Научная статья на тему 'Повышение эффективности реализации компетентностного подхода в подготовке высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей производства'

Повышение эффективности реализации компетентностного подхода в подготовке высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / КОНТРОЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / МАТРИЦА КОМПЕТЕНЦИЙ / КАЧЕСТВО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / COMPETENCE / UPDATING / CONTROL / CERTIFICATION / CURRICULUM / MATRIX OF COMPETENCES / THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев Олег Владимирович, Горячева Анастасия Анатольевна, Фомичева Ольга Анатольевна

Предложена структура взаимодействия образовательных учреждений (вузов), общественных организаций (объединений) работодателей, кадровых служб профильных предприятий, позволяющая эффективно решать вопросы актуализации компетенций, оценки сформированности компетенций у выпускников вузов и молодых специалистов, а также определять направления совершенствования учебного процесса. Рассмотрен формализованный алгоритм оценки сформированности компетенций у студентов на основании результатов экзаменов по дисциплинам, изучаемым в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горячев Олег Владимирович, Горячева Анастасия Анатольевна, Фомичева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE IMPLEMENTATION COMPETENCE APPROACH IN TRAINING HIGHLY SKILLED PERSONNEL FOR HIGH TECH INDUSTRIES

The structure of the interaction of educational institutions (universities), public organizations (associations) of employers, personnel departments of relevant enterprises to effectively solve the issues of mainstreaming competencies of an assessment of formation of competences of graduates and young professionals, as well as to determine the direction of improving the educational process. Considered a formalized algorithm of an assessment of formation of competences of students on the basis of the results of examinations on disciplines in the University.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности реализации компетентностного подхода в подготовке высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей производства»

The joint work of the Department and JSC "KBP" over the years has developed in many directions. In the article presents the experience of using publications JSC "KBP" in the educational process of the Department of ACS.

Key words: educational process, JSC "KBP", Department of "automatic control systems".

Chukanov Konstantin Pavlovich, candidate of technical sciences, professor, in-fo@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula state University

УДК 378.1

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА

О.В. Горячев, А. А. Горячева, О. А. Фомичева

Предложена структура взаимодействия образовательных учреждений (вузов), общественных организаций (объединений) работодателей, кадровых служб профильных предприятий, позволяющая эффективно решать вопросы актуализации компетенций, оценки сформированности компетенций у выпускников вузов и молодых специалистов, а также определять направления совершенствования учебного процесса. Рассмотрен формализованный алгоритм оценки сформированности компетенций у студентов на основании результатов экзаменов по дисциплинам, изучаемым в вузе.

Ключевые слова: компетенции, актуализация, контроль сформированности компетенций, итоговая аттестация, учебный план, матрица компетенций, качество учебного процесса.

Подготовка специалистов для высокотехнологичных и наукоёмких отраслей современного производства представляет собой одну из важнейших стратегических задач, от успешного решения которой, в конечном счете, зависит сохранение целостности государства, обеспечение его независимости и безопасности.

Для эффективного решения данной задачи необходимо четкое определение в системе образования облика специалиста, который требуется современному производству и будет соответствовать перспективным потребностям развития высокотехнологичных отраслей производства. Такая постановка является своего рода "техническим" заданием на подготовку специалистов в системе высшего образования. Кроме того, необходимо предусмотреть механизмы, методики и алгоритмы оценки полученного результата, т.е. оценки соответствия подготовленного специалиста установ-

204

ленным компетенциям и направлению совершенствования учебного процесса, а может быть и корректировке самих компетенций. Фактически должна быть реализована обратная связь, позволяющая оперативно вносить изменения в образовательную деятельность в соответствии с изменяющимися требованиями современного наукоемкого и быстроразвиваю-щегося производства.

Безусловно, для того чтобы сформировать облик специалиста, который был бы востребован перспективным производством, необходимо проведение глубокого, системного анализа развития наукоемких отраслей производства и в первую очередь отраслей, связанных с оборонно-промышленным комплексом. При этом возникает проблема представления этого самого облика специалиста на языке, понятном как для кадровых служб промышленных предприятий, так и для системы образования.

В рамках современных федеральных образовательных стандартов указанная задача решается введением так называемого компетентностного подхода в образовании (рисунок).

Практическая реализация данного подхода требует ответа на следующие вопросы:

1. Кто и как должен формировать компетенции по тому или иному направлению подготовки или специальности?

2. Как привязать компетенции к конкретной образовательной деятельности вузов и как транслировать компетенции в триаду "знать", "уметь", "владеть"?

3. Как и кто должен оценивать уровень сформированности компетенций у учащихся (может быть более правильно - выпускников вузов)?

4. Кто и как должен оценивать соответствие определенных ранее компетенций требованиям реального производства?

В ответ на первый вопрос, можно отметить следующее. Исходя из анализа компетенций (их содержания, структуры и количества) по различным направлениям подготовки и различным специальностям, которые вошли в образовательные стандарты третьего поколения, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствуют единые системные требования к количеству и содержанию компетенций, если можно так выразиться к "компетентностному портрету" выпускника вуза - молодого специалиста. Количество компетенций существенно различается для различных, порой достаточно близких направлений и специальностей подготовки. Причем формулировки некоторых компетенций напоминают плохо отредактированный перевод зарубежного текста. На наш взгляд, корректное решение данного вопроса требует активного диалога общественных институтов типа союзов машиностроителей, работодателей и т.д., учебно-методических объединений вузов и представителей кадровых служб профильных предприятий.

Решение задачи, связанной со вторым вопросом, - привязки компетенций к конкретным дисциплинам, трансляции компетенций в триаду "знать", "уметь", "владеть" в настоящее время фактически реализуется на выпускающих кафедрах вузов, т.е. преподавателями. Однако преподаватели, реализуя свой индивидуальный план педагогической работы, не имеют для этого достаточного ресурса времени. Вследствие этого указанные задачи реально решаются, основываясь не на системном подходе, а на конкретном субъективном опыте и интуиции того или иного преподавателя. Решение данных задач затрудняется также и неточными, а порой, и некорректными формулировками компетенций. При этом особую сложность, на наш взгляд, представляет собой привязка компетенций к дисциплинам для направлений подготовки магистров вследствие весьма ограниченного времени обучения в целом и аудиторного в частности.

В рамках ответа на третий вопрос, прежде всего, необходимо согласиться с тем, что, безусловно, введя компетенции, следует определить механизм их оценки, когда оценивается уровень их освоенности, и кем решается данная задача. На настоящий момент сделана попытка возложить решение и этой задачи все на тех же преподавателей вузов. Однако при этом, если подходить формально, и учитывая, что компетенции формируются набором предметов, практик, самостоятельной работой и т.д., для оценки каждой компетенции должны быть сформированы свои "экзаменационные" комиссии зачастую из преподавателей различных кафедр, которые будут работать по мере завершения их формирования в соответствии с учебным планом и матрицей компетенций. Таким образом, это фактически приводит к дублированию традиционной оценки учебной деятельности студентов и как следствие, негативно скажется на творческой составляющей учебного процесса. При этом необходимо также и учитывать то, что в выписках к дипломам, по-прежнему, указываются объемы в часах и оценки по конкретным предметам, что является более понятным для кадровых служб предприятий, особенно для непрофильных предприятий (в том числе и госслужб).

Если первые три вопроса так или иначе рассматриваются и делаются попытки их решения, то четвертый вопрос фактически не находится в поле зрения. Иными словами, сформулированные компетенции не оцениваются на предмет их содержательности и актуальности. Более того, у представителей кадровых служб предприятий, как правило, отсутствует информация о компетенциях, реализуемых в вузах. Таким образом, из процедуры оценки качества подготовки специалистов в рамках компетент-ностного подхода выключено весьма важное звено - кадровики и ведущие специалисты профильных предприятий, которые как раз наиболее профессионально могли бы оценить соответствие молодых специалистов - выпускников вузов требованиям современного производства, а также и оценить

206

актуальность компетенций. Справедливости ради необходимо отметить, что решение данного вопроса затрудняется и тем, что происходит достаточно частая смена поколений образовательных стандартов, которая принципиально не позволяет оценить их качество.

На наш взгляд, повышение эффективности подготовки высококвалифицированных кадров в рамках компетентностного подхода возможно на основе объединения усилий всех заинтересованных сторон, а именно, профессиональных сообществ типа "Союз машиностроителей", министерства образования, учебно-методических объединений, кадровых служб профильных предприятий и вузов. При этом каждая из сторон должна решать свои задачи в соответствии со своей основной профессиональной деятельностью. В целом взаимодействие указанных сторон в реализации компетентностного подхода в образовании может быть представлено следующей укрупненной схемой (см. рисунок).

Разработка и формулирование компетенций должны осуществляться профессиональным сообществом, которое определяет основные направления и стратегию развития профильных предприятий и отрасли в целом. Следовательно, и компетенции должны, с одной стороны, отражать специфику выбранного профессионального направления подготовки, а с другой, учитывать долговременные перспективы развития, поскольку необходимо готовить специалистов-выпускников, которые будут востребованы на рынке труда через достаточно продолжительный интервал времени: четыре и более лет.

Предположив, что сформулированные компетенции удовлетворяют указанным требованиям, а в идеале должно быть именно так, далее возникают вполне определенные проблемы, связанные с реализацией компе-тентностного подхода, а именно, определение алгоритма формирования и перечня предметов, формирующих ту или иную компетенцию, разработка фонда оценочных средств сформированности компетенций и, собственно, проверка уровня освоения компетенций студентами и выпускниками.

Из всех перечисленных проблем, представляется самой главной и содержательной - первая задача, а именно, определение структуры образовательного процесса, включающая в себя перечень дисциплин, практик, объемы часов и т.д. Эта задача может и должна решаться методическими комиссиями выпускающих кафедр с оформлением своего решения соответствующими протоколами. Результатом этого этапа фактически являются учебный план подготовки по направлению подготовки и матрица компетенций. Остальные этапы носят вспомогательный и более того исключительно субъективный характер. Кроме того, необходимость подготовки дополнительных весьма объемных документов, таких как фонды оценочных средств освоенности компетенций, существенно загружает профессорско-преподавательский состав кафедры и отвлекает его от методической и учебной работы со студентами. При этом отдельные компетен-

207

ции, особенно профессиональные, формируются в результате обучения по нескольким дисциплинам, зачастую читаемым в разных семестрах, в результате прохождения практик, НИР и т.д., которые заканчиваются в последнем семестре. Таким образом, требуется проведение дополнительных тестовых или экзаменационных мероприятий, внесение изменений в структуру зачетных книжек. И, наверное, самое главное, что вся эта огромная работа с научной точки зрения принципиально не может повысить объективность оценки вследствие того, что используемые тесты не могут быть отработаны на больших количествах тестируемых (тысячи и более человек) для обеспечения их валидности. При этом необходимо отметить, что оценку готовности выпускника к решению профессиональных задач лучше государственной экзаменационной комиссии, в состав которой входят ведущие специалисты профильных предприятий, никакие тесты или игровые программы не решат. Таким образом, выпускная квалификационная работа и ее защита должны определять итоговое качество подготовки выпускников. Однако, с другой стороны, учитывая требования ФГОС, в вузе необходимо иметь инструмент, который позволяет численно оценить степень сформированности компетенций, перечисленных в ФГОС. Это позволило бы не только оценить выпускника в рамках компетентностного подхода, но и определить направления совершенствования учебного процесса.

Для решения указанной задачи предлагается формализованная процедура, основанная на известных исходных данных, к которым можно отнести: структуру компетенции, а именно, перечень предметов, участвующих в её формировании, учебный план, в котором указаны объемы дисциплин в зачетных единицах. Соответственно в базе данных для каждого студента может быть сформирована некоторая виртуальная таблица, включающая информацию из учебного плана и его персональные достижения - результаты прохождения экзаменационных сессий по отдельным дисциплинам. Такая структура отражена в табл. 1.

В таблице приняты следующие обозначения: ё1 ... ёп - наименования конкретных дисциплин из учебного плана; п - общее количество дисциплин, включая практики и т.д.; 71 ... 7п - количество зачетных единиц, отводимых на конкретную дисциплину; 7Б - общее количество зачетных единиц, определяемое стандартом; а; - признак участия той или иной дисциплины (1) в формировании конкретной компетенции (]), данный признак принимает значение "1" - если дисциплина участвует в формировании компетенции, и "0" - в противном случае; аБ| - суммарное количество предметов, участвующих в формировании компетенции (]); Б; - суммарное количество компетенций, в формировании которых участвует данная дисциплина; Ь - итоговый балл, полученный по данной дисциплине (как правило, оценивается по стобалльной шкале).

Союзы и общественные организации работодателей

УМО вузов

X

Разработка компетенций

Ю О

ВУЗ

Формирование перечня дисциплин и матрицы компетенций по направлениям (специальностям) подготовки

ж

Разработка учебных планов, УМКД

Образовательный процесс

(по дисциплинам подготовки) + -

Промежуточные и итоговые

аттестации, ВКР — +

Выпускники по направлениям (специальностям)

Формализованная процедура оценки освоения компетенций

Предложения по коррекции учебного процесса

Профильные предприятия (КБ, НИИ, промышленные предприятия)

Молодой специалист

Ежегодная аттестация молодых спе циалист ов -1

Предложения по коррекции учебного процесса

Оценка актуальности компетенций

Предложения по корр екции компетенций

Структура взаимодействия образовательных учреждений (вузов), общественных организаций (объединений) работодателей, кадровых служб профильных предприятий

Таблица 1

Структура компетенций

Кол- Ком- Ком- Ком- Итого (об- Экзамена-

во петен петен петен щее кол-во ционный

^N ЗЕ тен- тен- тен- активных балл по дис-

Дисцич ция ция k2 ция компетен- циплине

плина n^ ki km ций)

di zi aii ai2 aim si bi

d2 Z2 a2i a22 a2m s2 b2

dn Zn ani an2 anm sn bn

Итого zs asi as2 asm - -

Оценка сформи-

рованности ком- - oki ok2 Okm - -

петенции

Таким образом, из анализа рассматриваемой таблицы можно определить общее количество компонентов, формирующих компетенции в процессе обучения (количество заполненных клеточек матрицы компетенций, где a;j =1). Введем новое обозначение для указанной переменной, тогда ее величина может быть найдена путем суммирования по зависимости:

^=ЕЕj.

i J

Можем рассчитать удельный вес одной компоненты (в зачетных единицах) в формировании j-й компетенции:

mod = zs/S.

Оценка сформированности конкретной компетенции, например j, в случае, если реализованы все предметы (по предметам, формирующим компетенцию получены положительные баллы), может быть получена на основании следующей зависимости:

okj = Е , jbi/ Е, А.

i i

Для оценки частичного усвоения компетенции, в случае если не все дисциплины еще изучены, возможно отдельно определить объем компетенции, который должен быть сформирован на момент проверки, и соответственно оценить степень сформированности данного объема. Последняя задача решается совершенно аналогично рассмотренной выше, за исключением того, что берутся для оценки только те дисциплины, которые уже пройдены в процессе обучения.

Для оценки частичного усвоения компетенции необходимо найти отношение взвешенной суммы пройденных компонент, входящих в компетенцию, к общей взвешенной сумме всех компонент, входящих в данную компетенцию.

Для иллюстрации предложенного алгоритма автоматизированной оценки сформированности компетенции рассмотрим абстрактный пример. Предположим, что рассматриваемая таблица формирования компетенций для некоторой образовательной программы представлена в табл. 2.

Таблица 2

Пример таблицы компетенций

Кол- ПК1 ПК2 ПК3 ПК4 Итого Экзаменационный

во балл по дисциплине

Предмет--^ ЗЕ

Дисциплина 1 2 1 0 1 1 3 70

Дисциплина 2 3 0 1 0 0 1 80

Дисциплина 3 2 0 1 0 1 2 90

Дисциплина 4 4 1 1 1 1 4 65

Итого 11 2 3 2 3 10 -

Определим общее количество компонентов, формирующих компетенции в процессе обучения (количество заполненных клеточек матрицы компетенций). В нашем случае эта величина равно 10. Допустим наш учебный план содержит четыре дисциплины с общим объемом 11 ЗЕ . Тогда удельный вес одной компоненты формирования компетенции будет равен 11/10=1,1.

Оценка ПК1 складывается из оценок по дисциплинам 1 и 4 со своими весами, которыми фактически являются объемы в ЗЕ:

ПК1 = (70*2+65*4)/(2+4) = 66.

Далее, проиллюстрируем оценку частичной сформированности компетенции, например, предположим, что на момент проверки компетенция дисциплина 4 еще не пройдена. Тогда объем освоенности компетенции ПК4 на момент проверки составляет:

(4 )/(8)* 100 %=50 %.

При этом оценка освоенности данного объема будет: (2 * 90+2* 70)/(2+2) = 80 баллов.

Данная процедура оценки освоенности компетенций легко формализуется, не требует разработки дополнительных тестовых материалов и, собственно, позволяет преподавателям сосредоточиться на решении главной задачи, а именно задачи повышения качества преподавания дисциплин, определенных в учебном плане подготовки по соответствующему направлению.

Заключение

Повышение эффективности работы преподавателей высшей школы требует освобождения их от рутинной работы, связанной с подготовкой документов, сопровождающих реализуемый в настоящее время компе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

211

тентностный подход в обучении. Это позволит больше сил и времени тратить на непосредственный контакт со студентами по совершенствованию УМКД, подготовке новых лабораторных работ и т.д.

Интеграция усилий вузов, союзов работодателей, кадровых служб предприятий позволяет решить задачи профессионального формулирования компетентностного портрета специалиста по тем или иным направлениям подготовки, объективной оценки сформированности компетенций и оценки актуальности самих компетенций.

Таким образом, считаем необходимым, сохраняя в целом ориентацию на формирование компетенций, в вузах проверять и подтверждать знания и умения по предметам, которые изучаются в вузе: освободить преподавателей от разработки игровых программ оценки компетенций, ФОС, а сами компетенции, их освоенность выпускниками, оценивать уже на профильных предприятиях, в процессе ежегодных аттестаций молодых специалистов. Такая процедура позволит оценить и сами компетенции, и востребованность тех или иных специальностей в промышленности.

Список литературы

i. Горячев О.В., Горячева А.А. Методика автоматизированной оценки сформированности компетенций. Управление учебным процессом и современные технологии обучения // Сб. науч.-метод. материалов. Вып.П/ под ред. И.С. Бляхерова. Тула: Изд-во ТулГУ, 20i6, С.33 - 36.

Горячев Олег Владимирович, зав. кафедрой, д-р. техн. наук, проф., olegvgor@,rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Горячева Анастасия Анатольевна, канд. хим. наук, доц.; infoatsn.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Фомичева Ольга Анатольевна, канд. техн. наук, доц., info@,tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE IMPLEMENTATION COMPETENCE APPROACH IN TRAINING HIGHLY SKILLED PERSONNEL FOR HIGH

TECH INDUSTRIES

O. V. Goryachev, A. A. Goryacheva, O. A. Fomicheva

The structure of the interaction of educational institutions (universities), public organizations (associations) of employers, personnel departments of relevant enterprises to effectively solve the issues of mainstreaming competencies of an assessment of formation of competences of graduates and young professionals, as well as to determine the direction of improving the educational process. Considered a formalized algorithm of an assessment of formation of competences of students on the basis of the results of examinations on disciplines in the University.

2i2

Мехатронные системы. Теория и проектирование

Key words: competence, updating, control, competence, certification, curriculum, matrix of competences, the quality of the educational process.

Goryachev Oleg Vladimirovich, doctor of technical sciences, professor, ovg a sau. tsu. tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Goryacheva Anastasia Anatol'evna, candidate of chemical sciences, docent; infoatsii. tula.ru Russia, Tula, Tula state University,

Fomicheva Ol'ga Anatol'evna, candidate of technical sciences, docent, infoatsn. tula.ru, Russia, Tula, Tula state University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.