Научная статья на тему 'Ограничения жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие нарушений слуха'

Ограничения жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие нарушений слуха Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
719
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ПАТОЛОГИЯ СЛУХА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / DISABLED CHILDREN / HEARING PATHOLOGY / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горяйнов Игорь Владимирович, Владимирова Оксана Николаевна, Шабанова Оксана Антоновна

Проанализированы сведения о 611 детях-инвалидах вследствие болезней уха и сосцевидного отростка, прошедших освидетельствование в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» бюро МСЭ педиатрического профиля за 2015-2016 гг. Выявлены основные ограничения жизнедеятельности, изучены экспертно-значимые домены Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельностии здоровья (МКФ). Проведенное исследование позволяет сформировать современные подходы к экспертно-реабилитационной диагностике ограничений жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка с учетом положений МКФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горяйнов Игорь Владимирович, Владимирова Оксана Николаевна, Шабанова Оксана Антоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIMITATIONS OF VITAL ACTIVITY IN CHILDREN WITH DISABILITIES DUE TO HEARING DISORDERS

The data on 611 children with disabilities due to ear and mastoid diseases, which were examined in theFederal Governmental Institution «Main Bureau of Medical and Social Expertise in St. Petersburg» the Bureau of the medical and social expertise of the pediatric profile for 2015-2016 are analyzed. Identified the main limitations of life, expert-significant domains of the international classification of functioning (ICF) have been studied. The carried out research allows to form modern approaches to expert-rehabilitation diagnostics of life limitations in disabled children due to ear diseases and mastoid process taking into account the international classification of functioning provisions.

Текст научной работы на тему «Ограничения жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие нарушений слуха»

Статья поступила в редакцию 4.10.2018 г.

Горяйнов И.В., Владимирова О.Н., Шабанова О.А.

ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу» Минтруда России, филиал-бюро № 46, ФГБУ «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта» Минтруда России, ФГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России,

г. Санкт-Петербург, Россия

ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЙ СЛУХА

Проанализированы сведения о 611 детях-инвалидах вследствие болезней уха и сосцевидного отростка, прошедших освидетельствование в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» - бюро МСЭ педиатрического профиля за 2015-2016 гг. Выявлены основные ограничения жизнедеятельности, изучены экспертно-значи-мые домены Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельностии здоровья (МКФ). Проведенное исследование позволяет сформировать современные подходы к экспертно-реабилитационной диагностике ограничений жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка с учетом положений МКФ.

Ключевые слова: дети-инвалиды; патология слуха; реабилитация. Goryainov I.V., Vladimirova O.N., Shabanova O.A.

Main Bureau of medical-social examination in St. Petersburg, branch office N 46,

Federal Research Center for Rehabilitation disabled G.A. Albrecht,

Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical experts, St. Petersburg, Russia.

LIMITATIONS OF VITAL ACTIVITY IN CHILDREN WITH DISABILITIES DUE TO HEARING DISORDERS

The data on 611 children with disabilities due to ear and mastoid diseases, which were examined in theFederal Governmental Institution «Main Bureau of Medical and Social Expertise in St. Petersburg» - the Bureau of the medical and social expertise of the pediatric profile for 2015-2016 are analyzed. Identified the main limitations of life, expert-significant domains of the international classification of functioning (ICF) have been studied. The carried out research allows to form modern approaches to expert-rehabilitation diagnostics of life limitations in disabled children due to ear diseases and mastoid process taking into account the international classification of functioning provisions. Key words: disabled children; hearing pathology; rehabilitation.

] I анные о потребностях детей-инвалидов вследс-I I твие болезней уха и сосцевидного отростка расУ усматривались, исходя из ограничений жизнедеятельности (ОЖД), являющихся социальным последствием нарушения здоровья, которые могут приводить к нарушению социальных ролей ребенка в соответствии с возрастом и необходимости его социальной защиты и помощи [1, 6].

Отдельные категории жизнедеятельности и их ограничения неравнозначны в формировании социальной дезадаптации. Наиболее выраженное влияние на развитие социальной дезадаптации детей с болезнями уха и сосцевидного отростка оказывают нарушение способности к общению, ориентации, обучению.

Основными факторами, определяющими инвалидность у детей с болезнями уха и сосцевидного отростка, были определены как:

- стойкость и степень выраженности нарушения функций вследствие основного заболевания и сопутствующих заболеваний. В некоторых случаях болезни уха и сосцевидного отростка выступали в качестве сопутствующего заболевания и так же влияли на наличие и степень ограничения отдель-

ных категорий жизнедеятельности либо их совокупности;

- социальная дезадаптация ребенка (социальная недостаточность), требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья. Установлено, что последствия заболеваний уха и сосцевидного отростка у детей приводят к нарушению сенсорной функции (слуха), языковых и речевых функций. Перечисленные нарушения были обусловлены различными клиническими формами патологии, нами анализировались в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и оценкой по тяжести различной степени выраженности с учетом возраста ребенка [3].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Источниками информации послужили данные государственной статистической отчетности учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ) по г. Санкт-Петербургу (форма 7д-собес за 2015-2016 годы); сведения, выкопированные из Единой Автоматизированной Вертикально Интегрированной Информационно-Аналитической Системы (ЕАВИИАС); сведения, полученные экспертным методом на основании медико-социальных данных ребенка (статистической карты № 1).

Были проанализированы сведения о 611 детях-инвалидах вследствие болезней уха и сосцевидного

Корреспонденцию адресовать:

ГОРЯЙНОВ Игорь Владимирович,

198096, г. Санкт-Петербург, ул. Кронштадтская, д. 28.

Тел.: 8 (812) 785-30-54; +7-911-257-42-64.

E-mail: igoryaynov1983@gmail.com; expert-oksana@mail.ru

отростка, прошедших освидетельствование в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу» — бюро МСЭ педиатрического профиля за 2015-2016 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показаниями для разработки индивидуальной программы реабилитации (абилитации) (ИПРА) детям-инвалидам вследствие болезней уха и сосцевидного отростка являлись выявленные в процессе проведения медико-социальной экспертизы ограничения жизнедеятельности, которые представлены в таблице 1. Ограничения жизнедеятельности установлены вследствие болезней уха и сосцевидного отростка и других функций организма, вызванных как основным, так и сопутствующими заболеваниями [2, 3].

Результаты таблицы 1 показали, что практически у всех детей, признанных инвалидами вследствие болезней уха и сосцевидного отростка, выявлено ограничение способности к общению — у 90,5 из 100 человек. У 9,5 % ограничение способности к общению не установлено. Также у половины детей зафиксировано ограничение способности к ориентации — 55,0 на 100 человек, ограничение способности к обучению — у 14,9 из 100, соответственно. Сопутствующей (или основной соматической) патологией обусловлены ограничение способности к самообслуживанию — у 1,8 из 100, к передвижению — у 1,5 из 100, к контролю за своим поведением — у 0,3 из 100 детей.

Изучено влияние возраста на установление категории ОЖД. В таблице 2 представлены основные ограничения основных категорий жизнедеятельности детей вследствие болезней уха и сосцевидного отростка в соответствии с возрастными периодами.

Как видно из таблицы 2, достоверных различий в категориях ОЖД (способность к общению и ориентации) в зависимости от возраста ребенка не выявлено. Установлено влияние возраста на способность к обучению: чем старше ребенок, тем чаще болезни уха и сосцевидного отростка приводят к ограничению способности к обучению. У детей в разных возрастных периодах (0-3 года; 4-7 лет; 8-14 лет; 15-17 лет) интенсивный показатель данного ОЖД составил 6,1; 16,5; 17,4; 20,8, что соответствует пропорции 1 : 2,70 : 2,85 : 3,40. Эти показатели отражают прогрессирование затруднений в обучении, возникающих у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка, в процес-

Таблица1

Ограничение жизнедеятельности у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка в г. Санкт-Петербурге за 2015-2016 гг. (вызванных как основным, так и сопутствующими заболеваниями)

Table 1

Limitations of vital activity in children with disabilities due to ear and mastoid diseases in St. Petersburg for 2015-2016 (caused by both major and concomitant diseases)

Категория Всего (n = 611) 1 степень 2 степень

ограничения жизнедеятельности абс. на 100 человек абс. на 100 человек абс. на 100 человек

К самообслуживанию 11 1,80 10 1,64 1 0,16

К передвижению 9 1,47 9 1,47 0 0

К общению 553 90,51 518 84,78 35 5,73

К обучению 91 14,89 78 12,76 13 2,13

К ориентации 336 54,99 334 54,66 2 0,33

К контролю за своим поведением 2 0,33 1 0,16 1 0,16

се перехода ребенка с дошкольного на школьный, и со школьного на профессиональный этапы обучения.

С учетом положений международной классификации функционирования (МКФ), в бюро МСЭ № 46 была проведена углубленная диагностика экспертно значимых доменов ограничений жизнедеятельности (табл. 3).

Зарегистрировано, что наиболее экспертно значимыми для оценки ОЖД по общению у детей с бо-

Таблица 2

Структура ограничений жизнедеятельности у детей с болезнями уха и сосцевидного отростка в разном возрасте (за 2015-2016 гг.)

Table 2

Structure of imitations of vital activity in children with diseases of the ear and mastoid process at different ages (for 2015-2016)

Возрастная группа

Категория 0-3 года 4-7 лет 8- 14 лет 15- 17 лет

ограничения (n = 244) (n = 182) (n = 161) (n = 24)

жизнедеятельности абс. на 100 детей абс. на 100 детей абс. на 100 детей абс. на 100 детей

К общению 1 ст. 210 86,7 151 83,0 137 85,1 20 83,3

n = 553 2 ст. 13 5,3 14 7,7 8 4,8

К обучению 1 ст. 15 6,1 30 16,5 28 17,4 5 20,8

n = 91 2 ст. 5 2,0 2 1,1 6 3,7

К ориентации 1 ст. 130 53,3 103 56,6 91 56,5 11 45,8

n = 336 2 ст. 2 1,1

Сведения об авторах:

ГОРЯЙНОВ Игорь Владимирович, руководитель филиала бюро № 46, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Санкт-Петербургу» Минтруда России, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: igoryaynov1983@gmail.com; expert-oksana@mail.ru ВЛАДИМИРОВА Оксана Николаевна, доцент, канд. мед. наук, директор, Институт реабилитации и абилитации инвалидов, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, г. Санкт-Петербург, Россия.

ШАБАНОВА Оксана Антоновна, канд. мед. наук, ст. науч. сотрудник, отдел МСЭ и медреабилитации, ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А. Альбрехта Минтруда России; доцент кафедры хирургии, МСЭ и реабилитации, ФГБУ ДПО СПбИУВЭК Минтруда России, г. Санкт-Петербург, Россия.

16 T. 17 № 4 2018 MedicLn^« ОМ£шта

inKuzbass вКузбассе

Таблица 3

Результаты оценки ограничения способности к общению (домены МКФ) у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка в педиатрическом бюро № 46 за 2015-2016 гг. (n = 215)

Table 3

The results of the assessment of the limitation of the ability to communicate (ICF domains) in children with disabilities due to ear and mastoid diseases in pediatric bureau N 46 for 2015-2016 (n = 215)

Домен Название Число детей на 100 Метод сбора информации

b 2300 Восприятие звука b 2301 Распознавание звуков b 2304 Распознавание речи b 2404 Раздражение в ухе b2405 Давление в ухе 71 33,02 139 64,65 Метод экспертных оценок на основании 172 80,00 заключения ЛОР-врача, сурдолога; 42 19 53 метод опроса, метод наблюдения 5 2,32

b 320 Функция артикуляции d 330 Речь b 3301 Ритм речи b 3302 Скорость речи b 3303 Мелодичность речи 67 31,16 180 83,72 Метод экспертных оценок на основании 155 72,09 заключения логопеда, метод опроса, 74 34,42 метод наблюдения 160 74,42

d 310 Восприятие устных сообщений 174 80,93 Методы интервьюирования, наблюдения

d 315 Восприятие сообщений при невербальном способе общения 49 22,79 Метод наблюдения

d 325 Восприятие письменных сообщений при общении 108 50,23 Метод тестирования

d 3350 Составление и изложение сообщений посредством языка тела d 3351 Составление и изложение сообщений посредством знаков и символов d 3352 Составление и изложение сообщений посредством рисования 66 30,70 24 11,16 Метод наблюдения 56 26,05

d 345 Письменные сообщения 101 47,00 Методы наблюдения, опроса, тестирования

d 3500 Начало разговора d 3501 Поддержание разговора d 3502 Завершение разговора 128 59,53 161 74,89 Методы опроса, наблюдения, интервьюирования 118 54,88

d 3503 Разговор с одним человеком d 3504 Разговор с множеством людей 127 59,07 Методы опроса, наблюдения 184 85,58

d 3600 Использование телекоммуникационных устройств 47 21,87 Методы опроса, обследования в тренировочной квартире

d 3602 Использование техник общения 19 8,84 Метод наблюдения

лезнями уха и сосцевидного отростка являются: разговор с множеством людей (85,58 из 100 человек), речь (83,72 из 100 человек), восприятие устных сообщений (80,93 из 100 человек), распознавание речи (80,00 из 100 человек), поддержание разговора (74,89 из 100 человек). Именно эти факторы предложены для алгоритмизации методов диагностики ОЖД у детей с болезнями уха и сосцевидного отростка.

Экспертно значимыми для оценки ограничения способности к обучению (табл. 4) являются: целенаправленное использование слуха (у 95,81 из 100 человек), приобретение практических навыков (у 52,09 из 100 человек), усвоение навыков чтения (у 46,98 из 100 человек). Эти факторы предложены для алго-

ритмизации методов диагностики ОЖД у детей с болезнями уха и сосцевидного отростка.

Экспертно значимыми для оценки ограничения способности к ориентации (табл. 5) являются: локализация источника звука (у 64,18 на 100 человек) и неформальное общение (у 60,47 на 100 человек). Эти факторы также предложены для алгоритмизации методов диагностики ОЖД у детей с болезнями уха и сосцевидного отростка.

ВЫВОДЫ

Таким образом, экспертно-реабилитационная диагностика ОЖД у детей-инвалидов вследствие бо-

Information about authors:

GORYAINOV Igor Vladimirovich, head of branch-bureau N 46, Main Bureau of Medical and Social Expertise in St. Petersburg, St. Petersburg, Russia. E-mail: igoryaynov1983@gmail.com; expert-oksana@mail.ru

VLADIMIROVA Oksana Nikolaevna, candidate of medical sciences, director, Institute for Rehabilitation and Abilitation, Federal Scientific Center for the Rehabilitation of the Disabled G. Albrecht, St. Petersburg, Russia.

SHABANOVA Oksana Antonovna, candidate of medical sciences, Institute for Rehabilitation and Abilitation, Federal Scientific Center for the Rehabilitation of the Disabled G.Albrecht; docent of the department of surgery, medico-social expertise and rehabilitation, Saint-Petersburg Postgraduate Institute of Medical Experts, St. Petersburg, Russia.

Таблица 4

Результаты оценки ограничения способности к обучению (домены МКФ) у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка в педиатрическом бюро № 46 за 2015-2016 гг. (n = 215)

Table 4

The results of the assessment of the limitation of learning ability (ICF domains) in children with disabilities due to ear diseases and mastoid process in the pediatrician N 46 for 2015-2016 (n = 215)

Домен Название Число детей на 100 Метод сбора информации

с1 115 Целенаправленное использование слуха 206 95,81 Метод наблюдения, метод опроса

с1 130 Копирование С 135 Повторение С 140 Усвоение навыков чтения С 145 Усвоение навыков письма С 150 Усвоение навыков счета С 155 Приобретение практических навыков 28 13,02 67 31,16 101 46,98 Метод наблюдения; метод экспертных оценок на основании 89 41,40 заключения ЛОР-врача, сурдолога; метод интервьюирования 53 24,65 112 52,09

С 810 Неформальное образование С 815 Дошкольное образование С 820 Школьное образование С 825 Профессиональное обучение С 830 Высшее образование е 1300 Основные изделия и технологии для обучения е 1301 Вспомогательные изделия и технологии для обучения 3 1,40 14 6,51 Метод экспертных оценок на основании характеристики 47 21,86 с места учебы, заключения логопеда, сурдолога, 9 4,19 заключения территориальной (центральной) 4 1,86 психолого-медико-педагогической комиссии 5 2 33 (ТПМПК, ЦПМПК); метод опроса 90 41,86

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты оценки ограничения способности к ориентации (домены МКФ) у детей-инвалидов вследствие болезней уха и сосцевидного отростка в педиатрическом бюро № 46 за 2015-2016 гг. (n = 215)

Table 5

The results of the assessment of the limitation of the ability to orientate (ICF domains) in children with disabilities due to ear diseases and mastoid process in pediatric bureau N 46 for 2015-2016 (n = 215)

Домен Название Число детей на 100 Метод сбора информации

Ь 2302 Локализация источника звука 138 64,18 Метод наблюдения

С 470 Использование пассажирского транспорта С 4750 Управление транспортом, в котором движущей силой является человек 39 18,14 Метод опроса 24 11,16

С 9200 Игры С 9201 Спортивные состязания С 9202 Искусство и культура С 9204 Хобби С 9405 Неформальное общение 18 8,37 21 9,76 Метод опроса, метод экспертных оценок 17 7,91 на основании характеристики с места учебы, 56 26,05 метод наблюдения 130 60,47

лезней уха и сосцевидного отростка показала следующее:

1) Ограничение способности к общению устанавливается у 90,5 из 100 человек, ограничение способности к ориентации — у 55 из 100 человек, ограничение способности к обучению — у 15 из 100 человек.

2) Нарушение слуха влияет на ограничение способности к обучению в зависимости от возраста: чем старше ребенок, тем чаще выявляется данное ОЖД, что связано с особенностями образовательного процесса при получении ребенком дошкольного, основного общего и профессионального образования.

3) Выявлены наиболее значимые домены МКФ, важные для оценки инвалидности и разработки ИПРА

ребенка-инвалида вследствие болезней уха и сосцевидного отростка:

- по оценке ограничения способности к общению: речь ^330), восприятие устных сообщений ^310), распознавание речи ^2304), поддержание разговора ^3501), разговор с множеством людей ^3504);

- по оценке ограничения способности к обучению: целенаправленное использование слуха (^15), приобретение практических навыков (^55), усвоение навыков чтения (^40);

- по оценке ограничения способности к ориентации: локализация источника звука (Ь2302), неформальное общение ^9405).

Клинико-статистический анализ экспертно значимых доменов МКФ у детей-инвалидов вследствие

18 T. 17 № 4 2018 Medicine^ O^Ukuima

inKuzbass вКузбассе

болезней уха и сосцевидного отростка позволил сформировать современные подходы к экспертно-реаби-литационной диагностике ограничений жизнедеятельности с учетом положений МКФ [1, 4]. Предложения по внесению в протокол проведения МС речь (d330), восприятие устных сообщений (d310), распознавание речи (b2304), поддержание разговора (d3501): оценить восприятие ребенком разговорной и шепотной речи с расстояния 6 м и 1м; использовать таблицу бессмысленных слогов Н.Б. Покровского или лингвистические сказки Л.С. Петрушев-ской для исключения семантического влияния слов на разборчивость речи; разговор с множеством людей (d3504): оценить восприятие речи на основании пересказа короткого текста, транслируемого из 2-х или более источников (с расстояния 1 м и 3-6 м) в режиме параллельно-отсроченной трансляции; целенаправленное использование слуха (d115), приобретение практических навыков (d155), усвоение навыков чтения (d140): оценить уровень овладения знаниями и умениями на основании навыков чтения,

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES:

письма, счета, а также на основании характеристики с места учебы и приложенного к ней табеля успеваемости с учетом возрастных особенностей ребенка; локализация источника звука (Ь2302): 1) оценить нарушение ориентации в пространстве путем наблюдения за реакцией ребенка на звуковые вол-ныразной частоты и локализации; 2) оценить нарушение ориентации на местности с учетом возраста ребенка на основании подробного сбора жалоб, анамнеза; неформальное общение ^9405): оценить особенности формирования навыка неформального общения на основании характеристики с места учебы, а также наблюдения за ребенком в условиях проведения медико-социальной экспертизы.

Информация о финансировании и конфликте интересов

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

1. Dymochka MA. Methodological basis definitions, classification and criteria, used in implementing medical and social expertise taking into account the requirements of the International classification of functioning, limitations on life and health (ICF): Toolkit. M., 2009. 21 p. Russian (Дымочка М.А. Методологические основы определений, классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы с учетом требований Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ): Методическое пособие. М., 2009. 21 с.)

2. Puzin SN, Memetov SS, Shurgaya MA, Balica LYu, Kuznetsova EA, Mutawa TA. Aspects of rehabilitation and habilitation of persons with disabilities at the present stage. Mediko-social examination and rehabilitation. 2016; 19(1): 4-7. Russian (Пузин С.Н., Меметов С.С., Шургая М.А., Балека Л.Ю., Кузнецова Е.А., Мутева Т.А. Аспекты реабилитации и абилитации инвалидов на современном этапе //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. Т. 19, № 1. С. 4-7.)

3. Permanent hearing impairment in adults and children: matters of diagnosis, medical and social expertise, rehabilitation and habilitation (Vladimirova ON, Golovanova LE, Boboshko MYu, Artyushkin SA, Goryaynov IV.) /eds Pomnikov VG. SPb.: SPBPIME publ. Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation, 2017. 72 p. Russian (Стойкие нарушения слуха у взрослых и детей: вопросы диагностики, медико-социальной экспертизы, реабилитации и абилитации (Владимирова О.Н., ГоловановаЛ.Е., Бобошко М.Ю., Артюшкин С.А., Горяйнов И.В.) /под ред. Помнико-ва В.Г. СПб.: Изд-во СПбИУВЭК Минтруда России, 2017. 72 с.)

4. Smychek VB, Valchuk EE, Kazak LG, Kopytok AV, Bogomazova EV. On the concept of a new branch scientific and technical program «Rehabilitation, examination, prevention of disability». Medico-Social Examination and Rehabilitation. 2016; (18): 317-324. Russian (Смычек В.Б., Вальчук Э.Э., Казак Л.Г., Копыток А.В., Богомазова Е.В. К вопросу концепции новой отраслевой научно-технической программы «Реабилитация, экспертиза, предуп-реждениеинвалидности» //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. № 18. С. 317-324.)

5. On the Declaration of the Decade of childhood in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated 29.05.2017 № 240 //Available at: https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html (accessed: 21.09.2018) Russian (Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 // Режим доступа: https://rg.ru/2017/05/29/prezi-dent-ukaz240-site-dok.html (дата обращения: 21.09.2018).)

6. About social protection of invalids in the Russian Federation: the Federal law from 24.11.1995 № 181-FZ (ed. from 01.06.2017) //Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (accessed: 21.09.2018) Russian (О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) //Справочная правовая система Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 21.09.2018).)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.