Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности ОЭЗ путём совершенствования правового взаимодействия субъектов ОЭЗ'

Повышение инвестиционной привлекательности ОЭЗ путём совершенствования правового взаимодействия субъектов ОЭЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СУБЪЕКТЫ ОЭЗ / ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ / РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ОЭЗ / СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ОЭЗ / LEGAL REGULATION / THE SPECIAL ECONOMIC ZONE / THE LEGAL MECHANISM OF INTERACTION / THE SUBJECTS OF SEZ / THE SUPREME EXECUTIVE BODY OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE DECISION ON THE ESTABLISHMENT OF SEZS / THE AGREEMENT ON CREATION OF THE SEZ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волокитина Юлия Владимировна

настоящая статья посвящена изучению установленного порядка правового взаимодействия субъектов ОЭЗ с целью выявления его недостатков, исправление которых может повысить инвестиционную привлекательность ОЭЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the investment attractiveness of the SEZ by improving the legal interaction between the subjects of SEZ

This article is devoted to studying the interaction of the established order of the legal entities of the SEZ to identify its shortcomings, correction of which may increase the investment attractiveness of SEZs.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности ОЭЗ путём совершенствования правового взаимодействия субъектов ОЭЗ»

12.2. ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОЭЗ ПУТЁМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОЭЗ

Волокитина Юлия Владимировна. Должность: руководитель отдела правого обеспечения корпоративной и текущей деятельности. Место работы: ЗАО «СофтЛайн Трейд» E-maal: mitsar12@yandex.ru Аннотация: настоящая статья посвящена изучению установленного порядка правового взаимодействия субъектов ОЭЗ с целью выявления его недостатков, исправление которых может повысить инвестиционную привлекательность ОЭЗ.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование, особая экономическая зона, правовой механизм взаимодействия, субъекты ОЭЗ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, решение о создании ОЭЗ, соглашение о создании ОЭЗ.

INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE SEZ BY IMPROVING THE LEGAL INTERACTION BETWEEN THE SUBJECTS OF SEZ

Volokitina Julia Vladimirovna. Position: Head right for corporate and ongoing activities. Place of employment: JSC "Softline Trade". E-mail: mitsar12@yandex.ru Annotation: This article is devoted to studying the interaction of the established order of the legal entities of the SEZ to identify its shortcomings, correction of which may increase the investment attractiveness of SEZs. Keywords: legal regulation, the special economic zone, the legal mechanism of interaction, the subjects of SEZ, the supreme executive body of the subject of the Russian Federation, the decision on the establishment of SEZs, the agreement on creation of the SEZ.

Анализируя существующие правовые механизмы взаимодействия субъектов ОЭЗ, можно выявить несколько тенденций, которые не способствуют развитию и мешают повышению эффективности использования особых экономических зон.

Первым и основным правовым механизмом взаимодействия субъектов ОЭЗ является порядок создания ОЭЗ, в основе которого лежит обоснованное принятие решения Правительством РФ о создании ОЭЗ, базирующееся на тщательном отборе заявок на создание ОЭЗ, подаваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований в Министерство экономического развития и торговли РФ1. Отбор заявок осуществляется экспертными комиссиями на конкурсной основе и осуществляется по результатам оценки целесообразности и эффективности создания ОЭЗ по установленным действующим законодательством критериям, в

1 Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 564 (в ред. от 31.01.2008 г.) «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны»/ «Собрание законодательства РФ» 19.00.2200. № 38. ст. 3822.

число которых входит оценка уровня финансовоэкономического состояния и состояние объектов инфраструктуры субъекта РФ или муниципального образования, на территории которого планируется создание ОЭЗ, показатели развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иных инфраструктур ОЭЗ с приложением оценки стоимости затрат на их развитие, технико-экономические показатели инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории ОЭЗ, степень актуальности и инновационной привлекательности научных исследований и разработок и другие критерии. Учитывая установленную законом обязательность проведения Правительством РФ экспертной оценки целесообразности создания ОЭЗ, можно сделать вывод о том, что государство при принятии решения о создании ОЭЗ принимает обоснованное решение, за которое может и должно брать на себя ответственность2.

На основании принятого решения Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, исполнительнораспорядительным органом муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, подписывается соглашение о создании ОЭЗ, условия которого предусматривают такие условия, как порядок и объём финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ, план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ, мероприятия по разработке перспективного плана развития ОЭЗ, обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по делегированию Министерству экономического развития РФ полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в границах ОЭЗ на срок ее существования, обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам ОЭЗ и другие условия.

Примечательно, что на практике договор о создании ОЭЗ не предусматривает условия об ответственности сторон за выполнение обязанностей по договору3. Равно как и в законе от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» отсутствует указание на ответственность сторон соглашения о создании ОЭЗ за выполнение своих обязательств по договору.

Делегирование отдельных полномочий по управлению ОЭЗ органу исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого создано ОЭЗ, осуществляется Минэкономразвития РФ на основании соглашения о делегировании отдельных полномочий по управлению ОЭЗ4, либо управляющей компании (передача полномочий осуществляется на основании Приказа Минэкономразвития РФ)5, также не предусматривает ответст-

2 «Гражданский процессуальный кодекс РФ» от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04.05.2011 г.), глава 23, 24, 25 // «Собрание законодательства РФ» 19.11.2002. № 46. ст. 4532.

3 «Соглашение о создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» «подписано 18.01.2006 в г. Москве) // СПС Консультант+.

4 Приказ Минэкономразвития РФ от 21.01.2010 г. № 20 «Об утверждении типовой формы соглашения с субъектом РФ о делегировании отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной» «Российская газета» № 54. 17.03.2010.

5 Приказ Минэкономразвития РФ от 29.06.2010 г. № 260 «О Порядке передачи отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами организациям управления» «/ «Российская газета» № 225. 06.10.2010.

5'2011

Пробелы в российском законодательстве

венности сторон за выполнение своих обязательств по договору.

Примечательно, что типовая форма договора о передаче полномочий по управлению ОЭЗ органу исполнительной власти субъекта РФ не предусматривает ответственности субъекта РФ, на территории которого создано ОЭЗ, перед государством за эффективность осуществления делегированных Минэкономразвития РФ полномочий6. Практика по передаче коммерческой организации (управляющей компании) полномочий Минэкономразвития РФ по управлению ОЭЗ в России уже есть и также не предусматривает у коммерческой организации ответственности за эффективность осуществления делегированных полномочий по осуществлению управления ОЭЗ. Хотя практика передачи коммерческой организации полномочий по управлению ОЭЗ уже существует .

Рассмотреть особенности определения объёма ответственности между резидентом ОЭЗ и управляющим органом (организацией) можно на примере соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории ОЭЗ. Типовой текст соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории ОЭЗ содержит стандартный отсылочный пункт, согласно которому «5.1. За неисполнение Сторонами принятых обязательств в связи с исполнением условий настоящего Соглашения Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ»8. Данная формулировка в сочетании с объёмным и конкретизированным перечнем ответственности резидента за невыполнение условий договора означает, что у резидента ОЭЗ существуют общие права требования в рамках гражданского законодательства РФ, что не обеспечивает резиденту ОЭЗ достаточную правовую защиту от нарушения его прав или от невыполнения обязательств по соглашению об осуществлении технико-внедренческой деятельности на территории ОЭЗ со стороны управляющего органа или организации.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что отсутствие законодательно регламентированной ответственности Правительства РФ за принятие необоснованного решения о создании ОЭЗ, отсутствие ответственности субъектов ОЭЗ (кроме резидентов ОЭЗ), за несоблюдение условий соглашений о создании ОЭЗ, о передаче функций управления ОЭЗ, об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ свидетельствует о декларативном характере перечисленных соглашений и преобладании формального подхода к принятию решения Правительством РФ о создании ОЭЗ, что не способствует повышению уровня доверия к государству в общем и к различным его институтам (включая право) в частности, не способствует

6 Приказ Минэкономразвития РФ от 21.01.2010 г. № 20 «Об утверждении типовой формы соглашения с субъектом РФ о делегировании отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной» // «Российская газета» № 54. 17.03.2010; Приказ Минэкономразвития РФ от 22.04.2010 г. № 145 «О передаче органам исполнительной власти субъектов РФ отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами» // СПС Кон-сультант+.

7 Приказ Минэкономразвития РФ от 18.10.2010 г. №500 «О передаче Открытому акционерному обществу «Особые экономические зоны» отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами»/ СПС Консультант+.

8 Приказ Минэкономразвития РФ от 10.03.2006 г. № 64 «Об утверждении типовых форм соглашений о ведении промышленнопроизводственной и технико-внедренческой деятельности на территории особых экономических зон» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -03.04.2006. - № 14.

росту инвестиционного доверия к российским ОЭЗ и негативно сказывается на их развитии.

Следовательно, целесообразным является дополнительное научное изучение вопроса регламентации ответственности Российской Федерации в лице её органов и организаций, которым делегируется часть полномочий государственного управления ОЭЗ, за качество осуществляемых управленческих функций, от которого во многом зависит эффективность функционирования ОЭЗ и создание благоприятного инвестиционного климата на территориях ОЭЗ. Результатом научного исследования должно стать формулирование конкретных предложений по изменению действующего законодательства.

В качестве ориентиров такого научного исследования можно назвать следующие направления:

1) изучение возможности установления и порядка наложения на государственные органы и на конкретных должностных лиц гражданской и административной ответственности за качество осуществляемых ими управленческих и контрольных функций на территориях ОЭЗ;

2) изучение возможности применения при регулировании ответственности государственных органов за качество осуществляемых ими управленческих и контрольных функций на территориях ОЭЗ института страхования ответственности;

3) изучение возможности и целесообразности применения страхования деловых рисков резидентами ОЭЗ.

В качестве основы развития любого направления государственной политики является формулирование соответствующей концепции, которое представляет собой наукоёмкий процесс, к которому должны быть привлечены представители различных наук: экономики, финансов, юриспруденции, психологии, маркетинга, политологии и других.

В данном контексте изучение аспектов совершенствования правовых механизмов повышения инвестиционной привлекательности отечественных ОЭЗ должно осуществляться с помощью комплексного научноправового подхода, который бы охватывал решение целого комплекса вопросов, связанных с функционированием ОЭЗ в рамках административного, финансового, гражданского, процессуального законодательства.

Список литературы:

«Гражданский процессуальный кодекс РФ» от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04.05.2011 г.), глава 23, 24, 25 // «Собрание законодательства РФ»

18.11.2002. № 46. ст. 4532.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 564 (в ред. от 31.01.2008 г.) «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» II «Собрание законодательства РФ» 19.00.2000. № 38. ст. 3822.

«Соглашение о создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны техниковнедренческого типа» (подписано 18.01.2006 в г. Москве) // СПС Консультант+.

Приказ Минэкономразвития РФ от 21.01.2010 г. № 20 «Об утверждении типовой формы соглашения с субъектом РФ о делегировании отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной» // «Российская газета» № 54. 17.03.2010.

Приказ Минэкономразвития РФ от 29.06.2010 г. № 260 «О Порядке передачи отдельных полномочий по

управлению особыми экономическими зонами организациям управления» // «Российская газета» № 225. 06.10.2010.

Приказ Минэкономразвития РФ от 22.04.2010 г. № 145 «О передаче органам исполнительной власти субъектов РФ отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами» II СПС Консуль-тант+.

Приказ Минэкономразвития РФ от 18.10.2010 г. №500 «О передаче Открытому акционерному обществу «Особые экономические зоны» отдельных полномочий по управлению особыми экономическими зонами»/ СПС Консультант+.

Приказ Минэкономразвития РФ от 10.03.2006 г. № 64 «Об утверждении типовых форм соглашений о ведении промышленно-производственной и технико-

внедренческой деятельности на территории особых экономических зон» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -

03.04.2006. - № 14.

Literature list:

"Civil Procedural Code" from 14.11.2002, № 138-FZ (as amended. From 05/04/2011), the head 23, 24, 25 // "Collection of Russian legislation". 18/11/2002. № 46. Art. 4532.

Resolution of the Government of the Russian Federation from 13.09.2005, № 564 (in the red. From 31.01.2008) "On approval of Regulations on registering and applying for the establishment of special economic zone" // "Collection of Russian legislation". 09/19/2005. № 38. Art. 38A2jreement on the establishment in St. Petersburg of special economic zone of technology-innovative type" (signed in Moscow 01/18/2006) // Consultant + ATP.

Order dated 21.01.2010 Ministry of Economic Development № 20 "On approval of the template agreement with the subject of the Russian Federation on the delegation of certain powers of management of special economic zone" // "Rossiyskaya Gazeta». № 54.

17Dffl8«^0ft6m the Ministry of Economic Development, the

29.06.2010 № 260 "About the Order of the transfer of certain powers of management of special economic zones organizations control" // "Rossiyskaya Gazeta» № 225. 06/10/2010.

Order from the Ministry of Economic Development

22.04.2010 year № 145 "About transfer of executive authorities of RF subjects certain powers of the Management of Special Economic Zones" // Consultant + ATOPrd. er from the Ministry of Economic Development, the

18.10.2010 № 500 "About transfer of Open Joint Stock Company" Special Economic Zones "certain powers for Management of Special Economic Zones" // Consultant + ATP.

Order Ministry of Economic Development of 10.03.2006, № 64 "On approval of standard forms of agreements on industrial-production and technology-innovative activity in the territory of special economic zones" // Bulletin of normative acts of federal bodies of executive power. -

03.04.2006. - № 14.

Рецензия

В статье «Повышение инвестиционной привлекательности ОЭЗ путём совершенствования правового взаимодействия субъектов ОЭЗ» Волокитина анализирует существующие правовые механизмы взаимодействия субъектов ОЭЗ, выявляя при этом несколько тенденций, которые не способствуют развитию и мешают повышению эффективности использования особых экономических зон.

Автор рассматривает особенности определения объёма ответственности между резидентом ОЭЗ и управляющим органом (организацией) на примере соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности на территории ОЭЗ, акцентирует внимание на целесообразности дополнительного научного изучения вопроса регламентации ответственности Российской Федерации в лице её органов и организаций, которым делегируется часть полномочий государственного управления ОЭЗ, за качество осуществляемых управленческих функций, от которого во многом зависит эффективность функционирования ОЭЗ и создание благоприятного инвестиционного климата на территориях ОЭЗ.

В качестве вывода в статье отмечено, что отсутствие законодательно регламентированной ответственности Правительства РФ за принятие необоснованного решения о создании ОЭЗ, отсутствие ответственности субъектов ОЭЗ (кроме резидентов ОЭЗ), за несоблюдение условий соглашений о создании ОЭЗ, о передаче функций управления ОЭЗ, об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ свидетельствует о декларативном характере перечисленных соглашений и преобладании формального подхода к принятию решения Правительством РФ о создании ОЭЗ, что не способствует повышению уровня доверия к государству в общем и к различным его институтам (включая право) в частности, не способствует росту инвестиционного доверия к российским ОЭЗ и негативно сказывается на их развитии.

Научно-редакционный отдел ИД «НАУКОМ»

Ковалева Н.М., к.ю.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.