Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЗОННЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЮЖНЫХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ Г. МАЙКОПА)'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЗОННЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЮЖНЫХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ Г. МАЙКОПА) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / Г. МАЙКОП / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / КУРОРТНЫЕ ЗОНЫ / АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Беданоков М.К., Гукетлев Ю.Х., Ткачева Я.С., Гукетлев Э.Ю.

Статья посвящена рассмотрению проблем повышение эффективности сезонных перевозок пассажиров, особенно в городах курортных зон. Сделаны выводы о необходимости осуществления целого комплекса мер управления пассажирскими перевозками в южных городах, на примере г. Майкопа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Беданоков М.К., Гукетлев Ю.Х., Ткачева Я.С., Гукетлев Э.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFICIENCY OF SEASONAL PASSENGER TRANSPORTATION IN SOUTHERN CITIES (BY THE EXAMPLE OF THE CITY OF MAYKOP)

The article is devoted to the problems of increasing the efficiency of seasonal transportation of passengers, especially in the cities of resort areas. Conclusions are drawn about the need to implement a whole range of measures to manage seasonal passenger traffic in the cities of resort areas, using the example of the city of Maikop.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЗОННЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЮЖНЫХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ Г. МАЙКОПА)»

УДК338.47

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЗОННЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ЮЖНЫХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ Г. МАЙКОПА)

Беданоков М.К. - д. э. н, проф., декан инженерного факультета ФГБОУВО «МГТУ», г. Майкоп, РФ

guketlevuh@mail .ru https://orcid.org/0000-0002-8013-3246 Гукетлев Ю. Х. - д. э. н, профессор кафедры автомобильного транспортаФГБОУВО «МГТУ», г. Майкоп, РФ

guketlevuh@mail .ru https://orcid.org/0000-0002-9823-3595 Ткачева Я. С. - зав. кафедрой автомобильного транспорта, доцент, канд. эконд. наукФГБОУ ВО

«МГТУ», г. Майкоп, РФ tkachev4@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-5258-611X Гукетлев Э. Ю. - ст. преподаватель кафедры автомобильного транспортаФГБОУ ВО «МГТУ», г. Майкоп, РФ guketlevuh@mail .ru https://orcid.org/0000-0002-2255-6734

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблем повышение эффективности сезонных перевозок пассажиров, особенно в городах курортных зон. Сделаны выводы о необходимости осуществления целого комплекса мер управления пассажирскими перевозками в южных городах, на примере г. Майкопа.

Ключевые слова: пассажирские перевозки, г. Майкоп, транспорт, транспортная система, курортные зоны, алгоритм.

INCREASING THE EFFICIENCY OF SEASONAL PASSENGER TRANSPORTATION IN SOUTHERN CITIES (BY THE EXAMPLE OF

THE CITY OF MAYKOP) Bedanokov M. K. - Ph.D. Prof., Dean of Engineering

Faculty of FSBEI HE "MSTU", Maikop, Russian Federation guketlevuh@mail .ru https://orcid.org/0000-0002-8013-3246 Guketlev Yu. Kh. - Doctor of Economics n, professor of the department

road transport FGBOU VO "MSTU", Maikop, Russian Federation

guketlevuh@mail .ru https://orcid.org/ 0000-0002-9823-3595 Tkacheva Y. S. - head. Department of Automotive Transport, Associate Professor, Ph.D. econom. Sciences FGBOU HE

MSTU", Maikop, Russian Federation tkachev4@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-5258-611X Guketlev E. Yu. - Art. department teacher road transport FGBOU HE MSTU", Maikop, Russian Federation guketlevuh@mail .ru https://orcid.org/ 0000-0002-2255-6734

Annotation: The article is devoted to the problems of increasing the efficiency of seasonal transportation of passengers, especially in the cities of resort areas. Conclusions are drawn about the need to implement a whole range of measures to manage seasonal passenger traffic in the cities of resort areas, using the example of the city of Maikop.

Key words: passenger traffic, Maikop, transport, transport system, resort areas, algorithm.

Повышение эффективности сезонных перевозок пассажиров, особенно в городах курортных зон, является ключевым фактором их совершенствования. Наиболее важным звеном в социально-экономической системе города, является пассажирский транспорт. При качественной организации его работы обеспечивается высокая степень мобильности отдыхающих в курортных городах, снижается физическая и психологическая нагрузка на отдыхающих в процессе их передвижения.

Повышение эффективности и качества работы маршрутного пассажирского транспорта в южных городах является сложной и многофакторной задачей для поиска компромиссного решения между следующими, факторами [3]:

- соблюдение норм высокого качества и эффективности транспортного обслуживания отдыхающих;

- сокращение времени передвижения пассажиров на маршрутном транспорте;

- повышение эффективности работы маршрутного транспорта на маршрутах без снижения качества обслуживания пассажиров;

- снижение загруженности улично-дорожной сети города за счет рационального использования существующего пассажирского транспорта;

- четкое соблюдение норм и правил безопасности движения организации перевозок пассажиров.

Представленные рекомендации для улучшения в работе системы управления призваны обеспечить: оптимизацию использования улично-

дорожной сети; снижение задержек транспорта на маршруте; повышение скорости сообщения и уровня безопасности движения; улучшение экологической безопасности и качества оперативного управления движением. Всего этого нельзя достичь без эффективного развития маршрутной сети и существенного улучшения организации дорожного движения.

Ключевым фактором в обеспечении сезонного транспортного обслуживания в зонах курорта является формирование оперативного единого центра управления - организатора перевозок [2], владеющего правами оптимизации маршрутной сети, создания конкурсной системы отбора перевозчиков, для работы на маршрутной сети, управления и контроля за деятельностью транспортного процесса.

В процессе формирования маршрутной сети и организации движения подвижного состава необходимо добиваться наиболее возможного максимального уровня транспортного обслуживания с наилучшими параметрами работы. При этом очень важно правильно определить и выбрать оптимальный состав транспорта. Главными параметрами при выборе транспорта являются: объёмы перевозок пассажиров; длина поездки; себестоимость перевозок; объёмы капиталовложений. При выборе наибольшее предпочтение необходимо отдавать такому типу транспорта, у которого провозная способность соответствует данному объёму перевозок.

Результаты проведённого анализа воздействия основных показателей по затратам времени передвижения и по производительности транспортных средств приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Исходные показатели для расчета транспортной сети в г. Майкопе

Наименование показателя Обозначения Предельные значения Фактические значения

Число жителей города, тыс. жит. N - 144

Плотность населения, тыс.жит./км2 дн 1,3< дн <9 2,5

Линейная плотность маршрутной сети, км/км2 дл 1<дл<3,5 2,34

Время суточных передвижений, мин tпас 38<ГпаС<42 40

Средняя дальность поездки, км/жит.сут. ^^ср 4,34 4,34

Значение коэффициента пересадочности Кп - 1,33

Значение маршрутного коэффициента Кт - 2,58

В ходе анализа были определены следующие принципы оптимизации транспортной системы (рисунок 1 [1):

Рисунок 1 - Блок-схема оптимизации транспортной системы

в южных городах

На деятельность транспорта значительное влияние оказывает состояние маршрутной сети и ее соответствие установленным нормам. При создании маршрутной сети прорабатывается ряд важных задач, представленных на рисунке 2.

Анализ состояния УДС и архитектурно-планировочной схемы города Майкопа выявил, что существующая маршрутная сеть города нуждается в совершенствовании. Существующая сема выстроена так, что не достаточно полно обеспечивает обслуживание транспортом всех основных объектов притяжения как в самом городе, так и в пригороде.

Рисунок 2 - Схема проектирования оптимальной маршрутной сети

в городе

Совершенствование транспортной сети в южных городах возможно при реконструкции отдельных участков УДС, расположенных в зонах застройки.

Состояние маршрутной транспортной сети города существенно влияет на скорость движения транспорта, что является определяющим фактором качества обслуживания населения. Уровень организации перевозочного процесса определяется также такими параметрами, как наполняемость транспорта, суммарные затраты времени на передвижение пассажиров и регулярность движения маршрутного транспорта.

Очень важно иметь рациональное соотношение при организации совместной работы транспорта большой и малой вместимости в межпиковое время, когда снижается эффективность использования автобусов большой вместимости.

Например, совместная работа транспорта большой и малой вместимости в вечернее время по маршруту №6 с применением автобусов марки Не-фаз - 5299-32 вместимостью 112 пассажиров и марки Хюндай НО вместимостью 35 пассажиров.

С учетом обеспечения соответствующего уровня эффективности при минимально возможном числе автобусов большой вместимости на маршруте в вечернее время исходя из существующего пассажиропотока, заданного коэффициента наполнения ун можно рассчитать необходимое число автобусов малой вместимости для перевозки оставшегося числа пассажиров.

Эффективность совместной работы автобусов малой и большой вместимости в вечернее время определяется по формуле:

ДП = Пм - У (1)

где ДП - прирост прибыли в результате совместной работы автобусов, тыс. руб.; Пм,У - прибыль и убытки в работе автобусов большой и малой вместимости, соответственно, тыс. руб.

Проведение исследования подтверждают целесообразность использования автобусов малой вместимости при соотношении 2:5, когда на два автобуса большой вместимости НЕФАЗ - 5299-32 приходится пять автобусов малой вместимости Хюндай НО на маршруте №6 г. Майкопа.

Проблема выбора соотношения числа автобусов малой и большой вместимости в вечернее время, состоит в том, что при удовлетворении спроса пассажиров на передвижение в позднее время наступает ситуация, когда применение и автобусов малой вместимости становится неэффективным.

Данные исследования показывают, что четкое соответствие количества автобусов малой вместимости существующему спросу пассажиров получить весьма сложно. Это несоответствие можно исключить в летний период времени за счет дополнительного использования автобусов малой вместимости индивидуальных владельцев, что обеспечивает более полное удовлетворение спроса отдыхающих и жителей города и повышает экономическую эффективность оперативного управления движением автобусов на маршруте с учетом спроса на пассажирские перевозки.

Для этого необходимо обеспечить координацию управления транспортным процессом при непосредственном выполнении перевозок (рисунок 3). Обладая необходимой транспортной инфраструктурой и маршрутной сетью города, а также соответствующими правами, городская администрация несет прямую ответственность за качество организации транспортного обслуживания жителей. Администрация определяет транспортную модель на принципах конкурентности и постепенно формирует заданный уровень транспортной обеспеченности города в соответствии с едиными социальными нормами.

Предлагаемая схема основных направлений маршрутной сети города Майкопа представлена на рисунке 4.

Проведенные исследования и алгоритмы позволяют оптимизировать маршрутную сеть за счет использования наиболее эффективных маршрутов, определить необходимые типы подвижного состава, интервалы движения и рациональную загруженность улично-дорожной сети города.

По итогам проведенных исследований и представлен ряд мер, позволяющих достичь более гармоничного ситуационного соотношения между транспортным спросом населения и наиболее оптимальным режимом функционирования городского транспорта, что существенно повысит качество

Вестник Национального института бизнеса. Выпуск №2 (46)/2022 обслуживания населения и снизит затраты городского бюджета на содержа-

Рисунок 3 - Схема алгоритма управления сезонными пассажирскими перевозками в городах курортных зон

Рисунок 4 - Предлагаемая схема основных направлений маршрутной сети

города Майкопа

Список использованных источников

1. Тихомиров, Е. Ф. Методологические вопросы развития транспорта в условиях рыночной экономики. / Е. Ф. Тихомиров // Бюллетень транспортной информации. - 2010. - № 3. - С. 3-6.

2. Camén, C. Dominating factors contributing to the high(er) costs for public bus transport s in Sweden / C. Camén, H. Lidestam // Research in Transportation Eco-nomics. - 2016. - № 59. - С. 292-296.

3. Белокуров, В.П. Моделирование прогнозирования пассажирских перевозок в южных городах-курортах в летний период времени / В.П. Белокуров, С.В. Белокуров и др. // Материалы 6-й Межд. науч.-техн. конф. «Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств». Часть 1-я. -Пенза: ПГУАС. - 2010. - с. 176-179.

References

1. Tikhomirov, E. F. Metodologicheskie voprosy razvitiya transporta v usloviyakh rynochnoi ekonomiki. / E. F. Tikhomirov // Byulleten' transportnoi informatsii. - 2010. - № 3. - S. 3-6.

2. Camén, C. Dominating factors contributing to the high(er) costs for public bus transport s in Sweden / C. Camén, H. Lidestam // Research in Transportation Eco-nomics. - 2016. - № 59. - S. 292-296.

3. Belokurov, V.P. Modelirovanie prognozirovaniya passazhirskikh perevozok v yuzhnykh gorodakh-kurortakh v letnii period vremeni / V.P. Belokurov, S.V. Belokurov i dr. // Materialy 6-i Mezhd. nauch.-tekhn. konf. «Prob-lemy kachestva i ekspluatatsii avtotransportnykh sredstv». Chast' 1-ya. - Penza: PGUAS. - 2010. - s. 176-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.