Лидерство и менеджмент
га
ЛИДЕРСТВО И МЕНЕДЖМЕНТ
Том 7 • Номер 2 • Апрель-июнь 2020 ISSN 2410-1664
Leadership and Management
>
Первое
экономическое издательство
Повышение эффективности промышленного сетевого бизнеса за счет цифровизации процесса командообразования
На бизнес промышленной сетевой организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды. В статье исследованы два фактора, оказывающие существенное влияние на эффективность деятельности современной промышленной сетевой организации: цифровизация и ко-мандообразование. Исследованы три уровня командообразования: топ-, мидл-менеджмент и специалисты отдела, образующие мультикоманду, и применяемые для их взаимодействия цифровые технологии. Предложен методический подход к формированию эффективной команды с помощью цифровизации. Представлена система оценки эффективности деятельности сетевой промышленной организации при цифровизации взаимодействия субъектов мультикоманды.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: промышленный сетевой бизнес, коммуникация, командообразование, мультико-манда, цифровизация, эффективность.
Improving the efficiency of industrial network business by digitalizing the team building process
Volkodavova E.V. 1, Zhabin A.P. 1
1 Samara State University of Economics, Russia
введение
Общепризнано, что сетевая структура любой организации характеризуется гибкостью и адаптивностью к внешней среде, особенно если ее бизнес-процессы инновационны и она имеет возможность усиливать свой когнитивный, технологический и информационный потенциал.
В научной литературе высказывается много мнений по поводу преимуществ функционирования межфирменных сетей, например в [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] (Bаgiev, Meffert, 2009; Larkina, Ketova, 2013; Popova, 2005; Popova, 2008; Sushko, 2018). Действительно, эффективность деятельности сетевого бизнеса существенно повышается за счет горизонтальных и вертикальных межфирменных отношений, укрепляющих позиции на рынке, расширяющих горизонты производственной, логистической и прочих видов деятельности. Согласно
Волкодавова Е.В. 1, Жабин А.П. 1
1 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия
АННОТАЦИЯ:
мнению Ю.Ф. Поповой [6] (Popova, 2008), «...участие предприятий в сетях позволяет: - повысить доверие и лояльность между ними, - улучшить координацию действий на рынке, - разрешать конфликтные ситуации, - получать от партнеров дополнительные услуги».
В научной литературе часто встречается описание преимуществ сетевого промышленного бизнеса при взаимодействия самостоятельных юридических лиц, производящих различные продукты и услуги. Не менее интересный ракурс исследования -взаимодействие подразделений одного крупного предприятия, филиалы которого расположены во многих городах одной страны. Здесь наблюдаются большинство тех же преимуществ сетевого бизнеса, что и во внешнем взаимодействии. Но есть потенциал внутреннего взаимодействия, оказывающий существенное влияние на рост активов, устойчивость, конкурентоспособность и эффективность бизнеса. Применительно к бизнес-сети, функционирующей в рамках одной организации, ее эффективность во многом зависит, прежде всего, от степени развития партнерских отношений между специалистами подразделений и уровня обладания ими актуальными для данного вида деятельности компетенциями. А так как человеческий ресурс управляет всеми остальными ресурсами, от качества работы людей, объединенных и сплоченных командными узами, напрямую зависит и качество работы промышленной сетевой организации. Поэтому ключевыми элементами сетевого бизнеса являются команды менеджеров, от деятельности которых во многом зависят итоги работы всей сети. В работах [8, 9, 10, 11, 12, 13] (Klimenkova, Shchedrina, 2018; Podoprigora, Mazyuta, 2019;
ABSTRACT:_
The business of an industrial network organization is influenced by numerous factors of the external and internal environment. The article examines two factors that have a significant impact on the effectiveness of modern industrial network organizations such as digitalization and team building. Three levels of team building are studied in the article, They are as follows: top, middle management and department specialists, forming a multi-team and digital technologies used for their interaction. A methodological approach to the formation of an effective team by the means of digitalization is proposed. The article presents a system for evaluating the effectiveness of a network industrial organization in digitizing the interaction of multicommand entities.
KEYWORDS: industrial network business, communication, team building, multi-team, digitalization, efficiency
JEL Classification: Mil, M12, M14, M19 Received: 31.03.2020 / Published: 30.06.2020
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Volkodavova E.V. (vev.sseu0gmail.com)
CITATION:_
Volkodavova E.V., Zhabin A.P. (2020) Povyshenie effektivnosti promyshlennogo setevogo biznesa za schet tsifrovizatsii protsessa komandoobrazovaniya [Improving the efficiency of industrial network business by digitalizing the team building process]. Liderstvo i menedzhment. 7. (2). - 257-270. doi: 10.18334/lim.7.2.100798
Shavaleeva, 2018; Kraydenkov, Sviridova, 2019; Petrov, 2019; Krivenko, Minasyan, 2018) исследованы методы, модели и технологии эффективного командообразования В своей статье Клименкова Т.А., Щедрина И.В. освещают основные виды команд и обобщают модели командообразования [8] (Klimenkova, Shchedrina, 2018). Подопригора М.Г. и Мазюта О.С. [9] (Podoprigora, Mazyuta, 2019) в своей работе исследуют методы организации взаимодействия внутри команды проекта, предлагают их классификацию, в основе которой лежит разделение на основные и обеспечивающие методы. В статье Шавалеевой Ю.Ш. [10] (Shavaleeva, 2018) представлен перечень основных личностных качеств, присущих лидерам, охарактеризованы программы лидерства, существующие в крупных зарубежных компаниях, обозначена значимость внедрения таких программ с позиции мотивации сотрудников. Нельзя не согласиться и с выводами Петрова С.В. [12] (Petrov, 2019), Кривенко Ю.С., Минасяна А.Т. [13] (Krivenko, Minasyan, 2018) о том, что эффективное использование человеческих ресурсов в команде позволяет организации повысить потенциал конкурентоспособности. Важным акцентом в разработках этой темы следует считать мнение Крайденкова Я.А., Свиридовой Л.В [11] (Kraydenkov, Sviridova, 2019), что необходимо учитывать особенности командообразо-вания в условиях цифровой экономики.
Влияние цифровизации на экономический и управленческий процесс настолько велико, что оно заслуживает специального исследования. Авторами данной статьи была поставлена именно эта цель - оценить влияние процесса цифровизации коман-дообразования на эффективность деятельности организации. В основе исследования лежит гипотеза, что за счет развития и внедрения в сетевой организации цифровых технологий создается дополнительный ресурс гармонизации внутрикомандных отношений и роста качества внутрифирменных коммуникаций, что повышает эффективность деятельности организации.
Следовательно, одной из ключевых точек роста эффективности промышленного сетевого бизнеса является управление командообразованием.
В статье разработан новый авторский теоретико-методический подход к формированию системы показателей оценки эффективности деятельности промышленной сетевой организации за счет цифровизации процесса командообразования.
ОБ АВТОРАХ:_
Волкодавова Елена Викторовна, профессор кафедры менеджмента, доктор экономических наук, профессор (vev.sseu0gmai1.com)
Жабин Александр Петрович, заведующий кафедрой менеджмента, доктор экономических наук, профессор (apzhabin0yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Волкодавова Е.В., Жабин А.П. Повышение эффективности промышленного сетевого бизнеса за счет цифровизации процесса командообразования // Лидерство и менеджмент. - 2020. - Том 7. - № 2. -С. 257-270. doi: 10.18334/lim.7.2.100798
Методология. Методологической и теоретической основой исследования являются:
• теория сетевого общества Т. Парсонса [14, 15] (Shkaratan, 2012; (Parsons, 1937) и сетевого анализа К. Левина [16] (Lewin, 1951), развитые затем в исследованиях групповой динамики и маркетингового взаимодействия;
• метод комплексного анализа, который позволил охарактеризовать проблемы и направления организации промышленного сетевого бизнеса в российских организациях в новых условиях ведения бизнеса и сделать акцент на актуальных факторах его развития - командообразовании и цифровизации, обеспечивающих повышение его эффективности;
• метод системного анализа, с помощью которого исследованы теоретические основы влияния цифровизации на командообразование, а также синергия их влияния на эффективность бизнеса промышленной организации;
• концепция рационального поведения рыночных субъектов, принципы которой позволяют выделять актуальные факторы повышения эффективности деятельности промышленного сетевого бизнеса при изменении условий внутренней среды организации и делать выводы о необходимости расширения применения цифровых технологий в зависимости от степени решения проблемы эффективного командообразования.
На основе указанных методологических походов осуществлена оценка влияния цифровизации командообразования на эффективность деятельности организации.
Результат. Выполненное исследование позволило выявить проблемы и разработать мероприятия по повышению сплоченности команды, улучшению процесса цифровизации, повышению показателей эффективности деятельности персонала и организации в целом.
Для этого на предприятиях промышленного сетевого бизнеса Самарской области авторы выполнили комплексное, системное исследование последовательных процессов: структурирование мультикоманды - цифровизация взаимодействия субъектов мультикоманды - оценка эффективности организации за счет цифровизации деятельности мультикоманды.
Такой методический подход к проведению исследования вполне обоснован тем, что:
• структурирование мультикоманды необходимо для выявления степени удовлетворенности трудом специалистов каждого уровня мультикоманды; проблем во взаимодействии членов мультикоманды внутри каждого уровня и между уровнями; степени обладания членами всех групп и уровней необходимыми компетенциями для эффективного выполнения показателей стратегического плана работы организации;
• оценка существующих инструментов цифровизации позволяет установить возможности их влияния на эффективность внутрикомандного и межгруппового взаимодействия при решении стратегических задач организации;
• разработка системы показателей оценки эффективности деятельности организации за счет цифровизации работы мультикоманды позволяет объективно оценить изменения в работе мультикоманды в связи с применением современных средств повышения эффективности деловых коммуникаций в организации и оценить прирост основных показателей ее деятельности.
Все эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы: повышение удовлетворенности трудом снижает уровень текучести кадров в организации, повышает личную отдачу каждого сотрудника в общеорганизационном результате; цифровизация командоо-бразования, бизнес-процессов и офисного делопроизводства повышает производительность труда и оперативность бизнес-процессов и, как следствие, происходит улучшение показателей основной производственной деятельности сетевой промышленной организации. Причем это же можно проследить и в обратной последовательности: поступление на работу в успешную организацию приносит личное удовлетворение, стремление отличиться при решении производственных задач, стремление быть причастным к данному коллективу и его оргкультуре, сделать вклад в инновационные технологии, цифровизацию бизнес-процессов, систему управления знаниями.
Остановимся подробнее на полученных результатах.
1. Цифровизация управленческих процессов в сетевых организациях приводит, как было отмечено выше, к созданию команд нового типа - мультикоманд, в которых объединяются не только традиционные носители командных ролей, но и участники, относящиеся к различным уровням управленческой иерархии. Исследование показало, что в этом случае целесообразно выделить три уровня членов команды:
• команда управленцев в головном офисе - топ-менеджеры;
• команда управленцев-руководителей региональных подразделений (межрегиональный уровень) - мидл-менеджеры;
• команда специалистов регионального подразделения.
При формировании эффективного взаимодействия всех уровней мультикоманды необходимо учитывать: статус каждого подразделения в организации, время его функционирования с момента создания организации; уровень квалификации менеджеров и специалистов в каждом подразделении; степень цифровизации взаимодействия внутри каждого подразделения и между ними; доступность каждого подразделения к располагаемым в организации ресурсам; уровень участия каждого подразделения в создании продукта и прибыли организации; наличие партнерских отношений.
Исследование процессов и проблем во взаимодействии членов мультикоманды внутри каждого уровня и между уровнями авторы проводили с помощью методов анкетирования и опроса с помощью методик Л.Н. Лутошкина (оценка психологического климата) [17] (Stolyarenko, 1997), Р.М. Белбина (модель командных ролей) [18] (Belbin, 2003), Р. Кунина (тест на удовлетворенность работой) [19] (Kharskiy, 2003) и личного опыта авторов исследования. Наиболее интересными при формировании мультикоманды являются результаты исследования командных ролей. В процессе
данного исследования выявляются главные роли каждого субъекта мультикоманды, что позволяет их проанализировать, сопоставить с оптимальным вариантом и разработать мероприятия по гармонизации ролей в рамках конкретной мультикоманды. Пример исследования командных ролей в пределах крупной сетевой промышленной организации представлен в таблице 1.
Таблица 1
Роли сотрудников в мультикоманде организации промышленного сетевого бизнеса
Сотрудник Роль в команде Период работы, лет Анализ роли в команде
Топ-менеджмент
Директор Координатор (руководитель, формальный лидер) более 10 Соответствует
Заместитель директора Контролер (доводчик) более 10 Соответствует
Руководитель филиальной сети Мотиватор более 10 Соответствует
Главный бухгалтер Реализатор (практик) более 10 Соответствует
Начальник отдела маркетинга Генератор идей более 10 Соответствует
Мидл-менеджмент
Менеджер филиала № 1 Дипломат / коллективист и реализатор / доводчик более 10 Недостает способности вдохновить коллектив
Менеджер филиала № 2 Вдохновитель и коллективист более 10 Соответствует
Менеджер филиала № 3 Доводчик более 10 Не любит делегировать полномочия
Менеджер филиала № 4 Коллективист и исполнитель более 10 Соответствует
Менеджер филиала № 5 Коллективист и формирователь более 10 Соответствует
Менеджер филиала № 6 Мотиватор около 5 Часто совершает импульсивные действия, не анализируя последствия
Менеджер филиала № 7 Коллективист и доводчик около 5 Не любит делегировать полномочия
Менеджер филиал № 8 Коллективист и аналитик около 5 Соответствует
Менеджер филиал № 9 Коллективист и доводчик около 1 Соответствует
Менеджер филиал № 10 Коллективист и Разведчик около 5 Соответствует
Менеджер филиал № 11 Коллективист и формирователь около 1 Легко поддается на провокации
Менеджер филиал № 12 Коллективист и снабженец около 5 Теряет интерес по мере угасания первоначального энтузиазма
Окончание табл. 1
Сотрудник Роль в команде Период работы, лет Анализ роли в команде
Менеджер филиал № 13 Аналитик около 5 Недостает способности вдохновить коллектив
Менеджер филиал № 14 Коллективист и доводчик около 5 лет Соответствует
Сотрудники отделов
Инженер № 1 Аналитик более 10 лет Соответствует
Инженер № 2 Мыслитель и аналитик более 10 лет Соответствует
Инженер № 3 Исполнитель более 10 лет Соответствует
Инженер № 4 Снабженец более 10 лет Соответствует
Инженер № 5 Снабженец около 5 лет Соответствует
Инженер № 6 Реализатор около 5 лет Соответствует
Инженер № 7 Мыслитель около 1 Соответствует
Инженер № 8 Исполнитель около 1 Соответствует
Инженер № 9 Доводчик около 1 Соответствует
Складской работник № 1 Реализатор и командный игрок более 10 лет Соответствует
Складской работник № 2 Исполнитель около 1 Соответствует
Складской работник № 3 Мотиватор и Реализатор около 5 лет Соответствует
Складской работник № 4 Контролер (доводчик) более 10 лет Соответствует
Складской работник № 5 Реализатор около 1 Соответствует
Источник: составлено авторами.
Каждый сотрудник обычно играет несколько ролей, но в таблицу внесена роль, которая у данного специалиста выражена наиболее ярко.
Результаты тестирования позволили выявить способность каждого члена мульти-команды эффективно выполнять или не выполнять свои функции и явились основанием для разработки рекомендаций по улучшению модели командных ролей в данной организации.
2. Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на качество коман-дообразования и деятельности мультикоманды, являются современные инструменты цифровизации деятельности специалистов и менеджмента организации. Они позволяют оптимизировать время выполнения бизнес-процессов, структурировать приобретенные и накопленные знания, выстроить оперативное взаимодействие членов коллектива по актуальным производственным, организационным, сбытовым и пр. вопросам, обеспечивающим принятие оптимальных управленческих решений.
В таблице 2 представлены доступные для любой организации современные инструменты цифровизации взаимодействия субъектов сетевого промышленного бизнеса, расположенного в различных регионах страны, как с внутренней, так и внешней средой.
Таблица 2
Инструменты цифровизации взаимодействия членов мультикоманды
Цифровые технологии Уровни командообразования
Головной офис Руководители региональных офисов Подразде ление 1 Подразделение n
1. «Битрикс24» включает: «Офис» + + + + +
«Задачи и проекты» + + + + +
CRM + + + +
«Контакт-центр» + + + + +
«Сайты и магазины» + + + +
2. IP-телефония + + + + +
3. ВКС-система + +
4. Microsoft Exchange + +
Источник: составлено авторами на основе данных, представленных в [20, 21, 22].
В зависимости от вида производства и (или) услуг, количества региональных подразделений и стратегических целей деятельности, организация может применить один или комплекс набора инструментов цифровизации бизнес-процессов деятельности мультикоманды.
1. Пакет «Битрикс24» включает 5 электронных площадок [20]:
• «Офис», создающий условия для эффективных коммуникаций каждого уровня мультикоманды на основе единого корпоративного портала;
• «Задачи и проекты», объединяют творческий потенциал членов мультико-манды, создавая условия для совместной творческой работы, краудсорсинга;
• система управления продажами и коммуникациями с клиентами. Позволяет менеджерам успешных подразделений оказывать оперативную консультативную помощь менее успешным, менее загруженным подразделениям, работать с клиентами других, привлекать к покупкам новых покупателей;
• «Контакт-центр» обеспечивает всевозможные каналы связи: телефонию, Яндекс. Чаты, Facebook, электронную почту, свои сайты, подключенные к «Битрикс24»;
• «Сайты и магазины» помогают продавать, так как данные клиентов, обратившихся через площадку CRM, бесплатный чат или заказавших обратный звонок, сразу попадают в CRM.
2. IP-телефония обеспечивает телефонной связью коммуникации всех трех уровней мультикоманды.
Таблица 3
система показателей эффективности деятельности сетевой промышленной организации за счет цифровизации работы мультикоманды
Показатели оценка эффективности работы мультикоманды
топ-менед- Иидлменед- специалисты
жмент жмент отдела
Уровень удовлетворенности трудом членов + + +
команды
Уровень снижения текучести кадров + +
Уровень повышения компетенций персонала + + +
Коэффициент управляемости + +
Достижение групповых целей + +
Повышение способности принятия оптималь- + +
ных управленческих решений
Повышение стрессоустойчивости + + +
Оценка эффективности работы организации
Прирост прибыли, млн руб.
Прирост активов, млн руб.
Повышение имиджа
Уровень прироста ключевых компетенций предприятия
Сокращение времени внутрикомандной коммуникации, мин.
Сокращение времени внешней коммуникации мин.
Источник: разработано авторами.
3. ВКС-система [21] обеспечивает видеокоммуникации (звук и видеосигнал) между субъектами всех уровней мультикоманды, в т.ч. функционирующими в удаленном режиме. Современные системы видеоконференцсвязи (ВКС) эффективно обеспечивают обмен актуальной информацией в рамках видеофорума между большим количеством абонентов всех региональных офисов, улучшают внутрикорпоративные коммуникации.
4. Microsoft Exchange [22] - почтовый сервер, позволяющий осуществлять оперативное взаимодействие сотрудников компании не только в регионах России, но и в глобальной среде при взаимодействии с поставщиками или покупателями продукции/ услуг, так как корпоративная почта может быть по желанию заказчика размещена как на серверах в России, так и в Европе.
Результаты исследований авторов на предприятиях сетевого бизнеса Самарской области позволяют утверждать, что самыми популярными каналами коммуникации сотрудников из разных городов являются телефон и электронная почта. В тех организациях, где недавно внедрили платформу «Битрикс24», используются не все ее ресурсы, а как правило, работа в чате или видеозвонок.
Методический подход к оценке эффективности деятельности организации за счет цифровизации работы мультикоманды состоит в следующем:
• Оценка эффективности должна быть комплексной, двухуровневой: мультико-манда и организация.
• Применяются как количественные, так и качественные показатели эффективности.
Система показателей представлена в таблице 3.
Заключение
В современных условиях ведения бизнеса число сетевых организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, будет расти. Крупная сетевая организация - это многоуровневая организация, состоящая из множества расположенных в разных регионах отделений и филиалов, в которой трудится персонал, выполняющий однородные бизнес-процессы, согласно технологической структуре бизнес-модели организации. Этот персонал, интегрированный в организации, но дифференцированный как минимум в три уровня - топ-менеджмент, мидл-менеджмент и специалисты отделов, представляет собой одну мультикоманду, в которой каждый выполняет свою часть главной задачи - достижение стратегических показателей и задач организации. Поэтому развитие теоретико-методических подходов к оценке результатов деятельности мультикоманды и организации сетевого бизнеса и их применение в практической деятельности российских организаций позволят повысить их конкурентоустой-чивость и гармонизировать внутрикомандные коммуникации коллектива на основе современных инновационных цифровых технологий.
ИСТОЧНИКИ:
1. Багиев Г.Л., Мефферт Х. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. / Монография. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 672 с.
2. Бизнес-модели для сетевого промышленного производства. Информационный ресурс МНИАП - Институт анализа инвестиционной политики. [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Biznes-modeli-dla-setevogo-promyslennogo-proizvodstva.
3. Будник О. Промышленные сети. Как новая индустриализация стимулирует развитие малого бизнеса. Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/ articles/2015/11/27/networks ( дата обращения: 23.03.2020 ).
4. Ларкина Н.Г., Кетова Н.П. Технологии маркетинга взаимодействия: направления использования в деятельности предпринимательских структур на региональных высококонкурентных рынках. - Ростов н/Д: Изд-во «Содействие-XXI век», 2013. -144 с.
5. Попова Ю.Ф. Сетевая концепция организации рыночной деятельности: новая модель эффективного управления // Новости маркетинга. - 2005. - № 5. - с. 11-24.
6. Попова Ю.Ф. Сетевые формы организации бизнеса на промышленных рынках // Российское предпринимательство. - 2008. - № 10-1. - с. 140-144. - url: https:// cyberleninka.ru/article/n/setevye-formy-organizatsii-biznesa-na-promyshlennyh-rynkah.
7. Сушко В.А. История возникновения и методология сетевого анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2018. - № 1. - с. 161-181. - doi: 10.31119/ jssa.2018.21.1.7.
8. Клименкова Т.А., Щедрина И.В. Эффективное использование существующих моделей и подходов в управлении процессом командообразования // Креативная экономика. - 2018. - № 3. - с. 397-410. - doi: 10.18334/ce.12.3.38880.
9. Подопригора М.Г., Мазюта О.С. Концепция методов внутрикомандного менеджмента при управлении инновационными проектами в организации // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 4. - с. 1489-1500. - doi: 10.18334/ vinec.9.4.41326.
10. Шавалеева Ю.Ш. Природа лидерства в управлении компанией и концепции роста лидерских качеств сотрудников // Лидерство и менеджмент. - 2018. - № 1. - c. 4353. - doi: 10.18334/lim.5.1.38770.
11. Крайденков Я.А., Свиридова Л.В. Командообразование в условиях цифровой экономики // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2019. - № 4. - c. 318-327. - doi: 10.15593/2224-9354/2019.4.24 .
12. Петров С.В. Командообразование как способ повышения эффективности деятельности организации // Компетентность. - 2019. - № 4. - c. 29-33.
13. Кривенко Ю.С., Минасян А.Т. Командообразование как ключевое звено успеха организации // Устойчивое развитие науки и образования. - 2018. - № 2. - c. 70-72.
14. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. / Монография. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 526 c.
15. Parsons T. The Structure of Social Action: A Study in Social Theory with Special Reference to a Group 0f European Writers. - N.Y.: The Free Press, 1937.
16. Lewin K. Field Theory in social science, selected theoretical papers. - N.Y.: Harper&Row, 1951.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. - 552554 c.
18. Белбин Мередит Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. / Пер с англ. - М: HIPPO, 2003. - 315 c.
19. Харский К. Благонадежность и лояльность персонала. - СПб.: Питер, 2003. - 138 c.
20. Bitrix 24. Cen Cloud Cen Cloud Полный набор рабочих инструментов для вашей компании ООО «Генклауд». Gencloud. [Электронный ресурс]. URL: https://gencloud. ru/crm/bitrix24/?utm_medium=cpc&utm_source=google&utm_term.
21. ВКС-система ЗАО «КРОК инкорпорейшен» Мультимедийные решения для бизнеса. Mmedia.croc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mmedia.croc.ru/solutions (дата обращения: 12.03.2020).
22. Microsoft Exchange ООО ActiveCloud Корпоративная почта Microsoft Exchange ЗАО «КРОК инкорпорейшен» Мультимедийные решения для бизнеса. Activecloud.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.activecloud.ru/services/microsoft-exchange-hosted (дата обращения: 12.03.2020).
23. Parsons T. The Social System. - N.Y.: Free Press, 1951.
REFERENCES:
Bagiev G.L., Meffert Kh. (2009). Marketing vzaimodeystviya. Kontseptsiya. Strategii. Effektivnost [Marketing interaction. Concept. Strategy. Efficiency] SPb.: Izd-vo SPbGUEF. (in Russian). Belbin Meredit R. (2003). Komandy menedzherov. Sekrety uspekha i prichiny neudach [The team managers. The secrets of success and reasons of failures] M.: HIPPO. (in Russian).
Kharskiy K. (2003). Blagonadezhnost i loyalnost personala [The trustworthiness and
loyalty of staff] SPb.: Piter. (in Russian). Klimenkova T.A., Schedrina I.V. (2018). Effektivnoe ispolzovanie sushchestvuyushchikh modeley i podkhodov v upravlenii protsessom komandoobrazovaniya [Effective use of existing models and approaches in the management of teambuilding process]. Creative economy. 12 (3). 397-410. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.3.38880. Kraydenkov Ya.A., Sviridova L.V. (2019). Komandoobrazovanie v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Team building in the digital economy]. VestnikPermskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (4). 318-327. (in Russian). doi: 10.15593/2224-9354/2019.4.24 . Krivenko Yu.S., Minasyan A.T. (2018). Komandoobrazovanie kak klyuchevoe zveno uspekha organizatsii [At team-building as a key success of the success of the organization]. Ustoychivoe razvitie nauki i obrazovaniya. (2). 70-72. (in Russian). Larkina N.G., Ketova N.P. (2013). Tekhnologii marketinga vzaimodeystviya: napravleniya ispolzovaniya v deyatelnosti predprinimatelskikh struktur na regionalnyh vysokokonkurentnyh rynkakh [Marketing technology interaction: directions of implementation in the activities of business structures in regional highly competitive market] Rostov n/D: Izd-vo «Sodeystvie-XXI vek». (in Russian). Lewin K. (1951). Field Theory in social science, selected theoretical papers N.Y.: Harper&Row.
Parsons T. (1937). The Structure of Social Action: A Study in Social Theory with Special Reference to a Group 0f European Writers N.Y.: The Free Press.
Parsons T. (1951). The Social System [The Social System] N.Y.: Free Press. (in Russian).
Petrov S.V. (2019). Komandoobrazovanie kak sposob povysheniya effektivnosti deyatelnosti organizatsii [Team Building as a Way to the Organization Effectiveness of the Improve]. Kompetentnost. (4). 29-33. (in Russian).
Podoprigora M.G., Mazyuta O.S. (2019). Kontseptsiya metodov vnutrikomandnogo menedzhmenta pri upravlenii innovatsionnymi proektami v organizatsii [The concept of intra-team management methods in the management of innovative projects in the organization]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (4). 14891500. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.4.41326.
Popova Yu.F. (2005). Setevaya kontseptsiya organizatsii rynochnoy deyatelnosti: novaya model effektivnogo upravleniya [Network concept of the organization of market activity: a new model for effective management]. Novosti marketinga. (5). 11-24. (in Russian).
Popova Yu.F. (2008). Setevye formy organizatsii biznesa na promyshlennyh rynkakh [Network forms of business organization in the industrial markets]. Russian Journal of Entrepreneurship. (10-1). 140-144. (in Russian).
Shavaleeva Yu.Sh. (2018). Priroda liderstva v upravlenii kompaniey i kontseptsii rosta liderskikh kachestv sotrudnikov [Nature of leadership in the management of the company and the concept of improvement of leadership capacities of employees]. Leadership and management. 5 (1). 43-53. (in Russian). doi: 10.18334/lim.5.1.38770.
Shkaratan O.I. (2012). Sotsiologiya neravenstva. Teoriya i realnost [Sociology of inequality. Theory and reality] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Stolyarenko L.D. (1997). Osnovy psikhologii [Foundations of psychology] Rostov n/D: Izd-vo «Feniks». (in Russian).
Sushko V.A. (2018). Istoriya vozniknoveniya i metodologiya setevogo analiza [The origins and methodology of network analysis]. The Journal of Sociology and Social Anthropology. 21 (1). 161-181. (in Russian). doi: 10.31119/jssa.2018.21.1.7.