Вопросы преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии
т
УДК 613.636:616.98:331.108.45
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РАБОТ С ВОЗБУДИТЕЛЯМИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ I-IV ГРУПП ПАТОГЕННОСТИ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Е.А. Тюрин, А.В. Низова, Л.В. Чекан, В.Д. Потапов, И.А. Дятлов ФБУН Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора, п. Оболенск, Россия.
Российская Федерация, 142279, Московская обл., Серпуховский р-н, п. Оболенск; [email protected],
В статье обсуждается вопрос улучшения качества профессиональной подготовки персонала микробиологических лабораторий, привлекаемых к работам с патогенными биологическими агентами. Показана необходимость повышения квалификации специалистов в области биологической безопасности на протяжении всей трудовой деятельности.
Ключевые слова: биологическая безопасность, подготовка персонала, профессиональные навыки, курс лекций
IMPROVEMENT OF VOCATIONAL TRAINING QUALITY OF PERSONNEL WORKING WITH CAUSATIVE AGENTS OF INFECTIOUS DISEASES OF GROUPS I-IV IN THE FIELD
OF BIOLOGICAL SAFETY
E.A. Tyurin, A.V. Nizova, L.V. Chekan, V.D. Potapov, I.A.Dyatlov FBIS State Research Center of Applied Microbiology and Biotechnology of Rospotrebnadzor,
Obolensk, Russia.
Improvement of quality of vocational training of personnel involved in works with pathogenic biological agents is discussed. Need of professional skill level development of experts in the field of biological safety throughout the activity is shown.
Keywords: biological safety, personnel training, professional skills, course of lectures.
Биологическая безопасность в организациях Роспотребнадзора представляет собой состояние защищенности персонала от воздействия отрицательных факторов при проведении работ с биологическим материалом [1]. Один из элементов, направленный на защиту персонала от воздействия вредных и опасных факторов при проведении работ с биологическим материалом - это профессиональная подготовка специалистов потенциально опасных биологических объектов в области биологической безопасности.
В соответсвии с требования нормативной документации все вновь принимаемые и допускаемые к работам с патогенными биологическими агентами (ПБА) 1-ГУ групп сотрудники микробиологических лабораторий должны пройти подготовку на курсах специализации с освоением
методов безопасной работы [2-4]. Персонал, обслуживающий эти работы и инженерные системы биологической безопасности, также должен проходить специализацию с элементами биологической безопасности по месту работы [3]. Оценка и отбор кандидатов для работы в микробиологической лаборатории складывается из ряда факторов: наличия базового и дополнительного профессионального образования, состояния психического и физического здоровья, желания и возможности совершенствования практических навыков в процессе трудовой деятельности непосредственно на рабочем месте [5]. Это связано с тем, что поведение человека в комплексе мер по защите от ПБА в значительной степени обуславливается уровнем профессиональной подготовки, умением владеть собой, знанием возможных
/ББМ 2221-7711 Национальные приоритеты России. 2014. № 3 (13)
путей, механизмов и источников заражения патогенными биологическими агентами [6, 7].
К работам с микроорганизмами необходимо привлекать людей имеющих медицинское, биологическое и ветеринарное среднее или высшее образование, так как они имеют основы практических и теоретических знаний в области микробиологии, физиологии, биохимии, органической химии, инфекционных болезней человека и животных. Обязательным условием при проведении работы с ПБА, являются ежегодные тренинги по ликвидации аварийных ситуаций при работе с патогенными биологическими агентами и животными на рабочих местах [2-5].
Многолетний опыт работы лаборатории биологической безопасности действующей на базе Государственного научного центра прикладной микробиологии и биотехнологии (ГНЦ ПМБ) Роспотребнадзора по контролю соблюдения требований биобезопасности показывает, что со временем у людей, работающих с микроорганизмами 1-ГУ групп патогенности и обслуживающего персонала, притупляется чувство опасности [5, 8, 9]. Сотрудники начинают пренебрегать элементарными требованиями биобезопасности, такими как: ежедневное приготовление и контроль рабочей концентрации дезинфицирующих растворов, ежедневная влажная уборка помещения, периодичность включения и контроль рабочего времени бактерицидных облучателей и т.п. Данный факт диктует необходимость проведения инструктажей, периодического контроля сотрудников и постоянное повышение знаний в области биологической безопасности.
Научно-исследовательские институты и противочумные учреждения, относящиеся к Федеральной службе Роспотребнадзора, уже много лет ведут образовательную деятельность в сфере подготовки специалистов по работе с возбудителями особо опасных инфекций, поскольку наличие высококвалифицированных кадров в данной области имеет большое государственное значение.
В ГНЦ ПМБ созданы курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов для работ с возбудителями инфекционных заболеваний 1-ГУ групп патогенности, которые успешно действуют на протяжении трех лет. На курсах читают лекции и проводят практические занятия ведущие специалисты института в области микробиологии, молекулярной биологии, иммунологии и биологической безопасности.
В рамках программы подготовки специалистов микробиологов для работы с возбудителями инфекционных заболеваний бактериальной природы разработан отдельный курс по биологической безопасности. Материалы лекций и семина-
ров направлены на создание у слушателей курса общего представления о положениях биологической безопасности и развития сознания строгого соблюдения правил противоэпидемического режима при проведении работ с ПБА 1-ГУ групп. Практические занятия позволяют закрепить полученные сведения и отработать навыки безопасной работы с микроорганизмами. Знакомство с нормативно-правовыми документами подчеркивает необходимость соблюдения перечисленных требований биологической безопасности, а личный пример демонстрирует важность их соблюдения для сохранения здоровья человека и безопасной окружающей среды.
Весь образовательный цикл можно условно разделить на две части: теоретическую и практическую.
Теоретическая часть курса представляет собой лекции и семинары, касающиеся общих вопросов и положений биологической безопасности. К ним относятся:
1. Концепции биологической безопасности на современном этапе;
2. Основные понятия биологической безопасности;
3. Характеристика национальной и международной систем биологической безопасности;
4. Положения и требования по организации безопасной работы с микроорганизмами в лабораториях разного уровня;
5. Инженерно-технические способы защиты работающего персонала и окружающей среды;
6. Средства индивидуальной защиты персонала;
7. Обеззараживание помещений и оборудования;
8. Медицинское обслуживание персонала;
9. Техника безопасной работы при выполнении манипуляций с инфицированными животными;
10. Общая характеристика лабораторных заражений;
11. Понятие об аварийной ситуации. Классификация аварий.
Особое внимание уделено устройству и эксплуатации боксов биологической безопасности различных классов, которые обеспечивают безопасную работу оператора с микроорганизмами 1-^ групп патогенности. Важно грамотно объяснить персоналу микробиологической лаборатории принципы работы данного оборудования, для получения максимального эффекта защиты. Чтобы обучить курсантов технике безопасной работы с ПБА, мы обеспечиваем каждого из них постоянным собственным рабочим местом за микробиологическим боксом биологической безопасности.
Вопросы преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии
Весь лекционный курс хорошо проиллюстрирован и представлен на электронных носителях для того, чтобы слушатели могли прорабатывать наиболее значимые положения самостоятельно. Сотрудникам сторонних организаций весь наглядный материал передается безвозмездное пользование.
Вторая часть образовательного цикла направлена на создание у слушателей курсов представления о практическом применении теоретических знаний, которые они получают во время лекционных занятий. Важным моментом является знакомство с современной микробиологической лабораторией, оборудованной по всем требованиям биологической безопасности и местом для содержания экспериментальных лабораторных животных в боксах-изоляторах с автономной системой вентиляции и НЕРА фильтрами. Во время практических занятий слушателям курса предлагается следующий материал:
1. Применение рабочей и защитной одежды и ее модификации для лабораторий различного уровня опасности;
2. Приготовление и применение дезинфицирующих средств;
3. Правила безопасной работы с микроорганизмами ¡-IV групп биологической опасности;
4. Принципы безопасной работы с зараженными животными с элементами биоэтики;
5. Обеззараживание и удаление отходов;
6. Принципы хранения и безопасной транспортировки ПБА в лабораториях различного уровня;
7. Меры по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций и/или аварий, которые могут возникнуть во время работы с ПБА.
На наш взгляд биологическая безопасность обеспечивается не только путем реализации комплекса медико-биологических, организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на эффективное снижение рисков и угроз биологического характера [1], но и высокой квалификацией сотрудников в области биологической безопасности, которая достигается путем непрерывного образования в течение всей трудовой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дятлов И.А. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в обеспечении биологической безопасности / И.А. Дятлов, Е.А. Тюрин // Здравоохранение Российской Федерации. - 2013. - № 2. - С. 31-35.
2. Безопасность работы с микроорганизмами 1-11 групп патогенности (опасности): санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.1285-03 // М.: Госсанэпиднадзор России, 2003. - 82 с.
3. Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней: санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08. // М.: Роспотребнадзор, 2008. - 75 с.
4. Безопасность работы с микроорганизмами I—II групп патогенности (опасности): санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.3118-13 // www.consultant.ru
5. Тюрин Е.А. Оценка профессионального риска сотрудников микробиологических лабораторий и меры по его снижению / Е.А. Тюрин, Л.В. Чекан, Л.И. Мари-нин, И.А. Дятлов // Актуальные проблемы безопасности и оценки риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: материалы Всерос. науч.-
практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. д-р мед. наук, профессора А.Ю. Поповой, академика РАН Н.В. Зайцевой. - Пермь: 2014. - 822 с. (С. 491-455)
6. Дроздов С.Г. Основы техники безопасности в микробиологических и вирусологических лабораториях / С.Г. Дроздов, Н.С. Гарин, Л.С. Джиндоян, В.М. Тара-сенко // М.: Медицина, 1987. - 256 с.
7. Тюрин Е.А. Факторы биологической безопасности // Биозащита и биобезопасность ВЭЛТ. - 2010. - Т. II, № 3 (4). - С. 34-39.
8. Чекан Л.В. К вопросу оценки уровня профессионализма у сотрудников микробиологических лабораторий. / Л.В. Чекан, Е.А. Тюрин, Л.И. Маринин // Биозащита и биобезопасность. - Изд. дом ВЭЛТ, 2012. - Т. IV, № 2 (11). - С. 10-14.
9. Чекан Л.В. Анализ аварийных ситуаций при работе с возбудителями ООИ / Л.В. Чекан, Л.И. Маринин, Е.А. Тюрин // Актуальные вопросы инфекционной патологии: докл. юбил. науч.-практ. конф., пос-вящ. 100-летию со дня основания Ростовского НИИ микробиологии и паразитологии. - Ростов-н/Дону, 2009. С. 229-235.
тюрин Евгений Александрович - заведующий лабораторией, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник. Е.таИ 1игт@оЬо1еп8к
низова анастасия Валерьевна - старший научный сотрудник, кандидат биологических наук Чекан Лариза Владимировна - старший научный сотрудник,
Потапов Василий дмитриевич - доктор биологических наук заведующий отделом,
дятлов иван алексеевич - директор, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор
© Коллектив авторов, 2014 Статья поступила в редакцию 9 октября 2014 г.