Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК В СИСТЕМЕ ПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК В СИСТЕМЕ ПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОДУКТОВЫЙ КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / МЕТОДИКА МАТРИЧНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боготов Х.Л., Шахмурзова А.В., Шарданов А.А.

Статья посвящена анализу системы обеспечения эффективности производства и сбыта продукции предприятиями регионального АПК в системе продуктового кластера. Производственно-сбытовая деятельность хозяйствующих субъектов является значимым фактором развития регионального АПК, приобретающая особую важность в целях обеспечения экономического роста и эффективности использования ресурсного потенциала. В статье рассматриваются меры, которые необходимо реализовать в целях повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности для обеспечения регионального АПК, достаточно высокого уровня импортозамещения продукции с участием торгово-сбытовых организаций, реализующих сельхозпродукцию. Статья раскрывает также систему расширения и освоения новых видов сельскохозяйственной продукции с учетом минимизации рисков при их реализации. Подобные формирования вполне уместно также определить как экономические кластеры, объединённые согласованными общими экономическими интересами. Методика матричного функционально-стратегического анализа при этом позволяет обеспечить эффективность продуктового кластера, включающего планирование, управление и контроль, которая приводит к оптимальным практическим результатам, включающим продуктивное управление издержками, возможность с учетом использования доступной информации, касающейся уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, разработки стратегических планов по сбыту, отвечающих рыночным требованиям. Эффективность производственно-сбытовой деятельности АПК региона в системе продуктового кластера в случае изменения потребительского спроса обеспечивает в целом решение задач по оптимизации аграрного сектора в новых условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боготов Х.Л., Шахмурзова А.В., Шарданов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFICIENCY OF PRODUCTION AND SALES ACTIVITY OF THE REGIONAL AGRICULTURAL INDUSTRY IN THE SYSTEM OF THE PRODUCT CLUSTER

The article is devoted to the analysis of the system for ensuring the efficiency of production and sales of products by enterprises of the regional agro-industrial complex in the system of a product cluster. The production and marketing activity of economic entities is a significant factor in the development of the regional agro-industrial complex, which is of particular importance in order to ensure economic growth and the efficiency of using the resource potential. The article discusses the measures that need to be implemented in order to improve the efficiency of production and sales activities to ensure the regional agro-industrial complex, a sufficiently high level of import substitution of products with the participation of trade and sales organizations that sell agricultural products. The article also reveals the system of expansion and development of new types of agricultural products, taking into account the minimization of risks during their implementation. It is also quite appropriate to define such formations as economic clusters united by agreed common economic interests. At the same time, the method of matrix functional-strategic analysis allows ensuring the efficiency of a product cluster, including planning, management and control, which leads to optimal practical results, including: productive cost management; the opportunity, taking into account the use of available information regarding the level of competitiveness of products, the development of strategic sales plans that meet market requirements. The efficiency of the production and marketing activities of the agro-industrial complex of the region in the system of the product cluster in the event of a change in consumer demand provides, in general, the solution of problems to optimize the agricultural sector in the new economic conditions.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК В СИСТЕМЕ ПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА»

УДК 338.436.33

Боготов Х. Л., Шахмурзова А.В., Шарданов А. А.

Bogotov H. L., Shakhmurzova A. V., Shardanov A. A.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК В СИСТЕМЕ ПРОДУКТОВОГО КЛАСТЕРА

INCREASING THE EFFICIENCY OF PRODUCTION AND SALES ACTIVITY OF THE REGIONAL AGRICULTURAL INDUSTRY IN THE SYSTEM OF THE PRODUCT CLUSTER

Статья посвящена анализу системы обеспечения эффективности производства и сбыта продукции предприятиями регионального АПК в системе продуктового кластера. Производственно-сбытовая деятельность хозяйствующих субъектов является значимым фактором развития регионального АПК, приобретающая особую важность в целях обеспечения экономического роста и эффективности использования ресурсного потенциала. В статье рассматриваются меры, которые необходимо реализовать в целях повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности для обеспечения регионального АПК, достаточно высокого уровня импортозамещения продукции с участием торгово-сбытовых организаций, реализующих сельхозпродукцию. Статья раскрывает также систему расширения и освоения новых видов сельскохозяйственной продукции с учетом минимизации рисков при их реализации. Подобные формирования вполне уместно также определить как экономические кластеры, объединённые согласованными общими экономическими интересами. Методика матричного функционально-стратегического анализа при этом позволяет обеспечить эффективность продуктового кластера, включающего планирование, управление и контроль, которая приводит к оптимальным практическим результатам, включающим продуктивное управление издержками, возможность с учетом использования доступной информации, касающейся уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, разработки стратегических планов по сбыту, отвечающих рыночным требованиям Эффективность производственно-сбытовой деятельности АПК региона в системе продуктового кластера в случае изменения потребительского спроса обеспечивает в целом решение задач по оптимизации аграрного сектора в новых условиях хозяйствования.

The article is devoted to the analysis of the system for ensuring the efficiency of production and sales of products by enterprises of the regional agro-industrial complex in the system of a product cluster. The production and marketing activity of economic entities is a significant factor in the development of the regional agro-industrial complex, which is of particular importance in order to ensure economic growth and the efficiency of using the resource potential. The article discusses the measures that need to be implemented in order to improve the efficiency of production and sales activities to ensure the regional agro-industrial complex, a sufficiently high level of import substitution of products with the participation of trade and sales organizations that sell agricultural products. The article also reveals the system of expansion and development of new types of agricultural products, taking into account the minimization of risks during their implementation. It is also quite appropriate to define such formations as economic clusters united by agreed common economic interests. At the same time, the method of matrix functional-strategic analysis allows ensuring the efficiency of a product cluster, including planning, management and control, which leads to optimal practical results, including: productive cost management; the opportunity, taking into account the use of available information regarding the level of competitiveness of products, the development of strategic sales plans that meet market requirements. The efficiency of the production and marketing activities of the agro-industrial complex of the region in the system of the product cluster in the event of a change in consumer demand provides, in general, the solution of problems to optimize the agricultural sector in the new economic conditions.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, производственно-сбытовая деятельность, импортозамещение, продуктовый кластер, экономический рост, методика матричного функционально-стратегического анализа.

Key words: agro-industrial complex, production and sales activities, import substitution, product cluster, economic growth, matrix functional-strategic analysis technique.

Боготов Хамидби Лябидович -

доктор экономических наук, профессор кафедры товароведения, туризма и права, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 713 95 75 E-mail: bogotov_h@mail.ru

Шахмурзова Агнесса Валерьевна -

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 707 01 75 E-mail: ashakhmurzova@mail.ru

Шарданов Анзор Анатольевич -

аспирант кафедры товароведения, туризма и права, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик

Bogotov Hamidbi Lyabidovich -

Doctor of Economic Sciences, Professor of Department of Merchandizing, Tourism and Law, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Тел.: 8 928 713 95 75 E-mail: bogotov_h@mail.ru

Shahmurzova Agnessa Valeryevna -Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer at the Department of Management, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 928 707 01 75 E-mail: ashakhmurzova@mail.ru

Shardanov Anzor Anatolievich -

postgraduate student of the Department of Commodity, Tourism and Law, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Введение. Эффективная координация деятельности подразделений объединения, например, регулирование управленческой системы, использование имеющихся ресурсов в приоритетных областях, оптимизирование шкалы налогообложения и др., приводит к уменьшению транзакционных издержек. Подобные формирования уместно определить как экономические кластеры, объединённые согласованными общими экономическими интересами. С учетом того, что профильная структура кластерной экономики основана на базовых отраслях и предприятиях отраслей, выпускающих продукцию АПК, на начальном этапе необходимо регулировать ограниченные материальные и финансовые ресурсы [1]. Экономический прорыв возможно обеспечить лишь в тех направлениях, которые обладают определенным потенциалом, влияющим на рост объема сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках товаров с учетом спроса потребителей.

Результаты исследования. Проведенный анализ состояния и развития АПК и сельского хозяйства как страны в целом, так

и Кабардино-Балкарской Республики в частности, показали, что несмотря на сложившиеся сложные макроэкономические условия в последние годы удалось добиться сбора высокого урожая основных сельскохозяйственных культур. Мониторинг функционирования и развития агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики позволяет сделать вывод о том, что АПК региона носит комплексный характер, отличающийся целостностью воспроизводственного цикла. Исследование производственно -сбытовой деятельности регионального АПК основывалось на изучении условий, сложившихся в настоящее время, в которых функционирует агропромышленный комплекс, включая объединения кластерного типа и различные интегрированные формирования, т.е. корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы. Формирование продуктовых кластеров в АПК целесообразно проводить в два этапа. Первый этап включает ведущие отрасли и предприятия, на которые прежде всего следует направить централизованные, бюджетные, заемные, собственные и другие средства и ресурсы для их ускоренной модернизации. К приме-

ру, молочная отрасль Кабардино-Балкарии, которая представлена 16 заводами и цехами при сельхозпредприятиях с высокой производственной мощностью с достаточно высоким ассортиментом продукции. Предприятия молочно-продуктового подкомплекса имеют благоприятные стартовые условия, позволяющие быть «точками роста» АПК КБР. Второй этап относится к формированию региональных экономических кластеров, включающих поставщиков сырья и ресурсов, перерабатывающие торгово-сбытовые и финансово-кредитные организации, что позволяет объединить имеющиеся ресурсы в эффективные технологические цепочки, начиная с производства сельскохозяйственного сырья до внешнего и внутреннего сбыта готовых конкурентоспособных продуктов питания, а также получить необходимые дохо-

ды, способствующие устойчивому развитию всех предприятий, входящих в кластер [2, 3]. Наши исследования позволили дать характеристику сущности кластерной политики, включающие совокупность методологических принципов и требований, которые обеспечивают проведение важнейших мероприятий по формированию экономических отношений в кластере, а также развития элементов и составляющих его структуры. Рассмотрение методологических принципов позволило сформировать комплекс задач, требований, закономерностей и предпосылок, которые, на наш взгляд, необходимы и достаточны для разработки методов и практической реализации специальной программы по развитию производственно-сбытовой деятельности при формировании кластерных объединений (рис. 1).

Рисунок 1 - Структурные элементы программы развития производственно-сбытовой деятельности

в условиях формирования продуктовых кластеров

В предложенную методику включена система приоритетных действий участников экономического кластера, способствующих развитию производственно-сбытовой деятельности на основе образования и развития кластерных объединений в республике. Основная цель программы предусматривает развитие производственно-сбытовой деятельности с учетом разработки системы координированных мер относительно всех участников продуктового кластера. В процессе разработки представленной программы определен ряд основных задач, которые необходимо решить в первую очередь:

- сформировать целостную систему, регулирующую взаимодействие участников деятельности по производству и сбыту сельхозпродукции, способствующую становлению методов и форм контроля за их скоординированной деятельностью;

- создать предпосылки и условия, способствующие росту конкуренции, развитию партнёрского взаимодействия внутри кластера и выпуску широкого ассортимента продукции, для чего сформировать соответствующую торгово-посредническую инфраструктурную базу и разработать механизмы саморегулирования через партнерские отношения субъектов продуктового кластера;

- разработать торговые и сбытовые стандарты на предлагаемую продукцию и услуги, обеспечивающие их безопасность и высокое качество;

- совершенствовать каналы продвижения товаров, внедрять новейшие передовые технологии налаживания торговли и логистики, создать современные торговые дома и распределительные центры;

- сформировать оптимальную структуру распределения производимых товаров и предлагаемых услуг, обеспечивающих их доступность для покупателей;

- обеспечить развитие инфраструктурной составляющей кластерного объединения, в том числе маркетинговой деятельности, создать систему наблюдения и оценки среды, в которой осуществляется производственно-сбытовая деятельность, изучить покупательские предпочтения, предоставлять необходимую и доступную информацию для производителей и населения [4].

Исследовать среду, в которой осуществляется производственно-сбытовая деятельность,

следует по следующим основным критериям: конкуренция внутри отрасли и в розничной торговле, платежеспособный спрос и потребительское поведение. Разработанная методика осуществления программы по развитию производственной и сбытовой деятельности в условиях кластерных объединений апробировалась по предприятиям молочно-продук-тового подкомплекса Кабардино-Балкарской Республики. Основная цель развития в республике специализированного кластера заключается в том, чтобы сформировать устойчивое объединение предприятий по производству и переработке молока, посреднических и торговых организаций, потребителей молочной продукции, географически и территориально взаимосвязанных, которые имеют совместную инфраструктурную базу.

Предложенный подход к объединению предприятий молочно-продуктового подкомплекса имеет ряд преимуществ, которые состоят в том, что он позволяет решить следующие задачи:

- сформировать инновационную ориентированность интегрированных предприятий в процессе производства и сбыта специализированной продукции, снабжения ресурсами за счет применения передовых технологий и методов ведения хозяйства в объединении по всей технологической цепочке, т.е. начиная от производства сельхозпродукции до ее реализации потребителю [5];

- обеспечить повышение конкурентных преимуществ интегрированных предприятий перед внешними конкурентами на основе широкой доступности большего числа поставщиков продукции и услуг, материальных, трудовых, информационных и прочих ресурсов, которые наиболее адаптированы к потребностям субъектов кластера;

Эффективная производственно-сбытовая деятельность в ходе становления кластерного объединения непосредственно связана с уровнем и качеством взаимодействия между перерабатывающими предприятиями и субъектами производственно-сбытовой деятельности [6].

Выводы. Представленный организационно-экономический механизм организации производственно-сбытовой деятельности в кластерном объединении регионального АПК способствует формированию комплексной системы, относящейся к регулированию мар-

кетинговых и управленческих действий по координации деятельности всех взаимосвязанных подразделений кластера для его дальнейшего экономического развития.

Осуществление производственно-сбытовой деятельности на основе организационно-экономического механизма позволяет: укомплектовать производственный портфель кластерного объединения в зависимости от имеющихся конкурентных преимуществ; обеспечить наиболее оптимальный уровень сбытовых издержек и обеспечению роста рентабельности реализации продукции; обрабатывать и анализировать информацию о ситуации на рынке по тем видам товаров, способных в перспективе и в настоящее вре-

мя обеспечить увеличение объема продаж в совокупности прибыли.

Применение на практике методики матричного функционально-стратегического анализа, позволяющего обеспечить рост эффективности продуктового кластера по планированию, управлению и контролю позволит: активизировать управление издержками с использованием достоверной и доступной информации, позволяющей выявлять настоящий и перспективный уровень конкурентоспособности производимой продукции; разработать стратегические планы по сбыту, соответствующие новым требованиям и постоянно изменяющимся условиям функционирования внутреннего и внешнего потребительского рынка.

Литература

1. Токолова А.А. Кластеры, как форма интеграции агропромышленного комплекса // Молодой ученый. - 2016. - №6.5. - С. 135137.

2. Кудаев З.Р., Боготов Х.Л. Производственно-сбытовая стратегия предприятий плодоовощного подкомплекса АПК: теория и практика управления. - Нальчик: ООО «По-лиграфсервис и Т», 2012. - С. 56-58.

3. Кудаев З.Р., Боготов Х.Л. Экономические аспекты инновационного развития и управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий АПК // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции КБГАУ. - Нальчик, 2020.

4. Шапсигов М.М. Основы интеграции при формировании аграрного рынка // Седьмой регион. Наука и практика. - Нальчик: ООО «Полиграфсервис и Т», 2014. - С. 134139.

5. Ушачев И.Г. Интеграционные процессы в АПК: плюсы и минусы // АПК: экономика, управление. - 2016. - №9. - С. 7-10.

6. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. - 2003. - №5. [Электронный ресурс] http://www.subconlractru/Docum/ Docmri-Show_DocmriID168.html. Дата доступа: 20.05.2016.

References

1. Tokolova A.A. Klastery, kak forma inte-gratsii agropromyshlennogo kompleksa // Mo-lodoj uchenyj. - 2016. - №6.5. - S. 135-137.

2. Kudaev Z.R., Bogotov Kh.L. Proizvodst-venno-sbytovaya strategiya predpriyatij plodoo-voshchnogo podkompleksa APK: teoriya i praktika upravleniya. - Nal'chik: OOO «Poligrafser-vis i T», 2012. - S. 56-58.

3. Kudaev Z.R., Bogotov Kh.L. Jekonomi-cheskie aspekty innovatsionnogo razvitiya i upravleniya proizvodstvenno-sbytovoj deya-tel'nost'yu predpriyatij APK // Sbornik materia-lov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfe-rentsii KBGAU. - Nal'chik, 2020.

4. Shapsigov M.M. Osnovy integratsii pri formirovanii agrarnogo rynka // Sed'moj region. Nauka i praktika. - Nal'chik: OOO «Poligraf-servis i T», 2014. - S. 134-139.

5. Ushachev I.G. Integratsionnye protsessy v APK: plyusy i minusy // APK: jekonomika, upravlenie. - 2016. - №9. - S. 7-10.

6. Tsikhan T.V. Klasternaya teoriya jekono-micheskogo razvitiya // Teoriya i praktika upravleniya. - 2003. - №5. [Jelektronnyj resurs] <http://www.subconlractru/Docum/Docmri-Show_DocmriID168.html>. Data dostupa: 20.05.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.