2. http://www.advertopedia.ru/index/show-article?id=68 (open advertising encyclopedia, accessed 10.01.2022).
3. Markina V.Yu., Tatikyan N.L. Strategy for increasing sales of the umbrella brand // Business. Society. Power. No. 4 (38). P. 94-106.
4. Gukasyan N.Yu. Umbrella brand: advantages and disadvantages // Brand Management. 2019. No. 3. P. 218-224.
5. Lekareva Yu.S. Problems of personnel "hunger" in the field of advertising // In the collection: Actual problems of economic activity and education in modern conditions. collection of scientific papers of the Twelfth International Scientific and Practical Conference dedicated to the 110th anniversary of Plekhanov Russian University of Economics. Orenburg branch of Plekhanov Russian University of Economics. 2017. P. 112-117.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-174-179
В.И. Лукащук - д.соц.н, профессор кафедры государственного и корпоративного управления, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально -информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), [email protected],
V.I. Lukashchuk - Doctor of Sociology, Professor of the Department of Public and Corporate Governance, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT (Krasnodar);
ГА. Багян - магистрант 1-го курса, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар), [email protected],
G.A. Bagyan - 1st year master's student, NAN CHOU VO Academy of marketing and social and information technologies-IMSIT (Krasnodar).
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Аннотация. Статья посвящена проблемам, связанным с низкой эффективностью государственного управления в условиях его цифровой трансформации. Показана важность их формирования в контексте электронного правительства не только России, но и других стран мира. Это предполагает создание новой модели образования специалистов сферы государственного управления, ориентированной на широкое использование образовательных инноваций, привлечение в познавательный процесс информационно-коммуникационных и дистанционных технологий, внедрение онлайн образования и концепции «образование в течение жизни» для непрерывного профессионального саморазвития и дальнейшего карьерного роста государственных служащих.
Abstract. The article is devoted to the analysis of the problems associated with the low efficiency of public administration in the conditions of its digital transformation. The importance of their formation in the context of e-government is shown not only in Russia, but also in other countries of the world. This involves the creation of a new model of education for specialists in the field of public administration, focused on the widespread use of educational innovations, the involvement of information and communication and distance technologies in the cognitive process, the introduction of online education and the concept of «education throughout life» for continuous professional self-development and further career growth of civil servants.
Ключевые слова: государственное управление, эффективность государственного управления, информация, цифровая трансформация, цифровые компетенции, государственные служащие.
Keywords: public administration, public administration efficiency, information, digital transformation, digital competencies, civil servants.
Наличие эффективных механизмов государственного управления предполагает целенаправленное, скоординированное и рациональное управление социальными и экономиче-
скими процессами в стране, оптимальный уровень организационно-управленческого влияния на развитие всех сфер жизни государства, устойчивую поддержку действий органов государственной власти со стороны различных слоев население. Основной целью государственного управления является создание благоприятных условий для экономического развития и дальнейшего экономического роста в нашей стране, достижение социальной стабильности, повышения уровня глобальной конкурентоспособности России. Очевидно, что достичь такого развития как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях невозможно без применения научно обоснованных и эффективных механизмов государственного управления. Система государственного управления должна базироваться на функционировании механизма, предусматривающего определение главных методов, рычагов, инструментов, нормативного и информационного обеспечения государственного управления, поэтому анализ возможностей усовершенствования основных составных частей государственного управления, которые бы обеспечивали бесперебойную работу всего аппарата государственного управления, является актуальной задачей. Современный этап развития общества характеризуется всесторонним и массовым внедрением во все сферы жизни средств информационных технологий, ориентированных на сбор, обработку, хранение, передачу и распространение информации. Информация как главный атрибут современного общества становится важнейшим стратегическим ресурсом, а технологии работы с информацией - сильным конкурентным преимуществом, драйвером системы государственного управления в условиях обеспечения информационного взаимодействия граждан, бизнеса и государственных структур. Переход многих ключевых функций в информационное пространство открывает новые возможности повышения качества государственного управления. Тем не менее, на практике многие из нас сталкиваются с проблемой низкой эффективности государственного управления в условиях его цифровой трансформации.
Целью данной статьи является анализ основных проблем, связанных с низкой эффективностью государственного управления в условиях его цифровой трансформации, и возможные способы их решения.
Сущность государственного управления основана на его особой социальной функции, которая непосредственно направлена на оптимизацию процессов развития в интересах всего общества путем согласования различных требований, потребностей и форм деятельности, где государственный аппарат выступает в качестве эффективного механизма реализации политики государственной власти через систему административных институтов. Ранее нами обсуждались вопросы неэффективной организации системы государственного управления и было показано, что «система государственного управления должна быть гибкой и способной реагировать на любые вызовы современности» [3].
Однако эта проблема характерна не только для нашей страны и многие ученые пытаются найти пути ее решения. Американские исследователи Р. Акофф и М. Сасиени наиболее целесообразный способ повышения эффективности управления в целом, в том числе и государственного, видят в изучении того, как фактически функционирует система. С этой целью ученые предлагают провести ее анализ, «который аналогичен осмотру пациента врачом после предварительной беседы о симптомах заболевания. Очевидно, что направление и методы дальнейших поисков в значительной мере определяются информацией, почерпнутой из первоначальных расспросов, когда стараются выяснить симптомы и цели» [1].
Безусловно, в современном мире формирование, хранение, передача, анализ, использование информации стало основой управления. Поэтому ряд российских авторов затрагивают проблему недостаточности или избытка недостоверной информации, поступающей в органы управления, принимающих решения [7-9]. По мнению Ю. Тихомирова, накопление неиспользованной, а также дефицит достоверной информации приводит к принятию неэффективных управленческих решений [8]. Созвучны с данными положениями выводы А. С. Соколовой, которая считает, что основу государственного управления составляет информация, собранная и систематизированная в пригодную для использования форму, и ис-
пользование которой необходимо для формирования и реализации государственных управляющих влияний [7].
В чрезвычайных ситуациях должностные лица органов государственного управления вынуждены действовать в условиях частичной неопределенности информации и высокой динамики изменений в происходящих процессах. В таких условиях, по мнению Г. Атаманчу-ка [2], следует стремиться к получению как можно большего объема достоверной первичной информации, собранной на начальном этапе реагирования на чрезвычайную ситуацию. Только в таком случае решения и действия будут более точными и адекватными ситуации. Автор выделяет основные требования к управленческой информации, обеспечивающие результативность управленческих решений: актуальность, достоверность, полнота, достаточность, качество, доступность, согласованность, системность. При этом он отмечает, что полнота информации обеспечивает как анализ и оценку обстановки, так и последующее принятие обоснованного управленческого решения, а ее качество должно быть отражено в решении в виде механизма перевода управленческой ситуации из одного состояния в другое, что обеспечивает ее понятность как для тех, кто принимает решения, так и для непосредственных исполнителей этих решений.
Сбор, обработка и систематизация необходимой для принятия управленческого решения информации напрямую зависит от уровня современных цифровых компетенций и профессиональной квалификации государственных служащих. Т. А. Головина предлагает под цифровой компетентностью «понимать динамичное сочетание знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, культуры и других личностных качеств в сфере информационно-коммуникационных и цифровых технологий, которые определяют способность личности успешно социализироваться, проводить профессиональную и/или дальнейшую образовательную деятельность с использованием данных технологий» [5].
Понимая важность формирования необходимых компетенций в контексте электронного правительства, С. Ганиус с соавторами проанализировали фундаментальные концепции электронного правительства, лежащие в основе учебных программ по государственному управлению в Германии, и пришли к выводу, что тема электронного правительства все еще только постепенно входит в систему государственного управления и управленческого образования. Некоторые учебные программы вообще игнорируют эту тему, в то время как другие просто рассматривают ее как дополнительный побочный вопрос. Авторы подчеркивают, что не каждый, кто работает в правительстве, обязательно должен быть экспертом в области электронного правительства, и эта тема непременно должна быть в центре каждой учебной программы. Но каждая роль в контексте электронного правительства требует сочетания цифровых компетенций в зависимости от задач, поставленных перед каждой ролью. Авторы выделили пять категорий компетенций, которыми должны обладать государственные служащие в цифровую эпоху: технические, социально-технические, организационные, управленческие и политико-административные компетенции [10].
Для определения конкретных компетенций, необходимых для успешной реализации правительственных инициатив и, следовательно, подлежащих включению в подготовку будущих специалистов, был проведен веб -опрос, в котором приняли участие почти 700 респондентов из европейских заинтересованных сторон, нанимающих выпускников университетов для работы в проектах электронного правительства, который показал, что существует острая потребность в специалистах с социально-техническими, организационными и управленческими компетенциями [11]. Поспешное внедрение электронного правительства в сочетании с отсутствием понимания ИТ и ИТ-навыков в системе государственного управления приводят к провалу многих важных проектов. Авторы статьи [ 11] подчеркивают, что несмотря на это, по-прежнему отсутствует обсуждение компетенций, необходимых современному государственному служащему. Результаты данного социологического исследования показывают, что необходимо глубокое понимание предоставления государственных услуг и информационно-коммуникационных технологий в сочетании со знаниями об организацион-
ных процессах и политических контекстах, связанных с управленческими компетенциями.
Одна из ключевых рекомендаций по усилению электронного правительства, разработанных организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), заключается в направленности на развитии цифровых и связанных с этим навыков в системе государственного управления, создании профилей и карьерных путей, основанных на прогнозируемых потребностях, и предоставлении программ для подготовки и переподготовки государственных служащих [12]. Это означает, что правительства должны инвестировать в создание необходимой среды для государственных секторов, которые могут эффективно работать в эпоху цифровых технологий. Это предполагает поддержку профессионализации цифровых карьерных путей в государственных секторах и развитие передовой культуры государственной службы, которая использует цифровые технологии для взаимодействия с населением и делает удовлетворение потребностей последних центром своей деятельности. Для этого необходимы специальные структуры, способствующие осознанию возможностей и преимуществ цифровых технологий, а также корректному использованию данных, оснащению государственных служащих необходимыми навыками. Если цифровая трансформация государственного сектора приведет к успешной модели предоставления услуг, ориентированной на потребителей, тогда оно будет ассоциироваться с расширением полномочий на государственной службе, новым обогащенным мышлением и возможностями и, прежде всего, адекватным руководством и цифровыми навыками.
Практика многих развитых стран доказывает, что рекомендации, разработанные ОЭСР, не остаются в теоретической плоскости. Например, в Канаде бывший председатель правления казначейства и министр цифрового правительства Скотт Брисон объявил о создании цифровой академии для федерального правительства. Канадская служба цифровых услуг сотрудничает с университетом Далхаузи для проведения анализа потребностей в обучении цифровым технологиям федеральную государственную службу.
На необходимость развития цифровых компетенций государственных служащих указывают и российские исследователи. В частности авторский коллектив во главе с А. Васильевой, исследуя развитие цифровых компетенций государственных служащих, пришли к выводу о том, что система государственного управления не готова к переходу на инновационное управление человеческим капиталом, проявляет инертность и недооценку важности цифровых компетенций [4]. Авторами показано, что «до сих пор российские госслужащие на первые места по приоритету ставят такие компетенции, как нацеленность на результат, дисциплинированность, навыки организации собственного времени, стрессоустой-чивость, а на последние места - адаптивность, готовность к переменам, креативность, инициативу, навыки применения нововведений и инноваций» [4].
Таким образом, проведенный анализ показывает, что современная система государственного управления не может эффективно работать без повышения уровня цифровых компетенций государственных служащих, что предполагает создание новой модели образования специалистов сферы государственного управления, ориентированной на широкое использование образовательных инноваций, привлечение в познавательный процесс информационно-коммуникационных и дистанционных технологий, внедрение онлайн образования и концепции «образование в течение жизни» для непрерывного профессионального саморазвития и дальнейшего карьерного роста государственных служащих.
Источники:
1. Акофф Р., Сасиени М. Основы исследования операций: моногр. / Пер. с англ. - URL: https ://systems -analysis .ru/assets/operation-res earch_akoff_sasieni. pdf.
2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Учебник. - М.: Омега-Л., 2014. - 525 с.
3. Багян Г.А, Лукащук В.И. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации // Modern Science. - 2020. - № 5-1. - С. 450-454.
4. Васильева Е. В., Пуляева В. Н., Юдина В. А Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации // Бизнес-информатика. -2018. - .№ 4 (46).
- С. 28-42.
5. Головина Т. А Цифровые компетенции государственных гражданских служащих для повышения эффективности трудовой деятельности в органах государственной власти // Современный молодежный рынок труда: тренды, вызовы и перспективы развития. Сборник научных статей Научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. - С. 49-54.
6. Кондракова С. М., Салаева А Р. Реформирование государственного управления в Российской Федерации: проблемы, промежуточные итоги и перспективы развития // Революция и современность. Материалы научно-практической конференции. - Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2017. - С. 301-304.
7. Соколова А С. Государственное управление развитием экономики современной России: Проблемы и перспективы // Наука и молодежь: проблемы, поиски, решения. Труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2019. - С. 86-90.
8. Тихомиров Ю. А Административное право и процесс. Полный курс. - М. : Изд. Тихомирова, 2005. - 697 с.
9. Усов Д.Н Проблемы государственного управления в современной России // Информационное общество: проблемы правовых, экономических и социально-гуманитарных наук. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. 2021. С. 108-109.
10.Hunnius S., Paulowitsch B., Schuppan T. Does E-government Education Meet Competency Requirements? An Analysis of the German University System from International Perspective // 48th Hawaii International Conference on System Sciences. - NJ, 2015. - P. 2116-2123).
11.Ogonek N., Gorbacheva E., Rackers M., Becker J., Krimmer R., Broucker B., Crompvoets J. Towards Efficient EGovernment: Identifying Important Competencies for EGovernment in European Public Administrations // Electronic government and electronic participation: Joint proceedings of ongoing research., PhD papers, posters and workshops of IFIP EGOV and ePart 2016, Innovation and the public sector. - Press, Amsterdam, Berlin, Washing: IOS Press, 2016. - Р. 155-162. -Doi:10.3233/978-1-61499-670-5-155
12.Strengthening digital government // OECD Home. Latest Documents. - 2019. - URL: https ://www. oec d. org/ gov/digital-government/ References:
1. Akoff R., Sasieni M. Fundamentals of operations research: monogr. / Trans. from English -URL: https://systems-analysis.ru/assets/operation-research_akoff_sasieni.pdf.
2. Atamanchuk G. V. Theory of public administration. Textbook. - M.: Omega-L., 2014- - 525 p.
3. Bagyan G.A, Lukashchuk V.I. Ways of solving actual problems of public administration in the Russian Federation // Modern science. - 2020. - No. 5-1. - pp. 450-454.
4. Vasilyeva E. V., Pulyaeva V. N., Yudina V. A Development of digital competencies of state civil servants of the Russian Federation // Business Informatics. -2018. - № 4 (46). - Pp. 28-42.
5. Golovina T. A Digital competencies of state civil servants for improving the efficiency of labor activity in public authorities // Modern youth labor market: trends, challenges and prospects for development. Collection of scientific articles of the Scientific and practical Conference. - Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, 2021. - pp. 49-54.
6. Kondrakova S. M., Salaeva A R. Reforming public administration in the Russian Federation: problems, interim results and development prospects // Revolution and modernity. Materials of the scientific and practical conference. - Vladimir: Vladimir branch of RANEPA, 2017. - pp. 301-304.
7. Sokolova A S. State management of the development of the economy of modern Russia: Problems and prospects // Science and youth: problems, searches, solutions. Proceedings of the All-Russian Scientific Conference of Students, postgraduates and Young Scientists. Novokuznetsk: Siberian State Industrial University, 2019. - pp. 86-90.
8. Tikhomirov Yu. A Administrative law and process. Full course. - M. : Ed. Tikhomirova, 2005 - 697 p.
9. Usov D.N. Problems of public administration in modern Russia // Information society: problems of legal, economic and socio-humanitarian sciences. Collection of materials of the VII International Scientific and Practical Conference of teachers, postgraduates and students. 2021. Pp. 108-109.
10.Hunnius S., Pavlovich B., Shuppan T. Does E-Public Education Meet The Competence Requirements? Analysis of the German university system from an international point of view // 48th Hawaii
International Conference on Systems Sciences. - New Jersey, 2015. - pp. 2116-2123).
11.Ogonek N., Gorbacheva E., Rekers M., Becker J., Krimmer R., Brooker B., Krompvoets J. On the way to effective e-government: Defining important competencies for e-government in European public administrations // E-government and e-participation: joint materials of current research., Doctoral papers, posters and seminars IFIP EGOV and EPART 2016, Innovations and the Public sector. -Press, Amsterdam, Berlin, Germany: IOS Press, 2016. - pp. 155-162. - Doi: 10.3233/978-1-61499670-5-155.
12.Strengthening Digital Government // OECD Home page. Recent documents. - 2019. - URL: https ://www. oec d. org/ gov/digital-government/
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-179-187
Л.Г. Матвеева - д.э.н, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, [email protected],
L.G. Matveeva - doctor of economic sciences, professor, Southern federal university, Rostov-on-Don,
Д.С. Гриднев - студент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, [email protected],
D.S. Gridnev - student, Southern federal university, Rostov-on-Don.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00050, https://rscf.ru/project/22-28-00050 в Южном федеральном университете.
The research was supported by a grant from the Russian Science Foundation № 22-28-00050, https://rscf.ru/project/22-28-00050 at Southern Federal University.
ПРИМЕНЕНИЕ АНСАМБЛЯ МЕТОДОВ ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКИ В АНАЛИЗЕ СТРАНОВЫХ РИСКОВ В УСЛОВИЯХ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
APPLICATION OF THE CIRCULAR ECONOMIC ENSEMBLE IN COUNTRY RISK ANALYSIS
IN NEO-INDUSTRIALIZATION
Аннотация. На современном этапе неоиндустриализации с ее степенью глобализации и интеграции страновые риски в данной сфере касаются всех экономических агентов, а скорость их распространения высока настолько, что регуляторы зачастую не могут уследить за развивающимися событиями. В этих условиях актуальность изучения рисков неоиндустриализации с использованием методов циркулярной экономики в страновом контексте как никогда высока. Во-первых, лучшее понимание их специфики позволяет регуляторам и риск-менеджерам подбирать эффективный инструментарий для управления риском в рамках критериев наиболее эффективного и безотходного использования ресурсов. Во-вторых, изучение странового риска в индустриальной области имеет серьезные теоретические перспективы, потому что он так или иначе связан с фундаментальными закономерностями развития общества, учитывая базовую сущность и роль индустрии в развитии национальной экономики. В данной статье учитывается также такое важное свойство данного вида риска, как его способность «переливаться» с одного уровня на другой, что отражает принцип циркулярности и «вложенности» стратегий индустриализации в мировом, страновом и региональном аспектах. В некотором смысле для этого вида риска несколько теряют в содержании привычные разделения государств мира («центр-периферия», развитые и развивающиеся страны, первый мир и второй мир, и так далее; а в границах государства - регионы, муниципальные образования, корпорации), ведь глобальные проблемы и структурные особенности мировой экономики не знают политико-географических границ.
Abstract. At the present stage of neo-industrialization, with its degree of globalization and integration, country risks in this area affect all economic agents, and the speed of their spread is so high that regulators often cannot follow developing events. In this context, the relevance of studying the risks of neo-industrialization using circular economy techniques in a country context is more urgent than ever. First, a better understanding of their specifics allows regulators and risk managers to select effective risk