Таким образом, успешная реализация конкурентной стратегии АК обуславливает необходимость гармонизации используемой бизнес - модели, рыночных целей, современных отраслевых тенденций и конъюнктуры целевых рынков. Решение указанной задачи уже не всегда предполагает использование стандартных стратегий. Вместе с тем, разработку стратегии для каждой бизнес модели следует производить с учетом следующих рекомендаций:
1. Различные бизнес - модели авиакомпаний не конкурируют между собой, они действуют на разных типах конкурентных рынков и имеют различия в типах конкурентных преимуществ;
2. Достижение конкурентных преимуществ на рынке предполагает максимальную адаптацию структуры парка ВС и сети маршрутов авиакомпании к используемому типу бизнес - модели;
3. Требования клиентов различных бизнес - моделей авиакомпаний имеют существенные различия в области ценовых и качественных показателей конкурентоспособности их продукции.
Практическое использование менеджментом авиакомпаний указанных рекомендаций позволит избежать ошибочных решений в области реализации конкурентной стратегии в условиях современного авиатранспортного рынка.
МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИМ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА
Божкова Е.И., экономист ФГУП «ЦНИИ АГ»
Предлагается метод управления конкурентоспособностью предприятия, удовлетворяющий требованиям маркетингового и ситуационного управления с применением логико-лингвистических моделей.
Ключевые слова: критерий, конкурентоспособность, выручка, затраты, эффективность, модель, адаптация, ситуация.
MANAGEMENT METHOD COMPETITIVENESS OF MANUFACTURING ENTERPRISE AT INTRODUCTION BY IT IN THE COMPETITIVE MARKET OF AN INNOVATIVE PRODUCT
Bozhkova E., Economist, ZNII AG, FSUE
The management method competitiveness of the enterprise, meeting requirements of marketing and situational management with application of logic-linguistic models is offered.
Keywords: criterion, competitiveness, a gain, expenses, efficiency, model, adaptation, a situation
При управлении предприятием критерием его конкурентоспособности принята прогнозируемая эффективность внедрения им на конкурентном рынке инновационного продукта i, характеризуемая в каждый текущий момент управления соотношением
(1)
А - обобщенная налоговая ставка, отнесенная к МДг ЕК — 3 v&K;
И-уек - текущий объем суммарной выручки, представляющий собой сумму фактической выручки IV'ф 5*1., определяемой бухгалтерскими расчетами, и текущей прогнозируемой выручки , определяемой соотношением
(2)
' 7 — маркетинговая функция
изменения значения цены продажи продукта, типовой вид которой представлен на рис. 1;
- функция изменения производительности и сбыта продукта.
Первым значением ек будет время окончания процесса организации производства и начала этапа создания и сбыта продукта. Текущее значение конкурентоспособности у 1 ек, определяемое в текущий момент за временной отрезок времени Л t = t[: — £_еЕ_. Значение 1 за период /1 ^ = — £н называется планируемым у11/1. Цель управления состоит в том, чтобы утек было не меньше
Принятый критерий конкурентоспособности (1) необходимо рассматривать как один из конкретизированных вариантов реализации теории эффективной конкуренции и комплексного функционального подхода к оцениванию конкурентоспособности производственного предприятия [1], предусматривающего разработку интегрального критерия, характеризующего степень удовлетворения потребностей потребителя и оценку эффективности производства.
Однако в данном случае этот подход дополнен еще двумя существенными показателями, влияющими на конкурентоспособность предприятия, которые обусловлены специфическими особенностями внедрения на конкурентном рынке именно инновационного продукта.
Во-первых, введен показатель своевременности организации производства (£ ), обусловленный необходимостью как можно быстрее
Рис. 1. Расчетная функция изменения во времени цены продажи инновационного продукта на конкурентном рынке
выйти на уровень создания и продаж инновационной продукции к тому моменту, пока еще существует монопольная цена на этот продукт; во-вторых, еще на стадии организации производства в качестве переменного параметра оценки эффективности рассматривается степень автоматизации производственных и сбытовых процессов, позволяющих регулировать производительность создания и сбыта продукции (У1) в зависимости от условий конкурентного рынка; в третьих, прогноз эффективности проводится не путем оценок уже имеющихся апостериорных статистических данных и их экстраполяции на прогнозный период, а путем математического моделирования процесса оценки эффективности предприятия, проводимого на основе результатов текущего маркетингового анализа функции изменения цены продажи инновационного продукта на этот прогнозный период в различных возможных ситуациях поведения рыночной конкурентной среды.
Но сокращение времени £н возможно путем автоматизации процесса организации производства, значит нужны дополнительные затраты С(- н • Поэтому возникает оптимизационная задача выбора значения £н и Д п. Кроме того, в затраты СС „ входят финансовые издержки, связанные с изменением значения производительности п. Поэтому возникает еще одна задача оптимизации значений СС.п и п, т.к.
пТбК
значение п влияет на величину переменных затрат _е^
, которые характеризуются соотношением
агЕ. является суммой прогнозных значений следующих удельно-переменных затрат: ^ фат — затрат оплаты труда; Е СЬГр - затрат
“СГр
на сырье; ^рБКЛ - затрат на рекламу; ^ ст н к “ затрат на стимулированные продажи; ^ТрЭНСП - затрат на транспорт.
Прогнозное текущее значение условно-постоянных затрат гез является суммой следующих составляющих: fJLKga - затрат на
капитальное строительство; jj..кдч - затрат на достижение требуемого качества инновационного продукта; [£.р ^ - затрат накладных
расходов; j.i к_ д - затрат, требуемых для обеспечения организации и трансформации каналов распределения.
Входящее в соотношение (1) текущее значение суммарных затрат Зу6К определяется суммой фактических затрат и прогнозных условно-постоянных и переменных затрат.
Совокупность соотношений, характеризующих прогнозное значение выручки, затрат и значения і, представляет собой математическое описание прогнозируемой эффективности внедрения инновационного продукта на рынке, которая характеризует конкурентность предприятия в этот период. Эта модель реализована в компьютере в виде прикладной программы «Прогнозная модель».
Совокупность изменяемых параметров этой модели представляют собой инструменты управления конкурентоспособностью предприятия, которые на рис. 2 распределены по «Р» группам инструментов маркетинг-микс.
При этом введены следующие обозначения: Р.([ = инструмент управления, «И» - функция зависимости значения у от
Р., знаком « » обозначено увеличение значения, - уменьшение, «I» - увеличение или уменьшение. Инструменты, не обведенные знаком | |, относятся к группе непосредственно влияющих (через функциональную зависимость) на значение у. Инструменты, обве-
денные знаком □ , относятся к группе опосредственно влияющих (через цену продажи) на значение у. Если над у стоит то это
означает, что один из параметров увеличивает у, а другой, опосредственно связанный с ним, - уменьшает у. Значит, в модели необходимо провести оптимизацию значений этих параметров.
Рис. 2. Распределение параметров управления по «Р» - группам инструментов маркетинг-микс
Для генерации различных альтернатив управляющих воздействий, корректирующих значение у, сформированы ситуационные функции влияния различных отдельных параметров и их совокупностей на изменение значения у [2]. Принятие решения по отбору каждой из генерируемых альтернатив осуществляется путем ввода их в модель и последующей оптимизации, т.е. максимизации значения у. Все
инструменты по степени временной реакции влияния их на изменение значения у в процессе управления сгруппированы в три группы: оперативные, тактические и стратегические. При этом под управлением конкурентоспособностью предприятия понимается в общем случае управление внутренней и внешней средой предприятия, обеспечивающее требуемое изменение конкурентоспособности предприятия,
оцениваемой критерием у. В данном случае под управлением конкурентоспособностью предприятия принят циклический интегрированный управленческий процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных контуров управления с обратной связью (маркетинг-микс, организации производства, создания продукта и его продажи), обеспечивающий выполнение условия у"1^^ ^ у . При этом была принята
концепция маркетингового управления. Поэтому реализован интегрированный подход системного решения задачи обеспечения адаптации предприятия к изменениям окружающей среды.
Однако при организации маркетингового адаптивного управления необходимо организовать управление как внутренней средой объекта управления (внутренним объектом), так и внешней средой (внешним объектом), что значительно усложняет решение поставленной задачи. В связи с этим предложена, эффективная организационная структура взаимодействия указанных выше четырех контуров управления.
В соответствии с этой организационной структурой основным контуром интегрированного управления является контур маркетинг-микс. В этом контуре, в блоке выработки управленческих решений, функционирует прогнозная модель, которая по прямой междуконтур-ной связи выдает рекомендации в остальные контуры управления в виде оптимизированных значений параметров управления.
В каждом из контуров управления имеются внутренние контуры управления со своим блоком выработки решений по управлению, информационной системой, прямым и обратным каналом внутреннего управления.
Контуры управления организации производства и создания продукта управляют внутренним объектом, контуры управления маркетинг-микс и сбыта продукта - внешним объектом управления. При этом на внутренний объект поступают управляющие воздействия, непосредственно (через затраты) влияющие на эффективность адаптивного управления конкурентоспособностью предприятия.
Управление внешним объектом осуществляется путем выдачи в контуре маркетинг-микс управляющего воздействия Р^ . а
в контуре сбыта управляющих воздействий Рц (^•сти и3 и ^13 (ДОкан ^посредственно (через изменение цены) влияющие на эффективность адаптивного управления конкурентоспособностью предприятия. Кроме того, посредством выдачи в контуре создания продукта управляющего воздействия на внутренний объект Р-^ - (ДОкаО’ пРоисх°Дит изменение цены продажи, т.е. изменяется внешний объект, а значит также происходит опосредственное влияние этого управляющего воздействия на изменение значения эффективности адаптивного управления конкурентоспособностью предприятия. Если еще учесть, что часть внешнего объекта, представляемая, прежде всего, целевыми потребителями, под влиянием макросреды изменяется стихийно и, как правило, трудно предсказуемо, то становится вполне объяснимым наличие факта специфики адаптивного маркетингового управления, в значительной степени усложняющего организацию такого процесса управления и, тем более, его математического описания.
Тем не менее, представленная на рисунке 3 обобщенная организационная структура взаимодействия контуров адаптивного управления, принята в качестве стержневой основы разработанного математического описания типового процесса адаптивного управления конкурентоспособностью предприятия при внедрении им на конкурентном рынке инновационного продукта.
Рис. 3. Организационная структура взаимодействия контуров адаптивного управления
Весь рассматриваемый процесс адаптивного управления конкурентоспособностью подразделен на три иерархических уровня (стратегический, тактический и оперативный). При этом весь, представляемый для управления ограниченный объем финансовых средств,
охарактеризован соотношением
- объем финансовых средств, представляемый для управ-
ления на тактическом уровне; - резерв финансовых средств стратегического уровня управления. В свою очередь,
резерв финансовых средств тактического уровня; (?0ПБр - объем финансовых средств,
представляемый для управления на оперативном уровне.
На основе этого соотношение, характеризующее в целом стратегический объем финансовых средств, приняло вид
О = О + ОрЕ: + О.
т- страт т. опер т. такт т-стрэт
С учетом введенных выше понятий, типовой процесс адаптивного управления на вербальном уровне представлен следующим образом:
«Исходя из имеющегося ограниченного финансового ресурса ПЁр , проводить оперативное управление конкурентоспособностью, так, чтобы соблюдалось условие:
Если условие (3) не соблюдается, то тогда к {?опер прибавить и попытаться достигнуть соблюдения условия (3) на тактичес-
ком уровне управления. Если и в этом случае условие (3) будет также не соблюдаться, то тогда необходимо прибавить =- и перейти на уровень стратегического управления. Если же и на этом уровне условие (3) не будет достигнуто, то, оставаясь на этом уровне, перейти
к максимизации значения У/
ЛС = Гц-Гга '
В самом общем виде математическое описание типового процесса адаптивного управления конкурентоспособностью предприятия при внедрении на конкурентном рынке инновационного продукта представлено соотношением:
(4)
где 'р- - г-тый параметр управления, і = 1,16; Q - текущее значение финансовых средств, представляемых для организации и управления; VQT - процедура варьирования; opt - процедура оптимизации; TTLCLX - процедура максимизации У.
Это формальное описание процесса управления необходимо рассматривать в качестве алгоритмической основы его реализации на вычислительных средствах автоматизации гибких бизнес-компаний с применением ситуационной универсализации управленческой информационной системы [3].
Литература:
1. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. - М.: Изд-во стандартов, 1998. - 128 с.
2. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. - Москва : Наука, 1986. - 256 с
3. Сорокина Г.П., Божкова, Е.И. Типовая логистическая структура управленческой информационной системы бизнес-компании, как принципиальная основа ситуационной универсализации компьютерной автоматизации управления. - Москва : Стандартинформ, 2009. - 10 с.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РИСКИ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГЕННО-МОДИФИЦИРОВАННОЙ И ЗАГРЯЗНЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Таишева Г.Р., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Логистика» ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права Фазуллина А.И., аспирантка кафедры маркетинга и экономики ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права
Безопасность страны напрямую зависит от здоровья граждан. Помимо известных внешних угроз, таких как потеря контроля за собственным продовольственным рынком, возникают угрозы, трансформирующиеся из внешних во внутренние. На фоне химического и микробиологического загрязнения сырья и продуктов, контроль за которым остается актуальным и в настоящее время появление генетически модифицированных организмов и продуктов из них может привести к необратимым последствиям. Цель данной статьи показать растущие масштабы данного явления и систематизировать имеющиеся знания по ним.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, генномодифицированный организм, трансгенные организмы, нитраты, пестициды, риски потребления, загрязнение продуктов питания.
FOOD SAFETY AND RISKS FROM DISTRIBUTION OF GENNO-MODIFIED AND POLLUTED PRODUCTION
Taisheva G., Doctor of Economics, the professor managing Logistika chair of Institute of economy, management and the right Fazullina A., the post-graduate student, marketing chair, CHOU VPO economy Institute of economy, management and right
Safety of the country directly depends on health of citizens. Besides known external threats, such as loss of control over own food market, there are the threats transformed from external in the internal. Against chemical and microbiological pollution of raw materials and products control for which remains actual and now occurrence of genetically modified organisms and products from them can lead to irreversible consequences. The purpose of given article to show growing scales of the given phenomenon and to systematize available knowledge on them.
Keywords: The food safety, the genno-modified organism, transgene organisms, nitrates, pesticides, risks of consumption, pollution of foodstuff.
Генетически модифицированный организм (ГМО) - это любой организм, за исключением организма человека, обладающий новой комбинацией генетического материала, полученной благодаря использованию современной биотехнологии [1].
Генетически модифицированные продукты (ГМП) - продукты, содержащие неживые генетически модифицированные организмы или их компоненты, вакцины; лекарства; пищевые добавки; консервированные или содержащие консерванты продукты питания.
Генетическую модификацию, как правило, производятся в научных или хозяйственных целях. Основная цель получения ГМ-растений в сельском хозяйстве - придание им новых свойств, которые позволяют увеличить урожайность и снизить себестоимость продукции. Коммерциализация ГМО в сельском хозяйстве ведется с 1996 года. В 2011 году площадь генетически модифицированных
сельскохозяйственных культур составила 160 миллионов гектаров в 29 странах, из которых 69 миллионов приходятся на США. Однако первые ГМ культуры были зарегистрированы уже в 1990 году на рынке Китая. В развитых странах, датой появления ГМ продуктов принято считать 1994 год, когда одна из фирм США продала на рынке долго сохраняющиеся ГМ помидоры. На сегодняшний день наиболее активными производителями и потребителями ГМ-про-дуктов являются США, Канада, Бразилия, Индия, Аргентина, Китай. Единственной ГМО-культурой, которая в 2012 году будет выращиваться в Евросоюзе, является кукуруза М0№10. Основными мировыми производителями продукции, содержащие ГМО остаются - США (68%), Аргентина (11,8%), Канада (6%), Китай (3%). На сегодняшний день около 77% патентных групп на производство ГМ-продовольствия в мире принадлежат компаниям «Дюпон», «Мон-