деятельности вузов. URL: http://www.mirkin.ru/_docs/_ budgetfin/ocenka.pdf (дата обращения: 17.01.2013).
5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. : утв. постановлением Правительства РФ № 6 от 07.02.2011 г. URL: http://base.consultant.ru/
cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140686 (дата обращения: 17.01.2013).
6. Программа развития Национального исследовательского университета СГУ. URL: http://www.sgu.ru/niu (дата обращения: 17.01.2013).
Concept of Develop of the Informational And Analytical Centre in the National Reseach University K. K. Kumehov
Doctor of Economics, Professor, Department of Finance and Credit
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012 Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. This paper is the concept of the development and implementation of information-analytical center under the National Research University. Theoretical analysis. The terms are specified and the theoretical aspects, the actual state of the information base SGU, the characteristics of the elements, the basic directions of work on the creation of information-analytical center are studying in this article. Empirical analysis. The article describes the algorithm of design and implementation of information-analytical center of the structure of higher education by the example of SGU named after N.G. Chernyshevsky. It is concluded that the structural changes should start with a change in the information base, which has the following drawbacks: the lack of a genuine link between the process of learning and practice, and the lack of a common methodology for the collection and use of information processing. Conclusions. The solution to these problems would be creating of the information-analytical center in the SGU with specific functions and personnel structure. The article defines the goals, objectives and criteria of information-analytical center as a whole, the procedure for the formation and functioning of the algorithm. In particular, it is proposed the creation of a modular type, and create information modules correspond to the priority areas of the SGU.
Key words: Research and Information Center, information base, innovations, education services, idea generation, information module.
References
1. Balatskii E. V. Problema ratsionirovaniia vysshego obra-zovaniia. Obrazovanie i nauka:problemy reformirovaniia. Materialy kruglogo stola RAN. (Education and science: problems of reforming. Materials of Sciences Roundtable). Available at: http://www.perspektivy.info/rus/nashe/ obrazovanije_i_nauka_problemy_reformirovanija_ma-terialy_kruglogo_stola_2011-01-26.htm (accessed 23 November 2012).
2. Levin V. K. Zashchita informatsii v informatsionno-vychislitel'nykh sistemakh i setiakh [Protection of information in computer systems and networks]. Programmirovanie [Programming], 1994, no. 5, pp. 5-16.
3. Raizberg B. A., Lozovskii L. Sh., Starodubtseva E. B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar ' [Modern Dictionary of Economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006, 495 p.
4. Otsenka kachestva obrazovaniia kak instrument otsenki deiatel'nosti vuzov (Assessment ofthe quality of education as a tool for the evaluation of higher education institutions). Available at: http://www.mirkin.ru/_docs/_budgetfin/ ocenka.pdf (accessed 17 January 2013).
5. Federal'naia tselevaia programma razvitiia obrazovaniia na 2011-2015g. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 6 ot 07.02.2011 (The federal target program for the development of education in 2011, 2015. Resolution of the Government ofthe Russian Federation № 6 dated 07.02.2011). Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=140686 (accessed 17 January 2013).
6. Programma razvitiia Natsional'nogo issledovatel'skogo universiteta SGU (Development Program of the National Research University SGU). Available at: http://www.sgu. ru/niu (accessed 17 January 2013).
УДК 338.24.01
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КЛАСТЕРОВ &
Д. В. Фролкин vV
аспирант кафедры менеджмента организации, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина -
филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Саратов 2
E-mail: [email protected] (
Введение. Большую роль в современной экономике играют знания и субъекты, результатом деятельности которых является приращение знаний, к которым относятся информационные кластеры. Теоретическая часть. При формировании кластеров часто рассматривается взаимосвязь «конкурентоспособный регион - конкурентоспособное государство». Анализ. Информационный кластер, учитывая его специфику, должен носить характер макроэкономического, рассматриваемого на уровне стра-
ны. Результаты. Структура конкурентоспособной экономики, разработанная автором, позволяет рассматривать макроэкономические кластеры как базу обеспечения и повышения конкурентоспособности страны, а конкурентоспособные хозяйствующие субъекты в качестве базы, определяющей конкурентоспособность региона и страны. В России в настоящее время процесс формирования кластеров идет достаточно активно при поддержке государственных структур, однако количество кластеров недо-
© Фролкин Д. В., 2013
Д. В. Фролкин. Повышение конкурентоспособности российской экономики
статочно, многие сферы деятельности и регионы кластеризацией практически не охвачены. Выводы. Необходимо формировать российские информационные кластеры, направленные на стимулирование экономики знаний и приращение знаний с целью создания базы для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, регионов и государства Ключевые слова: конкурентоспособность России, кластер, информационные потоки, информационный кластер.
Введение
Формирование в России экономики, базирующейся на постиндустриальных принципах, и начало перехода к экономике знаний выдвинули в настоящее время на первый план роль знаний как таковых в экономическом развитии страны (государства) и привели к необходимости рассмотрения знаний как категории, обеспечивающей во многом стабильный экономический рост и конкурентоспособность страны, так как именно знания обеспечивают переход на новый уровень экономического развития, меняя практически все аспекты жизни и обеспечивая в современном мире рост национальной экономики, характеризующийся, как правило, такими макроэкономическими показателями, как валовый внутренний продукт, национальный доход и т.д. В соответствии с этим все большую роль начинают играть субъекты, результатом деятельности которых является приращение знаний, что приводит к объективной необходимости построения макроэкономических систем, направленных на эффективное приращение знаний. Одним
из видов таких систем выступают информационные кластеры, в основе функционирования которых лежат, прежде всего, информационные потоки различных видов, а основными ядрами кластеризации информационного пространства являются образовательные учреждения, научно-исследовательские организации, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, некоммерческие организации, стимулирующие развитие экономики знаний и обеспечивающие, прежде всего, приращение существующих знаний.
Теоретическая часть
При формировании кластеров в качестве основных предпосылок в экономической литературе рассматриваются наличие конкурентоспособного предприятия, конкурентных преимуществ и географическая близость предприятий [1-3]. Однако развитие современных средств связи и инфраструктуры позволяет в определенной степени отойти от географической привязки кластера и сформировать информационные кластеры в рамках государства, что, несомненно, окажет положительное влияние на экономику страны и ее конкурентоспособность.
Вопросы, связанные с построением конкурентоспособной экономики страны, в своих работах затрагиваются многими авторами. Одними из наиболее интересных в этом направлении являются работы Е. А. Савельевой, в которых предлагается следующая структура конкурентоспособной экономики (рис. 1).
Рис. 1. Структура конкурентоспособной экономики, предлагаемая Е. А. Савельевой [4]
Данная структура базируется на взаимосвязи «конкурентоспособный регион - конкурентоспособное государство». С точки зрения автора, основным недостатком данной структуры является
отсутствие рассмотрения кластеров, создаваемых на уровне страны в целом, то есть охватывающих несколько регионов, носящих макроэкономический характер.
Управление
207
Анализ
Рассматриваемый автором информационный кластер, учитывая его специфику, должен носить как раз характер макроэкономического, на уровне страны. В этом случае структура конкурентоспособной экономики принимает следующий вид (рис. 2).
Результаты исследования
Предложенная автором структура позволяет рассматривать макроэкономические кластеры, к которым можно отнести информационные кластеры, как базу обеспечения и повышения конкурентоспособности страны, а конкуренто-
способные хозяйствующие субъекты - в качестве базы, определяющей конкурентоспособность региона и страны в целом, учитывая при этом, что конкурентоспособные хозяйствующие субъекты могут как входить в состав кластеров, так и существовать вне их (хотя кластеризация, как правило, значительно повышает конкурентоспособность отдельных хозяйствующих субъектов на основе возникновения синергетического эффекта, поскольку отличительной особенностью кластера является возникновение в его рамках ряда положительных эффектов, обеспечивающих сравнительные преимущества данной формы организации межфирменных взаимосвязей) [5].
Рис. 2. Структура конкурентоспособной экономики, предлагаемая автором
Эффективное формирование и функционирование кластеров невозможно без активного участия органов государственной власти, что приводит к тому, что кластерная политика как система мер, направленных на формирование и повышение конкурентоспособности кластеров отдельных регионов и страны в целом путем вовлечения в данный процесс хозяйствующих субъектов как элементов кластера, а также государственных структур, финансовых институтов, образовательных учреждений, консалтинговых фирм, научных институтов и т.д., в современном мире является составляющей частью государственной экономики, определяя во многом макро-и микроэкономическую политику государства, и при ее разработке учитываются региональные, инвестиционные и другие аспекты, влияющие на развитие экономики.
Во многих зарубежных странах (Финляндия, Германия, США, Япония, Китай и др.) уже сформировались кластеры в различных отраслях промышленности (машиностроение, стройинду-стрия, лесная и пищевая промышленность и т.д.), которые успешно функционируют, обеспечивая свою конкурентоспособность и повышая конку-
рентоспособность национальной экономики, что позволяет сделать вывод не только о необходимости формирования кластеров, но и об эффективности их работы как со стороны участников кластера, так и в рамках региона или страны в целом. Кластерная политика зарубежных стран оказывает значительное влияние на их конкурентоспособность на мировом рынке (например, согласно рейтингам Growth Competitiveness Index и Business Competitiveness Index, Финляндия регулярно занимает первые места как в рейтинге перспективной конкурентоспособности, так и в рейтинге текущей конкурентоспособности стран, обгоняя ведущие индустриальные державы, такие как США, Япония, Китай и т.д., при этом экономическая политика в Финляндии совершенно официально опирается на кластерную теорию) [6] .
В рамках исследований, проводимых в странах-членах Евросоюза, нескольких странах-кандидатах на вступление в ЕС и ряде других стран, опросы топ-менеджеров более чем 3,5 тыс. компаний показали, что в среднем каждая четвертая компания (с числом занятых не менее 20 чел.) в ЕС работает в составе кластеров, что выражается в тесной кооперации с другими местными компани-
208
Научный отдел
Д. В. Фролкин. Повышение конкурентоспособности российской экономики
ями и сильными связями с локальной бизнес-инфраструктурой, обменом опытом внутри кластера, доступом к исследовательской инфраструктуре (исследовательским лабораториям и пр.) [7].
В России в настоящее время процесс формирования кластеров идет довольно активно при поддержке государственных структур, однако, с точки зрения автора, количество кластеров недостаточно, многие сферы деятельности и регионы кластеризацией практически не охвачены: кластеры формируются и успешно развиваются в тех регионах России, где существуют следующие объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций: наличие групп предприятий, тесно связанных технологиями производства какого-либо конечного продукта; сложившаяся территориальная система распределения ресурсов, разделения труда и специализации отдельных субъектов экономики; поддержка органов государственного управления на различных уровнях и т.д. Российские кластеры часто возникают в отраслях, характеризуемых естественными или искусственными монополиями, что во многом и обеспечивает их конкурентоспособность. Роль составляющей данных кластеров, отвечающей за приращение знаний, значительна, однако назвать ее определяющей все-таки нельзя, что недопустимо в условиях усиливающейся конкуренции на международном и внутреннем рынках и перехода к экономике знаний.
Выводы
Все вышесказанное объективно приводит к необходимости формирования российских информационных кластеров, направленных на стимулирование экономики знаний и приращение знаний как таковых. Это позволит создать базу для повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, регионов и государства в целом,
обеспечит рост экономики и позволит получить значительный синергетический эффект от системного развития экономики, будет способствовать развитию инноваций и активизации деятельности в различных сферах. Поэтому необходимо вести теоретические и практические исследования в области создания методологии формирования и функционирования информационных кластеров, которая должна определять их структуру, принципы и закономерности функционирования, формы интеграции и роль в современной, в том числе общероссийской, экономике.
Список литературы
1. Simmie J. Innovative Cities. N.Y. : Routledge. 2001. 272 p.
2. Berg L. van den. Growth Clusters in European Cities : An Integral Approach // Urban Studies. 2001. Vol. 38, № 1. P. 186-205.
3. Russo R., Clara M., Gulati M. Cluster Development and Promotion of Business Development Services : UNIDO's Experience in India // The United Nations Industrial Development Organization. 2000. URL: http://www. unido.org/fileadmin/import/userfiles/puffk/psd_twp6.pdf (дата обращения: 10.09.2008).
4. Савельева Е. А. Создание промышленных кластеров и повышение конкурентоспособности Самарского региона // Вестн. Самарск. гос. аэрокосмического ун-та. 2009. № 3. С. 178-192.
5. ФирсоваА. А. Специфика региональных инструментов государственно-частного партнерства в инновационной сфере // Вестн. Сарат. гос. аграрного ун-та. 2010. № 8. С. 92-96.
6. Захаров В. Я. Устойчивое экономическое развитие региона на основе формирования промышленных кластеров // Вестн. Тамбовск. гос. ун-та. 2006. Т. 11, вып. 3. С. 388-397.
7. Юданов А. Ю. Опыт конкуренции в России : причины успехов и неудач. М. : Кнорус, 2008. 464 с.
Improving of Russian Economy Competitive by Forming Information Clusters D. V. Frolkin
Post-graduate Student of the Chair of Management
Stolypin Volga Region Institute of Administration Russian Presidential Academy
of National Economy and Public Administration,
23/25, Sobornaya str., Saratov, 410031 Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. Knowledge and the subjects whose activity results in increased knowledge play an important role in the modern economy, including information clusters. Theory. The "competitive region - competitive state" relationship is often considered in the design of clusters. Analysis. The information cluster, allowing for its specificity, should be macroeconomic, considered at the country level. Results. The structure of a competitive economy, developed by the author, allows one to consider macroeconomic clusters as a basis to ensure and improve the country's competitiveness and to consider competitive business entities as a framework determining the competitiveness of the region and the country. In today's Russian Federation, the formation of clusters goes quite active, with the support of governmental agencies; however, the number of clusters is not high enough, many spheres of activity and regions being clustered poorly. Conclusions. Russian information clusters should be formed to promote a knowledge economy and an increase of knowledge to design a framework for improving the competitiveness of businesses, regions, and the country in the whole.
Key words: Russia's competitiveness, cluster, information flows, information cluster.
References
1. Simmie J. Innovative Cities. New York, Routledge, 2001. 272 p.
2. Berg L. van den. Growth Clusters in European Cities: An Integral Approach. Urban Studies, 2001, vol. 38, no. 1, pp. 186-205.
Управление
ZQ9
3. Russo R., Clara M., Gulati M. Cluster Development and Promotion of Business Development Services: UNIDO's Experience in India. The United Nations Industrial Development Organization. Available at: http://www. unido.org/fileadmin/import/userfiles/puffk/psd_twp6.pdf. (accessed: 10 September 2008).
4. Saveleva E. A. Sozdanie promyshlennyh klasterov I povyshenie konkurentosposobnosti Samarskogo regiona [The establishment of industrial clusters and the competitiveness of the Samara Region]. Vestnik Camarskogo gosudarstvennogo aerokosmichtskogo universiteta [Bulletin of the Samara State Aerospace University], 2009, no. 3, pp. 178-192.
5. Firsova A. A. Spetsifika regionalnyh instrumentov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v innovatsionnoy
sfere [Specificity of regional instruments of public-private partnerships in innovation]. Vestnik Saratovsko-go gosudarstvennogo agrarnogo universitete im. N. I. Vavilova [Bulletin of the Saratov State Agrarian University], 2010, no. 8, pp. 92-96.
6. Zaharov V. Y. Ustoichivoe ekonomichtskoe pazvitie re-giona na osnove formirovaniya promyshlennyh klasterov [Sustainable economic development of the region through the development of industrial clusters]. Vestnik Tambov-skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tambov State University], 2006, vol. 11, iss. 3, pp. 388-397.
7. Yudanov A. Yu. Opyt konkurentsii v Rossii: prichiny uspe-hov i neudach [The experience of competition in Russia: causes of success and failure]. Moscow, Knorus, 2008, 464 p.
УДК 658.7
АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Ю. А. Ананкина
аспирант кафедры «Менеджмент туристического бизнеса», Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
А. Е. Ерина
аспирант кафедры «Менеджмент туристического бизнеса», Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А. E-mail: [email protected]
Введение. Глобализационный характер экономики России предусматривает необходимость построения эффективной тран-спортно-логистической инфраструктуры. Обеспеченность транспортного комплекса подвижным составом с применением количественно-качественных характеристик предопределяет уровень оказываемого логистического сервиса. Высокий уровень качества логистического сервиса способствует эффективному товародвижению продукции. Вышеперечисленное обусловило цель исследования - анализ логистических потоков предприятий машиностроения для рационализации управления закупочной деятельностью предприятия. Методы. Использован массив информации о состоянии транспортного комплекса, статистическая обработка которой составила доказательную базу и позволила на основе использования логического метода рассмотреть ситуацию на рынке транспортных средств для организации перевозок и освоения грузооборота. Результаты. Рассмотрена закупочная деятельность транспортного комплекса России с использованием таких критериев, как собственники транспортных средств, операторы рынка. Дана структура грузооборота. Приведены факторы, используемые в процессе прогнозирования потоков железнодорожных транспортных средств для перевозок грузов. Выводы. Проведенный анализ в сфере транспортного машиностроения послужит основой для принятия решения о рационализации процесса закупок с учетом количественных и качественных потребностей, а также коммерческих интересов собственников транспортных средств, позволит формировать оптимальные маршруты и технологию перевозок грузов. Ключевые слова: логистические потоки, разработки и исследования, закупка транспортных средств, машиностроение.
Введение
Научное обоснование функционирования предприятий различных отраслей, в том числе
машиностроения, транспорта и проектных организаций, в условиях современной экономики требует системного подхода к исследованию потоковых процессов в закупочной деятельности, производстве и дистрибьюции. Так, например, закупка конкурентоспособных транспортных средств для перевозки грузов и пассажиров компаниями-операторами и собственниками (предприятиями различных отраслей) во многом определяется наличием на рынке подвижного состава, соответствующего уровню мировых достижений. Процесс организации закупок требует проведения анализа потоков на рынке продукции транспортного машиностроения и оценки результатов разработок и исследований завершенного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В последние годы заметна тенденция развития на железнодорожном транспорте компаний-операторов, создание которых преследует двоякую цель: с одной стороны, привлечение инвестиций для приобретения подвижного состава, с другой - эффективное управление им. Эта тенденция обусловлена перманентным дефицитом вагонов под погрузку в ряде транспортоемких отраслей, при обслуживании которых используется железнодорожный транспорт общего пользования. Данный вид транспорта является преобладающим для перевозки массовых грузов на дальние и средние расстояния при высокой концентрации грузопотоков каменного угля, кокса, черных ме-
© Ананкина Ю. А., Ерина А. Е., 2013