Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ УЗБЕКИСТАНА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЕЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ УЗБЕКИСТАНА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЕЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туристские ресурсы / Республика Узбекистан / туристские фирмы / гостиничные комплексы / кластерный подход / парный коэффициент корреляции и регрессии / критерий Стьюдента. / tourist resources / Republic of Uzbekistan / tourist companies / hotel complexes / cluster approach / pairwise correlation and regression coefficient / Student’s criterion.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джумаев Бобир Аскарович, Рубцов Владимир Анатольевич

Важным компонентом развития туризма является наличие туристско-рекреационных ресурсов, в частности, сохранившиеся с давних времен архитектурные и археологические памятники культуры, особые национальные и культурные традиции, необыкновенная природно-ландшафтная архитектура, созданная природными и антропогенными свойствами и другие объекты туристской направленности. Одним из таких рекреационных ресурсов является Узбекистан. По данным Всемирной организации туризма в стране имеется более восьми тысяч туристско-рекреационных объектов. Она входит в десятку самых посещаемых стран в мире. Целью статьи является изучение и системный анализ туристской инфраструктуры Республики Узбекистан, определение динамики развития туристской отрасли Узбекистана и его дальнейшего эффективного использования. В статье представлены основные туристские объекты и субъекты, их наличие по регионам. Оценка современного состояния туристской инфраструктуры регионального характера осуществлена на основе статистических данных «Комитета Республики Узбекистан по статистике», «Министерства туризма и культурного наследия Республики Узбекистан». В работе применены теоретические и практические методы и модели исследования географического, экономического, математического анализа отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Разработаны многофакторные экономико-статистические модели зависимости между основными компонентами туристкой инфраструктуры страны. По результатам расчетов выявлена сильная корреляционная связь между имеющимся туристическими ресурсами в регионах и туристических предприятий, гостиничных комплексов. Перспективы исследования: результаты исследования могут быть использованы для разработки программы экономического развития туристической отрасли Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFICIENCY OF THE INTERRELATION OF THE TOURIST INDUSTRY OF UZBEKISTAN THROUGH A SYSTEM ANALYSIS OF ITS MAIN COMPONENTS

An important component of tourism development is the availability of tourist and recreational resources, in particular, architectural and archaeological monuments of culture preserved from ancient times, special national and cultural traditions, extraordinary natural and landscape architecture created by natural and anthropogenic properties and other objects of tourist orientation. One of such recreational resources is Uzbekistan. According to the World Tourism Organization, there are more than eight thousand tourist and recreational facilities in the country. It is one of the ten most visited countries in the world. The purpose of the article is to study and systematic analysis of the tourism infrastructure of the Republic of Uzbekistan, to determine the dynamics of development of the tourism industry in Uzbekistan and its further effective use. The article presents the main tourist objects and subjects, their presence by region. The assessment of the current state of the tourist infrastructure of a regional nature was carried out based on statistical data from the “Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics”, “Ministry of Tourism and Cultural Heritage of the Republic of Uzbekistan”. The paper uses theoretical and practical methods and models for the study of geographical, economic, mathematical analysis of domestic and foreign scientists and specialists. Multifactorial economic and statistical models of dependence between the main components of the country’s tourism infrastructure have been developed. Based on the results of the calculations, a strong correlation was revealed between the available tourism resources in the regions and tourism enterprises and hotel complexes. Prospects for the study: the results of the study can be used to develop a program for the economic development of the tourism industry of the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ УЗБЕКИСТАНА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЕЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ»

© Фирдаус Бариевна Юнусова,

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН. E-mail: Firdaus23@bk.ru

УДК 332.132

© Yunusova Firdaus B.,

Candidate of Philological Sciences, Senior Researcher

at the Depariment of Literature studies,

Institute of History,

Language and Literature

of the Ufa Federal Research Centre

of the Russian Academy of Sciences

(Ufa). E-mail: Firdaus23@bk.ru

DOI 10.24412/1728-5283 2022 3 65 74

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИСТСКОИ ОТРАСЛИ УЗБЕКИСТАНА ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ЕЕ

ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ

©Джумаев БобирАскарович, Рубцов ВладимирАнатольевич

Казанский (Приволжский) федеральный университет Казань, Российская Федерация

Важным компонентом развития туризма является наличие туристско-рекреационных ресурсов, в частности, сохранившиеся с давних времен архитектурные и археологические памятники культуры, особые национальные и культурные традиции, необыкновенная природно-ландшафтная архитектура, созданная природными и антропогенными свойствами и другие объекты туристской направленности. Одним из таких рекреационных ресурсов является Узбекистан. По данным Всемирной организации туризма в стране имеется более восьми тысяч туристско-рекреационных объектов. Она входит в десятку самых посещаемых стран в мире. Целью статьи является изучение и системный анализ туристской инфраструктуры Республики Узбекистан, определение динамики развития туристской отрасли Узбекистана и его дальнейшего эффективного использования. В статье представлены основные туристские объекты и субъекты, их наличие по регионам. Оценка современного состояния туристской инфраструктуры регионального характера осуществлена на основе статистических данных «Комитета Республики Узбекистан по статистике», «Министерства туризма и культурного наследия Республики Узбекистан». В работе применены теоретические и практические методы и модели исследования географического, экономического, математического анализа отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Разработаны многофакторные экономико-статистические модели зависимости между основными компонентами туристкой инфраструктуры страны. По результатам расчетов выявлена сильная корреляционная связь между имеющимся туристическими ресурсами в регионах и туристических предприятий, гостиничных комплексов. Перспективы исследования: результаты исследования

Ключевые слова: туристские ресурсы, Республика Узбекистан, туристские фирмы, гостиничные комплексы, кластерный подход, парный коэффициент корреляции и регрессии, критерий Стьюдента.

могут быть использованы для разработки программы экономического развития туристической отрасли Республики Узбекистан.

INCREASING THE EFFICIENCY OF THE INTERRELATION OF THE TOURIST INDUSTRY OF UZBEKISTAN THROUGH A SYSTEM ANALYSIS OF ITS MAIN COMPONENTS

© Dzhumaev Bobir Askarovich, RubtsovVladimir Anatolievich

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russian Federation

An important component of tourism development is the availability of tourist and recreational resources, in particular, architectural and archaeological monuments of culture preserved from ancient times, special

national and cultural traditions, extraordinary natural and landscape architecture created by natural and anthropogenic properties and other objects of tourist orientation. One of such recreational resources is Uzbekistan. According to the World Tourism Organization, there are more than eight thousand tourist and recreational facilities in the country. It is one of the ten most visited countries in the world. The purpose of the article is to study and systematic analysisof the tourism infrastructure of the Republicof Uzbekistan, todetermine the dynamics of development of the tourism industry in Uzbekistan and its further effective use. The article presents the main tourist objects and subjects, their presence by region. The assessment of the current state of the tourist infrastructure of a regional nature was carried out based on statistical data from the "Committee of the Republic of Uzbekistan on Statistics", "Ministry of Tourism and Cultural Heritage of the Republic of Uzbekistan". The paper uses theoretical and practical methods and models for the study of geographical, economic, mathematical analysis ofdomestic and foreign scientists and specialists. Multifactorial economic and statistical models of dependence between the main components of the country's tourism infrastructure have been developed. Based on the results of the calculations, a strong correlation was revealed between the available tourism resources in the regions and tourism enterprises and hotel complexes. Prospects for

the study: the results of the study can

Key words: tourist resources, Republic of Uzbekistan, tourist companies, hotel complexes, cluster approach, pairwise correlation and regression coefficient, Student's criterion.

be used to develop a program for the economic development of the tourism industry of the Republic of Uzbekistan.

Введение. В настоящее время мировая индустрия туризма преобразует прежде закрытые экономические сообщества, в котором функционирует немалое количество хозяйствующих субъектов, где контакты между людьми из различных стран становятся будничной действительностью. Это удовлетворяет нужды людей во встречах и обменах с прочими культурами. Неопровержимо, что туризм представляется одним из современных феноменов экономического и социального формирования нашего общества. Очень типичными тенденциями мирового туризма в настоящее время выступают диверсификация туристского продукта, определение новых туристских направленностей, уменьшение средней длительности туристских путешествий, выбор всевозможных средств размещения и транспорта, а также повышение конкурентоспособности.

В целях глобализации и трансформации экономической отрасли в Узбекистане рынок туризма определен одним из основных приоритетных направлений, способствующей ускоренной трансформацией и диверсификацией в структуре национальной экономики. Поэтому является актуальным исследования туристической деятельности и сопряженных отраслей в Узбекистане и выявления зако-

номерностей развития отрасли. Основным фактором обусловлено в наличие в стране огромного количества туристских ресурсов. На ряду с практическими преобразованиями, «туризм» - исследуется учеными тео-ретическо-методическом направлении и в развитии данного направления занимались такие авторы научных разработок как: М.Т. Алимова [2], Б.Х. Тураев [10], А.Н. Нигма-тов [7], М.К. Пардаев, Д.К. Усманова [12] и другие. На современном этапе исследования производяться научные разработки в области эффективного создания, развития, управления туристских хозяйствующих субъектов и сопряженных отраслей. Создаются и рас-шираются исследовательский институты и образовательные учреждения. Усовершен-ствовается производственная система зако-нодатльных документов в области туризма, вводяться либеральные системы управления и налоговые дифференциации для создания необходимых условий ведения бизнеса ориентированного на производстве и реализации туристских услуг.

Одним из основных, принято рассматривать Указ Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» [11], где одной из основных целей ускорен-

ного развития национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста определен сектор туризма. Так, основной целью заключается увеличение числа путешественников внутреннего туризма ежегодно до 12 млн., числа зарубежных туристов до 9 млн. человек. Для этого Указом предполагается в рамках государственной программы развитие инфраструктуры туристических объектов более 8 тысяч объектов, строительство туристско-рекреационных зон на базе горных и водных ресурсов страны, тем самым обеспечить создание более 25 тысяч рабочих мест в туристической отрасли. Реализация всех поставленных целей невозможно без стратегического партнерства, без создания и поддержки интеграционных структур на основе территориальной организации туристско-рекреационных комплексов. Этому во многом будет способствовать формирование туристских кластеров, отличительной особенностью которых является возможность более эффективного использования туристических ресурсов, повышения конкурентоспособности, на местном и региональном уровнях.

Остается мало изученным совокупность рынка туристических услуг, высокая степень неточности статистических данных из за чего затруднено использования матема-тическо-статистических методов в анализе прогнозировании по дальнейшему развитию туризма в Узбекистане. Исходя из вышеизложенного, целью данного исследования является системный анализ и выявление уровня конкурентоспособности на современном этапе с построением прогнозных показателей используя статистико-математические методы анализа.

Материалы и методы исследования. Научное ислледования туристской отрасли позволяет корректировку системных задач и проблемных аспектов, выявляя особые значения в практическом назначении и разработку методологических аспектов для решения основных проблем. Широкое применение в научном исследовании с исполь-

зованием математического моделирования в туристсткой инфраструктуре служит исходной предпосылкой успешного решения частных научных проблем. Одной из главной целью данного метода является проникновение во внутренние связи и изучение тесной взаимосвязи осноных компонентов. Итогом данного подхода является точный результат и более детальный прогноз для дальнейшего развития туристической отрасли и его отдельных объектов.

При анализе туристской отрасли Узбекистана использовались статистические данные по осноным региональным показателям, а также данные полученные от источников международных организаций развития туризма. В частности, для выявления взаимосвязей между исследуемыми объектами туристской инфраструктуры использовалась линеная корреляционно-регрессионная мо-дел. Вычисленные коэффициенты корреляции были оценены с помощью критерии Стьюдента. Для определения уровней региональной значимости туристских объектов с туристическими предприятиями и гостиничным комплексом, были составлены уравнения парной линейной регрессии, где в качестве зависимой переменной выступает совокупность туристических объектов по регионам. В качестве объясняющих переменных выступают туристические хозяйствующие субъекты (археологические, архитектурные, культурные, рекреационные объекты и другие) и гостиничные комплексы (гостиницы, отели, хостелы, гостевые дома, юрты и другие).

Использованные статистические и математические методы способствовали определить корреляционную взаимосвязь, между основными компонентами туристской инфраструктуры регионов страны, определив точные прогнозные данные.

В качестве информационных и научных данных были использованы матералы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике [4], Министерства туризма и культурного наследия Республики Узбе-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2022, том 44, №3(107) |||||||||||||||||||||||||||||||||Ш

кистан [5], дополненные данными из других официальных источников страны. Также используется научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области научного исследования туристской сферы.

Результаты и их обсуждения. Индустрия туризма - одна из динамично развивающихся отраслей народного хозяйства Республики Узбекистан. Страна богата своей историей, уходящая корнями вглубь тысячи-летий. Дополнительно известно, что территория была заселена задолго до нашей эры и до сегоднящнего дня дошедший до наших дней исторические архитектурные и археологические наследия, сохранившийся древние традиции народа передовавшиеся из поколения в поколения вызывает интерес многих путиществующих из других старн.

Узбекистан занимает девятое место в мире по численности исторических и архитектурных памятников [1]. Прохождение «Великого шелкового пути» на протяжении веков по территории страны придает стране особую значимость, привлекающую значительное число иностранных путешественников. В то же время можно выделить такие важные факторы, как безопасность, неповторимый вкус национальной кухни, всемирно известные города, живописная природа, наличие прямых авиарейсов, сохранившаяся самобытность, традиции, обычаи и менталитет, дружелюбие и гостеприимство. Имеющиеся в стране рекреационные ресурсы дают возможность развивать все деятельности туризма: альпинизм, экотуризм, медицинский туризм, геотуризм, рыбалку и культурно-познавательный, экстремальный туризм и ряд других. Как результат, страна способна увеличить свой производственный процесс туристской направленности при создании необходимых условий для развития туристкой инфраструктуры и связанных отраслей.

Становление туризма, как вида экономической деятельности в стране принято считать с началом двухтысячных годов. Тогда, организационно-управленческая система основывалась на национализированной компании «Узбектуризм». Особенно заметное преобразование туристической отрасли наблюдалась с 2017 года по настоящее время с приходом к Власти Президента Ш. Мир-зиёева. В экономике страны начались кардинальные сдвиги, способствовавшие развитию социально значимых отраслей экономики, в том числе туризма.

За 1998-2022 годы правительством было принято более 120 законодательных актов, регулирующих туристическую отрасль. Причем более половины из них, а именно - 66 документов было принято с 2017 года. Таким образом реальная активизация развития сферы туризма в Узбекистане произошла с 2017 года.

Институциональное преобразование применялась на практике с переформатированием национальной компании «Узбектуризм» в 2016 году, в «Государственный Комитет по развитию туризма». В дальнейшем, преобразования в сфере туризма обусловлено с Постановлением Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева от 18 февраля 2022 года №ПП-135, «Об организации деятельности Министерства туризма и культурного наследия» [8], что связана с переформатированием из ранее действовавшего «Министерства туризма и спорта Республики Узбекистан» (2018-2022 гг.).

По данным Министерства туризма и культурного наследия Республики Узбекистан, насчитано в стране более 8,2 тысяч культурно-исторических и природных объектов [6], 209 из которых расположены в четырех городах как, Самарканд, Бухара, Хива и Кашкадарья (таблица 1).

ТАБЛИЦА - 1 Объекты природно-культурного наследия по регионам Республики Узбекистан, единиц

(на 1 января 2021 г.)

№ Регионы Археологические объекты Архитектурные объекты Культурные и (Арт) объекты Рекреационные объекты Всего туристических объектов Кол-во турфирм Кол-во гостиниц и аналогичных средств размещения

1 Республика Каракалпакстан 131 24 88 45 288 7 26

2 Андижан 221 74 42 85 422 6 22

3 Бухара 287 507 17 18 829 37 170

4 Джиззак 268 100 59 0 427 11 39

5 Кашкадарья 1189 208 43 28 1468 7 60

6 Наваи 340 70 22 5 437 7 32

7 Наманган 152 98 8 16 274 6 26

8 Самарканд 973 564 36 34 1607 68 139

9 Сырдарья 18 15 41 4 78 1 15

10 Сурхандарья 444 36 39 42 561 3 26

11 Ташкентская область 588 7 74 159 828 14 93

12 Фергана 117 139 32 88 376 7 87

13 Харезм 34 135 84 6 259 11 73

14 г.Ташкент 23 288 43 0 354 332 205

Всего 4785 2265 628 530 8208 517 1013

Источник: Составлен автором на основе статистических данных Министерства спорта и культурного наследия Республики Узбекистан.

В таблице 1 приведена информация о количестве туристско-рекреационных объектов Узбекистана и числе хозяйствующих субъектов в туристической отрасли и сфере услуг. Количество объектов туристической инфраструктуры в Узбекистане по регионам является неоднородным. В Самаркандской области насчитывается их наибольшее число, - 1607 единиц, в Кашкадарьинской области - 1426 единиц, в Бухарской области - 829 единиц, в Ташкентской области - 828 единиц. Исходя из того, что город Ташкент является столицей Узбекистана, здесь расположено наибольшее количество туристических фирм (332 единицы) и гостиниц (205 единиц).

Для эффективной деятельности туристической отрасли и повышения конкурентоспособности хозяйственных субъектов, оказывающих сервисные услуги путешествующим,

необходимо проанализировать взаимосвязь объектов и субъектов туристической направленности. В качестве объекта исследования авторами рассматриваются археологические, архитектурные, культурные, рекреационные и другие объекты. В качестве субъекта исследования рассматриваются производственные организации туристской деятельности (турагентства, гиды, экскурсоводы, производители туристических изделий, гостиничные комплексы (в т.ч. гостиницы, отели, хостелы, гостевые дома, юрты и другие)).

Рассмотрим более подробно и проанализируем методом математико-статистическо-го расчета парных корреляций [3], используя следующую формулу:

_ £(хз-х]х(у]-у]

^ х^-й2 (1)

где: - значение, принимаемых переменных X,

У* - значение, принимаемых переменных У,

X - среднее значение по X,

У - среднее значение по У.

Расчет коэффициента корреляции Пирсона подразумевает, что переменные X и У имеют нормальное распределение. Эта формула предполагает, что среднее значение ^ переменной X, можно найти путем вычитания из ее значения X. Проверим расчет коэффициента корреляции, используя следующую формулу:

ГХ = I (2)

X Е*?- (£*1)гМя X -

Применяя данную формулу, рассчитаем следующую задачу: коэффициент корреляции между турфирмами и туристскими объектами равняется г^ = 0,211, что свидетельствует о наличии слабой связи между анализируемыми показателями.

Далее проверим гипотезу о значимости выборочного коэффициента с использованием следующей формулы и вычислим:

где, Г3 - коеффициент корреляции;

п - выборка объема чисел (число строк обсолютных цифр таблицы 1).

Оценим полученный коэффициент корреляции с помощью таблицы распределения Стьюдента, на заданном уровне а = 0,0 Б и к числам степеней свободы к = 71— 2 найдём точку критической tWp (ее; к) критической двусторонней области. Вычислив входящие в выше формулу, определили наблюдаемое значение критерия Стьюдента: 1кр (0.05; 12} =2.18, Гна6л= 0.75, что

свидетельствует ^набл '' 0.75 < 2.18 . У нас нет оснований отвергать нулевую гипотезу Н0: гв =0, равенство нулю генерального коэффициента корреляции. Следовательно, наблюдается обратная зависимость не значения, принимаемые переменной У, а у

9

значения, принимаемые переменной X коэффициентов.

Сформулируем уравнение регрессии [9], где в качестве зависимой переменной будет выступать совокупность туристских объектов, а в качестве переменной - количество турфирм. Вычислим уравнения по следующей формуле:

У = а + ЬХ (4)

где: У - расчетное значение туристских объектов, а в качестве объясняющей переменной количество турфирм - X:

Й = 248,2208+ 1,47268*1 (5) где: а = 248.2208; Ь = 1,47268;

Данное уравнение показывает, что на одну туристическую фирму приходится около 250 туристских объектов, что создает необходимость увеличения числа туристических предприятий относительно существующим туристско-рекреационным объектам. Наглядную демонстрацию можно наблюдать нарисунке (рисунок 1).

О 50 100 150 200 250 300 350

-кол-во турфирм ♦ туристские объекты

Рисунок 1 Регрессионная модель зависимости туристских объектов от туристских фирм.

На рисунке 1 приведена регрессия сравнения туристских хозяйствующих субъектов и туристскими объектами, расположенными в основных регионах страны. Можно наблюдать что скопления туристских фирм, особенно в точке 1607, предполагается что

в регионах с наличием большего количества туристско-рекреационных объектов, наблюдается нехватка туристских фирм, а в точке 354 скопление основного количестватурист-ских хозяйствующих субъектов что создает хаотичный разброс в тенденции прогноза расчетных значений.

Далее рассмотрим взаимосвязь между туристско-рекреационными объектами и гостиничными комплексами. Проанализировав корреляционную зависимость с применением формул:

гх =

П X 5X^1 X у;)- (XXI X £>[)

(6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где: - значение, принимаемых переменных X;

У1 - значение, принимаемых переменных У;

X - средний по X;

У - средний по У.

Коэффициент корреляции равен

Тху = 0,664, что свидетельствует о наличии сильной взаимосвязи между показателями анализируемых объектов.

Затем проверим гипотезу о значимости выборочного коэффициента с использованием формулы:

Т„а0л ~ г3л/п- 2/-г,

(V)

где, г3 - коеффициент корреляции; п - выборка объема чисел (число строк обсолютных цифр таблицы 1).

Оценим полученный коэффициент корреляции с помощью таблицы распределения Стьюдента, от заданного уровня а = 0,05 и к числам степеней свобод к = п — 2, найдем точку критической ^крО^Ю двусторонних критических областей. Вычислив входящие в выше формулу, определим наблюдаемое значение критерия Стьюдента:

^ (0.05; 12} =2.18 Гняйл = 3,97 чт0

свидетельствует ^набл -> ^кр 3,97 > 2.18 . Так как наблюдаемые значения больше критического, отвергаем нулевую гипотезу Н0 : гБ Ф 0 равенстве нулю генерального коеффициента корреляции. Другими словами, наблюдается значительная корреляционная связь между значениями принимаемые переменной У и принимаемые переменной X коэффициентов.

Сформулируем уравнение регрессии, где в качестве зависимой переменной будет выступать совокупность туристских объектов - Ур а в качестве переменной гостиничные комплексы - ж вычислим уравнения по формуле:

У = а + Ъ X (8) где: У - расчетное значение туристских объектов, а в качестве объясняющей переменной количество гостиниц - X:

У; = 99,15849 + 5,166086 х^ (9) где: а = 99,15849; Ь = 5,166086;

Данное уравнение показывает, что на одну гостиницу приходиться более 100 туристско-рекреационных объектов, это говорит о том, что имеющиеся туристские объекты тесно взаимосвязаны с гостиничными комплексами на местах, и будет актуальным создание гостиничных комплексов и гостевых домов, параллельно созданных и создающихся в регионах туристических и рекреационных комплексов. Наглядную демонстрацию можно наблюдать на рисунке 2.

Рисунок 2 Регрессионная модель зависимости туристских объектов от гостиничных комплексов.

На рисунке 2 приведена прямая регрессия сравнения туристских объектов с реальными значениями гостиничных комплексов. Помимо этого, заметны некоторые отклонения в значениях распределения гостиниц по регионам, особенно на значениях - X: 1607, 1468 и 354. Предпологается, что основные гостиничные комплексы расположены далеко от имеющихся туристско-рекреационных объектов, что создает определенные затраты времени путешествующих на поездку между объектами туристско-рекреационных комплексов.

Для проявления картины состояния туристического сектора необходимо постоянное введение статистического учета и анализа туристического рынка являющимся основным недостатком в стране неусовершенствованная система статистических показателей, для умеренного развития туристического рынка в Узбекистане. Однако отсутствие стандартов анализа и глубокого изучения рынка затрудняет комплексную оценку и получение реальных данных о туристической деятельности и ее вкладе в экономику страны.

Еще одной более актуальной проблемой, влияющей на развитие рынка туристических услуг Узбекистана является слабая рекламная кампания, связанная с недостаточным уровнем продвижения национального туристского продукта и низкой информационной поддержкой туристов об имеющемся туристском потенциале. В условиях современной жесткой конкуренции на международном рынке туристических услуг необходимо совершенствовать маркетинговую деятельность и рекламу.

Заключение. Несмотря на имеющиеся проблемы, туристическая отрасль Узбекистана преобразуется и успешно развивается. Для решения поставленных задач в сфере туризма необходима разработка и совершенствование механизмов развития туризма в стране с постепенным выходом на мировой рынок туризма.

Одним из способов решения задач туриз-

ма является «кластерный подход», подразумевающий организацию кластеров на образованных из субъектов хозяйственной деятельности выполняющих разные функции, но связанных на основе единого технологического процесса. Целью данного технологического подхода будет являться стремление создания конечного продукта с эффективным использованием имеющихся ресурсов и возможностей непосредственно всеми участниками процесса: от науки до технологов и кадровой подготовки, транспортников, упаковщиков и сетей продаж товаров и услуг[13].

Ещё одним необходимым шагом в развитии туризма считается создание особых туристско-рекреационных зон на базе кластерного подхода, в рамках «государственно-частного партнерства» (ГЧП), в которых будет действовать особый режим предпринимательской деятельности, включая льготы и преференции. В корне функционирования кластера на основе туристско-рекреационных комплексов должна находиться система социально-экономических взаимоотношений, интегрированная в вертикальную иерархическую структуру.

За счет средств государственного бюджета республики, а также за счет вложений частных и иностранных инвесторов, региональных и областных организаций будут построены необходимые инфраструктурные объекты, обеспечивающие большую пропускную способность для туристов и для других групп потребителей туристских товаров и услуг. Частные хозяйственные субъекты, ориентированные на производство туристических продуктов, строят туристические объекты за свой счет. Непосредственная разработка новых типов туристических объектов, задействование привлекательных налоговых преференций, совершенствование системы управления на основе либеральных систем взаимосвязи и многие другие функциональные обязательства возложены на государство, как на основного партнера туристского кластера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ туризма в Узбекистане. Результаты опроса международных туристов 2014 г. Источник: https://www.unwto.org/archive/global/ publication/analiz-turizma-v-uzbekistane-rezultaty-oprosa-mezhdunarodnykh-turistov-2014-g [Дата обращения: 20.06.2022].

2. Алимова М.Т. Особенности развития и тенденции регионального туристического рынка. [Худудий туризм бозорининг ривожланиш ху-сусиятлари ва тенденциялари]. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Самаркандский институт экономики и сервиса. Самарканд, 2017.

3. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. М.: Высшая школа, 1979. 400 с.

4. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Источник: https://stat. uz/ru/ [Дата обращения: 20.06.2022].

5. Итоги развития туризма в Узбекистане в 2019 году. Министерство туризма и культурного наследия Республики Узбекистан. Источник: https://uzbektourism.uz/ [Дата обращения: 18.06.2022].

6. Нигматов А.Н., Тобиров O.K. Молодежь в науке: новые аргументы: Сборник научных работ XII Международного молодежного конкурса II Географический туризм: проблемы и решения на примере Узбекистана. / Иод ред. Горбенко A.B. Липецк: Аргумент, 2018. 212 с.

7. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеев, от 18.02.2022. № ПП-135 «Об организации деятельности министерства туризма и культурного наследия». Источник: https://lex.uz/uz/docs/5868621 [Дата обращения: 17.06.2022]. Ряузов H.H. Развитие социально-экономической статистики. Избранные труды. / Иод ред. Романов А.Н., Симчера В.М., Сорокин Д.Е. М.: Наука, 260 с.

8. Ряузов H.H. Развитие социально-экономической статистики. Избранные труды. / Иод ред. Романов А.Н., Симчера В.М., Сорокин Д.Е. М.: Наука, 260 с.

9. Тураев Б.Х. Перспективы развития рынка туристических услуг в Узбекистане в условиях модернизации экономики. II Экономика и предпринимательство. 2014 №11 (52). С. 15-19.

10. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева от 28.01.2022 № УП-60 «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы». Источник: Щрв:// 1ех.игМос8/5841077 [Дата обращения: 18.06.2022].

11. Усманова Д.К. Особенности формирования туристического продукта и перспективные направления его развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Самаркандский институт экономики и сервиса. Самарканд, 2009.

12. Шабалина С.А., Рубцов В.А., Байбаков Э.И. Территориальные аспекты развития туризма в Республике Татарстан. Казань: Отечество, 2014. 160 с.

REFEREN CES

1. Analysis of tourism in Uzbekistan. Results of the survey of international tourists in 2014. Source: https://www.unwto.org/archive/global/ publication/analiz-turizma-v-uzbekistane-resultaty-oprosa-mezhdunarodnykh-turistov-2014-g [Date ofaccess: 20.06. 2022].

2. Alimova M.T. Features of development and trends of the regional tourism market. [Hududi tourism bozorining rivozhlanish hususiyatlari va tendendenlari]. Dissertation for the degree of Doctor of Economics. Samarkand Institute of Economics and Service. Samarkand, 2017.

3. Gmurman V.E. Guide to solving problems in probability theory and mathematical statistics. M.: Higher school, 1979. 400 p.

4. State Committee of the Republic of Uzbekistan on statistics. Source: https://stat.uz/ru/ [Date of access: 06/20/2022].

5. Outcomes of tourism development in Uzbekistan in 2019. Ministry of Tourism and Cultural Heritage of the Republic of Uzbekistan. Source: https://uzbektourism.uz/ [Date of access: 06/18/2022].

6. Nigmatov A.N., Tobirov O.K. Youth in science:

new arguments: Collection of scientific papers of the XII International Youth Competition II Geographical tourism: problems and solutions on the example of Uzbekistan. / Ed. Gorbenko A.V. Lipetsk: Argument, 2018. 212 p.

7. Decree of the President of the Republic of

Uzbekistan Sh.M. Mirziyoyev, from 18.02.2022. No. PP-135 "On the organization of the activities of the Ministry of Tourism and Cultural Heritage". Source: https://lex.uz/uz/docs/5868621 [Date of access: 06/17/2022]. RyauzovN.N. Development of socio-economic statistics. Selected works. / Ed. Romanov A.N., Simchera V.M., Sorokin D.E. Moscow: Nauka, 260 p.

8. Ryauzov N.N. Development of socio-economic

statistics. Selected works. / Ed. Romanov A.N., Simchera V.M., Sorokin D.E. Moscow: Nauka, 260 p.

9. Turaev B.Kh. Prospects for the development of

the tourism services market in Uzbekistan in the context of economic modernization. // Economy and entrepreneurship. 2014 No. 11 (52). pp. 1519.

© Джумаев Бобир Аскарович

аспирант,

Казанский (Приволжский)

федеральный университет,

Институт управления экономики и финансов,

кафедра сервиса и туризма,

ул. Кремлевская 6/20,

420111 г. Казань,

эл.почта: bobur.djumaev@mail.ru

10. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan Sh.M. Mirziyoyev dated January 28, 2022 No. UP-60 "On the development strategy of the new Uzbekistan for 20222026". Source: https://lex.uz/docs/5841077 [Date ofaccess: 06/18/2022].

11. Usmanova D.K. Features of formation of a tourist product and perspective directions of its development. Dissertation for the degree of candidate of economic sciences. Samarkand Institute of Economics and Service. Samarkand, 2009.

12. Shabalina S.A., Rubtsov V.A., Baibakov E.I. Territorial aspects of tourism development in the Republic of Tatarstan. Kazan: Fatherland, 2014.160 p.

© Рубцов Владимир Анатольевич

Доктор географических наук, профессор,

Казанский (Приволжский)

федеральный университет,

Институт управления экономики и финансов,

кафедра сервиса и туризма,

ул. Кремлевская 6/20,

420111 г. Казань,

эл.почта: vrubtzov.57@mail.ru

УДК [910.4(470.41"921/922"]:930.2"1822" 001 10.24412/1728-5283_2022_3_74_85

ИЗВЕСТИЯ ИБН ФАДЛАНА О БАШКИРАХ В ПУБЛИКАЦИИ АКАДЕМИКА Х.М. ФРЕНА 1822 Г. © Фархшатов Марсиль Нуруллович

Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук

Уфа, Российская Федерация

В статье отмечается, что ровно 1100 лет назад Ахмед ибн Фадлан в составе дипломатической миссии Багдадского халифа к царю Волжских булгар попутно посетил и «страну» башкир. Он оставил о них уникальные письменные свидетельства, которые до открытия в 1923 г. списка его сочинения были известны по «Словарю стран» более позднего арабского географа Йакута ал-Хамави (начало XIII в.). Настоящая статья имеет целью показать роль и значение в изучении и публикации известий Ибн Фадлана о башкирах действительного члена Императорской Санкт-Петербургской Академии НаукХ. Френа (1782-1851), воспитанника немецкой классической ориенталистики, первого директо-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2022, том 44, №3(107) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.