ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 338
ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ЗА СЧЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ
Ж. А. Бодрова
В нынешних сложных экономических условиях основной проблемой развития территорий Российской Федерации является повышение их конкурентоспособности, привлечение инвестиций и улучшение качества жизни населения. Особенностью современной рыночной экономической модели является массовая самоорганизация экономических субъектов через их саморазвитие.
Еще в 2008 году в докладе «О стратегии развития России до 2020 года» была обозначена потребность в решении проблем, связанных с обеспечением равенства субъектов Российской Федерации, что позволило бы обеспечить достойный уровень жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий.
Поэтому одним из подходов к решению данных проблем является использование маркетинга территорий. Так как города, регионы, поселки и отдельные районы Российской Федерации с интересной историей и узнаваемым именем являются привлекательными объектами как для инвесторов, девелоперов, владельцев собственного бизнеса, так и для потребителей товаров и услуг.
Маркетинг территорий способствует продвижению и росту материального благосостояния территории, что, по мнению автора, невозможно без формирования имиджа и бренда, выделяющего территорию среди других.
Автором отмечено, что маркетинг территорий представляет собой инструмент, способствующий привлечению финансовых средств за счет выявления резервов, способных формировать индивидуальные особенности территории, которые обычно выделяются и преподносятся при помощи грамотно сформированного образа, имиджа и бренда.
Перечень мер вырабатываемых маркетингом территорий содержат следующие аспекты: Формирования престижа и имиджа территории, её социальной и экономической конкурентоспособности; Создания предпосылок для участия территории в реализации международных, федеральных и региональных программ; Привлечения на территорию новых заказчиков (государственных и внешних); Положительного воздействия на процессы экспорта товаров; Улучшения степени идентификации граждан с территорией проживания; Привлечения современных бизнес-технологий и предпринимателей с новыми видами деятельности; Увеличения конкурентоспособности расположенных на территории предприятий; Положительного воздействия на уровень занятости населения.
Происходящее усиление конкурентной борьбы между территориями на фоне бурного развития технологий управления привело к возникновению потребностей в использовании инструментов маркетинга[2], помогающих достичь ориентиры маркетинга территории.
Поэтому изобразим в виде таблицы 1 инструменты маркетинга территорий.
Таблица 1.
Инструменты маркетинга территорий [8], [11], [5]
Инструменты Составляющие
Информационно-рекламные Необходимая информация о возможностях и предложениях территории; 2. Лоббирование; 3. Спонсорство; 4. Визиты, встречи, презентации, конференции, семинары, выставки, ярмарки, международное сотрудничество, специальные проекты; 5. Обслуживание потенциальных инвесторов с использованием высокопрофессионального персонала, курирования, сопровождения и поддержки стратегических инвесторов.
Повышение инвестиционной привлекательности территорий за счет использования маркетинговых
инструментов
Инновационные Бенчмаркинг; 2. Брендинг; 3. Интернет-маркетинг; 4. Концептуальное моделирование развития территорий; 5. АВС-анализ ресурсных возможностей региона.
Специфические инструменты 1. Тематические парки; 2. Гостиничное дело, туризм; 3. Транспорт, связь, банковская система, налоговая политика; 4. Учреждения образования, культуры, здравоохранения, отдыха, спорта.
В современных условиях Россия активно работает над созданием своего образа в сознании мировой общественности. Известно, что в 2009 году на внеочередном съезде Русского географического сообщества была поставлена задача по популяризации информации о регионах с целью развития туризма, подразумевающую под собой выявление новых символов и формирование новых географических стереотипов, способных подчеркнуть многогранность и уникальность территорий[10].
В условиях глобализации и возрастания роли информации в обществе формирование имиджа территории, по мнению авторов, является жизненно важной необходимостью.
Необходимо отметить, что выразительный бренд выступает основой ускоренного социального, экономического развития, уровня и качества жизни населения, поскольку способствуют решению ряда основополагающих проблем, имеющих большое значение для интенсивного развития территории[3].
Бренд территории представляет собой инструмент маркетинга и объединяет такие элементы, как логотип, субимидж, имидж и репутацию территории, рассмотрим инструменты маркетинга в виде таблицы 2.
Таблица 2.
Инструменты развития территорий [7], [1], [6], [9], [4]
Инструменты развития территории Особенности
Бренд территории Представляет собой совокупность уникальных качеств, общечеловеческих ценностей, отражающих своеобразие, неповторимые оригинальные потребительские характеристики данной территории.
Логотип территории Представляет собой физическое и символическое выражение бренда, его нематериальные атрибуты.
Субимидж территории Представляет собой комплекс ассоциативных представлений, сгруппированных вокруг базового представления о некоем объекте.
Имидж территории Представляет собой нематериальный актив, способный перевести потенциал территории в материальные и инвестиционные активы.
Репутация территории Репутация территории выглядит как объективно сложившаяся и подтвержденная практикой совокупность ценностных убеждений и рациональных мнений о территории.
Обобщая приведенную выше информацию, касающуюся брендинга территорий, как составляющей развития территорий приведем основные характеристики бренда: гарантия удовлетворения запросов и желаемых потребительских качеств потребителя территории; гарантия получения потребителем территории определенных выгод; особый широко известный психо-эмоциональный образ, формируемый при помощи ресурсов территории; повышенный уровень индивидуальной ценности территории, создаваемой посредством положительных ассоциаций; условие создания конкурентных преимуществ территории и её доходов; разновидность ценного нематериального актива экономики территории.
Имея четкое представление о том, какие задачи способен решать бренд и какое отношение он должен вызывать у аудитории, можно сформулировать и систематизировать это в виде бренд-платформы.
Бренд-платформа как ключевой инструмент определения основных характеристик бренда должна содержать в себе такие элементы, как миссию, неповторимость, ценность, назва-
Ж. А. Бодрова
ние и историю бренда, согласно которым управляющие структуры территории строят всю свою деятельность и коммуникации.
Представим схему взаимодействия элементов бренд-платформы в виде рисунка 1.
Рис. 1. Схема бренд-платформы территории ЛИТЕРАТУРА
1. Важенина И. С., Важенин С. Г. Имидж, репутация и бренд территории // ЭКО. 2008. № 8.
2. Воронцова Г.В., Левданская Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территорий. Наука. Инновации. Технологии. 2013. № 2. С. 107-116.
3. Гусев Е.Г. Имидж региона как нематериальный актив в социально-экономическом развитии территории// Сборник конференций НИЦ Социо-сфера. 2011. С. 5.
4. Домнин В. Доверие, привлекательность и риск -главные движущие силы нематериальных активов региона. [Электронный ресурс]. URL: http://2008.forumstrategov.ru/rus/docs1.html.
5. Зиннуров И.Ф., Ситнова И.А. Инструменты территориального маркетинга как фактор повышения конкурентоустойчивости региона.
6. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры / А.Е. Кирюнин. - М.: Университет, 2000. - С. 143.
7. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». Статьи из номера N5 / 1999.
8. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2002. С. 42.
9. Сухонов В. Системный подход к проблеме формирования имиджа территории // Власть. - 2012. - С. 103.
10. Мультимедийный проект-конкурс «Россия 10». [Электронный ресурс]. URL: http://10russia/ru/about/.
11. Развитие маркетинга территорий [Электронный ресурс]. URL: http://memosales.ru/osnovi/razvitie-territorij-v-marketinge.