Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности сферы медицинских услуг в системе устойчивого развития'

Повышение конкурентоспособности сферы медицинских услуг в системе устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности сферы медицинских услуг в системе устойчивого развития»

продает он до 50 массажеров в месяц. Из домашней утвари он изготавливает и продает ложки, разделочные доски, хлебницы, толкушки, скалки по цене 20 р., 50 р., 120 р., 20 р., 25 р., соответственно. Большим спросом пользуются ручки для инструментов, дверные ручки, черенки для лопат, грабли и швабры, а также рамки для пчел, постоянным покупателем которых (по цене 30 р. за штуку) является его сосед-пчеловод. Реализует свою продукцию

Н.П. Ковалев через магазины сельпо Новооскольского района, а также через хозяйственные магазины и местные рынки. Можно отметить, что село расположено в 16 км от районного центра, а сам «ремесленник» имеет автомобиль. Среднемесячная выручка Николая Павловича с марта по октябрь 2006 г. составила 9 тыс. р., а с ноября по февраль - 4 200 р. При сложившихся ценах реализации и ее объемах денежная выручка в 2005 г. была равна 88 800 р., в среднем за месяц - 7 400 р.

Главы личных подсобных и крестьянских хозяйств Белгородской области для получения наибольших финансовых результатов и круглогодичного дохода занимаются еще и подсобными видами деятельности. Так, крестьянское хозяйство «Хибины» Грайворонского района кроме растениеводства занимается пчеловодством и автопассажирскими перевозками. Эти виды деятельности можно считать подсобными. Растениеводство является основным видом деятельности, оно дает 75,07% всей прибыли. Пчеловодство, хоть и занимает скромное место в структуре доходов крестьянского хозяйства (8,07%), но тоже вносит свой вклад в повышение экономической эффективности К(Ф)Х. В последнее время наблюдается рост экономической эффективности пчеловодства. Глава этого хозяйства увеличил количество пчелосемей до 55, в связи с чем увеличились и затраты на содержание пасеки на 7 250

р. Однако рост объема и цены реализации позволили увеличить денежную выручку на 71 250 р., тем самым прибыль от реализации продуктов пчеловодства в 2005 г. возросла на

1,6% и составила 178 750 р.

На пасеке крестьянского хозяйства работает один человек. Однако во время сбора меда, а также при переезде пасеки помощь пасечнику оказывают все работники К(Ф)Х - и руководители, и механизаторы, и водители автобусов.

Было бы не совсем правильным оценивать экономическую эффективность пчеловодства лишь по прибыли, полученной от реализации его продуктов. Пчелы - это повышение урожайности гречихи, подсолнечника, трав на семена и других культур. По этой причине пасека К(Ф)Х всегда стоит рядом с полями.

Вот уже на протяжении 30 лет пчеловодством эффективно занимается глава личного подсобного хозяйства Н.П. Евдокимов (с. Глинное Новооскольского района). Им был построен большой омшаник на 200 пчелосемей, где в настоящее время их содержится уже 120. В 2006 г. Николай Петрович выручил за мед 382,2 тыс. р. Мед был реализован на местном рынке, через сеть магазинов райпо и индивидуальным предпринимателям в объеме 7 800 кг по средней цене 49 р. за 1 кг. Помимо развития данного вида подсобной деятельности в ЛПХ имеется 60 свиней, 4 коровы и 8 бычков. Помощниками главы ЛПХ являются жена и трое детей, двое из которых уже имеют свои семьи.

Надо сказать, что отмеченное выше -еще не все возможности для предприимчивых селян. На одном из селекторных заседаний, посвященных развитию сферы АПК, губернатор Белгородской области Е. Савченко потребовал от районных властей стать в этом деле для селян помощниками.

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СФЕРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ж.Л. Новинькова, к.э.н., Поволжская академия государственной службы, гл. врач ММУ,

стоматологическая поликлиника № 5

Лечебно-профилактическое учреждение следует рассматривать как социальноэкономическую систему, функционирующую в условиях развития конкурентных отношений и устойчивого развития сельских территорий. В связи с этим лечебно-профилактическое учреждение сочетает профессионально-медицинскую деятельность с деятельностью социальноэкономической, направленной на реализацию принципа самоокупаемости и рентабельности. В условиях предоставления медицинским учреждениям экономической самостоятельности

широкое развитие получают принципы самофинансирования и самообеспечения. Основывая свою деятельность на вышеизложенных принципах, все лечебно-профилактические учреждения, а в сфере оказания стоматологических услуг особенно, получат возможность дополнительных источников финансирования и экономического развития, что, в свою очередь, будет способствовать полному и качественному удовлетворению спроса на медицинские услуги. В этой связи, организационно-экономический механизм управления лечебно-профи-

лактическим учреждением должен основываться на принципе предпринимательской автономии структурных подразделений и на принципе единства и целостности. В качестве автономных структур с определенной степенью самостоятельности могут выступать творческие коллективы, в том числе и временно созданные для оказания определенного вида медицинских услуг, и отдельные медицинские работники, оказывающие уникальные медицинские услуги в стоматологии, пользующиеся особо повышенным спросом у потребителей, приносящие высокий доход медицинскому учреждению.

Разработка стратегии конкурентоспособности сельского лечебно-профилактического учреждения и качества медицинских услуг включает как важнейшие составляющие управление качеством медицинских услуг и поиск путей его совершенствования. В докладе обоснована необходимость управления качеством медицинских услуг в лечебно-профилактическом учреждении, которая возникает в настоящее время ввиду отсутствия стимулов у производителей медицинских услуг оказывать адекватную медицинскую помощь; ввиду придания относительной финансовой самостоятельности лечебно-профилактическим учреждениям; ввиду усиления внутриведомственного и вневедомственного контроля за качеством медицинской помощи.

Важнейшей составляющей управления конкурентоспособностью медицинских услуг на селе является качество управления процессом оказания медицинской услуги, которое включает: управление материально-техническими ресурсами для оказания медицинских услуг с учетом их жизненного цикла и включающие инструменты управления для обеспечения анализа качества услуги и выбора путей совершенствования качества услуги; управление персоналом в целях роста профессионального мастерства и умения работать в единой команде, ориентированной на конечный результат и повышение качества работы лечебно-профилактического учреждения; управление организационно-экономическими отношениями, возникающими между субъектами оказания услуг, субъектами управления и потребителями по поводу улучшения качества медицинских услуг и сокращения затрат на них в результате роста производительности труда; управление формированием межличностных партнерских отношений в коллективе, оказывающих воздействие на повышение качества медицинских услуг, усиление коллективной ответственности за конечный результат.

Автор полагает, что при решении проблем конкурентоспособности сельских лечебно-профилактических учреждений следует особое внимание уделять управлению персо-

налом, управлению организационно-экономическими отношениями и управлению формированием межличностных партнерских отношений в коллективе, деловым и личностным качествам руководителя лечебно-профилактического учреждения.

Деловые и личностные качества руководителя должны стать предпосылкой успешного развития медицинского учреждения, они обусловливают адаптацию и толерантность персонала к временным неудобствам и недостаткам, способствуют повышению удовлетворенности работой.

В этих условиях приобретает особое значение формирование у руководителей сельских медицинских учреждений качеств лидеров преобразований.

Практическими действиями, характеризующими лидеров преобразований в обновлении производственного потенциала, могут быть следующие:

а) выделение ключевого звена реорганизации и ресурсного обновления предприятия, обеспечивающих определенный толчок в его дальнейшем развитии; по сути дела, руководитель, который претендует на роль лидера преобразований, должен дать первичный импульс в системе управления; это возможно на основе глубокого знания дела, ориентации во внешней среде;

б) эффективное проведение самой реорганизации на основе организационного проектирования, создания гибкой системы управления для решения вопросов распределения власти, ресурсов, минимизации воздействия неблагоприятных тенденций внешней среды, формирования миссионных ценностей и микрокультуры в среде работников;

в) трансформация критериев реформирования от оценок результатов по сравнению с достигнутым к оценке по направлениям деятельности относительно конкурентов;

г) исключение поиска чрезмерно простых решений и одновременное применение основополагающего принципа упрощения системы; суть заключается в разработке альтернативных программ действий, отрешении от чрезмерных иллюзий, смене ориентиров при возможных неудачах.

Для разработки технологии оценки преобразующего лидерства за основу может быть взята методика SKILLSCOPE, хорошо зарекомендовавшая себя в практике оценки личного потенциала лидера преобразований за рубежом. Методика прошла многолетние испытания на надежность и валидность. Автором была разработана процедура ее адаптации к российским условиям (технология оценки). Структура личностных качеств лидера преобразований включает в себя 14 взаимосвязанных блоков.

В докладе доказывается необходимость адаптации стандарта ИСО 9001:2000 к управлению качеством медицинских услуг на селе.

Система управления качеством, основанная на принципах и опыте, воплощенных в стандарте ИСО 9001:2000, устанавливает требования, которые нужно контролировать. Не существует никакого единственно «правильного способа» выполнения требования этого стандарта. Его требования дают общую основу, в рамках которой этот вопрос является прерогативой каждого поставщика услуг здравоохранения, позволяющей установить процедуры, стандарты работы и индикаторы результатов -удовлетворенности пациентов.

Система управления качеством, учрежденная согласно стандарту ИСО 9001 в одной стране, сопоставима с системой управления качеством, основанной на том же самом стандарте в другой стране. Такое признание может приносить выгоды заинтересованным в предоставлении услуги иностранным пациентам, а также при установлении связей с другими странами.

Новая версия стандарта ИСО 9001:2000 основана на модели процесса, а не на 20 структурных элементах версии 1994 г. Суть концепции состоит в том, что все выходы являются результатом процесса, а движущей силой применительно к системе управления качеством служат потребности и ожидания пациента/потребителя. Стандарт ИСО 9001 пригоден к условиям лечебных профилактических учреждений, поскольку ориентирован на системы, протоколы и инструкции, он обеспечивает и проведение мониторинга, и изменений улучшения качества услуг.

Главные процессы предлагаемой системы управления качеством построены на основе модели, высвечивающей важность установления потребностей (ожиданий) пациента/потребителя и постановки согласованной (-ых) услуги (услуг) или продукта (продуктов) пациенту/потребителю.

В ходе исследований впервые сделана попытка адаптировать стандарт ИСО 9001:2000 к применению его в области предоставления медицинских услуг.

Раздел 20. ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТУРИЗМА

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА Л.М. Кулакова, мл. науч. сотр. Института экономики Карельского научного центра РАН

В настоящее время в мире возрос спрос на различные виды природного, спортивного, и особенно сельского туризма. Сельский туризм традиционно входит в агроэкономику, определяет занятость местного населения и формирует долю прибыли хозяйств. В мировой практике начиная с 1972 г. он выделен в отдельную отрасль экономики. Особенных успехов в развитии индустрии сельского туризма добились сельские предприниматели Финляндии, Швеции, Норвегии. Сейчас услуги сельского туризма стали одними из основных неаграрных источников повышения благосостояния сельских жителей этих стран.

Сельский туризм называют также «фермерским», так как фермеры первыми занялись этим делом. В Финляндии они, используя природные ландшафты, озера, реки и учитывая рыночный спрос, начали организовывать отдых для горожан и иностранных туристов. Оформление сельского туризма как дополнительного вида деятельности не требует для фермера сложных процедур - нужно просто написать объявление, что он готов принять

гостей. В Финляндии это направление фермерской деятельности начало развиваться более 20 лет назад при активной поддержке государства и местных властей. На его развитие выделялись субсидии, кредиты, льготы. В настоящее время Европейский Союз также включился в поддержку развития сельского туризма [9].

Для России, особенно для ее нечерноземных регионов, это направление может стать одним из важных источников дохода для сельских территорий и рыночной нишей для многих сельских предпринимателей [1, 3]. С точки зрения сельского туризма, Республика Карелия обладает огромным потенциалом. Это природные лесные и водные ландшафты, их биоразнообразие, этнические и культурные особенности сельских территорий, обилие исторических и архитектурных памятников.

Свое начало сельский туризм в Карелии получил на волне ностальгического туризма в конце 80-х гг. прошлого века, когда приграничные территории стали открытыми для посещений жителями Финляндии. Первыми гостями были бывшие жители территорий Сорта-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.