Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касторнова Ж.С.

Статья посвящена развитию института государственно-частного партнерства (ГЧП) в России и способам повышения его эффективности. Рассматриваются особенности развития института ГЧП в зарубежных странах. Выявлены основные проблемы развития ГЧП в России. Разработаны перспективные направления для повышения эффективности проектов ГЧП в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING EFFICIENCY OF PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to the development of the institution of public-private partnership (PPP) in Russia and ways to improve its effectiveness. The peculiarities of the development of the PPP institution in foreign countries are considered. The main problems of PPP development in Russia are revealed. Prospective directions for increasing the efficiency of PPP projects in Russia have been developed.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

2.Создание благоприятного инвестиционного климата. Помимо всех перспектив по развитию экономики страны, это понятие включает в себя и рост доверия граждан к ценным бумагам внутреннего займа, что расширяет перспективы для изменений в государственной политике управления долгом.

3.Рост качества административного контроля финансовых поток государства. Уменьшением внеплановых, в т.ч. коррупционных потерь денежных средств увеличивает возможности по своевременным выплатам долга.

Вывод. Если не предпринимать никаких шагов по изменению сложившейся ситуации, то постоянный рост внутреннего долга, может обернуться невозможностью его возврата. В свою очередь это повлечет за собой череду экономических и социальных проблем, через что наша страна уже проходила в девяностых годах.

Использованные источники:

1. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 2.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш, Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009.

3. Материалы сайта Министерства Финансов РФ https://www.minfin.ru

УДК 33.339

Касторнова Ж. С. студент магистратуры 2 курса направление «Экономика» Тюменский государственный университет

Россия, г. Тюмень ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация:

Статья посвящена развитию института государственно-частного партнерства (ГЧП) в России и способам повышения его эффективности. Рассматриваются особенности развития института ГЧП в зарубежных странах. Выявлены основные проблемы развития ГЧП в России. Разработаны перспективные направления для повышения эффективности проектов ГЧП в России.

Ключевые слова: эффективность, государственно-частное партнерство, проект, инвестиции, инфраструктура

Kastornova Zh.S. graduate student 2 course, direction "Economics" Tyumen State University Russia, Tyumen IMPROVING EFFICIENCY OF PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF FOREIGN COUNTRIES

Annotation:

The article is devoted to the development of the institution of public-private partnership (PPP) in Russia and ways to improve its effectiveness. The peculiarities of the development of the PPP institution in foreign countries are considered. The main problems of PPP development in Russia are revealed. Prospective directions for increasing the efficiency of PPP projects in Russia have been developed.

Keywords: efficiency, public-private partnership, project, investment, infrastructure

Институт ГЧП с различным успехом развивается во многих странах мира. Наибольшего распространения эта концепция достигает в странах с развитой рыночной экономикой и с устоявшимися традициями взаимодействия государства и частного сектора (например, Великобритания, Канада, США). В этих странах проекты ГЧП реализуются в первую очередь в социально значимых отраслях - образование, здравоохранение, окружающая среда [6].

Отличительной чертой развитых стран является их прогрессивное видение факторов, определяющих эффективность ГЧП. Проводятся многочисленные исследования проблемы эффективности государственно-частного партнерства. В странах ЕС исследования осуществляются в форме разработки специализированных стандартов оценки: применяемое ранее понятие строгой оптимизации (к примеру, максимизации рентабельности, чистого приведенного дохода и т. п.) преобразуется в более широкий многовариантный обобщающий анализ ценности партнерства (Value for Money).

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой (Китай, Индия, ЮАР) приоритетными отраслями для проектов ГЧП являются транспорт, энергетика, ЖКХ. Это объясняется невысоким уровнем экономического развития данных стран, потребностью в снижении нагрузки на государственный бюджет путем привлечения частных инвестиций, низкой рискованностью проектов ГЧП в перечисленных отраслях экономики/

В странах БРИКС постепенно формируется тренд к усилению значимости института глобального межстранового ГЧП, позволяющего решать более капиталоёмкие и важные для нескольких стран задачи

(например, строительство магистрали двух столиц «Москва-Пекин»). Для этого уже сформирован институт наднационального взаимодействия Банк развития БРИКС, с помощью финансовых инструментов которого планируется осуществление крупных инфраструктурных проектов. В этом смысле большое значение приобретают проекты, реализуемые с привлечением иностранных инвестиций. Привлечение иностранных инвесторов во многих странах БРИКС обеспечивается активной стимулирующей политикой государства, которое предоставляет иностранным партнерам различные налоговые льготы и преференции [3].

Во многих зарубежных странах наметилась тенденция к объединению нескольких инфраструктурных проектов в единый контракт ГЧП (Великобритания, Турция, Канада). Объединение проектов позволяет обеспечить экономию за счет масштаба, сократить закупочные и накладные расходы, увеличить экономию эксплуатационных расходов и обеспечить согласованный уровень обслуживания всей инфраструктуры во время эксплуатации и технического обслуживания.

Принятие Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» от 13.07.2015 №224-ФЗ явилось крайне важным и значимым шагом на пути развития института ГЧП в России. За период 2015-2016 гг. общее количество проектов ГЧП по сравнению с 2013 годом увеличилось почти в 10 раз, что в первую очередь объясняется развитием специального законодательства и повышенной заинтересованностью публичных партнеров в применении данного механизма для развития и модернизации инфраструктуры. Перспективными отраслями для проектов ГЧП в России сегодня являются ЖКХ, переработка ТБО, тепло- и электроэнергетика, платные автодороги и ИТ-проекты в транспортной инфраструктуре, проекты в области здравоохранения [1].

Вместе с тем, относительная новизна института ГЧП для нашей страны, порождает ряд проблем, которые замедляют его развитие на современном этапе. К таким проблемам по-прежнему можно отнести:

1. Текущая внешнеэкономическая ситуация, которая во многом ограничивает привлечение иностранных инвесторов в крупные российские инфраструктурные проекты.

2. Отсутствие диалога между государственным и частным партнерами. При реализации проекта ГЧП государство и бизнес руководствуются различными целями. Для публичного партнера целью является решение имеющейся проблемы (например, нехватки бюджетных средств для реализации приоритетного социального проекта) за счет частного партнера. Целью же инвестора является создание доходного бизнеса и максимизация прибыли. Для выстраивания конструктивного диалога необходимо, чтобы государство учитывало конечный интерес бизнеса, и при том бизнес учитывал мнение государства и общественную (социальную) значимость

проектов ГЧП.

3. К проблемам, с которыми сталкиваются инвесторы, можно также отнести условия получения кредитов в российских банках (высокая стоимость кредитных ресурсов), которая отрицательно сказываются на возможности инвесторов участвовать в ГЧП проектах. Зачастую высокие процентные ставки делают участие в проекте невыгодным для частного инвестора.

4. Для публичного партнера довольно остро стоит проблема ограниченного количества квалифицированных кадров в области ГЧП. Наблюдается нехватка компетенций в области привлечения потенциальных инвесторов, а также в вопросах проработки ГЧП-проектов (проектная документация, обоснование рентабельности).

5. На региональном уровне проблемой является недостаточная информированность потенциальных инвесторов о планируемых к реализации проектах и длительные сроки их согласования с федеральными органами власти.

6. Несмотря на то, что институциональная среда механизма ГЧП в России претерпевает положительные изменения, все еще имеют место законодательные сложности, которые во многом препятствуют его развитию. В частности к ним относятся отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих процедуру предварительных переговоров, контроль и мониторинг объектов; отсутствие норм, учитывающих отраслевую специфику проектов и др.

Учитывая положительный опыт реализации проектов ГЧП в зарубежных странах, перспективные направления повышения эффективности проектов ГЧП в России можно представить в виде SWOT-матрицы (табл. 1).

Таблица 1

SWOT-матрица развития ГЧП в РФ_

OPPORTUNITIES THREATS

1. Улучшение 1. Ухудшение

внешнеполитической и внешнеполитической

экономической обстановки; обстановки;

2. Повышение спроса со 2. Валютные риски;

стороны инвесторов; 3. Невыполнение

3. Оптимизация бюджетных обязательств частным

расходов; партнером;

4. Улучшение 4. Повышение цен на

инвестиционного климата в заемные ресурсы.

стране.

STRENGHTS ПОЛЕ СТРАТЕГИЙ SO ПОЛЕ СТРАТЕГИЙ ST

1. Развитая • Создание • Активизация отраслевых

институциональная специализированных проектных федеральных органов в части

среда; 2. Расширение отраслей применения механизма ГЧП; 3. Большое количество проектов на региональном и муниципальном уровнях; 4. Наличие института частной концессионной инициативы. команд по развитию и координации ГЧП в регионах; • Адаптация механизмов ГЧП под конкретные отрасли экономики; • Формирование площадок по обмену опытом в сфере ГЧП в регионах; • Дальнейшее эффективное организационное, информационное, правовое и методическое сопровождение механизма частной концессионной инициативы. методического и организационного содействия проектам ГЧП на местах; • Предоставление долгосрочных государственных гарантий возврата вложенных в проект средств; • Совершенствование методики оценки эффективности проектов; • Пересмотр порядка налогообложения операций, осуществляемых в рамках ГЧП.

WEAKNESSEAS 1. Отсутствие диалога между государством и бизнесом; 2. Недостаточная доступность средств финансирования для реализации проектов; 3. Нехватка инвесторов в субъектах РФ; 4. Многочисленные пробелы в законодательной базе. ПОЛЕ СТРАТЕГИЙ WO • Обеспечение доступности финансирования для реализации проектов, в том числе создание системы субсидирования; • Расширение инструментов бюджетного финансирования; • Создание в регионах комплексных практико-ориентированных программ обучения персонала; • Совершенствование федерального законодательства. ПОЛЕ СТРАТЕГИЙ WT • Расширение форм реализации и перечня объектов ГЧП; • Пересмотр требований к частному партнеру; • Разработка практических рекомендаций (шаблонов) по типовым проектам ГЧП, которые успешно реализованы; • Стандартизация правовых форм взаимодействия инвесторов и публичных образований.

Таким образом, эффективное развитие института ГЧП в России и субъектах РФ в сложившихся экономических условиях, на наш взгляд, может быть обеспечено путем реализации следующих мероприятий:

1. Активизация отраслевых федеральных органов в части методического и организационного содействия в реализации ГЧП-проектов, пересмотр требований, предъявляемых к частному партнеру (например, снятие ограничений на участие в проектах на стороне частного партнера, компаний, доля государства в которых превышает 50%), совершенствование методики оценки социально-экономического эффекта от реализации проектов ГЧП.

2. Расширение инструментов финансирования проектов, в частности привлечение средств паевых инвестиционных фондов, страховых компаний, пенсионных фондов; субсидирование процентных ставок, предоставление государственных гарантий.

3. Формирование эффективных проектных команд в регионах и реализация практико-ориентированных программ обучения специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; формирование и постоянное функционирование эффективных площадок по обмену опытом в сфере ГЧП между регионами (запуск специализированного федерального портала, проведение соответствующих мероприятий в рамках федеральных округов и макрорегионов и пр.).

4. Совершенствование законодательной базы в сфере ГЧП, в частности введение норм, регулирующих процедуру предварительных переговоров, контроль и мониторинг объектов, упрощение процедуры закрепления гарантий).

Использованные источники:

1. Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов [Электронный ресурс] / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 32 с. - Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/raytingREG2017_B5_Block_31-03-2017-web.pdf (дата обращения: 23.05.2017)

2. Рынок государственно-частного партнерства в России: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / IPT Group. - М.: 2016. - 39 с. -Режим доступа: http://www.iptg.ru/upload/iblock/ (дата обращения: 15.05.2017)

3. Черемная, Т.С. Государственно-частное партнерство в странах БРИКС: опыт и перспективы реализации / Т.С. Черемная // Мировая экономика. -2015. - №5. - С.190-197.

4. Grimsey D., Lewis M. Public Private Partnerships: The Worldwide Revolution in Infrastructure Provision and Project Finance / Edward Elgar Publishing Ltd, Cheltenham, U.K, 2016. - 267 p.

5. Infrastructure Public-Private Partnership in emerging market and developing economies [Электронный ресурс]. / The World Bank Group. Режим доступа: https://ppp.worldbank.org/ppp/financing/investors-developing-countries (дата обращения: 24.04.2017)

6. Review of European PPP Market in 2016 [Электронный ресурс]. / European Investment Bank - Режим доступа: http://www.eib.org/epec/resources/publications/epec_market_update_2016_en (дата обращения: 01.05.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.