Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности образовательных услуг путем использования веб-интерфейсов'

Повышение конкурентоспособности образовательных услуг путем использования веб-интерфейсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / ВЕБ-ИНТЕРФЕЙС / WEB INTERFACE / ИСКУССТВЕННАЯ ПАМЯТЬ / AN ARTIFICIAL MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачёв С.А., Габулян В.А.

В качестве инструментария организации учебного процесса могут эффективно использоваться веб-интерфейсы с элементами искусственной памяти программные средства, обеспечивающие функции сбора, предъявления, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации, такие как Evernote и Springpad. Предлагаются методические подходы, влияющие на уровень конкурентоспособности предоставляемых вузом образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the competitiveness of educational services through the use of Web interfaces

Web interface with elements of «artificial memory» such as Evernote and Springpad which are software tools with functions of collecting, presenting, storing, processing, analyzing and transmitting information can be an effective tool of educational process organization. Methodological approaches are proposed that affect the competitiveness of educational services provided by the university.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности образовательных услуг путем использования веб-интерфейсов»

№ 3 (39) 2012

С. А. Богачёв, канд. экон. наук, директор Краснознаменского филиала МФПУ «Синергия», г. Москва

В. А. Габулян, аспирант МФПУ «Синергия», г. Москва

Повышение конкурентоспособности образовательных услуг путем использования веб-интерфейсов

Статья посвящена принципам использования современных веб-интерфейсов Evernote и Springpad в организации учебного процесса. Рассматривается эффективность влияния применяемых программных продуктов с элементами искусственной памяти на используемые в процессе обучения студентов методы и конкурентоспособность предоставляемых вузом образовательных услуг.

Введение

В настоящее время особое значение придается исследованию конкурентоспособности образовательных услуг, так как в условиях рыночной экономики образовательные учреждения участвуют в конкурентной борьбе [2]. Конкуренция на рынке образовательных услуг характеризуется соперничеством образовательных учреждений за привлечение потенциальных клиентов. Учреждения стремятся оказывать образовательные услуги лучше конкурентов, предоставляя дополнительные услуги и льготы. Конкурентная борьба между вузами проявляется в совокупности действий, способствующих достижению конкурентных преимуществ и завоеванию прочных позиций в сфере образовательных услуг [5].

Условия глобализации диктуют необходимость создания международной системы высшего образования, включающей совокупность национальных взаимосвязанных систем. В связи с этим важно разработать общую совершенную систему образования, удовлетворяющую потребностям современного общества, ориентированную на улучшение внешнего признания, облегчение мобильности учащихся и расширение возможностей их трудоустройства [7].

Подсистема конкурентоспособности образовательных услуг

Подсистема конкурентоспособности предоставляемых услуг состоит из трех групп параметров: технико-технологических, организационно-экономических и социально-маркетинговых.

Технико-технологические параметры позволяют судить о содержании и назначении услуги, ее принадлежности к некоторому виду. Здесь также отражается соответствие стандартам, нормам, правилам, эргономическим требованиям, законодательству, определяющему допустимые границы изменения параметров.

Организационно-экономические параметры отражают объемы затрат на данную услугу: стоимость, расходы на ее оказание (предоставление) и обучение персонала. Наиболее конкурентоспособна не та услуга, которой соответствует минимальная стоимость на рынке, а та, у которой соотношение совокупности качественных характеристик и затрат на ее приобретение при их соответствии требованиям рынка или его конкретного сегмента оптимально.

Социально-маркетинговые параметры учитывают социальную структуру потребителей (возраст, пол, уровень доходов, образование, национальность, уровень потреб-

И и образование £> Конкурентоспособность выпускников

№ 3 (39) 2012

ностей, жизненный цикл семьи и др.) и на ее основе формируют стратегию сбыта, рекламы и продвижения услуг.

Инновационной деятельностью в сфере образования является создание новых интеллектуальных или наукоемких образовательных технологий. При этом современные образовательные учреждения должны стать мощными научно-образовательными и инновационными комплексами, способными поднять на новый, более высокий уровень национальную систему образования России, адаптировать ее к рыночным условиям, учитывая мировые тенденции в образовательной сфере, и обеспечить ее развитие в условиях глобализации.

Для успешного решения задач в рамках выявленных направлений необходимо | создание нового концептуального подхода '<§ к проблеме позиционирования услуг высше-"Ц го профессионального образования с при-Л менением современных интернет-технологий на основе четкого представления по-§ требностей потенциальных потребителей <§ в условиях ужесточения конкуренции [6]. § Область использования интернет-техно-§ логий в деятельности образовательных ор-§ ганизаций можно рассматривать с разных | позиций — от создания единой внутренней с1 информационной среды до полной интеграции деятельности в среду Интернета и внеш-^ него взаимодействия с потенциальными кли-Ц ентами через глобальную информационную § сеть [3]. Для того чтобы привести педагоги-§ ческую систему в соответствие с современ-53 ными требованиями, обусловленными ин-^ форматизацией общества и образования, £ необходимо внести изменения во все струк-Л турные элементы системы подготовки. § Модель педагогической системы вклю-5 чает:

о

■с 1) цели ее создания. Основная цель создания системы подготовки специалистов | заключается в формировании и развитии «и их профессионально значимых качеств; | 2) учебную информацию. Входящая в со-з держание профессиональной подготовки, она должна соответствовать модели специа-

листа с учетом особенностей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества и образования;

3) средства педагогической коммуникации. Современные средства информационных технологий могут рассматриваться в нескольких аспектах: во-первых, как объект изучения; во-вторых, как средство обучения; в-третьих, как средство профессиональной деятельности; в-четвертых, как способ организации профессиональной деятельности;

4) деятельность педагогов. Существенные изменения в условиях информатизации претерпевает структура профессиональной деятельности педагогов. На основе использования средств информационных и телекоммуникационных технологий для выполнения трудоемкой работы высвобождается время, которое позволяет педагогу выявлять новые возможности организации образовательного процесса и сконцентрироваться на решении нетривиальных профессиональных задач;

5) деятельность учащихся. Особенности деятельности учащихся, ради которых и создается педагогическая система, характеризуются изменениями, которые должны способствовать их быстрой адаптации к условиям будущей профессиональной деятельности, формированию готовности к самообучению, самообразованию и освоению новых знаний [8].

Использование веб-интерфейсов

Совершенствование информационных технологий предполагает развитие системы дистанционного образования, самообразования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, что обеспечит большую доступность образования, более высокий уровень качества образования, возможность выбора собственной «траектории» обучения, а также повысит уровень мобильности учащихся и преподавателей.

В условиях применения в процессе обучения информационных технологий в каче-

68 у

И и образование К> Конкурентоспособность выпускников

№ 3 (39) 2012

стве инструментария могут эффективно использоваться веб-интерфейсы с элементами «искусственной памяти» — программные средства, обеспечивающие функции сбора, предъявления, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации, такие как Evernote и Springpad.

При рассмотрении сущности понятия «информация» в контексте образовательного процесса необходимо учитывать следующее: получение знаний от других людей может осуществляться непосредственно (при общении с преподавателем) и опосредованно (книга, видеофильм, компьютер).

Рассмотрим возможности современных веб-органайзеров, рекомендуемых нами для применения в образовательном процессе.

Веб-сервис Springpad — многофункциональный органайзер, который «умеет» оперировать самыми различными типами данных, позволяет мгновенно делиться ими с другими пользователями, анализирует их и предлагает дополнительную релевантную информацию, а также является социальным сервисом (можно читать публичные записи из органайзеров).

Органайзер Evernote представляет собой онлайн-сервис и ряд приложений для различных платформ, предназначенных для сохранения, синхронизации и поиска заметок, в том числе текстовых записей.

Программные продукты Evernote и Spring-pad позволяют более эффективно использовать в процессе обучения следующие ме-тоды1:

1. Метод информирования. Предполагает визуализацию информации, а при работе с источниками учебной информации педагогам необходимо сохранять или делать закладку на найденный источник, чтобы сохранять и использовать только отдельные части текста, фразы или изображения. Весьма удобно использовать метки для организации занятий с планированием по неделям или дисциплинам.

1 Далее предлагаемые методические приемы будут рассмотрены на примере органайзера Evemote.

Преподаватели могут хранить свои за- || метки, материалы, уроки и свежие мысли в Evernote, что удобно и при посещении пре- ^ подавательских конференций, совещаний и семинаров.

Во время отсутствия преподавателя от- о крытые для других пользователей блокноты < Evernote можно использовать для контро- ^ ля над работой учащихся, помещать в них информацию о планах занятий, ведомости, ответы на частые вопросы и примеры выполненных работ. Это позволяет обеспечить нормальное функционирование студенческой группы.

2. Метод программирования учебной деятельности. Предполагает постановку в центр внимания познавательной деятельности учащегося. Возможности учебного процесса расширяются с использованием приложений Evernotе — доступно распознавание печатного и рукописного текста в изображениях для русского, английского, французского и немецкого языков, распознавание и анализ рукописного ввода «цифровыми чернилами», сглаживание текста «цифровых чернил».

Владельцы Mac, iPad и Android-план-шетов с целью расширения объемов учебной информации используют приложение Evernote — Skitch. Например, полезную диаграмму, рисунок, которые необходимо обсудить со студентами группы, можно открыть в Skitch, обвести интересные детали и написать примечания поверх основного изображения, а потом прямо из Skitch отправить с комментариями по электронной почте.

3. Метод компьютерного тестирования и моделирования. Evernote позволяет держать все материалы в одном месте, так что вы легко получаете доступ к своим заметкам, файлам и сканам с любого устройства. StudyBlue — сервис для студентов, который позволяет создавать цифровые карточки для запоминания материала и формировать учебные пособия из ваших заметок. Интеграция с этим проектом открывает новые варианты работы с контентом, позволяя заниматься изучением материала более эффективно и результативно. Помимо

IT и образование £> Конкурентоспособность выпускников

№ 3 (39) 2012

штудирования по карточкам, можно делать подборки вопросов-ответов, напоминания и тесты для самопроверки.

Для контроля за учебной деятельностью и ее анализа также удобно формировать унифицированные базы успеваемости студентов по группам или предметам и открыть к ним доступ для других преподавателей, родителей, руководства и студентов, используя возможности Evernote для совместной работы.

Отличный способ сэкономить время при сортировке базы студентов и проставлении оценок — использовать шаблоны, такие как списки групп или формуляры и сохранить их в Evernote, чтобы они всегда были под рукой на протяжении учебного года.

4. Метод «непоставленныхзадач». Предполагает поиск и отбор адекватных моделей | решения конкретных задач и требует разно-'<§ образия используемых специальных инфор-"Ц мационных моделей, что невозможно обес-Л печить при традиционном («безмашинном») обучении.

§ Наша память работает на ассоциациях <§ идей, действий, людей и событий. Evernote § был задуман так, чтобы работать аналогич-§ но нашему мышлению, помещая всю новую § информацию в контекст других сохранен-| ных совокупностей. Такой подход при фор-с1 мировании системы называется связанными заметками. В процессе создания и со-^ хранения заметок в аккаунте пользователя Ц Evernote контекстные связи к ним выстраи-Ё§ ваются автоматически, используя такие дан-§ ные, как заголовки, информация о местона-53 хождении и времени, что способствует дос-^ тижению лучшего результата применения £ метода «непоставленных задач».

0

1

1 Заключение

и

■с Организация предоставления образовательных услуг должна претерпеть серь-| езную модернизацию, приобрести органики ческую гибкость, сочетающуюся с фунда-| ментальностью образования, найти новые з организационные структуры, формы заняла тий. Необходимо привести в соответствие

с современными требованиями содержание учебных дисциплин, внедряя новые информационные технологии и программы, а также нетрадиционные способы контроля и оценки качества знаний.

Веб-интерфейсы с элементами функций искусственной памяти Evernote и Springpad открывают новые методы работы с информацией, что повышает уровень и качество предоставления образовательных услуг.

Список литературы

1. Рубин Ю. Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС, 2008.

2. Рубин Ю. Б. Современное образование: качество, стандарты, инструменты. М.: Маркет ДС, 2009.

3. Айрапетов А. В. Обеспечение конкурентоспособности и развития предприятий и организаций сферы торговли (на материалах Ставропольского края). Дисс. ... канд. экон. наук. Шахты, 2009. — 152 с.

4. Бездудная А. Г. Стратегия достижения конкурентоспособности образовательных услуг в условия единого образовательного пространства // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». Вып. 7 (26). 2008. С. 121-126.

5. Вирабова М. Р. Повышение конкурентоспособности и качества услуг учреждений сферы образования (на материалах Ставропольского края) Кисловодск, 2011. С. 34.

6. Головцова И. Г. Развитие инновационной деятельности вуза на основе Интернет-проектов. Дисс.. канд. экон. наук. СПб, 2006. — 6 с.

7. Папунаева Т., Скрипнюк Д. Высшее образование как фактор национальной конкурентоспособности [Электр. ресурс] Наука и инновации — 2009. № 12 (82). URL: htt: /www/innosfera/ org/taxonomy/terus/671.

8. Федоров А. И. Информационные технологии в образовании: теоретико- методологические и социокультурные аспекты: Монография. Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РФО, 2004. — 224 с.

9. URL: http://www.evernote.com/.

10. URL: http://internetno.net/category/obzoryi/spring-pad/.

11. URL: http://evernote-ru.livejournal.com/76903.html.

IT и образование K> Конкурентоспособность выпускников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.