Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В ВУЗЕ / ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / INTERNAL CONTROL AT THE UNIVERSITY / EXTRACURRICULAR WORK / EDUCATIONAL INSTITUTION / BUDGET FUNDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самиева Мадина Фахритдиновна, Тюленева Татьяна Александровна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме совершенствования внутреннего контроля внеучебной работы вуза. Цель статьи - исследовать структуру системы внутреннего контроля внеучебной работы вуза, оценить эффективность деятельности организации высшего образования и предложить рекомендации по ее совершенствованию. Методология. Исследование проводится на основе общенаучных методов: обобщения, анализа, системного и сравнительного. В основе статьи лежат локальные нормативные акты, регламентирующие внутренний контроль и организацию внеучебной работы Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева и высших учебных заведений Российской Федерации. Результаты. В статье раскрывается значение повышения эффективности внутреннего контроля внеучебной работы высшего учебного заведения с позиций предотвращения и минимизации возможных рисков, контроля полноты и целевого характера использования финансовых ресурсов. Предлагаются способы совершенствования внутреннего контроля внеучебной работы как с применением собственных разработок авторов, так и накопленного другими вузами опыта внутреннего контроля с учетом возможности его использования. Заключение. Итогом выполненного исследования стали практические рекомендации по повышению эффективности элементов системы внутреннего контроля внеучебной работы высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самиева Мадина Фахритдиновна, Тюленева Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM FOR EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Ntroduction. The article presents a study on the problem of improving the internal control of extracurricular activities of higher education institutions. The purpose of the article is to study the composition of elements of the system of internal control of extracurricular work of the University, assess the effectiveness of their implementation in the activities of higher education institutions and develop recommendations for their improvement. Materials and Methods. The study is conducted on the basis of scientific methods: method of compilation, analysis, systematic and comparative methods. The article is based on local regulations regulating internal control and organization of extracurricular activities of Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev and higher educational institutions of Russian Federation. Results. The article reveals the importance of improving the effectiveness of internal control of extracurricular activities of higher education institutions in terms of preventing and minimizing possible risks, controlling the completeness and targeted nature of the use of financial resources. The authors suggest ways to improve the internal control of extracurricular work both using the authors ‘ own developments and the experience of internal control accumulated by other universities in terms of the possibility of its use by the analyzed institution. Conclusions. The result of the research in this article are practical recommendations for improving the effectiveness of elements of the internal control system of extracurricular activities of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

УДК/UDC 378.18 М. Ф. Самиева, Т. А. Тюленева

M. Samieva, T. Tyuleneva

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM FOR EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Введение. В статье представлено исследование по проблеме совершенствования внутреннего контроля внеучебной работы вуза. Цель статьи - исследовать структуру системы внутреннего контроля вне-учебной работы вуза, оценить эффективность деятельности организации высшего образования и предложить рекомендации по ее совершенствованию.

Методология. Исследование проводится на основе общенаучных методов: обобщения, анализа, системного и сравнительного. В основе статьи лежат локальные нормативные акты, регламентирующие внутренний контроль и организацию внеучебной работы Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева и высших учебных заведений Российской Федерации.

Результаты. В статье раскрывается значение повышения эффективности внутреннего контроля внеучебной работы высшего учебного заведения с позиций предотвращения и минимизации возможных рисков, контроля полноты и целевого характера использования финансовых ресурсов. Предлагаются способы совершенствования внутреннего контроля внеучебной работы как с применением собственных разработок авторов, так и накопленного другими вузами опыта внутреннего контроля с учетом возможности его использования.

Заключение. Итогом выполненного исследования стали практические рекомендации по повышению эффективности элементов системы внутреннего контроля внеучебной работы высшего учебного заведения.

Introduction. The article presents a study on the problem of improving the internal control of extracurricular activities of higher education institutions. The purpose of the article is to study the composition of elements of the system of internal control of extracurricular work of the University, assess the effectiveness of their implementation in the activities of higher education institutions and develop recommendations for their improvement.

Materials and Methods. The study is conducted on the basis of scientific methods: method of compilation, analysis, systematic and comparative methods. The article is based on local regulations regulating internal control and organization of extracurricular activities of Kuzbass State Technical University named after T. F. Gorbachev and higher educational institutions of Russian Federation.

Results. The article reveals the importance of improving the effectiveness of internal control of extracurricular activities of higher education institutions in terms of preventing and minimizing possible risks, controlling the completeness and targeted nature of the use of financial resources. The authors suggest ways to improve the internal control of extracurricular work both using the authors ' own developments and the experience of internal control accumulated by other universities in terms of the possibility of its use by the analyzed institution.

Conclusions. The result of the research in this article are practical recommendations for improving the effectiveness of elements of the internal control system of extracurricular activities of higher education institutions.

Ключевые слова: внутренний контроль в вузе, вне-учебная работа, образовательное учреждение, бюджетные средства.

Keywords: internal control at the University, extracurricular work, educational institution, budget funds.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внеучебная работа образовательных учреждений высшего образования, помимо других направлений деятельности, выполняет воспитательную миссию. Деятельность подразделений внеучебной работы в данных учреждениях включает создание единого воспитательного пространства, обеспечение самореализации обучающихся в рамках актуальных цивилизованных норм внеучебного времяпрепровождения, формирование эстетической среды [1-3].

Решить данные проблемы можно путем создания эффективной системы внутреннего контроля внеу-чебной деятельности в образовательной организации высшего образования.

Внутренний контроль образовательных учреждений имеет много общего с внутренним контролем предприятий, особенно в части методологии и методики [4-6]. В современной литературе встречается немало исследований, посвященных проблемам внутреннего контроля организаций. Однако недостаточно внимания уделено методологии и организации внутреннего контроля именно в государственных образовательных учреждениях.

Роль внутреннего контроля внеучебной работы очень важна, так как с его помощью руководство образовательной организации своевременно может распознать возможные риски, разработать рекомендации по их предупреждению и устранению, сравнить достигнутые показатели с плановыми, проанализировать причины отклонений. Внутренний контроль деятельности образовательных организаций в любом случае будет анализировать и вне-учебную работу, так как она затрагивает множество аспектов деятельности организации. Вместе с тем часто роль внутреннего контроля внеучебной работы недооценивают, считая, что она никак не связана с финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Однако внеучебная работа помогает отслеживать процессы назначения и выплат всех видов стипендий, регулировать порядок оплаты услуг, оказываемых образовательной организацией. Также в рамках внеучебной работы происходят процессы контроля и отслеживания численности студентов различных категорий, претендующих на выплаты как из бюджетных, так и из внебюджетных средств [7-9].

Важность повышения эффективности внутреннего контроля внеучебной работы также обусловлена следующим обстоятельством. В настоящий момент в образовательной среде наблюдается серьезная конкуренция за абитуриентов и, следовательно, объем бюджетных ассигнований. Зачастую приемные кампании организовываются именно управлениями вне-учебной работы. В этой связи система внутреннего контроля данного подразделения могла бы регулировать комплекс мероприятий, определять объем финансирования на их проведение в соответствии с потребностями. Это позволило бы регламентировать участие управления внеучебной работы в приемных кампаний, на данный же момент этот вопрос не урегулирован в должной мере.

Методология

В Кузбасском государственном техническом университете имени Т. Ф. Горбачева (КузГТУ) разработана и действует Концепция воспитательной работы [10]. На ее основе ежегодно разрабатывается план деятельности, включающий разделы «Профессиональная подготовка», «Нравственное воспитание личности», «Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения», «Эстетическое воспитание личности», «Воспитание физически здоровой личности». Вопросами воспитания и внеучебной работы в вузе занимается Управление внеучебной работы, созданное в 2012 году и действующее на основании «Положения об управлении внеучебной работы КузГТУ» Ип 01/4-01 [11]. Согласно уставу КузГТУ, одним из основных видов деятельности университета является проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики. Значительная доля мероприятий, входящих в данное направление, реализуется в рамках деятельности управления внеучебной работы КузГТУ. Основными задачами управления внеучебной работы КузГТУ являются разработка программно-целевых документов по внеучебной и воспитательной работе в университете; разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной и воспитательной работы, ее кадрового обеспечения; организация внеучебной и воспитательной работы в студенческих общежитиях; организация и поддержка деятельности студенческого самоуправления.

Кадровая политика управления внеучебной работы строится на основе Концепции кадровой политики КузГТУ [10], в соответствии с нормами Конституции РФ, трудового законодательства, норм международного права и иных нормативных актов в области охраны труда. Основной целью кадровой политики управления является обеспечение эффективной работы, положительных результатов, своевременное обновление и обучение кадров, повышение их компетенций во внеучебной области.

Кадровый процесс управления внеучебной работой содержит несколько этапов и выглядит следующим образом [12].

1-й этап - набор персонала. На вакантную должность производится набор посредством размещения вакансии в различных источниках. В Управлении внеучебной работы КузГТУ существует практика, что на должности специалистов принимаются бывшие или ныне обучающиеся студенты КузГТУ.

2-й этап - адаптация. После приема на работу сотрудник знакомится с внутренними локальными

актами университета и подразделения, своей должностной инструкцией, функционалом. Также в ознакомительный период включается помощь сотрудников старшего звена относительно непонятных моментов и задач, что, в свою очередь, помогает работнику быстрее преодолеть возможные сложности.

3-й этап - обучение. Управление внеучебной работы проводит повышение компетенций своих сотрудников на различных площадках: форумы и слеты городского, областного, всероссийского и международного уровней; участие в конкурсах мастерства и конкурсах на лучшие модели внеучеб-ной работы и студенческого самоуправления.

4-й этап - мотивация и стимулирование. Работники подразделения за активную и эффективную работу поощряются премиями и иными формами материальной и нематериальной поддержки.

Результаты

Учитывая специфику внеучебной работы, в качестве элементов ее системы мы предлагаем выделить контрольную среду, информацию и коммуникацию, а также контрольные действия (процедуры) [13].

Контрольная среда внеучебной работы охватывает управленческие полномочия, позицию, осведомленность и действия и руководства образовательной организации по отношению к системе внутреннего контроля внеучебной работы и ее важности для образовательной организации. В процессе оценки эффективности данного элемента проводится анализ компетентности сотрудников, участия руководителя образовательной организации в процессе внеучеб-ной работы, его стиля руководства, уровень наделения сотрудников ответственностью и полномочиями, организационная структура, кадровая политика, прак-

тики деятельности. Также анализируются локальные нормативные акты, касающиеся внеучебной деятельности вуза на предмет соответствия действующему законодательству.

Информация и коммуникация анализируются с целью формирования общей картины движения информации в среде внеучебной работы. Анализируются каналы связи между сотрудниками и руководством и то, каким образом данные каналы осуществляют функции передачи информации, эффективной коммуникации между всеми звеньями цепочки.

Контрольные действия включают в себя политики и процедуры, позволяющие удостовериться в том, что распоряжения руководства образовательной организации выполняются. Анализу подвергается внутренняя нормативная документация, регламентирующая процесс документооборота, а также мероприятия, разработанные руководством образовательной организации, и, обеспечивающие по их мнению, сохранность имущества и документов, получение надежной информации, необходимой для эффективного управления образовательной организацией, повышение эффективности производства, соблюдение требований федеральных и локальных нормативных актов и положений Устава образовательной организации. Анализируются действия сотрудников внеучебной работы и руководства, оценивается влияние принятых решений на ключевые моменты деятельности.

Любая система подразумевает основной компонент, который является главной составляющей. По нашему мнению, для системы внутреннего контроля внеучебной работы таким элементом является контрольная среда, поскольку именно она обеспечивает работу и практическое проявление всех элемен-

Таблица 1

Взаимосвязь элементов системы внутреннего контроля внеучебной работы

Контрольная среда Информация и коммуникации Контрольные действия (процедуры)

Этические ценности Кодекс профессиональной этики Анализ прецедентов

Компетентность сотрудников подразделения внеучебной работы Устав вуза, документооборот, должностные инструкции. Анализ показателей, сопоставимость

Участие руководителя образовательной организации Устав вуза, должностные инструкции Анализ внутренних нормативно-правовых актов

Стиль работы руководителя образовательной организации Локальные нормативно-правовые акты

Организационная структура подразделения внеучебной работы Устав вуза, положение о подразделении внеучебной работы Проверка правильности осуществления документооборота

Система делегирования Должностные инструкции Разделение обязанностей, обработка информации

Кадровая политика Практические результаты: повышение квалификации персонала и т. д Анализ практических результатов

тов. Поэтому необходимо рассматривать части контрольной среды и то, как они взаимоувязаны с остальными элементами системы внутреннего контроля внеучебной работы.

По результатам оценки состояния описанных выше элементов мы пришли к выводу, что для повышения эффективности системы внутреннего контроля внеучебной работы КузГТУ необходимо разработать ряд мероприятий.

При исследовании такого элемента, как контрольная среда, мы пришли к выводу, что он функционирует довольно успешно. Основным недостатком было выделен низкий уровень ротации. Для совершенствования контрольной среды предложены следующие меры.

1. Провести аттестацию работников управления на профпригодность. Каждый сотрудник должен отвечать современным требованиям, необходимым для работы в университетской среде в управлении внеу-чебной работы. Для анализа уровня компетенций мы предлагаем составить карту компетенций на основании типологии А. К. Марковой, которая в своих научных исследованиях выделила следующие виды компетенций [14]:

- специальная - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Для работников управления внеучебной работы очень важно осознавать себя в профессиональной среде, ориентироваться в студенческом законодательстве об образовании, следить за новшествами, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и сохранять непредвзятость в любых ситуациях;

- социальная - владение совместной профессиональной деятельностью и основами делового общения; осознавать социальную ответственность за результаты своего общественного труда. Действительно, специалист в сфере внеучебной работы с обучающимися должен обладать базовыми навыками психологии обучающихся, основами воспитательной работы и способностями организации массовых событий. Также необходимо осознавать, что все принятые решения (особенно это касается начальника управления) в большой степени влияют на студенческую среды: это касается и принятия решений о проведении конкурсов, о количестве стипендиатов, награждаемых и т. д.;

- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития. Каждый сотрудник должен развиваться не только как

профессионал, но и как личность, занимаясь саморазвитием;

- индивидуальная - умение рационально организовывать рабочий процесс как собственный, так и внутри подразделения.

Проведение аттестации по вышеприведенной типологии позволит определить не только профессиональный уровень подготовки, но и оценить возможность дальнейшего нахождения сотрудников на своих должностях. Таким образом, при выявлении негативных результатов проверки руководитель образовательной организации или начальник управления могут задуматься о вопросе ротации персонала или его части. В процессе исследования мы опробовали данную методику на одном из сотрудников управления, составив индивидуальную карту компетенций помощника начальника управления внеучебной работы КузГТУ (табл. 2).

Исходя из данных карты компетенций, мы пришли к выводу о владении ими сотрудником на высоком уровне и эффективном применении имеющихся навыков в работе: обобщить сведения и рассмотреть возможность выделения финансирования на обучение и повышение квалификации сотрудников отдела вне-учебной работы; определить регламент и зоны ответственности за проведение внутреннего контроля.

Для усовершенствования такого элемента, как информация и коммуникации, необходим следующий комплекс мероприятий:

1. Увеличить роль автоматизации в работе управления. Применяемая в КузГТУ система управления поручениями существенно упрощает процесс контроля задач: можно отслеживать их статус исполнения, выдавать и закрывать задачи по мере их реализации. Управление внеучебной работы может создавать локальные задачи с целью автоматизации процессов. Также необходима разработка автоматизированной системы, в которой могли бы отслеживать все мероприятия и документы по ним, как финансовые, так и отчетные, возможными вариантами здесь могут быть платформы БИТРИКС24, МЕГАПЛАН, Trello [15].

2. Создать систему учета протоколов поручений. При проведении контрольных процедур сохраненные протоколы поручений также будут помощниками в выявлении неисполненных поручений или нарушений сроков исполнения.

Для усовершенствования элемента «Контрольные действия» предлагается создание регламентированной оценки действий сотрудников и, в частности, оценки эффективности деятельности управления вне-учебной работы по итогам различных периодов (квар-

Таблица 2

Карта компетенций помощника начальника управления внеучебной работы КузГТУ

Компетенция Понимание компетенции сотрудником Применение в работе Методы совершенствования Уровень компетенции

Специальная Компетенция, предназначенная для решения специальных задач в той области деятельности, в которой сотрудник успешен всего. В данном случае своей самой успешной специальной компетенцией сотрудник считает навыки проектирования Построение всех мероприятий управления, создание новых проектов управления, умение анализировать результат и работать над ошибками Прохождение обучающих курсов и мастер-классов, получение статуса федерального эксперта по проектам,участие в оценке различных проектных заявок, изучение дополнительной литературы в сфере проектирования Высокий

Социальная Набор социальных качеств личности, включающий в себя понимание социальной действительности, способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству; умение осуществлять социальные технологии (в системе социальных институтов, норм и отношений) согласно должному уровню культуры, нравственности и права Общение в студенческой среде в индивидуальном плане и коллективном. При решении конфликтных и спорных моментов в коллективе управления и за его пределами Путем изучения социума, с которым работаю. Изучение новых движений и трендов развития общества, которое развивается очень быстро, изучаю специальную литературу. Общаюсь с новым кругом людей, перенимаю опыт общения для трансляции на рабочие связи Высокий

Личностная Внутренние ресурсы, которые сформировались под влиянием характера и личных качеств, а также прочие психологические установки, которые каждый человек несет во внешнюю среду Личностные компетенции самым непосредственным способом помогают в успешном выполнении задач. Более того, такие компетенции как: склонность человека к обучению, быстрому усвоению информации, гибкость и пр. являются неотъемлемым элементом работы любого сотрудника управления внеучебной работы. В своей работе я принимаю при выполнение поставленных задач, которые ставит руководитель. Здесь уже сказывается опыт, который я получил,работая в данной сфере более 9 лет Развитие себя как личности Высокий

Индивидуальная Собственные знания, навыки и отношение (поведение) человека, которые способствуют повышению эффективности его работы, а также влияют на отношения с другими людьми Всегда подхожу индивидуально к каждой рабочей задаче: переговорам, деловым встречам,работой с студенчеством и т. д. Систематически проходить курсы повышения квалификации, стажировки и заниматься самообразованием и применять приобретенные знания и навыки на реальных кейсах Высокий

Таблица 3

Проект перечня контрольных процедур управления внеучебной работы КузГТУ

Наименование процедуры Применение процедуры

Документальное оформление На основе первичных документов необходимо вести записи и хранение информации касаемо расходования средств

Подтверждение соответствия между объектами или их соответствия установленным требованиям Проверка оформленных документов на правильность и соответствие плану финансово-хозяйственной деятельности

Санкционирование операций Все операции внутри подразделения должны быть документально подтверждены руководителем подразделения или более высокого звена. Проверка документации должна включать в себя наличие необходимых согласований по всем пунктам

Разграничение обязанностей и ротация полномочий Оформление документации должно производиться разными лицами в целях исключения возможности совершения махинаций и неправомерных действий

Процедура оценки достижения поставленных целей Необходимо производить анализ достижения показателей деятельности, сверку затраченных средств и полученных итогов в целях оценки реальной эффективности

тал, год), чтобы отслеживать изменения, анализировать возможные риски и устранять их негативное воздействие в будущих периодах. Оценка эффективности может составляться на основе отчета о самообследовании, а также отчета о реализации бюджетных ассигнований. Также предлагается создание положения или методических рекомендаций по проведению внутреннего контроля подразделения, задокументированных контрольных процедур и графика реализации контроля и представления отчета по его фактическому проведению.

Примерный перечень контрольных процедур для управления внеучебной работы может выглядеть следующим образом (табл. 3).

В рамках решения задач исследования нами также был выполнен анализ документации учреждений высшего образования в сфере организации и проведения внутреннего контроля. Обобщив их опыт, представим возможные направления совершенствования внутреннего контроля внеучебной работы в КузГТУ в целях повышения ее эффективности.

Во-первых, оформление плана мероприятий по осуществлению организации внутреннего контроля в виде дорожной карты (по примеру Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств), позволит установить наименования и сроки проведения мероприятия, а также определяет ожидаемый результат и конкретные индикаторы, позволяющие максимально точно и документально подкреплено осуществить все мероприятия. Ниже представлен проектный вид дорожной карты, которая была разработана для управления внеучеб-ной работы КузГТУ (табл. 4).

Во-вторых, контроль проведения процедур контроля в каждом структурном подразделении вуза и в частности, в отделе внеучебной работы. Так,

в Томском государственном университете в отношении внутреннего контроля существует следующая практика: по результатам проведения контроля на имя ректора направляются служебные записки, где подразделение описывает проведенные мероприятия, перечень действий по устранению выявленных нарушений, а также предлагает рекомендации по недопущению данных ошибок в будущем. Такой формат является очень удобным: ректор знакомится уже с итогами проверок, ему не нужно анализировать весь отчет. Все замечания и меры по устранению также приведены в записке, что впоследствии позволит проконтролировать исполнение рекомендаций для увеличения эффективности деятельности работы подразделения.

Так, служба внутреннего контроля и аудита в Северо-Восточном федеральном университете имени М. К. Аммосова работает следующим образом. Составляется календарная матрица работы службы, включающая помесячный график с указанием конкретных действий и ответственных лиц. Служба выполняет контроль всех структурных подразделений в следующем порядке: ознакомление работников структурного подразделения с основными локальными нормативными актами; проведение ревизии по согласованию с начальником подразделения; предоставление информации ректору в виде отчета с указанием нарушений; осуществление непосредственного контроля за оперативным устранением нарушений в целях недопущения подобных случаев в будущем; взаимодействие с внешними органами контроля по спорным вопросам и уточнению компетенции; информационное обслуживание и консультирование структурных подразделений по вопросам сферы деятельности службы.

Положительный опыт проведения проверок накоплен в Санкт-Петербургском государственном уни-

Таблица 4

Проект дорожной карты для организации внутреннего контроля управления внеучебной работы КузГТУ

Наименование мероприятия Ожидаемый результат Индикаторы Ответственные лица

Назначение ответственных лиц за внедрение системы внутреннего контроля Ответственные лица назначены официальным приказом, в должностную инструкцию внесены соответствующие обязанности Подписан приказ ректора о назначении. Дополнены должностные инструкции Начальник управления, проректор по общим вопросам

Разработка проектов локальных нормативных актов по внедрению системы внутреннего контроля Разработаны методические указания по проведению внутреннего контроля в управлении, внесены необходимые изменения в положение о внутреннем контроле КузГТУ, составлен план контрольных мероприятий на очередной год, составлен перечень контрольных процедур Разработанные документы переданы на согласование Начальник управления, начальник службы менеджмента качества, начальник отдела внутреннего аудита

Согласование и утверждение локальных нормативных актов по внедрению системы внутреннего контроля Переданные на согласование документы согласованы Локальные нормативные акты утверждаются приказом ректора Проректор по общим вопросам,начальник службы менеджмента качества

Проведение проверок и иных контрольных процедур Проведение контрольных процедур в управлении внеучебной работы Выполнение всего перечня процедур, документальное оформление Начальник управления внеучебной работы

Составление отчета о реализации плана внутреннего контроля отдела внеучебной работы Письменный отчет передается на согласование и ознакомление в службу внутреннего аудита, затем проректору по общим вопросам и ректору Отчет утверждается ректором Начальник управления внеучебной работы

Составление отчета об исполнении дорожной карты Письменный отчет передается на согласование и ознакомление Отчет утверждается службой внутреннего аудита и публикуется на сайте вуза Начальник управления внеучебной работы,начальник службы внутреннего аудита

Размещение на сайте вуза всех локальных нормативных актов по внедрению и реализации системы внутреннего контроля внеучебной работы Размещение документов на сайте Появление документов в разделе КузГТУ «Документы» Начальник центра информационных технологий

верситете, где контрольно-ревизионный орган проводит внезапные проверки структурных подразделений по определенным темам. В приказе о проведении указывается состав комиссии, председателем которой является руководитель контрольно-ревизионного органа, сроки проведения и тема проверки. Таким образом, контроль можно проводить по различным тематикам, устраняя нарушения в определенной области. Данная методика полезна для образовательных организаций в части проверок Рособрнадзора и Минобрнауки: оперативное выявление и устранение ошибок в процессе самоконтроля позволит избежать неприятностей при проведении вышеупомянутыми органами аккредитации, во время которой они могут устраивать выборочный контроль определенных элементов работы вуза.

Заключение

Развитие внеучебной работы в образовательной организации является важной ступенью в развитии вуза. Внеучебная работа формирует социальный капитал человека, развивая его индивидуальные особенности, навыки и потенциал. Внутренний контроль вне-учебной работы должен быть неотъемлемой частью внутреннего контроля деятельности образовательной организации в целом, так как реализация множества процессов была бы невозможна без успешных результатов деятельности отделов/управлений внеучебной работы в организациях высшего образования.

От степени эффективности подразделения вне-учебной работы зависит эффективность функционирования вуза. В рамках темы исследования рассмотрены основные мероприятия по совершенство-

ванию системы внутреннего контроля внеучебной работы образовательного учреждения высшего образования, которые при внедрении будут способствовать повышению эффективности элементов системы, разработаны проекты отдельных мероприятий и проведены исследования использования в деятельности сотрудников управления. Использование опыта других образовательных организаций в данной сфере, обмен информацией и методиками работы позволят не только улучшить применение элементов системы внутреннего контроля, но и наладить коммуникации межу образовательными организациями в процессе обмена сведениями в различных форматах.

Литература

1. Ледовская Д. С. Исследование творческой деятельности студентов во внеучебной работе в вузе // Молодой ученый. 2018. № 16 (202). С. 270-272.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Селеменева Т. А. О направлениях внеучебной работы со студентами академии гуманитарного образования // Академический журнал. 2008. № 6. С. 59-68.

3. Войнова Н. А. Внеучебная работа в вузе как механизм формирования гражданского общества // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2018. Т. 1. С. 251-259.

4. Орлова О. Е. Проблема организации внутреннего контроля // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2012. № 6. С. 25-29.

5. Парамонова Л. Типология и модели организации внутреннего контроля экономического субъекта // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2012. № 2. С. 362-365.

6. Нгуен Тхи Ха Ми. Организация внутреннего контроля в условиях дистанционной работы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 8 (104). С. 73-79.

7. Тюленева Т. А. Опыт Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета в содействии трудоустройству выпускников // Новый взгляд на систему образования [Электронный ресурс] : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Прокопьевск, 2019. URL: http://science. kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/nv/newview/pages/ Articles/043.pdf.

8. Барашов Э. А. Совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд // Инновации и инвестиции. 2015. № 11. С. 29-31.

9. Тюленева Т. А. Опыт организации и проведения производственной практики в вузе в период действия особого режима с использованием дистанционных образовательных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2020. № 1 (77). С. 47-53.

10. Концепция кадровой политики ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» от 26.02.2013.

11. Положение об управлении внеучебной работы КузГТУ Ип 01/4-01 от 09.08.2017.

12. Смирнов В. А. Внеучебная работа в вузе: некоторые проблемы и возможные пути развития // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 11. С. 17-23.

13. Лавров И. М. Современные подходы к оценке эффективности работы подразделений внутреннего контроля и аудита //

ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 2. С. 66-73.

14. Development and structure of professional competences in the conditions of continuing economic education / M. G Sergeeva., A. K. Oreshkina, A. M. Yastremsky et al. // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 8, № 12. P. 785-789.

15. Нормативная модель автоматизации учета внеучебной работы преподавателей / Т. М. Геращенкова, К. И. Домогат-ский, А. О. Маркелов, В. Д. Швыгова // Эргодизайн. 2019. № 4 (6). С. 179-185.

References

1. Ledovskaya D. S. Issledovanie tvorcheskojdeyatel'nosti studentov vo vneuchebnoj rabote v vuze [Research of creative activity of students in extracurricular work at the University]. Young Scientist, 2018, no. 16 (202), pp. 270-272. (In Russian).

2. Selemeneva T. A. O napravleniyah vneuchebnoj raboty so studentami akademii gumanitarnogo obrazovaniya [About the directions of extracurricular work with students of the Academy of Humanities]. Academic Journal, 2008, no. 6, pp. 59-68. (In Russian).

3. Voynova N. A. Vneuchebnaya rabota v vuze kak mekhanizm formirovaniya grazhdanskogo obshchestva [Extracurricular activities in the university as a mechanism for the formation of civil society]. Formation of the Humanitarian Environment in Higher Education: Innovative Educational Technologies. Competence Approach. 2018, vol. 1, pp. 251-259. (In Russian).

4. Orlova O. E. Problema organizacii vnutrennego kontrolya [The problem of organizing internal control]. Current Issues of Accounting and Taxation, 2012, no. 6, pp. 25-29. (In Russian).

5. Paramonova L. Tipologiya i modeli organizacii vnutrennego kontrolya ekonomicheskogo sub"ekta [Typology and models of organization of internal control of an economic entity]. RISK: Resources, Information, Supply, Competition, 2017, no. 2, pp. 362-365. (In Russian).

6. Nguyen Thi Ha Mi. Organizaciya vnutrennego kontrolya v usloviyah distancionnoj raboty [Organization of internal control in a remote work environment]. Economics and Management: Problems, Solutions, 2020, vol. 3, no. 8 (104), pp. 73-79. (In Russian).

7. Tyuleneva T. A. Opyt Kazahskogo gumanitarno-yuridicheskogo innovacionnogo universiteta v sodejstvii trudoustrojstvu vypusknikov [Experience of the Kazakh humanitarian and legal innovation University in promoting employment of graduates]. A new look at the education system. Collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. Prokopyevsk, 2019. Available at: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/ Conference/nv/newview/pages/Articles/043.pdf. (In Russian).

8. Barashov E. A. Sovershenstvovanie mekhanizmov vnutrennego gosu-darstvennogo finansovogo kontrolya v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh nuzhd [Improvement of internal state financial control mechanisms in the sphere of procurement of goods, works, and services to meet state needs]. Innovation and Investment, 2015, no. 11, pp. 29-31. (In Russian).

9. Tyuleneva T. A. Opyt organizacii i provedeniya proizvodstvennoj praktiki v vuze v period dejstviya osobogo rezhima s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij [Experience in organizing and conducting practical training at the university during the period of special regime with the use of remote educational technologies]. Open and Distance Education, 2020, no. 1 (77), pp. 47-53. (In Russian).

10. Koncepciya kadrovoj politiki FGBOU VO «Kuzbasskij gosudarst-vennyj tekhnicheskijuniversitet imeni T.F. Gorbacheva» ot 26.02.2013 [The concept of personnel policy of T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University from 26.02.2013]. (In Russian).

11. Polozhenie ob upravlenii vneuchebnoj raboty KuzGTU Ip 01/4-01 ot 09.08.2017 [Regulations on the management of extracurricular

work of Kuzbass State Technical University Ip 01/4-01 of 09.08.2017]. (In Russian).

12. Smirnov V. A. Vneuchebnaya rabota v vuze: nekotorye problemy i vozmozhnye puti razvitiya [Extracurricular work in higher education: some problems and possible ways of development]. Alma Mater (Higher School Herald), 2014, no. 11, pp. 17-23. (In Russian).

13. Lavrov I. M. Sovremennye podhody k ocenke effektivnosti raboty podrazdelenij vnutrennego kontrolya i audita [Modern approaches to an assessment of overall performance of divisions of internal control and audit]. ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2016, no. 2, pp. 66-73. (In Russian)

14. Sergeeva M. G., Oreshkina A. K., Yastremsky A. M., Kulinchenko A. V., Petrova L. A. Development and structure of professional competences in the conditions of continuing economic education. International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering, 2019, vol. 8, no. 12, pp. 785-789. (In English).

15. Gerashchenkova T. M., Domogatsky K. I., Markelov A. O., Shvygova V. D. Normativnaya model' avtomatizacii uchyota vneuchebnojraboty prepodavatelej[Normative model of accounting's automation of teachers' extracurricular work]. Ergodesign, 2019, no. 4 (6), pp. 179-185. (In Russian).

УДК/UDC 378.146 Н. В. Тунёва, А. А. Ресенчук

N. Tunyova, A. Resenchuk

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ORGANIZING AND CONDUCTING MIDTERM ASSESSMENT DURING DISTANT LEARNING

Введение. В статье представлено исследование по проблеме поиска методов и приемов организации и проведения промежуточной аттестации обучающихся в дистанционном формате в условиях цифровой трансформации образования и распространения COVID-19. Цель статьи - проанализировать возможные решения, использованные при организации промежуточной аттестации зарубежными и российскими университетами, а также поделиться опытом Кемеровского государственного университета (КемГУ).

Методология. Исследование проводится на основе сбора и анализа научной литературы, классификации стратегий проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена) в России и за рубежом в 2020 г. путем наблюдения за аттестацией и последующего анкетирования обучающихся.

Результаты заключаются в успешном прохождении промежуточной аттестации по иностранному языку (английский) большинством студентов Института экономики и управления в Кемеровском государственном университете (КемГУ) в весеннем семестре 2020 г.

Аттестация проводилась в три этапа: подготовка к зачету (экзамену), проведение зачета (экзамена), подведение итогов. Представлены результаты анкетирования студентов об их отношении к процедуре промежуточной аттестации, ее положительным и отрицательным сторонам.

Заключение. Авторами отмечается, что опыт проведения онлайн-экзаменов в России и мире накоплен. Эта практика будет развиваться. Могут возникнуть альтернативные решения, другие формы оценки знаний: оценка проектной деятельности, накопительный итог к концу семестра. Возможность информационных систем вуза собирать и использовать информацию о цифровом следе студентов позволит поставить оценку за курс накопительным итогом.

Introduction. The article presents a study on the issue of finding methods and techniques to organize and conduct midterm assessment of students in a distant learning format due to digital transformation of education and COVID-19 spread. The aim of the article is analyzing possible solutions to organize summative assessment by foreign and Russian Universities and sharing experience of Kemerovo State University (KemSU).

Methodology. The study was conducted on the basis of scientific data collection and analysis, classification strategies for conducting midterm assessment (test, exam) in Russian and foreign Universities in 2020, observation of summative assessment progress and subsequent students' survey.

Results are in successful midterm assessment in a foreign language (English) by the majority of students of the Institute of Economics and Management at KemSU in the spring semester of 2020. The midterm assessment was car-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.