ЕГОРОВА
Таблица 6
Обеспеченность регионов СВА энергоресурсами на 1 км1
Регионы Нефть, т Газ, тыс. м> Уголь, тыс. т
Дальний Восток РФ 93,00 309,00 4.00
Монголия 0,00 0,00 10,900
Северо-Восточный Китай - - -
КНДР 0,00 0,00 0.03
Республика Корея 0,00 0,00 0,005
Япония 0,06 0,02 0,007
Источник: Голованова Л. А. Тенденции международного сотрудничества Дальнего Востока России в сфере энергетики // Дальний Восток России в системе международных отношений в АТР: история, экономика, культура. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - С. 34.
в 2000 г. до 500 млн. т в 2030 г. [6]. Такая же ситуация прогнозируется в соседних с Китаем странах АТР. Учитывая инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, заложенные в бюджете правительства на 2006 г., интерес к участию в инвестиционных проектах должен т^'^око возрасти.
При весьма остром дефиците инвестиционных ресурсов и значительном уровне физического и морального износа основных фондов, особенно производственного оборудования, наиболее
важным представляется правильно выбрать сферы и объекты приоритетного инвестирования [7]. ДВФО должен делать ставку на проекты, обладающие значительным мультипликативным эффектом и имеющие большое значение, как для иностранных, так и для отечественных предпринимателей. Поэтому основное внимание будет уделяться проектам, связанным с развитием межрегиональной транспортной и энергетической инфраструктуры.
Литература и источники
1. Инвестиционная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства / Под ред. В.A. May, О.В. Кузнецовой - М.: Институт экономики переходного периода, 2002. - С. 48-50.
2. Бард B.C., Бузулуков С.Н., Дробыцкий И.Н., Щепетова С.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики. — М.: Экзамен, 2003. — С. 182.
3. www.ivr.ru.
4. БИКИНа 149 - 150 от 28.12.04. - С. 3.
5. http://www.regnum.ru/news/600706.html.
6. Инвестиции в России. - 2004. - №7. - С. 11.
7. Морозов ВВ. Инвестиционная деятельность территорий: организационно-финансовый аспект. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. -С. 65.
❖ ❖ ❖
УДК 332.133.6 (571.56)
Повышение конкурентоспособности как приоритетное условие кластерного развития экономики
И.Е. Егорова
Раскрывается понятие «кластер», «кластерный подход» к развитию алмазно-бриллиантового комплекса на примере Республики Саха (Якутия).
The article expose conceptions «duster» and «clustery method» for development diamond and brilliant complex of Republic Sakha (Yakutia).
Экономический кластер - это система фирм и компаний, проектных, научных и образовательных организаций и других хозяйствующих субъектов рыночной экономики, активно использующих инновационные методы деятельности,
ЕГОРОВА Ирина Егоровна - с.н.с. ИРЭ АН РС (Я). * Статья принята к печати 25 декабря 2006 г.
взаимодействующих преимущественно по принципу географической близости друг от друга и интегрированных вертикально и горизонтально с учетом организационно-технологической взаимосвязанности и в конечном итоге функционирующих с единой целью достижения роста добавленной стоимости продукции и ее рыночной конкурентоспособности.
26
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №3
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Исходя из этого, кластерный подход к развитию экономики означает совокупность методологических и методических положений, способов и механизмов, с помощью которых обеспечивается формирование и развитие экономических кластеров, характеризующихся сравнительно высокой устойчивостью, эффективностью и конкурентоспособностью на региональном, национальном и мировом рынках. Следовательно, кластерный подход характерен для условий рыночной экономики, основным двигателем которой служит всеобщая конкуренция.
Выполненное автором исследование позволяет выявить формирование потенциального кластера на основе алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) Республики Саха (Якутия), который представляет собой территориально-промышленный комплекс с развитой транспортной, снабженческой, научно-исследовательской и сбытовой инфраструктурой, расположенный локально на территории восьми районов Западной Якутии и г. Якутске.
Оценка потенциала кластеризации АБК Якутии была произведена на основе двухэтапной авторской модели. Первый этап представляет собой качественный анализ на основе модели основных признаков и факторов развития потенциального кластера. На втором этапе осуществляются количественный анализ, объединяющий расчет отраслевых коэффициентов (коэффициента локализации, душевого коэффициента, коэффициента специализации региона), и анализ основных показателей развития экономики предприятий, отраслей и региона (средняя заработная плата, доля вновь создаваемых предприятий и пр.). В данной модели количественный анализ подтверждает выводы, сделанные на первом этапе исследования, и позволяет выявить новые «точки роста».
Для целей исследования выявление в результате анализа высокой конкурентоспособности продукции является основным формирующим признаком потенциального кластера. Исследование рассматривает тот вид продукции кластера, который участвует во внешнеторговом обороте, а именно бриллианты, реализуемые по оптовым каналам зарубежным производителям ювелирных изделий. Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо выявить и сравнить основные характеристики товара. Ценность товара определяется суммой ценностей его характеристик, в число которых входят: функциональность, сервис, имидж товара, бренд (и торговая марка).
Различные авторы дают неоднозначные толкования термина «конкурентоспособность», наиболее часто упоминаемым остается принцип оптимального соотношения цены и качества. По мнению автора, с учетом особенностей и уникальных характеристик бриллиантов, а равно и ювелирных изделий с бриллиантами, необходимо при понимании конкурентоспособности данного вида товара делать акцент на его имидже как основной составляющей потребительной стоимости товара. С учетом этого предлагаем адаптированную под рынок бриллиантов трактовку термина «конкурентоспособность». Конкурентоспособность — это совокупность имиджевых, качественных и ценовых характеристик бриллианта, которые дают ему преимущество в удовлетворении платежеспособного спроса покупателя в повышении статуса, поддержании традиций, эстетическом наслаждении и защите от финансовых рисков по сравнению с аналогами фирм-конкурентов.
При проведении сравнительного анализа значимости товарных характеристик в создании конкурентоспособности (табл. 1) было выявлено, что функциональность не является составляющей конкурентоспособности бриллиантов, в то время как остальные три характеристики, а именно «сервис», «имидж» и «бренд» имеют даже большее значение по сравнению с товарами народного потребления. Это отражает и причисление бриллиантов к категории товаров роскоши, которые стоят особняком в разнообразном мире товаров.
Таблица 1
Сравнительный анализ значимости товарных характеристик в создании конкурентоспособности*
Свойства товара/внды товаров Ювелирные изделия с бриллиантами Холодильник (бытовая техника) Хлебобулочные изделия
Функциональность 0 5 5
Сервис 5 5 0
Имидж 5 2 0
Бренд 5 4 1
Средний показатель 5 4 1,5
* Оценка произведена автором.
Для наиболее оптимальной оценки конкурентоспособности бриллиантов предложена двух-этапная модель оценки конкурентоспособности продукции АБК, которую можно использовать для оценки конкурентоспособности и других товаров категории «люкс» (рисунок).
11ЛУКЛ И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007. №3
27
ЕГОРОВА
=>
Двухэтапная модель оценки конкурентоспособности продукции
На первом этапе оценки конкурентоспособности проводится анализ цен на продукцию. Отношение «цена/качество» является основным критерием конкурентоспособности для бриллиантов. В отличие от других товаров, алмазы и бриллианты не подвержены резким и значительным скачкам цен. Хотя мировые цены на драгоценные камни имеют тенденцию как к постепенному повышению, так и понижению в зависимо-
сти от конъюнктуры рынка. Что касается ценообразования на конечную продукцию алмазно-бриллиантового комплекса на внешнем рынке, то цена складывается из следующих составляющих: цена приобретения огранщиком у добывающей компании по единому для всех клиентов прейскуранту, издержки и прибыль гранильного завода, издержки и прибыль оптовой фирмы по торговле бриллиантами, издержки и прибыль производителя ювелирных изделий, издержки и прибыль розничной торговой фирмы. Общий прирост стоимости продукции АБК от себестоимости алмазов до стоимости ювелирных изделий в рознице составляет 700% (табл. 2).
Традиционно бриллианты российского производства высоко ценятся на мировом рынке. Так называемая «русская огранка» добавляет несколько процентов в изначальную стоимость 01раненных камней.
Можно сделать вывод о соответствии продукции АБК Якутии запросам мировых рынков и примерно одинаковом уровне цен на продукцию конкурентов и якутские камни. В данных условиях цена является элементом конкурентоспособности в части ее равнозначности с ценами конкурентов.
Потребительная стоимость бриллиантов, произведенных в Республике Саха (Якутия), не отличается от таковой для товара конкурентов, поскольку отражает «полезность продукта, его способность удовлетворять какую-то человеческую потребность» [1], а именно потребность в
Таблица 2
Структура изменения стоимости продукции мировою ЛКК в процессе движения но алмазопроводу
Этапы движения алмазов на рынке Относительное изменение цены алмазов Прирост цены на каждом этапе движения алмазов, %
Продажа алмазного сырья ECO «AJIPOCA» ЦСО 1
Продажа алмазного сырья ЦСО сайтхолдерам 1,07-1,10 7-10
Продажа алмазного сырья сайтхолдсрами производителям бриллиантов 1,13-1,17 6
Оптовая продажа бриллиантов 1,37-1,42 24
Розничная продажа бриллиантов производителям ювелирных изделий 1,45-1,50 8
Продажа ювелирных изделий с бриллиантами 3-4,5 155-300
Источник: Иванов К. Слоеный пирог цены бриллиантов // Драгоценные металлы и драгоценные камни. - 1996. - №9. 28 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №3
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
приобретении инвестиционного инструмента, а также высокого статуса, эстетического наслаждения, материального проявления индивидуальных чувств.
Платежеспособный спрос на мировом рынке на продукцию АБК Якутии выражается в общей стоимости бриллиантов, которые могут приобрести посреднические структуры и ювелирные фирмы. Интересна взаимосвязь цены и спроса на алмазы (бриллианты). Алмазы и бриллианты являются уникальным товаром, для которого наблюдается прямая связь между ценой и спросом, что противоречит закону спроса, при котором эти элементы имеют обратную связь. Таким образом, при понижении цены снизится и спрос на алмазы и бриллианты, поскольку ажиотажный спрос на данный вид товара был создан искусственно. Такая же тенденция прослеживается и для всех товаров роскоши. Исходя из этого, очевидно, что для повышения конкурентоспособности нельзя стремиться к понижению цен на продукцию, такая стратегия не характерна для рынка товаров роскоши и алмазного рынка в частности [2].
На втором этапе оценки конкурентоспособности необходимо провести сравнение с товарами из других секторов экономики. Первое измерение по используемой модели определяется функциональностью товара. Бриллианты и ювелирные изделия в сетке товаров классифицируются как предмет роскоши, соответственно, основные пользовательские качества, присущие остальным группам товаров, не характерны для них как конечной продукции алмазно-бриллиантового комплекса. Второе измерение модели определяется сервисом (обслуживанием) товара. Сервис как характеристика товара предполагает три уровня: предпродажное обслуживание во время процесса продажи и послепродажное обслуживание [3, с. 132].
Третье измерение по модели Customer Commitment относится к имиджу товара, который трактуется как восприятие товара потребителем по таким характеристикам, как статусные ассоциации, привязка к определенным событиям, практичность, роскошь. В оценке имиджа товара значимой является цена как составная часть товара. Связь сцены с имиджем выражается в следующем. Одна часть покупателей склоняется к оплате высокой цены за определенный привлекательный для них уровень имиджа товара, остальная часть согласна платить меньшую сумму за отсутствие важных ассоциаций товара с привлекательными для покупателя свойствами.
Имидж бриллианта как товара за рубежом подкрепляется существующими традициями (бриллиантовое обручальное кольцо), существующими мифами (бриллианты как символы власти, любви, поражения), статусными привязками (дорогостоящий бриллиант является статусом - символом его владельца). Использование имиджа бриллианта в торговле этим товаром очень велико, поскольку старейшая алмазная компания ТНК «Дс Бирс» в течение нескольких десятилетий ориентировала покупателей на высокий имидж бриллиантов путем проведения грамотной и масштабной как по объемам вложений, так и по обхвату рекламной кампании.
Четвертое измерение конкурентоспособности бриллиантов выражается торговыми марками и брендами. Торговая марка товара в свете изменений мирового рынка, начавшихся с началом нового столетия, приобретает все более значимое положение в оценке конкурентоспособности товара. Торговая марка по определению представляет собой ценность товара для покупателя за рамками объяснимых пользовательских или функциональных свойств или атрибутов сервиса и включает такое понятие, как имидж торговой марки (brand's image). Процесс создания торговой марки можно объяснить фактом предпочтения покупателем данного бренда из всех существующих на рынке торговых марок. Торговая марка основывается на нескольких источниках. Первый источник определяется знанием о товаре. Знакомая покупателю торговая марка, чаще всего самая широко рекламируемая, предоставляет покупателю уверенность в правильности выбора, подтверждение правильности его покупательского мышления, что лежит в основе психологии любого человека. Качественные ассоциации также упоминаются многими исследователями среди основ торговой марки как канал ознакомления покупателей не только с имиджем товара, но и с его функциональными свойствами. Показательным примером качественной ассоциации может служить рекламный слоган «Дс Бирс», который звучит как «Бриллианты навсегда».
Индивидуальность торговой марки отражает более эмоциональные и атрибутивные характеристики данного товара по сравнению с качеством товара, такие как личные ассоциации, стабильность, фетиш, чувство долга, и составляют в совокупности другие ассоциации или индивидуальность торговой марки [4]. Лояльность покупателей является самой сильной характеристи-
НАУКЛ и ОБРАЗОВАНИЕ, 2007, №3
29
ГОРКОВЕНКО
кой торговой марки. Лояльность может выражаться как в повторных покупках одной и той же марки, так и в агитации других потребителей купить привлекательный для данного покупателя товар. Так, в торговле ювелирными изделиями существует определенный круг покупателей, предпочитающих одни торговые марки другим, например, Cartier против Tiffany при отсутствии отличий между двумя данными торговыми марками как по цене, так и по имиджу товара. Аналогичным образом создание бренда бриллиантов может привести к созданию круга покупателей, предпочитающих только бриллианты якутской огранки.
Из вышеизложенного анализа конкурентоспособности продукции АБК становится ясно, что она складывается из многих составляющих, се повышение зависит также от действия и взаимодействия многих факторов. При этом требуются не только детальные знания специфических свойств товаров, выпускаемых алмазным промышленным кластером, но умелая и кропотливая
рекламная деятельность. В ней должны принять активное участие не только все участники непосредственно алмазного кластера, но и федеральное и республиканское правительства, научные и общественные организации, а также население страны и регионов. Повышение конкурентоспособности продукции АБК становится главным принципом и фактором его развития как регионального экономического кластера.
Литература
1. Популярная экономическая энциклопедия / Под ред. А.Д. Некипелова. - М., 2001.
2. Непша В.И., Окоемов Ю.К., Цветкова Н.В. Ювелирные изделия с бриллиантами: эластичность спроса по доходу и цене // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - № 2(34).
3. Grayson К., АтЫег Т. The dark side of long-term relationships in marketing services// Journal of Marketing Research. - 1999. - February. - 36(1).
4. Hof R.. Heather G., Himelstein L. Now it's your Web// Business week. - 1998. - October, 5. - 359 (8). -P. 164-171.
УДК 622.8.301
Совершенствование регионального управления социально-трудовой сферой и охраной труда на основе критериев риска
С.И. Горковенко
Дается общая оценка проблемной ситуации в области управления применительно к социально-трудовой сфере и охране труда. Рассмотрены прикладные организационно-методические аспекты совершенствования управления на основе критериев социальных и профессиональных рисков. Предложены алгоритмы, структурные схемы и модели для организации системных исследований достаточно широкого круга социальных проблем, объектов, процессов и решения связанных с ними вопросов управления.
In the article the general estimation of a problem situation in the field of management with reference to social-labour sphere and labour safety is given. Applied organizational and methodical aspects of management perfection are considered on the basis of social and professional risks criteria. Algorithms, block diagrams and models for organization of system researches of wide range of social problems, objects and processes and for solution of management questions connected to them are offered.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
ГОРКОВЕНКО Сергей Иванович - к.т.н., зам. директора по научной работе ИСПТ АН РС(Я). * Статья принята к печати 25 декабря 2006 г.
перспективу (2006-2008 гг.) в числе стратегических задач и основных мер но реализации указанного направления, таких, как формирование и развитие региональных экономических кластеров, увеличение ориентации межбюджетных трансфертов на стимулирование реформ в регио-
30
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №3