Научная статья на тему 'Повышение экологической безопасности дизельных двигателей путем использования топлив на основе метилового спирта'

Повышение экологической безопасности дизельных двигателей путем использования топлив на основе метилового спирта Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
301
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BIOFUEL / METHANOL / EMULSION / RAPESEED OIL / DIESEL / БИОТОПЛИВО / МЕТАНОЛ / ЭМУЛЬСИЯ / РАПСОВОЕ МАСЛО / ДИЗЕЛЬ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Лопатин Олег Петрович

Обоснована необходимость использования экологичного биотоплива для автотранспортных средств. Проанализированы возможности и пути использования ими биотоплива на основе метанола и метилового эфира рапсового масла (МЭРМ). Представлены физико-химические свойства указанных видов биотоплива. В целях разработки, определения и оптимизации состава экологичных видов биотоплива для дизелей проведены их испытания при работе на метаноло-топливной эмульсии (МТЭ) и метаноле с МЭРМ. Проведены экспериментальные исследования дизелей на указанных видах биотоплива и обосновано перспективное решение улучшения их экологических показателей. При работе дизеля на МТЭ происходит снижение содержания в отработавших газах (ОГ) оксидов азота (NOx) на 41,3 %, сажи на 85,5 %, диоксида углерода (CO2) на 6,7 %, оксида углерода (CO) на 45,0 %; при работе на метаноле и МЭРМ NOx на 47,4%, сажи на 90,4 %, СО на 44,8 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Лиханов Виталий Анатольевич, Лопатин Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the environmental safety of diesel engines using fuels based on methyl alcohol

The necessity of the use of sustainable biofuels for motor vehicles is explained. The possibilities and ways of using biofuels on the basis of methanol and methyl ether of rapeseed oil (MERO) are analyzed. The physical and chemical properties of these biofuels are presented. The tests were carried out when working on methanol-fuel emulsion (MFE) and methanol with MERO in order to develop, determine and optimize the composition of environmentally friendly biofuels for diesel engines. Experimental studies of diesels on these types of biofuels were carried out and a promising solution for improving their environmental performance was justified. When the diesel engine is running on the MFE, the content in the exhaust gases is decreased (EG) nitrogen oxides (NOX) by 41,3%, soot (C) by 85,5%, carbon dioxide (CO2) by 6,7%, carbon oxide (CO) by 45,0%; when working on methanol and MERO NOx by 47,4%, soot by 90,4%, СО by 44,8%.

Текст научной работы на тему «Повышение экологической безопасности дизельных двигателей путем использования топлив на основе метилового спирта»

Повышение экологической безопасности дизельных двигателей путем использования топлив на основе метилового спирта

В.А. Лиханов, профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВО «Вятская ГСХА», д.т.н., О.П. Лопатин, доцент кафедры ФГБОУ ВО «Вятская ГСХА», к.т.н.

Обоснована необходимость использования экологичного биотоплива для автотранспортных средств. Проанализированы возможности и пути использования ими биотоплива на основе метанола и метилового эфира рапсового масла (МЭРМ). Представлены физико-химические свойства указанных видов биотоплива. В целях разработки, определения и оптимизации состава экологичных видов биотоплива для дизелей проведены их испытания при работе на метаноло-топливной эмульсии (МТЭ) и метаноле с МЭРМ. Проведены экспериментальные исследования дизелей на указанных видах биотоплива и обосновано перспективное решение улучшения их экологических показателей. При работе дизеля на МТЭ происходит снижение содержания в отработавших газах (ОГ) - оксидов азота (N0^) на 41,3 %, сажи на 85,5 %, диоксида углерода (С02) на 6,7 %, оксида углерода (СО) на 45,0 %; при работе на метаноле и МЭРМ - N0^ на 47,4%, сажи на 90,4 %, СО на 44,8 %.

__Ключевые слова:

биотопливо, метанол, эмульсия, рапсовое масло, дизель.

Х

орошо известно, что для автотранспорта постоянно разрабатываются и совершенствуются нормы выбросов вредных веществ не только в масштабах конкретного региона или страны, но и в рамках международных программ ЕЭК ООН. В настоящее время экологические требования к автотранспорту являются наиболее приоритетными, при этом экологичность ОГ производители уже закладывают в конструкцию автотранспортных средств на стадии проектирования, причем она не должна ухудшаться при их эксплуатации. Следовательно, несложно предположить, что будущее за экологически чистыми автомобилями, работающими на видах топлива, альтернативных нефтяному [1, 2].

Все более широкое распространение получают альтернативные виды биотоплива на основе спиртов и растительных масел (рапсовое, подсолнечное, соевое, арахисовое, пальмовое), а также их производных. Интенсивные работы по переводу автотранспорта на биотопливо ведутся как в странах с ограниченным энергетическим потенциалом, так и в странах с большими запасами нефти, а также имеющих финансовую возможность приобретения различных альтернативных видов топлива [1, 3].

Научные разработки и исследования

к\\\\\\\\\\\\ч

Наиболее исследованными и перспективными на сегодняшний день для применения в автотранспорте являются одноатомные первичные спирты, такие как метанол (СН3ОН). Среди положительных свойств метанола для применения 62 в дизелях можно отметить наличие в его молекуле атома кислорода, что дает воз-

можность использовать метанол в качестве оксигенатов (кислородсодержащие компоненты), способствующих снижению вредных выбросов сажи и СО в продуктах сгорания [4].

Метанол широко используется в химической промышленности, и немалые его объемы применяются в производстве топлив для автотранспорта. Использование этого спирта в качестве альтернативного биотоплива для автотранспорта стало возможным в результате его получения доступным способом из сельскохозяйственных и пищевых отходов, из газообразного топлива. Но более важная причина применения метанола - это снижение выбросов токсичных компонентов с ОГ автотранспорта (рис. 1) [5].

При использовании метанола как топлива для дизелей можно значительно снизить выбросы сажевых частиц и оксидов азота. Это происходит вследствие того, что при горении спирта в камере сгорания дизеля образуется в сравнении с дизельным топливом (ДТ) меньше промежуточных продуктов, способствующих зарождению ацетиленовых и ароматических углеводородов, которые и приводят к образованию сажи. Кроме того, в ОГ при сгорании метанола значительно меньше различных соединений серы. Метиловый спирт со своей более простой структурой и незначительными размерами молекул является одним из определяющих факторов более «чистого сгорания» топлива [5, 6].

Из всех существующих альтернативных видов топлива достаточно перспективными являются биотоплива и их смеси с ДТ в разных пропорциях (растительно-минеральные смеси), а сельскохозяйственные предприятия, потребляющие в качестве топлива главным образом нефтепродукты, в настоящее время вполне способны производить как для городского автотранспорта, так и для своей техники экологически чистое возобновляемое биотопливо [1, 7].

Рис. 1. Относительное содержание вредных веществ в ОГ автотранспорта, работающего на дизельном топливе и метаноле, % (за 100 % принято дизельное топливо по саже) [5]

Рис. 2. Процесс метанолиза рапсового масла [5]

Произведенные расчеты [5] показывают, что энергозатраты на получение рапсовых семян составляют 17700 МДж/кг, на получение масла - 700 МДж/кг, при этом энергия, получаемая от масла, составляет 22200 МДж/кг. В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что энергетическая прибыль с одного гектара посева рапса составляет 3800 МДж (что соответствует 110 л нефтяного дизельного топлива по своей энергетической ценности) [5].

Растительное масло любого вида - это смесь триглицеридов, то есть эфиров, соединенных с молекулой глицерина. Глицерин, в свою очередь, и придает вязкость и плотность растительному маслу. Таким образом, основной задачей при получении биотоплива является удаление глицерина путем замещения его спиртом. На данный момент альтернативные виды топлива из рапсового масла находят применение в натуральном виде, а также в виде метилового и диметилового эфиров рапсового масла [8].

На рис. 2 представлен процесс метанолиза рапсового масла. Производство МЭРМ из масла заключается в следующем: предварительно очищают рапсовое масло, затем добавляют метиловый спирт. Катализатором для данной реакции служит щелочь. Затем смесь нагревают до 50 °С, отстаивают и охлаждают. Жидкость расслаивается на две фракции - легкую и тяжелую. Легкая представляет собой метиловый эфир (или биотопливо), а тяжелая - глицерин [9].

Метиловый эфир рапсового масла можно охарактеризовать более низким уровнем коксования деталей дизелей, чем у этилового эфира рапсового масла, из-за более низкой вязкости и молекулярной массы. К тому же метиловые эфи-ры лучше сохраняются. К преимуществам этиловых эфиров можно отнести снижение дымности и температуры ОГ и меньшую агрессивность к деталям двигателя. В дальнейшем процессе производства этиловые эфиры менее вредны, но при очистке биотоплива с целью удаления излишков спирта возникают некоторые сложности, поскольку этиловый спирт формирует устойчивую водную эмульсию.

Научные разработки и исследования

к\\\\\\\\\\\\

\

64

В связи с этим из-за более низкой себестоимости метанола производство МЭРМ рентабельнее. Поэтому МЭРМ как альтернативное экологичное биотопливо приобретает наибольшую популярность в странах Европы [10].

По сравнению с другими альтернативными топливами стоимость метанола невысока, а одним из его недостатков является большая теплота испарения при низкой температуре кипения (1104 кДж/кг против 250 кДж/кг у штатного дизельного топлива). Это приводит к охлаждению воздушного заряда вследствие испарения спирта при низких цетановых числах и высоких температурах самовоспламенения, что в итоге является причиной плохого воспламенения в камере сгорания дизеля. Поэтому воспламенение метанола в таких условиях возможно с помощью дополнительно установленных источников воспламенения, подачи его на впуске или использования различных катализаторов, которые способствуют снижению температуры воспламенения метанола, а также ускоряют процесс реакций горения. К еще одному эффективному способу воспламенения метанола в камере сгорания дизеля можно отнести подачу запальной порции штатного дизельного топлива в камеру сгорания. С целью улучшения воспламенения спиртов используют двойные системы топливоподачи, которые одновременно с подачей спирта (основное биотопливо) осуществляют и подачу запальной порции ДТ [11].

Требуемые физико-химические свойства альтернативного биотоплива обусловливают применение соответствующих технологий, способных обеспечить эксплуатационные, экономические и экологические показатели. При производстве биотоплива применяют различные виды растительных масел, таких как рапсовое, льняное, подсолнечное, пальмовое и др. При этом полученное биотопливо из разных растительных масел имеет ряд отличительных физико-химических признаков. К таким признакам относятся: низшая теплота сгорания, вязкость, плотность, фильтруемость, температура застывания, коксуемость, цетановое число и др. (табл. 1) [5].

Представленные в табл. 1 данные наглядно демонстрируют схожесть параметров биотоплива с ДТ по плотности и расхождение по кинематической вязкости, низшей теплоте сгорания и цетановому числу. Естественно, все это говорит о том, что в чистом виде один вид биотоплива сложно применим в дизеле, поэтому и было принято решение о применении биотоплива в формате МТЭ и МЭРМ в сочетании с метанолом, что позволяет приблизить значения физико-химических свойств биотоплива к штатному дизельному топливу [5, 12].

Таблица 1

Физико-химические характеристики биотоплива и дизельного топлива [5]

Параметр Метанол Рапсовое масло МЭРМ ДТ

Плотность при 20 °С, кг/м3 795 877 860...900 863

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с 0,55 80 12 3,0.6,0

Низшая теплота сгорания, МДж/м3 19,7 36,7 37,2 42,5

Цетановое число 3 44 51 45

Целью данной работы является применение экологичных видов биотоплива в дизелях для улучшения их экологических показателей и экономии нефтяного моторного топлива.

Для проведения исследований создана экспериментальная база в научно -исследовательской лаборатории испытания дизелей кафедры тепловых двигателей, автомобилей и тракторов Вятской государственной сельскохозяйственной академии. Экспериментальная база включает электротормозной стенд 8АК^670 с балансирным маятниковым механизмом, устанавливаемые на него дизели, измерительную аппаратуру.

Приготовление эмульсий осуществлялось гомогенизатором МР'^302 при частоте вращения вала 2000 мин1. Отбор проб отработавших газов производился газозаборниками автоматической системы газового анализа (АСГА-Т), установленными в выпускном трубопроводе дизеля. Дымность отработавших газов измерялась с помощью дымомера BOSCH-EFAW-68A.

При работе на метаноле и МЭРМ дизель оборудовался двойной системой топливоподачи. При этом воспламенение метанола осуществлялось за счет подачи запальной порции МЭРМ. Такая схема топливоподачи полностью исключает необходимость использования нефтяного ДТ. Запуск и прогрев автотранспортного дизеля происходил на МЭРМ, вслед за этим осуществлялась подача метанола, а подача МЭРМ снижалась до начала пропусков воспламенения. Затем для достижения устойчивой работы двигателя ее увеличивали. Таким образом, при использовании метанола и МЭРМ с двойной системой топливоподачи достигалось полное замещение нефтяного дизельного топлива [5, 13].

При испытаниях дизеля на спиртовой эмульсии использовался следующий состав: метанол - 25 %, моюще-диспергирующая присадка сукцинимид С-5А - 0,5 %, вода - 7 %, дизельное топливо - 67,5 %. Также для дизеля было разработано экологичное биотопливо, состоящее из метанола (88 %) и МЭРМ (12 %) [5, 14].

На рис. 3 представлены зависимости от нагрузки экологических показателей дизеля, работающего на МТЭ при номинальном скоростном режиме (п = 2200 мин1). При анализе графиков токсичности и дымности ОГ дизеля при работе на МТЭ видно, что происходит снижение содержания во всем диапазоне исследования нагрузки N0^ сажи С и С02, при этом содержание СО снижается только при максимальных значениях эффективной нагрузки ре, а СН растет.

Результаты исследований экологических показателей дизеля 4Ч 11,0/12,5 представлены в табл. 2.

Рис. 3. Изменение экологических показателей работы дизеля 4Ч 11,0/12,5 в зависимости от изменения нагрузки (ре):

- ДП; ------ МТЭ

Научные разработки и исследования

KWWWWWW

\

Таблица 2

Результаты исследований экологических показателей дизеля 4Ч 11,0/12,5 на номинальном режиме работы (п = 2200 мин1, ре = 0,64 МПа)

Топливо Показатели

NOx, ppm С, Bosch CO2, % CO, %

Дизельное 1320 6,2 10,5 0,20

МТЭ 775 (снижение на 41,3 %) 0,9 (снижение на 85,5 %) 9,8 (снижение на 6,7 %) 0,11 (снижение на 45,0 %)

Таблица 3

Результаты исследований экологических показателей дизеля 2Ч 10,5/12,0 на номинальном режиме работы (п = 1800 мин1, ре = 0,59 МПа)

Топливо Показатели

NO* PPm С, Bosch CO, %

Дизельное 760 5,0 0,29

Метанол 88 %, МЭРМ 12 % 400 (снижение на 47,4 %) 0,48 (снижение на 90,4 %) 0,16 (снижение на 44,8 %)

Рис. 4. Изменение экологических показателей работы дизеля 2Ч 10,5/12,0 в зависимости от изменения нагрузки (ре):

--ДП;

------метанол и МЭРМ

На рис. 4 представлены зависимости от нагрузки экологических показателей дизеля, работающего на метаноле и МЭРМ с двойной системой топли-воподачи при номинальном скоростном режиме (п = 1800 мин1).

При анализе графиков токсичности и дымности ОГ дизеля при работе на метаноле с МЭРМ видно, что происходит снижение содержания ЫОх во всем диапазоне исследования нагрузки (кроме максимального значения ре=0,69 МПа) и сажи С. Применение метанола и МЭРМ приводит к снижению оксида углерода СО при нагрузке, превышающей 0,47 МПа, и суммарных углеводородов СН на максимальных нагрузках при ре>0,60 МПа, при этом отмечен незначительный рост диоксида углерода СО2 во всем диапазоне исследования ре.

Результаты исследований экологических показателей дизеля 2Ч 10,5/12,0 приведены в табл. 3.

Выводы

Предложено перспективное решение для улучшения экологических

показателей дизелей, работающих на биотопливе следующих составов:

• МТЭ: метанол - 25 %, моюще-диспергирующая присадка сукцинимид С-5А - 0,5 %, вода - 7 %, дизельное топливо - 67,5 %;

• метанол - 88 %, МЭРМ - 12 %. 67 При работе дизеля на МТЭ происходит снижение содержания в ОГ - оксидов азота на 41,3 %, сажи на 85,5 %, диоксида углерода на 6,7 %, оксида углерода

на 45,0 %; при работе на метаноле и МЭРМ - оксидов азота на 47,4 %, сажи на 90,4 %, оксида углерода на 44,8 %.

_Использованные источники

1. Использование растительных масел и топлив на их основе в дизельных двигателях: монография / В.А. Марков, С.Н. Девянин, В.Г. Семенов, А.В. Шахов, В.В. Багров. - М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), ООО «Онико-М», 2011. - 536 с.

2. Jeevahan J., Mageshwaran G., Joseph G.B., Raj R.B.D., Kannan R.T. Various strategies for reducing NOx emissions of Biodiesel Fuel used in conventional Diesel engines: a review // Chemical Engineering Communications. - 2017. - V. 204. - № 10. - P. 1202-1223.

3. Pradelle F., Braga S.L., de Aguiar Martins A.R.F., Turkovics F., Pradelle R.N.C. Stabilization of Diesel-biodiesel-ethanol (DBE) blends: formulation of an additive from renewable sources // Journal of the Brazilian Society of Mechanical Sciences and Engineering. - 2017. - V. 39. - № 9.

- P. 3277-3293.

4. Sales E.A., Ghirardi M.L., Jorquera O. Subcritical ethylic Biodiesel production from wet animal fat and vegetable oils: a net Energy ratio analysis // Energy Conversion and Management.

- 2017. - V.141. - P. 216-223.

5. Лиханов В.А., Копчиков В.Н., Фоминых А.В. Применение метанола и метилового эфира рапсового масла для работы дизеля 2Ч 10,5/12,0. - Киров: Вятская ГСХА, 2017. -226 с.

6. Imdadul H.K., Zulkifli N.W.M., Masjuki H.H., Kalam M.A., Rashed M.M., Rashedul H.K., Alwi A., Kamruzzaman M. Experimental assessment of non-edible candlenut Biodiesel and its blend characteristics as diesel engine Fuel // Environmental Science and Pollution Research. -2017. - V. 24. - № 3. - P. 2350-2363.

7. Aldhaidhawi M., Chiriac R., Badescu V. Ignition delay, Combustion and emission characteristics of Diesel engine fueled with rapeseed Biodiesel - a literature review // Renewable and Sustainable Energy Reviews. - 2017. - V.73. - P. 178-186.

8. Kumar N. Oxidative stability of Biodiesel: causes, effects and prevention // Fuel. - 2017. -V.190. - P. 328-350.

9. Tran D.-T., Chang J.-S., Lee D.-J. Recent insights into continuous-flow Biodiesel production via catalytic and non-catalytic transesterification processes // Applied Energy. - 2017. - V.185. -P. 376-409.

10. Liu J., Nan Y., Tavlarides L.L. Continuous production of Ethanol-based Biodiesel under subcritical conditions employing trace amount of homogeneous catalysts // Fuel. - 2017. - V.193.

- P. 187-196.

11. Bogatishcheva N.S., Faizullin M.Z., Nikitin E.D. Heat capacities and thermal diffusivities of n-alkane acid ethyl esters-biodiesel Fuel components // Russian Journal of Physical Chemistry A. - 2017. - V. 91. - № 9. - P. 1647-1653.

12. Likhanov V.A., Lopatin O.P. Use of Natural Gas, Methanol, and Ethanol Fuel Emulsions as Environmentally Friendly Energy Carriers for Mobile Heat Power Plants // Thermal Engineering.

- 2017. - V.64. - № 12. - P. 935-944.

13. Likhanov V.A., Lopatin O.P. The Study of the Process of Combustion of the Alcohol-Fuel Emulsions and Natural Gas in a Diesel Engine // International Journal of Applied Engineering Research. - 2018. - V.13. - № 3. - P. 1703-1709.

14. Likhanov V.A., Lopatin O.P. Study of Loading Regimes of Diesel Engines Operating on Natural Gas // International Journal of Applied Engineering Research. - 2018. - V.13. - № 5. -P. 2936-2939.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.