(162), pp. 145-149.
3. Koshkin, E.V., Mikhailov, A.S., Nokhrin, M.Yu. and Smirnov, A.A. (2019), "Differentiated approach to the development of special physical qualities of sambists", Chelovek. Sport. Meditsina, No. 2 (19), pp. 133-138.
4. Mikhailov, A.S. (2018), "Some aspects of training in combat techniques of fighting cadets of higher education institutions of the Federal penitentiary service of Russia (on the example of the Perm Institute of the Federal penitentiary service of Russia)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 215-218.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.05.2020
УДК 378.1
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Анастасия Владимировна Бышевская, кандидат географических наук, начальник отдела, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
Введение. Отраслевые вузы сферы физической культуры и спорта являются неотъемлемой частью образовательной системы Российской Федерации. Повышение конкурентоспособности отечественных вузов в сфере физической культуры и спорта на международном уровне осуществляется согласно с Национальной доктриной развития российского образования до 2025 года, основными задачами которй являются: подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности, развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности. Вышеуказанные цели обуславливают основную траекторию развития высшего образования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации. Наличие высокопрофессиональных научных и педагогических кадров, государственная и спонсорская поддержка создают необходимый потенциал для роста и эффективного использования имеющихся ресурсов. Цель работы. Выявить точки роста для достижения положительной динамики конкурентоспособности образовательной среды профильных спортивных вузов. Методы: педагогический эксперимент, собеседование, интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Объем выборок при проведении исследований составлял от 150 до 200 человек. Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены направления развития высшего спортивного образования, имеющие значительный потенциал роста. При выборе направлений учитывалось не только сама актуальность развития, но и возможность осуществить необходимые действия в сжатые сроки с наименьшими затратами. Предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности образовательной среды вуза в сфере физической культуры и спорта. Выводы. Вузы физкультурной и спортивной направленности РФ имеют значительный потенциал для повышения конкурентоспособности на международном уровне. Актуальной задачей остается организация тесного взаимодействия отечественных профильных вузов с международным рынком образовательных услуг. Это позволит через открытие новых специальностей, участие в международных образовательных программах эффективно использовать, имеющиеся высококвалифицированные научные и педагогические кадры.
Ключевые слова: вузы физической культуры и спорта, образовательная среда, конкуренте -способность вуза, международный рынок образовательных услуг.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p66-70
IMPROVEMENT OF THE COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS
Anastasia Vladimirovna Byshevskaya, the candidate of geographical sciences, head of the department, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Abstract
Introduction. Sectoral universities in the field of physical education and sports are an integral part of the educational system of the Russian Federation. The most important task is to increase the competitiveness of domestic universities in the field of physical education and sports at the international level. According to the National Doctrine of the Development of Russian Education until 2025, the main tasks are: training highly educated people and highly qualified specialists capable of professional growth and professional mobility, developing domestic traditions in working with gifted children and youth, and the participation of teachers in scientific activities. The above objectives determine the main path of development of higher education in the field of physical education and sports in the Russian Federation. The presence of highly professional scientific and pedagogical personnel, state and sponsorship support create the necessary potential for the growth and efficient use of available resources. The purpose of the study. To identify the growth points to achieve the positive dynamics in the competitiveness of the educational environment of specialized sports universities. Methods: the pedagogical experiment, interview, interviewing, questioning, testing, observation, method of expert assessments, methods of mathematical statistics. The sample size during the research ranged from 150 to 200 people. Research results and discussion. The directions of development of higher sports education with significant growth potential are identified. When choosing directions, not only the relevance of development was taken into account, but also the ability to carry out the necessary actions in a short time with the least cost. Measures are proposed to increase the competitiveness of the educational environment of the university in the field of physical education and sports. Findings. Universities of physical education and sports orientation of the Russian Federation have significant potential for increasing competitiveness at the international level. An urgent task remains the organization of close interaction of domestic specialized universities with the international market for educational services. This will make it possible, through the opening of new specialties, participation in international educational programs, to use the existing highly qualified scientific and pedagogical staff.
Keywords: universities of physical culture and sports, educational environment, competitiveness of the university, international market for educational services.
ВВЕДЕНИЕ
В Советское время была сформирована уникальная научная школа в области физической культуры и спорта. Целая плеяда выдающихся ученых с мировым именем, начинавших свою карьеру в СССР и по сей день трудятся в различных странах мира: Владимир Михайлович Зациорский, Владимир Иосифович Лях, Владимир Борисович Иссурин и др. Огромное количество российских специалистов отрасли успешно работают за рубежом. Подготовка кадров в данной сфере имеет достаточно большой неиспользованный потенциал.
Каким должен быть современный профильный конкурентоспособный российский вуз физкультурно-спортивной отрасли способный привлечь ученых с мировым именем, что бы его выпускники были востребованы как в России, так и за рубежом?
Цель работы. Выявить точки роста для достижения положительной динамики конкурентоспособности образовательной среды профильных спортивных вузов.
Методы: педагогический эксперимент, собеседование, интервьюирование, анкетирование, тестирование, наблюдение, метод экспертных оценок, методы математической статистики. Объем выборок при проведении исследований составлял от150 до 200 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Прежде всего, конкурентоспособность профильного вуза, зависит от сложившегося в обществе отношения к профессии выпускаемых специалистов и уровня их возможных доходов, материально-технической базы, истории и традиций, престижа диплома, уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава образовательной организации, география региона [2]. «Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе» [6].
В настоящее время в сфере высшего физкультурного образования наблюдаются следующие проблемы:
• незначительное количество отраслевых межвузовских контактов: как внутри страны, так и с международными партнерами. Вовлеченность в молодежные международные образовательные программы («Эрасмус+», «Кампюс Франс», «Фулбрайт», «ДААД» и др.), в среднем ниже на 40-50% чем в классических университетах.
• недостаточный учет потребностей международного рынка труда. Более успешными оказываются вузы, которые проводят мониторинг спроса на те или иные специальности. Так, некоторые британские и немецкие вузы начали реализовывать программы обучения в магистратуре по направлениям: «Спортивная журналистика», «Спорт-менеджмент», «Адаптивная физическая культура для лиц старшего возраста» и т.д.
• упор на педагогическую подготовку студентов, сокращает возможность подготовки правленцев в области физической культуры и спорта, вызывает диссонанс с заказом отрасли физической культуры по объему и качеству выпускаемых специалистов
• недостаточно продуктивное сотрудничество со спортивными ассоциациями, предлагающими студентам возможность получить тренерские лицензии. Многие европейские спортивные вузы создают коллаборации со спортивными ассоциациями в рамках которых, во время учебы можно получить лицензию футбольного тренера UEFA B и т.п.
Учебный процесс в любом российском вузе базируется на генеральной концепция развития высшего образования, ее содержание и направленность отражены в соответствующих нормативных документах (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"). Тем не менее отраслевая высшая школа имеет свои ярко выраженные специфические черты. Деятельность специалиста отрасли физической культуры и спорта неразрывно связана с педагогической антропологией и осуществляется в рамках системы "человек-человек", тесно интернируясь с гуманитарными, естественнонаучными, социально-экономическими, психолого-педагогическими и медико-биологическими знаниями. Что в свою очередь определяет широкий спектр учебных дисциплин: социально-экономических и гуманитарных и, естественнонаучных и математических, специализированных профессиональных [3, 4].
Традиционными для отечественных отраслевых вузов являются специализации учителя-преподавателя по физической культуре и тренера. Но запрос современного международного ранка труда гораздо шире: физическая рекреация, оздоровительный и элитарный спорт, физическая реабилитация, занятия физическими упражнениями с людьми пожилого возраста, инвалидами, лицами с ослабленным здоровьем, спортивный менеджмент, двигательная и спортивная геронтология, спортивная экономика, история спорта, спортивное право, спортивная журналистика, спортивная медицина. Расширение спектра специальностей требует модернизации содержания дисциплин, возникает необходимость знаний возрастных, социальных, биологических, психологических особенностей различных категории населения. Введение более разноплановых специализаций выводит образовательную организацию на качественно новый уровень на международном рынке образовательных услуг [1]. Специализированное образование решает задачу подготовки профессионалов, востребованных как в России, так и за рубежом и отвечает социальным потребностями общества.
Одним из основных недостатков является слабое взаимодействие отраслевых межвузовских контактов: как внутри страны, так и с международными партнерами, не достаточный учет потребностей международного рынка труда. Для преодоления данных препятствий предлагается открытие новых специальностей, имеющих востребованность на международном рынке труда, расширение международных связей.
В рамках данного исследования в 2019 году было проведено анкетирование субъектов образовательного процесса Смоленской государственной академии физической
культуры, спорта и туризма. Число анкетируемых составляло от 150 до 200 человек. Результаты опроса показали достаточно высокий уровень заинтересованности профессорско-преподавательского состава и студентов к совершенствованию образовательного процесса и более глубокой вовлеченности вуза в международное образовательное пространство. Самый большой интерес вызвали позиции: реализация дополнительных курсов иностранного языка для преподавателей и студентов, создание учебных программ и планов на иностранном языке, формат «приглашенный профессор» (таблица 1).
Таблица 1 - Приоритетные направления повышения конкурентоспособности образовательной среды ФГБОУ ВО «СГАФКСТ»_
Направления Заинтересованность преподавателей Заинтересованность студентов
Сотрудничество с иностранными вузами 61,13% 49,00%
Реализация дополнительных курсов иностранного языка 29,24% 37,25%
Прием иностранных студентов и аспирантов 15,28% 18,63%
Создание учебных программ и планов на иностранном языке 26,25% 22,11%
Публикации результатов собственных исследований в зарубежных рецензируемых изданиях 32,30% 15,28%
Внедрение программ двойных дипломов с иностранными вузами партнерами 14,70% 29,59%
Готовность преподавания/освоение учебных дисциплин на иностранном языке 3,26% 3,89%
Необходимость реализации программ академической мобильности 41,89% 59,04%
Интерес реализации к формату «приглашенный профессор» 16,79% 10,98%
Вышеописанные меры не нужны 5,09% 3,33%
В качестве контроля был проведен экспертный опрос в виде формализованного интервью сотрудников и руководителей международных служб спортивных вузов России, Республики Беларусь, Республики Азербайджан. Большинство опрошенных положительно относятся к интеграции образования и осознают трудности, с которыми предстоит столкнуться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании всего вышеописанного, путь совершенствования системы высшего образования в сфере физической культуры и спорта должен пролегать через открытия новых специальностей и специализаций, позволяющих более полно удовлетворять запрос общества на высококвалифицированных специалистов данной сферы. Образовательный процесс требует более масштабной интеграции с международным вузовским сообществом, вовлечение студентов и преподавателей в программы обмена и стажировки, колла-борацию с международными спортивными ассоциациями, клубами и институтами спортивной науки. Отраслевая образовательная система находится в непрерывном развитии под действием многочисленных внутренних и внешних факторов. Одним из основных процессов, проходящих в системе высшего образования в области физической культуры и спорта, является процесс интеграции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко, М.П. Роль социально-трудовых отношений в развитии физической, культуры, спорта и туризма (на примере гор. Волгограда и Волгоградской области) : монография / М.П. Бондаренко. - Волгоград : [б. и.], 2012. - 179 с.
2. Социально педагогические технологии подготовки спортивных менеджеров и специалистов для сферы физической культуры и спорта : монография / под общей ред. Ю.А. Зубарева, А.И. Шамардина. - Волгоград : [б. и.], 2015. - 350 с.
3. Мельчакова, Г.Г. Педагогика физической культуры и спорта : учебное пособие / Г.Г. Мельчакова, А.В. Мельчаков. - Красноярск : [б. и.], 2012. - 220 с.
4. Назаров, В. Л. Профессиональная подготовка менеджеров спортивных школ в вузе : монография / В. Л. Назаров, Д.А. Обожина. - Екатеринбург : Издательский дом "Ажур", 2014. - 132 с.
5. Пономарев, Г.Н. Стратегия развития физической культуры в условиях реализации ФГОС ВПО / Г.Н. Пономарев // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 4. - С. 21-24.
6. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751. - URL : http://base.garant.ru/182563/ (дата обращения: 10.05.2020).
REFERENCES
1. Bondarenko, M.P. (2012), The role of social and labor relations in the development of physical, culture, sports and tourism (on the example of the city of Volgograd and the Volgograd region): monograph, Volgograd.
2. Zubarev, Yu.A. and Shamardin, A.I. (2015), Socio-pedagogical technologies for training sports managers and specialists for the sphere ofphysical education and sports: monograph, Volgograd.
3. Melchakova, G.G and Melchakov, A.V. (2012), Pedagogy of physical culture and sport: training manual, Krasnoyarsk.
4. Nazarov, V.L. and Obozhina, D.A. (2014), Vocational training of managers of sports schools at the university: monograph, Publishing House Azhur, Yekaterinburg.
5. Ponomarev, G.N., (2012), "The development strategy of physical education in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of Higher", Physical Culture and Health, No. 4, pp. 21-24.
6. Decree of the Government of the Russian Federation of 04.10.2000 N 751 "On the national doctrine of education in the Russian Federation", available at: http://base.garant.ru/182563/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.05.2020
УДК 796.07
САМООЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ АВИАЦИОННОГО
ВУЗА
Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы самодиагностики физического здоровья студентов по профилю подготовки специалистов гражданской авиации. Выявлены уровни физического здоровья студентов - будущих авиаспециалистов. Особое внимание уделено ознакомлению и обучению занимающихся оценке физического состояния для контроля уровня здоровья, что имеет первостепенное практическое значение в гражданской авиации, способствует профессиональному долголетию и обеспечивает безопасность авиа полётов.
Ключевые слова: самооценка, физическая культура, студент, уровень здоровья, гражданская авиация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p70-73
SELF-ASSESSMENT OF PHYSICAL HEALTH OF AVIATION UNIVERSITY
STUDENTS
Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation
Abstract
The article deals with the issues of self-diagnosis of physical health of students by the profile of training in the civil aviation. The levels of physical health of students - future aviation specialists-are revealed. Special attention is paid to familiarizing and training those involved in the assessment of physical condition to control the level of health, which is of paramount practical importance in civil aviation, and it