Научная статья на тему 'Повышение эффективности обеспечения общественной безопасности при использовании результатов деятельности космической группировки'

Повышение эффективности обеспечения общественной безопасности при использовании результатов деятельности космической группировки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности обеспечения общественной безопасности при использовании результатов деятельности космической группировки»

Лончаков Ю.В. , Бецков А.В. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ГРУППИРОВКИ

Важнейшей задачей органов государственной власти является обеспечение общественной безопасности. Для повышения эффективности решения этой важной государственной задачи, в статье, обоснованно предлагается привлечение результатов деятельности космической группировки.

The major problem of public authorities is maintenance of public safety. 4 increase of efficiency of the decision of this state problem, in article, attraction of a resource of space grouping is offered.

Ключевые слова: общественная безопасность, потенциал космической группировки, мониторинг общественного порядка из космоса.

Keywords: public safety, potential of space grouping, monitoring of a public order from space.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября прошедшего года Президент России Д. А. Медведев указал пути развития в XXI веке нашей страны на основе всесторонней модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Им отмечено, что необходимо создать умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям. Приоритетной поддержкой государства и общества должны пользоваться, определил Президент России, высокотехнологичные проекты по совершенствованию государственных и иных структур. Это вопрос выживания нашей страны в современном мире [1]. В первых рядах таких проектов находится космонавтика.

Председатель Правительства России В.В. Путин неоднократно отмечал необходимость использования результатов деятельности мировой космонавтики на благо человека. «Обеспечение лидирующих позиций

- это не самоцель», - утверждал В.В. Путин. В подтверждение этого тезиса он цитировал выдержки из выступления нашего выдающегося учёного Константина Эдуардовича Циолковского, который говорил, что ракета - это не самоцель, а целью является улучшение жизни людей. Вот и сейчас, говорил он, необходимо сделать так, чтобы космическая отрасль работала на человека. Необходимо сформировать полноценный рынок космических услуг [12].

На итоговых Коллегиях министерства внутренних дел, в том числе 18 февраля 2010 с.г., министр МВД России генерал-армии Р.Г. Нургалиев, обратил внимание на слабую и неадекватную работу органов и подразделений этого ведомства складывающейся криминогенной обстановке в стране, потребовал повысить эффективность деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности. На этой же коллегии им были определены приоритетные направления оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности на 2010 год, такие как: раскрываемость преступлений, в том числе по горячим следам; адекватность мер борьбы с преступностью, складывающейся криминогенной обстановке; противодействие экстремизму, ликвидация бандподполья в Северо-Кавказском регионе; обеспечение безопасности самих сотрудников; борьба с экономической преступностью, антикоррупционная работа. Одним из важнейших условий обеспечения результативности работы органов внутренних дел и действий внутренних войск МВД России по указанным напрвлениям являются модернизация системы МВД России на основе современных достижений научно-технического прогресса, придание нового, более совершенного облика правоохранительной системе, способной адекватно противостоять нарастающей преступности.

В своих устных выступлениях и научных статьях, руководитель Федерального космического агентства РОСКОСМОС - А.Н. Перминов, неоднократно говорил о возможном и необходимом использовании спутников двойного и различного назначения, о целесообразном расширении применения результатов космических достижений в различных научных, оборонных, и социально-экономических секторах для того чтобы, добиться наибольшей эффективности от вложенных ресурсов в космическую индустрию [2; 3].

В данной статье нами рассматриваются проблемы совершенствования информационного обеспечения деятельности органов и подразделений внутренних дел России на основе использования результатов деятельности российской и международной космической группировок. Речь идёт не только о космических спутниках связи и глобального позиционирования (навигации), а о мониторинге поверхности Земли на предмет изучения определённых событий и их последствий, входящих в компетенцию органов внутренних дел.

Космонавтика - это отрасль, в которой сконцентрированы в реальных проектах новейшие достижения фундаментальных и научно - прикладных знаний человечества. Применение и использование результатов передовых знаний и технологий, полученных в воздушном и космическом пространстве, позволяет решать самые различные задачи. В том числе, в области организаций различных телекоммуникационных и оптико-электронных видов связи, мониторинга поверхности суши и воды с проникновением на значительную глубину, осуществления дозиметрических и бактериологических видов контроля, решения экологических и метеорологических проблем и т.д. Они могут быть использованы, так же, и для решения практических правоохранительных задач.

Например, наблюдение из космоса даёт возможность своевременно выявлять события, компетенции органов и подразделений внутренних дел на обслуживаемой территории. Оперативно получать качественную информацию о состоянии правопорядка на определённых территориях, что позволяет своевременно принимать необходимые и эффективные решения по адекватному реагированию на складывающуюся обстановку, в том числе при проведении спецопераций по борьбе с терроризмом. Таким образом, при законном использовании возможностей российской и международной группировки спутников, а так же Международной космической станции, в интересах охраны общественного правопорядка, борьбы с экстремизмом и терроризмом на территории России может значительно повысится эффективность деятельности органов и подразделений МВД России в целом по обеспечению правопорядка в нашей стране.

В связи с этим возникает важная научная проблема по формированию нормативно-правового регулирования использования результатов космической деятельности группировки в работе МВД России по обеспечению правоохранительной деятельности.

Как известно, в настоящее время российская космонавтика находится в числе ведущих в мире.

В нашей стране космическая деятельность осуществляется Федеральным космическим агентством РОС-КОСМОС. В России создана и устойчиво функционирует система доступа в космическое пространство, основанная на целом ряде экономически эффективных средств выведения. При поддержке руководства страны реализуются некоторые программы в области освоения и использования космического пространства. Это Федеральная целевая программа на 2006-2015 гг. «Глобальная навигационная система». Недавно одобренная (апрель 2007 года) Советом Безопасности Российской Федерации «Система взглядов на осуществление Россией независимой космической деятельности со своей территории во всём спектре решаемых задач на перспективу до 2040 года». Утверждённая Президентом России программа (24 апреля 2008 года): «Основы политики России в области космической деятельности на период до 2020 года и

дальнейшую перспективу». Готовится к принятию новая федеральная целевая программа, специально

ориентированная на внедрение результатов космической деятельности в социально-экономическое развитие территорий и страны в целом.

Федеральное космическое агентство РОСКОСМОС взаимодействует с иностранными государствами в исследовании и использовании космического пространства, организации и координации работ по космическим проектам. Оно заключило межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности белее, чем с 19 странами: США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина, страны входящие в европейское EKA.

12 сентября 2005 года организовано объединение предприятий Международная ассоциация участников космической деятельности (МАКД), осуществляющих и обеспечивающих космическую деятельность с целью расширения их экономического сотрудничества, объединения усилий при реализации совместных проектов, продвижения продукции и услуг на мировые рынки, представление интересов в государственных и иных органах, в международных организациях. В рамках международного взаимодействия реализуется много программ, например: Международная аэрокосмическая система мониторинга глобальных природных и техногенных явлений (МАКСМ). РОСКОСМОС принимает активное участие в работе Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (UNCOPUOUS), Международного комитета по исследованию космического пространства (COSPAR), Международного координационного комитета по проблеме техногенного засорения космического пространства (IADS), Форума космических агентств, Комитета по спутникам наблюдения Земли (CEOS), Международной астронавческой организации (IAC) и других организаций.

Научный Центр оперативного мониторинга Земли (НЦОМЗ), является структурным подразделением Федерального космического агентства РОСКОСМОС; осуществляет приём, регистрацию, обработку, архивацию, каталогизацию и распространение космической информации с отечественных и зарубежных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. НЦОМЗ предлагает данные дистанционного зондирования различного пространственного разрешения, получаемые с российских спутников: Ресурс-ДК,

Монитор-Э, Метеор-ЗМ №1, Метеор-М, Электро-Л, Ресурс-01, Океан-О, Канопус-В. И с зарубежных спутников: QUICKBIRD, IKONOS, EROS, SPOT IRS, LANDSAT, RADARSAT, TERRA (радиометр MODIS, ASTER), NOAA (радиометр AVHRR), ERS, а так же услуги по их тематической обработке и созданию продукции в соответствии с требованиями заказчика.

Основная деятельность НЦОМЗ осуществляется в рамках Федеральной космической программы России, и соглашений Федерального космического агентства Роскосмос с Европейским космическим агентством, космическими агентствами Франции, Германии, США, Италии, Украины и других стран.

НЦОМЗ может реализовывать заказы по следующим направлениям:

Съёмку оперативной космической информации с российских и зарубежных космических аппаратов;

Выдачу информации из архива по ранее выполненным космическим съёмкам высокого, среднего, низкого разрешения, в том числе информации научной и экспериментальной аппаратуры;

Подготовку стандартных информационных продуктов на основе космических данных;

Тематическую обработку и создание продукции в соответствии с требованиями заказчика.

НЦОМЗ выполняет следующие работы:

- эксплуатация космических систем приёма, обработка и предоставление космической информации потребителем;

- создание и ведение архива и электронного каталога космической информации;

- разработка методов и осуществления контроля информационных характеристик спутниковой аппаратуры и качества поступающей информации;

- обеспечение и проведение лётных испытаний научно-информационных измерительных комплексов космических аппаратов оперативного наблюдения Земли;

- развитие, модернизация наземных средств и технологий приёма, обработки, архивации и распространение космических данных;

- разработка научных и прикладных проектов, в том числе международных по изучению природных ресурсов Земли, экологии, Мирового океана и т.д.

В НЦОМЗ создан Центр приёма и обработки данных ДЗЗ, поступающих в международных диапазонах: 8

- 8,4 ГГц (потоки до 300 Мбит/сек) и 1,67 - 1,71 ГГц.

НЦОМЗ является наземным комплексом РОСКОСМОСа, осуществляющим приём, регистрацию, обработку, и распространение информации поступающей с космических систем дистанционного зондирования Земли, технические и программно-аппаратные средства наземного комплекса могут быть адаптированы для приёма и обработки данных с любых российских и зарубежных ИСЗ.

Используются космические аппараты следующего назначения:

- социально - экономического;

- научного;

- двойного назначения.

С учётом широких разрешающих возможностей названных организаций авторы статьи, предлагают решение обозначенной научной проблемы по формированию нормативно-правовой базы, регулирующей использование результатов космической деятельности Федерального космического агентства в интересах правоохранительных органов следующим образом.

A. В формируемой Федеральной целевой программе: «Использование результатов космической дея-

тельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации, и её регионов на 2010 - 2015 годы» внести отдельным пунктом использование космической продукции для информационного обеспечения правоохранительной деятельности на территории России.

Б. Составить и подписать межведомственное соглашение, с одной стороны Министерство внутренних дел России, с другой стороны Федеральное космическое агентство РОСКОСМОС. В котором, согласовать возможность использования космической продукции. Речь в данном случае идёт о дистанционном зондировании Земли, для информационного обеспечения органов и подразделений внутренних дел (в соответствии с их компетенцией).

B. Составить и подписать договор между юридическими лицами МВД России и РОСКОСМОС о порядке, с учётом всех особенностях, предоставления и использования результатов космической деятельности в правоохранительной деятельности.

Таким образом, МВД России, не только становится активным участником Правительственной Программы по использованию в своих интересах результатов космической деятельности Федерального космического агентства, но и предоставит возможность своим органам и подразделениям оперативно получать, в установленном порядке, качественно новую информацию с обслуживаемых территорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года.

2. Закон РФ « О космической деятельности» №147-ФЗ от 29.11.1996г.

3. «Министерство обороны осуществляет использование космической техники в целях обороны и безопасности РФ».

4. «Соглашение между США и РФ» от 26.01.1998г.

«Россия имеет право использовать собственные элементы, равно как и свою часть распределенных ресурсов, полученных от инфраструктуры МКС, для целей национальной безопасности».

5. «Положение о взаимодействии Росавиакосмоса, МО РФ, РАН и других потребителей космической продукции и космических услуг», утвержденное распоряжением правительства РФ №1232-Р от 18.09.2001г.

6. «Привлечение космических средств гражданского назначения, в том числе объектов космической инфраструктуры, находящихся в ведении Росавиакосмоса для решения задач в интересах обороны и безопасности страны осуществляется в приоритетном порядке на договорной основе».

7. «Акт работы межведомственной комиссии по вопросу использования РС МКС в интересах МО РФ» (директива начальника Генерального штаба ВС РФ №312/4/0380 от 15.10.1999г).

«...решение главным образом задач, связанных с ВПН, проработав возможность создания и доставки на борт МКС приборов с более совершенными ТТХ».

«Соглашением войсковых частей по организации и проведению космического эксперимента»

8. «Экспериментальные исследования по оценке возможностей использования Российского сегмента Международной космической станции для экологического обследования районов деятельности различных объектов» исх. № 072 от 11.03.2003 г.

9. А.Н. Перминов. Космическая отрасль России: старт в 21 век. Национальная оборона № 8 (17)

август 2007 г.

10. А.Н. Перминов. Новости космонавтики № 10 октябрь 2007 г.

11. Ю.В. Лончаков. О мониторинге состояний принятии оптимальных решений в системе «человек-машина-среда». Монография. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2003.

12. А.В. Бецков. Теоретические и организационные основы формирования и функционирования АМК МВД России. Монография. М.: Академия управления МВД России. Монография. М.: Академия управления МВД России. 200 9.

13. «Российская газета» - Центральный выпуск №4329 от 30 марта 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.