Банковское дело
УДК 336.71
повышение эффективности управления
системой коммерческих банков в условиях
_ _ _ _ _ .
макроэкономической нестабильности*
Н.Н. КУНИЦЫНА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой денежного обращения и кредита
Е-mail: [email protected] В.А. БОНДАРЕНКО, аспирант кафедры денежного обращения и кредита
Е-mail: [email protected] Северо-Кавказский федеральный университет
В статье отмечается, что поступательному развитию современной рыночной экономики во многом способствует гибкая политика денежно-кредитного регулирования. Системные решения Банка России ориентированы на регулирование объемов денежной массы, управление инфляционными процессами, экономическим ростом и банковской ликвидностью, обеспечение оптимальной ресурсной базы кредитных организаций, диверсификацию рисков, стабилизацию процентных ставок. Подчеркивается, что рациональное комбинирование инструментов денежно-кредитной политики, особенно в условиях макроэкономической нестабильности, способствует росту эффективности управления банковской системой в целом.
Ключевые слова: банковская система, макроэкономическая нестабильность, инструменты регулирования, денежно-кредитная политика
Эффективное управление современной банковской системой в рамках монетаристской концепции возможно только посредством реализации гибкой
* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Северо-Кавказском федеральном университете.
политики Банка России в сфере денежно-кредитного регулирования и пруденциального надзора, которая направлена на укрепление финансовой стабильности и повышение прозрачности деятельности коммерческих банков. Финансовый кризис продемонстрировал неготовность субъектов банковской системы противостоять факторам макроэкономической нестабильности. В итоге Банк России активно проводил антикризисную политику, направленную на стимулирование кредитной активности, повышение доступности финансовых ресурсов на межбанковском рынке и восстановление банковской ликвидности.
Наиболее значимое воздействие на параметры банковской системы оказывают:
— уровень ставки рефинансирования;
— нормативы резервных требований;
— обязательные экономические нормативы;
— валютные интервенции;
— депозитные операции Банка России.
Рассмотрим их подробнее.
Ставка рефинансирования. Это ключевой инструмент процентной денежно-кредитной политики Банка России. Данный показатель влияет на ставки
по кредитам и депозитам, процентные доходы и расходы, а также на объемы привлечения и размещения. Ставка рефинансирования регулируется Банком России и формируется в соответствии с рыночной конъюнктурой исходя из темпов инфляции и спроса на кредиты и депозиты. Рефинансирование кредитных организаций целесообразно рассматривать как комплексный механизм, включающий совокупность инструментов, методов, позволяющих коммерческим банкам увеличить (или восстановить) свою ликвидность для своевременного выполнения обязательств. При этом система рефинансирования кредитных организаций решает следующие задачи:
— управление банковской ликвидностью;
— обеспечение оптимальной ресурсной базы;
— диверсификация рисков;
— стабилизация процентных ставок;
— усиление модификационных возможностей инструментов рефинансирования [1].
Для определения степени влияния ставки рефинансирования на процентные ставки кредитных организаций вычисляются средневзвешенная ставка рефинансирования за год и ставки по кредитам и депозитам. Далее рассчитывается, на сколько изменение ставок увеличит объемы процентных доходов и расходов:
1) ДРд = (ПркДк) / 100 — (Прнд^) / 100, где ДРд — величина увеличения (уменьшения) процентных расходов по депозитам за счет изменения процентных ставок (в сравнении с условиями по ставкам в предыдущем периоде), руб.; Прк — процентоемкость депозитов на конец периода, %;
дк — стоимость депозитов на конец периода, руб.;
Прн — процентоемкость депозитов на начало периода, %;
2) ДОк = (ДохкКрк) / 100 — (ДохнКрк) / 100, где ДОк — величина увеличения (уменьшения) процентных доходов по кредитам за счет изменения процентных ставок (в сравнении с условиями по ставкам в предыдущем периоде), руб.;
Дохк — доходность кредитов на конец периода, %;
Кр — стоимость кредитов на конец периода, руб.;
Дохн— доходность кредитов на начало периода, %.
Как показывает анализ данных табл. 1, среднегодовой уровень ставки рефинансирования в 2007-2009 гг. увеличился с 10,27 до 11,37%, что привело к повышению процентоемкости депозитов на 3,44 п.п. и доходности кредитов на 4,8 п.п. к концу периода. При этом спрэд вырос на 1,36 п.п., превосходя повышение рентабельности, которая резко снизилась в 2008-2009 гг. по причине дефицита ликвидности, ухудшения качества ссудной задолженности и иных последствий кризисных явлений. За счет изменения ставок процентные доходы увеличились на 1 058,5 млрд руб., а расходы — на 744,6 млрд руб. Положительным образом это сказалось на финансовом результате, который вырос дополнительно на 313,9 млрд руб. Таким образом, во время финансово-экономического кризиса в результате эффективного применения инс-
Таблица 1
влияние изменения ставки рефинансирования на показатели банковской системы РФ в 2007-2013 гг. [4, 5, 8]
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Среднегодовая ставка рефинансирования, % 10,27 11,2 11,37 8,03 8,1 8,07 8,25
Привлеченные средства, млрд руб. 15 293 21 799 21 609 25 655 31 953 38 527 43 270
Размещенные ресурсы, млрд руб. 16 718 21 260 22 915 27 521 33 957 39 700 45 547
Процентные расходы, млрд руб. 786,1 1 255,6 1 854,1 1 508,5 1 409,1 2 119,0 2 392,8
Процентные доходы, млрд руб. 1 705,2 2 700,0 3 437,3 2 889,7 2 988,2 3 612,7 4 358,8
Процентоемкость привлеченных средств, % 5,14 5,76 8,58 5,88 4,41 5,5 5,53
Доходность размещенных ресурсов, % 10,2 12,7 15 10,5 8,8 9,1 9,57
Спрэд, % 5,06 6,94 6,42 4,62 4,39 3,6 4,04
Величина увеличения (уменьшения) процентных - 135,2 609,4 -692,7 -469,7 419,9 13,0
расходов по депозитам за счет изменения про-
центных ставок, млрд руб.
Величина увеличения (уменьшения) процентных - 531,5 527,0 -1 238,4 -577,3 119,1 214,1
доходов по кредитам за счет изменения процент-
ных ставок, млрд руб.
трумента рефинансирования удалось восстановить ликвидность, платежеспособность, рентабельность и финансовую устойчивость банковской системы страны.
В следующие четыре отчетных года среднегодовой уровень ставки рефинансирования резко снизился и держался в диапазоне 8-8,25%. Величина размещенных и привлеченных средств в 2013 г. по отношению к 2009 г. увеличилась на 98,8 и 100,0% соответственно. Столь резкий рост непосредственно связан со снижением ставки рефинансирования на 3,1-3,3%, что повысило доступность заемных ресурсов и кредитную активность клиентов кредитных организаций.
Несмотря на значительное увеличение объемов требований на 48,2% и обязательств — на 47,8% за 2009-2011 гг., процентные доходы уменьшились на 2 105,3 млрд руб., а расходы — на 1 332,4 млрд руб. При этом чистый доход банковской системы снизился на 772,9 млрд руб. Данная ситуация возникла в связи со снижением процентоемкости привлеченных ресурсов на 4,17 п.п. и доходности размещенных — на 6,2 п.п., что сократило совокупный спрэд на 2,03 п.п. Идеальным для банковской системы является равномерное изменение данных значений, в то время как резкое уменьшение доходности размещенных ссуд расценивается как отрицательный факт. В свою очередь, сложившаяся ситуация оказала влияние на снижение рентабельности активов, приносящих доход, и прибыльности кредитных организаций в целом. В 2012 г. спрэд банковской системы сократился до 3,6 п.п. (во многом из-за удорожания привлеченных ресурсов). Уменьшение чистого дохода составило 300,8 млрд руб., что может быть оценено крайне негативно. Тенденция изменилась в 2013 г., когда коммерческие банки повысили разницу средневзвешенных ставок размещения и привлечения до 4,06 п.п. Результатом стало увеличение рентабельности активных операций, прибыльности и платежеспособности, а также улучшение финансовой стабильности кредитных организаций.
Отметим, что процентоемкость депозитов и доходность кредитов в анализируемом периоде эластично реагировали на изменение ставки рефинансирования. Поскольку макроэкономические показатели оказывают влияние на параметры деятельности кредитных организаций, это затрудняет оценку исследуемого инструмента денежно-кредитной политики.
Согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и на период 2015 и 2016 годов, утвержденным Банком России, в среднесрочной перспективе планируется сокращение инфляции:
— до 5% — в 2014 г.;
— до 4,5% — в 2015 г.;
— до 4% — в 2016 г.
Исходя из этого, создаются предпосылки для снижения ставки рефинансирования, которое способно стимулировать увеличение объемов кредитной эмиссии и уровня прибыльности коммерческих банков, а также уменьшить стоимость заемных средств. Резкое понижение ставки рефинансирования может спровоцировать рост инфляции, связанный с ростом безналичных денежных средств (денежной массы). По мнению авторов, необходимо использование инструментов денежно-кредитной политики для поддержания денежной массы на приемлемом уровне. К таким мерам относится увеличение нормативов обязательных резервов.
Величина нормативов обязательных резервов. Нормативы обязательных резервов (резервные требования) Банка России являются механизмом непосредственного воздействия на уровень ликвидности и регулирования кредитной эмиссии. Минимальные резервы выполняют следующие функции:
— служат обеспечением обязательств коммерческого банка по депозитам их клиентов;
— являются инструментом, используемым Банком России для регулирования объема денежной массы в стране, платеже- и кредитоспособности коммерческих банков [2].
Механизм резервных требований дает возможность Банку России:
1) управлять объемом активных операций и депозитной эмиссии коммерческих банков;
2) оказывать воздействие на структуру, стоимость и величину привлеченных ресурсов субъектов банковской системы;
3) регулировать масштабы и темпы изменения денежной массы (безналичных денег);
4) контролировать уровень кредитных рисков и ликвидности системы кредитных организаций.
Поскольку Банк России устанавливает три вида нормативов резервных требований в зависимости от характера обязательств кредитной организации, для определения средневзвешенного показателя резервных требований на отчетную дату целесообразно применить следующую формулу:
Норср = (НорюрУОюр + НорфлУОфл + + НорпоУОпо) / 100, где Норюр — величина норматива резервных требований по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами, %; УОюр — удельный вес обязательств перед юридическими лицами — нерезидентами, %; Норфл — величина норматива резервных требований по обязательствам перед физическими лицами, %;
УОфл — удельный вес обязательств перед физическими лицами, %;
Норпо — величина норматива резервных требований по иным обязательствам кредитных организаций, %;
УОпо — удельный вес иных обязательств кредитных организаций, %.
Анализ данных рис. 1 показывает, что увеличение средневзвешенного показателя норматива резервных требований позволяет снизить уровень банковских рисков, ликвидность и кредитную активность, а также размер денежного мультипликатора.
Эффектом от уменьшения параметра является рост денежной массы (механизм банковской и кредитной мультипликации), кредитных рисков, ослабление финансовой устойчивости коммерческих банков. При этом снижение нормативов обязательных резервов стимулирует активные операции и увеличивает ликвидность кредитных организаций. Таким образом, в условиях макроэкономической нестабильности резервные требования позволяют
Рис. 1. Влияние изменения средневзвешенного показателя норматива резервных требований на параметры банковской системы
эффективно воздействовать на основные параметры банковской системы. Рассмотрим среднегодовое значение норматива резервных требований Банка России и уровень ликвидности системообразующего банка — ОАО «Сбербанк России». Во внимание приняты показатели крупнейшей кредитной организации, величина активов которой составляет более 30% активов всей банковской системы. Анализу подверглось влияние изменения нормативных резервных требований на мгновенную и текущую ликвидность, чувствительных к пруденциальному регулированию. В свою очередь, норматив долгосрочной ликвидности характеризует покрытие обязательств банка свыше года, и ставка резервных требований не оказывает на него значительного воздействия (табл. 2).
Как показывает анализ данных табл. 2, в исследуемом периоде Банк России использовал разную стратегию для влияния на банковскую ликвидность. Несмотря на увеличение резервных требований в 2007 г., нормативы мгновенной и текущей ликвидности продемонстрировали рост благодаря положительной макроэкономической конъюнктуре. В 2008-2009 гг. финансово-экономический кризис привел к дефициту свободных финансовых ресурсов в банковском секторе. В связи с этим величина норматива обязательных резервов, депонируемых в Банке России, подвергалась существенной корректировке в сторону понижения. С сентября по октябрь 2008 г. уровень норматива по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте снизился с 8,5 до 0,5%, что отражало недостаточную ликвидность в банковской системе.
Уменьшение резервных требований на 2,16 п.п. в течение 2009 г. способствовало повышению ликвидности. Благодаря мерам денежно-кредитного регулирования норматив мгновенной ликвидности системообразующего банка ОАО «Сбербанк России» увеличился с 46,63% в 2008 г. до 82,5% в 2009 г., или на 35,87 п.п., а норматив текущей ликвидности вырос с 62,3 до 114,4% за аналогичный период.
Интересно, что в 2010-2011 гг. в банковском секторе начала
Таблица 2
Динамика нормативов обязательных резервов Банка России, показателей ликвидности ОАО «Сбербанк России» в 2007-2013 гг., % [4, 5]
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Нормативы обязательных резервных требований: — по обязательствам перед юридическими лицами — нере- 3,78 4,55 1,51 2,5 4,25 5,5 4,46
зидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной
валюте
— по обязательствам перед физическими лицами в валюте 3,53 3,44 1,51 2,5 3,38 4,0 4,21
Российской Федерации и в иностранной валюте
— по иным обязательствам кредитных организаций в валюте 3,78 3,83 1,51 2,5 3,38 4,0 4,21
Российской Федерации и в иностранной валюте
Средневзвешенный показатель резервных требований 3,64 3,67 1,51 2,50 3,45 4,12 4,24
Норматив мгновенной ликвидности Н2 ОАО «Сбербанк России» 69,1 46,63 82,5 80,6 50,8 49,6 59,41
(min 15%)
Норматив текущей ликвидности Н3 ОАО «Сбербанк России»* 72,7 62,30 114,4 103,0 72,9 74,34 68,68
(min 50%)
Изменение норматива мгновенной ликвидности, п.п. - -22,47 35,87 -1,9 -29,8 -1,2 9,81
Изменение норматива текущей ликвидности, п.п. - -10,4 52,1 -11,4 -30,1 1,44 -5,66
Изменение средневзвешенного уровня резервных требований, п.п. - 0,03 -2,16 0,99 0,95 0,67 0,12
* Требования Базельского комитета (Базель III) к нормативу текущей ликвидности > 100% [7].
возникать излишняя ликвидность. Для поддержания ее на необходимом уровне Банк России стал увеличивать уровень резервных требований в среднем на 0,97 п. п. в год, что повлияло на повышение сбалансированности ресурсов кредитных организаций. В 2011 г. норматив обязательных резервов вырос до 3,45%, что привело к сокращению текущей и мгновенной ликвидности. В конце анализируемого периода Банк России в целях уменьшения риска неплатежеспособности и контроля за уровнем кредитования коммерческих банков повысил средневзвешенную ставку обязательных резервов на 0,67 п.п. Данное решение незначительно повлияло на показатели ликвидности в банковской системе в краткосрочном периоде. Несмотря на относительный дефицит свободных финансовых ресурсов системы кредитных организаций, Банк России увеличил средневзвешенный уровень резервных требований до 4,24% в 2013 г.
Таким образом, Банк России оказал влияние на рост финансовой устойчивости коммерческих банков в долгосрочном периоде, ограничил возможности роста денежного мультипликатора и масштабов активных операций. На взгляд авторов, действия регулятора были направлены на снижение уровня инфляции и объема денежной массы.
Отметим, что норматив текущей ликвидности ОАО «Сбербанк России» в 2013 г. составил 68,68%, что на 31,32 п.п. ниже минимально установленного значения Базельским комитетом по банковскому
надзору. Для выполнения требования Базель III необходима оптимизация структуры активов и пассивов кредитных организаций в целях повышения сбалансированности операций. Очень важно проведение Банком России денежно-кредитной политики, направленной на стабильное соблюдение международных норм банковского регулирования и надзора. Их выполнение позволит уменьшить риск потери ликвидности и повысить финансовую устойчивость системы кредитных организаций. В связи с внедрением норм Базель III необходимо на определенное время снизить средневзвешенный уровень резервных требований для адаптации и соблюдения норматива текущей ликвидности субъектами банковской системы.
Как показывает анализ данных табл. 3, остатки денежных средств кредитных организаций на депозитных счетах Банка России сократились с 424,43 млрд руб. до 243,72 млрд руб. в кризисном 2008 г., что свидетельствует о потере ликвидности банковской системы. Благодаря уменьшению средневзвешенного норматива ликвидности удалось увеличить показатель на 41,37 млрд руб. В 2010-2011 гг. критерий ликвидности находился на высоком уровне за счет снижения ставки рефинансирования на 3,27%. В 2013 г. показатель снизился до низкого уровня — 112,75 млрд руб., что, учитывая увеличение объема депозитно-кредитных операций с 2007 г. почти в 3 раза, оценивается негативно. Дефицит свободных финансовых ресурсов системы кредитных органи-
Таблица 3
Показатели ликвидности банковского сектора России в 2007-2013 гг., млрд руб. [4
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Остатки денежных средств кредитных организаций на депозитных счетах в Банке России 424,43 243,72 285,09 565,60 448,42 138,45 112,75
Остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России 494,00 604,41 475,49 527,07 663,01 741,34 887,50
заций связан с повышением средневзвешенного показателя резервных требований до 4,24%.
Динамика остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России крайне эластична к изменению норматива обязательных резервов. Это связано с тем, что резервы депонируются исключительно на корреспондентском счете Банка России и коммерческие банки обязаны поддерживать их на установленном нормативными документами уровне. Несмотря на тенденции 2008 г., критерий увеличился на 110,41 млрд руб. при стабильном показателе резервных требований, что объясняется ростом привлеченных ресурсов кредитных организаций, подлежащих резервированию. В связи со снижением средневзвешенного показателя резервных требований в 2009 г. до 1,51%, или на 2,16 п.п. по сравнению с 2008 г., объем остатков (средних за год) сократился с 604,41 до 475,49 млрд руб. В 2010-2013 гг. остатки средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России росли пропорционально увеличению резервных требований и объемов депозитов, подлежащих резервированию, что свидетельствует о снижении уровня банковских рисков и ликвидных ресурсов субъектов банковской системы. В итоге средние остатки за 2013 г. при средневзвешенном показателе резервных требований 4,24% составили 887,50 млрд руб.
Таким образом, в устойчивой экономической ситуации можно с наибольшей степенью точности оценить эффект от такого инструмента денежно-кредитного регулирования, как установление нормативов резервных требований. В период кризисных явлений на показатели ликвидности могут в значительной степени воздействовать макроэкономические параметры и другие инструменты денежно-кредитной политики Банка России, поэтому достоверно оценить влияние уровня резервных требований затруднительно. При исследовании ежемесячных параметров банковской системы непосредственное воздействие изменения обязательных резервов на нормативы мгновенной и текущей ликвидности наблюдается более отчетливо. Вместе с
тем определяющего воздействия уровня резервных требований на процентную политику, отношение и объемы требований и обязательств коммерческих банков в стране не наблюдается.
Комплексное влияние ставки рефинансирования и нормативов резервных требований на динамику денежной массы и коэффициенты мультипликации. Одной из характеристик динамики денежной массы выступает показатель денежного мультипликатора, являющийся частным от деления объема денежной массы (агрегат М2) к денежной базе и демонстрирующий степень роста безналичных денег. Денежная база включает в себя все наличные деньги в обращении и средства коммерческих банков на корреспондентских счетах Банка России (в том числе обязательные резервы). Данный макроэкономический показатель отражает объем денежной массы, которым может оперировать Банк России.
Изменяя норматив обязательных резервов, Банк России способен воздействовать на механизм банковской мультипликации, который представляет собой процесс многократного увеличения (уменьшения) денег в качестве бессрочных депозитов в кредитных организациях в результате увеличения (уменьшения) обязательных резервов при осуществлении кредитно-депозитных и расчетных операций в рамках банковской системы. Коэффициенты определяются следующим образом:
1) коэффициент банковской мультипликации
[10]:
Кбм = М2к / (М2н—М0н), где М2к — денежная масса на конец периода;
М2н — денежная масса на начало периода;
М0н — наличные деньги на начало периода;
2) коэффициент изменения денежной массы
[10]:
К = М2к / М2н.
и.м
Немаловажной является оценка зависимости динамики объема кредитования от динамики резервных требований, т.е. кредитного мультипликатора, который рассчитывается следующим образом [10]:
К = М2 / М1, где М1, М2 — агрегаты денежной массы.
Как показывает анализ данных табл. 4, за 2008 г. в связи с макроэкономической нестабильностью денежная масса не увеличилась, а коэффициент банковской мультипликации снизился на 0,66 п.п. Данная ситуация характеризуется негативно и показывает значительное снижение кредитной активности коммерческих банков. В целях стимулирования роста объема кредитно-депозитных операций в 2009 г. Банк России снизил средневзвешенный норматив резервных требований с 3,67 до 1,51%, что отразилось на повышении показателя банковского мультипликатора на 0,24 п.п. и кредитного на 0,17 п.п. Это отражает процесс увеличения масштабов банковских операций по привлечению и размещению ресурсов. Несмотря на рост средневзвешенного показателя резервных требований в 2010 г. на 0,99 п.п., параметры мультипликации и объем денежной массы увеличились, что произошло за счет резкого снижения ставки рефинансирования на 3,34 п.п. по сравнению с 2009 г.
Повышение уровня резервных требований с 2,5 до 4,24% за 2010-2013 гг. повлияло на уменьшение коэффициента банковской мультипликации с 1,7 8 до 1,39. Тенденция характеризует сужение эмиссионных возможностей коммерческих банков. Несмотря на рост средневзвешенного уровня резервных требований на 1,74 п.п., кредитный мультипликатор увеличился с 1,84 до 2,07, что свидетельствует о росте банковских депозитных обязательств. В свою очередь, денежный мультипликатор повысился с 2,44 в 2010 г. до 3,19 в 2013 г., отражая значительное увеличение объема безналичных денег в экономике России. Возникшая ситуация на денежном рынке способна нарушить макроэкономический баланс, привести к росту темпа инфляции и сократить возможности Банка России в сфере денежно-кредитного регулирования. В целях контроля за увеличением
безналичных денег Банк России может повысить резервные требования и ставку рефинансирования.
В итоге на динамику денежной массы и параметры мультипликации комплексное воздействие оказывали показатели ставки рефинансирования и нормативы обязательных резервов, а также макроэкономические индикаторы:
— экономический рост;
— индекс промышленного производства;
— темпы инфляции;
— колебания курса рубля и пр.
Обязательные экономические нормативы. В
условиях макроэкономической нестабильности роль ее индикатора выполняют обязательные экономические нормативы Банка России. Инструмент пруденциального регулирования направлен на поддержание сбалансированности ресурсов субъектов банковской системы, стимулирование роста финансовой устойчивости и диверсификацию рисков коммерческих банков.
Банком России с 01.01.2014 введены дополнительные нормативы — достаточности базового (5%) и основного (5,5%) капиталов (для норматива достаточности основного капитала с 01.01.2015 — 6%). Это усилит нагрузку на капитал банков и осложнит выполнение ими ключевых пруденциальных требований (норматива Н1). При этом у ряда банков в связи с ужесточением учета субординированных займов в собственном капитале могут возникнуть проблемы с поддержанием его достаточности. Требуемые уровни базового и основного капиталов будут обеспечиваться за счет стоимости обыкновенных акций и прибыли [3, 6]. Отметим, что низкий уровень рентабельности российского банковского сектора и высокая доля просроченной задолженности по потребительским кредитам ограничивают объемы капитализируемой прибыли, снижая воз-
Таблица 4
Динамика денежной массы и коэффициентов мультипликации в 2007-2013 гг. [4
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Денежная база, млрд руб. 5 513,3 5 578,7 6 467,3 8 190,3 8 644,1 9 852,8 9 137,6
Денежная масса М2, млрд руб. 12 869,0 12 975,9 15 267,6 20 011,9 24 483,1 27 405,4 29 167,3
Денежный агрегат М1, млрд руб. 7 922,3 8 120,9 8 641,3 10 859,9 12 857,4 13 753,6 14 092,0
Денежный агрегат М0, млрд руб. 3 702,2 3 794,8 4 038,1 5 062,7 5 938,6 6 430,1 6 564,1
Денежный мультипликатор 2,33 2,33 2,36 2,44 2,83 2,78 3,19
Коэффициент банковской мультипликации 2,08 1,42 1,66 1,78 1,64 1,48 1,39
Коэффициент изменения денежной массы 1,43 1,01 1,18 1,31 1,22 1,12 1,06
Кредитный мультипликатор 1,62 1,60 1,77 1,84 1,90 1,99 2,07
Средневзвешенный показатель резервных требований, % 3,64 3,67 1,51 2,50 3,45 4,12 4,24
Среднегодовая ставка рефинансирования, % 10,27 11,2 11,37 8,03 8,1 8,07 8,25
можности выполнения норматива достаточности базового и основного капитала [12]. Исходя из этого, можно прогнозировать отзыв лицензий у субъектов банковской системы в течение 2014 г. в связи с недостаточностью капитала.
Тем не менее в рамках Базель III установлены еще более высокие требования к достаточности базового (5,6%) и основного (7,5%) капиталов [3]. В обозримой перспективе данные критерии будут использованы Банком России для пруденциального регулирования, но их введение планируется постепенно в связи с неготовностью банковской системы к резким преобразованиям [11]. Внедрение требований Базельского комитета к достаточности капитала, по мнению авторов, необходимо, так как в долгосрочной перспективе это скажется на повышении платежеспособности и ликвидности коммерческих банков, снижении риска дефолта в условиях резкого ухудшения макроэкономической ситуации.
Новые требования предъявляются к покрытию операционных рисков по сделкам с производными финансовыми инструментами — коэффициент повышается с 10 до 12,5% [9]. Кроме того, скорректированы коэффициенты риска, применяемые к необеспеченным потребительским кредитам, в зависимости от значения полной стоимости кредита (ПСК) по ссудам, выдаваемым с 01.01.2014:
— для рублевых ссуд с ПСК свыше 60% годовых коэффициент повышается с 200 до 600%;
— для ссуд с ПСК от 45 до 60% годовых — с 170 до 300%;
— для ссуд с ПСК от 35 до 45% годовых — с 140 до 160%) [6].
Применение новых требований призвано сократить удельный вес просроченной задолженности коммерческих банков, развивающих розничный бизнес.
Следует отметить, что к 2014 г. российская банковская система еще не была способна стабильно выполнять требования Базельского комитета (Базель III) к нормативу текущей ликвидности (> 100%), поэтому его использование находится под вопросом. Для его соблюдения кредитным организациям необходимо повысить (оптимизировать) отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней. При этом Банку России целесообразно комплексно использовать инструменты денежно-кредитного регулирования
для повышения краткосрочной ликвидности банковской системы.
Итак, приведение обязательных экономических нормативов в соответствие с нормами Базельского комитета по банковскому надзору способно повысить финансовую устойчивость, сбалансированность ресурсов и рентабельность кредитных организаций в условиях макроэкономической неопределенности. Процесс следует осуществлять поэтапно — в разрезе денежно-кредитной политики Банка России, чтобы свести к минимуму отрицательные последствия ужесточения требований банковского регулирования. Нестабильные кредитные организации во время перехода банковской системы к стандартам Базель III для сохранения лицензии должны реструктуризировать бизнес. По мнению авторов, политика Банка России в сфере обязательных экономических нормативов обоснованна и существенных рисков для системы кредитных организаций в себе не несет.
Валютные интервенции. Эти интервенции оказывают влияние на курсы валют и уровень золотовалютных резервов, а следствием является колебание курса рубля, что отражается на параметрах банковской системы в масштабах мирового рынка. В соответствии с денежно-кредитной политикой Банка России на среднесрочную перспективу 2014-2016 гг. планируется отказ к 2015 г. от валютных интервенций в целях воздействия на динамику курса рубля и переход к плавающему валютному курсу. В условиях повышения гибкости курсообра-зования обменный курс рубля будет формироваться в основном за счет рыночных факторов. Активное применение Банком России инструментов влияния на курсы валют допустимо при наступлении «шоковых» событий — для поддержания ликвидности и финансовой устойчивости системы коммерческих банков [4]. Таким образом, нецелесообразно анализировать валютные интервенции Банка России как инструмент воздействия на показатели банковской системы в связи с потерей его значимости в ближайшей перспективе.
Депозитные операции Банка России. Подобные операции используются для поддержания ликвидности банковской системы и устанавливаются ежедневно на стандартных условиях (п. 4.3 Положения Банка России от 05.11.2002 № 203-П «О порядке проведения Центральным банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации») с
учетом рыночной конъюнктуры. В соответствии со ст. 4 и 46 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы по фиксированным процентным ставкам и по процентным ставкам, определенным на аукционной основе (депозитные аукционы) [4].
Банк России осуществляет депозитные операции для регулирования ликвидности и влияния денежного предложения путем привлечения свободных финансовых ресурсов в депозиты коммерческих банков. Данный инструмент позволяет воздействовать на краткосрочную и среднесрочную ликвидность кредитных организаций.
Для коммерческих банков размещение денежных средств в депозиты Банка России является невыгодным по причине низких процентных ставок, но в условиях профицита ликвидности это позволяет банкам поддерживать финансовую устойчивость и рентабельность бизнеса. В свою очередь, Банк России может использовать относительно дешевые привлеченные денежные средства для стимулирования процессов воспроизводства и инвестирования в экономику страны, а также для вложения в высокодоходные активы.
Как показывает анализ данных рис. 2, объемы депозитных операций Банка России увеличились с 9,7 трлн руб. в 2006 г. до 45,1 трлн руб. в 2007 г., что являлось одним из инструментов изъятия
излишней ликвидности. В период финансового кризиса 2008-2009 гг. привлечение Банком России свободных денежных средств коммерческих банков снизилось в 2,5 раза. Данная ситуация была обусловлена недостаточной ликвидностью кредитных организаций и высоким спросом на финансовые ресурсы на межбанковском рынке. В 2010 — 2011 гг. коммерческие банки стали активнее пользоваться размещением свободных денежных средств в депозиты Банка России. В свою очередь, объем депозитных операций Банка России увеличился до 70,1 трлн руб., что свидетельствует о повышении уровня ликвидности банковской системы. В 2012-2013 гг., как отмечалось, в банковском секторе стал возникать дефицит финансовых ресурсов, повлиявший на снижение привлеченных средств Банком России от кредитных организаций до 18,5 трлн руб.
Таким образом, депозитные операции Банка России как инструмент денежно-кредитного регулирования позволяют поддерживать стабильность и платежеспособность банковской системы в целом. Для коммерческих банков данный вид размещения является абсолютно безрисковым и позволяет получать процентные доходы от излишнего объема свободных денежных средств.
Подчеркнем, что финансовое состояние кредитных организаций в наибольшей степени определяется достаточностью капитала, ликвидностью баланса и степенью рискованности операций. Базовым элементом системы управления финансовой устойчивостью коммерческого банка выступает
Рис. 2. Динамика депозитов кредитных организаций, привлеченных Банком России в 2004-2013 гг., трлн руб. [4]
Рис. 3. Комплексное использование Банком России основных инструментов денежно-кредитной политики
регулирование динамики параметров деятельности. На основе проведенного исследования определены направления комплексного использования ставки рефинансирования, обязательных экономических нормативов, резервных требований и депозитных операций Банка России в части их влияния на показатели банковской системы (рис. 3).
Перечисленные инструменты денежно-кредитной политики позволяют регулировать ликвидность, влиять на процентную политику, поддерживать рентабельность и платежеспособность кредитных организаций. Их детальное изучение и эффективное применение на практике позволяют вырабатывать оптимальную модель управления и пруденциального регулирования банковской системы.
Список литературы
1. Измалкова Е.А. Центральный банк в системе рефинансирования коммерческих банков // Вестник ОГУ. 2010. № 1.
2. Костерина Т.М. Банковское дело: учебно-практическое пособие. М.: Юрайт. 2012. 336 с.
3. Хандруев А. Базель III отобьет аппетит к риску // Прямые инвестиции. 2012. № 11.
4. URL: http://www.cbr.ru/.
5. URL: http://www.sbrf.ru/.
6. URL: http://www.finmarket.ru/.
7. URL: http://ru.wikipedia.org/.
8. URL: http://www.banki.ru/.
9. URL: http://www.expertnw.ru/.
10. URL: http://www.grandars.ru/.
11. URL: http://www.orioncom.ru/.
12. URL: http://riarating.ru/.
Banking
ENHANCING COMMERCIAL BANK SYSTEM MANAGEMENT EFFICIENCY IN CONDITIONS OF MACROECONOMIC INSTABILITY
Natal'ia N. KUNITSYNA, Viktor A. BONDARENKO
Abstract
The article points out that steady flexible policy of monetary and credit regulation in many respects promote development of modern market economy. The authors emphasize that the Bank of Russia decision systems focus on money supply regulation, inflationary process management, economic growth and bank liquidity, ensuring optimum resource base of the credit organizations, diversification of risks, interest rates stabilization. They emphasize that the rational combination of monetary policy instruments, especially in the conditions of macroeconomic instability, enable to enhance management efficiency of banking system as a whole.
Keywords: banking system, macroeconomic instability, regulation instruments, monetary policy
References
1. Izmalkova E.A. Tsentral'nyi bank v sisteme re-fmansirovaniia kommercheskikh bankov [The Central Bank in a system of commercial banks refinancing]. Vestnik OGU — Bulletin of OSU, 2010, no. 1.
2. Kosterina T.M. Bankovskoe delo: uchebno-prakticheskoeposobie [Banking: a manual]. Moscow, Iurait Publ., 2012. 336 p.
3. Khandruev A. Bazel' III otob'et appetit k risku [Basel III will spoil appetite to risk]. Priamye investit-sii — Direct investments, 2012, no. 11.
Natal'ia N. KUNITSYNA
North Caucasian Federal University, Stavropol, Russian Federation [email protected] Victor A. BONDARENKO North Caucasian Federal University, Stavropol, Russian Federation [email protected]