Научная статья на тему 'Повышение экономической эффективности агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе'

Повышение экономической эффективности агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мясникович Михаил

В прошлой пятилетке была реализована Программа возрождения и развития села. Это крупнейший за всю историю нашей страны инвестиционный проект совокупной стоимостью 52,6 млрд долл. С учетом приоритетов развития агропромышленного комплекса (АПК) и в предыдущие периоды программа позволила в корне улучшить жизнь белорусской деревни и создать новые конкурентные преимущества страны в международной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic efficiency of agriculture in the medium term

In the last five years was implemented a Program of rural development. It is the largest in the history of our country investment project total cost $ 52.6 bn. Taking into account the priorities of development of the agroindustrial complex (AIC) in previous years, the program has radically improved the life of the Belarusian village and create new competitive advantages in international trade.

Текст научной работы на тему «Повышение экономической эффективности агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе»

стратегия

крупномасштабные инновации никогда не создаются теми, кто желает сберечь собственный покой.

джин ЛАНДРАМ

повышение

экономической

эффективности

агропромышленного

комплекса

в среднесрочной

перспективе

В прошлой пятилетке была реализована Программа возрождения и развития села. Это крупнейший за всю историю нашей страны инвестиционный проект совокупной стоимостью 52,6 млрд долл. С учетом приоритетов развития агропромышленного комплекса (АПК) и в предыдущие периоды программа позволила в корне улучшить жизнь белорусской деревни и создать новые конкурентные преимущества страны в международной торговле.

III международная научно-практическая конференция

«Инвенции. Инновации. Инвестиции»

ТРИИН2011

25 ноября 2011 г.

г. Минск, Беларусь innosfera.org Журнал «Наука и инновации» 220072, Минск, ул. Академическая, 1-123 т./факс: +375 17 284 16 12 belscience@innosfera.org

михаил мясникович,

Премьер-министр Республики Беларусь,член-корреспондент НАН Беларуси, доктор экономических наук, профессор

Беларусь не только обеспечила свою продовольственную безопасность, но и стала заметным экспортером продуктов питания. Занимая в мире

89-е место по территории, республика вышла на 4-е место по экспорту молока, 6-е - льноволокна, находится в числе 20 первых стран по экспорту сыров, мясопродуктов и других товаров продовольственной группы (рис. 1).

Экспорт продукции села и пищевой промышленности в 2010 г. достиг рекордного за всю историю значения в 3,3 млрд долл. и вырос за пятилетку в 2,1 раза [1]. Успехи в выполнении программы сомнений не вызывают, но факторный анализ показывает, что ряд важных целевых задач не достигнут, экономика АПК находится в сложном состоянии.

В агрогородках за период реализации программы выполнен огромный объем инфраструктурных мероприятий (табл. 1).

В то же время требуют незамедлительного решения вопросы эксплуатации жилья и созданной инфраструктуры. Причина - безразличное отношение к этим фондам основной массы лиц, про-

Таблица 1. Выполнение мероприятий в агрогородках

Наименование мероприятия 2005-2010 гг.

задание факт выполнение задания, %

Количество агрогородков, ед. 1481 1481 100

Строительство подводящих газопроводов, км 2 005,9 2 468,3 123

Реконструкция линий электропередачи, км 4 138,5 4 753,8 115

Ввод в эксплуатацию емкостей АТС, тыс. номеров 222,6 253,7 114

Ремонт проездов (улиц), км 1 711,1 2 000,3 117

живающих в построенных государством и хозяйствами домах. Проблема является сложной и затратной уже сегодня, но если все оставить без изменений, то через 10 лет придется вкладывать огромные средства в ремонт жилищного фонда на селе. Прорабатываются вопросы эффективной передачи жилья и оставшихся кредитов, взятых на его строительство, самим гражданам, чтобы снять данную нагрузку с товаропроизводителя.

Новую пятилетку необходимо начинать с расчистки балансов сельхозпредприятий и глубокого анализа того, что удалось и, главное, чего не удалось достичь. Реальность такова, что вклад сельского хозяйства в формирование добавленной стоимости страны устойчиво снижается: если в 2000 г. на его долю приходилось 11,6% ВВП, в 2005 г. - 7,9%, то в 2010-м -7,5% [1] (рис. 2).

Все это говорит о том, что существуют значительные резервы повышения эффективности сельскохозяйственного производства, а выделяемые на его развитие средства могут и должны использоваться более рачительно и экономно. Методологической базой для организующей работы в данном направлении выступает Программа развития сельских территорий на 2011-2015 гг. [2]. По сути, она построена по «зонтичному» принципу и координирует реализацию 18 разработанных подпрограмм, из которых 1б в установленном порядке утверждены Правительством и уже выполняются.

Стоимость Государственной программы составляет 243,9 трлн руб. на пятилетку. Из них 82,3 трлн руб., или 34%, идет на расширенное воспроизводство по целевым подпрограммам, 12 трлн руб., или 5%, - на социальные цели, а остальное -обслуживание ранее взятых обязательств и текущая деятельность АПК (рис. 3).

Молоко цельное сгущенное

5-е место

Молоко цельное пастеризованное

6-е место

Льноволокно

Масло коровье

11-е

Кожа

Сыры из коровьего молока

Свиные колбасы и сосиски

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Рис. 1. Позиции Республики Беларусь в мировом рейтинге экспортеров сельскохозяйственной продукции

Главная особенность проекта программы в том, что он имеет ярко выраженную экспортную направленность. За 5 лет необходимо на 4 млрд долл. увеличить экспорт и выйти на такое же положительное сальдо внешней торговли по продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. По сути, весь запланированный в проекте программы прирост производства должен будет пойти на внешние рынки, а это значит, что к 2015 г. Беларусь выйдет по чистому экспорту масла на второе место в мире, сыра - на 4-е, мясной группы (говядина, свинина, птица) - 5-6-е (рис. 4).

За 5 лет платежеспособный спрос на продовольственные товары в мире вырастет в 1,3-1,4 раза. В планы входит повысить темпы белорусского экспорта в 2,2 раза [3], поэтому отечественным производителям придется побеждать в конкуренции глобальные транснациональные компании, вытеснять других экспортеров. Продовольствие в основном

2015 г.

(оценка)

Рис. 2. Доля сельского хозяйства в ВВП, %

потребляется по месту производства, а среди крупных его экспортеров такие сильные игроки, как США, ЕС, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина, Австралия, которые продвигают интересы своих компаний по всему миру. Для обеспечения стабильности экспортных поставок нужен сильный международный маркетинг, крупные отечественные и совместные

Проценты по кредитам, 6%

Целевые программы, 34%

Текущая деятельность, 36%

14,8

82,3

Возврат кредитов и займов, 19%

Рис. 3. Расходы Государственной программы развития сельских территорий на 2011-2015 гг., трлн руб.

СтРАтЕГИя

5 5

Экспорт ■ Импорт Сальдо 5,2

7,2

6,2

3,3

0,4

...................... 3,3 3,2£

1 1,95

1

3,25

2,95

3,2

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Рис. 4. Прогнозный баланс внешнеторговой деятельности АПК

7

6

4

4

3

2

0

компании, способные вести агрессивную политику продаж, чего сегодня в стране пока не хватает. Планируется идти по пути создания мощных вертикально-интегрированных холдингов [4]. Там, где иностранный инвестор проявляет заинтересованность, необходимо обеспечивать взаимовыгодную кооперацию. Главная работа в этом вопросе принадлежит облисполкомам. На местах пока нет однозначного осознания того, что частные и иностранные компании - это партнеры, с которыми надо выстраивать нормальные отношения. При этом приоритет в вертикально-интегрированных компаниях следует отдавать крестьянину - то есть добавленную стоимость посредством ценовой и инвестиционной политики аккумулировать в сырьевых звеньях технологической цепочки.

В соответствии с проектом программы 70% всего сельскохозяйственного экспорта в 2011-2015 гг. обеспечат товары мясо-молочной группы. На развитие этого направления и кормовой базы запрашивается порядка 45 трлн руб., или 69% средств, выделяемых на пятилетку в рамках аграрных подпрограмм. Доля главной из них - республиканской Программы развития молочной отрасли до 2015 г. - составляет почти 40% всего «бюджета развития» АПК на пятилетку. Страна ставит беспрецедентные в истории задачи - за 5 лет построить 875 современных и реконструировать более 1350 молочнотоварных ферм, что наряду с приростом продуктивности и поголовья крупнорогатого скота до

1,6 млн голов позволит выйти на производство 10,7 млн т молока в год. Вместе с тем источники средств для развития молочного направления и запрашиваемые объемы финансирования нуждаются в уточнении. В корне неприемлемо, что хозяйства и облисполкомы не планируют использования собственных средств и привлечения прямых иностранных инвестиций для реализации этой важнейшей подпрограммы. В то же время стоимость, например, одного скотоместа МТФ значительно превышает проектную и различается по регионам в 2 и более раза. Поэтому Правительство запретило за счет средств с господдержкой строить иные МТФ, кроме утвержденных повторно применяемых и типовых со стоимостью скотоместа более 18 млн руб. Все исключения только с письменного разрешения министра сельского хозяйства и продовольствия. Хозяйства и облисполкомы должны осуществлять строительство ферм только в пределах имеющихся кредитных ресурсов банков, иностранных кредитных линий, собственных средств.

Экспорт мяса и мясопродуктов планируется увеличить за пятилетку в 2,8 раза и довести в 2015 г. в стоимостном выражении до 1,8 млрд долл. Надо исходить из того, что свинина и птица - это так называемое «быстрое мясо», наращивание производства которого менее капиталоемко по сравнению с говядиной. Стоимость подпрограммы развития птицеводства - 4,2 трлн руб. на пятилетку, из которых собственными средствами обеспечено лишь 15% потребности. Подпрограмма развития

свиноводческих комплексов в 10 трлн руб. на 2011-2015 гг. пока не утверждена Правительством в связи с тем, что обеспеченность собственными источниками по ней составляет 1%. Остальные 99% - это кредиты, объемы которых не подтверждаются пока банковской системой. В этой связи с учетом быстрого развития данного сегмента в России Правительство уточнит внешнеэкономическую стратегию по мясу птицы, свинине и продуктам их переработки. В 2011 г. с учетом состояния текущего счета платежного баланса предлагается осуществлять строительство новых свиноводческих комплексов, как правило, за счет собственных средств застройщиков и привлеченных ими под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов иностранных кредитных линий и прямых инвестиций.

Конкуренция в сегменте говядины и продуктов из нее в течение 2-3 лет на целевых рынках нашего экспорта - в странах Азиатского региона и Российской Федерации - будет менее интенсивна, чем по рассмотренным мясным группам. По оценкам экспертов ФАО, средние цены на мясо в реальном выражении, за исключением свинины, должны превзойти в грядущем десятилетии их уровень в 1997-2006 гг. Этими благоприятными факторами надо воспользоваться [3].

Третья составляющая роста экспорта в 2011-2015 гг. - это продукты растениеводства, а также готовые пищевые продукты на их основе. Необходимо не только обеспечить прирост экспорта на 1 млрд долл., но и обеспечить импортозамещение по плодоовощной продукции. В прошлой пятилетке эти вопросы решить не удалось, особенно по ранним овощам. В 2010 г. в Республику Беларусь завезено по импорту плодов, овощей и продуктов их переработки на сумму 408 млн долл.

Ключевым фактором реализации намеченных планов является создание эффективной зарубежной логистической сети. Поставка с осени плодоовощной продукции на хранение и в логистическую сеть, территориально максимально приближенную к рынку сбыта, позволит обеспечить конкурентное преимущество белорусской продукции. Программа развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства

на пятилетку - 3,7 трлн руб., и реализовы-вать ее надо с активным привлечением малого и среднего агробизнеса. Экспорт картофеля как национального брендового для Беларуси товара планируется увеличить за пятилетку в 10 раз и выйти на 200 млн долл. выручки. В 1985-1990 гг. Беларусь поставляла в союзный фонд до 1 млн т картофеля, до 2015 г. мы должны достичь этого результата.

Дефицит на рынке гречки в очередной раз показал значимость крупяных культур для нашего потребительского рынка. В 2011 г. планируется производство всех основных крупяных культур под полную потребность страны. Правительством приняты все необходимые решения и по подготовке к весенне-полевым работам: будет внесено удобрений в среднем 300 кг на 1 га пашни, хозяйства полностью обеспечены топливом и семенами.

Реализация масштабной экспортной стратегии требует прорывных организационных и технико-технологических инноваций в сельском хозяйстве, так как, используя традиционные инструменты аграрной политики, выйти на целевой результат проблематично. Одна из важнейших функций государства в этих условиях - обеспечение высококачественными семенами и племенным молодняком. Уже в течение 2011 г. поставлена задача завершить создание селекционных пирамид в животноводстве и семеноводстве (рис. 5).

Правительством принята и реализуется Программа развития селекции и семеноводства. Принципиально новым здесь является то, что производство оригинальных семян будет сконцентрировано в организациях НАН Беларуси, семена суперэлиты и элиты будут производиться только в элит-хозах Минсельхозпрода. Товарное производство репродукционных семян не ниже третьей репродукции планируется обеспечить в спецсемхозах, подведомственных облисполкомам. До осеннего сева 2012 г. важно завершить создание 40 современных заводов по доработке семян зерновых культур и многолетних трав, что повысит их урожайность и снизит нормы высева, то есть обеспечит прямую экономию затрат.

Из лабораторий в практическую экономику в ближайший год начнут поступать

ДНК-технологии. Только работа на генном уровне позволяет достичь качества семян, сравнимого с лучшими зарубежными аналогами. Созданные гибридно-селекционные центры дали реальную отдачу уже в прошлом году. Весь комплекс работ по программе должен обеспечить урожайность озимых пшеницы и тритикале 90-100, яровых и озимой ржи - 65-70, картофеля - до 500 ц/га.

В племенном деле ситуация гораздо сложнее. Тем не менее уже создан задел, чтобы в ближайшие годы до 50% потребности страны обеспечить эффективным молодняком свиней, а молочное стадо формировать коровами белорусской селекции с продуктивностью 12-15 тыс. кг молока за лактацию против 7-8 тыс. кг сегодня. В проекте программы предусмотрены конкретные меры по внедрению четырехуровневых селекционных пирамид в мясном и молочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве. Например, на созданной в НПЦ по животноводству ферме-нуклеусе среднесуточный привес свиньи на откорме составляет 1140 г против 500 в среднем по стране. К 2015 г. за счет интенсификации племенной работы планируется обеспечить среднесуточные привесы по КРС на откорме 850-900 г, свиньям - 650-700 г, птице - 60 г.

По элитным семенам и молодняку племенных животных Республика Беларусь в состоянии обеспечить свои внутренние потребности, а также выйти на экспорт этой продукции. Рынок огромен, и многие страны еще долго будут зависеть от импорта качественных семян и племенного молодняка. Этим надо воспользоваться.

Экономическая теория однозначно утверждает, что двумя главными составляющими производительности труда являются его капиталовооруженность (механизация) и специализация. В прошлой пятилетке машинотракторный парк села обновлен по зерноуборочным комбайнам на 84%, кормоуборочным комбайнам - на 57%, тракторам - 34% (табл. 2). В 2011 г. мероприятия по оснащению агропромышленного комплекса техникой и оборудованием предлагается прокредитовать на сумму в 2,1 трлн руб., значительно нарастив экспортные поставки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем обновление средств производства не всегда сопровождается рачительным отношением к ним со стороны хозяйств. Например, если в 2010 г. в Моги-левской области в 2 смены работало 73% энергонасыщенных тракторов, то в Витебской - только 42%. Неудовлетворительно

Преимущества предлагаемой системы:

1. Усиление контроля, улучшение ассортимента и качества семян высших репродукций.

2. Снижение риска «засоренности», повышение посевных и урожайных качеств семян.

3. Ускорение темпов роста площадей под новыми сортами.

Недостатки существующей системы:

1. Производство избыточного количества оригинальных семян (в 10-12 раз), Р2 (в 8-10 раз), суперэлиты (в 4-5 раз), но их использование не по назначению.

2. Связанное с перепроизводством увеличение неоправданных затрат на производство семян.

3. Трудность контроля за качеством производимых Р2 и суперэлиты.

4. Высокая степень изношенности машин, используемых в семеноводстве элитхозов.

производится -

750 т Оригинальные

будет производиться - семена 53 т

Суперэлита

производится - 16100 т будет производиться - 5800 т

III

Элита

производится - 48 тыс. т будет производиться - 50-55 тыс. т

IV

Спецсемхозы Товарные хозяйства

Элита

Репродукционные семена (под полную потребность)

Рис. 5. Организационная структура системы семеноводства зерновых культур

СТРАТЕГИЯ

Таблица 2.Поставка сельхозтехники в сельскохозяйственные организации в 2005-2010 гг.

Задание Факт Выполнение задания, %

Комбайны зерноуборочные 8900 10 069 113

Комбайны кормоуборочные 1709 1707 99,9

Комбайны картофелеуборочные 340 651 191

Тракторы 7416 18 693 в 2,5 раза

Грузовые автомобильные транспортные средства 6965 8523 122

организован двусменный режим работы техники и в некоторых других областях.

Правительство намерено сделать акцент на эффективности землепользования. Площадь пашни в стране за последние 10 лет снизилась на 6%. Конечно, вкладывать ресурсы необходимо туда, где есть высокая отдача, однако другого такого реального богатства, как земля, в нашей стране нет. Поэтому надо бороться за каждый процент гумуса. Не зря в некоторых странах показатель эффективности сель-хозпроизводства оценивается приростом плодородия. Здесь необходимы четкие критерии оценки. Например, снижение эффективности мелиорированных земель из-за износа мелиоративных систем является серьезной проблемой. Поэтому, исходя из экономической целесообразности при реконструкции этих систем, не всегда следует копировать старые технические решения, а выбор объектов и степень реконструкции из-за высокой стоимости осуществлять на основе бизнес-планов, предусматривающих последующее интенсивное земледелие. Объем затрат на мелиорацию - 4,79 трлн руб., что больше чем на программы картофелеводства или птицеводства. При рассмотрении вопроса о мелиорации в Президиуме Совета Министров заинтересованные органы управления отмечали наличие значительных резервов экономии бюджетных средств по данной статье, если большинство мероприятий субъекты хозяйствования и местные власти будут выполнять хозспособом.

В целом проект Программы развития сельских территорий достаточно капиталоемкий. На развитие села за пятилетку, кроме собственных средств организаций, намечено привлечь порядка 100 трлн руб. неэмиссионных ресурсов, в том числе из банковской системы. Чтобы кредитная нагрузка на сельхозпроизводителей росла приемлемыми темпами, в структуре инве-

стиционного портфеля должна возрасти доля собственных средств организаций, получить которые можно только за счет снижения затрат и экономии всех видов ресурсов. Необходимо уже в текущем году исключить потери из-за несоблюдения техрегламентов, которые только за 2 последних года по пяти основным культурам составили 3 трлн руб. Правительство предлагает в структуре инвестиций увеличить долю собственных и внешних привлеченных средств, включая прямые инвестиции и иностранные кредитные линии. В таком случае, даже если государство с учетом трудностей на валютном рынке ограничит финансирование некоторых программ, это не должно сказаться на выполнении целевых задач социально-экономического развития села.

Поддержка государством сельского хозяйства является общемировой практикой. В Беларуси уровень господдержки уже составляет 3% ВВП и будет нарастать (рис. 6). В то же время система субсидирования АПК должна соответствовать международным критериям. Тем более что на этих критериях построена нормативно-правовая база Единого экономического пространства. Она строго запрещает прямое субсидирование экспорта мерами

«красной корзины» и требует последовательного снижения косвенных субсидий, именуемых в мировой практике мерами «желтой корзины».

В случае несоблюдения этих требований даже ближайшим торговым партнерам по Таможенному союзу будет позволено на законных основаниях ввести нетарифные ограничения в торговле с нашей страной. Согласно обязательствам в Беларуси максимально допустимый уровень господдержки АПК в 2011 г. составляет 16% к стоимости валовой продукции сельского хозяйства и должен быть последовательно снижен до 10% к 2016 г. Поэтому стратегия Правительства состоит в оптимизации мер «желтой корзины» и наращивании объемов поддержки на принципах, не оказывающих искажающего влияния на торговлю («зеленая корзина»). Для этого разрабатываются другие механизмы, которые будут стимулировать производство и реализацию продукции.

Тяжелой проблемой является накопленная задолженность агропромышленного комплекса, которая на 1 января 2011 г. составляла 45,5 трлн руб. Правительство намерено, несмотря на традиционные ожидания аграрников, не поддаться на развращающие механизмы списания

269,8

241,8 238,8 248,2

206,6

174,2

и

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

(план)

Рис. 6. Объемы государственной поддержки на 1 га сельхозугодий, долл.

Таблица 3. Прогнозные финансово-экономические показатели по реализации Государственной программы развития сельских территорий на 2011-2015 гг.

Годы 2015 г. к 2010 г.

2011 2012 2013 2014 2015

Темпы роста продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, % 107 - 108 106 - 107 106,6 - 107,5 107 - 108 108 - 108,5 139 - 145

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг*, млрд руб. 18 679 21 785 25 271 28 675 32 402 2,2 раза

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, ^ 157 ^ 544 ^ 15Q 2 д11 3 546 92 раза

Уровень рентабельности продаж, % 6,2 7,1 8,5 10,2 11,0 +8,4

Среднесписочная численность работников в среднем за год, тыс. человек

Производительность труда (валовая продукция сельского хозяйства к среднесписочной численности

долгов. В крайнем случае, можно рассматривать их реструктуризацию. Поскольку в настоящее время процентная нагрузка по выданным ранее кредитам и бремя их обслуживания оказывает негативное влияние на экономику села, будут трансформированы взаимоотношения с банками.

Такая позиция Правительства логически вытекает из политики и результатов развития сельских территорий в предыдущие периоды. Государство кардинально обновило материальную базу сельхозпредприятий, создало современную социальную инфраструктуру. Объем господдержки на гектар сельхозугодий сопоставим с европейским. Система ценообразования на продукцию АПК стала практически полностью свободной от государственного регулирования и выходит на мировой уровень цен. Для высокопроизводительной работы в Беларуси созданы все условия. Время возрождения прошло - нужна отдача от каждого вложенного рубля. Прогнозные финансово-экономические показатели по реализации Государственной программы развития сельских территорий на 20112015 гг. обоснованы и достижимы (табл. 3).

Важнейшей гарантией реальности этих планов является организация по-новому работы с руководящими кадрами районов и хозяйств. Эпизодические выезды служб областей в хозяйства большой пользы не дают. Людей надо учить, ставить задачи. Необходимо больше платить, некоторым даже авансом под будущие успехи. Правительство обеспечит безусловное выполнение поручения Президента Республики

392,2 389,9 387,6 385,3

65 70 74 80,5

Беларусь о недопустимости карьерного роста несостоятельных управленцев, пересаживания их из одного руководящего кресла в другое. Система оплаты труда руководителей сельскохозяйственных организаций будет увязана не только с текущими результатами деятельности, но и с долгосрочными эффектами. На селе, как и в любом другом бизнесе, надо хорошо платить за инициативу, предприимчивость и ответственность кадров всех уровней.

В текущей пятилетке пристальное внимание, как и ранее, будет уделено социальной инфраструктуре села. Предстоит осовременить функционирование и финансирование практически всех отраслей, учреждений культуры, бытового обслуживания населения, потребительской кооперации. Мероприятия, реализуемые в сфере культуры, следовало бы финансировать на конкурсной основе, а не по смете и не под штатную численность. Надо модифицировать роль сельских библиотек, деятельность которых за последние 30 лет фактически не изменилась. Бытовое обслуживание в основном должно стать сферой частного бизнеса. Излишняя за-организованность этого вида деятельности ведет к убыточности, минимизации услуг.

Работа системы Белкоопсоюза также устарела и не дает желаемой отдачи. В потребкооперации более чем в любой другой сфере деятельности следует поощрять развитие малого и среднего предпринимательства. Результатом таких подходов станет расширение спектра услуг, подвижки в заготовке и переработке имеющейся

383,0 97

85 150

2 250 2,7 раза

продукции и местных ресурсов. Населению должно быть выгодно производить и заготавливать плоды и ягоды, продукцию леса, личных подворий. Сегодня ситуация такова, что село активно насыщается импортом, причем далеко не критическим. Если эти тенденции не переломить, склонность к иждивенчеству будет усиливаться и в конечном счете расплачиваться будет бюджет, что повлечет рост налогов вместо их снижения. Уже в ближайшее время будут предложены подходы к решению комплекса подобных назревших задач, чтобы не допустить их перерастания в проблему. Правительство уверено, что проводимая государственная аграрная политика будет повышать эффективность национального сельского хозяйства. Программа развития сельских территорий на 2011-2015 гг. станет еще одним стратегическим императивом укрепления мощи и авторитета белорусского государства, повышения благосостояния и качества жизни нашего народа.

Литература

1. Сельское хозяйство Республики Беларусь / Статистический сборник. - Мн., 2010.

2. М.В. Мясникович, В.Г. Гусаков. К вопросу о Концепции Программы развития АПК на 2011-2015 годы // Аграрная экономика. №2, 2010.

3. The World Bank's global Food Price Index remains close to its 2008 peak/ [Electronic resource]. Mode of access: http:// www.worldbank.org/foodcnsis/ foodpri cewatch/apri l _2011. html.

4. В.Г. Гусаков. Условия и факторы эффективности кооперативно-интеграционных объединений // Аграрная экономика. №3, 2011.

работников), млн руб.

Среднемесячная заработная плата работников органи- 1 П9П , (-.,,- 1 олс

заций, тыс. руб. ' 020 ' 245 ' 515 1 845

* По организациям, основными видами деятельности которых являются растениеводство и/или животноводство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.