций на уровне Корпораций РКП или (что представляется

наилучшим) - на уровне отрасли. ' ' \

Оценка и Формирование новых проектов в

т.ч. на основе совместных исследований в Центрах компетенций

ранжирование ключевых компетенций

Формирование системы управления знаниями

Формирование ИТ-системы для хранения информации о компетенциях в едином формате

Рис. 3. Схема реализации Стратегии.

Применение инструментов и механизмов открытых инноваций

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

Далее необходимо наладить процесс управления полным жизненным циклом (ПЖЦ), т.е. предусмотреть множество мероприятий, которые необходимо провести в корпорации с момента определения потребности рынка в продукте до его последующего выпуска, поддержания и эксплуатации потребителем на уровне конкретных изделий. Управление полным жизненным циклом изделия позволит предусмотреть решение большого количества проблем еще до их появления, а также наладить эффективное производство продукции и при этом снизить затраты на производство.

Однако приоритетную роль в процессе данного обновления должны играть именно механизмы создания и развития поддержки инноваций, так как мировой опыт показывает, что современные корпорации технологического профиля такие механизмы имеют и полный их набор должен функционировать и в рамках корпораций РКП. Мероприятия, направленные

на повышение инновационности и конкурентоспособности продукции в рамках ПЖЦ, должны внедряться постепенно, по мере тщательной диагностики, во избежание риска разрушения текущих процессов создания конкретных изделий. Наращивание конкурентных преимуществ обеспечивается, прежде всего, через развитие компетенций всех уровней - отрасли, предприятий, персонала, среди которых центральную роль играют ключевые компетенции.

В рамках реализации данной стратегии в настоящее время необходимо усовершенствовать отечественную систему ДЗЗ с учетом имеющихся у АО «РКС» компетенций, что будет способствовать широкому выходу продуктов и услуг КА ДЗЗ на мировой рынок. Основные направления деятельности по совершенствованию отечественной системы ДЗЗ представлены на рис. 2 и включают разработанные задачи и элементы стратегии управления конкурентоспособностью.

- Создание нормативно-правовой баш использованиярезультатов дистанционного зондирования Земзгд

- Создание методов л технологии обработка космической информации

- Создание методовп технологий использования космической информации п продуктов её обработки

- Создание служб но сертификации космической информации п продуктов её обработки

- Создание распре делённого банка данных ДЗЗ н продуктов их обработки

- Создание телекоммуникационной системы обмена данными и управления Центрами приёма, обработали применения космической информации

- Создание федерального центра ДЗЗ (ОператорКС ДЗЗ, Федеральный оператор услуг) и распределён ноЛ сети ценз ров ДЗЗ (операторов услуг)

Рис. 4. Направления деятельности по совершенствованию отечественной системы ДЗЗ.

Только комплексное решение рассматриваемых задач позволит обеспечить (при соответствующих условиях и законодательстве) конкурентоспособность инновационно активных предприятий ракетно-космической отрасли на необходимом рыночном уровне.

Список литературы:

1. Тюлин А.Е. Теория и практика управления компетенциями, определяющими конкурентоспособность интегрированных структур. М.: Издательский дом «Спектр», 2015, 312 с.

2. Тюлин А.Е., Островская А.А., Чурсин А.А. Основы управления инновационными процессами в наукоемких отраслях промышленности. Под общ. ред. А.А. Чурсина. М.: Инновационное машиностроение, 2015, 290 с.

3. Тюлин А.Е. Математическая модель оценки конкурентоспособности организации с учетом конкурентных преимуществ, основанных на сети центров компетенции. Экономико-юридический журнал «Бизнес в законе». М.: Издательский дом «Юр-ВАК», № 5, 2016, с.15-19.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Повышение конкурентоспособности услуг дистанционного зондирования Земли на основе комплексного подхода к развитию компетенций АО «Российские космические системы» генерального директора АО «Российские космические системы» кандидата технических наук Тюлина А.Е. Рецензируемая статья является безусловно актуальной, так как посвящена рассмотрению вопроса решения проблемы создания инструментария повышения конкурентоспособности инновационно активных

предприятий и выработки рекомендаций по совершенствованию государственной политики в данной сфере, способных обеспечить стратегический курс Российской Федерации на развитие высокотехнологичных производств, обеспечивающих диверсификацию экономики.

Важным результатом работы является анализ, выделение и оценка ключевых компетенций как инструмента управления конкурентными преимуществами высокотехнологичных инновационно активных предприятий.

Особое внимание уделено разработке стратегии управления конкурентоспособностью корпораций ракетно-космической промышленности с целью обеспечения устойчивого развития отрасли в современных условиях нестабильности мировой экономики и повышения их позиционирования на мировом рынке.

Общетеоретические исследования конкретизируются практическими мероприятиями, которые реализует холдинг АО «Российские космические системы» по наращиванию активности, прежде всего, в инновационных исследованиях и разработках в области предоставления данных и услуг КА дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Статья генерального директора АО «Российские космические системы» Тюлина А.Е. «Повышение конкурентоспособности услуг ДЗЗ на основе комплексного подхода к развитию компетенций АО «Российские космические системы» обладает актуальностью, новизной и практической значимостью, соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям, и рекомендуется к печати.

Профессор кафедры национальной экономики

Экономический факультет Российского университета

дружбы народов

доктор экономических наук, профессор

Н.В. Бондарчук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.