Научная статья на тему 'Повышение качества медицинского образования через критериально-ориентированную оценку знаний студентов'

Повышение качества медицинского образования через критериально-ориентированную оценку знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / DERMATOVENEROLOGY / QUALITY CONTROL / COMPUTER TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов В. Е.

Были проанализированы результаты различного вида тестирования студентов на 3 кафедрах и многолетние результаты контроля знаний на кафедре дерматовенерологии, что позволило вычислить средние показатели результативности по пятибалльной шкале. При этом установлен низкий уровень успешности при использовании нормативно-ориентированной системы оценивания результатов контроля качества подготовки врачей. Обсуждены перспективы перехода на критериально-ориентированную систему с целью эффективного управления качеством подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The criterial scaling of the students' knowledge increases the level of the doctors' qualification

There were analyzed the results of different types of testing the students at 3 departments as well as the results of the knowledge-control at the dermatovenerology course. The values were scaled in the 5-points scale. The low level of the computer testing results has been determined. The perspectives of the criterial scaling of the students' knowledge for the management of the medical education have been discussed.

Текст научной работы на тему «Повышение качества медицинского образования через критериально-ориентированную оценку знаний студентов»

УДК 61:37-057.875

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ ОЦЕНКУ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

© Попов В.Е.

Кафедра кожных и венерических болезней Курского государственного медицинского университета

Были проанализированы результаты различного вида тестирования студентов на 3 кафедрах и многолетние результаты контроля знаний на кафедре дерматовенерологии, что позволило вычислить средние показатели результативности по пятибалльной шкале. При этом установлен низкий уровень успешности при использовании нормативно-ориентированной системы оценивания результатов контроля качества подготовки врачей. Обсуждены перспективы перехода на критериально-ориентированную систему с целью эффективного управления качеством подготовки специалиста.

Ключевые слова: медицинское образование, дерматовенерология, контроль качества, компьютерное тестирование.

THE CRITERIAL SCALING OF THE STUDENTS' KNOWLEDGE INCREASES THE LEVEL OF

THE DOCTORS' QUALIFICATION Popov V.E.

Dermatovenerology Department of the Kursk State Medical University

There were analyzed the results of different types of testing the students at 3 departments as well as the results of the knowledge-control at the dermatovenerology course. The values were scaled in the 5-points scale. The low level of the computer testing results has been determined. The perspectives of the criterial scaling of the students' knowledge for the management of the medical education have been discussed.

Key words: medical education, dermatovenerology, quality control, computer testing.

До настоящего времени в высшей школе при проведении тестового контроля знаний используется нормативно-ориентированное оценивание результатов. Стандарты качества подготовки специалистов не разработаны, что послужило поводом для исследования уровня профессиональной успешности студентов медицинского вуза. Для анализа были использованы результаты мультимедийного экзаменационного тестового контроля кафедр дерматовенерологии, анатомии человека и гистологии, на которых для организации тестового контроля в качестве программного продукта используется программа Exam Tool, позволяющая применять наряду с текстовыми и тесты графического типа.

Как видно из диаграммы (рис. 1), средний балл при оценивании как по количеству правильных ответов на задания в целом (жесткому рейтингу), так и по правильным ответам на отдельные варианты ответов в задании (мягкому рейтингу) во всех группах тестируемых был примерно на одинаковом уровне.

В дальнейшем нами проведен анализ результатов экзаменационного тестирования 2002-2005 гг. на кафедре дерматовенерологии (рис. 2). Колебания средних результатов профессиональной успешности по годам зависели от мотивации результативности прохождения экзаменационного тестирования. Так, рост результатов в 2003 г. и резкое падение в 2004 г. обусловлено, на наш взгляд, следующим. В 2003 году предэкзаменационное тестирование было объявлено допускным к экзамену. Однако в последний момент такое решение было отменено, а результаты тестирования не влияли на допуск к экзамену, равно как и на экзаменационную оценку. Это привело к формированию отрицательной мотивации и снижению оценочной шкалы на экзамене в 2004 году. В дальнейшем попытка повысить мотивацию серьезного отношения к процедуре тестирования увенчалась успехом. Усиление роли тестового контроля в формировании общей экзаменационной оценки повысило результативность мультимедийного тестирования в 2005 году в 1,42 раза.

Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье ", 2006, № 2

Рис. 1. Сравнение средних результатов тестирования по трем учебным дисциплинам с выделением 5-балльной шкалы.

70 60 50 40 30 20 10 0

| |отлично хорошо ШЗ удовл.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Рис. 2. Результаты предэкзаменационного тестирования 2002-2005 гг.

Как видно из диаграммы (рис. 3), оценочная шкала с учетом отлично, хорошо и удовлетворительно успевающих студентов была примерно на одном уровне, что позволило вывести средние показатели оценивания результатов тестирования с установлением следующих параметров: оценке "отлично" соответствует 54% и более правильных ответов,

оценке "хорошо" - от 38% до 54%, оценке "удовлетворительно" - от 23% до 38%, оценке "неудовлетворительно" - ниже 23%. Эти параметры средних величин свидетельствуют об очень низком уровне профессиональной подготовки, что побуждает искать новые способы повышения качества подготовки врача. Реальные шаги в переходе на критериально-

60 50 40 30 20 10

53,75%

отлично хорошо и удовл.

Средние значения % правильных ответов

0

Рис. 3. Усредненные оценочные критерии по 4-летнего предэкзаменационного тестирования.

ориентированное оценивание результатов тестового контроля знаний сделаны администрацией Курского государственного медицинского университета. С 2006 года экзаменационному тестированию вновь придан статус первой ступени экзамена, когда по результатам тестирования принимается решение о допуске к следующим этапам: проверке практических навыков и собеседованию по теоретическим вопросам. Критерий допуска увеличен с 20% правильных ответов до 40%. На наш взгляд, даже такой низкий допускной уровень, как 40%, является пусть робкой, но очень важной попыткой реформирования системы оценивания качества профессиональной подготовки врача. Постепенно этот уровень должен повышаться, чтобы сформировать у будущих врачей стойкое чувство ответственности в освоении профессии. В конечном итоге система оценивания качества

дерматовенерологии, полученные в результате

профессиональной подготовки врача неминуемо, естественным путем, плавно преобразуется из нормативно-ориентированной в критериально-ориентированную и станет мощным инструментом управления качеством подготовки специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попов В.Е. Влияние метода интерпретации результатов контроля знаний на качество подготовки специалиста // Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета последипломного образования КГМУ 24 марта 2006 года / Под ред. профессора А.И. Лазарева. -Курск, 2006. - С. 97-98.

2. Гронлунд Н. Тесты достижений в конструировании / Н. Гронлунд. - Лондон: Прентис-Холл, 1982. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.