ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
А.А. Гришан
ДальНИИС РААСН Б.В. Гусев
президент РИА
Анализ структуры годовых докладов государственных надзорных организаций показывает, что оценки состояния природной среды ограничиваются констатацией фактов и недостаточно глубокими выводами о причинах его ухудшения. В частности загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания топлив обычно объясняется увеличением числа источников загрязнения (автотранспорт), ростом объемов потребления топлив (отопительные котельные), снижением качества топлива, неэффективной работой систем улавливания. Более глубокий анализ, позволяющий раскрыть первопричины всех этих явлений, не проводится.
Мониторинг более 1100 предприятий и организаций Приморского края, проведенный в течение 1999-2004 гг., а также анализ опубликованных материалов по другим дальневосточным регионам и по России в целом позволил выявить более двух десятков антропогенных факторов, которые сформировали отчетно-статистический метод нормирования удельных расходов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Согласно этому методу, в себестоимость производимых товаров и услуг закладываются все расходы ТЭР, включая сверхнормативные потери. Это приводит к росту потребления топлив и увеличению объемов продуктов горения. Этот метод позволяет снижать требования к работоспособности энергопотребляющего оборудования и устройств, улавливающих загрязняющие вещества.
Широко применяемые методы защиты природной среды, не учитывающие этого обстоятельства, оказываются малоэффективными.
Типизация систем централизованного теплоснабжения.
По результатам упомянутого мониторинга выявлено большое разнообразие систем централизованного теплоснабжения [1]. Они сформированы на различных уровнях потребления ТЭР для удовлетворения потребностей в теплоносителях. Их взаимодействие может быть представлено, как в виде сосуществования (с разделением функций), так и в виде соподчинения (поглощения) с переходом относительно мелких и простых систем в состав более крупных и сложных.
К сосуществующим системам можно отнести индивидуальные здания, оснащённые автономными энергоисточниками и локализованные поселковые системы на труднодоступных территориях. К поглощающим системам относятся системы, имеющие общие источники электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Практическую ценность предлагаемой иерархии можно показать на двух примерах.
Пример первый - модернизация региональных топливно-энергетических комплексов (ТЭК) обычно предусматривает реструктуризацию топлива, структурную перестройку или строительство дополнительных энергоисточников.
Согласно определению, в состав ТЭК входят энергоисточники, магистральные и частично районные тепловые и электрические сети, предприятия собственной инфраструктуры. Потребители, подключенные к электрическим и тепловым сетям ТЭК, относятся к другим отраслям экономики или к коммунальному хозяйству поселений. Они не подведомственны ТЭК ни по вопросам управления, ни по вопросам технического обслуживания и ремонта. Поэтому оценка состояния объектов ТЭК и выбор способов их модернизации ограничиваются сложившимися технологическими процессами выработки и транспортировки и электро- и теплоэнергии.
По этим причинам, формулируя задачи в составе ТЭК, мы не можем ожидать максимально полезных результатов по всем направлениям трехмерной модели развития региона (экология - экономика - социальная сфера). Решение этих и других задач не предусматривает повышение эффективности энергопотребления в других подсистемах, формирующих региональную энергосистему. Обновленные энергоисточники ТЭК вынуждены будут по-прежнему компенсировать потери и нерационально используемые ТЭР у потребителей. Поэтому региональный ТЭК следует относить к системам производственно-технологического уровня. Подавляющее большинство результатов модернизации будет находиться в его корпоративных границах.
Другой пример - модернизация региональной энергосистемы может принести максимально полезные для экономики, экологии и социальной сферы результаты только тогда, когда будут модернизированы все подсистемы, соподчиненные в границах региона.
Структура обобщенной системы централизованного теплоснабжения
и возможности синергетического подхода к ее анализу
На рис. 1 представлена структура обобщенной системы централизованного теплоснабжения, построенная с использованием синергетического подхода. В отличие от традиционного (проектного) представления о составе системы, как о совокупности энергоисточника (ков), распределительной сети и потребителей в ее состав включена управляющая подсистема. Основанием для этого послужил тот факт, что организация и осуществление процесса теплоснабжения не представляются возможными без субъекта, управляющего инфраструктурным комплексом. В доступных опубликованных материалах системы теплоснабжения в таком составе, как правило, не рассматриваются. Обычно потребители выносятся за проектные рамки системы и играют роль источника прибыли. Поэтому в структуре зеленым цветом представлено то, что должно быть, но отсутствует, а красным - то, чего не должно быть, но присутствует.
Синергетический подход к анализу сложных систем предполагает последовательность обязательных этапов, при реализации которых необходимо выявить наличие таких систем и их структуру, режимы функционирования систем и взаимодействие объектов в их составе, условия, в которых функционируют системы, и как эти условия влияют на взаимодействие объектов в составе системы. После получения описания функций систем и их объектов открываются возможности для последующего математического обоснования и описания [2]. Работы с использованием синергетики активно используются для описания процессов самоорганизации при структурообразовании материалов [3]. Поэтому мы посчитали возможным использовать в описании структуры и функций системы некоторые синергетические термины. В частности, условия, в которых систе-
5
Платежи:
- ресурсы;
- экология;
- налоги;
- прочие
7
«Правила игры» в сфере потребления топлив-но-энергети-ческих ресурсов
Организация технического обслуживания и ремонта
Формулировка цели и задач управления
теплоснабжением
Категории шумов в отображениях системы
1. Природные
2. Технические
3. Поведенческие
4. Социальные
5. Экономические
6. Экологические
7. Властные
--2--1
Восстановление.
работоспособности при | |
Освоение средств при ремонтах
Строительная оболочка зданий
ремонтах
Экономическое обоснование тарифов
1 _
41 Технологическая экспертиза обоснования тарифов J
I I"
Управление коммунальными объектами
I
7 Экономическая экспертиза обоснования тарифов
I
1 7 I
^«Внесение потерь ТЭР в1^ 'налогооблагаемую базуГ предприятия ^
Рис. 1. Структура обобщенной системы централизованного теплоснабжения
7 Законодательство Российской Федерации
гп П —I X X А
ма находит свое отражение, мы предлагаем называть шумами; область, в которой рассматривается эволюция систем - фазовым пространством, а условные точки (этапы эволюции), начиная с которых изменяется структура и (или) функционирование системы -точками бифуркации.
Результаты, полученные при мониторинге системы теплоснабжения Приморского края, позволяют предложить следующие категории данных для описания фазового пространства, в котором располагается эволюционная траектория.
1. Природные шумы обусловлены информационными потоками о сезонных изменениях климата. Изменения природных шумов в течение осенне-зимнего отопительного периода относительно постоянны и влияние их на режим функционирования систем учитывается по расчетному отопительному графику.
Эти изменения структуры систем и режимов их функционирования происходят ежегодно. Это - «маятниковые» бифуркации. Они предусмотрены проектной документацией и не несут кардинального изменения структуры или режима функционирования систем. Поэтому такие бифуркации можно классифицировать как ожидаемые. Согласно классификации Г.Г. Малинецкого и Г.М. Зульпукарова [2], их можно отнести к «мягким» бифуркациям.
2. Технические шумы обусловлены информационными потоками:
- об износе оборудования;
- об изменении технологических операций (сбои, аварии и др.);
- о стабильности поставок энергоресурсов и расходных материалов, обеспечивающих проектный режим функционирования системы;
- о качестве поставляемых энергоресурсов и материалов;
- о работоспособности подсистем и их объектов, включая потребителей.
Интенсивность этих шумов может изменяться в течение жизненного цикла систем
в зависимости от объективности информации о состоянии их подсистем, от объективности оценки восстановления работоспособности объектов, подсистем и системы в целом, от востребованности результатов, направленных на снижение технических шумов. Обобщающей оценкой технических шумов является качество выполнения системой проектных функций.
3. Поведенческие шумы обусловлены поведением людей, разным образом выражающих свое отношение к системе. К ним относятся:
- управленческие шумы;
- шумы персонала;
- шумы потребителей.
Формулировки большей части управленческих шумов представлены нами на Карте антропогенных факторов [4]. К ним также следует относить формулировку цели, декларируемое в Уставах коммунально-производственных систем как «извлечение прибыли».
Шумы персонала в общем виде можно сформулировать как соблюдение должностных обязанностей при обеспечении проектного режима работы системы. Функционально они связаны с управленческими шумами средствами мотивации (см. Карту).
Шумы потребителей обусловлены откликом населения (общества) на качество и соответствие тарифов фактическому качеству услуг. Динамика этих шумов может отслеживаться как по количеству жалоб, так и сужением рынка из-за перехода потребителей на автономное или кластерное теплоснабжение.
Откликом на интенсивность поведенческих шумов может явиться снижение сборов за предоставленные услуги.
4. Социально-экономические шумы обусловлены расходованием средств муниципальных и региональных бюджетов на поддержание стабильного функционирования систем:
- на финансирование подготовки к осенне-зимним отопительным периодам;
- на компенсацию части стоимости коммунальных услуг для населения;
- на субвенции в счет потребления энергоресурсов по льготным тарифам.
В категорию социально-экономических шумов необходимо также внести рост стоимости топлив и инфляционные процессы.
Откликом на интенсивность этих шумов должны быть выявлены в ходе анализа перераспределения финансовых потоков и оценки степени давления социальной сферы.
5. Экономические шумы формируются динамикой топливной составляющей в себестоимости теплоснабжения. Откликом на интенсивность шумов должны служить заключения экономической и технологической экспертизы экономического обоснования тарифов, а также оценки стоимостной конкурентоспособности местных товаров.
6. Экологические шумы включают в себя оценки ухудшения состояния природной среды под воздействием энергоисточников на ресурсные, ландшафтные, геофизические и геохимические экологические функции геосфер Земли вследствие процессов добычи, транспортировки, переработки и сжигания топлив. Откликом на интенсивность экологических шумов является воздействие энергоисточников на природную среду продуктами сгорания топлив. В составе этого воздействия присутствует опосредованное влияние технологий и объектов, не имеющих топливосжигающих технологий, но вынуждающих энергоисточники (в рамках договорных отношений) на сжигание топлива для компенсации сверхнормативных потерь.
7. Шумы, обусловленные «правилами игры» в сфере коммунального хозяйства на государственном, региональном и муниципальном уровнях. Эти правила формируются разработкой и принятием нормативно-технических и нормативно-правовых документов, устанавливающих принципы и методы взаимодействия подсистем. Адекватность «правил игры» принципам и методам концепции гармоничного развития общества и природы определяется:
- наличием политики гармоничного развития общества и природы;
- достаточностью и эффективностью механизмов реализации политики гармоничного развития, предусматривающих выявление и адекватное воздействие на первопричины роста напряженности в обществе и ухудшение экологических функций геосфер Земли;
- востребованностью результатов гармоничного развития общества и природы в виде разработки государственных и региональных программ на основе согласования интересов государства, поставщиков и потребителей соответствующих коммунальных услуг.
- стимулирования планов ремонта и модернизации систем теплоснабжения, в том числе за счет постановки целей, поддающихся инструментальному контролю в рамках нормативно-технических документов. В постановлениях о подготовке к осенне-зимним отопительным периодам цель должна быть сформулирована не иначе, как «восстановление работоспособности котельного оборудования, сетей и потребителей».
В качестве отклика на эту категорию шумов следует считать энергоемкость региональных (национальных) товаров и услуг в коммунальной и производственной сферах.
К описанию фазового пространства должны быть привлечены математические выражения функций системы, взаимодействия с внешней средой, управляемых и управляющих параметров и других, от которых зависит степень реакции на упорядочение системы.
В качестве граничных условий предлагается считать:
- системное пространство - это территория, принадлежащая какой-либо системе (подсистеме) централизованного теплоснабжения;
- системное время - жизненный системы (подсистемы).
Системное время состоит из этапов жизненного цикла (проектирование, эксплуатация, ликвидация и утилизация) и специфических периодов (подготовка к отопительным сезонам и их прохождение), отличающихся составом информационных и энергетических потоков. Необходимо также ввести понятие «критического» времени эксплуатации. Оно должно означать тот предел эксплуатации, начиная с которого выполнение системой проектных функций становится нецелесообразным (неэффективным) в социально-экономическом аспекте.
К управляемым параметрам следует относить параметры декларированной цели, удельные расходы энергетических, материальных, трудовых и иных ресурсов в каждой подсистеме и объекте при производстве, распределении и потреблении услуг теплоснабжения.
Основным управляющим параметром является формулировка цели не только при проектировании системы (подсистем), но и приверженность управляющих организаций проектной цели при эксплуатации, направленной на поддержание работоспособности при техническом обслуживании и восстановление при ремонтах [5].
Допустимые отклонения работоспособности не должны противоречить условиям гармоничного развития природы и общества. Для их определения необходимо использовать:
- критерии экономической целесообразности и экологической безопасности эксплуатации подсистем и их объектов с фактическими отклонениями работоспособности от временных и/или эксплуатационных пределов, установленных нормативно-техническими требованиями;
- тенденции включения или дистанцирования тяготения/дистанцирования населения к/от централизованному теплоснабжению. Эти тенденции должны учитывать формирование нового жилого фонда и выведение существующих зданий из систем централизации, в том числе при организации ТСЖ.
К управляющим параметрам следует относить:
- принципы и методы управления технологическими процессами в системах;
- экономико-правовые принципы и методы, стимулирующие предоставление надежных и качественных услуг, в том числе за счет ежегодно проводимой технологической экспертизы экономического обоснования тарифов.
Эволюция систем централизованного теплоснабжения
При производстве и распределении необходимых человеку товаров и услуг в коммунально-производственных системах происходят необратимые закономерные и случайные отклонения от проектных или пусковых характеристик. Эти отклонения могут быть обусловлены износом оборудования и изменением технологических операций, нестабильностью поставок и характеристик сырья, топлива и материалов, ростом удель-
ного ресурсопотребления, образованием загрязняющих веществ, изменением климатических условий, требующих адекватной компенсации, и других факторов. В теории динамических систем медленные изменения принято называть флуктуациями [2].
Для подавления флуктуаций, имеющих негативные последствия для структуры системы или режима ее функционирования, применяются устройства отрицательной обратной связи. Однако со временем эти устройства перестают справляться со своими функциями вследствие старения оборудования или преднамеренных действий персонала или третьих лиц. Величина дисбаланса выходит за пределы диапазона регулирования, прежний порядок в системах распадается и возникает новый порядок. Этот порядок системы заимствуют из внешней среды в виде информационных потоков об эффективности использования внутренней и подводимой энергии, тарифах, состоянии оборудования и подсистем, качестве ремонтов, отношения потребителей к качеству услуг и др.
Сущность извлечения порядка из окружающей среды системами централизованного теплоснабжения содержится в следовании к проектной цели - обеспечение жизнедеятельности человека. Согласно проекту, эта цель достигалась организацией систем по принципу «сверху вниз». То есть за счет навязывания системе структуры и функций с учетом матрицы местных условий (климат, рельеф, количество потребителей, перспективы развития и др.).
Под воздействием флуктуаций первоначальная структура претерпела несколько этапов самоорганизации по принципу «снизу вверх».
Первый этап характеризуется тем, что проектная цель постепенно была заменена другой целью - «извлечение прибыли», рис. 2. Эта цель сформулирована организациями, управляющими объектами коммунальной инфраструктуры. Новая формула цели предусматривает консолидацию средств для компенсации затрат, понесенных при выполнении производственной программы и обеспечивающих реализацию инновационных проектов.
В рамках новой цели прежние взаимосвязи между подсистемами, которые определяли проектную структуру системы, постепенно разрушились. В основе разрушения лежит несовместимость стремления энергоснабжающих организаций достигать уставной цели «извлечение прибыли» с желанием потребителей получать надежные и качественные услуги. Причинами разрушения являются изменение формулировки цели, исключение потребителей из состава систем, управление с целью извлечения прибыли. Потребители стали отказываться от оплаты некачественных услуг. Стала прогрессировать деградация технического состояния систем, снижаться надежность и качество предоставляемых услуг, расти тарифы, в том числе за счет внесения сверхнормативных затрат энергоресурсов в себестоимость услуг. Все это усиливает психологическое дистанцирование потребителей от поставщиков услуг.
В течение десятилетий потребители все больше понимают, что их заставляют поступать в интересах тех, кто диктует правила достижения собственных целей. Так каждая семья Приморского края только в теплоснабжении вынуждена дополнительно выплачивать по 9,57-13,6 тыс. руб. ежегодно, не получая необходимых услуг. Это негативно отражается на семейных и муниципальных бюджетах. Средства последних частично расходуются на оплату соответствующих услуг населением.
Сжигание топлива для компенсации сверхнормативных потерь энергоресурсов в системах регионального хозяйства в 1999-2003 гг. (2,1-3,32 млн. тут) сопровождалось ростом образования основных загрязняющих веществ (СО, 802, N0^ золошлаковых отходов) в 1,44-1,9 раза по отношению к 1999 г.
Цель - надежное и качественное теплоснабжение
Цель -извлечение прибыли
Формирование корпоративных образований
Выделение из ПОК и ТС предприятий тепловых сетей
Создание и организация работы централизованной системы теплоснабжения.
Ликвидация заинтересованного
взаимодействия объектов системы вследствие перевода
потребителей в категорию субъектов извлечения прибыли
Рост числа ТСЖ и их консолидация
Разрушение централизованной системы теплоснабжения
Формирование враждебной философии взаимодействия с потребителями на основе внесения в себестоимость услуг стоимости сверхнормативных потерь с целью извлечения прибыли
1. Страхование рисков некачественного теплоснабжения.
2. Судебные иски и выход потребителей из централизованной системы.
3. Снижение доходности теплоснабжения.
4. Рост дефицита финансирования на восстановление работоспособности системы.
Переход потребителей на теплоснабжение от автономных и дробно-функциональных теплоисточников
Рис. 2. Эволюция систем централизованного теплоснабжения
Все яснее проявляется несправедливость, в результате которой вырабатывается враждебная философия отношений, пришедшая на смену первоначальной философии, объединявшей эти подсистемы в рамках единого закономерного процесса. Потребители и производители/поставщики энергии становятся по разные стороны границы, разделяющей их на «врагов» и «сотрудников».
В течение второго и третьего этапов самоорганизации (см. рис. 2) отношения между поставщиками и потребителями услуг усложнялись, пока не привели к возникновению корпоративных образований. Вначале мы наблюдали этот процесс в виде организации предприятий объединенных котельных и тепловых сетей (ПОК и ТС). Позднее тепловые сети были преобразованы в корпоративные муниципальные, региональные и российские тепловые сети, ставшие посредниками между энергоисточниками и потребителями. В этих условиях потребители, заключая договор с тепловыми сетями, не могут в полной мере предъявить им претензии по качеству теплоснабжения, так как сети выполняют функции транспорта и распределения. В свою очередь претензии к производителям услуги являются необоснованными из-за отсутствия прямых договорных отношений с потребителями.
На эволюционной траектории можно отметить характерные точки, начиная с которых по принципу «снизу вверх» произошли и сохраняются изменения структуры подсистем и региональной системы централизованного теплоснабжения в целом. В теории дина-
мических систем такие переходы, не приводящие к существенному изменению структуры или режима функционирования, классифицируется как «мягкие» бифуркации [2].
Исследуя причинно-следственные связи развития кризиса в региональной системе теплоснабжения Приморского края и анализируя в течение ряда лет ситуацию в других регионах страны, мы приходим к выводу о том, что современную ситуацию можно характеризовать как приближение к формированию корпоративного образования товариществ собственников жилья (ТСЖ). По мере его формирования и укрепления можно ожидать корпоративного противодействия ТСЖ организациям, управляющим коммунальными инфраструктурами, с целью защиты своих прав на надежное и качественное теплоснабжение. Эту тенденцию поддерживают программы некоторых страховых компаний.
Вероятностный выход из очередной точки бифуркации может быть представлен активизацией перехода потребителей к автономному и кластерному теплоснабжению. О наличии такой тенденции свидетельствует переход населения на электроотопление. В Приморском крае количество электроустановок, используемых для отопления, возросло в 1999-2003 гг. примерно в 2,7 раза, а их суммарная установленная мощность - в 1,5 раза, достигнув 67 МВт [3]. В 2008 г. зарегистрирован запрос на подключение к электросетям для электроотопления двух жилых зданий общей мощностью 8 МВт.
Переход к автономному или кластерному теплоснабжению порождает известные недостатки, от которых свободны централизованные системы. Однако этот переход выдвигает на первое место такое достоинство как отсутствие посредников. Собственники теплоисточников и распределительных сетей начинают сами управлять их работой. В многоквартирных домах эти функции возьмут на себя ТСЖ, объединяющие в одном лице производителя и потребителя услуг. Они максимально заинтересованы в согласованности взаимодействия новых подсистем с целью получения надежных и качественных услуг.
Таким образом, структура иерархически соподчиненных систем и режимы их функционирования будут изменены кардинально вследствие перераспределения функций теплоснабжения между автономными и кластерными системами, доля которых возрастает, и централизованными, доля которых снижается. Новая структура систем теплоснабжения будет представлять собой сочетание сохранившихся соподчиненных централизованных систем и сосуществующих с ними групп зданий с единым теплоисточником и отдельных зданий с автономными теплоисточниками. Такое сочетание не является новым. Однако на заре централизации теплоснабжения это сочетание формировалось на заинтересованности потребителей в поставщиках услуг и наоборот. Сейчас оно формируется на антагонизме.
Неожиданное скачкообразное изменение структуры и режима функционирования системы в теории динамических систем классифицируется как «жесткая» бифуркация или катастрофа в отличие от рассмотренных выше «мягких» бифуркаций [2].
В нашем случае «жесткая» бифуркация может сопровождаться недостаточной подачей энергии и возможным замораживанием трубопроводов и инженерных систем зданий. Для ликвидации последствий такой ситуации, произошедшей в 1999-2000 гг., привлекались силы ГО и ЧС.
Принципы и методы повышения безопасности систем теплоснабжения.
Нами разработаны и предложены два принципа и шесть методов повышения экологической безопасности и эффективности теплоснабжения. Подробное их описание
представлено в [3]. Здесь подчеркнем, что один из принципов предусматривает системный подход при центральном доминировании энергосбережения, а второй - ответственность каждого объекта системы, даже не имеющего топливосжигающих технологий, за образование загрязняющих веществ от сжигания топлива на энергоисточнике.
Среди предлагаемых методов мы ставим на первое место метод Цели, имея в виду, что формула цели должна отражать ожидание и получение общественно полезных результатов. Применительно к системам теплоснабжения она сформулирована как «формирование энергоэффективных основных фондов». Эта цель как инструмент организации политики гармоничного развития общества и природы предусматривает мониторинг и диагностику всех объектов и систем теплоснабжения в части технологической экспертизы экономического обоснования тарифов (см. рис. 1). Получаемые результаты используются также для ретроспективных оценок и прогноза воздействия на природную среду продуктами сгорания топлив с учетом местных условий, что позволяет уточнять обобщенные оценки.
Важная роль отводится методу Мотиваций, предусматривающему согласование условий взаимодействия участников энергетического рынка. Ведь ликвидация потерь и нерационально использованных ТЭР в объеме 2,82 млн. т условного топлива (2002 г.) равноценна сокращению доходов соответствующего бизнеса в объеме примерно на 4,04 млрд. руб. (16-17% бюджета Приморского края 2004 г.). Однако это выгодно потребителям (снижение тарифов на 4,6-6,25% в электроэнергетике и на 18,3-63,8% в теплоснабжении) и населению (предотвращение образования СО на 22,84% (5,45 тыс. т), 802 - на 44,12% (40,85 тыс. т), Шх - на 47,73% (7,87 тыс. т, золы и шлака - на 30,74% (830 тыс. т). В экономике это оценивается снижением себестоимости строительных материалов и изделий (цемент, керамзит, известь, железобетон, шифер) - на 1,38 - 43,4%; продуктов питания (хлеб, сахар, пиво, квас, дрожжи, плодоовощные консервы) - на 1,25 - 17,70%; экспортных товаров (клинкер, флюорит, борат кальция, борная и серная кислота) - на 2,35 - 14,48%; теплоснабжения от ведомственных котельных - на 1,23 - 34,25%.
Для выбора рациональных способов организации теплоснабжения предложен метод Координации. Представленный в виде карты он позволяет оценивать соответствие выбираемых способов организации научных, производственных и других действий достижению максимально полезных для общества результатов. Механизм реализации метода заключается в движении от нижнего иерархического уровня Карты к верхнему.
Метод Образования предназначен для обучения специалистов и широких слоев населения основам энергосбережения и формулировке общественно полезных конечных целей при разработке, строительстве, эксплуатации и утилизации энергопотребляющих природно-технических систем.
Выводы
Многолетний анализ систем централизованного теплоснабжения Приморского края и сопоставление результатов анализа с опубликованными данными по другим регионам ДВ федерального округа и России в целом позволяют сделать следующие выводы.
1. Системы централизованного теплоснабжения являются открытыми, то есть обладают функциями обмена энергией, веществом и информацией с окружающей средой.
2. Эти системы создаются неравновесными с целью производства, распределения и потребления услуг, то есть изначально достаточно далеки от термодинамического рав-
новесия.
3. Под воздействием случайных отклонений (флуктуаций) от проектного или пускового состояния прежний порядок в системах распадается и возникает новый порядок.
4. Новый порядок развивается на основе положительной (поддерживающей) обратной связи, способствующей деградации систем вследствие:
- износа всех элементов и подсистем;
- подмены цели - извлечение прибыли вместо качественного и надежного теплоснабжения, декларированного при проектировании системы;
- кооперирования энергоисточников и тепловых сетей и создания корпоративных образований с целью извлечения прибыли;
- использования недостоверной информации о работоспособности обслуживаемого и ремонтируемого оборудования, распределительных сетей и конечных потребителей;
- отсутствия координации, необходимой для развития заинтересованного взаимодействия поставщиков услуг по теплоснабжению и потребителей.
5. Системы регионального уровня сформированы подсистемами более низких уровней по принципу соподчинения. Они обеспечивают единый процесс жизнедеятельности человека. Синергетический подход к организации региональной системы предусматривает обеспечение упорядоченности всех ее подсистем за счет координации (синхронизации) действий, направленных на достижение проектной цели путем мотивации их заинтересованного взаимодействия.
6. Развитие исследований региональной системы теплоснабжения и ее подсистем позволит выработать программы формирования наиболее эффективных структур и режимов их функционирования с целью предотвращения катастрофы, в том числе за счет рационального сочетания систем централизованного, кластерного и автономного теплоснабжения.
Список использованных источников
1. Гришан A.A. Эволюция систем централизованного теплоснабжения: синергетический подход/ A.A. Гришан, Б.В. Гусев// Промышленное и гражданское строительство. - № 2. - 2009. -С. 36-39.
2. Малинецкий Г.Г. Определение момента бифуркации по уровню шумов/Технология разработки программных систем/ Г.Г. Малинецкий, Г.М. Зульпукаров //Материалы научной сессии МИФИ, т. 2, 2005. - С. 77-78.
3. Холпанов Л.П., Гусев Б.В. Блочная коллоидно-химическая кристаллизация материалов. М., Научный мир, 39 с.
4.Гришан A.A Энергосберегающая методология защиты и восстановления природно-техни-ческих систем в примерах практического применения: монография /A.A. Гришан - Владивосток: Дальнаука, 2007. - 247 с.
5. ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. - Взамен ГОСТ 18322-73; Введён 01.01.80. - М.: Изд-во стандартов, 1978.- 15 с.
Статья представлена Редакционным советом «Вестника МГСУ»