Научная статья на тему 'Повышение интереса к изучению латинского языка и основ медицинской терминологии с помощью интерактивных методов'

Повышение интереса к изучению латинского языка и основ медицинской терминологии с помощью интерактивных методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING METHOD / АНАТОМИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / ANATOMICAL TERMINOLOGY / КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / CLINICAL TERMINOLOGY / ДИСКУССИЯ / DISCUSSION / ДЕБАТ / DEBATE / ДЕЛОВАЯ (РОЛЕВАЯ) ИГРА / BUSINESS (ROLE) GAME / АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ (МЕТОД СИТУАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ) / ANALYSIS OF SPECIFIC SITUATIONS (CASE METHOD TRAINING)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева О.Н.

В данной статье рассмотрено использование интерактивного метода обучения в занятиях по латинскому языку в медицинском институте. Проанализированы характерные особенности таких интерактивных методов как, дискуссия, дебаты, деловая (ролевая) игра, анализ конкретных ситуаций (метод ситуационного обучения) и их использование в процессе практических занятий с примерами. Выявлена и обоснована необходимость использования интерактивных методов обучения на основе проведенных практических занятий. Автор на примере интерактивных методов утверждает, что применение таких методов решает такие задачи, как формирование у студентов интереса к изучаемой дисциплине, повышение эффективности понимания и усвоения пройденного материала, развитие способности искать пути решения поставленной задачи и уважение мнения других членов коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASING INTEREST IN THE STUDY OF LATIN LANGUAGE AND MEDICAL TERMINOLOGY USING INTERACTIVE METHODS

The article discusses the use of interactive learning method as the most effective method of teaching “Latin language and basics for medical terminology” a discipline that plays an important role in the educational process in the light of the set before the Institute of medicine objectives to improve the training of future doctors. The author on the example of interactive methods such as discussion, debate, business (role) game, the analysis of specific situations (case method training) argues that one can solve such problems as the formation of students' interest to learn discipline, improving the efficiency of the process of understanding and learning, development of independence the ability to independently seek solutions to the tasks and respect the views of other members of the team, showing tolerance to any point of view.

Текст научной работы на тему «Повышение интереса к изучению латинского языка и основ медицинской терминологии с помощью интерактивных методов»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (68) 2018

УДК 378

Dmitrieva O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk,

Russia), E-mail: oksanadm2006@mail.ru

THE INCREASING INTEREST IN THE STUDY OF LATIN LANGUAGE AND MEDICAL TERMINOLOGY USING INTERACTIVE METHODS. The article discusses the use of interactive learning method as the most effective method of teaching "Latin language and basics for medical terminology" - a discipline that plays an important role in the educational process in the light of the set before the Institute of medicine objectives to improve the training of future doctors. The author on the example of interactive methods such as discussion, debate, business (role) game, the analysis of specific situations (case method training) argues that one can solve such problems as the formation of students' interest to learn discipline, improving the efficiency of the process of understanding and learning, development of independence - the ability to independently seek solutions to the tasks and respect the views of other members of the team, showing tolerance to any point of view.

Key words: interactive teaching method, anatomical terminology, clinical terminology, discussion, debate, business (role) game, analysis of specific situations (case method training).

О.Н. Дмитриева, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,

г. Якутск, Е-mail: oksanadm2006@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ

В данной статье рассмотрено использование интерактивного метода обучения в занятиях по латинскому языку в медицинском институте. Проанализированы характерные особенности таких интерактивных методов как, дискуссия, дебаты, деловая (ролевая) игра, анализ конкретных ситуаций (метод ситуационного обучения) и их использование в процессе практических занятий с примерами. Выявлена и обоснована необходимость использования интерактивных методов обучения на основе проведенных практических занятий. Автор на примере интерактивных методов утверждает, что применение таких методов решает такие задачи, как формирование у студентов интереса к изучаемой дисциплине, повышение эффективности понимания и усвоения пройденного материала, развитие способности искать пути решения поставленной задачи и уважение мнения других членов коллектива.

Ключевые слова: интерактивный метод обучения, анатомическая терминология, клиническая терминология, дискуссия, дебат, деловая (ролевая) игра, анализ конкретных ситуаций (метод ситуационного обучения).

Формирование личности врача в медицинском институте является многоаспектной и сложной задачей. За годы обучения в институте будущий врач должен получить не только определенный набор специальных знаний, но и социализироваться, т. е. стать личностью, усвоившей ценности, нормы, установки, образцы поведения, принятые в обществе. Одна из важных ролей в проведении учебно-воспитательного процесса в медицинском институте по совершенствованию подготовки будущих врачей, отводится определению некоторых образовательных методов обучения в учебном процессе, которые должны реализоваться, начиная с первых дней обучения в вузе [1, с. 6].

Одним из самых важных требований в новом образовательном стандарте является активное использование в учебном процессе интерактивного метода обучения, который нацелен на развитие профессионального становления будущего специалиста. Как показывает опыт, 20 и 30% от общего количества аудиторных занятий должны быть направлены на использование именно таких методов обучения. Интерактивные методы при обучении латинскому языку служат наиболее эффективным средством совершенствования будущих врачей, потому что решают такие задачи, как:

1) формирование у будущих врачей интереса к медицине через латинский язык;

2) повышение уровня понимания и усвоения дисциплины «Латинский язык»;

3) развитие самостоятельности - способности самостоятельно найти пути и методы решения поставленной задачи;

4) умения услышать мнение другого члена коллектива, проявление лояльности и терпения к любому другому мнению, точке зрения.

При обучении латинскому языку и основам медицинской терминологии нами используются следующие виды интерактивного метода обучения, такие, как: дискуссии и дебаты, деловые или ролевые игры, анализ конкретной ситуации (метод ситуационного обучения).

Дискуссия происходит от латинского слова discussio, что означает исследование или рассмотрение и означает обсуждение какого-либо вопроса или проблемы. Отличительная черта дискуссии - это аргументированность, в отличие от других споров. А дебаты (от греческого слова 'читаю') являются публичными обменами мыслями двух сторон по какой-нибудь актуальной

теме и направлены на убеждении противоположной стороны в правоте. Этот вид интерактивного метода обучения также активно используется при проведении практического занятия по латинскому языку. Большой интерес вызвала тема «Использование мифологизмов в анатомической терминологии», где студенты обсуждали этимологию мифологизмов, связанных с мифами античного мира. Как и библеизмы или астрологизмы, они относятся к реликтам прошлых эпох, но до сих пор используются в медицине. Активное внедрение мифологизмов в медицину началось во время Возрождения - в тот период, когда доминировали культ античности, а также классическая латынь. Следует отметить, что слово «Термин» также античного происхождения. Terminus - это священный бог римлян, бог межей, также пограничного межевого знака (призмы из камня, увенчанные мужской головой). В ходе дискуссий и дебатов студенты выяснили, что античная мифология является для анатомических мифологизмов историческим источником. Первые греческие мифы и легенды, описывающие человекоподобных богов, были наследием древнекритской (3000 - 1200 гг. до н. э.) или микенской культуры (до 1550 г. до н. э.). В этих мифах можно встретить имена Зевса и Геры, Афины и Артемиди. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» - это первые записанные произведения, датированные VI веком до н. э. Например, студенты выявили и проанализировали такие анатомические мифологизмы как:

- Atlas, Atlantis - атлант, первый шейный позвонок. Имя греческого титана Атланта, который держит на плечах небесный свод в эпоху Возрождения применяли относительно к первому и седьмому шейным позвонкам, при этом, по мнению большинства, к седьмому позвонку чаще всего. Везалий написал об этом в своем трактате так: «Имя Атланта я применил к седьмому позвонку шеи». Современная номенклатура же вернулась к варианту, где атлант - первый шейный позвонок.

- Caput Medusae (голова Медузы) - такое название носит расширение подкожных вен на передней стенке брюшины. Такое название дано потому, что вены, расширяясь вокруг пупка напоминают как бы голову мифологической Медузы, которая является одной из трех сестер горгон, чудовища с женским лицом. У этого чудовища из головы вместо волос росли извивающиеся змеи.

Выявили мифологические источники ахиллово сухожилия (пяточное) Tendo Achillis (t. calcaneus) и Аммонова рога Cornu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.