ятельства: незначительность запрашиваемых денежных средств; способность частичной компенсации стоимости приобретаемого жилья средствами, вырученными в ходе реализации уже имеющегося в собственности жилья; наличие оснований предоставления государством субсидий гражданам намеревающимся приобрести жилье по средствам получения ипотечного кредита. При соблюдении всех выше перечисленных положений, а именно, собственные средства заемщика + приватизированное жилье + предоставляемые государством субсидии + не значительная запрашиваемая сумма, создаются наиболее благоприятные условия для удовлетворения запросов граждан на его предоставление.
В целях дальнейшего совершенствования системы ипотечного жилищного кредитования в целом:
- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы для ликвидации неопределенностей данного вида кредитования в отношении порядка работы его механизма и эффективного функционирования рынков ипотечных кредитов предоставляемых на приобретение первичного либо вторичного жилья;
- коррекция механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов;
- развитие инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников рынка ипотечных жилищных кредитов, как по вертикали, так и по горизонтали;
- совершенствование налогового законодательства в отношении граждан, получающих ипотечные кредиты, кредиторов и инвесторов, обеспечивающих рефинансирование кредиторов;
- совершенствование факторов способствующих развитию совершенной конкуренции между субъектами рынка ипотечных жилищных кредитов;
- ограничение оснований формирования рисков возникновения. Разъяснение всех деталей условий заключаемых договоров в
особенности части касающейся последствий не выполнения ее условий.
Реализация указанных выше задач позволит:
- интенсифицировать рынки первичного и вторичного жилья;
- активизировать строительный комплекс;
- обеспечить приток не государственных финансовых ресурсов;
- способствовать развитию экономики страны в целом
В итоге система долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в России должна приобрести очертания системы, развивающейся с использованием сил и средств лишь ее участников и не требующей дополнительного финансового вливания из государственного бюджета, где государство выполняет только регулирующую направляющую функцию. Этому будет способствовать и то, что на поддержку ипотеки российские власти выделят 250 миллиардов рублей, о чем заявил премьер-министр России Владимир Путин [5]. Данная программа подразумевает, с одной стороны, обеспечение доступным в стоимостном отношении жильем жителей России со средними доходами, с другой - работу рыночного механизма жилищного финансирования, позволяющего обеспечить комплексное решение жилищной проблемы.
Литература:
1. Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации.
2. Заславская О. Ипотека дешевеет РГ-Бизнес №729 от 24 ноября 2009 г.
3. http://www.preb.ru/ docs/mortgage/postipoteka.doc
4. Ионова Л. Около 200 семей смогут улучшить жилищные условия http://www.rg.ru/2009/05/20/reg-kuban/kchr-ipoteka-anons.html
5. На поддержку ипотеки http://www.rg.ru/2009/12/03/ipoteka-anons.html
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГИБКИХ БИЗНЕС-КОМПАНИЙ ПУТЕМ СИТУАЦИОННОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ ЕЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Сорокина Г.П., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг, менеджмент» МГТУ «МАМИ»,
Божкова Е.И., студентка экономического факультета МГТУ «МАМИ»
Предлагаются ситуационные принципы универсализации компьютерной управленческой информационной системы гибкой бизнес-компании, которые обеспечивают ее оперативную перенастройку на производство и сбыт инновационной продукции и, тем самым, повышают конкурентоспособность компании в современных рыночных условиях.
Ключевые слова: бизнес-компания, информационная система, инновационная продукция, конкурентоспособность.
IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF FLEXIBLE BUSINESS COMPANIES BY SITUATIONAL UNIVERSALISATION ITS MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM
Sorokina G., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Marketing, Management MSTU «MAMI»,
Bozhkova E., student of Economics Faculty of MSTU «MAMI»
Offered situational principles of universalization of computer management information system, a flexible business companies that provide its rapid reconfiguration of production and marketing of innovative products and, thereby, increase the company’s competitiveness in today’s market conditions.
Keywords: business company, information system, innovative products, competitive.
Под гибкой бизнес-компанией понимается /1/ гибкая производственная система с высокой степенью автоматизации, адаптированная на рыночную экономику в соответствии с концепцией интегрированного маркетинг менеджмента /2/ и в которой помимо переналадки имеющихся средств производства допускается их частичная замена в объеме, определяемом степенью гибкого реагирования на изменение рыночной обстановки.
Под ситуационной универсализацией управленческой информационной системы (ИС) гибкой бизнес-компании понимается представление управленческой ИС в таком виде, который может быть пригоден для описания функционирования гибких бизнес-компаний различного целевого назначения и позволяет оперативно перенастраиваться с одного вида продукции на другой. При этом предполагается, что управленческая ИС должна быть представлена типовой логистической
структурой, описанием на формальном языке и прикладным программным обеспечением той части этого описания, которая реализуется на компьютерных средствах комплексной автоматизации компании.
Актуальность ситуационной универсализации управленческой ИС гибкой бизнес-компании состоит в том, что она во-первых, позволяет существенно сократить требуемые для внедрения инновационных технологий финансовые затраты и во-вторых, обеспечить хотя бы на небольшой период времени возможность монопольного назначения рыночной цены на инновационную продукцию за счет оперативной перенастройки на эту продукцию прикладного программного обеспечения и, тем самым, получить конкурентное преимущество в современных рыночных условиях.
Разработку типовой логистической структуры управленческой ИС гибкой бизнес-компании необходимо начинать с определения
роли и места этой компании в корпоративной организационной инфраструктуре.
В этом плане следует заметить, что гибкая бизнес-компания может рассматриваться как структурный элемент различного уровня корпоративной организационной инфраструктуры, а также как самостоятельная стратегическая бизнес единица, определение которой приведено в /3/.
Переходя к разработке типовой логистической структуры управленческой ИС гибкой бизнес-компании, следует подчеркнуть, что в зарубежных и отечественных материалах описания управленческих структур, как правило, на одном уровне значимости рассматриваются как интеллектуальные процессы, связанные с выработкой управленческих решений, так и «рутинные» процессы, обеспечивающие процедуры выработки управленческих решений необходимой информацией.
При этом под «рутинными» процессами информационного обеспечения понимается прием и передача через Интранет, Экстранет и Интернет командной и контрольной информации; повышение ее смысловой достоверности; учет и отображение ее на автоматизированных средствах; расчет по аналитическим формулам всевозможных характеристик управления и т.п.
Но главным элементом процесса управления, определяющим его эффективность в рыночных условиях конкурентной борьбы, является интеллектуальная деятельность руководителя, т.е. выработка управленческих решений. Именно этому центральному вопросу уделяется основное внимание в предлагаемой ниже (рис.1) типовой логистической структуры управленческой ИС гибкой бизнес-компании, ориентированной на ситуационный метод управления.
Предлагаемая типовая логистическая структура управленческой ИС представляется тремя взаимодействующими уровнями управления: стратегическим, тактическим и оперативным. Каждый из этих уровней представлен блоками выработки решений по анализу ситуаций (А), планированию (П), действию (Д) и контролю (К). Взаимообмен информацией между этими иерархическими уровнями осуществляется через процесс информационного обеспечения.
В этой структуре блок анализа ситуаций (А) является первоначальным генерирующим элементом каждого цикла управления, определяющим миссию, если она не указана корпорацией, цель и страте-
гию управления. При этом сформулированные на верхнем уровне стратегические цель и стратегия управления декомпозируется в блоках анализа нижних уровней соответственно в тактические и оперативные.
В конечном счете, в блоках анализа формируется трехуровневая ситуационная модель возможного поведения бизнес-компании в предвиденных (априорных) ситуациях рыночной конкурентной борьбы. Но предвиденные ситуации не всегда совпадают с реальными ситуациями. Поэтому в блоках анализа непрерывно происходит изучение поведения объекта управления в реальных условиях изменяющейся мик-ро- и макросреды. И если при этом появляется непредвиденная ситуация, то принимается решение о необходимости адаптации ситуационной модели под изменяющиеся рыночные условия. Такая адаптация ситуационной модели должна проводиться с участием человека-учи-теля (специалиста по маркетинг менеджменту).
В блоках планирования (П) определяются альтернативные маршруты ситуационной модели и их оптимизация по критериям, выработанным на этапе формулирования стратегии поведения гибкой бизнес-компании. Результатом планирования являются соответствующие трем уровням производственные и коммерческие планы деятельности бизнес-компании.
В блоках действия (Д) осуществляется выработка решения по претворению в жизнь соответствующих планов и выдаче на их основе командной информации по применению тех или иных инструментальных средств управления деятельностью бизнес-компании. В данном случае имеется ввиду, прежде всего, инструменты, объединенные Дж. Маккарти в четыре группы: товар, цена, место и продвижение /1/. При этом на оперативном уровне рекомендуется применять действия в виде изменения цены на товары, объема поставок, рекламных расходов и т.п. На тактическом уровне целесообразно запускать в производство новые товары, а также трансформировать каналы материально-технического обеспечения и каналы распределения товаров. На стратегическом уровне, исходя из степени выполнения целевых задач, в рамках финансовых возможностей компании, конъюнктуры рынка, состояния внешней экономической, политической и т.д. среды, принимаются решения по изменению стратегии деятельности компании.
В блоках контроля (К) формируется трехуровневая ситуационная
модель, в соответствии с которой на каждом из этих уровней осуществляется контроль своевременного и качественного выполнения планируемого поведения компании в реальных рыночных условиях конкурентной борьбы, определение причин отклонения от этого планируемого поведения и выдача в этих случаях рекомендаций по дальнейшему управлению, которые поступают в соответствующие уровню контроля блоки действия (Д) и анализа (А), а также в блок контроля (К) верхнего уровня.
Новизна предлагаемой типовой логистической структуры управленческой ИС состоит не только в постановке основного акцента на процессе выработки управленческих решений и представления его трехуровневой иерархической структурой, но и в интегрированной по вертикали типизации элементов этого процесса, что при применении технологии ситуационной универсализации ИС позволит для каждого из этих типовых элементов (анализа, планирования, действия и контроля) разработать единую прикладную компьютерную программу выработки решений, пригодную для применения на каждом из трех уровней управления бизнес-компании (стратегическом, тактическом и оперативном).
Следующим этапом технологии ситуационной универсализации управленческой ИС гибкой бизнес-компании является выбор или создание языка формализованного описания элементов типовой логистической структуры.
В России государственного универсального стандарта описания управленческих ИС нет. Существует достаточно большое количество различных методологий формализации процессов управления как технических, так и организационно-технических систем (графических, сетевых, логических и т.д.). Однако, как правило, они не имеют процедур описания высокодинамических процессов управления, учитывающих предысторию развития процесса во времени, зависящую от множества временных событий функционирования и управления, не привязанных в планируемом цикле управления к единому времени. В этом смысле заслуживает внимания идеология создания ситуационной модели управления и языка конкретизации этой модели (ЯКМ), разработанной предприятием ракетно-космической отрасли им. М.В. Хруничева и представленной им в 1990 году, в плане конверсии, для использования в народном хозяйстве /3/.
Применение идеологии ЯКМ к гибкой бизнес-компании позволит построить ситуационную модель (СМ) маркетинг менеджмента на основе следующих базовых понятий описания этого процесса: ситуация функционирования СМ; событие функционирования СМ; параметр управления функционированием СМ; параметр контроля функционирования СМ; результат функционирования СМ.
Все эти понятия декомпозируются в соответствии с иерархической структурой маркетинг менеджмента на стратегические, тактические и оперативные.
На основе процедур языка ЯКМ для каждой типовой задачи маркетинг менеджмента разрабатывается абстрактная проблемно-ориентированная ситуационная модель (оболочка).
Конкретизация предметной области такой абстрактной модели производится путем ввода в нее конкретных описаний абстрактных понятий на табличном языке ЯКМ. При этом следует особо подчеркнуть, что этим языком конкретизации модели реализуется не концептуальная модель маркетинг менеджмента, а только специфика ее, при учете того, что сама концептуальная модель и механизм вывода решений уже представлены в компьютере. Результаты описания ситуационной модели на языке ЯКМ целесообразно называть технологическими исходными данными (ТИД) моделирования маркетинг менеджмента.
Специальные программные средства формирования ТИД на ЯКМ, их коррекции и трансляции в структуры оперативной базы компьютера должны быть объединены в информационно-интерпретирующую систему (ИИС), функционирование которой не привязано жестко к технологическому циклу маркетинг менеджмента.
Наличие возможности оперативной коррекции технологических исходных данных открывает широкие возможности в преодолении психологического барьера недоверия специалистов по маркетинг менеджменту к компьютерным средствам автоматизации. Недоверие к автоматизации, т.е. к результатам работы компьютера, вызывается самой областью высшей творческой деятельности, в которую «вторгается» прикладное программное обеспечение. Традиционно это недоверие усугубляется тогда, когда сам механизм переработки информации прикладным программным обеспечением остается «скрытым» от специалиста по выработке управленческих решений, т.е. программное обеспечение создается без участия этого специалиста.
При реализации специализированного (не универсального) подхода к созданию прикладного программного обеспечения привлечь специалиста по маркетинг менеджменту к «конструированию» алгоритмов прикладных программ возможно только на этапах разработки этих программ и весьма затруднительно, и фактически, полностью неосуществимо на этапе их эксплуатации. При этом под специализированной разработкой прикладных программ понимается традиционный способ программирования конкретной управленческой информационной системы на одном из языков программирования. В полученные, таким образом, программы никто не сможет внести изменения, кроме их разработчиков. В то же время методология ситуационной универсализации прикладных программ открывает широкие возможности в этом направлении. Дело в том, что технологические исходные данные этих программных комплексов могут рассматриваться специалистами по маркетинг менеджменту как конкретные алгоритмы автоматизированного решения задач маркетинг менеджмента. И это соответствует действительности. В то же время, общий механизм вывода решений универсальным программным ядром оболочки будет скрытым от специалиста по маркетинг менеджменту, и нет особой необходимости ему объяснять этот механизм, так как смысловое содержание принимаемых решений всегда определяется содержанием технологических исходных данных. Это приводит к тому, что на этапе эксплуатации прикладного программного обеспечения, изменяя полностью или корректируя частично технологические исходные данные в соответствии с желанием специалиста по маркетинг менеджменту, можно в его присутствии, или им лично, оперативно реализовать в компьютере любой «сконструированный» этим специалистом алгоритм и сразу же (в реальном масштабе времени) получить результат работы по текущей маркетинг менеджмент информации. При этом желательно, чтобы не доверяющий автоматизации специалист сам разрабатывал технологические исходные данные, сам их вводил в компьютер и сам использовал их в реальной работе. А это значит, что рассмотренная выше методология ситуационной универсализации может существенно приблизить специалиста по маркетинг менеджменту к компьютеру. Фактически полученная программная оболочка и язык ее конкретизации превращается в универсальный инструмент автоматизации, с помощью которого специалист по маркетинг менеджменту — не программист—достаточно оперативно может автоматизировать часть своей мыслительной деятельности для ряда стереотипных ситуаций функционирования своей бизнес-компании.
Реализацией рассмотренной выше идеологии универсализации управленческой ИС в части решения задач блока Д («Действие») и блока К («Контроль») типовой логистической структуры (рис.1) является инновационный предпринимательский проект МГТУ «МАМИ»: «Создание и сбыт пакета прикладных программ “Обучаемый интеллектуальный контроллер маркетинг менеджмента бизнес-компаний”», представленный в апреле 2009 года на конкурс: «Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодежи г. Москвы» (авторы проекта Божкова Е.И. и Божкова А.И., научный руководитель Сорокина Г.П.). Проект был положительно воспринят комиссией конкурса и на открытой публичной защите получил Диплом за 3 место. Реализация проекта планируется в период 2010 - 2011 годов. Вопросы, связанные с требуемыми для реализации проекта финансовыми средствами, решены.
Выводы.
Ситуационная универсализация управленческой информационной системы гибкой бизнес-компании является одним из эффективных факторов повышения ее «гибкости», а значит, достижения конкурентного преимущества в современных рыночных условиях.
Литература:
1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. - Москва : ПИТЕР, 2005
2. Сорокина Г. П., Божкова, А. И. Создание гибких бизнес-компаний, как путь повышения эффективности внедрения инноваций в рыночных условиях конкурентной борьбы. - Москва : Транспортное дело России, №2, 2009
3. Швец В. К. Перспективы использования обучаемого интеллектуального контроллера технических систем объектов автоматизированного управления в народном хозяйстве // Доклад предприятия им. М.В. Хруничева на пленарном заседании участников международной выставки-конференции СОВТУЛ-90 СССР. - Москва : Оргкомитет конференции, 1990