Научная статья на тему 'Повышение качества расчета параметров воздуха в пассажирских зонах ближне-среднемагистрального самолета путем взаимодействия одномерного (SimInTech) и трехмерного (Логос) программных комплексов'

Повышение качества расчета параметров воздуха в пассажирских зонах ближне-среднемагистрального самолета путем взаимодействия одномерного (SimInTech) и трехмерного (Логос) программных комплексов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
325
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА / ПЕРСПЕКТИВНЫЙ САМОЛЕТ / МИКРОКЛИМАТ / ТЕПЛОКОМФОРТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Стрелец Дмитрий Юрьевич, Смагин Денис Игоревич, Старостин Константин Игоревич, Савельев Роман Сергеевич, Напреенко Константин Сергеевич

Рассмотрена задача взаимодействия отечественных программных комплексов: одномерного SimInTech и трехмерного ЛОГОС на примере расчета параметров воздуха в пассажирских зонах ближне-среднемагистрального самолета. Представлены результаты моделирования системы кондиционирования воздуха, продемонстрированы особенности математического моделирования системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Стрелец Дмитрий Юрьевич, Смагин Денис Игоревич, Старостин Константин Игоревич, Савельев Роман Сергеевич, Напреенко Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF AIR PARAMETERS CALCULATION IN PASSENGER ZONES OF SHORT-MEDIUM-RANGE AIRCRAFT BY MEANS OF INTERACTION OF ONE-DIMENSIONAL (SimInTech) AND THREE-DIMENSIONAL (LOGOS) SOFTWARE SYSTEMS

The paper Deals with the problem of interaction of domestic software systems: one-dimensional SimInTech and threedimensional LOGOS on the example of calculation of air parameters in passenger areas of short-medium-range aircraft. The results of air conditioning system modeling are presented, the features of mathematical modeling of the system are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Повышение качества расчета параметров воздуха в пассажирских зонах ближне-среднемагистрального самолета путем взаимодействия одномерного (SimInTech) и трехмерного (Логос) программных комплексов»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУХА В ПАССАЖИРСКИХ ЗОНАХ БЛИЖНЕ-СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНОГО САМОЛЕТА ПУТЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОДНОМЕРНОГО (SimlnTech) И ТРЕХМЕРНОГО (ЛОГОС) ПРОГРАММНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Стрелец Дмитрий Юрьевич, кандидат технических наук, начальник НИО-Ю1 ФГБОУ ВО Московского авиационного института (Научно-исследовательский университет). Москва, Россия. E-mail: r_sr@inbox.ru Смагин Денис Игоревич, начальник лаборатории 5 НИО-101 ФГБОУ ВО Московского авиационного института (Научно-исследовательский университет). Москва, Россия

Старостин Константин Игоревич, ведущий инженер, старший преподаватель факультета № 8 «Прикладная математика и физика» ФГБОУ ВО Московского авиационного института (Научно-исследовательский университет). Москва, Россия

Савельев Роман Сергеевич, ведущий инженер НИО-101 ФГБОУ ВО Московского авиационного института (Научно-исследовательский университет). Москва, Россия

Напреенко Константин Сергеевич, инженер НИО-101 ФГБОУ ВО Московского авиационного института (Научно-исследовательский университет). Москва, Россия

Сокулер Максим Симонович, ведущий инженер НИО-101 ФГБОУ ВО Московского авиационного института (Научно-исследовательский университет). Москва, Россия

Паронькин Сергей Владимирович, ведущий инженер НИО-101 ФГБОУ ВО Московского авиационного института (Научно-исследовательский университет). Москва, Россия

Сатин Анатолий Анатольевич, ведущий инженер НИО-101 ФГБОУ ВО Московского авиационного института (Научно-исследовательский университет). Москва, Россия

Аннотация. Рассмотрена задача взаимодействия отечественных программных комплексов: одномерного SimInTech и трехмерного ЛОГОС на примере расчета параметров воздуха в пассажирских зонах ближне-среднемагистрального самолета. Представлены результаты моделирования системы кондиционирования воздуха, продемонстрированы особенности математического моделирования системы.

Ключевые слова: математическая модель, система кондиционирования воздуха, перспективный самолет, микроклимат, теплокомфорт.

IMPROVING THE QUALITY OF AIR PARAMETERS CALCULATION IN PASSENGER ZONES OF SHORT-MEDIUM-RANGE AIRCRAFT BY MEANS OF INTERACTION OF ONE-DIMENSIONAL (SimlnTech) AND THREE-DIMENSIONAL (LOGOS) SOFTWARE SYSTEMS

Strelets Dmitry Yu., candidate of technical Sciences the head of the NIO-101 of the Moscow Aviation Institute (Research University). Moscow, Russia

Smagin Denis I., head of laboratory 5 NIO-101 of the Moscow Aviation Institute (Research University). Moscow, Russia Starostin Konstantin I., principal engineer senior lecturer of the faculty № 8 «Applied mathematics and physics» of the Moscow Aviation Institute (Research University). Moscow, Russia

Savelyev Roman S., lead engineer NIO-101 of the Moscow Aviation Institute (Research University). Moscow, Russia Napreenko Konstantin S., engineer NIO-101 of the Moscow Aviation Institute (Research University). Moscow, Russia Sokuler Maxim S., lead engineer NIO-101 of the Moscow Aviation Institute (Research University). Moscow, Russia Paronkin Sergey V., lead engineer NIO-101 of the Moscow Aviation Institute (Research University). Moscow, Russia Satin Anatoly A., lead engineer NIO-101 of the Moscow Aviation Institute (Research University). Moscow, Russia

Abstract. The paper Deals with the problem of interaction of domestic software systems: one-dimensional SimInTech and three-dimensional LOGOS on the example of calculation of air parameters in passenger areas of short-medium-range aircraft. The results of air conditioning system modeling are presented, the features of mathematical modeling of the system are demonstrated. Key words: mathematical model, air conditioning system, perspective aircraft, microclimate, thermal comfort.

Введение

Полеты современных летательных аппаратов происходят на больших высотах и скоростях, что формирует высокие требования к безопасности и комфорту экипажа и пассажиров. Одним из способов достижения показателей безопасности и комфорта является улучшение бортовых систем кондиционирования воздуха (СКВ). Авиационные СКВ предназначены для создания и поддержания в объеме гермокабины нормируемых параметров воздуха (давления, температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха и т.д.), обеспечивающих комфортные условия для экипажа и пассажиров в полете и на земле, а также необходимые тепловые режимы работы бортового оборудования.

Качественное определение параметров подаваемого воздуха в пассажирские зоны перспективного ближнесред-немагистрального самолета оказывает влияние на повышение комфорта пассажиров, приводит к снижению вероятности последующих конструкторских доработок. Однако, добиться этого можно путем повышения качества теплоги-дравлических расчетов на стадии проектирования разводки труб и СКВ в целом.

Зачастую такие системы как СКВ, топливная система, система нейтрального газа и др. включают в себя сложнораз-ветвленную сеть трубопроводов, большое количество агрегатов, а также элементов, завязанных на систему управления (например, заслонки, насосы и др.). Расчет таких систем с использованием современных программных комплексов вычислительной гидродинамики требует значительных вычислительных ресурсов, трудоемкости. Также зачастую требуется моделирование отказных ситуаций для определения поведения системы в заданных условиях (отказ заслонок, насосов и т.д.)

Для решения подобных задач при совместном гидравлическом и тепловом расчетах применяются специальные программные комплексы, позволяющие заменить реальные сложные системы и конструкции структурными схемами соответствующих им математических моделей. Одним из таких программных комплексов является российский программный комплекс SimlnTech (аналоги: LMS Amesim, Matlab Simulink, Easy 5, Flowmaster и др.). Программный комплекс SimlnTech относится к системам автоматизированного проектирования (САПР) логико-динамических систем, описываемых во входо-выходных отношениях, и обладает достаточным функционалом для решения задач проектирования и оптимизации под заданные характеристики на всех стадиях жизненного цикла системы.

Однако, надо учитывать, что одномерные программные комплексы не могут учитывать эффекты распределения температуры, давления воздуха с учетом трехмерной геометрии пассажирского салона или кабины пилотов. Также возможно появление застойных зон, или ухудшение условий комфорта из-за неравномерного распределения параметров воздуха вблизи пассажира.

Для решения корректной оценки распределения параметров воздуха вблизи пассажиров используются методы вычислительной гидродинамики (ЛОГОС, ANYS CFX, Fluent, Star CCM+), которые позволяют получить пространственное распределение искомых параметров и улучшить комфорт пассажиров.

Таким образом, для повышения качества проведения расчетов, оптимизации конструкции требуется взаимодействие одномерного и трехмерного программных комплексов.

Примером задачи взаимодействия может быть регулирование температуры в пассажирских зонах, которое осуществляется за счет подмеса горячего воздуха/ Взаимодействие программных комплексов Для реализации взаимодействия программных комплексов был рассмотрен пример обмена данных (расход, температура) для поддержания заданной температуры в салоне.

В программном комплексе SimInTech была реализована модель установки охлаждения воздуха с возможностью изменения параметров и прописана автоматика для задания режима полета и алгоритмов работы заслонок. В трехмерном программном комплексе «ЛОГОС» была подготовлена расчетная модель части салона.

На рис. 1 показано схематичное изображение динамической модели системы ЛА.

Рис. 1. Схема динамической модели системы ЛА

Структурно каждая система подразделяется на схему автоматики и схему теплогидравлики, которые обмениваются данными между собой через базу данных сигналов.

Схема автоматики содержит алгоритмы управления, принимает сигналы датчиков, преобразовывает сигналы по заданным законам и формирует сигналы (например, на изменение проходного сечения заслонки).

Схема теплогидравлики представляет собой принципиальную схему системы и включает основные агрегаты, такие как теплообменники, турбомашина, трубопроводы, заслонки и т.д.

База данных сигналов - программный модуль, который организует подключение к проекту файла базы данных сигналов, содержащего в структурированном виде глобальные сигналы (переменные) проекта.

На рис. 2 показана модель теплогидравлики установки охлаждения воздуха.

Схема теплогидравлики установки охлаждения воздуха (см. рис. 2) включает в себя следующие модели: ячеистый теплообменник, ступень компрессора идеальная, ступень турбины идеальная, обратный клапан и ручная задвижка. Также в состав входят и другие стандартные элементы расчетного кода HS: канал, граничный узел, внутренний узел.

На рис. 3 показана модель автоматики установки охлаждения воздуха. На рисунке 4 показаны пульты управления для упрощения задания параметров.

В программном комплексе SimlnTech были разработаны алгоритмы управления установками охлаждения воздуха (УОВ). Также в состав моделей схемы автоматики ближ-не-среднемагистрального самолета входят блоки задания профиля полета, позволяющие проводить моделирование системы при работе по профилю полета.

На рис. 5 показан алгоритм работы блока взаимодействия ПК ЛОГОС и ПК SimlnTech.

Блок производит двунаправленный обмен данными по протоколу TCP-IP. Формат пакета для данного блока, а также блока Сервер TCP-IP следующий (как на прием так и на передачу).

Рис. 2. Схема теплогидравлики УОВ

ГА

Профиль полета

Задатчик профиля полета

Полет HI

Параметры полета

Т=20 Р= 1,01 ES V = 0 rf =17,6

> Скорость потока воздуха, м/с

Полет Tatm

Полет Patm

> Влатасодержание, г/кг

Полет ТО

Полет РО

> Температура восстановления Тг, °С

Полет Ml

Logos T1

□¿о

ZI State

Tout Temp~|»-|^|*-

Расход Gill

Расход G

TCP-IP

Logos T1

[¿ь-

Z2 state

Рис. 3. Схема автоматики УОВ

Параметры на входе в УОВ Параметры турбоагрегатов Параметры полета

Давление, эти 5 Степени сжатия компрессоре 1 43 Высоте. V 0

Температура, С 200 Степей t. расширения турбины т 1.44 Число Мака □

Расход, кг/н 1200 Степень сжатия вентилятора 1 03 Па правка по температуре, С 5

Параметры на выходе из УОВ Степень рэсщирвния Турбины 2 2 84

Давление, етм 11 4

Температура. С |15

Рис. 4. Пульты управления

Tout Temp

Расход Gill

TCP-IP

у ч PL Logos T1

Рис. 5. Алгоритм работы взаимодействия ПК ЛОГОС и ПК SimInTech

При отправке в SimInTech (для передачи данных в модель, если в ней стоит блок TCP-сервер).

1. ID-команды (4-х байтовый int) cm_Stop = 1; //команда - стоп сервера cm_Exchange = 2; //команда - записать данные на сервер и прочитать данные с сервера cm_ExchangeWait = 3; //команда - дождаться пока не достигнет заданное время и обменяться данными cm_Disconnect = 4; //команда - отсоединение клиента

2. Модельное время клиента - 8-ми-байтовое число с плавающей запятой (double).

3. Размерность посылаемых данных (InBufLen) - 4-х-бай-товое целое число (суммарное количество чисел в посылке).

4. Массив чисел типа double размерностью InBufLen (т.е. размер в байтах будет InBufl_en*8)

При приеме от SimInTech (от модели):

1. Размерность массива принятых данных cnt (4-х байтовое целое число).

2. Модельное время сервера (модели) - (8-ми байтовое число с плавающей запятой типа double).

3. Если cnt > 0, то далее считываем массив чисел с плавающей запятой размерностью cnt (т.е. 8*cnt байт).

На вход блока приходят сигнал расхода [кг/с] и значение температуры [K], рассчитанные в схеме теплогидравлики УОВ (данные из ПК SimInTech); на выходе из блока получаем значения из ПК ЛОГОС - значения температур по датчикам в соответствии с трехмерным расчетом салона ближне-сред-немагистрального самолета. В блоке «язык программирования» происходит усреднение сигналов от датчиков; полученный обработанный сигнал поступает на алгоритм работы заслонки подмеса горячего воздуха.

Проведение взаимодействия программных комплексов осуществлялось в два этапа: расчет небольшого участка (части салона с пассажиром) и расчет всего салона пассажирского самолета.

На рисунке 6 показаны результаты моделирования температуры в пассажирских зонах ближне-среднемаги-стрального самолета путем взаимодействия одномерного (SimInTech) и трехмерного (ЛОГОС) программных комплексов для участка салона.

На пульте управления задавалась температура 15 °С; температура воздуха по сенсорам (датчикам) при этом изменялась в соответствии с расчетом в программном комплексе ЛОГОС и передавалась на алгоритм корректировки температуры в программный комплекс SimInTech. На графике представлены две кривые, соответствующие усредненной температуре сенсоров, при этом расчеты проводились с рестартом и без рестарта. Под понятием «рестарт» подразумевается проведение предварительного расчета без включения обмена данными между программными комплексами, т.е. предварительное уменьшение погрешности температуры сенсоров от итерации к итерации расчета, в каждом программном комплексе. Соответственно после получения предварительного решения - рестарта, включается обмен данными между программными комплексами. Как видно из графика

в данном случае погрешность температуры значительно меньше и составляет ±2 °С через 50 с. Объясняется это тем, что при решении без рестарта происходит нарастание погрешности в одном из программных комплексов, которое передается другому программному комплексу - итог очевиден, увеличение общей погрешности определения параметров, получение колебаний изменения температуры.

На рис. 6 показано распределение температуры воздуха [К] вблизи пассажира. Область расположения сенсоров показана стрелкой; как видно из рисунка заданная температура воздуха достигается.

— Заданная температура

Температура сенсоров (без рестарта)

20 30

Время, с

Рис. 6. Изменение температур в расчетной области

На рис. 7 показано распределение температуры воздуха [К] вблизи пассажира. Область расположения сенсоров показана стрелкой; как видно из рисунка заданная температура воздуха достигается.

Рис. 7. Распределение температуры воздуха вблизи пассажиров

На рис. 8 показаны распределения температуры воздуха [К] в салоне по сечениям в начальный момент времени и по прошествии некоторого времени.

На рис. 9 представлена визуализация дыхания пассажиров путём применения фильтра СК_С02, определения концентраций углекислого газа, содержащегося в выдыхаемом воздухе. Данный фильтр, кроме всего прочего, позволяет определять застойные области в салоне.

После анализа работы взаимодействия программных комплексов и получения положительного результата на участке салона пассажирского самолета, был проведен расчет всего салона. На рис. 10 показана расчетная модель салона пассажирского самолета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CXJXß

13 CGOOQOe-903 2.900000|МШ 2.800000H)03

ШИМ

2 вОООООв-ООЗ 2 SOOllODe-Ш 3JODDOOe-003 2.300000e-003 2.200000e-003 2 1000Me-003 И2.ООООООМЮЗ

■ 1 ИИКОе-ГО .1.SOOOWHM3 ,1.7000008-003 J1 вОООООе-ООЗ

Lj 1 5О00Ме-Ш

■ 1 лоопмт 11 ЗОООЙМОЗ 11 2ЯШМОЗ НмОООООе-ООЗ

.ОООООММ

Распределение температуры в салоне в продольных сечениях

Рис. 8. Распределение температуры в салоне

Рис. 9. Визуализация дыхания пассажиров

Рис. 11. Результаты моделирования температуры салона ближнесреднемагистрального самолета

На рис. 11 и 12 представлены графики с результатами расчета полной компоновки салона пассажирского самолета. В расчете салона учитывается дыхание, пото- и тепловыделение от пассажиров и изменение параметров влажного воздуха; таким образом происходит детализация интересующей области расчета с уменьшением затрат по времени и снижением затрат вычислительных ресурсов. График содержит линию заданной температуры для пассажирских зон, кривую осредненной температуры по сенсорам и кривую значения температуры воздуха, подаваемого в салон. Как видно из результатов расчета, отклонения осредненной температуры воздуха по значениям сенсоров от заданной составляют составляет ±2 °С через 46 с. На втором графике изображено изменение средней температуры в салоне по времени.

Заключение

Взаимодействие одномерного и трехмерного программных комплексов показало возможность повышения быстроты и качества расчетов за счет детализации результатов в интересуемых областях с помощью применения трехмерного кода (ЛОГОС) и сокращения времени расчета сложных схем за счет применения одномерного кода (SimInTech). Применение одномерного и трехмерного комплексов целесообразно для моделирования и других бортовых систем летательных аппаратов, например, топливной системы. Решение этой задачи позволит повысить качество производимых расчетов, что необходимо для оптимизации конструкции бортовых систем ЛА.

Рис. 12. Изменение средней температуры в салоне самолета по времени

Литература

1. Справка по SimInTech: http://simintech.ru.

2. Шустров Ю.М., Булаевский М.М. Авиационные системы кондиционирования воздуха: Уч. пос. для студентов авиационных специальностей вузов. М.: Машиностроение, 1978. 160 с.; ил.

3. Старостин К.И., Шустров Ю.М. Исследование работы петлевой схемы влагоотделения на влажном воздухе // Вестник Московского авиационного института. 2013. Т. 20. № 1. С. 7-15.

4. Шустров Ю.М., Старостин К.И. Решение задач проектирования авиационных систем кондиционирования воздуха на ПЭВМ: Учеб. пос. М.: Изд-во МАИ, 1998. 136 с.: ил.

5. Старостин К.И. Математическое моделирование авиационных систем кондиционирования воздуха с учетом влажности // Вестник Московского авиационного института. 2009. Т. 16. № 2. С. 141-145.

6. Козлов О.С., Тимофеев К.А., Ходаковский В.В. и др. Программный комплекс для исследования динамики и проектирования технических систем. М.: Информационные технологии, № 9, 2005.

7. Колесов Ю.Б. Объектно-ориентированное моделирование сложных динамических систем. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004.

8. Паршиков И.А., Петухов В.Н. и др. Программный комплекс SimInTech для моделирования сложных технических систем // Труды международной научно-технической конференции «Компьютерное моделирование. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2013.

9. Матвеенко А.М. Системы механического оборудования летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 2005. 558 с.

10. Погосян М.А., Савельевских Е.П., Шагалиев Р.М., Козелков А.С. и др. Применение отечественных суперкомпьютерных технологий для создания перспективных образцов авиационной техники // Журнал ВАНТ. Сер. «Математическое моделирование физических процессов». 2013. Вып. 2. С. 3-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.