Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности агрокоопераций на основе адаптивной модели'

Повышение конкурентоспособности агрокоопераций на основе адаптивной модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОКООПЕРАЦИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ADAPTIVE MODEL / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ / STRATEGY DEVELOPMENT / РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИИ / IMPLEMENTATION OF STRATEGY DIRECTIONS / УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ / CONDITIONS OF APPLICATION / КРИТЕРИИ АДАПТИВНОСТИ / CRITERIA OF ADAPTABILITY / AGRARIAN COOPERATIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзенкова Валерия Сергеевна

В статье предложены основные направления по повышению конкурентоспособности в агрокоо-перациях. Обоснована необходимость разработки стратегии на основе применения адаптивной модели в соответствии с комплексной системой критериев адаптивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving Competitiveness of Agrarian Cooperatives on the Basis of Adaptive Model

Тhe article suggests guidelines to improve competitiveness of agrarian cooperatives. The author proves the need for a strategy based on the application of adaptive model in accordance with a complex system of criteria of adaptability.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности агрокоопераций на основе адаптивной модели»

повышение

конкурентоспособности агрокоопераций на основе

адаптивной модели

Борзенкова Валерия Сергеевна

аспирантка кафедры менеджмента и управления народным хозяйством Орловской-региональной академии государственной службы 0895301@mail.ru

_Аннотация

В статье предложены основные направления по повышению конкурентоспособности в агрокоо-перациях. Обоснована необходимость разработки стратегии на основе применения адаптивной модели в соответствии с комплексной системой критериев адаптивности.

Ключевые слова: агрокооперация, повышение конкурентоспособности, адаптивная модель, разработка стратегии, реализация направлений стратегии, условия применения, критерии адаптивности

На сегодняшний день одним из направлений преодоления кризисных явлений в большинстве регионов страны, устранения технологической и экономической несбалансированности товаропроизводителей является развитие деятельности агрокоопераций. Эти многоотраслевые системы представляют собой вертикально интегрированные структуры, объединяющие сельскохозяйственное производство с перерабатывающими предприятиями, а также поставляющими ресурсы, обслуживающими, финансовыми, торговыми и др.

Анализ исследований, посвященных практике выработки стратегий повышения конкурентоспособности для различного типа кооперативных форм АПК, показывает весьма незначительную роль применения адаптивных подходов при подготовке и принятии стратегических решений. В частности, это относится к методам моделирования, за исключением выполнения таких подэтапов

разработки стратегии, как прогнозирование характеристик предприятия или распределение ресурсов при выполнении работ на конечных стадиях проектирования, что вполне оправдано и эффективно. Такое состояние дел можно объяснить группой причин, представленных на рис. 1 (см. на с. 112-113).

Система критериев адаптивности разработки стратегии

Под адаптивной моделью понимается, прежде всего, возможность эффективного реагирования предприятия на непредвиденные воздействия и возникновение нестандартных ситуаций. Адаптивная модель при разработке стратегии предназначена для системного видения стратегических перспектив организаций с различной степенью экономической самостоятельности.

В данном случае адаптивная модель будет предполагать максимально возможный учет и вариантность форм и содержания хозяйственных расчетных отношений к рыночным условиям, их применимость с учетом разницы ресурсных резервов территорий и потенциала государственной поддержки регионов.

Стратегия повышения конкурентоспособности должна соответствовать ряду критериев, по которым проводится анализ адаптивности организаций агропромышленного кооперативного сектора и оценка эффективности их деятельности. Первая группа критериев (базовых) наиболее общая и необходима для обеспечения рационального поведения участников агрокоопераций. Полученные данные отражают степень заинтересованности в применении стратегии. Вторая группа показателей (учетно-методичес-ких) должна обосновать экономическую оценку эффективности разрабатываемой стратегии и принимаемых на ее основе решений. Третья группа факторов (операционных принципов) облегчит и упростит процедуру реализации данной стратегии [2]. Комплексная система критериев адаптивности разработки стратегии представлена на рис. 2 (см. на с. 114).

После соблюдения всех условий адаптивности агрокооперациям следует наметить основные

...агрокооперации - это вертикально интегрированные структуры, объединяющие сельхозпроизводство с перерабатывающими, поставляющими ресурсы,

обслуживающими, финансовыми, торговыми и др. организациями

■8.

b r>

I I'

К

15

a:

§

№ О

01 о

to О

>-4

О

£

Vo

результат

Рис. 1. Причины необходимости применения адаптивной модели при разработке стратегии

1

к

5

§

№ О

05 О

Ьо О

>-4

О

£

1. БАЗОВЫЕ КРИТЕРИИ АДАПТИВНОЙ МОДЕЛИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

Г

Измеримость Выгодность Согласованность интересов, целей участников, с коорди и иро ван-иость действий Платность

1 У______________1______ _____________ \ инвестиционная | привлекательност \ ь результата |

количественная или номинальная шкала оценки затраты [ ■ ниже ! ; [результатов ! ' 1

Системность и комплексность

....л_______________

взаимодеистви е с внешней средой

учет структуры жизненного цикла

Взаимосвязь параметров, моделирование, организационно-экономический механизм, многостадийность Т А * +

I"

±1.-

3. ОПЕРАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

±1

I

Динамичность (учет различных

аспектов влияния фактора времени)

_______

Сравнение ситуаций «с программой и без таковой»

_________А________

Временная ценность денег {предпочтение более ранних результатов и поздних затрат)

л..-

\ 2, У ЧЕТНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ АДАПТИВНОИ МОДЕЛИ |

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ: критерии (1) отвечают принципам (3) с учетом показателей (2)

Рис. 2. Комплексная система критериев адаптивности разработки стратегии

направления реализации стратегии повышения конкурентоспособности, которые для структуризации целей организаций можно подразделить на две группы:

- обеспечивающие процессы по повышению конкурентоспособности товаров;

- процессы по повышению качества товаров и сервиса их потребителей.

Действия по повышению конкурентоспособности товаров

Рассмотрим реализацию данных мероприятий более подробно с описанием содержания работ по каждому направлению. Среди обеспечивающих процессов по повышению конкурентоспособности товаров целесообразно выполнение следующих действий.

1. Повышение качества управления на основе применен я инструментов новой экономики, что предполагает:

- переход экономической, управленческой и инженерной подготовки и переподготовки кадров на систему МЭТУК (методика - экономика + техника + управление - конкурентоспособность);

- изучение механизмов действия экономических законов, законов организации;

- соблюдение требований научных подходов и принципов;

- применение при принятии решений (особенно стратегических) современных методов и моделей управления.

2. Совершенствование связей с внешней средой: мониторинг основных параметров макро-, мезо-и микросреды организации, их комплексная диагностика и обеспечение пропорциональности и оперативности информации об окружающей среде, повышение адаптируемости к ней организации.

3. Внедрение стратегического маркетинга «выхода» и «входа» организации:

- исследование динамики потребностей и ценностей;

- макро- и микросегментация рынков;

- прогнозирование изменения параметров рынка;

_Литература

1. Коробейникова Е.В. Системная оценка эффективности деятельности потребительской кооперации // Проблемы современной экономики. - 2009.

- № 4 (32). - С. 71-73.

2. Алдаров К.Р. Принципы оценки эффективности программ инновационного развития регионального отраслевого комплекса // Интеграл. - 2009. - № 5 (49). - С. 46-47.

3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. - М.: Эксмо, 2005.

- 544 с.

4. Cooperative Sector in Russia and the Implementation of ILO Recommendation No. 193 in the development of different Russian cooperative trends: Analytical report. / International Labour Office.

- Moscow: ILO, 2009. - 60 p.

_адаптивная модель

_при разработке

_стратегии

_предназначена для

системного видения стратегических

_перспектив

_организаций

с различной степенью

_экономической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_самостоятельности

ной

- разработка нормативов стратегической конкурентоспособности товаров и организации;

- разработка предложений по формированию различных стратегий организации.

4. Совершенствование организации инновационной деятельности:

- ревизия патентного фонда;

- разработка организационной структуры инновационной организации, ориентированной на конкурентоспособность;

- включение в структуру должностей главного менеджера, заместителей руководителя по маркетингу, логистике, сервису потребителей.

- анализ эффективности инновационной деятельности [4].

5. Внедрение новых информационных технологий: разработка и внедрение интегрированной системы CALS, охватывающей все стадии жизненного цикла продукции, технологии управления качеством, ресурсосбережением;

6. Внедрение новых финансовых и учетных технологий:

- международных стандартов по финансовой и бухгалтерской отчетности;

- финансовых технологий по прогнозированию рентабельности организации на основе прогнозов прибыльности каждого наименования товара на каждом рынке (синтез, затем анализ).

7. Анализ ресурсоемкости каждого товара по стадиям его жизненного цикла, внедрение ресурсосберегающих технологий:

- разработка и внедрение в каждой организации методики комплексного анализа ресурсоемкости товаров по стадиям жизненного цикла;

- анализ технических, организационных и социально-экономических факторов ресурсоемкости товаров;

- разработка стратегий и технологий ресурсосбережения, обеспечивающих оптимизацию использования ресурсов в стране.

8. Повышение организационно-технического уровня производства:

- обеспечение требуемого обновления основных фондов, роста прогрессивных технологий;

- ориентация на непрерывные процессы на основе микроэлектроники, биотехнологии, генной инже-

нерии с использованием экстремальных условий в замкнутых безотходных циклах автоматизированного производства.

9. Развитие логистики и тактического маркетинга:

- разграничение функций закупочной и сбытовой логистики, взаимосвязей функций логистики, ее информационного и финансового обеспечения;

- нормирование потребностей в ресурсах;

- автоматизация процессов;

- разграничение функции стратегического и тактического маркетинга;

- уточнение функции тактической макро- и микросегментации и стимулирование ускорения сбытовых процессов;

- исследование поведения покупателей.

Действия по повышению качества товаров и сервиса

В целях повышения качества товаров (по каждому наименованию) необходимо проанализировать и сравнить показатели качества товаров организации и ее конкурентов, в том числе характеризующие их назначение, надежность, экологич-ность, эргономичность, соответствие стандартам, дизайн, патентоспособность, безопасность применения. Для повышения качества сервиса, предоставляемого потребителям товаров, следует проанализировать собственные показатели организации и сравнить их с данными конкурентов, в том числе:

- качество рекламы;

- гарантийный срок;

- качество маркировки и упаковки товара;

- качество сопроводительной документации;

- имидж торговой марки и торгового центра;

- качество обслуживании покупателя;

- качество доставки и монтажа;

- качество послепродажного обслуживания покупателя;

- качество утилизации товара и др. [3]. Затем необходимо:

- спрогнозировать показатели качества сервиса потребителей товаров на конкретных рынках;

- разработать и реализовать инновационные проекты по повышению качества товаров и качества сервиса их потребителей;

стратегия повышения конкурентоспособности должна соответствовать ряду критериев, по которым проводится анализ адаптивности организаций агропромышленного кооперативного сектора и оценка эффективности их деятельности

- спрогнозировать показатели качества товаров по конкретным рынкам.

Заключение

Разработка и реализация стратегии повышения конкурентоспособности агрокоопераций на основе применения адаптивной модели представляет собой сложную структуру, состоящую из множества компонентов. Ее целесообразно использовать для обобщения и внедрения передового опыта работы, выявления факторов и резервов роста, что позволит повысить эффективность всей деятельности. Реализация указанных направлений повышения конкурентоспособности будет способствовать:

- росту производительных сил;

- улучшению продовольственного обеспечения регионов;

- увеличению вклада аграрного сектора в экономику;

- повышению уровня жизни сельского населения;

- укреплению сельского образа жизни. Применение вышеизложенных предложений позволит агрокооперациям эффективно функционировать в условиях рынка. Это, в свою очередь, приведет к комплексному и динамичному становлению конкурентоспособных систем, что будет положительно воздействовать на кризисную ситуацию в АПК в целом.

Borzenkova V.S.

Postgraduate Student, Chair of Management and National Economy Management, Orel Regional Academy of Civil Service

Improving Competitiveness of Agrarian Cooperatives on the Basis of Adaptive Model

_Abstract

The article suggests guidelines to improve competitiveness of agrarian cooperatives. The author proves the need for a strategy based on the application of adaptive model in accordance with a complex system of criteria of adaptability.

Keywords: agrarian cooperative, competitiveness, adaptive model, strategy development, implementation of strategy directions, conditions of application, criteria of adaptability

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.