Научная статья на тему 'Исследования характеристик моторных масел 5w40 и 10w40'

Исследования характеристик моторных масел 5w40 и 10w40 Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
19898
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Ключевые слова
моторное масло / характеристики моторных масел / вязкость масла. / engine oil / characteristics of engine oils / oil viscosity.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Ахметбай Ернур Бакытжанович, Жаркенов Нурсултан Балгаевич, Икишева Акнур Отановна, Таттимбекова Бакыт Амантаевна

В данной статье рассмотрено основные различия моторных масел 5w40 и 10w40. Приведены основные характеристики моторных масел. Показаны факторы, влияющие на выбор моторного масла и предложены рекомендации моторного масла касательно пробега автомобиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Ахметбай Ернур Бакытжанович, Жаркенов Нурсултан Балгаевич, Икишева Акнур Отановна, Таттимбекова Бакыт Амантаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF CHARACTERISTICS OF MOTOR OILS 5W40 AND 10W40

This article describes the main differences between motor oils 5w40 and 10w40. The main characteristics of motor oils are given. The factors affecting the choice of engine oil are shown and recommendations of engine oil regarding the vehicle mileage are proposed.

Текст научной работы на тему «Исследования характеристик моторных масел 5w40 и 10w40»

Технические науки

УДК 656.6

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11644

ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК МОТОРНЫХ МАСЕЛ 5W40 И 10W40

Ахметбай Ернур Бакытжанович

магистрант группы ТТМ-18-1 Карагандинский Государственный Технический Университет Казахстан, г. Караганда Жаркенов Нурсултан Балгаевич старший преподаватель кафедры ТТ и ЛС Карагандинский Государственный Технический Университет Казахстан, г. Караганда Икишева Акнур Отановна старший преподаватель кафедры СМиТ Карагандинский Государственный Технический Университет Казахстан, г. Караганда

Таттимбекова Бакыт Амантаевна магистрант группы ПСКМ-18-1 Карагандинский Государственный Технический Университет Казахстан, г. Караганда

Аннотация: В данной статье рассмотрено основные различия моторных масел 5w40 и 10w40. Приведены основные характеристики моторных масел. Показаны факторы, влияющие на выбор моторного масла и предложены рекомендации моторного масла касательно пробега автомобиля.

Ключевые слова: моторное масло, характеристики моторных масел, вязкость

масла.

RESEARCH OF CHARACTERISTICS OF MOTOR OILS 5W40 AND 10W40

Ahmetbay Ernur Bakytzhanovich

Master student Karaganda State Technical University Kazakhstan, Karaganda

Zharkenov Nursultan Balgaevich Senior Lecturer Karaganda State Technical University

Kazakhstan, Karaganda Ikisheva Aknur Otanovna Senior Lecturer Karaganda State Technical University

Kazakhstan, Karaganda

Tattimbekova Bakyt Amantaevna

master student

Karaganda State Technical University Kazakhstan, Karaganda

Abstract: This article describes the main differences between motor oils 5w40 and 10w40. The main characteristics of motor oils are given. The factors affecting the choice of engine oil are shown and recommendations of engine oil regarding the vehicle mileage are proposed.

Keywords: engine oil, characteristics of engine oils, oil viscosity.

Целью данного исследования является определение характеристик моторных масел.

Научной новизной данной статьи является проведение сравнительного анализа моторных масел 5W40 и 10W40.

В настоящее время замена моторного масла при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания производится по регламенту (пройденному пути). Недостатком данного метода замены моторного масла в автомобилях является: 1) возможность преждевременного удаления масла, сохранившего достаточно высокую работоспособность, что приводит к нерациональному использованию масла; 2) возможность эксплуатации двигателя с маслом, которое изначально не отвечало техническим требованиям (контрафактная продукция, загрязненное масло, масло с истекшим сроком годности и т.д.). Поскольку автолюбители и сервисные центры, как правило, не имеют возможности проведения тщательного лабораторного анализа моторного масла, особенно в процессе его эксплуатации, то эксплуатация моторного масла по фактическому состоянию до сих пор представляет собой нерешенную задачу, несмотря на то, что подобные исследования регулярно возобновляются. [1]

Во время выбора масла, у водителей или автолюбителей возникает вопрос, в чем заключается отличие моторных жидкостей, ведь они все на первый взгляд очень похожи между собой. Основные критерий, являются допуски для смазочного материала, рекомендованные производителем под мотор вашего автомобиля. В некоторых случаях приходится отступать от этих рекомендаций: вносит свои коррективы техническое состояние автомобиля и климатические условия региона эксплуатации. Рассмотрим сходства и различия двух популярных всесезонных масел: 5w40 и 10w40.

Масло 5w40 так же как и 10w40 является всесезонным. Обе смазочные жидкости популярны среди автомобилистов Казахстана. Буква W в маркировке означает, что жидкость можно использовать в зимних условиях (winter - зима). Этот показатель говорит о легком запуске мотора в условиях минусовых температур.

5w40 - классический представитель линейки синтетических масел. Некоторые полусинтетические смазки имеют те же вязкостные свойства, и так же обозначаются. При покупке масла внимательно читайте информацию на этикетке. Всесезонное масло 5w40 считается универсальным. Его основные характеристики:

- применяется для большинства видов двигателей внутреннего сгорания (бензиновые, дизельные с турбонаддувом и без него);

- имеет высокие параметры вязкости и густоты (на это указывает цифра 40 в маркировке);

- индекс 5w указывает на то, что масло можно эксплуатировать в сильные морозы, при температуре воздуха до -30°С.

Автомобильное масло с маркировкой 10w40 является полусинтетикой. От синтетической смазки его отличает количество присадочных компонентов, способ очистки и синтеза. Его основные характеристики:

- как и 5w40 смазочный материал справляется со своими задачами при любой погоде (всесезонность);

- высокая вязкость и густота, позволяющая обеспечить стабильную масляную пленку на поверхности деталей;

- использование при низких температурах. Индекс 10w указывает на то, что масло не теряет своих свойств при температуре до - 25°С.

Рассмотрим более подробно, чем отличается синтетическое масло 5w40 от полусинтетики 10w40.

Главные различия рассматриваемых масел

Обе смазки в маркировке имеют цифру 40, которая указывает на то, что они пригодны для использования в широком диапазоне летних температур. Они способны обеспечить стабильность масляной пленки при показаниях термометра до +40°. Другими словами, обе смазочные жидкости идентичны в условиях летних температур. Необходимо лишь учитывать некоторые различия: автомасло 5W40 в жаркую погоду будет более жидким, что может несколько увеличить расход смазки.

Но эта моторная жидкость изготавливается на синтетической основе, и лучше взаимодействует с различными присадками. Это обеспечивает надежную защиту деталей силового агрегата от износа. Опыт показывает, что такое масло подходит для моторов в новых автомобилях и со средним пробегом. [2]

Полусинтетику 10w40 оптимально использовать в двигателях с большим пробегом. Важное отличие от 5W40 заключается в том, что 10w40 обладает большей вязкостью, а значит, способно максимально заполнить зазоры между узлами и деталями.

По классификации базовых масел, предложенной Американским институтом нефти (API), все базовые моторные масла делятся на следующие группы:

- I - базовые масла, которые получены методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти (обычные минеральные);

- II - высокоочищенные базовые масла, с низким содержанием ароматических соединений и парафинов, с повышенной окислительной стабильностью (масла, прошедшие гидроочистку — улучшенные минеральные);

- III - базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные методом каталитического гидрокрекинга (минеральные высокой степени очистки);

- IV - базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);

- V - иные базовые масла, не вошедшие в предыдущие группы (сложные эфиры (эстеры), гликоли, GTL, и т. п.).

В таблице 1 ниже указаны основные рабочие характеристики масел 5w40 и 10w40, по которым наглядно можно определить основные отличия и сходства.

Таблица 1

Технические параметры 5W40 10w40

Основа Синтетика Полусинтетика

Температура использования -35° - +43° -27° - +38°

Проворачиваемость при минусовом пределе 6600 мПА-с 7000 мПА-с

Прокачиваемость при минимальной температуре 60000 мПА-с 60000 мПА-с

Кинематическая вязкость при +100°С 3,8 мм2/с 4,1 мм2/с

Вязкость при 150°С и скорость сдвига 3 мПА-с 3 мПА-с

Использование в двигателях Новые и с небольшим пробегом, в регионах с морозной зимой Все виды двигателей со средним и большим пробегом

Температура вспышки 210 °С 190 °С

Критическая температура застывания -42 °С -32°

Сульфатная зольность 1.1% 1.2%

Щелочное число 7.3 мгШШг 9.6 мг КОН/г - 11.4 мг КОН/г

Судя по этим показателям можно заметить широкий температурный диапазон использования моторных масел. Основное отличие приходится в какой морозной зимой используется масло и пробег двигателя внутреннего сгорания. Моторное масло 5w40 используется для более минусовых температур, а полусинтетика 10w40 используется у автомобилей с большим пробегом.

Если рассмотреть возможность смешивания представленных масел, а это синтетика 5w40 и полусинтетика 10w40, то такой симбиоз невозможен в силу того, что они изготовлены на основе разной базы. Если же база совпадает, то допустимо смешать жидкости при крайней необходимости, но в таком случае они должны быть одного производителя, так как применение различных присадок может негативно сказаться на конечном результате. Но даже при идеальных условиях, когда совпадает база и бренд, смешивание данных масел приведет к изменению конечной вязкости, и ее показатель будет зависеть от того, какой продукт будет преобладать. [3]

Жителям регионов с умеренным климатом подойдет масло 10w40, а для зимы с сильными морозами средней полосы лучше использовать 5w40.

Обе моторные жидкости схожи по своим параметрам. Разница заключается только в показателях минусовых температур. Во время летней эксплуатации 10w40 гуще, и по причине более высокой вязкости оно качественно заполняет зазоры между деталями. Моторная жидкость 5w40 в жаркую погоду жиже, а значит, возможно увеличение расхода смазочного материала.

Выводы

Выбор подходящего моторного масла для двигателя вашего автомобиля зависит от ряда факторов:

- допусков производителя двигателя внутреннего сгорания;

- состояния двигателя и пробега;

- климатических особенностей региона;

- год выпуска двигателя внутреннего сгорания;

- эксплуатационные условия (нагрузка);

- ранее используемая моторная жидкость.

Сопоставив все показатели можно определиться с выбором. Какое масло лучше для вашего агрегата в первую очередь зависит от степени износа двигателя, климата и условий вождения. Граница моторесурса в 150 тысяч км. пробега является весомым поводом для

отказа от присадок. Так например, чистящие присадки лучше заменить на противозадирные добавки. Это поможет сохранить работоспособность силового агрегата. Чистящие компоненты обладают сильным воздействием, и представляют угрозу для изношенного мотора.

Густая смазка оптимальна для автомобилей со средним пробегом. Причина кроется в том, что она способна создать более стабильную масляную пленку на трущихся поверхностях, что снизит износ двигателя. Более жидкая 5w40 потребует частой доливки летом. Причиной нередко становится протекание маслосъемных колпачков. Устраняется проблема сменой смазочной жидкости на более вязкий продукт.

Основным отличием данных масел является базовая основа. Автомасло 5w40 относится к классу синтетических смазочных материалов, 10w40 изготовлено на полусинтетической основе. Этот аспект должен стать решающим в выборе.

Синтетика превосходит по техническим характеристикам минеральное и полусинтетические моторные жидкости. Учитывая степень износа, полезно знать, что синтетическое масло способно размягчать образованный нагар. Происходит забивка отложениями каналов или смазочной системы. Поэтому при значительном износе двигателя ее лучше заменить на полусинтетику или минералку.

Литература:

1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ © 2014 М.В. Ненашев, И.Д. Ибатуллин, А С. Марков, В С. Марков, С.Г. Емельянов.

2. Власов, Ю.А. Способ диагностики агрегатов машин по параметрам работающего масла / Ю.А. Власов, Н.Т. Тищенко, Ю.А. Будько и др. Патент РФ №2473884. Опубл.: 27.01.2013 Бюл. № 3.

3. http://mashintop.ru/articles.php?id=2402

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.