Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности территорий за счет использования маркетинговых инструментов'

Повышение инвестиционной привлекательности территорий за счет использования маркетинговых инструментов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
525
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА / БРЕНД / БРЕНД-ПЛАТФОРМА / TERRITORIAL MARKETING / INVESTMENT / MARKETING TOOLS / THE BRAND / THE BRAND PLATFORM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бодрова Ж. А.

Данная статья посвящена актуальным вопросам увеличения инвестиционной привлекательности территории за счет современных маркетинговых инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to topical issues of increasing the investment attractiveness of the territory at the expense of modern marketing tools.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности территорий за счет использования маркетинговых инструментов»

ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

13-14 ноября 2015 г.

УДК 338

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ

Ж. А. Бодрова

В нынешних сложных экономических условиях основной проблемой развития территорий Российской Федерации является повышение их конкурентоспособности, привлечение инвестиций и улучшение качества жизни населения. Особенностью современной рыночной экономической модели является массовая самоорганизация экономических субъектов через их саморазвитие.

Еще в 2008 году в докладе «О стратегии развития России до 2020 года» была обозначена потребность в решении проблем, связанных с обеспечением равенства субъектов Российской Федерации, что позволило бы обеспечить достойный уровень жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий.

Поэтому одним из подходов к решению данных проблем является использование маркетинга территорий. Так как города, регионы, поселки и отдельные районы Российской Федерации с интересной историей и узнаваемым именем являются привлекательными объектами как для инвесторов, девелоперов, владельцев собственного бизнеса, так и для потребителей товаров и услуг.

Маркетинг территорий способствует продвижению и росту материального благосостояния территории, что, по мнению автора, невозможно без формирования имиджа и бренда, выделяющего территорию среди других.

Автором отмечено, что маркетинг территорий представляет собой инструмент, способствующий привлечению финансовых средств за счет выявления резервов, способных формировать индивидуальные особенности территории, которые обычно выделяются и преподносятся при помощи грамотно сформированного образа, имиджа и бренда.

Перечень мер вырабатываемых маркетингом территорий содержат следующие аспекты: Формирования престижа и имиджа территории, её социальной и экономической конкурентоспособности; Создания предпосылок для участия территории в реализации международных, федеральных и региональных программ; Привлечения на территорию новых заказчиков (государственных и внешних); Положительного воздействия на процессы экспорта товаров; Улучшения степени идентификации граждан с территорией проживания; Привлечения современных бизнес-технологий и предпринимателей с новыми видами деятельности; Увеличения конкурентоспособности расположенных на территории предприятий; Положительного воздействия на уровень занятости населения.

Происходящее усиление конкурентной борьбы между территориями на фоне бурного развития технологий управления привело к возникновению потребностей в использовании инструментов маркетинга[2], помогающих достичь ориентиры маркетинга территории.

Поэтому изобразим в виде таблицы 1 инструменты маркетинга территорий.

Таблица 1.

Инструменты маркетинга территорий [8], [11], [5]

Инструменты Составляющие

Информационно-рекламные Необходимая информация о возможностях и предложениях территории; 2. Лоббирование; 3. Спонсорство; 4. Визиты, встречи, презентации, конференции, семинары, выставки, ярмарки, международное сотрудничество, специальные проекты; 5. Обслуживание потенциальных инвесторов с использованием высокопрофессионального персонала, курирования, сопровождения и поддержки стратегических инвесторов.

Повышение инвестиционной привлекательности территорий за счет использования маркетинговых

инструментов

Инновационные Бенчмаркинг; 2. Брендинг; 3. Интернет-маркетинг; 4. Концептуальное моделирование развития территорий; 5. АВС-анализ ресурсных возможностей региона.

Специфические инструменты 1. Тематические парки; 2. Гостиничное дело, туризм; 3. Транспорт, связь, банковская система, налоговая политика; 4. Учреждения образования, культуры, здравоохранения, отдыха, спорта.

В современных условиях Россия активно работает над созданием своего образа в сознании мировой общественности. Известно, что в 2009 году на внеочередном съезде Русского географического сообщества была поставлена задача по популяризации информации о регионах с целью развития туризма, подразумевающую под собой выявление новых символов и формирование новых географических стереотипов, способных подчеркнуть многогранность и уникальность территорий[10].

В условиях глобализации и возрастания роли информации в обществе формирование имиджа территории, по мнению авторов, является жизненно важной необходимостью.

Необходимо отметить, что выразительный бренд выступает основой ускоренного социального, экономического развития, уровня и качества жизни населения, поскольку способствуют решению ряда основополагающих проблем, имеющих большое значение для интенсивного развития территории[3].

Бренд территории представляет собой инструмент маркетинга и объединяет такие элементы, как логотип, субимидж, имидж и репутацию территории, рассмотрим инструменты маркетинга в виде таблицы 2.

Таблица 2.

Инструменты развития территорий [7], [1], [6], [9], [4]

Инструменты развития территории Особенности

Бренд территории Представляет собой совокупность уникальных качеств, общечеловеческих ценностей, отражающих своеобразие, неповторимые оригинальные потребительские характеристики данной территории.

Логотип территории Представляет собой физическое и символическое выражение бренда, его нематериальные атрибуты.

Субимидж территории Представляет собой комплекс ассоциативных представлений, сгруппированных вокруг базового представления о некоем объекте.

Имидж территории Представляет собой нематериальный актив, способный перевести потенциал территории в материальные и инвестиционные активы.

Репутация территории Репутация территории выглядит как объективно сложившаяся и подтвержденная практикой совокупность ценностных убеждений и рациональных мнений о территории.

Обобщая приведенную выше информацию, касающуюся брендинга территорий, как составляющей развития территорий приведем основные характеристики бренда: гарантия удовлетворения запросов и желаемых потребительских качеств потребителя территории; гарантия получения потребителем территории определенных выгод; особый широко известный психо-эмоциональный образ, формируемый при помощи ресурсов территории; повышенный уровень индивидуальной ценности территории, создаваемой посредством положительных ассоциаций; условие создания конкурентных преимуществ территории и её доходов; разновидность ценного нематериального актива экономики территории.

Имея четкое представление о том, какие задачи способен решать бренд и какое отношение он должен вызывать у аудитории, можно сформулировать и систематизировать это в виде бренд-платформы.

Бренд-платформа как ключевой инструмент определения основных характеристик бренда должна содержать в себе такие элементы, как миссию, неповторимость, ценность, назва-

Ж. А. Бодрова

ние и историю бренда, согласно которым управляющие структуры территории строят всю свою деятельность и коммуникации.

Представим схему взаимодействия элементов бренд-платформы в виде рисунка 1.

Рис. 1. Схема бренд-платформы территории ЛИТЕРАТУРА

1. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж, репутация и бренд территории // ЭКО. 2008. № 8.

2. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территорий. Наука. Инновации. Технологии. 2013. № 2. С. 107-116.

3. Гусев Е.Г. Имидж региона как нематериальный актив в социально-экономическом развитии территории// Сборник конференций НИЦ Социо-сфера. 2011. С. 5.

4. Домнин В. Доверие, привлекательность и риск -главные движущие силы нематериальных активов региона. [Электронный ресурс]. URL: http://2008.forumstrategov.ru/rus/docs1.html.

5. Зиннуров И.Ф., Ситнова И.А. Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентоустойчивости региона.

6. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры / А.Е. Кирюнин. - М.: Университет, 2000. - С. 143.

7. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». Статьи из номера N5 / 1999.

8. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 42.

9. Сухонов В. Системный подход к проблеме формирования имиджа территории // Власть. - 2012. - С. 103.

10. Мультимедийный проект-конкурс «Россия 10». [Электронный ресурс]. URL: http://10russia/ru/about/.

11. Развитие маркетинга территорий [Электронный ресурс]. URL: http://memosales.ru/osnovi/razvitie-territorij-v-marketinge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.