ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РОССИЯ И КИТАЙ
И.В. Ковалева, д-р экон. наук, профессор Алтайский государственный аграрный университет (Россия, г. Барнаул)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-9-2-72-75
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития внешнеэкономиечской деятельности торговых партнеров Китайской Народной Республики и Российской Федерации в условиях развития логистической инфраструктуры; эффективность логистической инфраструктуры и ее влияние на внешнеэкономический товарооборот стран. Отмечено снижение взаимных торговых ограничений между Россией и Китаем, что благоприятно воздействует на рост внешнеторгового оборота стран; автоматизация таможенных процедур спосбствует развитию логистической инфраструктуры. Развитие транспортных коридоров в части модернизации пропускных пунктов; увеличении провозных мощностей; наличии, обновлении транспортного парка,позволит повыситьуровень технологичности транспортной системыи снижении торговых барьеров.
Ключевые слова: эффективность, внешнеэкономический, активность, партнерство, логистическая, инфраструктура.
Китай, являясь одним из крупнейший экспортеров мира развивает внешнюю торговлю не только с Россией, но и с многими другими странами, но Россия для Китая как стратегически важный партнер, важна как транзитная страна, через которую осуществляются поставки по маршруту «Китай - Европа - Китай. Внешняя торговля между рассматриваемыми странами ежегодно растет, чему способствуют следующие факторы: снижение взаимных торговых ограничений, упрощенные таможенные процедуры, сотрудничество в финансовой сфере; освобождение сегментов рынка в следствии ухода многих западных компаний (так, например, наблюдается рост импорта автомобилей китайских марок BYD, GWM и других, рост импорта китайской оргтехники и ПО); успешная реализация проектов «Агроэкс-пресс» и «Евразийский агроэкспресс», которая позволила увеличить объем экспорта сельхозпродукции; рост внешней торговли Китая и ЕС, что создало дополнительный рост в области транзитных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай, проходящему по территории России; реализация совместных проектов России и Китая в области энергетики, транспорта и других.
Снижение взаимных торговых ограничений между Россией и Китаем какфактор, который наиболее благоприятно воздействует на рост внешнеторгового оборота стран. В 2019 году было подписано соглашение «О сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах», основная цель которого состоит в облегчении таможенных процедур, в том числе в упрощении таможенного досмотра.
В 2023 году, в области таможенного регулирования торговли отмечались мероприятия по повышению пропускной способности сухопутных пограничных пунктов Забайкальск - Маньчжурия и Пограничный - Суйфэньхэ, одним из таких мероприятий стало введение круглосуточного режима работы пограничных пропускных пунктов.
Особый интерес главы государств в области развития торговли видят в автоматизации таможенных процедур. В 2022 году страны осуществляли ускоренный процесс перехода на расчеты в национальных валютах. Данное мероприятие привело к росту сделок «юань - рубль», многие российские банки подключились к национальной китайской системе банковских переводов CIPS - система, которая позволяет осуществлять трансграничные расче-
ты в юанях. Освобождение сегментов рынка вследствие ухода многих западных компаний с рынка России - фактор, содействующий развитию Китайского экспорта в Россию. В 2022 году, ввиду введенных санкций в отношении России наблюдалась ситуация, по которой многие компании покинули российский рынок, а также прекратили свою деятельность на территории РФ. Наиболее остро это проявилось в автомобильном сегменте, сегменте компьютерной и оргтехники, программного обеспечения, а также многих других сегментах, в том числе одежды, обуви, гаджетов и прочего. Пострадали также сегменты ремонта автомобилей и техники, а также производства, которые закупали сырье западных поставщиков. Успешная реализация проектов «Агроэкспресс» и «Евразийский агроэкспресс», еще один фактор, который позволил увеличить объем экспорта сельхозпродукции в Китай. Основной целью программы является рост экспорта сельхозпродукции в Китай до 1млн. т /год к 2030 году. В 2022 году программа позволила России нарастить объем экспорта сельхозпродукции на 44% по отношению к 2021 году [1].
Россия, в виду своего географического положения является транзитной страной, через которую осуществляют взаимную торговлю страны ЕС и КНР. Рост внешней торговли Китая и ЕС, создает дополнительный рост в области транзитных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай, проходящему по территории России. Реализация совместных проектов России и Китая в области энергетики, транспорта и других областях также является одним из важных факторов развития внешней торговли с Китаем. Так, примером является крупные проекты по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе это развитие трехстороннего экономического коридора Россия - Монголия - Китай. Стороны на сегодняшний день реализуют проекты по строительству железнодорожного соединения Лесозаводск - Хулинь, Нижнеленинское - Тунцзян. Расширение торговли между странами ведет к росту потребности на транспортно-логистические услуги, но в то же время существуют
определенные барьеры, которые создают проблемы в области развития данного направления и требуют решений, которые рассматривают многие российские и китайские исследователи.
Так, например, М.И. Абакаева в своем исследовании рассматривает основные проблемы развития транспортно-логистической инфраструктуры, к которым относит: увеличенные сроки доставки товаров из Китая, что обусловлено низкой пропускной способностью пограничных переходов; нехватка высококвалифицированных кадров со знанием китайского языка, культуры и права, что приводит к снижению эффективности торговых переговоров; переизбыток пустых контейнеров, ввиду высокого объема экспорта из Китая [2]. Автор видит решение проблем в создании альтернативных транспортных коридоров, поскольку провозные мощности железнодорожного транспорта на Восточном полигоне на сегодняшний день используются максимально и их не хватает для обеспечения эффективной трансграничной перевозки. По мнению автора, возникает необходимость в применении технологии искусственного интеллекта для оптимизации логистических процессов [2].
А.А. Гладких и И.Н. Кагадий в своем исследовании отмечают, что стоимость конечной продукции, поступающей из Китая в среднем, вырастет на 2-10% вследствие нехватки провозных мощностей и пропускной способности пограничных пунктов. Авторы отмечают, что в среднем простои автомобилей на пунктах пропуска составляют 14-20 суток, а начавшиеся заторы на железнодорожном направлении привели к увеличению сроков доставки с 20 до 35 суток. В качестве решения данной проблемы авторы предлагают введение системы электронного резервирования времени для пересечения государственной границы [3, 4].
Ван Мэйлунь основными проблемами логистической деятельности между странами выделяет устаревший транспортный парк, неэффективное с экономической и технологической оценки пользование транспортной инфраструктурой рынков,
высокая себестоимость услуг транспортной логистики в Китае и России, из-за чего логистические компании не имеют свободных средств для реализации инновационных проектов [5].
Яо Яо и Чжан Лу в своем исследовании проводят сравнительный анализ двух логистических сетей Китая и России, и отмечают, что логистическая сеть России намного уступает высокоразвитой сети Китая, в области информационного и высокотехнологичного развития. Авторы выделяют проблему языковой коммуникации, которая негативно отражается на трансграничной торговле. Данная проблема может быть преодолена в условиях создания эффективных каналов межкультурной коммуникации и механизмов обучения для укрепления культурных обменов и взаимопонимания между партнерами [5, 6].
Жэнь Аминь в своей работе опирается на анализ, который позволяет наиболее полно определить перспективные логисти-
ческие маршруты. Согласно данному анализу и прогнозной оценке, Транссибирская магистраль продолжит быть одним из ключевых маршрутов, на которые приходится больший объем внешнеторгового оборота. При этом автор отмечает, что в 2024 году при увеличивающемся внешнеторговом обороте будет наблюдаться превышающая пропускная способность на 11,96% [7]. Поэтому необходимо рассматривать альтернативные маршруты доставок товаров из Китая.
На сегодняшний день существуют как минимум три маршрута: транспортный коридор Россия- Монголия - Китай (проект железнодорожного сообщения), проект «Один пояс - Один путь» (развитие торговой оси Азия -Европа через Южный морской путь), СМП (Северный морской путь) (рис. 1).
Развитие данных маршрутов должно способствовать расширению торговли между странами и решить проблемы недостатка пропускной способности.
Рис. 1. Международные транспортные коридоры [5]
Таким образом, логистика охватывает все системы распределения ресурсов и подразделяется на шесть функциональных областей: закупки, производство, распределение, транспорт, информацию, управление. Эффективность транспортной логистики напрямую влияет на рост внеэкономического товарооборота стран. Основными составляющими эффективности ло-
гистической деятельности между Китаем и Россией заключаются в эффективной логистической инфраструктуре, модернизации пропускных пунктов, увеличении провозных мощностей, наличии, обновлении транспортного парка, повышении технологичности транспортной системы, снижении торговых барьеров.
Библиографический список
1. Подберезкина О.А., Сазонов С.Л. Российской-китайское сотрудничество в области транспорта и логистики в новых геополитических условиях в 2022-2023 гг. / Обозреватель. - 2023. - №3. - С. 44-55.
2. Абакаева М.И. Логистика перем: российско-китайское сотрудничество в новых геополитических условиях / М.И. Абакаева // Экономика и управление: опыт и новые решения в эпоху трансформаций. - 2023. - №1.
3. Баженов Ю, Дертев А. «Новый Евразийский сухопутный мост» - проект века или упущенные возможности / Ю. Баженов, А. Дертев // Постсоветский материк. - 2019. -№2 (22). - С. 59-66.
4. Ван Мэйлунь. Международное транспортно-логистическое взаимодействие Китай -Россия и пути повышения его эффективности / Мэйлунь Ван // Наука и образование транспорту. - 2022. - №1. - С. 205-207.
5. Яо Яо, Чжан Лу. Интеграция логистических сетей между Россией и Китаем/ Яо Яо, Лу Чжан // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2023. - Т. 13. - № 9А. - С. 175-183.
6. Ковалева, И.В. Трансграничные территории в региональной экономической политике: оценка и перспективы развития / И.В. Ковалева // Общество и цивилизация. - 2022. -Т. 4, № 3. - С. 42-46. - EDN NM.THWO
7. Жэнь Аминь, Абсалямова С.Г. Моделирование и оптимизация российско-китайских логистических каналов в условиях увеличения товаропотоков / Аминь Жэнь, С.Г. Абсалямова // Прогрессивная экономика. - 2023. - № 2. - С. 5-22.
IMPROVING THE EFFICIENCY OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES:
RUSSIA AND CHINA
I.V. Kovaleva, Doctor of Economic Sciences, Professor Altai State Agrarian University (Russia, Barnaul)
Abstract. The article considers the issues of development offoreign economic activity of trading partners of the People's Republic of China and the Russian Federation in the conditions of development of logistics infrastructure; efficiency of logistics infrastructure and its impact on foreign trade turnover of countries. It is noted that mutual trade restrictions between Russia and China have decreased, which has a positive effect on the growth of foreign trade turnover of countries; automation of customs procedures contributes to the development of logistics infrastructure. Development of transport corridors in terms of modernization of checkpoints; increase in transport capacity; availability, renewal of transport fleet, will increase the level of technology of the transport system and reduce trade barriers.
Keywords: effect, foreign, economic, activities, partnerships, logistic, infrastructure.