Научная статья на тему 'Повышение износостойкости плунжерных пар топливной аппаратуры при работе на биодизельном топливе'

Повышение износостойкости плунжерных пар топливной аппаратуры при работе на биодизельном топливе Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
121
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ / ИЗНОС / МЕТИЛОВЫЙ ЭФИР РАПСОВОГО МАСЛА / ПЛУНЖЕРНАЯ ПАРА / ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА / BIODIESEL FUEL / HYDRAULIC DENSITY / WEAR / METHYL ETHER OF RAPESEED OIL / PUMP ELEMENT / FUEL INJECTION EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Дрюпин П. В., Головин А. Ю.

В данной работе приведены результаты ускоренных стендовых сравнительных износных испытаний топливной аппаратуры. Их цель состояла в определении влияния биодизельного топлива на техническое состояние плунжерных пар топливной аппаратуры. Анализируя полученные данные можно говорить о том, что использование биодизельного топлива позволяет повысить долговечность плунжерных пар и тем самым увеличить ресурс топливной аппаратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Дрюпин П. В., Головин А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUEL INJECTION EQUIPMENT PUMP ELEMENT INCREASE WEAR RESISTANCE DURING THE WORK ON BIODIESEL FUEL

This paper presents the results of accelerated bench comparative wearing tests fuel equipment. Their purpose consisted in definition of influence of biodiesel fuel on a technical condition pump element of fuel equipment. Analyzing the obtained data it is possible to say that use of biodiesel fuel allows to raise durability pump element and by that to increase a resource of fuel injection equipment.

Текст научной работы на тему «Повышение износостойкости плунжерных пар топливной аппаратуры при работе на биодизельном топливе»

Аграрный вестник Урала №8 (87), 2011 г.—<^Щ^

Инженерия

ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОИКОСТИ ПЛУНЖЕРНЫХ ПАР ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ПРИ РАБОТЕ НА БИОДИЗЕЛЬНОМ ТОПЛИВЕ

П. В. ДРЮПИН, ассистент кафедры тракторов, автомобилей и эксплуатации, А. Ю. ГОЛОВИН, аспирант кафедры сельскохозяйственных машин и механизации животноводства, Омский ГАУ

644008, г. Омск, ул. Сибаковская, д. 9, кв. 82; тел. 8-908-317-1835; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: биодизельное топливо, гидравлическая плотность, износ, метиловый эфир рапсового масла, плунжерная пара, топливная аппаратура.

Keywords: biodiesel fuel, hydraulic density, wear, methyl ether of rapeseed oil, pump element, fuel injection equipment.

Топливная аппаратура современной техники является наиболее сложным, дорогим и ответственным ее агрегатом, на долю которого приходится от 30 до 50 % отказов. Из них до 50 % приходится на форсунки и 20-30 % на плунжерные пары и нагнетательные клапаны. Основным параметром технического состояния топливной аппаратуры дизеля, определяющим ее надежность, является состояние ее прецизионных деталей [1, 5]. Плунжер и втулка образуют прецизионную плунжерную пару. Техническое состояние такой пары оценивается ее герметичностью (гидравлической плотностью) [2].

Работы, связанные с использованием в технике альтернативных видов топлива, становятся все более актуальными. Это вызвано рядом факторов - ограниченностью ископаемых ресурсов (нефть, газ и т. д.), неблагоприятной экологической обстановкой, постоянным повышением цен на минеральное топливо и ухудшением качества топлива, реализуемого в сфере АПК. В качестве альтернативного топлива в данной работе рассматривается биодизельное топливо (метиловый эфир рапсового масла), ввиду того что по своим физикохимическим свойствам оно схоже с дизельным топливом и может быть использовано в двигателях без их переоборудования [3].

Цель и методика исследований.

Целью данной работы является определение влияния биодизельного топлива на техническое состояние плунжерных пар топливной аппаратуры.

Исследования включали в себя проведение ускоренных стендовых сравнительных износных испытаний серийного топливного насоса марки УТН-5 по стандартной методике, разработанной в ЦНИТА и приведенной в отраслевом стандарте ОСТ 23.1.364-81 [4]. Согласно этой методике, для интенсификации процесса изнашивания топливо загрязнялось тонкими

микропорошками кварца зернистостью 3-14 мкм до концентрации 12,5 г/т. Общая продолжительность эксперимента составляла 60 ч на каждом из пяти образцов топлива. При этом проводился контроль гидравлической плотности плунжерных пар до и после эксперимента.

Результаты исследований.

Исследованию подвергались пять образцов топлива:

1. ДЛ (топливо дизельное летнее) - кинематическая вязкость топлива при 20°С, 4,4 мм2/с.

2. БД (биодизельное топливо) -кинематическая вязкость топлива при 20°С, 8,5 мм2/с.

3. БД-75 (смесевое топливо, состоящее из 25 % ДЛ и 75 % БД) - кинематическая вязкость топлива при 20°С, 7,3 мм2/с.

4. БД-50 (смесевое топливо, состоящее из 50 % ДЛ и 50 % БД) - кинематическая вязкость топлива при 20°С, 5,9 мм2/с.

5. БД-25 (смесевое топливо, состоящее из 75 % ДЛ и 25 % БД) - кинематическая вязкость топлива при 20°С, 4,5 мм2/с.

Изменение средней (по секциям) гидравлической плотности плунжерных пар, в зависимости от вида используемого топлива, представлено в табл. 1.

Выводы.

При проведении ускоренных стендовых сравнительных износных испытаний серийного топливного насоса УТН-5 за критерий оценки технического состояния плунжерных пар бралась их гидравлическая плотность до и после испытания. Анализируя полученные данные, представленные в табл. 1, можно говорить о том, что увеличение концентрации биодизельного топлива приводит к постепенному повышению гидравлической плотности плунжерных пар по окончании эксперимента. Это свидетельствует об уменьшении износа и улучшении технического состояния плунжерных пар. Проведенные исследования показывают, что использование биодизельного топлива позволяет повысить долговечность плунжерных пар и тем самым увеличить ресурс топливной аппаратуры.

Таблица 1

Влияние биодизельного топлива на техническое состояние плунжерных пар

Показатель № образца исследуемого топлива

gw W - ох 5 * * '■? ох 5 W - ох 0 * £ '■? ох 0 W - ох 5 5 2 * £ '■? ох 5 t-

Гидравлическая плотность в начале эксперимента, (с) 67 70 68 68 66

Гидравлическая плотность в конце эксперимента, (с) 2,89 15 11,89 10,42 6,65

Группа плотности Выбраковка III II II I

Литература

1. Антипов В. В. Износ прецизионных деталей и нарушение характеристики топливной аппаратуры дизелей. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Машиностроение, 1972. 177 с.

2. Гергенов С. М. Диагностика топливной аппаратуры дизелей на основе безмоторных методов испытаний : метод. указ. к лаб. работам по дисц. «Автомобили и двигатели» для спец. 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство». Улан-Удэ : ВСГТУ, 2001. 65 с.

3. Девянин С. Н., Марков В. А., Семенов В. Г. Растительные масла и топлива на их основе для дизельных двигателей. Харьков : Новое слово, 2007. 452 с.

4. ОСТ 23.1-364-81. Насосы топливные высокого давления тракторных и комбайновых дизелей. Метод ускоренных испытаний на надежность. М. : Изд-во ЦНИТА, 1982. 28 с.

5. Ташпулатов М. М. Обеспечение работоспособности топливоподающей аппаратуры дизелей. Ташкент : Фан,

1990. 128 с.

www. m-avu. narod. ru

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.