Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ - НОВЫЕ ТРЕНДЫ'

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ - НОВЫЕ ТРЕНДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДОЛОГИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КОММУНИКАЦИИ / ПОВЫШЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанов Б.

В статье раскрываются методологические основы использования медиа технологий в повышении эффективности обучения, а также применение медиа средств в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE QUALITY OF LEARNING - NEW TRENDS

The article reveals the methodological foundations of the use of media technologies in increasing the effectiveness of teaching, as well as the use of media in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ - НОВЫЕ ТРЕНДЫ»

Султанов Б. доцент

кафедра "Методика преподавания информатики " Чирчикский государственный педагогический институт Республика Узбекистан, Ташкентская область

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ - НОВЫЕ ТРЕНДЫ

Аннотация: в статье раскрываются методологические основы использования медиа технологий в повышении эффективности обучения, а также применение медиа средств в образовательном процессе.

Ключевые слова: медиа технологии, методология, учебный процесс, коммуникации, повышение, эффективность.

Sultanov B. associate professor department "Teaching Methods of Informatics " Chirchik State Pedagogical Institute The Republic of Uzbekistan, Tashkent region

IMPROVING THE QUALITY OF LEARNING - NEW TRENDS

Annotation: the article reveals the methodological foundations of the use of media technologies in increasing the effectiveness of teaching, as well as the use of media in the educational process.

Key words: media technologies, methodology, educational process, communications, increase, efficiency.

Происходящие перемены в современном обществе определяют необходимость повышения эффективности обучения и реформирования системы подготовки специалиста с целью достижения ее соответствия образовательно-профессиональным потребностям личности. Актуальность данной статьи в том, что медиа технологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, методологические основы использования медиа технологий повышают эффективность обучения. Медиа технологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиа образования, в нашем медиа тезированном мире, которое сегодня уже никем не оспаривается [1].

Использование медиа в учебном процессе обеспечивает повышение информативной ёмкости содержания учебного занятия:

- способствует реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

- сокращает время, позволяет усваивать больший объём знаний;

- концентрировать внимание на усвоение наиболее сложных тем и понятий;

- позволяет улучшить отбор заданий и упражнений, делая их более наглядными и интересными;

- формирует умения и навыки за счет индивидуализации обучения и развития навыков самостоятельной работы [3].

В качестве преимуществ обучения с помощью новых медиа, среди прочего можно отметить возможность самоопределения учебного процесса, освобождение его от временных и пространственных границ, оптимизацию наглядности с помощью мультимедиа, а также моделирование. С включением новых медиа в педагогические учреждения одновременно происходит и пересмотр основных учебно -психологических положений. Безусловно, иллюстрации, картинки, графики позитивно влияют на запоминание текстовой информации. И все же, здесь следует учитывать, что простое сложение различных чувственных восприятий (зрительных, слуховых, тактильных) не ведет автоматически к улучшению учебных процессов. Более важным условием для понимания использования мультимедиа в процессе обучения является способность к декодированию символьных и кодовых систем.

Применение медиа средств в обучении связано со следующими значимыми их функциями:

- моделирование изучаемых процессов;

- показ рассматриваемых событий, явлений и процессов в динамике их ретроспективного и перспективного интерпретирования;

- компьютерная визуализация и отражение на большом экране недоступных непосредственному восприятию процессов и явлений;

- интерактивное управление рассматриваемыми процессами, смоделированными на экране (виртуальное участие обучаемых в анализируемом процессе или явлении);

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения (регулирование информационной насыщенностью проводимого занятия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

- осуществление текущего и итогового контроля над познавательной деятельностью студентов с установлением обратной связи;

- обеспечение свободного доступа к глобальным и локальным информационным сетям;

- эмоциональность и выразительность транслируемой учебной информации;

- демонстрация изучаемых процессов и явлений достаточно большой учебной аудитории;

- усиление мотивации обучения [2].

В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:

1. Источник учебной информации. Применяемые в современном образовательном процессе мультимедиа-технологии помогают найти необходимую дидактическую информацию без особых затрат сил и времени.

2. Средство выбора дидактической информации и ее качественной обработки. Выбор информации во многом определяется медиа избирательностью, сформированным критическим мышлением у учащихся, т.е. зависит от уровня развития его медиа культуры личности.

3. Средство представления (презентации) учебного материала. Аудиовизуальные средства нового поколения отличаются высоким качеством изображения и звука, сочетанием различных каналов предъявления информации, что способствует повышению эффективности восприятия учебного материала и, соответственно, ведет к лучшему его усвоению.

4. Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи. На сегодняшний день существует множество электронных тестов, тренажеров, учебных программ, которые помогают осуществить контроль над образовательной деятельностью и оценить ее результаты.

Применение медиа средств в образовательном процессе способствует практической реализации личностно -ориентированной модели обучения ввиду того, что создает условия для большей, чем при традиционном подходе, индивидуализации и дифференциации деятельности, предполагает личностную активность, открывает простор для самореализации, самосовершенствования, самообучения, самообразования, развития творческого мышления.

Методологические основы использования медиа технологий позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Имеющиеся мультимедийные курсы и образовательные программные продукты позволяют уже сегодня по-новому строить уроки. Современный урок - это интересный урок. Мультимедийные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Медиа технологии неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяет практически реализовать

огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. Кроме того, когда занятие проходит в компьютерном классе, а ответы учащихся рассчитаны на компьютерную обработку, учитель получает возможность оперативно отслеживать «средний процент понимания» и вносить в ход урока необходимые коррективы. Более того, по окончании занятия можно отследить и оценить работу каждого школьника.

Таким образом, мультимедиа в образовательном процессе повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого. Мультимедийные технологии открывают большие возможности для повышения интереса у учащихся. Медиа технологии неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта. И поэтому учителя должны быть более активными педагогическими разработчиками в процессе обучения, принимая во внимание недостатки и недостатки мобильного образования.

Использованные источники:

16. Djurayeva, Y., Ayatov, R., & Shegay, A. (2020). Current Problems and Resolutions of Teaching English Grammar. Academic research in educational sciences, 1 (3).

17. Djurayeva, Y. A. (2021). Aesthetic Culture of a Translator. Tilshunoslikdagi zamonaviy yo'nalishlar: muammo va yechimlar, 210-212.

18. Djurayeva, Y. A. (2021). Using innovative methods in learning English. Экономика и социум, 11.

19. Djuraeva, Yu. A., Ayatov, R. I. (2021). Development of independent creative activity in the teaching process. Экономика и социум, 6-1, 85-88.

20. Djurayeva, Y. A. (2021). Teaching mixed -ability student in classroom. Academic research in educational sciences, 2(2), 1071-1075.

21. Djurayeva, Y. A. (2021). Enhancing English pronunciation in learning process. Academic research in educational sciences, 2, 302-306.

22. Гулбоев, Н. А., Дуйсенов, Н. Э., Ахмедов, Б. А. (2020). Модели систем управления электрическими сетями. Молодой ученый, 22, 105 -107.

23. Akhmedov, B. A., & Khasanova, S. K. (2020). Public education system methods of distance in education in development of employees. Journal of Innovations in Engineering Research and Technology, 1(1), 252-256.

24. Ахмедов, Б.А., Якубов, М. С., Карпова, О. В., Рахмонова, Г.С., & Хасанова, С. Х. (2020). Геймификация образовательного процесса кластерный подход. INTERCONF, 2 (38), 371-378.

25. Yusupov, M., Khasanova, S. H. (2020). Численные решения нелинейных интегродифференциальных уравнений. Таълимда замонавий ахборот технологиялари, 2(2), 174-176.

26. Yusupov, M., Tazhibayeva, R., Ziyaeva, S., Kubyashev K. (2021). Numerical modeling of the salt-transfer problem in soils. E3S Web of Conferences, 264, 01005.

27. Рахманкулова, Б. О., Юсупов, М., Мирзаев, С. С. (2021). Numerical simulation of vehicle dynamics problems. Международный научный журнал «Научные горизонты», 2(42), 111-120.

28. Юсупов, М., Мирзаев, С., Рахманкулова, Б. Международный научный журнал «Научные горизонты», 2(42), 75-81.

29. Mirzaev S.S., Kholmatova I., Shadmanova G., Yusupov M. and Kubyashev K. Numerical modeling of two-dimensional two-phase filtration under frontal drive. Construction Mechanics, Hydraulics and Water Resources Engineering (CONMECHYDRO - 2020). Tashkent Institute of Irrigation and Agricultural Mechanization Engineers. 23-25 April, (2020).

30. Yusupov, M., Akhmedov, B. A., & Karpova, O. V. (2020). Numerical simulation of nonlinear vibrations of discrete mass with harmonic force perturbation. Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent, 10 (4), 71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.