Научная статья на тему 'Повышение качества высшего профессионального образования как важнейший фактор экономического роста'

Повышение качества высшего профессионального образования как важнейший фактор экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / БИЗНЕС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ" / NATIONAL PROJECT "EDUCATION" / УПРАВЛЕНЕЦ-ПРОФЕССИОНАЛ / ЗАПРОС ОБЩЕСТВА / РАБОТОДАТЕЛЬ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / ECONOMIC GROWTH / COOPERATION / BUSINESS / EMPLOYER / BOLOGNA EDUCATIONAL SYSTEM / PROFESSIONAL MANAGER / PUBLIC NEED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кураков А. Л.

В данной статье рассматриваются вопросы повышения качества профессионального образования в Российской Федерации, а также его влияние на увеличение темпов экономического роста. Также в статье рассматривается проблема острой нехватки подготовленных специалистов для высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, что крайне негативно влияет на ускорение экономического роста. Важное место в статье уделено вопросу сотрудничества системы профессионального образования и представителей малого, среднего и крупного бизнеса в решении проблемы низкого качества подготовки специалистов, а также анализируется эффективность подобного партнерства на примере ряда зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING OF THE QUALITY OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AS THE MOST IMPORTANT FACTOR OF ECONOMIC GROWTH

The article investigates the issues of the professional education quality increase in the Russian Federation, as well as its impact on the increase of economic growth tempo. The article also views the problem of a sharp deficit of trained specialists for the highly technological branches of economy, which extremely negatively influences on the economic growth tempo much attention is paid to the issue of cooperation between the professional education system and representatives of small, middle and large scale business for the specialist training quality increase. It also analyzes the efficiency of such king of partnership with the examples of foreign countries.

Текст научной работы на тему «Повышение качества высшего профессионального образования как важнейший фактор экономического роста»

УДК 378.6:658.56

А.Л. КУРАКОВ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В данной статье рассматриваются вопросы повышения качества профессионального образования в Российской Федерации, а также его влияние на увеличение темпов экономического роста. Также в статье рассматривается проблема острой нехватки подготовленных специалистов для высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, что крайне негативно влияет на ускорение экономического роста. Важное место в статье уделено вопросу сотрудничества системы профессионального образования и представителей малого, среднего и крупного бизнеса в решении проблемы низкого качества подготовки специалистов, а также анализируется эффективность подобного партнерства на примере ряда зарубежных стран.

Научно-техническая н информационная революции кардинально изменили сущность образования, значительно расширив в нем такую составляющую как обучение. Его основной смысл - в передаче новому поколению знаний и навыков, способствующих воспроизводству и повышению качества материальных ценностей, необходимых для удовлетворения все возрастающих потребностей человечества.

В образовании, как в зеркале, отражаются все процессы, происходящие в обществе: социальные, экономические, политические, духовные, и система образования активно участвует в их формировании.

Образование, помимо «многомерного и интеллектуального, этнокультурного, психологического и поликультурного развития личности» [1, с. 58, 69] активно участвует в формировании экономической основы общества, в частности обеспечивает квалифицированными кадрами гигантские индустрии, а также малые и средние предприятия, которые сегодня создают продукцию с использованием самых высоких технологий, в том числе и нано-технологий. И не все из специалистов, создающих указанную продукцию, имеющих высшее профессиональное образование, обладают

высокой духовностью, нравственными качествами. Так, например, выпускник любого престижного университета может быть лишен этих качеств, но данный факт не дает основания причислять его к людям необразованным, тем более, если он в совершенстве знает свое дело, требующее высокого профессионализма. Однако, без сомнений, высокая нравственность, интеллигентность - необходимые качества любого специалиста.

Высшее профессиональное образование уже давно решает свою главную задачу: готовить высококвалифицированных специалистов для передовых отраслей экономики в сфере биотехнологий, лазерной техники, атомной и термоядерной энергетики. На смену классических университетов с их гуманитарной направленностью приходят высшие школы экономики, бизнеса, высшие технические школы.

Выступая на заседании Государственного Совета 24 марта 2006 года, Президент России В.В. Путин сказал: « .. .Уровень образования -это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства, на национальных перспективах» [2]. За последние

несколько лет происходило ежегодное повышение финансирования системы образования. Однако финансовые средства были израсходованы крайне нерационально. Не были достигнуты ожидаемые результаты по коренной модернизации системы образования. Реализация национального проекта «Образование», по словам В.В. Путина, должна значительно повысить качество образования, которое соответствовало бы международным стандартам, его доступность. Реализация данного проекта должна повысить и эффективность использования выделяемых бюджетных средств. В своем выступлении Президент России заострил внимание на необходимости сориентировать профессиональное образование на запросы отечественного предпринимательства и конкретных сегментов рынка труда, а также на наращивание экспорта российских образовательных услуг в интересах самой системы российского образования.

Выработка приоритетов по основным вопросам экономики, политики социологии несет в себе огромные риски. Это чрезвычайно ответственный и трудный выбор: нельзя игнорировать имеющиеся возможности и состояние внутреннего рынка. И вместе с тем не следует упускать из вида мировые тенденции. Те, кому доверено выбирать стратегические решения, определять приоритеты развития, должны, с одной стороны, сохранять осторожность, чтобы не разрушать достигнутых результатов, а с другой - решительно ломать привычные штампы.

В сфере подготовки учреждениями профессионального образования квалифицированных специалистов все идет по давно обкатанному пути: классические университеты готовят специалистов социально-гуманитарного и естественнонаучного профиля, технические вузы пополняют инженерный корпус, негосударственные образовательные учреждения ежегодно объявляют прием студентов на специальности - менеджмент, маркетинг, правоведение, причем принимают без ограничений: единственный критерий - платежеспособность абитуриента. И, как результат - львиная доля

экономистов и юристов не может трудоустроиться по специальности.

Множество нареканий вызывает качество подготовки специалистов и в государственных вузах.

В настоящее время подготавливается огромное количество кандидатов и докторов наук. Мы наблюдаем вопиющие факты, когда ученые степени раздают всем желающим практически просто так: называться академиком стало просто модно. Все это наносит непоправимый удар по авторитету российского профессионального образования и российской науки. 11 апреля 1997 года структура ООН по вопросам образования, науки и культуры обнародовала так называемую Лиссабонскую конвенцию «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Россия не смогла представить многочисленные и весьма серьезные данные, предусмотренные этой Конвенцией, и, следовательно, ей было отказано в присоединении к ней. Только высокое качество образования обеспечит во всех странах международный авторитет выпускникам наших университетов. Лишь на этой основе будет успешной работа по обеспечению конвертируемости наших дипломов в мире [3, с. 2]. До сих пор специалисты, получившие образование в российских вузах, приглашенные на работу за рубеж, нередко вынуждены доказывать свою профессиональную состоятельность по специальной процедуре, а медики - в обязательном порядке. Такое положение касается не только специалистов с высшим образованием, но и рабочих. Лишь 5% рабочих кадров можно отнести к разряду высококвалифицированных, способных создавать материальные ценности, внедрять новые технологии.

Все понимают, что необходимо, наконец, приступить к подготовке высококвалифицированных специалистов. «Во главе всех начинаний, - говорит спикер Госдумы Б. Грызлов, -должна находиться профессиональная, патриотическая, национально ориентированная элита, и тогда будущее у страны будет» [4, с. 5].

Упоминание о необходимости воспитывать

элитные кадры не случайно. В обществе уже давно существует мнение, что российская высшая школа, как, впрочем, и любая другая, в целом не может выпускать специалистов только самого высокого качества. Система образования должна быть двойной: одна - элитарной, другая - «народной». Элитарную нужно всячески поддерживать, так как, потеряв ее, Россия навсегда останется сырьевой страной, не обладающей серьезным научным потенциалом.

Уже прошло больше года с момента начала реализации национального проекта «Образование». С тех пор средства массовой информации, научные и ведомственные издания не перестают обсуждать эту инициативу Президента России. Но все эти рассуждения сводятся только к вопросу финансирования системы образования. Так, например, если в 1997 году удельный вес расходов на образование составлял 4,8%, то в 2005 году данный показатель составил 3,47%. Но означает ли это, что качество российского образования в 1997 году было выше, чем в настоящее время? Скорее всего, нет. По данным благотворительного фонда поддержки российской науки «Династия», 70% российских эмигрантов от науки отправляются в США, однако только 20% из них трудоустраиваются по своей научной специальности. На подготовку уехавших ученых в России были затрачены громадные средства, в среднем 300 тыс. долл. на каждого.

В настоящее время выделяются значительные денежные суммы на увеличение надбавок за ученые степени, возрастают финансовые затраты на оснащение учебных заведений современной компьютерной техникой. Но трудно не согласиться с мнением ассистента Института экономики, управления и права (г. Казань) Ю.В. Хадиуллиной, что «без обновления образовательных технологий, реально интенсифицирующих учебный процесс, обучение в вузе превращается в пустую трату денег» [5, с. 45]. В таких условиях нет смысла обучаться, как считает и первый вице-премьер России Д. Медведев, - все равно придется переучиваться. Такое мнение он выразил на встрече с руководителями вузов в Томске

21 ноября 2006 года. Ю.В. Хадиуллина также считает, что «образовательная деятельность должна принципиально измениться. Последнее подразумевает придание всем уровням образования инновационного характера, который должен обеспечиваться внедрением новых образовательных технологий... Без этого невозможно преодолеть разрыв между качеством человеческого капитала и инновационной экономикой» [5, с. 44-45].

К этому также следует добавить, что без серьезного пересмотра перечня специальностей и специализаций, российская система образования и дальше будет подвергаться острой критике, так как не сможет полностью удовлетворять запросам общества, работодателей, бизнес-сообщества и экономики страны в целом. В последнее десятилетие ежегодно увеличивается прием и выпуск специалистов с профессиональным образованием, однако государственные организации и предприятия испытывают огромный дефицит профессионалов, а крупнейшим частным компаниям приходится импортировать квалифицированные кадры из-за границы [6, с. 4]. В процессе все более глубокой интеграции России в мировую экономику российские крупные предприниматели с мировым именем приходят в выводу, что целесообразно приобретать за рубежом не только машины и оборудование, а целиком налаженное производство, вместе с квалифицированными кадрами. Член правления Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков А. Идрисов считает, что в первую очередь за рубежом нужно покупать компетентных людей, способных работать на международных рынках и только во вторую - технологии и оборудование [7, с. 7]. Такого же мнения придерживается старший преподаватель кафедры экономики и права Ленинградского областного института развития образования А.М. Коростелева, считающая, что инновационное развитие любого предприятия в первую очередь обеспечивает характеристика кадрового потенциала (образование, квалификация сотрудника), а уже потом производственный потенциал (марка оборудования, мощность и т.д.) [8, с. 245].

Весьма тревожно, что приведенное выше мнение А. Идрисова о целесообразности импорта зарубежны« специалистов выюказышается в то время, когда число российских учебных заведений профессионального образования с каждым годом становится больше, наращивается темп увеличения студенческого контингента и выпускников. Следует отметить, что по многим численным показателям деятельности учреждений профессионального образования Россия впереди многих западноевропейских стран.

В настоящее время российской экономике крайне необходимы управленцы-профессионалы. Как уже быио сказано выше, практически все крупные предприятия вынуждены импортировать недостающие кадры из-за рубежа. В России нет менеджеров, новой генерации, способных управлять важнейшими отраслями экономики, например, топливно-энергетической. Существующая система образования не может обеспечить подготовку достаточного количества опытных менеджеров, способных реально поднять авторитет страны в мировом сообществе, менеджеров, подготовленных на мировом уровне, а не отвечающих лишь эталону среднего массового обучения.

В статистических отчетах, отражающих процессы, происходящие в системе высшего образования в России, подготовка менеджеров не выделяется отдельной строкой, а показывается в общей сумме с экономистами, хотя известно, что экономист далеко не всегда обладает профессиональными знаниями менеджера, а последний - качествами экономиста.

В статье «Даешь диплом за деньги» обозреватель газеты «Правда России» Г. Донцов писал, что негосударственные вузы открыты всем «кому не лень». На повышенном интересе молодежи к получению специальности юриста или экономиста они зарабатывают деньги, не утруждая себя заботой о предоставлении качественного образования [9, с. 4].

По этому поводу Президент России В.В. Путин заметил: «То, что растет платное образование, это само по себе неплохо. Плохо только, что качество плохое. Они создают конкуренцию

крупным государственным вузам, а их конкуренция абсолютно не соответствует реальности. Просто обман населения и государства. Бумажки выдают» [6, с. 5]. Вряд ли можно сегодня требовать от российских негосударственных вузов и их многочисленных филиалов качественного обучения. Это все в будущем.

Отрадно, что исправить положение берется бизнес-сообщество. Президент «Роснефти» С. Богданчиков возглавляет в МГИМО кафедру «Глобальная энергетическая политика и энергетическая безопасность», открытие которой состоялось в рамках подписания соглашения между МГИМО, МИД РФ и ОАО НК «Роснефть». Данная кафедра готовит кадры по ключевым специальностям для нефтегазового комплекса России, в том числе и менеджеров, способныгх работать на международном рынке. Другой подобный проект осуществляют 14 частных российских предприятий и компаний, основавших в сентябре 2006 года первую в нашей стране бизнес-школу мирового уровня, внеся по 5 млн долл. для ее создания. Присутствовавший при закладе символического первого кирпича В.В. Путин, сказал, что выпускники этой школы, без всякого сомнения, будут бизнес-элитой XXI века, а крупные бизнесмены должны здесь преподавать, делиться своим опытом управления.

Создание такого рода стратегического альянса представителями бизнеса в целях подготовки управленцев самого высокого уровня подготовки может служить примером для других вузов в определении приоритетных направлений в подготовке специалистов. И данный опыт уже применяется государственными органами власти. Так, например, в Чувашской Республике, в Москве на основе заключенных договоров между студентами первого курса и соответствующими органами государственной власти подготавливаются дипломированные специалисты для нужд городских органов управления, органов исполнительной власти.

Не приходится сомневаться в том, что алгоритм продвижения к высокотехнологическому производству, подыем экономики, конку-

рентоспособность государства на мировых рынках всецело зависят от наличия достаточного количества высококвалифицированных кадров, способных решать сложные инновационные задачи в сфере материального производства. Именно поэтому В.В. Путин признал подготовку профессионалов современного уровня приоритетным направлением внутренней политики и важнейшей задачей, не решив которую Россия не преодолеет отставания от высокоразвитых стран [6, с. 5].

Об определении роли высококвалифицированных специалистов в России говорится из века в век постоянно. В своем выступлении в Государственной думе 6 марта 1906 года Председатель Совета министров царской России П.А. Столыпин говорил: «Сознавая необходимость приложения величайших усилий для поднятия экономического благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия эти будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту» [10, с. 18].

Настало время сменить приоритеты в подготовке специалистов, добиться решительного улучшения качества педагогической работы, своевременно реагировать на вызовы времени, сосредоточив усилия на устранении серьезных недостатков и ошибок.

В российской системе образования, в сравнении с западной, есть и преимущества. Болонская система образования готовит узких специалистов, а студенты современных российских вузов получают основательное базовое образование. Например, выпускник российского вуза, получивший специальность биолога, знает не только биологию, но еще и химию, физику, русскую литературу, историю. Благодаря широкому кругозору, он обладает способностью к инновационному мышлению. Но этого мало. Система образования должна уметь отвечать экономическим, политическим, социальным изменениям, происходящим и в стране, и в мире. Российская система образования не всегда успевает своевременно реагировать на изменения. Отдельные стороны ее деятельности отражают вчерашний день, что

выражается, в частности, в подготовке специалистов, которыми уже давно перегружен рынок труда. Кроме юристов, экономистов, это -работники гуманитарно-социальной сферы. Вместе с тем явно недостаточно ведется подготовка высокопрофессиональных инженерных кадров, спрос на которых, в связи с заметным расширением производственной базы в стране, внедрением высоких технологий, заметно растет.

На очевидную диспропорцию подготовки специалистов указывал еще в 1995 году В.Г. Ки-нелев: « Подготовка инженерных кадров в России переживает нелегкие времена. Спад производства, банкротство целого ряда предприятий, прежде всего из-за технологической отсталости, не могли не коснуться системы технического высшего образования. Заметно сокращается потребность в специалистах инженерного профиля. С распадом СССР ... на предприятиях которых были сконцентрированы наиболее сильные инженерные кадры, расформировываются коллективы профессионалов, имевших мировой уровень подготовки» [11, с. 175]. Он также указал на то, что огромные успехи стран Юго-Восточной Азии в увеличении промышленного потенциала тесно связаны с резким увеличением подготовки специалистов технического профиля. Однако точка зрения В.Г. Кинелева о том, что необходимо развивать инженерное образование, встретило упорное противодействие со стороны некоторых ученых, государственных и общественных деятелей.

Как показывают уроки последних 10-15 лет, он был прав. Необходимо было не ослаблять, а повышать уровень базового технического образования.

Советская система подготовки специалистов, безусловно, была довольно эффективной. Основное внимание уделялось подготовке специалистов для ведущих отраслей промышленности. Переход к рыночным отношениям изменил приоритеты в условиях бурно развивающегося услугового и потребительского сектора. Более половины выпускников, независимо от специальности, занимаясь сомнительным

бизнесом, предпочитают быстрые и короткие деньги, медленному профессиональному росту на производстве, причем престижность получения технической специальности резко снизилась. И как результат, на организованных ими малых и средних предприятиях просто некому будет работать.

В заключение хотелось бы отметить, что во многих азиатских странах высокий экономический рост, как показывает опыт, был достигнут именно крупными инвестициями в сферу образования и науки. Именно развитие системы профессионального образования позволило им перейти из разряда отсталых стран в разряд высокоразвитых. Развитие технологий и новаций дало ощутимый толчок в экономическом развитие. Наконец-то разноуровневые органы государственной власти поняли это, и результаты реализация первого этапа Национального проекта «Образование» позволяет надеяться на лучшее.

Список литературы

1. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. - 280 с.

2. О развитии образования в Российской Федерации: Вступительное слово Президента на заседании Государственного Совета. Президент России. Официальный сайт. - 24 марта 2006 года. - Москва, Кремль. www. kremlin.ru

3. Садовничий В.А. Университеты: настоящее и будущее // Вести Альма-матер, 2000. - Апрель.

4. Росая. - 2006. - № 4.

5. Хадиуллина Ю.В. Роль государства в воспроизводстве человеческого капитала // Семья и государство, 2006. - № 1.

6. Бюллетень Ассоциации российских вузов, 2002. - № 12.

7. Гурвич В. Не предотвратить - так возглавить. Новые компетентные возможности не имеют границ // Росая. - 2006. - № 32.

8. Коростелева А.М. Карта инвестиционной активности как институт диагностики инновационного развития промышленности региона // Вестник Чувашского университета, 2006. - № 4.

9. Донцов Г. Даешь диплом за деньги // Правда России, 2003. - Апрель.

10. Государственная дума 1906-1917. Стенографический отчет. - М.: Фонд «Православная культура», 1995. - Т. 2.

11. Кинелев В. Г. Объективная необходимость. - М.: Республика, 1995. - С. 295.

В редакцию материал поступил 12.02.07.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.