Научная статья на тему 'Повышение финансовой грамотности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования'

Повышение финансовой грамотности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / FINANCIAL LITERACY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / УЧЕБНЫЙ КУРС / TRAINING COURSE / МЕТОД КЕЙСОВ / CASE METHOD / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ / COLLECTIVE PRESENTATIONS AND GROUP PROJECTS / BRAINSTORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ступникова Оксана Емельяновна, Орлянская Анна Александровна, Гукасова Нина Рафаэловна, Бисакаева Мадина Анваровна

В статье рассмотрены вопросы социально-экономического развития СКФО. В связи с особенностями развития региона предложен обучающий курс повышения финансовой грамотности обучающихся СПО. Рассмотрена структура предлагаемого учебного курса, охарактеризовано пособие по финансовой грамотности, определены цели и задачи обучения, предложены формы работы: кейсы, практические задания, «мозговой штурм», коллективные презентации, групповые проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ступникова Оксана Емельяновна, Орлянская Анна Александровна, Гукасова Нина Рафаэловна, Бисакаева Мадина Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of financial literacy of students in secondary vocational education institutions

The article discusses the issues of social and economic development of the North Caucasian Federal District. In connection with the peculiarities of the development of the region, a training course for increasing the financial literacy of students of the secondary professional education is proposed. The structure of the proposed training course is considered, the manual on financial literacy is described, the goals and objectives of training are defined, the forms of work are proposed: cases, practical tasks, brainstorming, collective presentations, group projects.

Текст научной работы на тему «Повышение финансовой грамотности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования»

О.Е. СТУПНИКОВА кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики, управления и права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС"

А.А. ОРЛЯНСКАЯ кандидат экономических наук, директор Высшей школы государственного управления СевероКавказского института - филиала РАНХиГС""

Н.Р. ГУКАСОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования Северо-Кавказского института - филиала РАНХиГС"""

М.А. БИСАКАЕВА старший преподаватель кафедры экономики и антимонопольного регулирования СевероКавказского института - филиала РАНХиГС"""

Повышение финансовой грамотности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования

Северо-Кавказский федеральный округ является одной из самых низко урбанизированных территорий Российской Федерации. Согласно данным рисунка 1 доля сельского населения в отдельных регионах более чем в два раза превышает среднероссийские показатели.

* Ступникова Оксана Емельяновна, e-mail:dekzo@mail.ru ** Орлянская Анна Александровна, e-mail:orlyanna@yandex.ru *** Гукасова Нина Рафаэловна, e-mail: dekzo@mail.ru **** Бисакаева Мадина Анваровна, e-mail: dekzo@mail.ru

Ставропольский край Чеченская Республика Республика Северная Осетия-.. Карачаево-Черкесская.. Кабардино-Балкарская.. Республика Ингушетия Республика Дагестан Российская Федерация

41,9

65,3

35,9

0 10 20

26 30

57,3

47,8

59,3

54,9

40 50 60 70

Рис. 1. Доля сельского населения в регионах СевероКавказского федерального округа в 2015 г.1

Общеизвестна проблема значительных контрастов уровня жизни и экономических возможностей городской и сельской местности. Согласно данным следующего рисунка 2, безработица в сельской местности почти в два раза превышает безработицу в городе. При этом в ряде регионов Северо-Кавказского федерального округа ситуация значительно сложнее. Лишь в Ставропольском крае фиксируются показатели на уровне среднероссийских значений.

Ставропольский край Чеченская Республика Республика Северная Осетия-. Карачаево-Черкесская Республика Кабардино-Балкарская Республика Республика Ингушетия Республика Дагестан Российская Федерация

0

Село

7,6

4,2

10,7

5

Город

23,5

91%,7 7,9

10 15 20

32

25 30 35

Рис. 2. Уровень безработицы в городской и сельской местности в 2015 г.1

1 Составлено по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.gks.ru

Разумеется, низкие результаты экономики непосредственно сказываются на уровне жизни населения. Согласно приведенных данных рисунка 3 среднедушевые доходы в некоторых регионах СКФО балансируют на грани среднероссийских значений.

Ставропольский край 21590

Чеченская Республика 19788

Республика Северная. 19820

Карачаево-Черкесская. 16081

Кабардино-Балкарская. 16619

Республика Ингушетия 14346

Республика Дагестан 23423

Российская Федерация 27766

0 10000 20000 30000

Рис. 3. Среднедушевые денежные доходы населения регионов Северо-Кавказского федерального округа в 2015 г., руб2.

Экономика сельской местности традиционно поддерживается за счет бюджетного сектора. Согласно данным таблицы 1 в регионах СКФО выше занятость в организациях государственной и муниципальной форм собственности.

1 Составлено по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.gks.ru

2 Там же.

Таблица 1

Распределение занятых по формам собственности в регионах Северо-Кавказского федерального округа в 2015 году, в процентах к общей численности1

государственная муниципальная частная собственность общественных и релоигиозных организаций (объединений) смешанная российская иностранная, совместная российская и иностранная

Российская Федерация 18,5 9,1 61,9 0,4 5,2 4,9

Республика Дагестан 11,6 15,5 70,5 0,3 1,6 0,4

Республика Ингушетия 32,4 19,1 46,4 0,5 1,4 0,1

Кабардино-Балкарская Республика 19,1 11,0 62,7 0,9 5,8 0,6

Карачаево-Черкесская Республика 16,1 15,0 65,9 0,4 2,2 0,4

Республика Северная Осетия-Алания 21,0 8,9 64,4 0,2 5,1 0,4

Чеченская Республика 26,3 16,6 52,4 0,6 3,8 0,2

Ставропольский край 15,2 7,8 70,2 1,1 4,3 1,5

При этом необходимо отметить, что предприятия и организации регионов демонстрируют низкие финансовые результаты. Лишь в Ставропольском крае в 2015 г. достигнуты положительные значения финансовой деятельности организаций, однако они в расчете на душу населения значительно ниже среднероссийских значений. Это позволяет говорить о низкой эффективности хозяйственной деятельности.

1 Там же.

Рис. 4. Сальдированный финансовый результат деятельности организаций регионов Северо-Кавказского федерального округа в 2014 г. на душу населения, тыс. руб1.

Учитывая значительный вклад сельской местности в экономику северокавказских регионов, важно интенсифицировать предпринимательскую и социальную активность жителей села. Ощутимый вклад в решение данной задачи могла бы внести система среднего профессионального образования. Согласно данным рисунка в большинстве регионов СКФО численность обучающихся государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций в расчете на 10000 человек населения приближается к среднероссийскому уровню.

1 Составлено по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.gks.ru

Ставропольский край Чеченская Республика Республика Северная Осетия-. Карачаево-Черкесская. Кабардино-Балкарская. Республика Ингушетия Республика Дагестан Российская Федерация

0

■ 129

■ 65

■ 109

■ 97

50

■ 87

134

100 150

Рис. 5.Численность студентов государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена на 10000 населения в 2014/2015 учебном году, человек1 На рисунке 6 представлена информация о содержании направлений подготовки, реализуемых организациями среднего профессионального образования сельской местности Ставропольского края. В ряде направлений по окончанию возможно развитие собственного бизнеса.

■ Экономика, управление, право и торговл я

Механизация сельского хозяйства

Переработка сельскохозяйственной продукции и общественное питание

Начальное профессиональное образование

Информатизация и программирование

■ Дизайн и декоративно-прикладное искусство

Строительство

■ Педагогические специальности

Рис. 6. Структура направлений подготовки организаций средних профессиональных образований сельской местности Ставропольского края в 2017-2018 учебном году2

1 Составлено по данным Официального сайта Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.gks.ru

2 Составлено по данным официальных сайтов средних специальных образовательных организаций Ставропольского края.

В последние 10-15 лет государством были сделаны достаточно серьезные вложения в укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала сельских учреждений социальной сферы, развитие инженерной инфраструктуры сельской местности, улучшение условий для жизни на селе. Однако, сельская экономика медленнее и дольше адаптируется к нововведениям. Государство и регионы нуждаются в предпринимателях-новаторах на селе. Важно, чтобы перспективные молодые кадры могли сами обустроить свою жизнь и решить эффективно возникающие бытовые проблемы, грамотно используя широкий арсенал инструментов, доступных на финансовом рынке.

Система среднего профессионального образования, работая под строгим контролем надзорных органов, дает обучающимся сумму профессиональных знаний и навыков, позволяющих начать практическую деятельность в выбранной сфере. Но, к сожалению, существующая система образования, включая, в том числе среднее профессиональное и высшее, не формирует необходимых навыков, направленных на принятие эффективных экономических решений в собственной жизни и на производстве. Этот пробел призван восполнить проект по повышению финансовой грамотности населения, реализуемый по инициативе Министерства финансов Российской Федерации.

Для экономики сельской местности, на наш взгляд, крайне важно обучение финансовой грамотности обучающихся СПО. Обучение, на наш взгляд, должно включать два блока:

1. организация собственного бизнеса;

2. принятие личных экономических решений.

Занятия по организации собственного бизнеса могут содержать тренинги по освоению навыков работы предприятия во взаимодействии со структурами государства. Отдельно следует уделить внимание важности поиска инновационной бизнес-идеи. Подобные занятия предоставят возможность получить необходимые теоретические знания и практические умения, что позволит открыть и в дальнейшем развивать свое дело в сфере получаемого среднего профессионального образования и реализоваться в качестве специалиста в соответствии с полученным образованием в сельской экономике.

Очевидно, что студенты СПО являются более ориентированными на решение практических задач, поскольку ими, как

правило, уже были изучены основы экономики или финансовой грамотности ранее. В связи с этим разработана программа «Повышение финансовой грамотности обучающихся учреждений СПО» и в соответствии с этим УМК по предложенной программе для обучения студентов СПО Ставропольского края с учетом региональных особенностей территории. Ставропольский край в соотношении с другими регионами СКФО отличается определенной инновационной составляющей, анализ которых дан выше в таблицах и рисунках.

Теоретический курс предполагается изучать дома, а вот на практических занятиях преподаватель может проверять правильность решения кейсов, разбирать сложные задания, выполнять практические упражнения. С точки зрения содержания курс нацелен на расширение и углубление знаний в сфере предпринимательства, повышение налоговой и правовой ответственности граждан. Но вместе с тем, следует отметить, что основной проблемой современного профессионального российского образования является высокая академичность знаний и недостаточность сформированности навыков по их применению на практике, в реальной жизни.

Именно поэтому предлагаемый теоретический блок должен занимать в обучающем курсе меньше учебных часов. Практическая часть должна содержать примеры из реальной жизни и детальный анализ конкретных способов использования тех или иных финансовых инструментов. Важной особенностью учебных пособий должно быть наличие рубрики «Жизненная ситуация». Это необходимо для того, что обучающиеся смогли понять и осознать, зачем и где данные знания, умения и навыки им могут пригодиться.

Еще одна необходимая для подобных учебников рубрика - «Важно». В ней содержится материал, на который необходимо обратить особое внимание и максимально запомнить предложенную информацию.

Важной рубрикой каждого учебника и учебного пособия является рубрика «Вопрос для размышления», которая специально введена для того, чтобы студент мог отвлечься и поразмышлять на спорную и неоднозначную проблему. Несомненно, важным компонентом учебника является рубрика «Полезные мелочи», где содержатся практические советы для обучающихся.

Интересной, на наш взгляд, рубрикой является «Вопрос из зала», так как формулировка предложенных вопросов

формирует познавательный интерес и активизирует познавательную деятельность обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершает учебный раздел блок КИМов, позволяющих обучающемуся закрепить теоретические знания на практике через решение прикладных задач.

С учетом современных требований к обучению, основная задача преподавателя сводится не к пересказу материала, содержащегося в учебном пособии, а в организации самостоятельной работы обучающихся, что позволяет формировать навыки творчески мыслить и адекватно воспринимать информацию, получаемую из разных источников.

Одним из преимуществ подобного учебного пособия является наличие не примеров, где, как правило, содержится вымышленная информация, а кейсов, основанных на реальных событиях.

Наличие кейса в теоретической части дает возможность, либо начинать изучение темы с кейса, либо, напротив, пропускать кейс, и изучать его после овладения все темой. В любом случае, подход к изучению становится более гибким, подходящим под каждого обучающегося.

Именно для студентов СПО в процессе обучения важно развивитие навыков коллективной деятельности. Для этого необходимо использовать такие формы обучения, как обсуждение кейсов и других практических заданий в команде, «мозговой штурм», подготовка коллективных презентаций и групповых проектов.

В целом, методика преподавания курса «Финансовая грамотность» должна быть такой, чтобы сформировать у будущих выпускников:

• знания, необходимые для комплексного анализа современных финансовых рынков;

• способность выделять ключевые моменты любой проблемы и делать соответствующие выводы;

• умение находить, систематизировать, анализировать и применять информацию о финансовых рынках;

• навыки подготовки и организации учебных презентаций;

• навыки коллективной деятельности и эффективной социализации.

Следует рассмотреть еще одну особенностью предлагаемого учебного пособия, а именно его возможность выстраивать индивидуальные траектории обучения, что обусловлено разным уровнем подготовки обучающихся. Конт-

рольные и измерительные материалы выстроены по темам и разделам, поэтому могут использоваться во время проведения контрольной или проверочной работы. В помощь обучающимся в пособии содержатся интернет-ссылки, что позволяет изучить определенный объем информации самостоятельно.

Данное пособие по финансовой грамотности содержит материалы для родителей. Это сделано для того, чтобы родители также могли повышать свои практические навыки в финансовой грамотности, решая практические задачи вместе с детьми.

Однако хотелось бы отметить, что апробация данного пособия, проведенная на базе Северо-Кавказкого института - филиала РАНХиГС выявила ряд проблем, на которые стоит обратить особое внимание:

- определенные задачи требовали необходимость дополнительного пояснения преподавателя;

- самостоятельную теоретическую подготовку осуществляли, как правило, только часть студентов;

- часть студентов являлась иногородними, часть - детьми-сиротами, либо детьми, оставшимися без попечения родителей, в связи с чем выполнение заданий с родителями становилось невозможным, что усложняло образовательный процесс.

- для повышения мотивации к изучению курса финансовой грамотности необходимо использование нестандартных подходов, таких как составление опорных схем, решение кроссвордов, деловые, ролевые игры и др.

Необходимо отметить, что одной из самых востребованных тем в рамках учебного пособия является тема «Собственный бизнес: как создать и не потерять». Ее актуальность обусловлена тем, что именно студенты среднего профессионального учреждения получают профессию, позволяющую при правильном подходе в перспективе открыть собственный бизнес.

Тема является обязательной для изучения. Данная тема изучается в течение 5 занятий. Важно отметить, что в пособии раскрываются не только преимущества ведения собственного бизнеса, но и угрозы, с которыми можно столкнуться в ходе ведения предпринимательской деятельности.

В результате изучения этой темы, обучающиеся должны уметь:

• отличать предпринимательскую деятельность от работы по найму;

• развивать в себе необходимые качества для предпринимательской деятельности и приобретать недостающие навыки;

• рассчитывать простейшие финансовые показатели деятельности фирмы и анализировать их;

• вычислять рыночную стоимость компании;

• сравнивать бизнес-проекты, используя метод приведённых денежных потоков;

• идентифицировать и различать виды потерь на производстве;

• формулировать бизнес-идею;

• определять необходимые ресурсы для создания бизнеса;

• использовать соответствующие сайты в Интернете для поиска необходимых материалов и единомышленников;

• оценить издержки производства товара (услуги);

• различать потенциальные источники финансирования на этапе создания бизнеса;

• оценить, как быстро могут окупиться вложения, сделанные на начальном этапе создания бизнеса;

• различать организационно-правовые формы предприятия с точки зрения их преимуществ и недостатков для ведения бизнеса;

• находить актуальную информацию по стартапам и ведению бизнеса;

• составлять бизнес-план по алгоритму.

Первым из 5 занятий является занятие-рефлексия, похожее на психологический тренинг. Студенты и преподаватель садятся в круг для обсуждения запланированных вопросов, основная задача педагога - помочь осознать, способны и хотят ли студенты быть предпринимателями или им ближе работа по найму. Для этого обсуждаются преимущества предпринимательства, его недостатки; основные качества предпринимателя. Очень важно в рамках первого занятия рассказать студентам об альтернативных или неявных издержках, возникающих при создании собственного бизнеса. В качестве закрепление изученного материала, обучающиеся решают задачу с Агентом 007.

Второе занятие данного раздела «Что такое успешная компания» рекомендуется начать с решения практического задания из раздела «Вопрос для размышления», связан-

ный с функционированием двух организаций (например, парикмахерских). Для подтверждения правильности выводов, сделанных студентами, решается практическая задача. Результаты подтверждают, что экономия на издержках способна приводить к увеличению прибыли.

Важным является также обсуждение типичных ошибок современных предпринимателей. Желательно, чтобы студенты привели примеры того, как компании пытаются избежать ошибок. Также целесообразно обсудить результаты практического задания, которое выполнялось с родителями, и было посвящено семи видам потерь в бережливом производстве (перепроизводство, ожидание, ненужная транспортировка, лишние этапы обработки, хранение лишних запасов, ненужные перемещения, выпуск продукции с дефектами). Результатом проделанной работы должен быть вывод о том, что необходимо предпринять для устранение потерь для получению прибыли.

На третьем занятии «Создание собственной компании: шаг за шагом» можно провести обсуждение домашнего практического задания, посвященного анализу деятельности любой частной компании, функционирующей на рынке не менее 10 лет. Это может предприятие, на котором работают родители, а может быть предприятие, функционирующее в городе (селе, районе).

После этого можно перейти к обсуждению практического занятия, которое является подготовкой к написанию бизнес-планов. Особое внимание здесь необходимо уделить бизнес-идее, которую можно выработать, если на занятии будет раскрепощенная, доброжелательная атмосфера. Таким образом, основной задачей педагога является создание условий для повышения мотивации к изучению предложенной темы с целью выдвижения идей и анализу положительных моментов, содержащихся в предложенных идеях (уникальность, наличие достаточных знаний и навыков для ее реализации). Если группа является достаточно подготовленной, можно заняться решением задач по оценке стоимости компании.

Завершающие 4 и 5 занятия посвящены написанию бизнес-плана. Практика показывает, что в данном случае эффективнее групповая работа (3-5 человек), результат которой представлен в форме презентации. Обязательным условием достижения поставленных задач является создание проекта всеми участниками команды. Необходимым компонентом

учебно-исследовательской деятельности является наличие критериев оценки проектов и своевременная информация об этом студентов. Такими критериям могут быть: полнота представления информации (все пункты бизнес-плана); соблюдение тайминга; глубина проработки бизнес-идеи; точность расчетов; качественное оформление презентации.

Таким образом, считаем возможным через повышение финансовой грамотности обучающихся организаций СПО интенсифицировать предпринимательскую и социальную активность молодежи и других жителей сел. Уверены, что сформированные знания, умения и навыки позволят современной молодежи реализоваться в сельской экономике.

Ступникова О.Е, Орлянская А.А, Гукасова Н.Р, Бисакаева М.А. Повышение финансовой грамотности обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования. В

статье рассмотрены вопросы социально-экономического развития СКФО. В связи с особенностями развития региона предложен обучающий курс повышения финансовой грамотности обучающихся СПО. Рассмотрена структура предлагаемого учебного курса, охарактеризовано пособие по финансовой грамотности, определены цели и задачи обучения, предложены формы работы: кейсы, практические задания, «мозговой штурм», коллективные презентации, групповые проекты.

Ключевые слова: финансовая грамотность, социально-экономическое развитие, учебный курс, метод кейсов, «мозговой штурм», коллективные презентации и групповые проекты.

Stupnikova O. E, Orlyanskaya A.A., Gukasova N.R., Bisakaeva M.A. Increase of financial literacy of students in secondary vocational education institutions. The article discusses the issues of social and economic development of the North Caucasian Federal District. In connection with the peculiarities of the development of the region, a training course for increasing the financial literacy of students of the secondary professional education is proposed. The structure of the proposed training course is considered, the manual on financial literacy is described, the goals and objectives of training are defined, the forms of work are proposed: cases, practical tasks, brainstorming, collective presentations, group projects.

Key words: financial literacy, social and economic development, training course, case method, brainstorming, collective presentations and group projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.