Научная статья на тему 'Повышение эффективности прямого участия государства в инвестиционной деятельности'

Повышение эффективности прямого участия государства в инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЛИЗИНГ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / PUBLIC INVESTMENTS / FEDERAL TARGETED INVESTMENT PROGRAM / ECONOMIC GROWTH / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / LEASING / INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник Г.В.

Задача обеспечения устойчивого экономического развития России требует дополнительных государственных инвестиций для обновления существующих и создания новых основных фондов и объектов инфраструктуры. Необходимы и дополнительные усилия по формированию благоприятных экономических условий и финансовых стимулов для привлечения частных инвестиций в реализацию крупных инвестиционных проектов. Статья посвящена современной практике прямого участия государства в инвестиционной деятельности, включая проблемы и тенденции предоставления бюджетных инвестиций. Сделан вывод о необходимости уточнения подхода к определению эффективности бюджетных инвестиций. На основе выявленных проблем сформулированы рекомендации по повышению эффективности прямого участия государства в инвестиционной деятельности.The task of ensuring Russia's sustainable economic development requires additional public investment to update existing assets and create new fixed assets and infrastructure facilities. Additional efforts are also needed to create favorable economic conditions and financial incentives to attract private investment in the realization of major investment projects. The article is devoted to the modern practice of direct participation of the state in investment activities, including problems and trends in the provision of budget investments. It is concluded that there is a need to correct the approach to determining the effectiveness of budget investments. Based on the identified problems, recommendations are formulated to improve the effectiveness of direct state participation in investment activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности прямого участия государства в инвестиционной деятельности»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЯМОГО УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.В. Олейник, студент

Научный руководитель: Н.С. Шмиголь, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10495

Аннотация. Задача обеспечения устойчивого экономического развития России требует дополнительных государственных инвестиций для обновления существующих и создания новых основных фондов и объектов инфраструктуры. Необходимы и дополнительные усилия по формированию благоприятных экономических условий и финансовых стимулов для привлечения частных инвестиций в реализацию крупных инвестиционных проектов. Статья посвящена современной практике прямого участия государства в инвестиционной деятельности, включая проблемы и тенденции предоставления бюджетных инвестиций. Сделан вывод о необходимости уточнения подхода к определению эффективности бюджетных инвестиций. На основе выявленных проблем сформулированы рекомендации по повышению эффективности прямого участия государства в инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: государственные инвестиции, Федеральная адресная инвестиционная программа, экономический рост, государственно-частное партнерство, лизинг, инвестиционный проект.

Обеспечение стабильного экономического роста и реализация национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года в современных условиях невозможны без инвестиций. В этих условиях инвестиции выполняют двоякую роль. С одной стороны, в условиях глобализации экономики и действия международных санкций они выступают катализатором экономического роста. В тоже время, из-за высоких рисков и нестабильной экономической конъюнктуры инвестиционная привлекательность российской экономики для частных инвесторов снижается, и инвестиции государства в экономику служат основным источником капитала, способствуют привлечению частных инвесторов и обеспечивают макроэкономическую стабильность.

В рамках вопроса правового регулирования инвестиций следует выделить Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», где инвестиционная деятельность определена как комплекс мероприятий, направленный на

вложение инвестиций с целью получения прибыли и (или) иного полезного эффекта. Но участие государства в поддержании инвестиционного процесса проявляется не только в правовом регулировании инвестиционной деятельности, но также в прямом инвестировании бюджетных средств и участии в инвестировании совместно с юридическими лицами.

Если мы говорим о формах государственной поддержки инвестиций в Российской Федерации, то можно сгруппировать их в три основных блока, а именно: создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности с целью привлечения частных инвесторов; прямое участие государства в стимулировании инвестиций; иные формы участия государства в инвестиционной деятельности.

Первый блок включает в себя разработку и внедрение на практике определенного комплекса инструментов налогово-бюджетной, а также амортизационной политики и иных составляющих экономической политики в целях стимулирования инвестиционной деятельности. Одним из важных инструментов регулирования ин-

вестиционной деятельности являются налоговые инструменты, включая предоставление налоговых льгот инвесторам. Примером таких льгот является «трехлетняя льгота», согласно которой в случае владения в течение 3 лет и более ценными бумагами, инвестор может быть освобожден от уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в случае продажи вышеупомянутых акций (данный порядок определен статьей 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Такая налоговая льгота не распространяется на акции, купленные ранее 1 января 2014 года, и здесь идет речь об акциях, котирующихся на бирже, а также паев паевых инвестиционных фондов. Если в собственность приобретаются ценные бумаги высокорисковых (высокотехнологичных

компаний и проектов), то срок владения для освобождения от НДФЛ снижается до одного года.

Другим действенным инструментом регулирования инвестиционной активности является развитие лизинговых схем. Так, при часто используемой схеме финансового лизинга срок договора лизинга и срок полезного использования объекта лизинга могут совпадать. Таким образом, когда срок действия лизингового договора подходит к концу и остаточная стоимость объекта лизинга почти равна нулю, он может перейти в собственность лизингополучателя без внесения дополнительной оплаты. Данные об уровне развития финансового лизинга в Российской Федерации представлены на рисунке 1.

л

Ь 0 е1

о щ íí а

s ° S i

s Π55 S

o o ñ , ю

h л " ï >

U o i T a

от í: <o X

Ю ^ ^

О

2000,0 1500,0 1000,0 500,0 0,0

111

I. ■ 111

^ ^

V* _{V" r-> cv» cv» _tv- _cv- o>

& & V V V V V -Vo -Vo -Vo V Года

Рис. 1. Общая стоимость договоров финансового лизинга в Российской Федерации

за период 2006-2019 гг. [1]

Согласно данным, представленным на рисунке 1, можно отметить положительную динамику развития финансового лизинга в Российской Федерации, однако в целом его развитие нельзя назвать крайне успешным, поскольку в российской практике инвестиционной деятельности лизинг не является основным методом финансирования инвестиционной сферы. Такие инструменты регулирования инвестиционной деятельности, как возможность переоценки стоимости основных средств на уровень инфляции и совершенствование системы антимонопольного регулирования, повышают инвестиционную привлекательность российской экономики для внешних и внутренних инвесторов.

Характеризуя второй блок мер государственного участия в стимулировании инвестиций, отметим, что прямое регулирование инвестиционной деятельностью со

стороны государства осуществляется через:

- предоставление государственных гарантий по проектам: например, Министерством экономического развития определен следующий порядок предоставления государственных гарантий - методика расчета размера поддержки определяется исходя из минимального объема государственной гарантии (от 1 млрд рублей), а предельный объем гарантии не может превышать половины от полной стоимости инвестиционного проекта;

- предоставление бюджетных средств на конкурсной основе: органами государственной власти и местного самоуправления проводятся конкурсы по привлечению дополнительных финансовых ресурсов в инвестиционные проекты;

- выпуск ценных бумаг в целях финансирования отдельных проектов.

В рамках третьего блока - иных форм участия государства в регулировании инвестиционной деятельности, выделим организацию независимой экспертизы инвестиционных проектов, а также защиту, в том числе правовую, интересов субъектов инвестиционной деятельности. Государство, используя все три блока, может комбинировать их в целях создания комфортных условий для развития благоприятного инвестиционного климата в государстве. При этом на объем инвестиций по большей части влияют нормативно-правовая база, налоговая и судебная системы, а также система поддержки предпринимательской сферы.

Одной из перспективных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в России является государственно-частное партнерство (далее - ГЧП). Механизм функционирования ГЧП может помочь в осуществлении следующих стратегических задач, а именно: снижение степени загрузки бюджета за счет поиска и привлечения финансовых ресурсов частного сектора; минимизация и разделение рисков между государством и деловым сектором страны; осуществление привлечения инноваций в производственную сферу, а также в сферу услуг; сохранение будущих объектов пользования в государственной собственности; улучшение условий инвестиционного климата в стране. На практике также предполагается, что механизм функционирования ГЧП в своей основе должен иметь предоставлять условия бизнес-сектору экономике для участия в формировании, а также реализации планов социально-экономического развития государства, причем с возможностью выражения своих собственных интересов. В таком случае в условиях ГЧП формируемые государством задачи могут корректироваться с учетом интересов частного сектора (бизнеса), а интересы частных инвесторов будут учитываться при составлении пла-

нов социально-экономического развития государства. В качестве успешного примера реализации государственно-частного партнерства на региональном уровне следует отметить взаимодействие региональных органов власти и бизнеса в Московской области. Данный регион занимает первое место в рейтинге ГЧП Российской Федерации, и сегодня в регионе реализуется 37 проектов ГЧП на общую сумму более 80 млрд рублей. Примером наиболее значимых проектов ГЧП, реализованных в данном регионе, может выступить строительство двух онкокардиологических центров в городах Балашиха и Подольск в марте 2018 года. Общий объем инвестиций составил около 3,8 млрд рублей [3], а реализация данного проекта помогла решить ряд задач, в том числе, обеспечение нуждающихся пациентов с разным стадиями заболеваний кардиологической и онкона-правленности в медицинском обслуживании; предоставление дополнительных (250) рабочих мест для медицинского персонала всех уровней; осуществление со-финансирования сферы здравоохранения

Характеризуя особенности бюджетных инвестиций в Российской Федерации, следует отметить, что они в основном направляются на нужны капитального строительства, реконструкции объектов, что указывает на их отождествление с капитальными вложениями как таковыми, поэтому в научных публикациях российских ученых бюджетные инвестиции часто определяются как денежные средства государства, направляемые в основные фонды [5-7]. По полученным данным рисунка 2 можно констатировать, что на протяжении 13 лет в Российской Федерации наблюдается темп роста инвестиций в основной капитал сохраняет устойчивую положительную динамику, при этом, темп ежегодного прироста колеблется от 4 до 20% объема вложенных средств.

25000000

* ю £ ££ 20000000

| | 15000000 ■ I I I

|| I I I I I I II II II

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Года

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации за период 2006-2019гг. [2]

Другими значимыми проблемами предоставления бюджетных инвестиций являются: отсутствие комплексной системы государственного инвестиционного менеджмента, нарушение установленных сроков внесения изменений в сводную бюджетную роспись, рост числа недостроенных объектов, низкая результативность ввода объектов в эксплуатацию, отсутствие качественной оценки эффективности капитальных вложений с учетом социального аспекта.

Характеризуя проблемы предоставления бюджетных инвестиций, стоит выделить определенные барьеры, которые мешают расширению объема бюджетных инвестиций:

- несмотря на то, что на финансирование социально-значимых отраслей и национальных проектов идет преимущественно за счет бюджетных средств, все же внебюджетные источники финансирования также присутствуют (включая частные инвестиции), однако до сих пор не выяснено, в каких объемах и за счет каких механизмов будут привлекаться частные финансовые ресурсы;

- наблюдается частое несоответствие уровня выделяемых средств уровню их освоения по итогам реализации различных проектов и программ. Данный факт может возникать вследствие недостижения каких-либо заданных параметров, из-за чего возникает потребность в дополнительных финансовых ресурсах. Такая ситуация может быть вызвана и таким фактором, как коррупционная составляющая, которая лишь увеличивает финансовую нагрузку на главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств;

- недостаточно высокое качество управления государственными программами, которые предусматривают вложения в объекты государственной или муниципальной собственности. При этом, акцент внимания главных распорядителей бюджетных средств смещается с решения практических задач предоставления бюджетных инвестиций лишь на освоение ресурсов в целях достижения указанных показателей результативности;

- несовершенство нормативно-правовой базы, которое проявляется, например, в задержке принятия определенного нормативно-правового акта с жизненно важными для инфраструктурного проекта условиями реализации, такие как порядок по распределению субсидий, проведения конкурсов работ по проектам, а также принципы оформления контрактов в рамках данных проектов. Все это, в конечном итоге, может привести к торможению строительства объектов капитального характера.

Бюджетные инвестиции в Российской Федерации могут предоставляться через Федеральную адресную инвестиционную программу (далее - ФАИП), а также в рамках реализации проектов ГЧП. В рамках ФАИП аккумулируется и предоставляется большая доля объемов бюджетных инвестиций на капитальные вложения за счёт средств федерального бюджета. Через механизм ФАИП выполняется комплекс мер, предусмотренный в рамках государственных программам, объем финансирования которых, указывается в соответствующем законе или решении о бюджете.

В структуре ФАИП наибольший удельный вес приходится на бюджетные инвестиции, которые направлены на строи-

тельство объектов государственной (муниципальной) собственности - 401,5 млрд. рублей, а также бюджетные инвестиции в объекты в рамках государственного оборонного заказа - 141,4 млрд. рублей. Меньше всего предусмотрено на бюджет-

ные инвестиции иным юридическим лицам в объекты капитального строительства - 6,4 млрд. рублей. Данные об удельных весах распределения бюджетных средств в рамках общего объема ассигнований представлены на рисунке 3.

■ Бюджетные инвестиции в строительство объектов государственной/муниципальной собственности

■ Бюджетные инвестиции в объекты в рамках гособоронзаказа

■ Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества

■ Субсидии бюджетам субъектов РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной/муниципальноц собственности

5% 1%

Рис. 3. Основные направления бюджетных средств в рамках ФАИП за 2019 год [7]

Анализируя соответствие полученных и освоенных бюджетных средств в рамках ФАИП за период 2012-2019 годов, можно отметить, что семилетний рассматриваемый период уровень освоения бюджетных

ассигнований имеет тенденцию к снижению. При этом, наименьший уровень освоенных средств ФАИП продемонстрировала в 2015 году (около 50%), а наибольший - в 2014 году (около 77%) (рис. 4).

1000,00 800,00 600,00 400,00 200,00 0,00

2012

Получено средств, млрд рублей 899,58 I Освоено средств, млрд рублей 556,59

2013 708,59 505,97

2014 639,98 498,04

2015 919,72 455,32

2016 765,39 469,84

2017 761,61 460,55

2018 741,07 436,56

2019 845,73 481,52

Получено средств, млрд рублей

Освоено средств, млрд рублей

Рис. 4. Соответствие полученных и освоенных бюджетных средств в рамках ФАИП за период 2012-2019 гг. [8]

В качестве основных потенциальных направлений решения проблем, возникающих в процессе предоставления и освоения бюджетных инвестиций нами, предлагаются следующие:

- изменить существующий подход к определению бюджетных инвестиций, рассматривая их не только как финансовые отношения в объекты капитального строительства, но и как финансовые отношения, направленные на предоставление

общественных благ, в предоставлении которых частный инвестор часто не заинтересован. Отсюда эффективность бюджетных инвестиций должна оцениваться не только с позиций экономической эффективности (через расчет показателей NPV, IRR, PI и др.), но и через показатели, характеризующие выгоды для населения (улучшение качества жизни, снижение уровня безработицы, снижение цен на определенные товары и услуги и проч.), т.е.

через социально-экономическую эффек- последующего контроля проектов, реали-тивность; зуемых с привлечением бюджетных инве-

- расширение нормативной базы пре- стиций, в которой в рамках контроля реа-доставления бюджетных инвестиций с лизована задача повышения ответственно-конкретизацией понятий «бюджетные ин- сти государственных заказчиков за пра-вестиции» и «эффективность бюджетных вильность, точность и правдивость пре-инвестиций»; доставляемой публичной отчетности по

- активное использование качественной реализации программ и освоению бюд-оценки эффективности бюджетных инве- жетных средств.

стиций с учетом социального аспекта по Полагаем, что реализация предложен-

всем объектам, т.к. в настоящее время со- ных направлений позволит улучшить сло-циальная эффективность оценивается жившуюся в России практику предостав-лишь по крупным проектам; ления бюджетных инвестиций и повысит

- создание регламентированной ком- эффективность инвестиционной деятель-плексной методики отбора, реализации и ности в целом.

Библиографический список

1. Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных организациями, осуществляющими деятельность в сфере финансового лизинга в Российской Федерации: Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/tab_Lizing.htm (Дата обращения 03.5.2020)

2. Инвестиции в основной капитал: Федеральная служба государственной статистики. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/investment_nonfinancial (Дата обращения 02.05.2020)

3. Козельский В.Н. Бюджетные инвестиции: проблемы и перспективы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - №5.

4. Инвестиционный портал Московской области: Государственно - частное партнерство. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://invest.mosreg.ru/about_mo/government_and_business (Дата обращения 05.05.2020).

5. Аландаров Р.А. Оценка качества финансового менеджмента бюджетных инвестиций в России // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №6. - С. 69-79.

6. Лескина Я.А. Обзор подходов к оценке социальной значимости и бюджетной эффективности инвестиционного проекта// Наука через призму времени. - 2018. - №12 (21). -С. 102-107

7. Солянникова С.П. Результативность государственных расходов: проблемы оценки и мониторинга // Финансовая политика. - 2014. - №1 (229). - С. 10-18.

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF DIRECT STATE PARTICIPATION

IN INVESTMENT ACTIVITY

G.V. Oleynik, Student

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Supervisor: N.S. Shmigol, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor (Russia, Moscow)

Abstract. The task of ensuring Russia's sustainable economic development requires additional public investment to update existing assets and create new fixed assets and infrastructure facilities. Additional efforts are also needed to create favorable economic conditions and financial incentives to attract private investment in the realization of major investment projects. The article is devoted to the modern practice of direct participation of the state in investment activities, including problems and trends in the provision of budget investments. It is concluded that there is a need to correct the approach to determining the effectiveness of budget investments. Based on the identified problems, recommendations are formulated to improve the effectiveness of direct state participation in investment activities.

Keywords: public investments, Federal targeted investment program, economic growth, public-private partnership, leasing, investment project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.