Научная статья на тему 'Повышение качества образования путем внедрения дистанционных технологий'

Повышение качества образования путем внедрения дистанционных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества образования путем внедрения дистанционных технологий»

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Е. П. Никонова, методист Кузнецкого техникума сервиса и дизайна им. Волкова В. А. Н. В. Макарова, В. И. Наумова, преподаватели

Е. П. Никонова

Н. В. Макарова

В современных образовательных условиях важную роль играет формирование у студентов навыков самостоятельного усвоения и критического анализа новых знаний. Задача создания системы самостоятельной работы в век повсеместной информатизации общества успешно решается путем организации дистанционного обучения [1, с. 86].

Право образовательных учреждений применять дистанционные образовательные технологии закреплено в статье 16 закона «Об образовании в Российской Федерации», который трактует дистанционное обучение как взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии [2]. Использование дистанционных технологий может пониматься как такая деятельность студентов, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, но которая направляется и организуется преподавателем с помощью специфичных средств интернет-технологий или других средств, предусматривающих интерактивность [3, с. 103].

На современном этапе развития образования и наш техникум столкнулся с необходимостью реализации дистанционного обучения. Во-первых, многие наши обучающие пропускают учебные занятия по разным причинам: кто-то по болезни, учатся у нас и молодые мамы, кто-то вынужден подрабатывать и т. д. Во-вторых, есть ФГОС, который предписывает 50 % учебного времени отдать внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся. В-третьих, компьютеры или смартфоны есть практически у каждого обучающегося, и они все равно постоянно сидят в Интернете.

В. И. Наумова

В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии.

Специфика дистанционного обучения накладывает свой отпечаток на используемые педагогические технологии. Прежде всего это связано с ролью преподавателя в учебном процессе. Если ранее в традиционной системе образования преподаватель занимал центральное место как интерпретатор знаний, теперь же, в условиях информатизации, это место все более и более принадлежит студенту, самостоятельно приобретающему знания. В данных условиях преподаватель выступает как координатор, помогая студенту добывать знания и применять их на практике. Предметом заботы преподавателя является выбор методов и технологий для реализации своей деятельности. И главную роль здесь играют методы активного и развивающего обучения.

В таких условиях организованная на основе дистанционных технологий самостоятельная работа обучающегося позволит наиболее полно обеспечить реализацию его субъектной позиции, так как требует от студента высокой самоорганизации и самостоятельности. Именно самостоятельная работа «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», дает возможность «быть сознательным и активным гражданином и созидателем» [4, с. 366].

В распоряжении педагога имеются различные программные и технические средства, ресурсы компьютерных сетей. Студент, путешествуя по ссылкам педагога, непроизвольно

«ОБрАЗОВАНИЕ. карьера. общество» №3 (58) 2018

7

пользуется только сайтами научного, образовательного, игрового образовательного характера. Для преподавателя главное — выбрать действительно качественные информационные продукты. При решении этой проблемы возникает необходимость в разработке авторских электронных ресурсов, которые включают в себя электронные презентации с рекомендациями к работе, дидактические игры с использованием электронных приложений Web 2.0, программное обеспечение для создания материалов дистанционного обучения IspringSuite, контролирующие тесты (которые создаются непосредственно в оболочке Moodle), практические задания и рекомендации к ним.

Еще одним из преимуществ дистанционного обучения является возможность реализации личностно ориентированного обучения, т. е. обучения, учитывающего личностные качества обучающегося, его возможности и образовательные цели. Технологии реализации самостоятельной работы студентов на основе мультимедийных средств обучения позволяют построить индивидуализированное, дифференцированное обучение [3, с. 122].

В интерактивной среде «студент — компьютер — преподаватель» больше внимания уделяется образному мышлению: используются технологии, активизирующие правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов.

В процессе дистанционного обучения мы не только используем уже имеющиеся медиа-продукты учебного назначения, но и самостоятельно разрабатываем собственные учебные продукты (электронные презентации, графические материалы, иллюстрации, видеолекции) для изложения учебного материала или демонстрации производственных процессов.

Электронные презентации и медиаресурсы можно использовать на всех этапах урока:

• как источник учебной информации — при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;

• как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;

• как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;

• как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений.

Применение медиаресурсов способствует сокращению времени на подготовку к уроку. Один раз созданные мультимедиапрезентация,

видеолекция используются многократно в различных вариациях: меняется порядок подачи материала, его объем для групп разного профиля т. д.

Анализируя опыт педагогов техникума, мы отмечаем следующие преимущества дистанционного обучения:

• повышается эффективность самостоятельной работы обучающихся, мотивация к овладению знаниями; расширяется их кругозор;

• происходит установление межпредметных связей с информатикой, т. е. формируется информационная и коммуникативная компетенции;

• студент сам выбирает время и место для обучения;

• учебные материалы поступают к студенту в цифровом виде.

В то же время мы столкнулись и с некоторыми трудностями при реализации дистанционного обучения:

• возможна плохая связь (но этот недостаток устраняется с развитием новых устройств и сетевых технологий);

• отсутствие необходимого психологического настроя на урок, это связано с неготовностью студентов к активной самостоятельной познавательной работе;

• отсутствует естественный контакт с преподавателем на уроке, что затрудняет реализацию психологической мотивации студентов и гибкой корректировки хода учебного занятия;

• недостаточно отработаны механизмы контроля и учета самостоятельной работы в целом и самостоятельной работы в рамках дистанционного обучения в частности.

Несмотря на перечисленные отрицательные моменты, первые результаты внедрения дистанционного обучения оказались обнадеживающими. У выпускников, освоивших образовательную программу с применением дистанционных технологий, отмечается более высокое качество знаний (78 % в сравнении с 70 % качества знаний выпускников, освоивших образовательную программу по традиционной технологии); продуктивное усвоение предметного содержания учебных дисциплин во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами.

1. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2016.

2. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 № 273. — Режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/.

3. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2014.— 416 с.

4. Смирнов С. А. Педагогика (педагогические теории, системы, технологии) / С. А. Смирнов, И. Б. Ко-това, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. Л. Смирнова. — 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2013. — 512 с.

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Н. В. титова, методист Междуреченского горностроительного техникума С. А. Якушенко, преподаватель

Активный переход от индустриального общества к информационному, где знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни общества, создает условия для широкого использования эффективных информационных технологий в области образования.

Одним из приоритетных направлений государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг. Условием качества и эффективности образования становится создание таких методик и траекторий образования, которые направлены не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы обучающихся для получения актуальных знаний.

Использование в образовательном процессе современных информационных технологий расширяет возможности варьирования материала, информационного фонда, которым может пользоваться обучающийся, позволяет преподавателю более гибко и оперативно реагировать на его ошибки. Этому способствует постоянно поддерживаемая обеими сторонами обратная связь.

В Междуреченском горностроительном техникуме на первом этапе внедрения элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс был проведен мониторинг готовности преподавателей к использованию в работе современных информационных технологий. Результаты мониторинга показали, что только 10 °% преподавателей готовы использовать в своей работе

Н. В.титова С. А. Якушенко

веб-сервисы, LMS Moodle и другие современные 1Т-технологии; 75 °% — считают целесообразным использование современных информационных технологий, но им не хватает знаний, опыта применения (какие элементы дистанционных технологий на каких этапах обучения использовать); 15 °% респондентов считают использование 1Т-технологий в учебном процессе неэффективным.

Именно поэтому для преподавателей было организовано внутрифирменное повышение квалификации в форме годичного семинара «Инновационное развитие образовательного процесса в техникуме посредством формирования информационно-образовательной среды», чтобы подготовить педагогических работников к активному использованию электронных образовательных ресурсов. Это будет способствовать повышению качества образования, его эффективности и доступности в условиях реализации требований ФГОС СПО.

Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи семинара:

— выявить профессиональные затруднения, информационные потребности и запросы педагогических работников техникума;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.