Научная статья на тему 'Повышение эффективности процесса формирования компетенций специалиста в области информационных систем'

Повышение эффективности процесса формирования компетенций специалиста в области информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДИСЦИПЛИН / CONTINUITY DISCIPLINES / ФАКТОР / FACTOR / ИТ-СПЕЦИАЛИСТ / IT-SPECIALIST / СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ / SPECIALIST IN INFORMATION SYSTEMS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / EDUCATION STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / МЕЖПРЕДМЕТНАЯ КООРДИНАЦИЯ / INTERDISCIPLINARY COORDINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Е. В., Назарова О. Б., Масленникова О. Е., Давлеткиреева Л. З.

Условиях информатизации всех сфер деятельности улучшение процессов жизненного цикла автоматизированных систем определяет функционирование любого предприятия и повышает важность формирования определенной компетентности выпускников вузов ИТ-направлений. В статье проанализированы требования работодателей, предложена модель будущего разработчика в области информационных систем на основе принципа преемственности в цепочке «компетенция дисциплина компетенция дисциплина». Таким образом, студент приобретает целостную картину, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Е. В., Назарова О. Б., Масленникова О. Е., Давлеткиреева Л. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the factors of increase of efficiency of the process of formation of competence of specialistsin the field of information systems

In the conditions of informatization of all fields of activity the improvement of processes of life cycle of the automated systems defines functioning of any enterprise in general. In this regard the importance of the university graduates competence formation increases. Professional competences define the degree of IT specialists in information systems readiness to carry out different types of tasks. The requirements of employers were analysed according to which the model of future expert in the field of information systems is developed. The article is focused on the continuity principle that is realized though the chain «competence subject competence subject». The complex of methods, forms and techniques is used for conducting classes and organizing extra class activities and studying. A certain competence formation of university students within an educational curricular is carried out through a number of disciplines and their close interrelation on the basis of continuity is assumed that is realized though curricular, in the principles of statements of design tasks, application-oriented tasks, including laboratory and course papers, educational and work practice, etc. Continuity principle in subjects curricular planning defines completeness of formation as one of significant factors of increase of efficiency both the process of formation of competences, and educational process in general. The materials of the research can be used for IT-specialists training at higher education institution.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности процесса формирования компетенций специалиста в области информационных систем»

Е. В. Романова, Московский технологический университет, e.romanova@itsmforum.ru О. Б. Назарова, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный

университет им. Г. И. Носова», nazarova21@mail.ru О. Е. Масленникова, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный

университет им. Г. И. Носова», maslennikovaolga@yandex.ru Л. З. Давлеткиреева, канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный

университет им. Г. И. Носова», ldavletkireeva@mail.ru

Повышение эффективности процесса формирования компетенций специалиста в области информационных систем

В условиях информатизации всех сфер деятельности улучшение процессов жизненного цикла автоматизированных систем определяет функционирование любого предприятия и повышает важность формирования определенной компетентности выпускников вузов ИТ-направлений. В статье проанализированы требования работодателей, предложена модель будущего разработчика в области информационных систем на основе принципа преемственности в цепочке «компетенция — дисциплина — компетенция — дисциплина». Таким образом, студент приобретает целостную картину, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: преемственность дисциплин, фактор, ИТ-специалист, специалист по информационным системам, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, межпредметная координация.

Введение

Стремительное развитие информационных технологий в части совершенствования процессов жизненного цикла автоматизированных систем (создание, внедрение, сопровождение) все больше определяет функционирование любого предприятия в целом и повышает значимость формирования требуемых компетенций у выпускника университета: общекультурных; общепрофессиональных и профессиональных, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом. Именно профессиональные компетенции определяют степень готовности специалиста по информационным системам (ИТ-специалиста) выполнять те или иные виды трудовой де-

ятельности, определенные профессиональным стандартом, разработанным в 2014 г. под эгидой Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и представляющим с позиций работодателя набор профессиональных характеристик, на которые нужно ориентироваться, в том числе вузам, при подготовке специалистов в указанной области1.

В настоящее время при организации образовательного процесса смоделирована, построена и успешно работает цепочка: «компетенция — дисциплина — компетенция — дисциплина», с одной стороны, а с другой,

1 Профессиональные стандарты программиста и руководителя разработки программного обеспечения / под ред. Лебедева С. А. и Тельнова Ю. Ф. Научное издание. М.: МЭСИ, 2015. — 163 с.

используются разнообразные интерактивные формы, методы и средства для проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы студентов (метод CASEов, проектный метод, круглые столы, квазипрофессиональные задачи и др.).

Обозначенные стороны образовательного процесса направлены на формирование той или иной компетенции у студента университета в рамках образовательной программы и реализуются в целом ряде дисциплин, предполагая их тесную взаимосвязь на основе преемственности: в учебном плане, в принципах постановки проектных задач, в различного рода практико-ориентирован-ных занятиях, включая лабораторные и курсовые работы, учебные и производственные практики и т. п. Преемственность дисциплин во многом определяет полноту формирования требуемых компетенций, выступая одним из значимых факторов повышения эффективности как самого процесса формирования компетенций, так и образовательного процесса в целом.

При этом студент в процессе обучения приобретает целостную картину по ряду курсов, особенно специальных, выходя на решение комплексных предметных задач своей будущей профессиональной деятельности. Актуальность проблемы преемственности в построении учебных дисциплин образовательной программы для эффективного формирования компетенций ИТ-специалиста вообще и в области информационных систем (ИС) в частности обусловлена: 1) возрастанием потребности инновационной экономики страны, социальной сферы, государственного управления в квалифицированных ИТ-кадрах; 2) определением четких требований работодателям от государственных и частных структур к уровню готовности ИТ-специалиста по информационным системам выполнять те или иные виды трудовой деятельности, отраженные в профессиональном стандарте; 3) повышением значимости участия работодателей в образовательном про-

цессе для профессионального становления бакалавров и магистров; 4) необходимостью межпредметной координации в рамках образовательной программы.

Современные социально-экономические условия требуют от вузов поиска новых способов и инструментов повышения эффективности работы образовательной организации (ОО). Профессиональное развитие бакалавров и магистров становится значимым фактором, так как повышение качества образования, с одной стороны, и конкурентоспособности выпускников российских образовательных организаций для новой «экономики знаний», с другой, становятся приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования. Потребность общества в опережающей направленности подготовки ИТ-специалистов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации всех сфер общества, сталкивается с недостаточной готовностью вузов к практической реализации данной функции. Следует констатировать, что социально-экономический заказ на подготовку ИТ-специалистов, в том числе в области информационных систем, не может быть выполнен из-за недостаточного уровня их профессиональной компетентности [1; 2].

Таким образом, цель исследования — демонстрация возможной реализации принципа преемственности как фактора повышения эффективности процесса формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем через определение причин, влияющих на решение обозначенной проблемы. Изучение преемственности в этом контексте позволило выбрать причинно-следственную модель (диаграмма Исикавы) в качестве наглядной формы представления результатов исследования.

В качестве рабочей гипотезы исследования было определено положение о том, что соблюдение принципа преемственности в построении учебных дисциплин для формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем является зна-

чимым фактором эффективности этого процесса и реализуется в большей степени за счет управляющей роли образовательного стандарта и достаточной квалификации профессорско-преподавательского состава.

Логика исследования предполагала проведение работ на следующих уровнях: теоретическом, моделирующем и технологическом.

Результаты теоретического уровня исследования

На теоретическом уровне были проанализированы результаты ряда исследований на предмет уточнения и определения мнения авторов относительно ключевых понятий: образовательный процесс, управление качеством образовательного процесса [3-5], рамки ИКТ-компетенций [6], информационно-образовательная среда (ИОС) [7; 8], информационно-предметная среда [9], психолого-педагогические аспекты принципа преемственности [10; 11], педагогическое проектирование [12]. Кроме того, было определено, что ряд зарубежных и отечественных ученых рассматривали проблему исследования под различными углами зрения: преемственность процесса обучения, поддерживаемая в качестве контекста для обучения [13]; разработка учебных программ в области информационных систем и ИКТ, использование ИКТ для научно-исследовательского и профессионального развития студентов вуза [14]; пути создания единого образовательного пространства для реализации принципа преемственности в профессиональном образовании [15]) и др.

Здесь же нашли применение следующие методы: изучение передового опыта, анализ философской, педагогической и психологической литературы; системный и структурно-функциональный анализ; синтез и классификация.

Кроме того, дается определение понятия «фактор» как «возможности» (источника, средства, условия), которая может быть использована для решения какой-либо задачи,

достижения определенной цели отдельно взятого лица, общества в определенной области. Педагогические возможности принципа преемственности в формировании компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем, степень его влияния на эффективность данного процесса заложены в образовательном стандарте, а результат в виде трудовых функций отражен в профессиональном стандарте. В рамках проводимого ранее исследования эксперты выделили ряд факторов эффективности образовательного процесса: «Мониторинг (19,1%)», «Образовательные технологии (17,5%)», «ППС, обучающиеся (20,7%)», «Информационно-образовательная среда (ИОС) (15,9%)», а также «Преемственность дисциплин (26,6%)». Именно последний был определен в качестве ключевого фактора [16].

Следует отметить, что преемственность в построении дисциплин во многом определяет полноту формирования требуемых компетенций по направлению подготовки и одновременно влияет как на сам процесс формирования компетенций, так и на образовательный процесс в целом.

В контексте данного исследования предполагается три основных направления реализации преемственности: через грамотно продуманную последовательность выстраивания в учебном плане (порядка изучения студентами) дисциплин направления подготовки в течение всего образовательного процесса; через содержание учебного материала, а также методы его изучения.

Полагаем, что если преемственность рассматривается в узком конкретном контексте, в пределах какого-то одного звена (внутри курса, образовательной программы), то она проявляется в виде разного рода связей (межпредметная координация). Если рассматривают преемственность в обучении (содержании, формах, методах), то здесь она проявляется в виде общего дидактического или педагогического принципа, который предусматривает систематичность, последовательность, доступность, прочность, научность,

осознанность подачи и освоения учебного материала.

Таким образом, рассматривая преемственность в качестве дидактического принципа, в основе которого лежат закономерности о всеобщей связи и непрерывном развитии личности, представим эту категорию как основное исходное положение, характерными признаками которого являются: 1) поступательность (последовательность) и согласованность содержания, форм и методов дидактического процесса на одном образовательном уровне в рамках образовательной программы (ОП); 2) поступательность и согласованность обучения на различных образовательных уровнях, что позволяет сохранить полноту сформированных профессиональных компетенций как результат предыдущего уровня образования и обеспечить возможность их дальнейшего развития.

Результаты моделирующего уровня исследования

На моделирующем уровне работы над проектом были использованы: обсервационные методы (метод экспертных оценок; в нашем случае экспертами выступают представители работодателей, вендоров, профессорско-преподавательского состава кафедры и института); методы ранжирования и нормирования; диаграммные техники различных методологических подходов. В связи с этим действенным и наглядным механизмом, демонстрирующим связь причин и факторов для установленной проблемы, выбрана ди-

аграмма Исикавы. Таким образом, дальнейшая работа над проблемой потребовала соблюдения правил построения диаграммы причинно-следственных связей.

В ходе мозгового штурма определена цель: преемственность в построении дисциплин, а также согласно правилу «шести М» продуманы и последовательно выделены главные причины (причины уровня 1), которые подвержены влиянию со стороны участников исследуемого процесса: «management» — управление — образовательный стандарт; «method» — метод — межпредметная координация; «measurement» — измерение — профессиональный стандарт; «men» — люди (человеческий ресурс) — профессорско-преподавательский состав (III 1С ) и обучающиеся; «material» — материал — информационно-образовательная среда (ИОС). Отметим, что не был учтен фактор «mashine», поскольку техническое оснащение образовательного процесса не находится в компетенции непосредственных его участников [16; 17].

Для первоначальной оценки верного направления рабочей гипотезы исследования была проведена экспертная оценка разработанного варианта диаграммы Исикавы (рис. 1). Полученные методом ранжирования и нормирования результаты расчетов по каждому фактору уровня 1 приведены в табл. 1 и на рис. 1.

Таким образом, для регулирования управляющих воздействий на преемственность в построении дисциплин с целью повышения эффективности процесса формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем необходимо руководство-

Таблица 1. Результаты ранжирования экспертных оценок исследуемых факторов

Table 1. Results ranking expert evaluations investigated the factors

Название фактора П1 П2 П3 П4 П5

Oбразователь-ный стандарт Межпредметная координация Профессиональный стандарт ППС, обучающиеся ШС

Oтносительный ранг (OP) 0,28 0,17 0,19 0,20 0,16

OP в % 28,12 17,19 18,75 20,31 15,63

Рис. 1. Диаграмма факторов повышения эффективности процесса формирования компетенций ИТ-специалиста в области информационных систем на основе принципа преемственности

Fig. 1. Diagram of the factors of increasing the efficiency of the process of formation of competence of IT specialists in the field of information systems based on the principle of continuity

ваться образовательным стандартом (28,12%), опираться на квалифицированный профессорско-преподавательский состав и достойный уровень подготовки обучающихся (20,31%), учитывать прописанные в профессиональном стандарте трудовые функции (18,75%), реализовывать межпредметную координацию (17,19%) с использованием информационно-образовательной среды (15,63%) [18].

Полученные веса (см. рис. 1) свидетельствуют, что наиболее важными причинами уровня 2, выделенными в результате декомпозиции причин уровня 1, для фактора «Преемственность в построении дисциплин» являются: учебный план, разработанный с учетом требований образовательного стандарта; комплексные предметные задания (реализация через постановки проектных задач на различного рода практико-ори-ентированных занятиях, включая лабораторные и курсовые работы, учебные и производственные практики), выполнение которых способствует формированию межпредметной координации; функциональная карта вида профессиональной деятельности, описанная через трудовые функции в профессио-

нальном стандарте; квалификация III 1С , влияющая на уровень подготовки обучающихся с использованием информационных ресурсов образовательной среды (образовательный и корпоративный порталы, облачные технологии) [19; 20]. Отметим, что веса для причин уровня 2 представлены без учета доли причин уровня 1, что объясняется необходимостью демонстрации роли каждой из них именно для реализации соответствующей причины уровня 1, а не цели вообще. Иначе коэффициенты будут излишне дробными и непоказательными для задач исследования.

Результаты технологического уровня исследования

Остается открытым вопрос методики реализации принципа преемственности. Как это работает на практике? В качестве демонстрации представим трансформацию нескольких профессиональных компетенций (ПК) будущего ИТ-специалиста в области ИС по дисциплинам, изучаемым в ходе его подготовки в вузе, что и определит технологический уровень исследования.

Основная цель вида профессиональной деятельности, определенная в профессиональном стандарте специалиста по ИС, и Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата, представленная в образовательном стандарте по направлению подготовки «Прикладная информатика», практически идентичны: выполнение работ по созданию, модификации, внедрению и сопровождению информационных систем. Этот факт только подтверждает тенденцию к сближению вузов и работодателей в части формирования единых требований, которые выливаются в перечень трудовых функций профессионального стандарта и набор профессиональных компетенций образовательного стандарта соответственно. Таким образом, учебный план по образовательной программе «Прикладная информатика» разра-

ботан с учетом такой последовательности дисциплин, которая позволит полностью сформировать соответствующие компетенции по видам деятельности (проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская) в течение всего периода обучения на основе принципа преемственности.

На сегодняшний день смоделирована, реализована и успешно работает цепочка «компетенция — дисциплина — компетенция — дисциплина». Примеры такого «протягивания» профессиональных компетенций через различные дисциплины представлены на рис. 2. Для наглядности выбраны три компетенции из различных видов деятельности: проектная, производственно-технологическая и аналитическая, определенные образовательным стандартом. Авторы ставили

Проектная деятельность (ПК-1...ПК-9) пк-7 выпускник должен обладать способностью проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения _решения прикладных задач_

Наименование КУРСЫ

1 2 3 4

СЕМЕСТРЫ

1 2 3 4 5 6 7 8

1 Информационные системы и технологии ПК-7 ПК-7

2 Теория экономических ИС ПК-7

3 Базы данных ПК-7 ПК-7

4 Управление проектами ПК-7

5 Проектирование информационных систем

6 Проектный практикум ПК-7 ПК-7

7 Объектно-ориентированный анализ и программирование ПК-7 ПК-7

8 Программная инженерия ПК-7 ПК-7

9 Документационное обеспечение разработки ИС ПК-7

Производственно-технологическая деятельность (ПК-10...ПК-16) ПК-13 выпускник должен обладать способностью осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения ИС

1 Программное обеспечение ЭВМ ПК-13

2 Вычислительные системы, сети и телекоммуникации ПК-13 ПК-13

3 Обработка информации на ЭВМ ПК-13

4 Объектно-ориентированный анализ и программирование ПК-13 ПК-13

5 Практикум по программированию ПК-13 ПК-13

6 Программная инженерия ПК-13 ПК-13

7 Программирование учетно-аналитических задач ПК-13

8 Разработка прикладных приложений ПК-13

9 Разработка интернет-приложений ПК-13

10 Внедрение, сопровождение и адаптация ИС ПК-13 ПК-13

Аналитическая деятельность (ПК-20...ПК-22)

ПК-22 выпускник должен обладать способностью анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и

модификации ИС

1 Информационные системы и технологии ПК-22 ПК-22

2 Вычислительные системы, сети и телекоммуникации ПК-22 ПК-22

3 Основы оценки эффективности ИТ-проектов ПК-22

4 Предметно-ориентированные экономические информационные системы ПК-22

5 Исследование операций и методы оптимизации ПК-22

6 Проектный практикум ПК-22 ПК-22

7 Экономическая эффективность ИС ПК-22 ПК-22

Рис. 2. Формирование профессиональных компетенций в дисциплинах образовательной программы

Fig. 2. Formation of professional competence in the disciplines of the educational program

своей целью продемонстрировать последовательность формирования способностей выпускника: проводить описание прикладных процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач (ПК-7); осуществлять инсталляцию и настройку параметров программного обеспечения информационных систем (ПК-13); анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для создания и модификации информационных систем (ПК-22) в рамках различных дисциплин в течение всего периода обучения, начиная с вводных курсов и заканчивая специальными дисциплинами.

Заключение

Проведенное исследование показало, что актуальность проблемы преемственности в построении учебных дисциплин образовательной программы для эффективного формирования компетенций ИТ-специалиста вообще и в области информационных систем (ИС) в частности обусловлена несколькими позициями. С одной стороны, растет потребность инновационной экономики страны, социальной сферы, государственного управления в квалифицированных ИТ-кадрах, с другой — работодатели от государственных и частных структур проявляют явную заинтересованность не только в качестве выпускаемых специалистов по информационным системам, их готовности к высококвалифицированному выполнению профессиональных задач, установленных в профессиональных стандартах, но и в непосредственном участии в образовательном процессе. При этом для эффективной реализации данных положений появляется очевидная необходимость межпредметной координации в рамках образовательной программы.

Цель исследования состояла в демонстрации возможной реализации принципа преемственности как фактора повышения эффективности процесса формирования компетен-

ций при подготовке специалиста в области информационных систем через определение причин, влияющих на решение обозначенной проблемы.

В качестве рабочей гипотезы исследования было определено положение о том, что соблюдение принципа преемственности в построении учебных дисциплин для формирования соответствующих компетенций у будущего специалиста в области информационных систем является значимым фактором эффективности этого процесса и реализуется в большей степени за счет управляющей роли образовательного стандарта и достаточной квалификации профессорско-преподавательского состава.

Гипотеза нашла свое частичное подтверждение при реализации логики исследования на теоретическом, моделирующем и технологическом уровнях.

Так, на теоретическом уровне была доказана актуальность проблемы реализации принципа преемственности как значимого фактора повышения эффективности процесса формирования ИТ-компетенций специалиста в области информационных систем через определение причин, влияющих на решение обозначенной проблемы. В теории и практике педагогики накоплен достаточный потенциал для ее решения, интерес проблема вызывает и у работодателей. Тем не менее остаются недостаточно проработанными следующие вопросы: поиск методов оценки сформирован-ности той или иной компетенции согласно новым образовательным стандартам; разработка модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров прикладной информатики по различным видам деятельности в ИТ-сфере.

Экспертная оценка, проводимая при построении диаграммы Исикавы в рамках моделирующего уровня исследования, позволила выделить следующие факторы, способствующие достижению преемственности дисциплин: в качестве управления — «образовательный стандарт»; в качестве человеческого

ресурса — «профессорско-преподавательский состав (ППС) и обучающиеся»; для реализации измерений — «профессиональный стандарт»; в качестве метода и технологии реализации указанной цели — «межпредметная координация» и «ИОС» соответственно.

Методом ранжирования и нормирования были определены веса каждой из причин первого уровня. Анализ полученных рангов показал, что существенными для достижения поставленной цели являются: «Образовательный стандарт» (28,12%); «ППС, обучающиеся» (20,31%). Это свидетельствует о состоятельности рабочей гипотезы исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для дальнейшего исследования необходимо пересмотреть ряд других факторов, повторно провести оценку, увеличив количество экспертов. Кроме того, показательным будет в этом ключе построение диаграммы Парето на основе вновь полученных оценок с целью определения дополнительных факторов, над реализацией которых коллективу необходимо работать.

Развитие работ на технологическом уровне требовало от авторов ответа на вопрос «Каким образом возможно методически реализовать принцип преемственности на структурном и содержательном уровнях образовательного процесса?». Для этого были смоделированы структура и содержание «идеального» учебного плана по направлению «Прикладная информатика» для формирования соответствующих компетенций по видам деятельности (проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, аналитическая, научно-исследовательская) в течение всего периода обучения на основе принципа преемственности.

На сегодняшний день реализована и успешно работает цепочка: «компетенция — дисциплина — компетенция — дисциплина». Приведены примеры такого «протягивания» профессиональных компетенций через различные дисциплины (для наглядности выбраны три компетенции из различных видов деятельности: проектная, производственно-тех-

нологическая и аналитическая, — определенных образовательным стандартом).

Остается открытым вопрос развития содержания компетенций от дисциплины к дисциплине, от одного уровня подготовки к другому.

Организация и проведение педагогического эксперимента позволят использовать алгоритм создания «идеального» учебного плана и устанавливать содержательную преемственность дисциплин, тем самым повышая уровень профессионального развития бакалавров прикладной информатики.

В этом ключе предполагается поиск и реализация механизмов решения следующих перспективных направлений: поддержка высокой учебной мотивации студентов, поощрение их активности и самостоятельности; расширение возможностей обучения и самообучения; отслеживание индивидуального прогресса обучающегося, достигнутого им в процессе получения образования; оценка образовательных достижений обучающегося, что является условием выпуска на рынок труда креативных ИТ-специалистов. Это возможно за счет разработки специализированного информационного обеспечения образовательной среды, включающего электронное портфолио преподавателя и студента, электронные учебно-методические комплексы с использованием дистанционных образовательных технологий [21 -24].

Список литературы

1. Петеляк В. Е. О некоторых системных недостатках программы подготовки инженерно-технических кадров в рамках объявленной политики модернизации страны // Современные проблемы науки и образования: материалы XLIX Внутривузовской науч. конф. преподавателей МаГУ; Министерство образования и науки Российской Федерации; ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» / под ред. З. М. Уметбаева, П. Ю. Романова, Т. В. Саляевой. Магнитогорск: издательство Магнитогорского государственного университета, 2011. С. 259-260.

2. Петеляк В. Е. Структура результатов интеллектуальной деятельности вузов, вкладываемых в уставной капитал малых инновационных предприятий //

Современные проблемы науки и образования: материалы LI Внутривузовской научной конференции преподавателей МаГУ; Министерство образования и науки Российской Федерации; ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» / под ред. М. Г. Абрамзона, Н. И. Платонова. Магнитогорск: издательство Магнитогорского государственного университета, 2013. С. 117-118.

3. Курзаева Л. В., Овчинникова И. Г., Белоусова И. Д. К вопросу о формировании требований к результатам обучения ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 174.

4. Курзаева Л. В., Овчинникова И. Г., Захарова Т. В. Разработка модульных образовательных программ на примере направления подготовки 230700.62 Прикладная информатика // Современные информационные технологии и ИТ-образование. Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции / под ред. проф. В. А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. С. 126-139.

5. Курзаева Л. В. Опыт разработки адаптивной системы управления качеством профессионального образования (на примере отрасли ИТ) // Новые информационные технологии в образовании. Мат-лы УШ Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 460-465.

6. Курзаева Л. В, Овчинникова И. Г. Международный опыт управления качеством образования на основе рамочных структур // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. Мат-лы VI международной заочной научно-практической конференции. Часть II (17 октября 2012 г). М.: Международный центр науки и образования, 2012. С. 51-56.

7. МахмутоваМ. В. Интеграция традиционной и дистанционной технологий обучения в образовательной среде подготовки специалиста в университете // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 1 (26). С. 43-47.

8. Казимова Д. А, Кипшаков С. А, Шарзадин А. М. Компетентностный подход к подготовке ИТ-специалистов в информационно-образовательной среде // Международный журнал экспериментального образования. Пенза, 2013. № 7. С. 27-31.

9. ДавлеткирееваЛ. З. Профессиональная подготовка будущих ИТ-специалистов в рамках информационно-предметной среды: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2006. — 86 с.

10. Захаров Ю. А., Чурекова Т. М. Непрерывность и преемственность образования в структуре уни-

верситетского комплекса. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=9208833

11. Назарова О. Б. Реализация принципа преемственности в построении учебных курсов специальности прикладная информатика (в экономике) на основе CASE-технологий // Фундаментальные исследования. 2007. № 6. С. 46.

12. Масленникова О. Е. Информационная система управления как ядро информационной инфраструктуры современного образовательного учреждения // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2010. № 8. С. 47-51.

13. Kari Itkonen. Developing Entrepreneurship in Small Enterprises — The Succession Process Supported By Apprenticeship Training as a Context for Learning / Towards Integration of Work and Learning. Part III. Springer Netherlands. 2009. Р. 153-170. Available at: http://link.springer.com/chapt er/10.1007/978-1 -4020-8962-6_9 (accessed11.11.2015).

14. Jef C. Verhoeven, Dirk Heerwegh, Kurt De Wit. ICT learning experience and research orientation as predictors of ICT skills and the ICT use of university students. Education and Information Technologies. 2014. P. 1-33. URL: http://link.springer.com/article/10.1007/ s10639-014-9310-3 (accessed 11.11.2015).

15. Алпатова О. Б. Пути создания единого образовательного пространства для реализации принципа преемственности в профессиональном образовании // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. БАУМАНА. 2006. № 7. URL: http://elibrary. ru/item. asp? id=9445958

16. Назарова О. Б., Масленникова О. Е., Новикова Т. Б., Давлеткиреева Л. З. Преемственность дисциплин кафедры по направлению «Прикладная информатика» и межпредметная координация как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: мат-лы 73-й международной научно-технической конференции / под ред. В. М. Колокольцева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, 2015. Т. 2. № 1. С. 145-148.

17. ГавриловаИ. В., Новикова Т. Б, ПетелякВ. Е., Назарова О. Б, Агдавлетова А. М. Совершенствование методов построения причинно-следственных диаграмм для решения задач управления в организационных системах // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 247-251.

18. Назарова О. Б, Масленникова О. Е, Давлеткире-ева Л. З. Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров // Прикладная информатика. 2013. № 2 (44). С. 49-56.

19. Назарова О. Б. Компетентность преподавателя при организации процесса компьютерной подготовки школьников на основе принципа преемственности // Научные труды SWorld. 2008. Т. 18. № 1. С. 29-33.

20. Курбонова Г. Н. Особенности построения компе-тентностной модели на основе взаимодействия интеграции учебных дисциплин в подготовке учителя музыки. URL: http://elibrary.ru/item.asp? id=18823257

21. Давлеткиреева Л. З., Назарова О. Б. Методические механизмы эффективности подготовки ИТ-специалистов вуза при переходе от процесса обучения к учению с применением комплекса профессионально-направленных задач // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Сборник избранных трудов VI Международной научно-практической конференции / под ред. проф.

B. А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ, 2011. № 7.

C. 133-140.

22. Масленникова О. Е. Анализ современного состояния исследований по проблеме разработки региональной модели индивидуальной траектории профессионального развития бакалавров и магистров // Современные информационные технологии и ИТ-образование: Сборник избранных трудов IX Международной научно-практической конференции / под ред. проф. В. А. Сухомлина. М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. № 10. С. 639-650.

23. Келейникова В. А., Романова Е. В. К вопросу реализации ИТ-образования в рамках концепции Smart-education // Прикладная информатика. 2014, № 1 (49). С. 82-90.

24. Требования к выпускной квалификационной работе студентов специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»: методические рекомендации / О. Б. Назарова, О. Е. Масленникова, М. В. Махмутова, И. Д. Белоусова, Л. З. Давлетки-реева, И. В. Попова, Т. Б. Новикова, А. С. Удотов // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 3. С. 13-14.

References

1. Peteljak V. E. O nekotoryh sistemnyh nedostatkahpro-grammy podgotovki inzhenerno-tehnicheskih kadrov v ramkah ob»javlennoj politiki modernizacii strany [On some systemic shortcomings training programs for technical personnel in the framework of a declared policy of modernization of the country]. Trudy of 39 Vnutri vuzovskoj nauch. konf. Prepodavatelej MaGU «Sovremennye problem nauki i obrazovani-ja» [Proc. 39th Int. scientific conf. of teachers MaSU «Modern problems of science and education»]. Ed. by Z. M. Umetbaeva, P. Ju. Romanova, T. V. Saljaevoj.

Magnitogorsk, Magnitogorsk State University Publ., 2011, pp. 259-260.

2. Peteljak V. E. Struktura rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti vuzov, vkladyvaemyh v ustavnoj capital malyh innovacionnyh predprijatij [The structure of intellectual property of universities invested in the authorized capital of the small innovative enterprises]. Mate-rialy of 41 Vnutrivuzovskoj nauch. konf. Prepodavatelej MaGU «Sovremennye problemy nauki i obrazovani-ja» [Proc. 41th Int. scientific conf. of teachers MaSU «Modern problems of science and education»]. Ed. by M. G. Abramzona, N. I. Platonova. Magnitogorsk, Magnitogorsk State University Publ., 2013, pp. 117-118.

3. Kurzaeva L. V, Ovchinnikova I. G., Belousova I. D. Kvo-prosu oformirovanii trebovanij k rezul 'tatam obuchenija IT-specialistov v sisteme nepreryvnogo professional 'nogo obrazovanija [On the formation of the requirements for the results of the training of IT specialists in the system of continuing professional education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2013, no. 4, p. 174.

4. Kurzaeva L. V., Ovchinnikova I. G., Zaharova T. V Raz-rabotka modul'nyh obrazovatel'nyh program na primere napravlenija podgotovki 230700.62 Prikladnaja informa-tika [The development of modular educational programs on directions of preparation example 230700.62 Applied Informatics]. Sbornikizbrannykh trudov 9Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye in-formacionnye tehnologiii IT-obrazovanie» [Proc 9th International scientific-practical conf. «Modern information technology and IT education»]. Ed. by V. A. Suhomli-na. Moscow, INTUIT.RU Publ., 2014, pp. 126-139.

5. Kurzaeva L. V Opyt razrabotki adaptivnoj sistemy uprav-lenija kachestvom professional'nogo obrazovanija (napri-mereotrasli IT) [Experience in developing adaptive control system of quality of vocational education (for example, the IT industry)]. Materialy 8Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Novye informa-cionnye tehnologii v obrazovanii» [Proc. 8th International Scientific and Practical Conf. «New information technologies in education»]. Ekaterinburg, 2015, pp. 460-465.

6. Kurzaeva L. V., Ovchinnikova I. G. Mezhdunarodnyj opyt upravlenijakachestvom obrazovanija na osnove ramochnyh struktur [International experience in quality management education based on market structures]. Materialy 6 mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-praktiches-koj konferencii «Nauchnaja diskussija: vopros y sociolo-gii, politologii, filosofii, istorii» [Proc. 6th International correspondence scientific-practical conf. «Scientific discussion: questions of sociology, political science, philosophy and history»]. Moscow, Mezhdunarodnyj cen-tr nauki i obrazovanija Publ., 2012, vol. 2, pp. 51-56.

7. Mahmutova M. V. [Integration of traditional and distance learning technologies in the educational environment of specialist training at the university]. Jelek-

trotehnicheskie Sistemy i Kompleksy — Electrotechni-cal systems and complexes. Magnitogorsk: Publishing house of Nosov Magnitogorsk State Technical University, 2015, pp. 43-47 (in Russian).

8. Kazimova D. A., Kipshakov S. A., Sharzadin A. M. Kompetentnostnyj podhod k podgotovke IT-special-istov v informacionno-obrazovatel'noj srede [Competence approach to training IT professionals in the information and educational environment]. Mezhdunarod-nyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. Penza, Izdatel'skij Dom «Akademija Estestvoznanija» Publ., 2013, no. 7, pp. 27-31.

9. Davletkireeva L. Z. Professional'naja podgotovka budushhih IT-specialistov v ramkah informacionno-predmetnoj sredy: ucheb.-metod. posobie [Professional training of future IT professionals within the information-subject environment: a training textbook]. Magnitogorsk, MaGU Pabl., 2006. 86 p.

10. Zakharov Yu. A., Churekova T. M. Nepreryvnost' ipreemstvennost' obrazovaniya v structure univer-sitetskogo kompleksa [Continuity of education in the university complex structure]. Universitetskoe uprav-lenie: praktika ianaliz. Ekaterinburg, 2003, pp. 31-34. Available at: http://elibrary.ru/item. asp? id=9208833 (accessed11.11.2015) (in Russian).

11. Nazarova O. B Realizacija principa preemstvennosti v postroenii uchebnyh kursov special'nosti prikladnaja informatika (v jekonomike) na osnove Case-tehnologij [The implementation of the principle of continuity in building courses in Applied Informatics (in economy) based on the Case]. Fundamental'nye Issledovanija, 2007, no. 6, p. 46 (in Russian).

12. Maslennikova O. Y. [Information management system as the information infrastructure kernel of modern educational institution]. VestnikKomp'juternyh iInforma-cionnyh Tehnologij—Herald of computer and information technologies. Scientific, technical and production monthly journal, 2010, no. 8, pp. 47-51 (in Russian).

13. Kari Itkonen. Developing Entrepreneurship in Small Enterprises — The Succession Process Supported By Apprenticeship Training As A Context For Learning / Towards Integration ofWork and Learning, Part III. Springer Netherlands, 2009, pp. 153-170. Available at: http://link. springer.com/chapter/10.1007/978-1-4020-8962-6_9 (accessed 11.11.2015).

14. Jef C. Verhoeven, Dirk Heerwegh, Kurt De Wit. ICT learning experience and research orientation as predictors of ICT skills and the ICT use of university students / Education and Information Technologies, 2014, pp. 1-33. Available at: http://link.springer.com/arti-cle/10.1007/s10639-014-9310-3 (accessed 11.11.2015).

15. Alpatova O. B. Puti sozdaniya edinogo obrazovatel'nogo prostranstva dlya realizatsii printsipa preemstvennosti v professional'nom obrazovanii [Ways to create a sin-

gle educational space for the realization of the principle of continuity in vocational education]. Trudy MGTU «Naukaiobrazovanie» — Proc. of the Bauman MSTU «Science and education», 2006, no. 7. Available at: http://elibrary.ru/item.asp?id=9445958 (accessed 11.11.2015) (in Russian).

16. Nazarova O. B., Maslennikova O. E., Novikova T. B., Davletkireeva L. Z. Preemstvennost' discipline kafedry po napravleniju «Prikladnaja informatika» I mezh-predmetnaja koordinacija kak factor povyshenija jef-fektivnosti obrazovatel'nogo processa [The succession of disciplines in «Applied Computer Science» and interdisciplinary coordination as a factor in increasing the efficiency of the educational process]. Materialy 73 mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konf. «Aktual'nyeproblemy sovremennoj nauki, tehni-ki i obrazovanija» — Proc. 73rd International Scientific Conference «Actual problems of modern science, technology and education». Ed. by. V. M. Kolokoltse-va. Magnitogorsk: Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova Publ., 2015, vol. 2, no. 1, pp. 145-148.

17. Gavrilova I. V., Novikova T. B., Peteljak V. E., Naz-arova O. B., Agdavletova A. M. Sovershenstvovanie metodov postroenija prichinno-sledstvennyh diagram dlja reshenija zadach upravlenija v organizacionnyh sistemah [Improved methods for constructing causal diagrams to solve problems in the management of organizational systems]. Fundamental 'nye Issledovanija. 2015, vol. 2, no. 8, pp. 247-251 (in Russian).

18. Nazarova O. B., Maslennikova O. E., Davletkireeva L. Z. Forming IT-professional competence with a help of vendors // Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2013, no. 2, pp. 49-56 (in Russian).

19. Nazarova O. B. Kompetentnost' prepodavatelja pri orga-nizacii processa komp'juternoj podgotovki shkol'nikov na osnove principa preemstvennosti [Competence of teachers in the organization of computer training school based on the principle of continuity]. Nauchnye Trudy SWorld, 2008, vol. 18, no. 1, pp. 29-33.

20. Kurbonova G. N. Osobennosti postroenija kompetent-nostnoj modeli na osnove vzaimodejstvija i integra-cii uchebnyh disciplin v podgotovke uchitelja muzyki [Features of construction competence model based on the interaction and integration of disciplines in the preparation of the teacher of music]. Available at: http://eli-brary.ru/item.asp?id=18823257 (accessed 11.11.2015).

21. Davletkireeva L. Z., Nazarova O. B. Metodicheskie me-hanizmyj effektivnosti podgotovki IT-specialistov vuza pri perehode ot processa obuchenija k ucheniju s prim-eneniem kompleksa professional'no-napravlennyh zadach [Methodical mechanisms for effective training of IT professionals in the transition from university education to the teaching process using a set of professionally-designed tasks]. Sbornik izbrannykh trudov 6 Mezhdunarod-

noj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye in-formacionnye tehnologii i IT-obrazovanie» — Proc 9th International scientific-practical conf. «Modern information technology and IT education». Ed. by V. A. Suhomli-na. Moscow, INTUIT.RU Publ., 2011, no. 7, pp. 133-140.

22. Maslennikova O. E. Analiz sovremennogo sostojanija issledovanij po probleme razrabotki regional'noj mod-eli individual'noj traektorii professional'nogo razviti-ja bakalavrov I magistrov [An analysis of the current state of research on the development of a regional model of professional development individual trajectory of bachelors and masters]. Sbornik izbrannykh trudov 9 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii «Sovremennye informacionnye tehnologiii IT-obra-zovanie» — Proc 9th International scientific-practical conf. «Modern information technology and IT educa-

tion». Ed. by V. A. Suhomlina. Moscow, INTUIT.RU Publ., 2014, no. 10, pp. 639-650.

23. Keleinikova V. A., Romanova E. V. Questions of realization IT-education using the concept of Smart-education. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2014, no. 1, pp. 82-90 (in Russian).

24. Trebovanija k vypusknoj kvalifikacionnoj rabote stu-dentov special'nosti 080801 «Prikladnaja informatika (v jekonomike)»: metodicheskie rekomendacii [Requirements for the final qualifying work of the students of specialty 080801 «Applied Informatics (in Econom-ics)»: guidelines]. O. B. Nazarova, O. E. Maslenniko-va, M. V. Mahmutova, I. D. Belousova, a L. Z. Dav-letkireev, I. V. Popova, T. B. Novikova, A. S. Udotov. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental 'nogo obra-zovanija, 2010, no. 3, pp. 13-14.

E. Romanova, Moscow Тechnoloдical University, Moscow, Russia, e.romanova@itsmforum.ru O. Nazarova, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, nazarova21@mail.ru O. Maslennikova, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, maslennikovaolga@yandex.ru

L. Davletkireeva, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia, ldavletkireeva@mail.ru

Analysis of the factors of increase of efficiency

of the process of formation of competence of specialists

in the field of information systems

In the conditions of informatization of all fields of activity the improvement of processes of life cycle of the automated systems defines functioning of any enterprise in general. In this regard the importance of the university graduates competence formation increases. Professional competences define the degree of IT specialists in information systems readiness to carry out different types of tasks. The requirements of employers were analysed according to which the model of future expert in the field of information systems is developed. The article is focused on the continuity principle that is realized though the chain «competence — subject — competence — subject». The complex of methods, forms and techniques is used for conducting classes and organizing extra class activities and studying. A certain competence formation of university students within an educational curricular is carried out through a number of disciplines and their close interrelation on the basis of continuity is assumed that is realized though curricular, in the principles of statements of design tasks, application-oriented tasks, including laboratory and course papers, educational and work practice, etc. Continuity principle in subjects curricular planning defines completeness of formation as one of significant factors of increase of efficiency both the process of formation of competences, and educational process in general. The materials of the research can be used for IT-specialists training at higher education institution.

Keywords: continuity disciplines, factor, IT-specialist, specialist in information systems, education standard, professional standard, interdisciplinary coordination.

About authors: Romanova E., Honorary Worker of Higher Education; O. Nazarova, PhD in Pedagogical, Associate Professor; O. Maslennikova, PhD in Pedagogical, Associate Professor; L. Davletkireeva, PhD in Pedagogical, Associate Professor

For citation: Romanova E., Nazarova O., Maslennikova O., Davletkireeva L. Analysis of the factors of increase of efficiency of the process of formation of competence of specialists in the field of information systems. Prikladnaya Informatika — Journal of Applied Informatics, 2016, vol. 11, no. 1 (61), pp. 71 - 82 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.