Научная статья на тему 'Повышение эффективности работ по замене масел в двигателях на АТП'

Повышение эффективности работ по замене масел в двигателях на АТП Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОЙСТВА СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ЛАБОРАТОРИИ ПО ПРОВЕРКЕ КАЧЕСТВА МАСЕЛ / КИНЕМАТИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ / LUBRICANTS PROPERTIES / LABORATORY FOR A LUBRICANTS QUALITY TEST / KINEMATIC COEFFICIENT OF VISCOSITY

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Долгорсурэн Марк Майнбаярович, Жаров Сергей Петрович

В статье рассмотрены вопросы потребительских предпочтений при выборе моторных масел. Предлагается система контроля качества моторного масла при эксплуатации автомобилей, для этой цели предложено создание лаборатории по проверке качества смазочных материалов и методика проведения проверочных тестов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENGINE OIL CHANGE EFFICIENCY UpGRADING AT AN AUTO-TRANSPORT ENTERPRISE

The article deals with questions of consumer preferences in the engine oil choice. The quality control system of engine oil in the operation of the vehicleis proposed. For thispurpose,the creation of the laboratory for alubricants quality testand a technique of this check testsis suggested.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности работ по замене масел в двигателях на АТП»

Такой смешанный вариант позволит заинтересовать отдел материально-технического снабжения более внимательно относится к номенклатуре запрашиваемой сервисным цехом, а это в свою очередь повысит производительность сервисного цеха и конкурентоспособность предприятия в целом.

Список литературы

1 Жаров С. П. Формирование качества услуг ТО и ремонта автомобилей в системе автосервиса : Проблемы функционирования системы транспорта : материалы международной научно-практической конференции. Тюмень : Изд-во Тюм. ГНГУ, 2010. С. 112-114.

2 Рыбин Н. Н. Предприятия автосервиса. Производственно-техническая база : учебное пособие. Курган : Из-во КГУ, 2006. 147 с.

3 Напольский Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1985. 232 с.

4 Фастовцев Г. Ф. Автотехобслуживание. М. : Машиностроение, 1985. 256 с.

5 Жаров С. П. Модель стратегического планирования автосервисного предприятия //Вестник Курганского государственного университета. Серия «Технические науки». Курган : Из-во КГУ. 2015. Вып.10. С. 82-90.

6 Волгин В. В. Автосервис. Управление рисками : практическое пособие. М.: ЛитРес, 2013. 380 с.

УДК 629. 113. 004: 621. 89

М.М. Долгорсурэн, С.П. Жаров Курганский государственный университет

повышение

эффективности работ по замене масел в двигателях на атп

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы потребительских предпочтений при выборе моторных масел. Предлагается система контроля качества моторного масла при эксплуатации автомобилей, для этой цели предложено создание лаборатории по проверке качества смазочных материалов и методика проведения проверочных тестов.

Ключевые слова: свойства смазочных материалов, лаборатории по проверке качества масел, кинематическая вязкость.

M. M. Dolgorsuren, S.P. Zharov Kurgan State University

the engine oil change efficiency Upgrading at an

auto-transport enterprise

Annotation. The article deals with questions of consumer preferences in the engine oil choice. The quality control system of engine oil in the operation of

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11

the vehicleis proposed. For thispurpose,the création of the laboratory for alubricants quality testand a technique of this check testsis suggested.

Keywords: lubricants properties, laboratory for a lubricants quality test, kinematic coefficient of viscosity

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на рынке автомобильных эксплуатационных материалов представлена продукция большого количества производителей, качество которой не всегда высокое. Кроме того, ценовой диапазон моторных масел различается нередко в два-три раза. В эксплуатации нередко стремясь снизить затраты на проведение смазоч-но-заправочных работ отступают от рекомендаций автопроизводителей. Это может привести к повышенному износу двигателя.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Согласно результатам опроса автовладельцев агентством «Автостат» [1], большая часть респондентов (76,6%) знают, моторное масло какого производителя залито в двигатели их автомобилей в настоящий момент. Но каждый пятый (23,4%) об этом не знает или даже не задумывается.

Большая часть опрошенных (74,2%) старается следовать указаниям автопроизводителя и соблюдает рекомендованные им сроки замены масла.

Больше половины российских автовладельцев (52,4%), выбирая моторное масло, в первую очередь руководствуются рекомендациями автопроизводителя. Немалую роль также играет предыдущий личный опыт использования масел - этот факт отметили 42,8% респондентов. В меньшей степени на выбор влияют рекомендации работников автосервиса (19,7%), статьи автомобильных журналов (17,5%), рекомендации друзей и знакомых (15,6%), мнение автовладельцев на форумах (14,1%). Меньше всего владельцы автотранспорта прислушиваются к рекомендациям продавцов (9,1%). (В ходе ответа на вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Более половины автовладельцев (52,4%) приобретают моторные масла в магазинах автозапчастей. Гораздо меньше тех, кто покупает на замену масло у официального дилера при прохождении ТО (19,6%). Доля покупающих на независимом автосервисе еще меньше (13,4%). Примерно 5% опрошенных ответили, что совершают покупку через Интернет, 4,1% - в гипермаркетах и 3,2% - на автозаправках. Кроме того, 2,4% указали, что используют какие-то другие варианты покупки.

Чаще всего в России меняют автомобильное масло самостоятельно («у друга в гараже») - 34,4% респондентов выбрали такой вариант ответа. Обращаются за услугой на независимое СТО (автосервис) - 31,6%. К официальному дилеру приезжает почти каждый пятый из опрошенных (19,5%). В пункте экспресс замены моторного мас-л а п ред п очитают м е н ят ь м а сл о 8 % . Е ще 6 ,2% от-

71

ветов пришлось на вариант «в гараже у знакомого механика».

В 80-х годах прошлого века на российском рынке автомобильных моторных масел более 90% составляли минеральные масла и только около 10% полусинтетические, а синтетические масла около 1%.

В 2005 году минеральные масла составляли 47%, полусинтетика 22% а синтетика 31%.

В настоящее время на рынке широко реализуется уже четыре группы масел: минеральные 6%, полусинтетика 29%, синтетика 48% и гидрокрекинговые 17% [2]. Предпочтения российских автовладельцев по типу используемых масел представлены на рисунке 1.

100

Доля,

60 40 20

2 ;

1

1 1 1 I 1.......

1985 год

2005 год

2015 год

Кол-во проголосовавших , чел

700

23

:Йж

1 - минеральное масло; 2 - полусинтетическое масло; 3 - синтетическое масло; 4 - гидрокрегинговые масла Рисунок 1 - Предпочтения российских автовладельцев по типу используемых масел

Результаты опроса представленный на рисунке 2 о предпочтениях марки моторного масла представляют собой, пожалуй, самую интересную часть исследования, так как основная борьба на рынке происходит как раз между торговыми марками. На первом месте в рейтинге моторных масел по состоянию на апрель 2015 года согласно опроса, проведённого агенством «Автостат» [1], стоит отметить масло «Mobil». Это масло заслуженно считается лучшим и проходит все тесты на «отлично». Марка на рынке уже давно, производит несколько разных продуктов в зависимости от потребностей покупателей. Масло можно применять как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Более того, это экономит топливо и уменьшает количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Стоимость такого топлива в среднем 260 рублей за один литр.

Почетное второе место в данном рейтинге занимает масло «Castrol» Производитель этого масла является одной из самых крупных нефтегазовых компаний. Такое масло отлично подойдет для использования, как при низких, так и при высоких температурах. В масле этой марки отсутствуют разного рода примеси, что не может не радовать потребителя. Также в нём не содержится примесей тяжелых металлов, отчего масло считается экологичным. Производитель также предлагает на выбор несколько разных продуктов.

12 3 Занято4 место 5

1 - Mobil; 2 - Castrol; 3 - Shell; 4 - Liqui Moly; 5 - Motul Рисунок 2 - Самые популярные марки моторных масел в России

Второе место занимает масло от производителя «Shell». Компания производит два типа масел - синтетические и полусинтетические. Минеральные масла компания не производит, поскольку это натуральный продукт и считается, что он подлежит большему окислению и летучести. Для легковых автомобилей рекомендуется использовать синтетические, поскольку у них есть ряд своих преимуществ, среди которых очищение и защита мотора, уменьшение износа мотора почти в два раза, как показывают тесты. При низких температурах масло не загустевает, что обеспечивает меньший расход энергии аккумулятора и топлива. Также проводимые исследования говорят о том, что масло Shell синтетического происхождения способен очищать мотор до 5 раз лучше, и очищать двигатель в три раза лучше.

Многие автомобильные фирмы разрабатывают к маслам свои собственные требования и оценивают их качество на двигателях собственного производства, и для нового автомобиля завод изготовитель устанавливает гарантийный период. Гарантия будет действовать только при соблюдении определённых условий, в частности использование рекомендуемого моторного масла от завода изготовителя. Также завод изготовитель регламентирует периодичность замены масла, определяемая в единицах пробега автомобиля.

Свойства моторного масла в период его эксплуатации во многом зависят от условий эксплуатации автомобиля. Одни автомобили эксплуатируются в городе, где присутствует усиленный износ, потеря свойств моторного масла, его характеристик. Другие же автомобили эксплуатируются в пригородной местности, где также присутствует износ, потеря свойств моторного масла, его характеристик, но в уже меньшей степени.

Одним из важнейших показателей характеризующих качество масла является его вязкость» [3]. Вязкость моторных масел оказывает наибольшее влияние на надежность, безотказность, долговечность, а также эффективность работы двигателя. От величины вязкости моторного масла, при рабочих температурах зависят характер и вид трения в трущихся сопряжениях двигателя, затраты энергии на циркуляцию масла в системе смазки, отвод тепла от нагретых деталей, возможность пуска

2100

0

1

3

1

3

2

4

2

3

0

двигателя при низких температурах окружающего воздуха, продолжительность пуска холодного двигателя и связанные с этим износы.

Для предприятий автомобильного транспорта одним из направлений повышения эффективности использования смазочных материалов может быть создание лаборатории по проверке состояния моторного масла. Лабораторное оборудование, позволяет оценивать реальное состояние масла на момент необходимой замены масла в двигателе по пробегу.

Если масло, его свойства и характеристики на момент замены в двигателе по пробегу отвечает требованиям и ещё может быть в эксплуатации, то замена откладывается на некоторый период в зависимости от пробега. Тем достигается максимальная эффективность (экономия) использования моторного масла.

Работа по проверке качества моторного масла, для которой требуется разработать технологический процесс, заключается в определении вязкостно-температурных свойств масла, а именно, кинематической вязкости масла при разных температурах, индекса вязкости, динамической вязкости. Кроме того, оцениваются эксплуатационные свойства испытуемого образца моторного масла, определяется класс масла. Это позволяет выявить диапазон температур, в котором данный продукт способен обеспечить качественное смазывание деталей при пуске холодного двигателя, прокачивание масла насосом по системе смазки, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при максимальных нагрузках и температуре окружающей среды и т.д. Одними из основных оценочных характеристик вязкостно-температурных свойств служат кинематическая вязкость, определяемая в капиллярных вискозиметрах при 500С и 1000С, и индекс вязкости - показатель, характеризующий степень изменения вязкости в зависимости от температуры.

Проверка качества минеральных масел проводится в следующей последовательности:

Для заправки вискозиметра на боковой отвод надеваем резиновую трубку. Поворачиваем вискозиметр, так чтобы его открытые концы были направлены вниз. Узкое колено вискозиметра опускаем в стаканчик с маслом, а отверстие широкого колена зажимаем пальцем. С помощью вакуумного насоса закачиваем масло через резиновую трубку в узкое колено вискозиметра до метки между капилляром и расширением. После этого переворачиваем вискозиметр в нормальное положение, снимаем резиновую трубку с бокового отвода и надеваем на узкое колено.

Заполненный вискозиметр устанавливаем в ванну термостата в строго вертикальном положении так, чтобы шаровые расширения вискозиметров были погружены в жидкость.

Устанавливаем вискозиметр на штативе в строго вертикальном положении, погрузив полно-ст ь ю н ижн е е ра сши ре н ие в жидко ст ь в од я н о го бач -СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 11

ка с подогревом. Устанавливаем температурный зонд термометра в широкое колено вискозиметра.

Открываем вентиль подачи газа на газовом баллоне. Нажимаем кнопку розжига на блоке управления. С помощью пьезоэлемента происходит воспламенение пропан-бутановой смеси.

Масло нагревается до необходимой температуры (50 или 1000С). Значения температуры измеряются с помощью цифрового термометра, и передаются в блок управления. В блоке управления находится электромагнитный клапан с универсальным входом, который при достижении необходимой для измерений температуры уменьшает подачу газа (или перекрывает вообще) и поддерживает температуру на заданном уровне. Как только температура достигает 1000С, блок управления подает сигнал к началу измерений (загорается сигнальная лампа и раздается звонок).

С помощью резиновой трубки, надетой на узкое колено вискозиметра, закачиваем масло в расширение, чтобы его уровень был выше метки М1.

Снимаем резиновую трубку и наблюдаем за протеканием масла в вискозиметре. Когда уровень масла достигнет верхней метки М1 между расширениями, включаем секундомер и останавливаем его при достижении маслом уровня нижней метки М2. Записываем время протекания масла между метками М1 и М2 вискозиметра.

Вычисляем кинематическую вязкость моторного масла:

^ т ср С , (1.1)

где vt - кинематическая вязкость моторного масла,

тср - среднее время протекания масла через капилляр вискозиметра,

С - постоянная вискозиметра.

Зная кинематическую вязкость масла можно определить динамическую вязкость масла при той же температуре умножением на плотность:

П ^ 4 -р (1.2)

Известно, что вязкость масла, как и вязкость любой жидкости, изменяется в зависимости от изменения температуры (рисунок 3) и описывается эмпирическими формулами Рамайя или Вальтера.

Формула Рамайя имеет вид:

Т^П = А + % , (1.3)

где h - динамическая вязкость масла;

А, В - коэффициенты, постоянные для данного масла;

Т - абсолютная температура масла.

Формула Вальтера в экспоненциальной форме имеет вид:

а/ е

(У1 + а) = е , (1.4)

где V - кинематическая вязкость масла, мм2/с, при температуре 1;

Т - абсолютная температура, 0К; а - коэффициент, зависящий от индивидуальных свойств жидкости.

После двойного логарифмирования уравнение приобретает вид прямой линии в логарифмической координатной сетке (рисунок 4).

+ 0.6) = А + В £ Т , (1.5)

где А и В - постоянные коэффициенты, зависящие от свойств масел, обычно А=0,8...0,9; В=3,0...4,0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1:, С

Рисунок 3 - Вязкостно-температурнаяхарактеристика масла

Для построения вязкостно-температурной характеристики масла в логарифмических координатах требуется знать вязкость масла в двух точках 50 и 1000С. С помощью данной номограммы можно определить вязкость масла при любой температуре. Очень часто номограмма используется для определения критической или предельной вязкости моторного масла, выше которой пуск холодного двигателя невозможен.

Рисунок 4 - Вязкостно-температурная характеристика для минеральных масел в логарифмической системе координат

На основе изученной технической литературы, нормативных документов и разработанного

технологического процесса в соответствии с ГОСТ 3.1407-74 составляем технологическую карту на рабочее место.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование предлагаемой системы контроля качества моторного масла при эксплуатации автомобилей на АТП приведёт к повышению эффективности ремонта и технического обслуживания при проведении смазочно-заправочных работ.

Такой подход позволит дифференцировано подходить к вопросам замены смазочных материалов на автомобиле, без снижения качества проводимых работ. Что в свою очередь позволить снизить затраты на смазочных материалы в предприятиях.

Список литературы

1 Результаты опроса автовладельцев агентством «Автостат» на тему «Предпочтения автовладельцев при выборе моторного масла»URL: http://про100автосервис.рф/ news/8037, свободный.- Загл с экрана.

2 Гидрокрегинговые масла. URL: http://avtomaslo.info/ gidrokrekingovyie-masla/index.php, свободный. Загл с экрана.

3 Жаров С. П. Эксплуатационные материалы : учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. университета, 2012.168 с.

УДК 621.43.038.8

А.В. Зенькевич, А.О. Крошина Курганский государственный университет

стенд контроля промывки форсунок ультразвуком

Аннотация. В данной статье рассматривается стенд контроля работоспособности, геометрии факела распыла и производительности форсунок, а также достоинства и недостатки ультразвуковой промывки инжектора.

Ключевые слова: ультразвуковая промывка инжектора, стенд контроля промывки форсунок ультразвуком, рабочие параметры форсунок.

A.V. Zenevich, A.O. Kroshina Kurgan State University

inspection stand for

ultrasound popping of injector

Annotation. This article considers the functionality control stand, and the geometry of the nozzle spray pattern and its capacity, as well as the advantages and disadvantages of the ultrasonic popping of injector.

Keywords: ultrasonic popping of injector, inspection stand for ultrasound popping of injector, operating parameters of theinjector.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.