УДК 330.532:330.567.6
Т. А. Першина, М. П. Гоголева
Повышение комфортности проживания населения малых городов (моногородов) Российской Федерации за счет активизации деятельности градообразующих предприятий (на примере г. Котово)
T. A. Pershina, M. P. Gogoleva
Increasing the comfort of living of the population in small towns
(monotowns) of the Russian Federation due to revitalization of town-forming enterprises (at the example of the town Kotovo)
Аннотация. Представлены критерии оценки комфортности проживания в малых городах и проведен их анализ на примере города Котово. Выявлено, что для развития монопрофильного города необходимо эффективное функционирование градообразующего предприятия, которое является основным катализатором жизни города. Предложена комплексная программа мероприятий по улучшению жизнеобеспечения моногорода за счет правильной политики градообразующего предприятия.
Abstract. The paper presents the evaluation criteria for comfort of living in small towns and their analysis at the example of the town Kotovo. It has been revealed that for development of single-industry town the effective operation of the city-forming enterprise is necessary. A comprehensive programme to improve the monotown livelihood by correct policy of the city-forming enterprise has been proposed.
Ключевые слова: экономика, моногород, малый город, комфортность проживания, градообразующее предприятие, корпоративная социальная ответственность.
Key words: economy, single-industry town, small town, comfortable living, town-forming enterprise, corporate social responsibility.
Введение. Предпосылки повышения комфортности проживания населения моногородов РФ и Волгоградской области (на примере г. Котово)
Одной из важнейших составляющих повышения социально-экономического развития РФ является комфортность проживания населения в моногородах.
На сегодняшний день в России имеется 319 моногородов и проблемы комфортности проживания в них стоят очень остро, так как после распада Советского Союза финансирование градообразующих предприятий и самих городов практически полностью прекратилось, а сами предприятия в большинстве своем перешли в частные руки1.
Но в связи с последними мировыми событиями моногорода оказались одной из главных составляющих для развития собственной независимой экономики. Малые города, выполняя свои социальные, экономические, территориально-расселенческие функции, обеспечивают целостность страны. Поэтому эффективное использование их ресурсов, прежде всего населения, имеет огромное значение для России [4].
В 2014 г. Президентом России Владимиром Путиным и Правительством Российской Федерации была поставлена стратегическая задача - обеспечить развитие российских моногородов в первую очередь через диверсификацию их экономики, создание новых рабочих мест и привлечение инвестиций2. Именно это и определяет актуальность нашего исследования.
Под моногородом, как известно, понимается муниципальное образование, в развитии которого определяющую роль играют предприятия градообразующего комплекса [1].
Основными проблемами моногородов на сегодняшний день являются:
1) низкое качество жизни населения;
2) отсутствие экономической полезности и интереса со стороны властей (государства);
3) отсутствие инвестиционной привлекательности;
1 Нужны ли России ее малые города? URL: http://smgrf.ru/minekonomrazvitiya-predlagaet-zakryvat-neperspektivnye-monogoroda.
2 Фонд развития моногородов. URL: http://www.frmrus.ru.
4) неблагоприятная демографическая ситуация и высокий уровень миграции активной части населения;
5) наличие монопроизводств, их технологическая отсталость, высокий физический износ фондов, низкая производительность труда, высокие затраты а производство продукции;
6) низкий уровень среды обитания (устаревший жилой фонд, высокий уровень износа инженерной инфраструктуры);
7) низкий уровень систем образования и здравоохранения;
8) неразвитость транспортной инфраструктуры.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день остро встает вопрос о повышении уровня комфортности проживания в моногородах Российской Федерации.
Оценка и анализ комфортности проживания населения моногородов РФ и Волгоградской области (на примере г. Котово)
Для развития монопрофильного города в первую очередь необходимо нормальное функционирование градообразующего предприятия, так как именно предприятие является основным катализатором жизни города. Чтобы предприятие нормально функционировало, его необходимо обеспечить квалифицированными работниками; а чтобы в город приезжали квалифицированные специалисты, необходимо обеспечить их достойными условиями проживания. Но, к сожалению, моногород на сегодняшний день не является привлекательным местом проживания для населения.
Комфортность проживания населения - это характеристика физического, психологического, эмоционального и социального восприятия людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами [2].
К критериям комфортности проживания относятся:
- комфортность жилья для проживания;
- доступность социальных услуг (поликлиники, ЖКХ, школы, детские сады, больницы и другие объекты социальной сферы);
- культурно-досуговая деятельность города;
- экономическая привлекательность города для населения;
- социальная ориентированность градообразующего предприятия;
- благоприятные экологические условия.
Объектом исследования уровня комфортности проживания в малых городах сегодняшний день является город Котово Волгоградской области.
Котовский муниципальный район расположен в северо-восточной части Волгоградской области и занимает площадь 2478,6 кв. км.
На территории района расположено 9 поселений, в том числе 8 - сельских, в которые входят 25 населенных пунктов. Имеется река Медведица, протекающая по северной границе района, а также 14 малых рек, которые подпитывают реки Донского бассейна - Медведицу и Иловлю. Климат района относительно засушливый и характеризуется незначительным количеством. Численность населения района из-за нежизнеспособности города уменьшается с каждым годом и на 01.01.2015 г. составляет 22 909 человек (табл. 1).
Таблица 1
Динамика численности населения Котовского района на 01.01.2015 г.3
Численность населения
1959 1967 1970 1979 1989 1992 1996 1998 2000
7 175 /17 000 /20 553 /23 059 /25 360 /26 300 /28 000 /28 400 /28 600
2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008 2009 2010
\28 400 \26 763 /26 800 \26 300 \26 000 \25 800 \25 600 \25 357 \24 115
2011 2012 2013 2014 2015
\24 100 \23 819 \23 614 \23 268 \22 909
Через территорию района проходят железнодорожные, автомобильные трассы. По состоянию на 01.01.2015 г., общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Котовского муниципального района составляет 269,5 км, из них автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием - 101,8 км. Для увеличения комфортности проживания в г. Котово уже приняты к реализации следующие программы и планы, представленные в табл. 2.
3 URL: http://www.admkotovo.rU/http://www.admkotovo.ru.
Таблица 2 Программы и планы, принятые к реализации в г. Котово
Критерий классификации Принятые программы и планы
Сфера культуры, молодежной политики и спорта - ведомственная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства в Котовском муниципальном районе на 2015-2017 гг."; - ведомственная целевая программа "Развитие массовой физической культуры и спорта на территории Котовского муниципального района на 2015-2017 гг."
Сфера образования - ведомственная целевая программа "Организация школьного питания в образовательных учреждениях Котовского муниципального района Волгоградской области на 2014-2016 гг."; - ведомственная целевая программа развития системы образования Котовского муниципального района на 2015-2017 гг.; - ведомственная целевая программа "Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений Котовского муниципального района Волгоградской области на 2014-2016 гг."
Сфера финансового обеспечения - ведомственная целевая программа "Управление муниципальными финансами Котовского муниципального района на 2015-2017 гг."
Муниципальные программы - муниципальная программа "Использование и охрана земель Котовского муниципального района на 2014-2018 гг."; - муниципальная программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Котовского муниципального района Волгоградской области" на 2014-2016 гг."; - муниципальная программа Котовского муниципального района "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г."; - муниципальная программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Котовского муниципального района, на 2014-2016 гг."
Источник: составлено авторами.
Но этих мероприятий недостаточно, чтобы в корне изменить ситуацию с развитием моногородов и увеличить комфортность проживания в них. Поэтому проблема требует более детального анализа.
В монопрофильных городах существует тесная связь между предприятием, городом и государством (местными органами власти). Образуется некий "треугольник", в результате сбалансированной деятельности которого и будет достигнута конкурентоспособность монофункционального города.
Так как на градообразующем предприятии работает большая часть населения города, и оно является основным налогоплательщиком (более 60 % отчислений в городской бюджет), то функционирование города без полноценного функционирования предприятия оказывается невозможным. Поэтому одной из важнейших функций градообразующего предприятия становится социальная направленность его деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, авторами предложено следующее определение корпоративной социальной ответственности (КСО) градообразующих предприятий как концепции организации, в соответствии с которой предприятие учитывает интересы населения монопрофильного города и берет на себя ответственность за влияние своей деятельности не только на поставщиков и акционеров, но и на все население города в целом, а также на жизнеспособность города на основе конкурентоспособности самого предприятия.
Градообразующее предприятие в системе города выполняет следующий минимальный набор функций:
- обеспечение населения рабочими местами;
- социально ориентированная деятельность;
- пополнение налоговой базы (более 80 % бюджета малого города).
При усиленном участии предприятия в жизни города программа КСО также предполагает:
- финансирование городских социальных программ;
- участие в строительстве социальных объектов (школ, детских садов, больниц, санаториев и т. д.);
- формирование ответственного поведения граждан к своей стране (волонтерство);
- поддержание программ за чистоту окружающей среды и т. п.
Из перечисленных функций следует, что от деятельности таких предприятий зависит жизнеспособность города в целом. Следовательно, его успешное функционирование - залог жизнеобеспечения и развития города.
В настоящее время жители Котово страдают от высокого уровня безработицы, администрация города не имеет средств на обеспечение всей инфраструктуры города, но при этом более 70 % от оставшегося населения города не готовы покидать свое постоянное место жительства.
Ранее градообразующим предприятием г. Котово было ОАО "Лукойл", но в данный момент это предприятие прекратило свою работу на территории района, в том числе из-за многочисленных нарушений экологического климата района. Теперь на территорию Котовского района хочет войти новое химическое предприятие ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий", которое уже осуществляет свою деятельность на территории Котельниковского района и желает разместить свое производство также и на территории Котово.
Новое предприятие - это шанс на "выживание" города и обеспечение полной инфраструктуры, а также экономическое развитие, но с другой стороны, это приведет к резкому ухудшению экологии, а как следствие, к снижению комфортности проживания населения.
Предприятию предстоит предложить комплекс мероприятий по уменьшению влияния производства на окружающую среду, а также сформировать мероприятия по поддержанию и улучшению жизнеобеспечения города.
В условиях современной экономики, на основе сложившихся тяжелых отношений с Западом и введенных антироссийских санкциях, на наш взгляд, вновь существует потребность в собственном производстве. Соответственно, вновь становится актуальным развитие и поддержание экономики моногородов, а корпоративная социальная ответственность градообразующего предприятия - это основной инструмент для обеспечения развития и конкурентоспособности города.
Но новое химическое производство столкнется с рядом проблем в связи с нарушением благоприятной экологической обстановки города.
Для выявления настоящего мнения жителей по существующей проблеме на территории г. Котово авторами был проведен опрос на тему комфортности проживания в моногороде.
Опрос велся анонимно, и все данные были сведены в статистический ряд.
В результате исследования было выявлено, что:
- 63 % населения г. Котово недовольны уровнем жизни;
- 37 % населения устраивают условия жизни, в которых они живут.
При этом:
- 85 % жителей не готовы покидать свое постоянное место жительства;
- 25 % готовы переехать в другой город при поддержке программы получения жилья и переквалификации.
Также на основе ранее проведенных исследований было проведено сравнение уровня комфортности проживания в среднем по Волгоградской области и непосредственно в г. Котово. Его результаты представлены на рисунке.
Среднее значение по области Значение в г. Котово
Культурно-досуговая деятельность 100 83
Экономическая привлекательность территории
Доступность социальных услуг
Доступность жилья Энергосбережение
Экология
Рис. Сравнение уровня комфортности проживания в среднем по Волгоградской области и в г. Котово (составлено на основе расчетов авторов)
На рис. видно, что 4 из 6 исследуемых аспектов жизни респондентов в г. Котово не дотягивают до среднего значения по Волгоградской области.
Проект повышения комфортности проживания населения моногородов РФ и Волгоградской области (на примере г. Котово)
Как видно из проведенных исследований, Котово имеет ряд проблем фактически по всем критериям оценки комфортности проживания в моногороде. Хоть и все значения не критичны и приближены к среднему значению по области, но все же не дотягивают до нормативных показателей. Следовательно, требуется разработать комплекс мер по каждому критерию и предложить программу по повышению комфортности проживания в г. Котово. При этом доминирующим критерием эффективности деятельности государственных структур в области обеспечения стабильного развития монопрофильных населенных пунктов (моногородов) и малых городов становится уровень и качество жизни населения, которое достигается улучшением среды обитания населения и потенциалом человеческих ресурсов [3].
Проблемными направлениями на данный момент являются:
—комфортность жилья для проживания;
—доступность социальных услуг (поликлиники, ЖКХ, школы, детские сады, больницы и другие объекты социальной сферы);
— экономическая привлекательность города для населения;
— социальная ориентированность градообразующего предприятия;
— благоприятные экологические условия.
На основе вышеизложенных проблем была составлена программа повышения комфортности проживания в г. Котово, которая представлена в табл. 3.
Таблица 3
Программа повышения комфортности проживания в г. Котово
Показатели Рекомендации Эффект от внедрения
Улучшение социального обслуживания населения - переквалификация (увеличение квалификации) сотрудников; - достаточное государственное финансирование; - привлечение сторонних инвестиций; - государственный контроль; - модернизация оборудования (модернизация имеющегося оборудования и приобретение нового) - более качественное предоставление социальных услуг для населения; - увеличение привлекательности территории для проживания населения
Увеличение комфортности жилья - создание условия для повышения уровня обеспеченности жильем семей; - увеличение привлекательности финансирования жилищной сферы для сторонних инвесторов; - разработка комплекса мер по государственной поддержке строительного бизнеса на территории города; - обеспечение заинтересованности населения в рассмотрении г. Котово как территории своего проживания; - субсидирование строительных компаний для проведения строительства жилых комплексов на территории города; - сотрудничество с ведущими вузами для заинтересованности молодых специалистов в работе на данной территории - закрепление положительных демографических тенденций в г. Котово за счет увеличения молодых семей и улучшения жилищных условий; - увеличение инвестиционной привлекательности территории
Увеличение экономической привлекательности города - обеспечение жителей рабочими местами; - доступность сферы обслуживания и развлечений; - увеличение уровня заработной платы в регионе - увеличение экономической привлекательности города; - привлечение внимания людей к данной территории как к территории постоянного места жительства
Социально ориентированная деятельность градообразующего предприятия - необходимость закрепления основ ответственности градообразующего предприятия перед жителями города законодательно - увеличение экономической привлекательности города; - повышение комфортности проживания в городе; - восстановление собственных производств по территории РФ
Сохранение экологической обстановки в городе при размещении нового предприятия химической отрасли - разработка комплекса мероприятий по установке очистных сооружений; - государственное субсидирование экологических программ - сохранение экологической обстановки в городе; - положительный экономический эффект для предприятия после внедрения очистительного оборудования; - положительный экономический эффект для города и населения после строительства данного производства
Источник: разработано авторами.
Вывод
Новое производство предоставит городу возможность экономического развития и убережет его от закрытия, а также обеспечит население большим количеством рабочих мест, социальными гарантиями и перспективами расширения за счет строительства нового жилья и привлечения на предприятие новых сотрудников, что позволит повысить комфортность проживания населения в моно городе.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что при государственном вмешательстве и субсидировании профильных производств возможно восстановление собственного производства множества отраслей, а следовательно, восстановление жизнедеятельности малых городов, что благотворно скажется на экономике страны в целом. Так как из-за введенных санкций в Россию невозможен импорт многих необходимых товаров, в том числе и в отрасли оборонной промышленности, машиностроения и многих других отраслей, то функционирование монопрофильных городов решает эту проблему в корне. Потребность в импорте отпадает, а значит, что экономика страны становится еще более независимой от экономик других государств.
Библиографический список
1. Маслова А. Н. Моногорода в России: проблемы и решения // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4, № 5. С. 16-28.
2. Першина Т. А. Концепция формирования и реализации потенциала энергосбережения как основы комфортности проживания населения в малом городе // Фундаментальные исследования. 2015. Т. 4. С. 244-249.
3. Першина Т. А. Реализация потенциала энергосбережения в малом города за счет энергоэффективного малоэтажного строительства // Экономика и предпринимательство. 2015. № 52 (58-2). С. 352-360.
4. Чернышева Е. А. Стратегия социально-экономического развития малых городов. /http://emsu.ru/face/dissert/avtoreferat_chernyshevaea.pdf.
References
1. Maslova A. N. Monogoroda v Rossii: problemy i resheniya [Monotowns in Russia: Problems and solutions] // Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2011. V. 4, N 5. P. 16-28.
2. Pershina T. A. Kontseptsiya formirovaniya i realizatsii potentsiala energosberezheniya kak osnovy komfortnosti prozhivaniya naseleniya v malom gorode [Concept formation and implementation of energy-saving potential as the basis of the comfort of the population living in a small town] // Fundamentalnye issledovaniya. 2015. V. 4. P. 244-249.
3. Pershina T. A. Realizatsiya potentsiala energosberezheniya v malom goroda za schet energoeffektivnogo maloetazhnogo stroitelstva [Implementation of energy-saving potential in the small town at the expense of energy-efficient low-rise building] // Ekonomika i predprinimatelstvo. 2015. N 5-2 (58-2). P. 352-360.
4. Chernyisheva E. A. Strategiya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya malyih gorodov [Strategy of socio-economic development of small towns]. URL: http://emsu.ru/face/dissert/avtoreferat_chernyshevaea.pdf.
Сведения об авторах
Першина Татьяна Александровна - Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, канд. экон. наук, доцент; e-mail: [email protected]
Pershina T. A. - Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, Cand. of Econ. Sci., Associate Professor; e-mail: [email protected]
Гоголева Мария Павловна - Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, магистрант; e-mail: [email protected]
Gogoleva M. P. - Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, Undergraduate; e-mail: [email protected]