- «Мои впечатления».
В 4 классе велась работа по созданию индивидуального портфолио выпускника, имеющего следующую структуру.
Наши цели:
- Наши цели в учебном году и каждой четверти.
- Табличка продвижения к цели.
- Лестница успеха.
Наши достижения:
- Наши лучшие работы.
- Наши награды.
Копилка:
- Рабочие материалы.
- Важная и интересная информация.
При работе с родителями использую разнообразные формы работы:
- информационные: собрания, лекции, семинары;
- личностно - ориентированные: дискуссии, консультации психолога, консультации педагогов, заседания клуба «Школа молодого родителя».
Я выделяю следующие функции классного руководителя по работе с родителями.
1. Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса. На родительских собраниях знакомлю родителей с планом воспитательной работы класса, обсуждаю с ними пути реализации воспитательных программ. Например, в 1 четверти 2 класса провожу родительское собрание на тему: «Моделирование воспитательной системы класса»; во 2 четверти - «Воспитание сознательной дисциплины»; в 3 четверти - «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»; в 4 четверти - «Взаимоотношения в семье» и т. д.
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с учащимися. Подготовка и проведение коллективных творческих дел в гимназии и классном сообществе (походы, семейные праздники, вечера, конкурсы и т. д.).
3. Психолого - педагогическое просвещение в форме лекций, бесед, круглых столов, обсуждений, размышлений. Приглашаю различных специалистов: психолога, социального педагога, врача, сотрудника правоохранительных органов (доверительная беседа с врачом «Мой ребенок становится взрослым», круглый стол «О детской дружбе», беседа «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга» и т. д.).
4. Корректировка семейного воспитания учащихся гимназии:
- оказание родителям помощи в коррекции эмоциональной сферы учащимся с тревожностью, замкнутостью, страхами: наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, контроль организации, эмоциональная поддержка;
- коррекция поведения учащихся, обладающих высоким уровнем истощаемости, эмоциональной и социальной неготовностью к школе, неадекватностью постоянный контроль, наблюдение;
- коррекция внимания: дополнительные занятия по развитию внимания.
Мною собрана накопительная папка классного руководителя по направлениям: планы работы (воспитательная работа с классом, по самообразованию, работа с одаренными детьми); «банк КТД», диагностические материалы по работе с родителями, обобщение опыта работы и др.
Дорошенко Евгений Владимирович,
преподаватель, ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г. Жирновск, Волгоградская область ^госИ e@mail.ru
Повышение качества подготовки специалистов в контексте применения информационно-
коммуникационных технологий в преподавании дисциплин предметной подготовки в среднем профессиональном образовании Аннотация. Статья помогает сформировать представление об основных особенностях средств ИКТ, дает понимание того, что задачи учебного процесса могут быть достигнуты за счет использования средств ИКТ, демонстрируют решения проблем в обучении с использованием ИКТ, сформировать представление о принципах использование ИКТ в своей будущей деятельности. Ключевые слова: дидактическая задача, информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, проблематично, личностно-развивающее обучение, комплексная учебно-информационная база.
Переход к информационному обществу требует от системы образования решения принципиально новой проблемы подготовки людей, приспособленных к быстроменяющимся реалиям окружающей действительности, способных не только воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, но и продуцировать новую, управлять информационными потоками и эффективно их обрабатывать. Изменение требований к специалистам продиктовано появлением новых типов теоретических и практических задач, отличающихся системным и междисциплинарным характером, нестандартностью, глобальностью возможных последствий. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, что требует существенного измене-
ния характера всей профессиональной деятельности специалистов и обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих видеть ситуацию в целом, подойти к поиску решения творчески, способных прогнозировать его результат, осознающих свой личный вклад и ответственность. В современном обществе, где ценность информации находится на одном уровне с материальными ресурсами, а обработка и поддержание ее стремительно увеличивающегося объема в актуальном состоянии возможны только с помощью компьютерной техники, к качеству подготовки специалистов в области информационных технологий предъявляются повышенные требования.
Информатизация образования становится первостепенной задачей в связи с повсеместным использованием глобальных информационных сетей, возможностей телекоммуникационного общения для создания и передачи знаний. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из важнейших инструментов модернизации образования в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.
Информатизация системы образования представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении организаций и учреждений системы образования. В более широком смысле информатизация образования включает процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки студентов с целью перехода к образованию с использованием ИКТ [1].
Таким образом, на пути движения России к ИО и внедрения ИКТ в образование в можно выделить три этапа:
- начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;
- современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;
- будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).
В процессе обучения важно помочь будущему специалисту построить свою индивидуальную стратегию образования с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека.
Образованность начинает осознаваться как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности. Информационные технологии трансформируют способы организации образования, обеспечивая доступность информации и облегчая ее поиск, оптимизируют и расширяют возможности самообразовательной деятельности, создают условия для творчества. Применение информационных технологий позволяет формировать у обучающихся умения и навыки поиска информации, ее анализа, распространения и представления.
Информационные технологии, являясь новым и довольно сложным объектом для изучения, одновременно служат удобным инструментом, методом и средством обучения. Они не заменяют традиционных форм и методов обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации.
Несмотря на значительное количество исследований, проведенных по проблеме совершенствования учебного процесса в ссузе на основе применения информационно-коммуникационных технологий, они не дают пока завершенной картины всех ее психолого-педагогических аспектов [2; 3]. Недостаточная проработанность концептуальных основ информационно-технологического обеспечения учебного процесса в системе среднего профессионального образования порождает массу вопросов буквально во всех областях, начиная от создания инфраструктуры информатизации ссуза и заканчивая использованием в обучении имеющихся педагогических программных продуктов. В связи с этим необходимо выявить и научно обосновать дидактические условия и психолого-педагогические особенности эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
В настоящее время в научной литературе, освещающей решение задач информатизации СПО, можно встретить различные, порой взаимоисключающие друг друга, трактовки дидактических условий использования в образовательном процессе ИКТ [4; 5]. Большинство исследователей данной проблемы, как правило, идут по пути создания особой системы, отражающей специфику компьютерного обучения или разработки частных принципов применения в учебном процессе отдельных информационных средств. Нельзя просто добавить существующие средства ИКТ к существующей дидактической системе. Необходимо осуществить интеграцию ИКТ с инфраструктурой образования с учетом исторических, психологических и философских аспектов проблемы, опираться на определенные теоретические концепции учебного процесса.
На современном этапе развития педагогики при определении методологических требований к применению в учебном процессе ИКТ речь должна идти не о замене традиционных методов обуче-
ния на новые, а о пересмотре и наполнении их таким содержанием, которое позволило бы в изменившихся условиях использовать их конструктивно [6].
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе станет более эффективным, если будут использованы следующие дидактические условия:
1. Ведущая роль теоретических знаний.
Данное условие указывает на целесообразность такой организации дидактического процесса с применением ИКТ, при которой изучение достаточно крупной смысловой дозы учебного материала, например темы, шло таким образом, чтобы на первых его этапах обучаемые получили представление о теоретическом содержании темы в целом, затем на промежуточных этапах усвоили отдельные виды содержания каждого учебного вопроса, а на заключительных этапах довели изучение всей темы, всех видов ее содержания до требуемого уровня усвоения. Использование средств ИКТ в обучении позволяет реализовать новые графики и технологии обучения, обеспечивающие последовательное сочетание теории и практики, постепенное, но более прочное наращивание знаний и интеллектуальных умений.
2. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Условие отражает реально существующие закономерные связи между всеми указанными в его
названии функциями обучения. В нем говорится о необходимости такого применения ИКТ, чтобы обучение как дидактический процесс выполняло не только образовательную, но и воспитательную, а также развивающую функции.
Возможность реализации этого принципа закладывается непосредственно при выборе методов обучения с применением ИКТ. Будучи носителями преобразованного в учебный материал содержания обучения, они реализуют не только процессуальный, но также целевой и содержательный аспекты образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Обучающая программа в том или ином виде опосредованно представляет личный опыт преподавателей-разработчиков и обязательно оказывает воздействие на чувства и эмоции обучаемых. Работа студентов на занятиях с использованием информационных технологий способствует развитию у них умственных способностей, совершенствует стиль мышления, вырабатывает привычку обосновывать свои решения и действия аргументированным, точным расчетом, формируя таким образом многие нравственные качества: добросовестность, ответственность, честность, гордость за выбранную профессию и другие.
Данное условие имеет исключительно важное и актуальное значение, его реализация позволит обеспечить перевод знаний через чувства и эмоции в убеждения.
3. Стимулирование и мотивация положительного отношения к обучению.
Условие отражает закономерную связь между успешностью учебно-познавательной деятельности и возбуждением интереса к ней. Оно указывает на необходимость непрерывного побуждения к овладению содержанием обучения. Соблюдение этого условия является одним из важнейших условий эффективного применения ИКТ. Оно предписывает рассматривать учение как процесс проявления активности субъекта, отвечающий мотиву.
Достижение продуктивной деятельности студентов возможно только в том случае, если эта деятельность строится с учетом их индивидуальных способностей, создания условий, мотивирующих успешную деятельность и использование средств ИКТ. В обучении с применением ИКТ делается акцент на учете трех групп мотивов учения: социальных, профессиональных, познавательных. Их рекомендуется учитывать при проектировании информационно-технологического обучения на стадии постановки дидактической задачи (ДЗ), а также непосредственно в ходе дидактического процесса.
На стадии постановки ДЗ реализуются целевой и содержательный аспекты рассматриваемого принципа, закладывается основа для стимулирования и мотивации учения, которая затем используется при проектировании и реализации дидактического процесса. Это достигается четким заданием систем целей обучения через систему умений, которыми должен овладеть обучаемый. При этом каждое из умений представляется как действие, имеющее жизненный смысл для обучаемого, успешность выполнения которого зависит от уровня усвоения им изучаемого содержания учебного материала.
Ставя ДЗ, преподаватель должен отчетливо представлять, что должен получить студент в результате изучения учебной дисциплины или ее смысловой части и зачем это ему необходимо. Предусмотренные процедуры целеполагания, отбора и структурирования научного содержания курса, установления внутри-предметных и межпредметных связей, указания роли и места изучаемого материала для овладения деятельностью, предписанной государственным образовательным стандартом специальности, позволяют ответить на вопросы: что и зачем будет изучаться обучаемым в рамках информационных технологий обучения, а значит, предопределить стимулы для социальной, профессиональной и познавательной мотивации учения. Оно должно рассматриваться как процесс проявления активной деятельности обучаемого, отвечающей мотиву. Задача преподавателя заключается в том, чтобы инициировать такую деятельность вначале изучения каждой смысловой части изучаемого материала и непрерывно поддерживать ее в ходе всего дидактического процесса. При этом первостепенное значение придается психолого-педагогической обработке содержания обучения с целью его трансформации в информационные технологии обучения, позволяющие вызвать у студента познавательный интерес за счет стимулов социальной и личной значимости, новизны, занимательности, эмоциональности, проблемной подачи и организации самостоятельного поиска при решении проблемных задач.
4. Проблемность.
Условие проблемности отражает закономерность, относящуюся к усвоению опыта творческой деятельности, а также творческому усвоению знаний и способов деятельности. Сущность закономерности состоит в том, что овладение опытом как одним из видов содержания обучения и творческого усвоения невозможно без включения субъекта в решение специально разработанной системы проблем и проблемных задач, позволяющих создавать проблемные ситуации, требующие от обучаемого творческой деятельности на доступном ему уровне. Этот принцип требует от преподавателя при использовании ИКТ изначально инициировать создание проблемных ситуаций и тем самым активизировать учение, придавая ему черты творческой, поисковой деятельности.
5. Соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении.
Данное условие требует от преподавателя целесообразного сочетания соответствующих
форм обучения. Оно ориентирует проектировать информационно-технологическое обеспечение учебного процесса таким образом, чтобы была возможность использовать его как при проведении плановых занятий под руководством преподавателя, где последний будет играть роль ведущего управляющего субъекта, так и в части самостоятельной подготовки обучаемых без участия педагога.
Информационно-коммуникационная среда, в которую помещен каждый современный студент, создает все условия для активного использования компьютерных средств и технологий в учебном процессе, повышая при этом значимость и эффективность самостоятельной работы. Это становится возможным благодаря постоянно совершенствующимся средствам обучения на основе компьютерных технологий, которые дают возможность студентам самостоятельно наиболее гибко манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с их индивидуальными способностями, при этом часть обучающих функций педагога переходит на студента. Преподаватель лишь поддерживает учащегося, ориентирует в потоках учебной информации и помогает в решении возникающих проблем.
6. Ориентированность обучения на активность личности.
Использование ИКТ в учебном процессе изначально должно быть нацелено на развитие личности, выявление особенностей обучаемого как субъекта, признание его субъективного опыта как самобытности и самоценности, построение педагогических воздействий с максимальной опорой на этот опыт, раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы. Задаваемое в обучении содержание (понятия, правила, приемы) обязательно переосмысливается в ходе его усвоения и применения. Использование ИКТ, направленное на личностно-развивающее обучение, предполагает не только накопление знаний, умений, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации будущего специалиста, развития его познавательных способностей, способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств студентов, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, адаптироваться в новых социальных условиях.
7. Соответствие учебно-информационной базы содержанию обучения.
Данное условие выражает требования к учебно-научным условиям эффективного труда преподавателей и обучаемых. Практическая реализация требований этого условия возможна лишь в том случае, если создание учебно-информационной базы будет осуществляться на основе научно-педагогических требований,разрабатываемых преподавателями.
ДО(дистанционное обучение) - это наиболее быстрый и эффективный путь к повышению интеллектуального потенциала общества, к ускорению процесса перехода России к информационному обществу. Важным достоинством ДО является то, что оно позволяет на базе ИКТ осуществлять адаптацию обучения к уровню базовой подготовки конкретного обучаемого, к месту его проживания, к здоровью, материальному положению и, как следствие, открывает возможность существенно повышать качество обучения. Например, как утверждают психологи, принятый в традиционных системах образования жестко регламентированный график учебного процесса в лучшем случае удовлетворяет только 1530% обучаемых, а для других он либо слишком напряжен, либо недостаточно интенсивен. Результатом является неэффективное использование интеллектуальных ресурсов и преподавателя, и студентов. В ДО на базе ИКТ нет жестких временных планок календарного плана учебного процесса, студент может его реализовывать, адаптируясь к своим способностям и возможностям. Это повышает качество обучения и дает дополнительный эмоциональный и интеллектуальный стимул для образования.
Все вышеперечисленные условия определяют систему требований к технологии как традиционного, так и компьютерного обучения [6]. Для повышения эффективности применении ИКТ можно выделить основные требования, предъявляемые к информационно-технологическому обеспечению образовательного процесса:
- четкое определение роли, места, назначения и времени использования компьютерных обучающих программ;
- ведущая роль педагога в проведении занятий;
- соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;
- обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;
- обеспечение устойчивой обратной связи в обучении.
Применение комплекса дидактических условий и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ссуза ИКТ будут способствовать повышению качества подготовки специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессий и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Библиографический список
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько.
- М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. - 352 с.
2. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. - М.: Педагогика, 2007. - 265 с.
3. Беспалов П. В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. - 2003.
- № 4. - С. 41-45.
4. Тихонов А. Н. Развитие единой образовательной информационной среды в Российской Федерации / А. Н. Тихонов. Университет управления: практика и анализ. - 2001. - № 4(19). - С. 9-13.
5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М., 2008.
6. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / П. И. Образцов. Орловский государственный технический университет. - Орел, 2009. - 145 с.
Дорошенко Оксана Алексеевна,
преподаватель, ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г. Жирновск, Волгоградская область
ksene@hotbox.ru
Организация проектной деятельности при подготовке специалистов среднего профессионального образования Аннотация. Статья посвящена организации проектной деятельности для подготовки специалистов по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах. Проектная деятельность является эффективной педагогической технологией, обеспечивающая повышение качества профессионального обучения и готовность обучающихся к профессиональной деятельности. Ключевые слова: проектный метод, техник-программист, проектная деятельность, этапы проекта, защита проекта, преимущества проектного метода.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. В Законе РФ "Об образовании", законодательно утверждены цели образования как «ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации».
Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, их профессиональной компетентности, навыкам творческой деятельности. Актуализируется потребность в специалистах, способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях.
Е. С. Полат [1] даёт такое определение методу проектов в современном понимании: «...метод, предполагающий «определённую совокупность учебно-познавательных приёмов. которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов». Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода обучающиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются навыкам приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения практических задач.
Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего профессионального образования, но и в дальнейшей трудовой деятельности специалистов.
В стандартах третьего поколения [2] в требованиях для квалификации техник-программист указано, что специалисты должны обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; работать в коллективе и в ко-