УДК 377
DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-1-161-168
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ, ОГРАНИЧЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ
IMPROVING THE QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION FOR PERSONS WITH DISABILITIES THROUGH THE USE OF THE INTERNATIONAL CLASSIFICATION OF FUNCTIONING, DISABILITY AND HEALTH
И.Р. Мясников I.R. Myasnikov
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов Минтруда России, Россия, 194044, г. Санкт- Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 11/12
St. Petersburg Institute of advanced medical experts Ministry of labor of Russia 11/12 Bolshoy sampsoniyevskiy PR., Saint-Petersburg, 194044, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
В современной системе реабилитации инвалидов в структуре действующей биопсихосоциальной модели инвалидности основными направлениями достижения полноценной интеграции инвалидов в общество являются восстановление способностей в образовательной, трудовой и общественной деятельности на основе внедрения Международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. В связи с этим в данной статье рассматриваются методические подходы использования доменов Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья с необходимостью индивидуального кодирования этих доменов при описании физических, психологических, социальных, профессиональных показателей статуса инвалида. Подчеркивается роль влияния окружающей среды, а именно технических, социальных, политических, законодательных и административных характеристик, на процесс получения инвалидами образования. В работе отмечается, что состояние окружающей среды оказывает на инвалида в процессе получения профессионального образования либо положительное (облегчающее), либо отрицательное (препятствующее) воздействие. Раскрываются вопросы медико-социальной экспертизы и профессиональной реабилитации инвалидов, осваивающих программы профессионального образования. Приведены положения нормативного регулирования при экспертной оценке способности к обучению у инвалидов с разной степенью ограничения. Особое внимание отведено необходимости реабилитационного воздействия на личностные характеристики инвалида, связанные с его активностью и участием в образовательном процессе, и факторам окружающей среды. Подчеркивается важность выявление барьеров в окружающей среде и их устранение для повышения качества профессионального образования инвалидов. Барьеры окружающей среды могут возникать преимущественно на двух уровнях: микросреды - ближайшего окружения инвалида и макросреды - систем, установок, служб, административных норм, политики. Устранение выявленных барьеров и обеспечение инвалидам доступности образовательного процесса будут способствовать повышению эффективности освоения ими программ профессионального образования.
Abstract
In the modern system of rehabilitation of persons with disabilities in the structure of the existing biopsychosocial model of disability, the main directions for achieving the full integration of persons with
disabilities into society are the restoration of abilities in educational, labor and social activities based on the implementation of the International Classification of Functioning, Disability and Health. In this regard, this article discusses the methodological approaches to the use of domains of the International Classification of Functioning, Disability and Health, with the need for individual coding of these domains when describing physical, psychological, social, occupational, disability status indicators. The role of the influence of the environment, namely technical, social, political, legislative and administrative characteristics on the process of obtaining education by the disabled, is emphasized. The paper notes that the state of the environment has a positive (facilitating) or negative (interfering) effect on a disabled person in the process of receiving vocational education. Questions of medico-social expertise and vocational rehabilitation of disabled persons mastering vocational education programs are revealed. Provides regulatory provisions for expert evaluation of the ability to learn from people with disabilities with varying degrees of limitations. Special attention is paid to the need for rehabilitation impact on the personal characteristics of the disabled person, related to his activity and participation in the educational process and environmental factors. The importance of identifying environmental barriers and their elimination to improve the quality of vocational education of people with disabilities is emphasized. Environmental barriers can arise mainly at two levels: the microenvironment - the closest environment of the disabled person and the macroenvironment - systems, installations, services, administrative norms, policies. The elimination of the identified barriers and ensuring the accessibility of the educational process for people with disabilities will contribute to the effectiveness of their development of vocational education programs.
Ключевые слова: инвалиды, профессиональное образование, МКФ, качество, окружающая среда, участие.
Keywords: persons with disabilities, vocational education, ICF, quality, environment, participation.
Введение
В последние годы в Российской Федерации (РФ) в философско-мировоззренческом понимании сущности инвалидности наблюдается закономерная эволюция от медицинской /биологической/ модели к акцентированию социального аспекта, а в современных условиях, после подписания и ратификации РФ «Конвенции ООН о правах инвалидов» [Конвенция о правах инвалидов, 2012., Кулешов Е.В., 2012.] и формирования новой концепции инвалидности, принята новая, биопсихосоциальная модель инвалидности. Понятие «инвалиды» также эволюционирует: от терминов «инвалиды», «лица с ограничениями в здоровье», «граждане с ограниченными возможностями» до термина «граждане с особыми потребностями». Однако, несмотря на разные формулировки понятийного аппарата, важным остается достижение результата в структуре биопсихосоциальной модели инвалидности -максимально возможного восстановления функций жизнедеятельности и эффективной социальной интеграции инвалидов. В связи с этим в современной системе реабилитации инвалидов основными направлениями в достижении полноценной интеграции инвалидов в общество являются восстановление способностей в образовательной, трудовой и общественной деятельности на основе внедрения международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) [Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья, 2001; Андреева, 2011; Карасаева с соавт., 2018; Шошмин, Бесстрашнова, 2015].
В методическом плане МКФ является инструментом объективной оценки не только физического и психологического статусов инвалида, но и оценки влияния окружающей среды на жизнедеятельность инвалида и эффективности результатов реабилитационного воздействия. В ст. 2 Федерального закона (ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» образованию дана всеобъемлющая характеристика: «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духов-
но-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [Ф3-273 «Об образовании в Российской Федерации», 2012; Воронин с соавт., 2018].
Очевидна и понятна роль влияния окружающей среды на процесс получения инвалидами образования. Несомненно, технические, социальные, политические, административные характеристики окружающей среды оказывают на инвалида в процессе получения им профессионального образования либо положительное (облегчающее), либо отрицательное (препятствующее) воздействие. Барьеры окружающей среды могут возникать преимущественно на двух уровнях: микросреды - ближайшего окружения инвалида и макросреды - систем, установок, служб, административных норм, политики.
Цель настоящей работы - определение личностных характеристик и факторов окружающей среды, влияющих на качество профессионального образования инвалидов, на основе использования МКФ.
Материалы и методы. Материалами послужили положения краткой версии МКФ [Приказ Росстата России, 2017] и совокупность нормативных правовых, методических и инструктивных документов, регулирующих процесс получения инвалидами профессионального образования. Использованы аналитический и экспертный методы.
Результаты и их обсуждение
В положениях ст. 19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [ФЗ-181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», 1995] изложено, что «поддержка... профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на: <...> развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей; интеграцию в общество.». Важно, что профессиональное образование посредством организованного процесса профессионального обучения позволяет вести инвалидам профессиональную деятельность в определенной социальной трудовой сфере и быть социально и экономически более независимыми. Условия организации обучения инвалидов должны быть созданы на основе индивидуальной программы реабилитации / абилитации инвалида [Приказ Минтруда России № 486н., 2017]. Согласно приказу Минтруда России № 1024н [Приказ Минтруда России № 1024н., 2015], при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ) лицам, признанным инвалидами, должна определяться степень ограничения способности к обучению, то есть оцениваться способность инвалида к целенаправленной организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями. При установлении в бюро МСЭ ограничения способности к обучению 1 и 2 степени инвалиды могут осваивать образовательные программы среднего и высшего профессионального образования. Так, при 1 степени они могут осваивать образовательные профессиональные программы в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) при условии создания специальных условий, в том числе с применением специальных технических средств обучения; при 2 степени они также могут осваивать образовательные профессиональные программы в рамках ФГОС при условии создания специальных условий по адаптированным образовательным программам или обучаться на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением специальных технических средств обучения. При 3 степени ограничения способности к обучению возможно обучение только элементарным навыкам и умениям в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.
Методический аспект использования МКФ в системе профессионального образования инвалидов с целью повышения его качества основан на классификации и кодировании доменов: «активность и участие» и «факторы окружающей среды». Отрицательный или положительный параметр «активность» описывает уровень выполнения инвалидом действий в процессе профессионального обучения, показывает его социальную активность.
Домен «участие» является индикатором степени вовлеченности студента-инвалида в освоение образовательных услуг.
Домен «факторы окружающей среды» описывает техническую административную и социальную обстановку, а также среду отношений и установок в учреждениях образования и за его пределами. Выявляя в окружающей среде барьеры, препятствующие получению качественного профессионального образования, можно целенаправленно их минимизировать. Причем, воздействие на барьеры окружающей среды можно осуществлять на уровне 1) близкого окружения инвалида: семьи, родственников, знакомых или на уровне 2) систем, установок, служб, административных норм, политики. Например, можно устранять выявленные технические барьеры (квартира инвалида на верхнем этаже в доме без лифта или подъёмника) или барьеры отношений (действия администраторов, педагогов), в том числе барьеры, возникающие при организации специальных условий обучения. Специальные условия обучения включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и др. [Янчурина, 2013; Старобина, 2016; Малик, Чикунова, 2018]. В настоящее время в системе профессионального образования действуют «Требования» к организации образовательного процесса для обучения инвалидов [Письмо Минобрнауки России № 06-281, 2014]. На регионы возложены обязательства создания полной доступности условий образовательного процесса: бесплатное предоставление специальных учебников и учебных пособий, услуг сурдопереводчиков и тифлосур-допереводчиков, подготовки педагогических работников, владеющих специальными методами обучения инвалидов.
Степень нарушений параметров доменов МКФ выражается в 5-степенной градации с количественной оценкой, выраженной в процентах. Отсутствие нарушений выражается от 0 до 4 %; легкие нарушения (незначительные, слабые) - от 5 до 24 %; умеренные нарушения (средние, значимые) - от 25 до 49 %; тяжелые нарушения (высокие, интенсивные) - от 50 до 95 %; абсолютные нарушения (полные) - от 96 до 100 %. Для обозначения наличия облегчающих факторов при кодировке домена «факторы окружающей среды» должен применяться знак «+».
Оценка степени ограничений в доменах «активность и участие» и «факторах окружающей среды» в период обучения инвалида позволит целенаправленно воздействовать на реабилитационный потенциал студента-инвалида с целью повышения его персональной активности и максимально возможного участия в образовательном процессе. Для этого должны быть разработаны конкретные программные действия помощи на этапе реабилитационного сопровождения образовательного процесса.
При оценке окружающей среды и выявлении барьеров также можно использовать ресурсы государственных, муниципальных, социально-реабилитационных служб по сопровождению образовательного процесса, привлекать общественные или некоммерческие организации [Бочарников, 2013; Мясников, 2016]. Облегчающими факторами могут выступать а) организованная доступность инфраструктуры, транспорта, а также б) технические средства реабилитации (ТСР). В рамках организации доступности важна информационная доступность инвалидам, в том числе по порядку обеспечения ТСР. Законодательно существуют утвержденные три способа обеспечения инвалидов ТСР:
1) бесплатно за счет средств федерального бюджета;
2) бесплатно за счет средств бюджета субъекта РФ;
3) за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. При этом обеспечение инвалидов только ТСР без решения вопросов доступности не сможет решить проблемы в системе профессионального образования. Поэтому с целью повышения доступ-
ности и качества профессионального образования инвалидов на федеральном уровне разработаны портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования www.wil.ru и портал www.umcvpo.ru, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку студентов в форме дистанционного обучения [Егоров, 2014; Мюллер, 2018].
Заключение
Таким образом, использование международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья с объективизацией параметров доменов «активность и участие» и «факторы окружающей среды» с целью оценки профессионального обучения в динамике будет способствовать выявлению проблемных зон как индивидуального, персонально характера, так и в окружении инвалида. В модели образовательного процесса с использованием международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья можно прицельно и полностью устранять конкретные проблемные зоны в ходе образовательного процесса, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности освоения инвалидами программ профессионального образования.
Список литературы References
1. Конвенция о правах инвалидов. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12. 2006 г. № 61/106 (сост. на 26.10. 2012 г.) - М.-2012. - 29 с.
Konvenciya o pravah invalidov [Convention on the rights of persons with disabilities]. Adopted by UN General Assembly Resolution 13.12. 2006 № 61/106 (comp. on 26.10. 2012) - M.-2012. - 29 p. (in Russian).
2. Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (МКФ)-International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF) утверждена на 54 сессии Всемирной ассамблеи Здравоохранения (резолюция WHA 54.21 от 22.05. 2001 г.).
Mezhdunarodnaya klassifikaciya funkcionirovaniya, invalidnosti i zdorov'ya (MKF) [International classification of functioning, disability and health] (ICF)-International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF) approved at the 54th world Health Assembly (resolution WHA 54.21 of 22.05. 2001.). (in Russian).
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Российская газета, 31.12.2012 № 303 (в ред. от 27.06.2018 г.).
Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [On education in the Russian Federation]. Federal law of 29.12.2012 № 273-FZ. Russian newspaper, 31.12.2012, № 303 (as amended on 27.06.2018). (in Russian).
4. Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за деятельностью бюро медико-социальной экспертизы». Приказ Росстата России от 22.12. 2017 г. № 859, http: // docs.cntd.ru / document / 556157305.
Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizacii Ministerstvom truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya za deyatel'nost'yu federal'nyh gosudarstvennyh uchrezhdenij mediko-social'noj ehkspertizy [About the approval of statistical tools for the organization by the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation of Federal statistical supervision of activity of Federal public institutions of medical and social examination]. The Ministry of economic development of the Russian Federation of Federal statistical supervision of activity of Bureau of medico-social examination". Order of Rosstat of Russia of 22.12. 2017 № 859, http: // docs.cntd.ru / document / 556157305. (in Russian)
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1995 г. №181-ФЗ. Собрание законодательства РФ,1995, № 48, ст. 4563, в ред. от 29.12.2018.
O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii [On social protection of disabled persons in the Russian Federation]. Federal law of 24.11.1995 №181-FZ. Meeting of the legislation of the Russian Federation,1995, No. 48, article 4563, ed. by G. 29.12.2018. (in Russian).
6. Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм. Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н.
Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki i realizacii individual'noj programmy reabilitacii ili abilitacii invalida, individual'noj programmy reabilitacii ili abilitacii rebenka-invalida, vydavaemyh federal'nymi gosudarstvennymi uchrezhdeniyami medi-ko-social'noj ehkspertizy, i ih form [About the statement of the Order of development and implementation of the individual program of rehabilitation or habilitation of the disabled person, the individual program of rehabilitation or habilitation of the disabled child issued by Federal state institutions of medical and social examination and their forms]. The order of the Ministry of labor of Russia from 13.06.2017, No. 486н. (in Russian).
7. О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Приказ Минтруда России от 17.12. 2015 № 1024н. Офиц. интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22.01. 2016 г.
O klassifikaciyah i kriteriyah, ispol'zuemyh pri osushchestvlenii mediko-social'noj ehkspertizy grazhdan federal'nymi gosudarstvennymi uchrezhdeniyami mediko-social'noj ehkspertizy [About the classifications and criteria used at implementation of medical and social examination of citizens by Federal state institutions of medical and social examination]. Order of the Ministry of labor of Russia of 17.12. 2015 № 1024n. Ofitz. Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) 22.01. 2016. (in Russian)
8. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 г. № 06-281.
Trebovaniya k organizacii obrazovatel'nogo processa dlya obucheniya invalidov i lic s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v professional'nyh obrazovatel'nyh organizaciyah, v tom chisle osnashchennosti obrazovatel'nogo processa [Requirements for the organization of the educational process for the training of persons with disabilities and persons with disabilities in professional educational organizations, including the equipment of the educational process]. Letter of the Ministry of education and science of 18.03.2014 № 06-281. (in Russian)
9. Андреева О.С. 2011. Пути совершенствования социальной экспертно-реабилитационной диагностики с учетом основных положений мкф и конвенции о правах инвалидов. Медико-социальные проблемы инвалидности, 2: 10-18.
Andreeva, O.S. 2011. Puti sovershenstvovaniya social'noj ehkspertno-reabilitacionnoj diagnostiki s uchetom osnovnyh polozhenij mkf i konvencii o pravah invalidov [Ways to improve the social expert and rehabilitation diagnostics, taking into account the main provisions of the MCF and the convention on the rights of persons with disabilities. Medical and social problems of disability]. Publisher: Federal Bureau of Medical and Social Expertise of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation (Moscow), 2: 10-18. (in Russian).
10. Кулешов Е.В., 2012. Окружающая среда как один из важных факторов, влияющих на здоровье и инвалидность с позиций МКФ. Медико-социальные проблемы инвалидности. 1: 70-72.
Kuleshov E.V., 2012. Okruzhayushchaya sreda kak odin iz vazhnyh faktorov, vliyayushchih na zdorov'e i invalidnost' s pozicij MKF [Environment as one of the important factors affecting health and disability from the standpoint of the ICF]. Medical and social problems of disability Publisher, 1: 70-72. (in Russian).
11. Карасаева Л.А., Деденева И.В., Павлова С.В., Хорькова О.В., Горяйнова М.В. 2018. Повышение эффективности трудового устройства через использование МКФ. Материалы международной научной конференции «Технологии реабилитации: наука и практика». Санкт-Петербург: ООО «Р -Копи»,155 -156.
Karasaeva, L.A., Dedeneva I.V., Pavlova S.V., Khorkova OV, Goryainova MV. 2018. Pov-yshenie ehffektivnosti trudovogo ustrojstva cherez ispol'zovanie MKF [Improving the efficiency of the
labor device through the use of ICF]. Proceedings of the international scientific conference "Rehabilitation technologies: science and practice". St. Petersburg: LLC R-Kopy, 155-156. (in Russian).
12. Шошмин А.В., Бесстрашнова Я.К. 2015. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья и осуществление Конвенции ООН о правах инвалидов. Материалы научно-практической конференции. ФГБУ «Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов» Минтруда России. Новокузнецк: ИП Петровский К.В.: 27-28.
Shoshmin A.V., Besstrashnova Ya.K., 2015. Mezhdunarodnaya klassifikaciya funkcionirovaniya, ogranichenij zhiznedeyatel'nosti i zdo-rov'ya i osushchestvlenie Konvencii OON o pravah invalidov [International Classification of Functioning, Disability and Health and the implementation of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities]. Materials of the scientific and practical conference. FSBI "Novokuznetsk Scientific and Practical Center for Medical and Social Expertise and Rehabilitation of the Disabled" Ministry of Labor of Russia. Novokuzneck: IP Petrovsky KV, 27-28. (in Russian).
13. Воронин Б.А., Чупина И.П., Воронина Я.В., Фатеева Н.Б., 2018. Среднее профессиональное образование как часть государственной системы профессионального образования. Аграрное образование и наука. Екатеринбург: Уральский государственный аграрный университет, 4: 9.
Voronin B.A., Chupina I.P., Voronina I.V., Fateeva N.B., 2018. Srednee professional'noe obra-zovanie kak chast' gosudarstvennoj sistemy professional'nogo obrazovaniya [Secondary vocational education as part of the state vocational education system]. Agrarian education and science. Ekaterinburg: Ural State Agrarian University, 4: 9. (in Russian).
14. Янчурина Н.Н. 2013. Социальная работа с инвалидами в условиях среднего профессионального образования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 12 (2): 326-329.
Yanchurina N.N. 2013. Social'naya rabota s invalidami v usloviyah srednego professional'nogo obrazovaniya [Social work with people with disabilities in secondary vocational education]. Actual problems of the humanities and natural sciences. Publisher: Scientific Information Publishing Center and the editors of the journal Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences (Moscow), 12 (2): 326329. (in Russian).
15. Старобина Е.М. 2016. Основные положения конвенции ООН о правах инвалидов - основа для совершенствования профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 3: 266-275.
Starobina E.M. 2016. Osnovnye polozheniya konvencii OON o pravah invalidov - osnova dlya sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdo-rov'ya [The main provisions of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities is the basis for improving the vocational education of students with disabilities]. Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin: 3: 266-275. (in Russian).
16. Малик А.И., Чикунова Н.Ф, 2018. Педагогические условия обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Известия балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки, 1: 72-75.
Malik A.I., Chikunova N.F., 2018. Pedagogicheskie usloviya obucheniya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Pedagogical conditions of education for persons with disabilities]. Proceedings of the Baltic State Fishing Fleet Academy: Psychological and Pedagogical Sciences. Kaliningrad: «Kaliningrad State Technical University», 1: 72-75. (in Russian).
17. Мюллер Н.В., 2018. Реализация права инвалидов на образование. Реабилитация - XXI век: Традиции и инновации. Сб. стат. мат-лов II Национального конгресса с международным участием. Гл. ред. Г.Н. Пономаренко. Санкт-Петербург: Издательство ООО «Циацан», 101-105.
Muller N.V., 2018. Realizaciya prava invalidov na obrazovanie. [The realization of the right of persons with disabilities to education]. Rehabilitation - XXI Century: Traditions and Innovations. Collection of articles of materials of the II National Congress with international participation. Chief editor G.N. Ponomarenko. 2018. Sankt-Peterburg: Publisher: Tsiatsan LLC, 101-105. (in Russian).
18. Егоров П.Р. 2014. Инклюзивное образование - Доступное образование - Безбарьерная среда. Сибирский педагогический журнал, 4:-209-211.
Egorov P.R., 2014. Inklyuzivnoe obrazovanie - Dostupnoe obrazovanie - Bezbar'ernaya sreda [Inclusive Education - Accessible Education - Barrier-Free Environment]. Siberian Pedagogical Journal. Publisher: Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk), 4: 209-211. (in Russian).
19. Бочарников И.В. 2013. Доступная образовательная среда как объект социального проектирования. Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, приоритеты и пути решения. Материалы IV международно-практической конференции. Москва. Московский государственный гуманитарно-экономический университет: 23-32.
Bocharnikov I.V. 2013. Dostupnaya obrazovatel'naya sreda kak ob"ekt social'nogo proektirovaniya. Obespechenie dostupnoj obrazovatel'noj sredy dlya lic s ogranichennymi vozmozhnos-tyami zdorov'ya: problemy, prioritety i puti resheniya [Available educational environment as an object of social design. Providing an accessible educational environment for persons with disabilities: problems, priorities and solutions]. Proceedings of the IV International Practical Conference. Moscow. Moscow State University of Humanities and Economics, 23-32. (in Russian).
20. Мясников И.Р. 2016. Правовые предпосылки создания нового образовательного сектора по вопросам доступной среды для инвалидов. Человек и образование, 2 (47): 60-63.
Myasnikov I.R., 2016. Pravovye predposylki sozdaniya novogo obrazovatel'nogo sektora po vo-prosam dostupnoj sredy dlya invalidov [Legal prerequisites for the creation of a new educational sector on the accessible environment for people with disabilities]. Man and Education, 2 (47): 60-63. (in Russian).
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Мясников И.Р. Повышение качества профессионального образования инвалидов на основе использования международной классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 161-168. DOI: 10.18413/2075-45742019-38-1-161-168.
Myasnikov I.R. Improving the quality of vocational education for persons with disabilities through the use of the international classification of functioning, disability and health// Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series. 2019. V. 38, № 1. P. 161-168. DOI: 10.18413/20754574-2019-38-1-161-168.