Научная статья на тему 'Кризисные тенденции централизованного теплоснабжения в российском Приморье'

Кризисные тенденции централизованного теплоснабжения в российском Приморье Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / ОЦЕНКА КРИЗИСА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ КОМФОРТНОЙ ЖИЗНИ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ТЕЗИСЫ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ / RUSSIAN FAR EAST / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / QUALITY OF LIFE / LIFE SUPPORT SYSTEM / THE EVALUATION OF DISTRICT HEAT SUPPLY CRISIS / MANAGEMENT METHODS / FORMATION OF TERRITORIES OF COMFORTABLE LIFE / RECOMMENDATIONS / THESES ROAD MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латкин Александр Павлович, Гришан Алексей Алексеевич, Кузьмина Светлана Валерьевна

Социально-экономическое развитие дальневосточных регионов имеет устойчивую тенденцию спада, в том числе за счет оттока трудоспособного населения. Этот процесс в течение последних 25 лет обусловлен не столько отсутствием рабочих мест, сколько сравнительно высокой стоимостью «продовольственной корзины» и социально-бытового обслуживания, кризисного состояния ЖКХ и низкого качества услуг, определяющих качество жизни. Многие факторы качества жизни периодически рассматриваются в открытой печати, однако такому важному фактору, как надежность теплоснабжения, формирующему санитарно-гигиенические условия жизни людей в суровых климатических условиях, уделяется недостаточно внимания. Авторы приводят технико-экономическую оценку состояния и тенденций изменения качества и безопасности теплоснабжения в Приморском крае. Выявлены статистически значимое влияние внешних и внутренних причин на безопасность теплоснабжения. Показано, что эти причины являются результатом ложного смысла взаимодействия систем централизованного теплоснабжения с рынком и внутреннего взаимодействия их объектов при функционировании. Выявлены принципы управления, приведшие к кризису в теплоснабжении. В частности, роль потребителей низведена до источника прибыли, в то время как она, согласно проекту, должна быть главенствующей. Для привлечения в ДВ регионы трудоспособного высококвалифицированного населения из других регионов России предложено повысить качество жизненного пространства за счет создания территорий комфортной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRISIS TRENDS OF CENTRALIZED HEAT SUPPLY IN RUSSIA'S PRIMORYE

Socio-economic development of the Far East regions has steadily decline, including the outflow of able-bodied population. This process over the past 25 years is due not so much to the lack of jobs, how much a relatively high cost of "food basket" and EMP. assistance, crisis housing and low-quality services, defining the quality of life. Many quality of life factors reviewed in the press, but such an important factor, as the reliability of heat supply, sanitary conditions shaping lives in harsh climatic conditions is given insufficient attention. The authors cite the techno-economic assessment of the status and trends in the quality and safety of heating in Primorsky Krai. Identified statistically significant influence of external and internal reasons for safety. It is shown that these causes are the result of a false sense of interaction with the DH market and internal communication in the operation of their facilities. Identified principles of management that contributed to the crisis in the heat. In particular, the role of consumers, relegated to a source of profit, while she, according to the project, should be dominant. To attract highly qualified population of working age regions LW from other regions of Russia proposed to improve the quality of life space by creating territories a comfortable life.

Текст научной работы на тему «Кризисные тенденции централизованного теплоснабжения в российском Приморье»

УДК 330:697.34(571.63)

КРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

В РОССИЙСКОМ ПРИМОРЬЕ

© 2018

Латкин Александр Павлович, доктор экономических наук, профессор, руководитель института

подготовки кадров высшей квалификации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Гришан Алексей Алексеевич, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Пенсионер

(690014, Россия, Владивосток, ул. Толстого, 25, кв., 13, e-mail: [email protected]) Кузьмина Светлана Валерьевна, кандидат социологических наук, профессор кафедры экономики, управления и информационных технологий Артемовского филиала Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Социально-экономическое развитие дальневосточных регионов имеет устойчивую тенденцию спада, в том числе за счет оттока трудоспособного населения. Этот процесс в течение последних 25 лет обусловлен не столько отсутствием рабочих мест, сколько сравнительно высокой стоимостью «продовольственной корзины» и социально-бытового обслуживания, кризисного состояния ЖКХ и низкого качества услуг, определяющих качество жизни. Многие факторы качества жизни периодически рассматриваются в открытой печати, однако такому важному фактору, как надежность теплоснабжения, формирующему санитарно-гигиенические условия жизни людей в суровых климатических условиях, уделяется недостаточно внимания. Авторы приводят технико-экономическую оценку состояния и тенденций изменения качества и безопасности теплоснабжения в Приморском крае. Выявлены статистически значимое влияние внешних и внутренних причин на безопасность теплоснабжения. Показано, что эти причины являются результатом ложного смысла взаимодействия систем централизованного теплоснабжения с рынком и внутреннего взаимодействия их объектов при функционировании. Выявлены принципы управления, приведшие к кризису в теплоснабжении. В частности, роль потребителей низведена до источника прибыли, в то время как она, согласно проекту, должна быть главенствующей. Для привлечения в ДВ регионы трудоспособного высококвалифицированного населения из других регионов России предложено повысить качество жизненного пространства за счет создания территорий комфортной жизни.

Ключевые слова: Российский Дальний Восток, социально-экономическое развитие, качество жизни, система жизнеобеспечения, оценка кризиса централизованного теплоснабжения, методы управления, формирование территорий комфортной жизни, рекомендации, тезисы дорожной карты

CRISIS TRENDS OF CENTRALIZED HEAT SUPPLY IN RUSSIA'S PRIMORYE

© 2018

Latkin Alexander Pavlovich, doctor of economical sciences, professor, Director of the Institute of training of personnel of higher qualification

Vladivostok State University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogol, 41, e-mail: [email protected])

Grishan Alexey Alexeyevich, candidate of technical sciences, senior researcher

Retired

(690014, Russia, Vladivostok, street Tolstoy 25-13, e-mail: [email protected]) Kuzmina Svetlana Valer'evna, candidate of technical sciences, professor of Chair of Economics, administration and information technology branch of Artyom Vladivostok State University of Economics and service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogol, 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Socio-economic development of the Far East regions has steadily decline, including the outflow of able-bodied population. This process over the past 25 years is due not so much to the lack of jobs, how much a relatively high cost of "food basket" and EMP. assistance, crisis housing and low-quality services, defining the quality of life. Many quality of life factors reviewed in the press, but such an important factor, as the reliability of heat supply, sanitary conditions shaping lives in harsh climatic conditions is given insufficient attention. The authors cite the techno-economic assessment of the status and trends in the quality and safety of heating in Primorsky Krai. Identified statistically significant influence of external and internal reasons for safety. It is shown that these causes are the result of a false sense of interaction with the DH market and internal communication in the operation of their facilities. Identified principles of management that contributed to the crisis in the heat. In particular, the role of consumers, relegated to a source of profit, while she, according to the project, should be dominant. To attract highly qualified population of working age regions LW from other regions of Russia proposed to improve the quality of life space by creating territories a comfortable life.

Keywords: Russian Far East, socio-economic development, quality of life, life support system, the evaluation of district heat supply crisis, management methods, formation of territories of comfortable life, recommendations, theses road map

Введение

На протяжении всей истории СССР и России Дальневосточному (ДВ) региону уделялось особое внимание в силу его выгодного экономико-географического положения и возможности успешной реализации оборонной, сырьевой, транспортно-транзитной и других общегосударственных функций [1, с. 3-4; 2, с. 120-121]. К началу 90-х годов сложились устойчивые тенденции роста численности населения, развития ДВО РАН и отраслевых НИИ, морских портов, торгового и рыбодобывающего флота, создания ряда предприятий авиа-, приборо-, судостроения и судоремонта, горнодобывающей, цветной,

лесоперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. В социально-экономическом развитии использовались стратегические госпрограммы и новые режимы хозяйствования [3, с 8-9; 4, с. 354]. Однако результаты оказались существенно ниже целевых критериев [5, с. 44]. Вместо запланированного роста численности населения к 2000 году до 10 млн. чел. (от 8,2 млн. чел в 1990 г.) за прошедшие 25 лет оно сократилось на 26%, то есть более, чем на 2 млн. чел. [2, с. 123]. Ряд исследователей отмечает, что постсоветским программам развития ДВ свойственна размытость целевых установок и распылённость ресурсов, что превратило их в индикативные

планы развития [6, с. 95-97]. Из 12 проектов к 2017 году не реализован ни один, что усиливает мотивацию населения к отъезду в другие регионы России или за рубеж. На смену молодым работоспособным кадрам приходят низкоквалифицированные рабочие из стран СНГ. Новая редакция госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (март 2017-го) сохранила прежние недостатки и не выдерживает критики [7].

С учётом этого авторам представляется важным акцентировать проводимую на ДВ государственную политику, прежде всего, на создание территорий комфортной жизни (ТКЖ) населения. Критерием признания ТКЖ должна стать сравнительная стоимость и качество питания, социально-бытового и коммунального обслуживания, уровень оказываемых услуг. Исследования прежних лет позволяют признать именно эти факторы главными в устойчивом оттоке работоспособных кадров. Многие факторы, влияющие на качество жизни, периодически освещаются в открытой печати. Однако такому важному фактору, как создание санитарно-гигиенических условий жизни населения в суровых климатических условиях, уделяется недостаточно внимания. Среди систем ЖКХ, формирующих эти условия, считаем, основная роль принадлежит не только самому факту теплоснабжения, но и взаимодействию всех участников этого процесса, так как именно они оказывают влияние и на стоимость жизни, и на качество окружающей среды. В статье приводятся результаты многолетних исследований состояния и тенденций изменения стоимости, качества и безопасности теплоснабжения в деградирующем ЖКХ. При изучении фактических параметров работы систем централизованного теплоснабжения (СЦТС) авторам не удалось выявить отечественных и зарубежных публикаций, анализирующих соответствие параметров функционирования таких систем требованиям стандартов и задачам государственной политики в заботах о населении. Это обстоятельство позволяет рассматривать настоящую работу как выполненную впервые.

О выборе объекта и метода исследования Жизнеобеспечение человека охватывает большой перечень дискуссионных тем - от структуры и организации физиологических систем организма человека до условий жизни, способов и технических средств системного воздействия на строительные объекты и системы ЖКХ. От качества наладки той или иной системы зависит в конечном итоге здоровье человека. Технологическая энергоемкость и эксплуатационная энергоэкономичность СЦТС в значительной степени избыточны. В системе «добыча топлива - теплоисточник - тепловая сеть - жилой дом» ежегодно добываемое топливо для отопления 1000 м2 при нормативных потерях энергоресурсов относится к топливу при фактических потерях и удельном теплопотреблении жилыми домами, как 18,5:80,0 [8].

Надежность функционирования и взаимодействия систем ЖКХ (по разным оценкам их около 12) позволяет регулировать отношения производителей и потребителей услуг. Для создания комфортных условий жизнедеятельности людей, для повышения качества жизни и, в конечном счете, привлекательности тех или иных регионов РФ эти отношения должны строиться на принципах социально-ориентированной экономики. Изучение зарубежного опыта показывает, что к ним относятся: неукоснительное выполнение договорных условий на поставку и потребление услуг; равноправная судебная ответственность и беспощадное преследование тех, кто нарушил договорные условия, как в отношении качества и безопасности услуг, так и по срокам оплаты потребленных объемов услуг [9, с. 1078].

Рамки статьи не позволяют детально рассмотреть влияние состояния всех систем ЖКХ на качество жизни. Из множества систем ЖКХ только СЦТС концентрируют результаты всех недостатков тарифообразования,

имеющих место во взаимодействующих системах. По составу функций и результатам работы СЦТС превосходят любую из систем ЖКХ.

Работы в этой области научных школ Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Томска и др. известны в России и за рубежом.

Рисунок 1 - Эволюционная траектория систем централизованного теплоснабжения.

Вместе с тем, при оценке состояния и разработке мер повышения эффективности и безопасности СЦТС имеют место следующие упущения.

1. Не анализируется взаимодействие систем жизнеобеспечения ЖКХ, что не позволяет выявить тенденции ежегодных кризисных ситуаций в теплоснабжении.

2. Не анализируются антропогенные факторы развития кризиса в СЦТС.

3. Не оцениваются последствия кризиса для жизненно важных интересов человека и реакция населения на снижение качества и безопасности теплоснабжения.

4. Методы расчета образования загрязняющих веществ на теплоисточниках не учитывают зависимость объемов сжигаемого топлива от энергетической эффективности теплоснабжаемых объектов.

5. Не в полной мере используется системный подход к формированию и управлению территориями в сфере строительства и ЖКХ.

В современной структуре СЦТС, выработанной под влиянием конъюнктурных интересов, на блок обратной связи возложены функции контроля неплатежей, и только. Его проектные функции, направленные на подавление негативных явлений и тенденции фактически упразднены. Последствия этой крайне негативной метаморфозы привели к таким изменениям в организации функционирования СЦТС, которые создали ситуацию, названную в Национальном докладе 2001 г. деградацией. Попытки реструктуризировать СЦТС за 10-20 лет не принесли заметных улучшений в функционировании систем. Соответственно структурным изменениям эволюционную траекторию любой муниципальной СЦТС можно рассматривать в виде графика, представленного на рисунке 1.

Знания, полученные в 1999-2004 гг. при обследовании муниципальных СЦТС Приморского края, позволяют предложить обобщенную структуру СЦТС (см. рисунок 2), в которой зеленым цветом и значком * выделено то, что должно быть, но отсутствует, а красным цветом и значком ** - то, чего не должно быть, но присутствует [10].

Совокупность этих изменений привела к тому, что смысл взаимодействия систем с внешним миром (реакция на внешние факторы) и смысл внутреннего взаимодействия объектов систем в процессе их функционирования существенно изменился. На смену первоначального смысла функционирования и смысловой структуры систем (качественное и безопасное теплоснабжение) пришла ложная семантика (извлечение прибыли).

Рисунок 2 - Обобщенная структура систем централизованного теплоснабжения

Потребители в составе СЦТС, по определению Федерального закона от 27.06.2010 № 190-ФЗ, являются концевым блоком технологического процесса. Они являются неотъемлемой частью СЦТС и олицетворяют собой рынок, финансовые поступления с которого обеспечивают функционирование систем. На практике потребителям отводится роль источника прибыли, поставленного в условия почти абсолютной незащищенности, что формирует тенденцию их перехода к автономному теплоснабжению. Так, суммарная мощность электроотопительных приборов за период 1994-2010 гг. достигла 182,7 МВт. К 2017 г. возросло число новостроек с нагрузками более 1 МВт. Снижение числа подключенных потребителей может привести к финансовому краху СЦТС.

По данным [11, с. 4-5], одной из основных причин кризисного состояния ЖКХ ДВ является низкая эффективность методов управления системными процессами. Проводимые приемы модернизации СЦТС не всегда приводят к улучшению качества услуг и в других регионах страны [12, с. 97; 13, с. 46; 14, с. 287].

Для детального изучения событий, имевших место в СЦТС на протяжении 1999-2009 гг., использовали пакет стандартных программ системы Stаtistica № 8, серийный № ВХ905Е31770№А-Н. Всего изучены рабочие и выходные параметры функционирования 457-864 котельных, что ежегодно составляло 63,92-89,63% от зарегистрированных 816-1215 котельных Приморского края.

Особенности современного нормирования в теплоснабжении жилого фонда

Объемы топлива, сжигаемого для отопления многоквартирных домов (МКД), зависят от их потребности в тепловой энергии, расходуемой на компенсацию тепловых потерь (Гкал/кв. м) и создание комфортных санитарно-гигиенических условий для проживания людей. Параметры этих условий перечислены в ГОСТ 30494-96 и закреплены в Федеральном законе № 384-ФЗ. Пять параметров микроклимата зависят от энергетической эффективности МКД, которая оценивается путем сравнения величины фактических удельных тепловых потерь с нормой, установленной по СП 50.13330.2012. Однако из-за отсутствия теплосчетчиков в подавляющем большинстве МКД управление теплоснабжением осуществляется на основе «расчетных нормативов удельного расхода тепла на отопление». Анализ «расчетных нормативов» в муниципальных образованиях Приморского края показал, что они превышают уровни требуемых современных норм в 2,2- 3 раза [15, с. 28-29]. Кроме того, величина «расчетного норматива удельного потребления тепла на отопление» МКД имеет устойчивую тенденцию роста. Так во Владивостоке этот эксплуатационный параметр возрос от 0,144608 Гкал/м2 в 2008-2009 гг. до 0,164211 Гкал/м2 в 2012-2013 гг. (на 13,6%). Объективно, его рост может быть обусловлен: а) старением теплозащитных свойств строительной оболочки МКД; б) увеличением

числа градусосуток отопительного периода.

Однако снижение параметров теплозащиты никем не доказано, так как проектный энергетический паспорт дома не разрабатывался, а его энергетическое обследование никогда не проводилось. Мало того, за это время в доме все деревянные окна были заменены современными, а лоджии застеклены. Что касается климата, то продолжительность отопительного периода, по-прежнему, 196 суток, а средняя температура наружного воздуха за отопительный период, как и прежде - «минус» 3,9 оС, см. табл. 1: СНиП 23.01-99*. В этих условиях рост такого важного для создания комфортных условий жизни населения «норматива» можно объяснить субъективным желанием теплоснабжающей организации обеспечить себе рост прибыли [15, с. 34].

Анализ квитанций, выставленных для оплаты отопления 9-ти этажного МКД, показал, что за период 20082018 гг. установка теплосчетчика привела к снижению потребления теплоты в среднем на 27,9% за анализируемый период. Выводы из приведенных соотношений могут быть такими:

а) здания жилого фонда не соответствуют современным требованиям по нормам тепловой защиты, изложенным в СП 50.13330.2012;

б) «расчетные нормативы» назначаются для извлечения прибыли.

Эти выводы обусловлены тем, что в настоящее время невозможно, даже оценочно, судить о том, в каких долях (или кратности) выражается несоответствие МКД современным требованиям по тепловой защите. Такую оценку можно получить только инструментальными методами при энергетическом обследовании зданий, потому что других методов оценки соответствия МКД требованиям ФЗ № 261 (см. п. 6 ст. 11) и ФЗ № 384 не существует. Однако такие обследования во многих ДВ регионах, включая Приморский край, не проводятся. Поэтому исчисление оплаты за услуги отопления основывается на «расчетных нормативах», что можно рассматривать, как один из источников (кроме роста тарифов) преднамеренного завышения платы за отопление.

Специфика тарифообразования в теплоснабжении

В Приморском крае за период 2007-2014 гг. рост тарифов на тепловую энергию составил в среднем 100%, а на холодную воду - 59,4% [15, с. 33]. Обычно рост тарифов объясняется ростом стоимости топлива. Однако важная роль в тарифообразовании принадлежит удельным расходам топлива, электроэнергии и воды. Изучение этих параметров применительно к ежегодно включаемым в анализ 800-1100 муниципальным котельным показало, что удельные расходы энергоресурсов весьма редко соответствуют рекомендуемым нормам. Так, за период 2002-2008 гг. удельные расходы топлива возросли от 168,2 кг условного топлива/Гкал (КПД - 85%) до 255,4 кг условного топлива/Гкал (КПД - 60%). При этом возросло число котлов с меньшими паспортными КПД, применяемых взамен котлов, выработавших ресурс.

Нормативное электропотребление, рекомендованное АКХ им. К.Д. Памфилова в 1994 г. на уровне 18-20 кВтч/Гкал, было в 2004-2009 гг. характерно менее, чем для 6% обследованных котельных. На 76,3-81,3% котельных этот показатель в среднем составлял 40 кВтч/ Гкал, что в два раза больше рекомендуемых 18-20 кВт^ч/ Гкал. Максимальные удельные расходы превышали 115-120 кВтч/Гкал (более 120 кВтч/Гкал не рассматривались). Значительную долю (14,2-19,3%) составляли котельные с удельным расходом менее рекомендуемых 18-20 кВт^ч/Гкал (менее 5 кВтч/Гкал не рассматривались). Завышение удельных расходов электроэнергии (в 2 и более раза) можно объяснить работой насосов, компенсирующих годами не устраняемые утечки теплоносителя, и завышенной мощностью электропривода насосов, способных выдержать долговременные включения. Занижение этого параметра (в 3-7 раз) можно объяснить приписками в выработке тепловой энергии в условиях

отсутствия теплосчетчиков в котельных.

Качество и безопасность теплоснабжения

Перед началом отопительного сезона каждая СЦТС представляет на утверждение отопительный график, согласно которому в зависимости от температуры наружного воздуха должно обеспечиваться теплоснабжение МКД. Некоторые СЦТС предоставляют на утверждение графики «со срезкой температуры» из-за неспособности котельных выдержать нормативные параметры отопительных графиков. Сущность таких графиков состоит в «планировании» недогрева теплоносителя. В Приморском крае величина фактического недогрева теплоносителя (1999-2005 гг.) составляла 30-35% от норматива, а «запланированного» (2005-2009 гг.) - 12-13% [8]. При этом наличие недогрева теплоносителя не сопровождалось снижением платежей за отопление. Из-за отсутствия теплосчетчиков у потребителей и в котельных счета на оплату выставлялись по «расчетным нормативам». Поэтому ежегодно от 788,82 до 1007,4 тыс. чел. (51,3-65,5% от всего отапливаемого населения) вынуждены были оплачивать от 12 до 33% услуг, которые им не были предоставлены. С учетом действовавших в те годы тарифов, каждая семья вынуждена была выплачивать по 6,7-9,5 тыс. руб. ежегодно, не получая услуг.

В течение 1999-2009 гг. причинами отказов теплоснабжения были: отключения электроэнергии - 37,3 % случаев; отключения воды - 12,2%; неисправность оборудования котельных - 12,8%; прорывы теплотрасс - 15,6%, отсутствие топлива - 22,1% [13, с. 34]. Отказы СЦТС неизбежно связаны с восстановлением ее работоспособности, требующим дополнительных затрат энергетических и финансовых ресурсов, компенсация которых относится на потребителей при расчете тарифов на следующий отопительный период.

Таким образом, ни энергетическая эффективность МКД, ни состояние оборудования теплоисточников не отвечают требованиям обеспечения комфортных и безопасных условий жизни населения. Мало того, население вынуждено оплачивать некачественные и небезопасные услуги СЦТС по тарифам, рост которых, в том числе, обусловлен неработоспособностью оборудования теплоисточников и самих МКД.

Работоспособность, является ключевым определением пригодности технических объектов к эксплуатации в течение их жизненного цикла. МКД, несмотря на смысловое вынесение их за границы СЦТС, все-таки остаются неотъемлемой принадлежностью этих систем и являются техническими объектами. Поэтому к ним применимо определение работоспособности по ГОСТ 18322-78, как состояния, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Если хотя бы один из таких параметров не соответствует требованиям нормативно-технической и/или конструкторской (проектной) документации, то МКД следует считать неработоспособным. Следовательно, если какие-либо МКД не соответствуют по энергетической эффективности современным требованиям, то по отношению к ним необходимо проводить мероприятия, предусмотренные Жилищным Кодексом при капитальном ремонте для достижения нормативного уровня энергетической эффективности. Законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ ужесточаются требования к капитальному ремонту МКД. Старая редакция п. 5 ч. 1 ст. 166 ЖК -«ремонт фасада» заменена новой редакцией - «ремонт и утепление фасада». А ст. 166 ЖК дополнена требованием установки общедомовых приборов учета потребления всех видов энергоресурсов и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов. Правительство РФ утвердило Правила установления энергетической эффективности для МКД. В них предусматривается снижение годовой удельной величины расхода энергетических ресурсов по отношению к базовому уровню: с 1

января 2018 г. - не менее чем на 20%; с 1 января 2023 г. - не менее чем на 40%; с 1 января 2028 г. - не менее чем на 50%. Для капитально ремонтируемых и реконструируемых зданий снижение годового удельного расхода энергетических ресурсов предусмотрено с 01.01. 2018 г. более чем на 20% по отношению к базовому уровню. В противовес этим требованиям в Приморском крае принят закон № 754-КЗ от 22.12.2015, отменяющий требования федеральных законов относительно «утепления фасадов» и «установки теплосчетчиков».

Многие регионы РФ страдают такими недостатками, как: инерционность развития; иерархичность; территориальная распределенность; неполнота и низкая степень достоверности информации о параметрах функционирования [16, с. 52].

Как повысить качество и безопасность теплоснабжения

Согласно Гёделю [17], в любой системе со временем возникают проблемы, которые не могут быть решены за счет внутренних ресурсов этой системы. Для изменения свойств системы необходимо выйти за ее пределы и рассматривать ее проблемы из другой, более обширной системы.

Для СЦТС в качестве такой обширной системы, полагаем, необходимо выбрать «жизненное пространство». В нем, определяющими параметрами являются окружающая среда, экономическая и социальная сферы [18, с. 4]. В систему «жизненное пространство» органично входит сфера ЖКХ, в которой СцтС формирует санитарно-гигиенические условия жизни человека. Кроме того, СЦТС существенно влияют на экономику семьи и на качество окружающей среды. В связи с этим подчеркнем, что для оптимального функционирования этих систем потребителям должна быть отведена роль по их фактическому статусу - заказчика и потребителя услуг. Поэтому одним из основных принципов перехода к качественно новым методам управления теплоснабжением становится управление многоквартирными домами [19, с. 202]. Это означает, что организации, управляющие теплоснабжением, должны относиться к потребителям (МКД) так же заботливо, как относятся к объектам инфраструктуры СЦТС. Например, за счет участия с правом решающего голоса в комиссиях по приемке в эксплуатацию построенных, реконструированных и капитально отремонтированных МКД. Отношения теплоснабжающих организаций с потребителями (население) должны строиться на основе взаимозаинтересованной политики: у теплоснабжающих организации - в благополучии потребителей; у потребителей - в благополучии теплоснабжающих организаций. Функции блока обратной связи не должны быть ограничены выявлением неплательщиков. Здесь должны быть сосредоточены все возможности, обеспечивающие непрерывный мониторинг работы СЦТС и взаимоотношений с потребителями, чтобы в обоюдных интересах анализировать случайные и закономерные события и оперативно вырабатывать решения сообразно характеру событий - негативные подавлять, позитивные развивать [19, с. 12].

В зарубежной практике функции блока обратной связи задействованы в полной мере. Так, во Франции техническое обслуживание предусматривает: организацию учёта потребляемых ресурсов и мероприятий по энергосбережению; регулярные проверки состояния недвижимости, оповещение владельца в случае проблем и принятие срочно решения; организацию и проведение технического надзора; технический консалтинг; ежемесячный отчет о проделанной работе; контроль функционирования систем теплоснабжения, водоснабжения, вентиляции, а также их ремонт в случае необходимости и многое другое [21, с. 173].

Выстраивание взаимозаинтересованной политики -процесс сложный и долговременный. Для этого нужны активные и результативные действия при поддержке администраций всех уровней, так как качество рождается

в коридорах власти [22, с. 302].

Тезисы дорожной карты формирования территорий комфортной жизни

Для реализации этой политики предлагается пилотный вариант формирования ТКЖ. Необходимо выбрать 2-3 СЦТС-представителей, во всех структурных элементах которых (МКД, котельные, сети и др.) организовать выполнение всех, без исключения, мероприятий, предусмотренных действующими Законами и подзаконными актами с целью достижения максимально полезных результатов. Активное привлечение потребителей к управлению ТКЖ позволит преодолеть антагонизм, который многие поколения управленцев от СЦТС формировали в течение не одного десятка лет. Такой подход позволит оптимизировать условия жизни в городах и поселениях на основе более высокой надежности теплоснабжения [23, с. 760; 24].

Реализацию пилотного проекта следует проводить на основе двух принципов с использованием методов повышения качества и безопасности теплоснабжения [15, с. 31]. Один из принципов предусматривает системный подход при центральном доминировании энергетической эффективности. Второй принцип предусматривает ответственность каждого объекта СЦТС, даже не имеющего топливосжигающих технологий, за образование загрязняющих веществ от сжигания топлива на энергоисточнике. Среди предложенных методов приоритет отдаем методу Цели [8]. Ее формула должна отражать получение максимальных общественно полезных результатов, например, «формирование энергоэффективных основных фондов». Следование этой Цели означает использование всех разрешенных инструментов для организации и проведения в жизнь политики гармоничного развития общества и природы [18, с. 4]. В основе этой политики должен лежать мониторинг и диагностика объектов и системных элементов СЦТС в части технологической экспертизы экономического обоснования тарифов.

Метод Мотиваций предусматривает согласование условий взаимодействия участников энергетического рынка. Его роль обусловлена тем, что за счет приведения МКД Приморского края при капитальном ремонте и новом строительстве к уровню энергетической эффективности согласно требованиям СП 50.13330.2012 можно добиться снижения потребления топлив на 37-40%. Соответственно, снизятся тарифы.

В деталях дорожная карта может быть представлена с учетом местных условий.

Исходные данные для экономического анализа

Нормы удельного расхода тепла на отопление (Гкал/ кв. м за отопительный период), рассчитываемые для МКД согласно СП 50.13330.2012, отражают уровни удельного потребления тепловой энергии на отопление, которым после капитального ремонта должны соответствовать МКД. Например, для расположенного во Владивостоке 9-ти этажного дома, построенного в 1986 г. отапливаемым объемом около 104 тыс. м3 этот параметр с 01.01.2023 г. должен соответствовать 0,0516 Гкал/кв. м. «Расчетный норматив», действующий в настоящее время, принят равным 0,162189 Гкал/кв. м. Следовательно, повышение энергетической эффективности МКД приведет к снижению потребления тепла и платы за отопление (при сохранении тарифа) более чем в 3 раза. В масштабах жилого фонда Приморского края можно ожидать снижения потребления тепловой энергии на отопление на 37-40% от уровня 2012 г. Соответственно, снизится потребление топлив, что, в свою очередь, приведет к снижению оборота средств в энергетическом секторе. Однако это событие не будет одномоментным - капитальный ремонт МКД жилого фонда края рассчитан, как минимум, на 30 лет. Поэтому, в целях роста безопасности жизнеобеспечения в понимании целей Закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, можно принять компенсационные шаги в виде стимулирования

других сфер безопасности. Например, организовать развитие производств для создания гибридных систем теплоснабжения [25, с. 213; 26]. Эти направления, в свою очередь, приведут к росту занятости населения и формированию обучающих программ в вузах и образовательных учреждениях среднего звена для насыщения края специалистами новых квалификаций.

Кроме того, снижение потребления топлив на отопление МКД за счет их утепления приведет к снижению образования продуктов сгорания, и атмосферный воздух станет чище. Экологический эффект возрастет также за счет уменьшения количества золошлаковых отходов.

В совокупности формирование ТКЖ позволит получить максимально полезные результаты для улучшения комфортности проживания людей в российском ДВ регионе за счет разработки организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на повышение надежности (качества и безопасности) электро-, тепло-, водоснабжения и водо-отведения.

Выводы

1. Научную новизну результатов исследований авторы полагают такой:

- выявлены причинно-следственные связи развития кризиса в СЦТС;

- впервые по многолетним данным выполнен описательный и статистический анализ состояния и тенденций взаимодействия региональных систем топливо-, электро-, водо- и теплоснабжения;

- выявлены закономерности влияния этих систем на качество жизни;

- получены статистически значимые оценки влияния отказов СЦТС на потребителей (население);

- выявлены основные этапы эволюции СЦТС и сформулировано их описание;

- разработана обобщенная структура СЦТС, выявлены категории информационных шумов в координатах «пространство-время»;

- разработаны принципы и методы повышения эффективности и безопасности СЦТС за счет заинтересованного взаимодействия производителей и потребителей услуг как взаимозависимых субъектов;

- на основе разработанных принципов и методов предложена дорожная карта реализации пилотного проекта по организации территории комфортной жизни.

2. Формирование ТКЖ согласно дорожной карте позволит населению Приморского края экономить от 30 до 80 руб./(м2мес.) за счет снижения действующих «расчетных нормативов удельного потребления тепловой энергии на отопление» (0,192-0,27035 Гкал/кв. м) до уровня потребления тепла, которым должны обладать МКД после капитального ремонта (0,0516-0,0967 Гкал/ м2). Применение в тепловом узле систем авторегулирования позволит повысить экономию до 92 руб./(м2мес.). Снижение тарифов на тепловую энергию за счет отказа от отчетно-статистического метода нормирования может превысить 10% от действующих уровней.

Загрязнение атмосферного воздуха продуктами сгорания топлив и образование золошлаковых отходов может снизиться более, чем на 40% за счет снижения расхода топлив на отопление энергоэффективных МКД.

Теплоснабжающие организации (СЦТС) за счет постоянного добросердечного общения с населением повысят и укрепят свой авторитет, на основе которого могут сформироваться взаимозаинтересованные отношения:

а) у специалистов СЦТС - в благополучии населения;

б) у населения - в благополучии СЦТС.

Организация геоинформационных систем (ГИС-

систем) позволит оперативно контролировать качество теплоснабжения [27, с. 1-9].

Администрация региона, формируя правовое поле для организации ТКЖ, пристально наблюдая за реализацией проекта, создаст прецедент, тиражирование ре-

зультатов которого повысит привлекательность селитебных территорий ДВ для трудоспособного населения и будет способствовать ускорению его развития.

3. Отклонения реальных принципов управления СЦТС от нормативных требований характерны не только для Приморского края, но и для ЖКХ в целом по стране, что отражено в Национальном докладе (2001 г.) как общенациональный кризис. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Латкин A.П., Казакова ВЛ., Евсеева Т.В. Российский Дальний Восток. Предпосылки и условия привлечения иностранных инвестиций. //Mонография, Владивосток: ВГУЭС, 2013, — 240 с.

2. Латкин A.П. Российский Дальний Восток: ретроспектива и перспектива социально-экономического развития. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2012. — № 3. — С. 120-128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Латкин A.П. Новые инициативы по развитию предпринимательства на Дальнем Востоке и перспективы их реализации / Предпринимательство как фактор динамичного развития Дальнего Востока России [Текст]: Mатериалы международной научно-практической конференции (13 октября 2016 г.); Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. — Владивосток: ВГУЭС, 2016. — 228 с. — с. 7-13

4. Стецко Н.И., Латкин A.П. Территории с особым экономическим статусом: проблемно-адресный подход к обеспечению роста предпринимательской активности// Aзимут научных исследований: экономика и управление. — 2016. — т. 3, № 4 (17). — С. 333-337.

3. Mинакир П.A., Прокапало О.В. / Стратегия и реальности: мечта о чуде// Korea-Russia Cooperation in the Far East in Light of the Eurasia Initiative. 24-23 June 2014б Vladivostok. C.43-30/

6. Mинакир П.A. Прокапало О.В. Программы и стратегии развития российского Дальнего Востока// Проблемы Дальнего Востока. — 2011. — №3. — С.93-104. doi

7. Заусаев В.К. Сомнительный эффект//Российская газета, 18.06.2017.

8. Гришан A.A. Энергосберегающая методология защиты и восстановления природно-технических систем в примерах практического применения: монография /A.A. Гришан — Владивосток: Дальнаука, 2007. — 247 с.

9. Mасаев В.Ю., Фролова Т.В., Синьков A.A. Использование передового зарубежного опыты развития ЖКХ в управлении жилищным фондом РФ //Экономика и предпринимательство. - 2016. № 11-3 (7—3). С. 1076-1079.

10. Гусев, Б.В. Повышение безопасности и эффективности систем теплоснабжения/Б. В. Гусев, A.A. Гришан //Вестник M^y.- № 4.- т. 1. — 2010. — С. 78-83.

11. Лобок Д.Г. Использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в России/Aвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. M.: 2011. — 24 с.

12. Закиров Д.Г., Слаутин Ю.A., Полевщиков И.С. Подходы к теплоснабжению депрессивных территорий // Science time. — 2014. - № 9. — С. 93-99.

13. Лившиц C.A., Нигматуллин Р.Р. Mодернизация городской системы теплоснабжения: история и перспектива //Вестник современной науки. 2016. № 10-2 (22). — С. 43-48.

14. Mинкина C.A. Разработка решений по модернизации систем теплоснабжения городских и сельских поселений // Инновационные стратегии развития экономики и управления. Сборник статей. 2017. — С. 283-291.

13. Гришан A.A. Создание территорий опережающего развития: назревшие проблемы // ЭНЕРГИЯ: Экономика техника, экология. — 2013. — № 3.— С. 27-33; — 2013. — № 6. — С. 23-30. Doi

16. Седнин В. A., Гутковский A.A. Mодернизация и автоматизация системы теплоснабжения. Опыт Беларуси/Энергосбережение № 8. — 2016. — С. 32-60

17. Gödel, K. Über formal unentscheidbare Sätze der Principia Mathematica und verwandter Systeme I //Monatsheftefur mathematik und physik. — 1931. — T. 38. - № 1. - S. 173-198.

18. Осипов, В.И. Геоэкология: понятие, задачи, приоритеты // Геоэкология, инженерная геология, гидрогеология, геокриология. — 1997. — № 1— С. 3-11. Doi

19. Ломова M. Н. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилым фондом в России [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Mолодой ученый, 2012. — С. 201-203.

20. Parishwad O., Gupta V. Defining Pace of Urban Development: E-Governance in Local Bodies and Public Works Departments (Emphasis on Indian Scenario). — International Journal of Applied Engineering Research. — 2014. Pp. 71-80.

21. Mасаев Ю.A., Mасаев В.Ю., Синьков A.A., Фролова Т.В., Коржук A£. Aнализ развития методологии комплексного управления жилищным фондом РФ на основе зарубежного опыта/Вестник Кузбасского ГТУ № 1. — 2017. — С. 171-177.

22. Deming E. Out of the Crisis. — Massachusetts Institut Technology Press. — 1986. — 307p. ISBN 0-911379-01-0.

23. Campana P.E., Quan S.J., Robbio F.I., Lundblad A. Optimization of a residential district with special consideration on energy and water reliability. — Applied Energy. — 2017/3/13. — pp.731-764.

24. Dominkovic D.F., Bacekovic I., Sveinbjörnsson D., Pedersen A.S., Krajacic G. On the way towards smart energy supply in cities: The impact

of interconnecting geographically distributed district heating grids on the energy system. — Energy — 2017/3/27.

25. Eicker U., Colmenar-Santos A., Teran L., Cotrado M. Economic evaluation of solar thermal and photovoltaic cooling systems through simulation in different climatic conditions: An analysis in three different cities in Europe. — Energy and Buildings. — 2014/2/28. — pp. 207-223.

26. Miglani S., Orehounig K., Carmeliet J. Assessment of the ground source heat potential at building level applied to an urban case study. — 19. Status-Seminar" Forschen für den Bau im Kontext von Energie und Umwelt". — 2016.

27. Alhamwi A., Medjroubi W., Vogt T., Agert C. GIS-based urban energy systems models and tools: Introducing a model for the optimisation of flexibilisation technologies in urban areas//Applied Energy, — 2017/4/1. — pp. 1-9.

Статья поступила в редакцию 29.09.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.