ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Е. П. Никонова, методист Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В. А. Н. В. Макарова, В. И. Наумова, преподаватели
Е. П. Никонова
Н. В. Макарова
В современных образовательных условиях важную роль играет формирование у студентов навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых знаний. Задача создания системы самостоятельной работы в век повсеместной информатизации общества успешно решается путем организации дистанционного обучения [1, с. 86].
Право образовательных учреждений применять дистанционные образовательные технологии закреплено в статье 16 закона «Об образовании в Российской Федерации», который трактует дистанционное обучение как взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии [2]. Использование дистанционных технологий может пониматься как такая деятельность студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но которая направляется и организуется преподавателем с помощью специфичных средств интернет-технологий или других средств, предусматривающих интерактивность [3, с. 103].
На современном этапе развития образования и наш техникум столкнулся с необходимостью реализации дистанционного обучения. Во-первых, многие наши обучающие пропускают учебные занятия по разным причинам: кто-то по болезни, учатся у нас и молодые мамы, кто-то вынужден подрабатывать и т. д. Во-вторых, есть ФГОС, который предписывает 50 % учебного времени отдать внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся. В-третьих, компьютеры или смартфоны есть практически у каждого обучающегося, и они все равно постоянно сидят в Интернете.
В. И. Наумова
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии.
Специфика дистанционного обучения накладывает свой отпечаток на используемые педагогические технологии. Прежде всего это связано с ролью преподавателя в учебном процессе. Если ранее в традиционной системе образования преподаватель занимал центральное место как интерпретатор знаний, теперь же, в условиях информатизации, это место все более и более принадлежит студенту, самостоятельно приобретающему знания. В данных условиях преподаватель выступает как координатор, помогая студенту добывать знания и применять их на практике. Предметом заботы преподавателя является выбор методов и технологий для реализации своей деятельности. И главную роль здесь играют методы активного и развивающего обучения.
В таких условиях организованная на основе дистанционных технологий самостоятельная работа обучающегося позволит наиболее полно обеспечить реализацию его субъектной позиции, так как требует от студента высокой самоорганизации и самостоятельности. Именно самостоятельная работа «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», дает возможность «быть сознательным и активным гражданином и созидателем» [4, с. 366].
В распоряжении педагога имеются различные программные и технические средства, ресурсы компьютерных сетей. Студент, путешествуя по ссылкам педагога, непроизвольно
«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» №3 (58) 2018
7
пользуется только сайтами научного, образовательного, игрового образовательного характера. Для преподавателя главное — выбрать действительно качественные информационные продукты. При решении этой проблемы возникает необходимость в разработке авторских электронных ресурсов, которые включают в себя электронные презентации с рекомендациями к работе, дидактические игры с использованием электронных приложений Web 2.0, программное обеспечение для создания материалов дистанционного обучения IspringSuite, контролирующие тесты (которые создаются непосредственно в оболочке Moodle), практические задания и рекомендации к ним.
Еще одним из преимуществ дистанционного обучения является возможность реализации личностно ориентированного обучения, т. е. обучения, учитывающего личностные качества обучающегося, его возможности и образовательные цели. Технологии реализации самостоятельной работы студентов на основе мультимедийных средств обучения позволяют построить индивидуализированное, дифференцированное обучение [3, с. 122].
В интерактивной среде «студент — компьютер — преподаватель» больше внимания уделяется образному мышлению: используются технологии, активизирующие правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов.
В процессе дистанционного обучения мы не только используем уже имеющиеся медиа-продукты учебного назначения, но и самостоятельно разрабатываем собственные учебные продукты (электронные презентации, графические материалы, иллюстрации, видеолекции) для изложения учебного материала или демонстрации производственных процессов.
Электронные презентации и медиаресурсы можно использовать на всех этапах урока:
• как источник учебной информации — при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;
• как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;
• как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;
• как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.
Применение медиаресурсов способствует сокращению времени на подготовку к уроку. Один раз созданные мультимедиапрезентация,
видеолекция используются многократно в различных вариациях: меняется порядок подачи материала, его объем для групп разного профиля т. д.
Анализируя опыт педагогов техникума, мы отмечаем следующие преимущества дистанционного обучения:
• повышается эффективность самостоятельной работы обучающихся, мотивация к овладению знаниями; расширяется их кругозор;
• происходит установление межпредметных связей с информатикой, т. е. формируется информационная и коммуникативная компетенции;
• студент сам выбирает время и место для обучения;
• учебные материалы поступают к студенту в цифровом виде.
В то же время мы столкнулись и с некоторыми трудностями при реализации дистанционного обучения:
• возможна плохая связь (но этот недостаток устраняется с развитием новых устройств и сетевых технологий);
• отсутствие необходимого психологического настроя на урок, это связано с неготовностью студентов к активной самостоятельной познавательной работе;
• отсутствует естественный контакт с преподавателем на уроке, что затрудняет реализацию психологической мотивации студентов и гибкой корректировки хода учебного занятия;
• недостаточно отработаны механизмы контроля и учета самостоятельной работы в целом и самостоятельной работы в рамках дистанционного обучения в частности.
Несмотря на перечисленные отрицательные моменты, первые результаты внедрения дистанционного обучения оказались обнадеживающими. У выпускников, освоивших образовательную программу с применением дистанционных технологий, отмечается более высокое качество знаний (78 % в сравнении с 70 % качества знаний выпускников, освоивших образовательную программу по традиционной технологии); продуктивное усвоение предметного содержания учебных дисциплин во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.
1. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2016.
2. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 № 273. — Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/.
3. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2014.— 416 с.
4. Смирнов С. А. Педагогика (педагогические теории, системы, технологии) / С. А. Смирнов, И. Б. Ко-това, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. Л. Смирнова. — 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2013. — 512 с.
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Н. В. титова, методист Междуреченского горностроительного техникума С. А. Якушенко, преподаватель
Активный переход от индустриального общества к информационному, где знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни общества, создает условия для широкого использования эффективных информационных технологий в области образования.
Одним из приоритетных направлений государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг. Условием качества и эффективности образования становится создание таких методик и траекторий образования, которые направлены не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы обучающихся для получения актуальных знаний.
Использование в образовательном процессе современных информационных технологий расширяет возможности варьирования материала, информационного фонда, которым может пользоваться обучающийся, позволяет преподавателю более гибко и оперативно реагировать на его ошибки. Этому способствует постоянно поддерживаемая обеими сторонами обратная связь.
В Междуреченском горностроительном техникуме на первом этапе внедрения элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс был проведен мониторинг готовности преподавателей к использованию в работе современных информационных технологий. Результаты мониторинга показали, что только 10 °% преподавателей готовы использовать в своей работе
Н. В.титова С. А. Якушенко
веб-сервисы, LMS Moodle и другие современные 1Т-технологии; 75 °% — считают целесообразным использование современных информационных технологий, но им не хватает знаний, опыта применения (какие элементы дистанционных технологий на каких этапах обучения использовать); 15 °% респондентов считают использование 1Т-технологий в учебном процессе неэффективным.
Именно поэтому для преподавателей было организовано внутрифирменное повышение квалификации в форме годичного семинара «Инновационное развитие образовательного процесса в техникуме посредством формирования информационно-образовательной среды», чтобы подготовить педагогических работников к активному использованию электронных образовательных ресурсов. Это будет способствовать повышению качества образования, его эффективности и доступности в условиях реализации требований ФГОС СПО.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи семинара:
— выявить профессиональные затруднения, информационные потребности и запросы педагогических работников техникума;