Научная статья на тему 'Повышение инвестиционной привлекательности фондового рынка на основе структурированных продуктов'

Повышение инвестиционной привлекательности фондового рынка на основе структурированных продуктов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ / СРОЧНЫЙ РЫНОК / ФЬЮЧЕРСНЫЙ КОНТРАКТ / STRUCTURED PRODUCTS / DERIVATIVES MARKET / FUTURES CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балтин В. Э., Корсаков С. В.

В статье для повышения инвестиционной привлекательности фондового рынка, рекомендуются к использованию структурированные продукты, в качестве базовых активов которых выступают фьючерсы на товары агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение инвестиционной привлекательности фондового рынка на основе структурированных продуктов»

Балтин В.Э.1, Корсаков С.В.2 ©

1Доцент; 2соискатель, кафедра корпоративных финансов и оценки собственности, Оренбургский государственный университет

ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВОГО РЫНКА НА ОСНОВЕ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ

Аннотация

В статье для повышения инвестиционной привлекательностифондового рынка, рекомендуются к использованию структурированные продукты, в качестве базовых активов которых выступают фьючерсы на товары агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: структурированные продукты, срочный рынок, фьючерсный контракт Keywords: structured products, derivatives market, futures contract

В результате динамичного расширения спектра финансовых инструментов и их свойств, рациональному инвестору приходится решать все усложняющуюся проблему выбора конкретных активов для вложения средств. В таких условиях привлекательность инвестиций в инструменты финансовых рынков обеспечивается деятельностью инвестиционных компаний, оказывающие услуги по формированию и управлению портфелями ценных бумаг клиентов.

Влияние финансового кризиса 2008 года на рынок финансовых инструментов противоречиво. С одной стороны, как российские, так и зарубежные участники резко сократили свое участие в традиционных направлениях инвестирования. С другой стороны, все большую популярность приобретают сложные финансовые инструменты, обеспечивающие гарантию минимальной доходности или возврата инвестированного капитала. Среди них особое место занимают структурированные продукты, позволяющие инвестиционным компаниям адаптироваться к целям и задачам своих клиентов.

Под структурированным инвестиционным продуктом принято понимать сложный комплексный финансовый инструмент, инвестиционную стратегию, сформированную посредством комбинации базовых инвестиционных инструментов, для решения различных задач, характеризующихся нестандартными характеристиками и признаками [4].

Анализ рынка структурированных продуктов позволил выделить следующие присущие им особенности:

- финансовый характер удостоверяемых ими отношений, что идентифицирует структурированные продукты как финансовые инструменты;

- отсутствие стандартизации характеристик, обусловленное возникновением потребности в создании структурированных продуктов в случае, когда достижение желаемых параметров финансовой стратегии инвестора невозможно посредством использования стандартных финансовых инструментов;

- комбинированная структура, включающая разные варианты сочетанийстандартных базовых финансовых инструментов срочного рынка;

- многообразие целей создания, определяемое задачами инвестиционных стратегий инвесторов;

- преобладающая доля на первичном рынке структурированных продуктов продукт принадлежитинституциональным инвесторам;

- многообразие форм выпуска по сравнению с традиционными фондовыми инструментами.

Рынок структурированных продуктов в России начал свое развитие в 2003 - 2004 гг., однако вплоть до второй половины 2008 г. суммарный его объем не превышал 1753 млн. р.

©Балтии В.Э., Корсаков С.В., 2013 г.

Динамика рынка структурированных продуктов в России 2004 - 2012 гг. представлена на рисунке 1 [1].

45000 40000 35000 30000 25000

I

J 20000

15000 10000 5000 0

40146

26462

19674

9681

86 509 992 1374 1753

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Год

Рис. 1. - Динамика рынка структурированных продуктов в Россиив 2004 - 2012 гг., млн. р.

В 2008 - 2009 гг. наблюдается резкий рост рынка структурированных продуктов. Всего за полтора года уровень продаж этого относительно нового продукта вырос в 10 раз, достигнув величины в 19000 - 20000 млн. р. в 2010 г. Согласно оценкам инвестиционного сообщества есть все основания полагать, что в ближайшие несколько лет эта цифра увеличится до 300 млрд.р.

Российский рынок структурированных продуктов имеет четко выраженную сегментацию. Основных его участников целесообразно разделить на три основные группы:

- представительства крупнейших иностранных инвестиционных банков, ориентированные на продажи продуктов, сформированных на зарубежных рынках;

- крупнейшие инвестиционные компании и банки, ориентированные на создание массовых стандартизованных продуктов, в основных для пассивной стратегии управления ими;

- частные инвестиционные компании, обладающие возможностью настройки структурированных продуктов под интересы и потребности индивидуальных клиентов [3].

До 70 % российского рынка структурированных продуктов сформировано за счет продуктов с защитой капитала, эмитируемых инвестиционными компаниями, и аналогичных им по строению инвестиционных депозитов коммерческих банков. Такие продукты предлагают Ренессанс Капитал, БКС, Открытие, ВТБ Капитал, Финам, Банк Юникредит, КИТ Финанс и прочие.Большинство структурированных продуктов в России выпускается насрок 3 месяца, что объясняется стандартным периодом экспирации деривативов.

Выбор базовых активов для структурированных продуктов на российском рынке также обусловлен в большей степени соображениями ликвидности основного российского опционного рынка. Структура оборота опционов рынка ФОРТС по данным фондовой биржи РТС (www.rts.ru) представлена в таблице 1.Самым распространенным активом для российских структурированных продуктов является индекс РТС, на него приходится до 80 % выпущенных продуктов.

Структура оборота опционов рынка ФОРТС

Таблица 1

Тип базового актива Доля в обороте рынка

Индекс РТС 81,54

Индекс ММВБ 1,46

Акции Сбербанка 4,63

Акции Газпрома 4,66

Акции Лукойла 1,05

Прочие акции 1,54

Ценности товарных рынков 1,11

Процентные ставки 0,11

Иностранная валюта 3,90

Следует отметить, что популярность структурированныхпродуктов в России растет темпами, значительно превышающими темпы роста фондового рынка в целом. Основные условия инвестиций в структурированные продукты через профессиональных участников фондового рынка приведены в таблице 2.

Таблица 2

Основные условия инвестиций в структурированные продукты

Компания Базовые активы Минимальная сумма инвестирования, тыс. р. Минимальный срок инвестирования Базовый актив на иностранные акции или товары

ЗАО «Финам» Индекс РТС, голубые фишки 500 2 мес. Нет

ФК «Открытие» Российские индексы, голубые фишки, золото, доллар-рубль 500 4 мес. S&P500

БКС Голубые фишки, золото, индекс РТС 300 3 мес. S&P500

ЗАО «Финам» Индекс РТС, голубые фишки 500 2 мес. Нет

Itinvest Индекс РТС, золото, голубые фишки, рубль-доллар 300 1 мес. Нет

ООО «КИТ-финанс» Индекс РТС, золото, рубль-доллар, товарный рынок 100 3 мес. Да

По данным таблицы 2 (составлена на основе данных информационных сайтов указанных в таблице компаний) можно выделить следующие основные особенности услуг по инвестированию в структурированные продукты:

- однотипность базовых активов: большинство представленных компаний предлагают в качестве базовых активов наиболее ликвидные инструменты, что существенно ограничивает выбор для инвесторов. Лишь организация «КИТ-финанс» представляет возможностьсвоим клиентам инвестировать в товарные рынки;

- минимальная сумма инвестирования варьируется в среднем от 300 до 500 тыс. рублей;

- минимальный срок инвестирования различается от 1 месяца до 4 месяцев.

Одной из основных проблем на пути развития рынка структурированных продуктов является недостаточный, на наш взгляд,уровень осведомленности инвесторов об особенностях подобных инструментов и их преимуществах по сравнению с традиционными финансовыми инструментами.Отчасти, объективной причиной такого положения является их сложность для восприятия со стороны неподготовленных клиентов. Если в структуру таких продуктов входят сложные деривативы, то инвесторунелегко понять процесс ценообразования, оценить потенциальные риски и преимущества данных инструментов. По этой причине для описания состава и рисков структурированных продуктов работники инвестиционных компаний не должны использовать слишком сложную для понимания терминологию, которая может отпугнуть потенциальных клиентов, а применять максимально упрощенные презентации.

Для решения указанных выше проблем предлагается расширить использование фьючерсных контрактов на продукцию агросектора: пшеницу, кукурузу и соевые бобы, котируемые на Чикагской товарной бирже, в качестве базисных активов структурированных продуктов. Срочный рынок на продукцию агросектора является одним из ключевых сегментов биржевого рынка в мире. Фьючерсы на указанную продукцию отличаются высокой волатильностью, что делает биржевые инструменты на эти товары одними из наиболее востребованных как среди отраслевых участников, так и среди других категорий инвесторов.

Укрупненно в процессе конструирования структурированных продуктов можно выделить следующие этапы:

- мониторинг состояния срочного рынка;

- отбор потенциальных базисных активов;

- прогнозирование движения цен на потенциальные базисные активы;

- выбор базисного актива;

- формирование инвестиционной стратегии.

Рассмотрим состояние рынков, товары которыхпредложеннывыше в качестве базовых активов.С середины сентября 2012г. до конца марта 2013 г. фьючерсный контакт на кукурузу находился в нисходящем канале. После гепа 31 марта цена установилась в канале 640 - 660 цент/бушель. С начала апреля наблюдается консолидация в районе 650 цент/бушель. В данной сложившейся ситуации возможно несколько вариантов развития движения цены: возобновления нисходящего движения, боковое движение. Фьючерсный контракт на кукурузы, дневной тайм-фрейм представлен на рисунке 2.

Фьючерсный контракт на сою с октября 2012г. торгуется в ценовом диапазоне 1380 -1500 цент/бушель. Горизонтальные уровни 1380 цент/бушель и 1500 цент/бушель выступают в качестве линий поддержки и сопротивления. Цена на фьючерс сои неоднократно «тестировала» данные уровни и возвращалась в горизонтальный канал, что свидетельствует о силе данных уровней. С конца февраля внутри ценового канала 1380 - 1500 цент/бушель начал формироваться нисходящий канал. На конец апреля цена на фьючерс достигла уровня поддержки 1380 цент/бушель. В ближайшее время ожидается консолидация на данном уровне. В такой ситуации возможны два сценария развития:первый - пробитие уровня поддержки и продолжение нисходящего движения,второй - тестирование уровня поддержки и возвращение цены в горизонтальный канал 1380 - 1500 цент/бушель. Фьючерсный контракт на соевые бобы, дневной тайм-фрейм представлен на рисунке 3.

Рис.2. - Фьючерсный контракт на кукурузы, дневной тайм-фрейм

Рис.3 -Фьючерсный контракт на соевые бобы, дневной тайм-фрейм

В секторе фьючерсных контрактов на пшеницу с ноября 2012 г. наблюдается нисходящая тенденция. С начала апреля 2013 г. наблюдается консолидация цены на уровне,близкому к 700 цент/бушель. Наиболее вероятный вариант развития события: движение от линии сопротивления к линии поддержки, то есть продолжения движения цены в нисходящем канале. Лишь при пробитии уровня сопротивления и установления цены закрытия выше него можно судить об изменения тенденции. Фьючерсный контракт на пшеницу, дневной тайм-фрейм представлен на рисунке 4.

ИЮЛ 2012 аег сен ОКТ 2012 ноя лек ЯНВ2013 фее иар апр2013

Рис. 4. - Фьючерсный контракт на пшеницу, дневной тайм-фрейм

Предполагается, что базовый актив конструируемого структурированного продукта будет привязан к фьючерсному контракту на пшеницу. Наиболее привлекательной инвестиционной идеей в данной рыночной ситуации считается продажа июльских опционов call со страйком 800. Прибыль будет зафиксирована в трех из четырех вариантов возможного дальнейшего движения рынка, а именно: продолжения нисходящего канала, консолидации цены в районе уровня 700 цент/бушель, роста цены до уровня 800 цент/бушель.

Срок конструируемогоструктурированного продукта будет совпадать с июльским фьючерсным контрактом на пшеницу - с 2 мая 2013 г. до даты экспирации 1 июля 2013 г. Курс доллара на дату принятия решения составлял 31,04 р.

Степень рискаструктурированногопродукта для инвестора: предоставляется гарантия полной защиты или частичной защиты инвестируемого капитала.

Направление движения рынка, на которое рассчитан продукт: продолжение нисходящего движения цены или консолидация ниже уровня 800 цент/бушель.

Конструирование набора денежных потоков от инвестиций в продукт:

- фиксированный денежный поток, предназначенный для возврата первоначально вложенного капитала, может быть представлен выплатами по депозиту или облигации с аналогичным сроком до погашения [2]. В данном случае часть средств инвестора будет направленаво вклад в банк «Инвестиционный плюс» под 10 % годовых;

- переменный денежный поток дохода, генерируемого совокупностью опционов. Доход зависит от изменения рыночной цены базового актива и коэффициента участия инвестора в падении базового актива;

- отрицательный денежный поток при уплате комиссионных сборов, комиссии брокера, оплате консультационных услуг инвестиционной компании и выплате налогов.

Добавление дополнительных условий инвестиций в структурированный продукт. Для повышения инвестиционной привлекательности продукта считаем целесообразным предоставление права завершения инвестиций в него в случае неблагоприятной ситуации на рынке. В нашем случае, таким правом можно будет воспользоваться, если прогноз движения рынка фьючерса на пшеницу окажется ошибочным и цена достигнет значения 800 цент/бушель. В связи с коротким периодом жизни структурного продукта включение права изменения параметров продукта считаем нецелесообразным.

Оценка стоимостных параметров продукта. Определение точных значений параметров, с которыми должен быть выпущен структурированный продукт - один из наиболее сложных этапов конструирования. Примем следующие условия: номинальная

стоимость структурированного продукта составляет 155200 р., его наименование -«Аграрный». Основные параметры структурного продукта представлены в таблице 3.

Таблица 3

Параметры структурированного продукта

Дата формирования продукта 2 мая 2013 г.

Срок, дней 60

Уровень защиты капитала, % 100 95 90

Базовый актив Фьючерс на пшеницу

Цена базового актива в момент выпуска, цент/бушель 725

Ставка по депозиту «Инвестирование плюс», % 10

Волатильность базового актива, % 28

Для оценки ожидаемой выплаты по структурированному продукту был использован метод Монте-Карло. В ходе проведения расчетов было сгенерировано 10000 итераций, то есть 10000 сценариев изменения цены фьючерса на пшеницу за 60 дней с подразумеваемой волатильностью 28 % [8, 9]. Оценка стоимости опциона методом Монте Карло представлена в таблице 4.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка стоимости опциона

В долларах США___

Номер итерации Случайная цена Выплата по опциону

1 791,48 8,52

2 842,81 0,00

3 719,09 80,91

4 920,01 0,00

5 755,59 44,41

6 735,71 64,29

7 747,44 52,56

8 839,14 0,00

9 966,58 0,00

10 619,19 180,81

10000 701,93 98,07

Дисконтированное среднее значение выплаты 73,74

В ходе моделирования 10000 сценариев изменения цены фьючерса на пшеницу за 60 дней с волатильностью 28 % получили стоимость опциона равной 73,74 долл. или 2285 руб.

Комиссия по структурированному продукту может быть либо явной, либо неявной - в последнем случае она будет встроена в условия продукта и будет совершенно «невидимой» для клиента. Комиссия по созданному продукту составит 0,5 %. Основные расчетные данные структурированного продукта «Аграрный» с различными уровнями защиты представлены в таблице 5.

Таблица 5

Основные расчетные данные структурированного продукта «Аграрный»

Номинальная стоимость структурного продукта, руб. 155200 155200 155200

Уровень защиты капитала, % 100 95 90

Денежная сумма, размещаемая на депозит, руб. 152787 145148 137509

Денежная сумма для покупки опционов (без 2413 10052 17691

комиссии), руб.

Денежная сумма для покупки опционов (после вычета комиссии), руб. 2285 9925 17691

Стоимость 1 опциона, руб. 2289 2289 2289

Количество опционов, встроенных в продукт, шт. 1 4,34 7,67

Коэффициент участия, % 15,97 69,37 122,77

Клиент инвестирует в структурированный продукт 155200 р. Для того чтобы полностью гарантировать защиту вложенного капитала необходимо разместить 152787 руб. на срок 60 дней под 10 % годовых. После вычета комиссии в размере 0,5 % на остаточную сумму 2285 руб. будут приобретены опционы. Таким образом, в новый структурированный продукт будет встроен один опцион. Также произведем расчет коэффициента участия инвестора - параметра, определяющего долю от доходности базового актива, которая будет выплачена инвестору. В данном случае коэффициент участия составит 15,97%.

В структурированный продукт, гарантирующий возврат 95 % капитала, необходимо к дате истечения продукта разместить 145148 руб. на срок 60 дней под 10 % годовых. После вычета комиссии в размере 0,5 % на остаточную сумму 9925 руб. будут приобретены опционы. В новый структурированный продукт будет встроено 4 опциона. Коэффициент участия составит 69,37 %.

В структурированный продукт, гарантирующий возврат 90 % капитала, необходимо разместить 137509 руб. на срок 60 дней под 10 % годовых. После вычета комиссии в размере 0,5 % на остаточную сумму 17691 руб. будут приобретены опционы. Таким образом, в новый структурированный продукт будет встроено 7 опционов. Коэффициент участия составит 122,77 %.

Результаты сценарного анализаструктурированного продукта «Аграрный» с различной степенью защиты капитала и при возможных вариантах конечных цен базового актива - фьючерса на пшеницу приведены в таблицах6, 7, 8.

Таблица 6

Расчет доходности по структурированному продукту с уровнем защиты капитала 100 %

Конечная цена базового актива, цент/бушель 800 700 600 500

Доход от опционов встроенных в продукт, руб. 0 3099 6198 9297

Итоговая выплата по продукту, руб. 155200 158299 161398 164497

Прибыль/убыток по продукту, руб. 0 3099 6198 9297

Доходность по продукту, % 0 2,00 3,99 5,99

Таблица 7

Расчет доходности по структурированному продукту с уровнем защиты капитала 95 %

Конечная цена базового актива, цент/бушель 800 700 600 500

Доход от опционов встроенных в продукт, руб. 0 13459 26918 40377

Итоговая выплата по продукту, руб. 147440 160899 174358 187817

Прибыль/убыток по продукту, руб. -7760 5699 19158 32617

Доходность по продукту, % - 5 3,67 12,34 21,02

Таблица 8

Расчет доходности по структурированному продукту с уровнем защиты капитала 90 %

Конечная цена базового актива, цент/бушель 800 700 600 500

Доход от опционов встроенных в продукт, руб. 0 23819 47637 71456

Итоговая выплата по продукту, руб. 139680 163499 187317 211136

Прибыль/убыток по продукту, руб. -15520 8299 32117 55936

Доходность по продукту, % - 10 5,35 20,69 36,04

Более наглядно доходность по структурированному продукту «Аграрный» на базисный актив - фьючерсный контракт на пшеницу с различными уровнями защиты капитала показана на рисунке 5.

Рис.5. - Доходность по структурированному продукту «Аграрный» с различнымиуровнями

защиты

Каждый клиент, выбирая структурированный продукт, определяет индивидуальное соотношение уровня риска и доходности. Для инвесторов с агрессивной политикой инвестирования рекомендуются вложения в структурированный продукт с частичной защитой капитала 90 % или 95 %. Для клиентов с консервативной политикой инвестирования рекомендуется инвестировать в структурированный продукт с полной защитой капитала.

Приведенный пример конструирования структурированного продукта на основе инструментов срочного и товарного рынков позволит повысить инвестиционную привлекательность фондового рынка и эффективность деятельности его профессиональных участников.

Литература

1. Игнатюк А.С. - Проблемы и перспективы рынка структурированных инвестиционных продуктов // Современные исследования социальных проблем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/ignatyuk.pdf

2. И.А. Кох - Практические подходы к формированию портфеля ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2008. - № 41. - C. 44-48.

3. Н. Маковская - Эпоха великих// Прямые инвестиции. - 2009. - № 4. - С. 86-89.

4. О.А. Сундукова - Понятие и сущность структурированных финансовых продуктов // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 11. - С. 17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.