Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ / КОНКУРЕНТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА / ИМИДЖ ОРГАНИЗАЦИИ / ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дагаева Елена Александровна, Сенин Илья Владимирович

Нестабильность и неопределенность внешней среды предопределили поиск новых подходов к укреплению конкурентоспособности предпринимательских организаций. В статье представлены результаты исследования, имеющего целью изучение проблем и направлений повышения конкурентоспособности компании на современном рынке транспортных и логистических услуг. Показано, что в условиях цифровой трансформации экономики конкурентоспособность транспортных и логистических компаний напрямую зависит от диджитализации предоставляемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дагаева Елена Александровна, Сенин Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Е.А. ДАГАЕВА

Кандидат социологических наук Доцент кафедры управления ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

И.В. СЕНИН

Студент факультета управления ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Нестабильность и неопределенность внешней среды предопределили поиск новых подходов к укреплению конкурентоспособности предпринимательских организаций. В статье представлены результаты исследования, имеющего целью изучение проблем и направлений повышения конкурен-

тоспособности компании на современном рынке транспортных и логистических услуг. Показано, что в условиях цифровой трансформации экономики конкурентоспособность транспортных и логистических компаний напрямую зависит от диджитализации предоставляемых услуг.

Цифровая экономика, конкурентоспособность организации, оценка конкурентных позиций, конкурентный потенциал организации, ключевые факторы успеха, имидж организации, диджитализация. Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 82.15.00.

Предприниматели РФ переживают, возможно, самый сложный за последнее десятилетие период. Нестабильность и неопределенность внешней среды предопределили поиск новых подходов к укреплению жизнестойкости и конкурентоспособности предпринимательских организаций, в том числе транспортных компаний.

Анализ научных работ, посвященных проблеме управления конкурентоспособностью транспортных компаний, показал, что универсального подхода российская научная школа ещё не разработала, а зарубежная практика плохо адаптируется к российским условиям в силу культурно-социальных и нормативно-правовых различий [1—4]. Поэтому отечественная теория и практика требуют дополнительных разработок и исследований, отвечающих новым российским реалиям. Актуальность и дискуссионность многих теоретико-методологических положений в сфере управления конкурентоспособностью российскими транспортными компаниями определили цель и содержание исследования.

Цель статьи - выявление направлений повышения конкурентоспособности транспортных компаний в условиях цифровой трансформации экономики.

Основой данного исследования являются методы системного анализа, сравнительного анализа и анализа ключевых факторов успеха.

Одна из проблем, которые решает система управления транспортной компании (далее - ТК), - это достижение высоких показателей. В качестве базового определения конкурентоспособности ТК в данной статье мы используем следующее: конкурентоспособность ТК - это комплексная характеристика за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей -финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социально-политических, а также способность ТК к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [5].

Управление конкурентоспособностью ТК связано с формированием такой модели поведения организации, при которой она способна отвечать на запросы заказчиков, быть востребованной у потребителей и сохранять устойчивое финансовое положение в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды [6].

Доминирование внешних факторов предопределяет необходимость регулярного мониторинга и диагностики установок стейкхолдеров. При этом необходимо учитывать неравномерность уровня требований к игрокам-конкурентам, действующим на рынке транспортных услуг (например, государственная поддержка одних видов ТК и жесткий контроль в отношении других изначально ставит последних в невыгодное положение) [3]. В связи с этим конкурентная борьба утрачивает черты «честной» и перерождается в систему конкурентного неравенства (например, создание наиболее благоприятных условий для функционирования РЖД - национального лидера грузопревозок).

Все это указывает на то, что механизмы формирования конкурентных действий должны быть вписаны в систему управления и администрирования транспортных компаний. Анализ ситуации показывает, что деформация конкурентных отношений на рынке транспортных услуг привела к возникновению следующего структурирования моделей поведения в данном секторе национального рынка. Чем меньше преференций дает государство ТК, тем важнее для него наращивать свой конкурентный потенциал. Таким образом, НКО для поддержания своей жизнестойкости должна осваивать методику анализа и удержания конкурентных позиций. В то же время РЖД, имеющая дополнительную поддержку со стороны власти, может не включаться в процесс планирования конкурентных стратегий, т.к. они находятся вне рамок конкурентной борьбы за долю на рынке. В итоге РЖД подтверждает свой статус национального лидера грузоперевозок, выигрывая конкурентную борьбу на стратегическом уровне.

Остальные игроки рынка транспортных услуг должны освоить методику конкурентного анализа и включить её в систему регулярной оценки состояния внешней среды.

Под ключевыми факторами успеха (КФУ) понимаются общие для всех компаний определенной отрасли управляемые переменные, дающие компании преимущество перед конкурентами и определяющие ее успех на данном рынке или в данной отрасли бизнеса. КФУ - это те факторы, которым предприятие должно уделять особое внимание, так как они определяют его успех на рынке, его конкурентные возможности, непосредственно влияющие на прибыльность [6]. Ключевые факторы успеха в значительной мере определяют структуру и содержание стратегии развития компании, так как устанавливают факторы (области деятельности), за счет которых компания получит конкурентные преимущества на рынке. Ключевые факторы успеха формулируются на основе миссии и видения [5].

Рассмотрим на конкретном примере, как реализуется методика анализа и удержания конкурентных позиций ТК. Учитывая особенности данной сферы, законодательно-правовые аспекты оказания транспортных услуг и требования действующих федеральных стандартов к показателям, регламентирующим возможность предоставления транспортных услуг, экспертами были определены следующие ключевые факторы успеха (табл. 1).

В качестве экспертов были приглашены руководители ведущих транспортных компаний города Таганрога - «Энергия», «Деловые линии», «ЖелДорЭкспедиция», «ПЭК». Оценки выставлялись по 10-балльной шкале: 1-3 балла - слабая выраженность фактора; 4-6 баллов - средняя выраженность фактора; 7-10 баллов - данный фактор наиболее важен для ТК.

По мнению экспертов, величины вклада отдельных факторов в конкурентоспособность ТК в оказании услуги оказались следующими (табл.2).

Ключевые факторы успеха

Низкие издержки производства (0,04), высокая производительность труда персонала (0,04), своевременное отправление грузов (0,12), высокая квалификация сотрудников (0,04), оснащение терминалов высокопроизводительными погрузочными механизмами (0,1), наличие эффективных и надежных информационных систем (0,04), способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий (0,04), поддержание благоприятного имиджа компании (0,1), постоянный контроль качества услуг (0,03), гарантия своевременной и сохранной отправки грузов (0,08), поддержание конкурентоспособных цен на услуги (0,1), привлечение новых клиентов (0,04), расширение сети продажи услуг (0,04), продажа услуг через интернет (0,05), доступный и хорошо организованный клиентский сервис (0,1), непрерывное развитие человеческого потенциала (0,04).

Анализ результатов оценки конкурентных позиций ООО «Континент», представленный в табл. 2, показывает, что для данного учреждения наиболее значимыми факторами являются своевременное отправление грузов (4,92 балла), поддержание конкурентоспособных цен на услуги (3,9 балла) и доступный и хорошо организованный клиентский сервис (3,5 балла). Именно эти показатели обеспечивают ему преимущества среди конкурентов. В то же время такие характеристики, как оснащение терминалов высокопроизводительными погрузочными механизмами (0,5 баллов), привлечение новых клиентов (1,36), способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий (1,16) и непрерывное развитие человеческого потенциала (1,36) невыгодно отличают ООО «Континент» от конкурентов.

В табл. 3 приведены результаты сравнительной оценки конкурентов ООО «Континент», из которых следует, что наиболее конкурентоспособной среди ТК г. Таганрога является ТК «Деловые линии», набравшая максимальное число баллов - 41,21, далее находится ТК «Энергия» (36,66 балла), «ЖелДорЭкспедиция» (34,38 балла), затем «ПЭК» (32,77 балла).

Таблица 1

Перспектива КФУ

Финансы Рост прибыльности, высокие финансовые результаты

Внутренние процессы Низкие издержки производства, повышение внутренней эффективности бизнеса, высокая производительность труда персонала, своевременное отправление грузов, новые виды услуг, высокая квалификация сотрудников, оснащение терминалов высокопроизводительными погрузочными механизмами, наличие эффективных и надежных информационных систем, способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий, поддержание выгодных условий с поставщиками

Потребители Поддержание благоприятного имиджа компании, постоянный контроль качества услуг, гарантия своевременной и сохранной отправки грузов, поддержание конкурентоспособных цен на услуги, привлечение новых клиентов, расширение сети продажи услуг, продажа услуг через Интернет, доступный и хорошо организованный клиентский сервис

Знание и обучение Эффективная система вертикальной и горизонтальной коммуникации, непрерывное развитие человеческого потенциала, эффективная система ротации кадров

Таблица 2

Оценка конкурентных позиций ООО «Континент»_

Ключевые факторы успеха Вес фактора а Средний балл Р Итоговый балл (а*Р)

Низкие издержки производства 0,04 37 1,48

Высокая производительность труда персонала 0,04 32 1,28

Высокая квалификация сотрудников 0,04 40 1,6

Постоянный контроль качества услуг 0,03 55 1,65

Расширение сети продажи услуг 0,04 36 1,44

Своевременное отправление грузов 0,12 41 4,92

Оснащение терминалов высокопроизводительными погрузочными механизмами 0,1 5 0,5

Доступный и хорошо организованный клиентский сервис 0,1 35 3,5

Поддержание конкурентоспособных цен на услуги 0,1 39 3,9

Непрерывное развитие человеческого потенциала 0,04 34 1,36

Наличие эффективных и надежных информационных систем 0,04 38 1,52

Способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий 0,04 29 1,16

Привлечение новых клиентов 0,04 34 1,36

Продажа услуг через интернет 0,05 32 1,6

Поддержание благоприятного имиджа компании 0,1 23 2,3

Гарантия своевременной и сохранной отправки грузов 0,08 40 3,2

Итого: 1 - 32,77

Таблица 3

Сравнительная оценка конкурентов ООО «Континент»_

Ключевые факторы успеха Вес фактора, а «Деловые линии» «Энергия» «ЖелДор-Экспедиция» «ПЭК»

Р а*Р Р а*Р Р а*Р Р а*Р

Низкие издержки производства 0,04 38 1,52 34 1,36 30 1,2 28 1,12

Высокая производительность труда персонала 0,04 34 1,36 33 1,32 32 1,28 32 1,28

Высокая квалификация сотрудников 0,04 37 1,48 33 1,32 42 1,68 32 1,28

Постоянный контроль качества услуг 0,03 30 0,9 31 0,93 37 1,11 39 1,17

Расширение сети продажи услуг 0,04 46 1,84 22 0,88 27 1,08 20 0,8

Своевременное отправление грузов 0,12 30 3,6 37 4,44 31 3,72 36 4,32

Оснащение терминалов высокопроизводительными погрузочными механизмами 0,1 44 4,4 48 4,8 34 3,4 8 0,8

Доступный и хорошо организованный клиентский сервис 0,1 36 3,6 32 3,2 30 3,0 25 2,5

Поддержание конкурентоспособных цен на услуги 0,1 49 4,9 33 3,3 37 3,7 25 2,5

Непрерывное развитие человеческого потенциала 0,04 42 1,68 33 1,32 36 1,44 31 1,24

Наличие эффективных и надежных информационных систем 0,04 47 1,88 34 1,36 33 1,32 28 1,12

Способность руководства быстро реагировать на изменение рыночных условий 0,04 49 1,96 44 1,76 42 1,68 34 1,36

Привлечение новых клиентов 0,04 48 1,92 40 1,6 36 1,44 21 0,84

Продажа услуг через интернет 0,1 48 4,8 47 4,7 38 3,8 23 2,3

Поддержание благоприятного имиджа компании 0,05 37 1,85 33 1,65 33 1,65 26 1,3

Гарантия своевременной и сохранной отправки грузов 0,08 44 3,52 34 2,72 36 2,88 28 2,24

Итого: 1 41,21 36,66 34,38 26,12

Самая конкурентоспособная транспортная компания - «Деловые линии» - характеризуется целым рядом таких конкурентных преимуществ, как поддержание конкурентоспособных цен на услуги (4,9 балла), продажа услуг через интернет (4,8 балла), оснащение терминалов высокопроизводительными погрузочными механизмами (4,4 балла), своевременное отправление грузов (3,6 балла), гарантия своевременной и сохранной отправки грузов (3,52 балла) и др.

Также следует отметить, что сегодня повышение конкурентоспособности ТК на рынке транспортных услуг невозможно без создания ее привлекательного имиджа как у внешней аудитории - потенциальных покупателей, так и у внутренней аудитории - сотрудников организации.

Согласно ресурсному подходу, имидж организации как раз и выступает в качестве одного из таких оригинальных, трудно имитируемых ресурсов [8].

Это фактор доверия потребителя к организации и предоставляемым им услугам, а следовательно, фактор повышения конкурентоспособности организации.

Сегодня руководство ТК понимает, что требуется перестроить не только систему управления организации, но и всю систему взглядов на нее как на социальный организм для обеспечения эффективности его работы. Осознается необходимость целенаправленного конструирования имиджа ТК не только для ведения конкурентной борьбы, но и для формирования приверженности и позитивной организационной идентичности производственного коллектива. Как уже отмечалось выше, для устойчивого функционирования ТК как организации на сегодняшний день не обойтись без целенаправленной систематической работы по позиционированию организации на рынке транспортных услуг, направленных на конструирование целостного аутентичного имиджа ТК как для внешней аудитории, так и для персонала [5].

Особое внимание следует уделить продвижению ТК в онлайн-среде - через сайт и свою страничку в социальных сетях, т.к. именно в интернете можно встретить потенциального потребителя транспортных услуг, установить с ним контакт, диалог, вызвать заинтересованность предлагаемыми услугами.

Как мы уже отмечали выше, нестабильность и неопределенность внешней среды обусловливают актуальность поиска новых подходов к повышению конкурентоспособности ТК.

Как справедливо отмечают исследователи, управление конкурентоспособностью ТК связано с формированием такой модели поведения организации, при которой она способна отвечать на запросы заказчиков, быть востребованной у потребителей и сохранять устойчивое финансовое положение в условиях нестабильности и неопределенности внешней среды [7].

С нашей точки зрения, в условиях цифровой экономики эффективный подход к управлению компанией основан, прежде всего, на использовании информационных технологий (далее - ИТ), диджита-лизации транспортных и логистических услуг.

Автоматизация и диджитализация управленческих процессов позволяют существенно оптимизировать финансовый, человеческий и, что немаловажно, временной ресурсы. Также в повышении конкурентоспособности значительную роль играет фактор обновления, то есть способность менеджмента компании гибко реагировать на перемены во внешней среде.

За последнее десятилетие использование поставщиками транспортных и логистических услуг передовых ИТ-технологий значительно повысило такие критерии качества грузовых перевозок, как эффективность, надежность и безопасность. Учитывая, что в современном мире постоянно дорожает рабочая сила, необходимо более широкое внедрение искусственного интеллекта, который мог бы повысить эффективность логистических операций.

Так, например, в Китае и США внедряют складских роботов, позволяющих быстро и корректно сортировать товары и оформлять заказы. С помощью роботов цикл складских операций для конкретного товара сократился в 4 раза - с 60 до 15 минут, а пространство склада оптимизировано в среднем на 50% за

счет более рационального использования помещения. Также к инновациям в данной отрасли можно отнести «умные» дроны, позволяющие быстро доставлять малогабаритные товары своим заказчикам [9].

Важным трендом, характерным для рынка цифровой логистической аналитики и информатизации, является «дополненная реальность». И хотя данная технология находится на начальной стадии развития, как отмечают эксперты и практики, она уже сейчас приносит значительные преимущества тем, кто её применяет. К примеру, «дополненная реальность» может предоставить провайдерам логистики быстрый доступ к информации, которая служит основой для принятия управленческих решений на любом этапе логистического процесса. Это жизненно важно для перспективного и точного планирования и управления такими задачами, как оптимизация доставки и погрузо-разгрузочных работ, и имеет решающее значение для обеспечения более высокого уровня обслуживания клиентов [10].

Применение технологии дополненной реальности позволяет не только оптимизировать плотность транспортного потока, но и имеет потенциал для дальнейшей оптимизации грузовых перевозок. В частности, в таких областях, как навигация, это контроль загрузки подвижного состава, проверка комплектности отправок, доставка в международном сообщении [10].

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня повысить конкурентоспособность ТК невозможно без широкого использования современных ИТ-технологий. Менеджмент современной ТК должен опираться на современные ИТ-технологии, среди которых наиболее перспективными представляются технология дополненной реальности и внедрение искусственного интеллекта. Ключевым фактором конкурентоспособности ТК является диджитализация предоставляемых услуг и процессов управления предприятием.

Управление конкурентоспособностью ТК связано с формированием такой модели поведения организации, при которой она способна отвечать на вызовы внешней среды. При этом необходимо учитывать неравномерность уровня требований к игрокам-конкурентам, действующим на рынке транспортных услуг. Чем меньше преференций дает государство ТК, тем важнее для них наращивать свой конкурентный потенциал и воспроизводить модели поведения коммерческих организаций. В связи с этим механизмы формирования конкурентных действий должны быть вписаны в систему управления и администрирования ТК.

Наиболее важными факторами конкурентоспособности ТК на рынке транспортных услуг являются высокая производительность труда персонала, своевременное отправление грузов, оснащение терминалов высокопроизводительными погрузочными механизмами, поддержание благоприятного имиджа компании, гарантия своевременной и сохранной отправки грузов, поддержание конкурентоспособных цен на услуги, продажа услуг через интернет, доступный и хорошо организованный клиентский сервис, непрерывное развитие человеческого потенциала.

Привлекательный имидж также способствует повышению конкурентоспособности организации, в

связи с чем можно рекомендовать введение в организационную структуру ТК PR-службы, которая позволяет организовать целенаправленное конструирование имиджа ТК не только для ведения конкурентной борьбы, но формирования приверженности и позитивной организационной идентичности производственного коллектива.

В заключение отметим, что данное исследование было выполнено в рамках реализации НИП по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент», проект №20-02 «Совершенствование процессов управления деятельностью организации и повышения социально-экономической эффективности в условиях структурно-цифровой трансформации и инновационного развития экономических систем» Таганрогского института управления и экономики. Руководитель проекта - д-р социол. наук, доцент, проф. кафедры управления И.А. Янкина.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтеев Ю.Д., Белякова В.А. Концепция стратегического маркетинга как основа управления конкурентоспособностью предприятий. / Ю.Д. Бахтеев, В.А. Белякова. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 2 (30). - С. 231-245.

2. Бурменко Ю.В. Некоторые теоретические аспекты формирования механизма конкурентной стратегии / Ю.В. Бурменко. - Текст : непосредственный // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 24 (106). - С. 38-41.

3. Жаков В.В. Совершенствование управления конкурентоспособностью транспортной компании на основе реализации инновационных проектов / В.В. Жаков. - Текст : непосредственный // Sciences of Europe. - 2018. - № 28. - С. 13-15.

4. Петров А.В. Конкуренция на рынке перевозок грузов в Российской Федерации / А.В. Петров. -

Текст : непосредственный // Инновации и инвестиции. - 2019. - № 1. - С. 241-244.

5. Шинкаренко В.Г. Модель системы управления конкурентоспособностью предприятия / В.Г. Шинкаренко. - Текст : непосредственный // Экономика транспортного комплекса. - 2017. - № 29.

- С. 5-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Скрипников И.С. Анализ факторов, влияющих на выбор вида транспорта при перевозке грузов в России / И.С. Скрипников. - Текст : непосредственный // Инженерный вестник Дона. - 2015. -№ 4 (38). - С. 132-138.

7. Сорокина А.В., Соколов Ю.И. Ключевые факторы успеха в управлении стратегией транспортной компании / А.В. Сорокина, Ю.И. Соколов. -Текст : непосредственный // Транспортное дело России. - 2016. - № 2. - С. 166-169.

8. Дагаева Е.А. Эволюция методологических подходов к анализу понятия «имидж» / Е.А. Дагаева. -Текст : непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2017.

- № 2 (26). - С.84-87.

9. Дмитриев А.В. Цифровизация транспортно-логис-тических услуг на основе применения технологии дополненной реальности / А.В. Дмитриев. -Текст : непосредственный // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2018. - Т. 12.

- № 2 - С. 169-178.

10. Минайлов А.С. Использование цифровых технологий в управлении логистическими бизнес-процессами / А.С. Минайлов. - Текст : непосредственный // Инновационная наука. - 2019. - № 12.

- С. 78-80.

11. Щевьева А.А. Наставничество как элемент системы повышения эффективности использования кадровых ресурсов предприятия / А.А. Щевьева. -Текст : непосредственный // Сервис в России и за рубежом. - 2010. - № 3 (18). - С. 213-223.

© Елена Александровна Дагаева, 2021 © Илья Владимирович Сенин, 2021 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.